Mogultaj Постоянный
посетитель
Moscow
|
To Kagero
Кагеро.
"А родственники жертвы могут
утереться". Если не выйдет им доказать, как оно было - да,
могут.
"А другие Васи Пупкины с влиятельными друзьями
смекнут: эге ж, можно теперь пьяному ана колеснице
раскатывать, друг отмажет!" Не, не смекнут. Они только
смекнут, что им за это достанется несколько меньше, чем тем,
кто влиятельных друзей не имеет. Так они это и в самом
христианском обществе смекают, потому что дружба, слава Богу,
работает и в самом христианском обществе по принципу,
изложенному у Киплинга: "Друг - это тот, кто не отступится от
тебя, даже если ты согрешишь". В определенных пределах -
подразумевается. Но убийсиво по неосторожности или в состоянии
аффекта точно в эти пределы входит.
"Ну, очень
милосердно получается. Принципу минимизации боли офигительно
способствует". Так точно, способствует. А староримская
суровость ему НЕ способствует.
Кагеро, Вы же должны
знать, к примеру, что даже писаный закон РАЗРЕШАЕТ НЕ
СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ ПРОТИВ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ.
Лжесвидетельствовать запрещает, а вот просто показаний не
давать - разрешает. А традиционный китайский закон не то что
разрешал не давать - он ЗАПРЕЩАЛ ДАВАТЬ показания на близких
родственников! А вот все остальные показывать обязаны. То
есть тот самый принцип: близкий к Иксу освобождается от ряда
аспектов клятвы по отношению ко всем, кого судьба
противопоставила Иксу - по самой же клятве. Потому что клятва
покровительствует частным союзам и частной дружбе и любви - В
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРЕДЕЛАХ. В частности, сын освобождается от
обязанности помогать другим против своей матери, если она на
них преступно напала. Все прочие обязаны пострадавшим помогать
(а именно, показывать правду о преступлениях этой матери), а
он - нет. Он освобождается в данном частном случае от клятвы
взаимпомощи и ненападения, ему дано право пособничать
агрессору умолчанием о том, что он знает. А всем прочим - не
дано, и для всех прочих это будет считаться
преступлением.
"Весь дьявол в деталях. Убийца моей
сестры вполне сознательно напился (насильно в него не
вливали), сознательно сел за руль, сознательно ехал со
скоростью под 90 там, где велено 40. Но сестру сбил, конечно,
нечаянно. По какому случаю суд весьма растрогался - ах, он же
не хотел! - и сукин сын отделался условным сроком". Так
точно, весь дьявол в деталях. Но Вы же этих деталей не
приводили. Остаются в силе вопросы: помощь оказать пытался,
сам в известность о деле власти поставил, или скрылся?
Вергельд уплатил? Милости, прощения и пощады в стиле "не
губите, повинную голову меч не сечет, а вам от погибели моей
толку никакого!" - просил? Если да, то остается в силе Ваш же
вопрос: "А от этого (оттого, что он еще и сядет) родичам
сбитого будет офигенно легче"? Если да, то только от сладости
мести; месть и в самом деле сладка, и Хатти (в отличие от
христиан) это санкционирует и считает месть важной функцией
наказания, но мстить положено за намерения или совсем уж
фантастическую безответственность, заведомо чреватую
преступлением ("такая глупость и значит измена").
Если
Вы хотите знать, как по нормам вавилонской этики поступит
хеттский царь в том случае, какой Вы описали (но сбивший тут
же заявил сам и оказал посильную помощь жертве или
родственникам, если жертве уже не поможешь), то ответ простой:
колесницу у друга отберет, раз тот ей так злоупотребил,
предложит родным жертвы очень большой вергельд за смягчение
иска и очень их попросит этот вергельд принять и иск смягчить.
Если родственники откажутся и потребуют сажать по всей
строгости закона - осудит по строгости закона и выпустит по
ближайшей амнистии за хорошее поведение, а родственникам
найдет случай припомнить, что по всей строгости закона и их
тоже найдется на чем поймать. По самой чистой справедливости -
только без снисходительности.
Если же тот скрылся с
места происшествия и желал отмазаться вовсе, то царь дружбу с
ним разорвет, как с человеком, совершившим из трусости большую
подлость.
Прошу прощения за то, что как задачу
разбираю случай, касающийся Вас, мягко говоря, лично, но что
мне остается делать? Ведь это Вы его подняли.
***Нет,
такого царя в стране Хатти сочттут большой сволочью*** А от
этого родичам сбитого будет офигенно легче. Да они сами его
сочтут кем надо". А какое отношение это имеет к делу? Мы же
обсуждали саму вавилонскую этику, а не отступления от нее.
ПРОТИВ своих норм друзей отмазывают и христиане, и вавилоняне.
Если царь отмажет сознательногго убийцу или полностью отмажет,
по образцу приведенного Вами суда, убийцу бессознательного, он
поступит против вавилонской нормы.
"Нет. Просто мы оба
знаем, что человек между гнилым яблоком и хорошим склонен
выбирать хорошее. Допустим, вавилонская этика хороша, а
полисная, сверхценническая, конфуцианская плохи. Но. Что же мы
видим на протяжении истории? Греки отказываются от Вавилона в
пользу полисной этики, евреи - в пользу сверхценнической,
японцы - в пользу конфуцианской. Совершенно
добровольно".
Несколько замечаниj. 1) Я же писал,
что этот аргумент работает одинаково против Вас и нас. От
христианства тоже отказалась практически вся североцентральная
Европа + Америка, и совершенно добровольно. А в конце веремен
откажется почти весь мир - по Вашей же вере. 2) Между
гнилым яблоком и хорошим человек склонен выбирать хорошее. А
между табаком/алкоголем и воздержанием от него - алкоголь и
табак. А в эпоху кризиса он склонен выбирать тираническое и
жестокое быстрое решение справедливому медленному - из страха
и растерянности. С чем сравнивать приход Осевого времени - в
глахах смотрящего; в моей картине мира как раз с употреблением
наркотика или новокаиновой блокады (в Греции). 3) Если
решать дело большинством голосов, то Индия одна перевесит и
евреев, и греков. А китайцы НЕ ОТКАЗЫВАЛИСЬ от вавилонской
этики в пользу конфуцианской; я же Вам писал, что
конфуцианство - это здорово съехавший Вавилон, но
_грамматичская основа_ у него именно та, вавилонская,
оптимальное совместное выживание в наибольшей.безопасности и
благополучии.
и самое главное, 4) - от вавилонской
этики и не думали отказываться, отказались только от ее
грамматик. Ну и что удивительного? В 4 веке знали, что земля
круглая, потом на 800 лет забыли и пробавлялись ящиком
Инdикоплова. В области грамматик, что этических, что научных,
возможны грандиозные регрессы, совершенно не связанные с их
сравнительной ценностью и истинностью.
Примением Вашу
логику к России. Крестили Россию насильно; а добровольно она
выбрала большевиков в 1917-18 и либеральных большевиков в
1990-1993. Надо ли выводить из этого преимущество
большевистской этической грамматики перед
христианской?
Применим Вашу логику и по-другому. По
мнению раввинов, 4/5 евреев просто не пошли \за Моисеем,
остались в Египте и стали египтянами. Совершенно добровольно.
Так за кем оно было, большинство? (И, спрашивается, кто
выиграл? :))
"В случае с крахом Вавилона в истории мы
видим обратное: люди добровольно выбирают то, что сложнее:
эллинизм с его презрением к плоти и всякой витальности вообще;
буддизм с его неприятием жизни, как таковой, конфуцианство,
которое всех норовит выстроить по росту, иудаизм с такой
системой ритуальных запретов, что любой христианский монастырь
казачьей вольницей кажется. Почему люди отказываются от
достижимой планки в пользу недостижимой? Ведь именно
достижимовть вавилонской планки делает ее в Ваших глазах такой
привлекательной?"
Начнем с конца. "Ведь именно
достижимость вавилонской планки делает ее в Ваших глазах такой
привлекательной?" Никоим образом. Это я объяснял, что
бОльшая достижимость этой планки позволяет существовать около
нее за счет своих сил, без Благодати. При этом полностью ее
достичь не может никто, так же как и Вашей. Вавилонская
планка, грубо говоря, такова: "никогда не делай против людей
своей клятвы подлостей, ни малых, ни больших, никаких". Эту
планку никто никогда не выдерживал, ее и поставили не для
того, чтобы ее выдерживали, а для того, чтобы к ней
подпрыгивали и тем самым не опускались слишком далеко от
нее. Привлекательна же она вовсе не тем, что она
"достижимее" - достижимее всего принять антифриза, лечь под
забор и тихо помереть во сне, - а тем, как она отвечает
природе человеческих желаний.
Далее. Как и что люди
добровольно выбирают. Да не выбирают они ничего такого! Это
грамматики они такие выбирают, а у них у самих язык на 90
процентов остается прежним, вавилонским. И в грамматике у
буддистов написано, что жизнь невыносима и надо стремиться к
нирване - однако смотришь, выносят, растягивают путешествие к
этой нирване на тысячи перерождений. И в грамматике у христиан
написано, что надо смиряться, а воевать из гордости и за
добычу нельзя, - однако тот же Генрих Пятый прекрасно воюет, и
только оправдывает это, притягивая за уши другие
грамматические правила. Ну скажите, что это он так просто
возревновал об абстрактной справедливости, по которой Франция
должна принадлежать Плантагенетам, а не Валуа, что из-за
одного этого повел войну! И все находят, что он молодец, и
никто не кричит, что это вопиюще антихристианское поведение. И
в грамматике у евреев написано, что они всю жизнь должны
делать предстоянием Богу, а реально они предстоят ее в
основном своим детям и своим коммерческим или иным делам, - и
опять же, притягивают к этому за уши оправдания по нормам
своей грамматики. Насчет эллинизма с его презрением к плоти -
это существенно неверно - культура с таким культом тела и
физической стати никакого презрения к плоти не питает. Она
питает презрение к плоти как к ИНДИВИДУАЛЬНОЙ плоти, и крайне
ценит ее как ПЛОТЬ ШЕСТЕРЕНКИ В КОЛЛЕКТИВЕ, плоть той самой
"воплощенной в индивиде популяции". Отсюда, кстати, их
сексуальные заморочки: легитимизируется только
гетеросексуальность, так как только она обеспечивает
воспроизводство популяции; а в ее пределах легитимизируется
только составляющая производительная. О своем удовольствии
стороны специально заботиться не должны (какое автоматом
приходит при "производительной составляющей", того и довольно,
а специально о том стараться постыдно и низменно),
стихотворения одной поэтессы о том, какие хитрые приемы она
применяет в лавмэйкинге с мужем (и исключительно с ним) сошли
в Риме Первого века н.э., и то не у всех, ревнители
катоновского благочестия пыхтели и плевались. В Греции или том
же Риме более раннего времени это просто списали бы как
порнуху. Ну ладно, грамматика у них такая (вероятно, Вы это
и мели в виду под презрением к плоти, надо было только
добавить: к плоти как принадлежности и достоянию индивидуума;
как механизм, работающий в общем механизме, они же эту самую
плоть очень ценили). А на практике - а на практике
гомосексуальную юнгофилию по всей Европе звали "греческой
любовью", и грамматика была сама по себе, а жизнь с ее
РЕАЛЬНЫМИ НОРМАМИ - не беззаконием, а именно _нормами_, эту
самую любовь вполне включавшими, - текла сама по себе. И когда
надо было лишний раз приколоть Цезаря, припоминали его роман с
Никомедом, причем настоящим злом практически никто в душе это
не считал.
Так pouchitsya, знаете, chto и современный
Запад "выбирает" не-вавилонскую этику - что они к Клинтону
привязались? По вавилонской этике он ни черта плохого не
делал, кроме лжесвидетельства, но и это зло аннулируется тем,
что по вавилонской этике его о таких делах нельзя было
допрашивать категорически. . Что, считать, что и СШа
выбирают какую-то "сложную" этику?
Тех, кто
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО выбирал не-вавилонские этики, всегда было по
пять человек, и НЕ ОНИ БЫЛИ СОЦИООБРАЗУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ. А
почему именно им настоящий социообразующий элемент
периодически доверял писать этические грамматики, НЕ
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ его же, элемента, языку - причины тому -
социальные и социопсихологические кризисы. Если судить о
сравнительной ценности грамматик по этому факту, то самой
лучшей придется признать нацистскую грамматику - такой
массовой, стойкой, жертвенной и добровольной преданности не
получала ни одна другая.
***Но тогда встает вопрос: что
ж мы так одинаково его искажаем?*** Совершенно неодинаково вы
его искажаете". У нас меньше расхождений, чем у христиан
разных толков и разных времен. Наше свободное искажение
унифицирует лучше, чем ваш внешний неизмеяемый эталон!
Отродясь вавилоняне одной страны не поднимали друг на друга
руку в войне из-за идеологических разногласий, христиане -
сколько угодно.
***Грехопадение и общая для нас
"падшесть", то есть приближение к злу и распаду? Того быть не
может: в этом случае мы бы искажали Божью речь в ницшеанство,
а не в вавилонскую этику*** Это с какой же радости?" Хотя
бы с той радости, что устремление к злу никак не возведет в
конечный идеал "счастье всем даром, и чтоб никто не ушел
обиженным".
"Не получается. На каком этическом языке
при этом говорили сами мужики? Если на том же, что и элита -
то почему они, став новой элитой, не воспроизвели новую
грамматику?"
ПОТОМУ ЧТО НОВОЙ ЭЛИТОЙ СТАЛИ ВОВСЕ НЕ
ОНИ. А стали ей революционеры-отщепенцы из старой элиты,
которые, естественно, написали грамматику против грамматики
старой элиты. Все как в 1917 (упрощенно, конечно).
"Все
это, конечно, очень бла-ародно, но тогда получается, что у
"мужиков", которе поперли на элиту, УЖЕ должны были
сформироваться принципы полисной этики. Кто-то должен был
первым вслух сказать: ах, как это хорошо - когда ни одна падла
не высовывается! А другие должны были иметь какие-то
предпосылки к тому, чтобы ответить: о, да, это очень хорошо!
То есть, измена Вавилону произошла задолго до того, как мужики
восстали. Полисная этика была базой, а не следствием этого
восстания".
Избави Господи. Вы же Аристофана читали?
Вслух сказать: "как хорошо, если никто не высовывается, а наим
полис диктует, как мы должны и как не должны с собственными
женами развлекаться" мужики так же не должны были, как в 1917
говорить: "Ах, как это хорошо, когда вся собственность на
средства производства государственная, а нас
коллективизируют!" Они такого и не говорили. Они говорили:
"Ах, как хорошо, когда аристократов стреножили // помещичью
землю нам дали! Доверим писать грамматику тем людям, которые
взялись за такое славное дело! Нам на их грамматики, в
общем-то, положить, мы им просто власть доверим". Еще раз,
все, как в 1917 году. Что, для победы большевиков нужно было,
чтобы крестьяне прониклись антисобственническими началами? Они
большевиков и поддержали именно потому, что ими НЕ
проникались, а мечтали о свой землице!
"Видите ли, в
чем дело. В этом случае глупостью и недальномыслием страдает
99% населения земного шара".
90, и не всегда, а в
эпохи кризисов. Так ведь так оно и есть. Как писал Рассел,
специальную историю глупости писать не нужно - уж слишком
совпадает со Всеобщей историей.
"На самом деле все
было гораздо проще. Мужику, который впахивает у себя на поле
или в мастерской, очень трудно объяснить, что правители и
богачи наслаждаются, стараясь его не обездоливать и не
причинять ему боли. Он бы, может, и рад пить вино и ходить по
девкам - но ему некогда. И зачастую не на что. У Исайи и
Иеремии на одну страницу обличений идолопоклоников приходится
по три-четыре страницы обличения социальной несправедливости:
"князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они
любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело
вдовы не доходит до них" (Исаия 1:23) И, будьте покойны, мужик
сочувствует Исайе, а не князьям".
Мадьяр ты, Водичка,
плохо знаешь. По всей Палестине в 8 веке - мелкие винодельни
(арехологически известны), в каждой деревушке. Для кого они
вино гнали, для князей в Иерусалиме? Там свои винодельни,
похлеще. Вы почитайте, как те же пророки поносят ВЕСЬ НАРОД за
то, как он напивается да по девкам ходит, и как народ этим
пророкам отвечает насмешками. Эти самые мужики. Я в свое время
специальную подборку составлял этих ответов -
"Может
быть, ему и плевать на Израилева Бога - но он видит простым
глазом, что Исайя о нем, мужике, думает и страдает, а Менашше
на него, мужика, накласть и растереть. И хоть не вслух, да про
себя, он принимает сторону Исайи, а не Менашше. И начинает
призадумываться: а может, и по вопросам об идолах этот Исайя
прав?"
Так ведь ничего такого в Израиле-Иудее не было.
Слишком явно было, что Исайя думает не за мужика, а против
Менашше, а враждебен он и тому, и другому. См. подборку цитат
по этому поводу в конце поста; я в свое время ее свел под
претенциозное заглавие "не без славы была наша погибель", в
том смысле что резистанс мы этому самому Исайе оказывали и на
княжеском уровне, и на мужицком.
А вот в Греции все
было именно так, как Вы пишете, по части мужицкой поддержки
тамошнего Исайи. Только вот задумываться, прав ли тамошний
Исайя по вопросу об идолах, мужик так и не пожелал, а сохранил
о том свои представления. Грамматику только отдал им на откуп
- потому что сам ее в любом случае не писал. Мужики не пишут
грамматик.
"Помните, что я писала о двух категориях,
которых отторгает Вавилон: о "желающих странного" и
"прокаженных"? Так вот, думается мне, что Вавилон падал всякий
раз, когда начинал совсем уж бесстыдно относиться к своим
прокаженным, а главное - когда прокаженные вдруг понимали (как
правило, благодаря "желающим странного"), что они в
меньшинстве. Тогда они просто шли за тем из "желающих
странного", кто им больше приходился по душе".
Это-то
да (с точность до "прокаженных": они тут практически ни при
чем, см. ниже), только Вавилон от этого не падал. Вавилон
падал по совершенно иным причинам: когда ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК СИЛЫ
в данном обществе по своим - совершенно неидеологичким! -
соображениям, по сугубо корыстным соображеним - решал вверить
власть или призвать к власти именно этот союз части желателей
странного с очень небольшой частью прокаженных (тоже желателей
странного). Так истэблишмент Иосии призвал пророков - не
мужики, нет, а царь и двор, те самые угнетатели, решили
утилизовать эту энергию; так истэблишмент Рима призвал
христианство; так истэблишмент Германии призвал Гитлера. И так
демос Греции призвал тех немногих аристократов, которые
возглавили строительство полисного общества; потому что в
первых трех случаях силой распоряжался истэблишмент, а в
последнем - народ.
"И, окажись ВЫ лицом к лицу с
"прокаженным", которого вавилонская "по брюху" элита обрекает
на голодную смерть или, в лучшем случае, голодное прозябание -
Вам было бы очень трудно убедить его в том, что он, восставая
против Вавилона, окажется дураком".
А он и не
окажется. Я его не буду в таком убеждать не только потому, что
у него мотыга, а потому, что он прав - какой ему смысл
соблюдать лояльность Вавилону, если тот его несправедливо
обрекает на все сказанное и тем похваляется? Это случай Михеля
Кольхааса, а еще вернее - английского мужика, согнанного
против закона с земли в Англии 16 века, - и закон-то говорит,
что этого делать нельзя, только всем на это положить. А вот та
часть закона, которая убивает за бродяжничество, - она
почему-то работает исправно...
Только ни один Вавилон
по этим причинам не падал. Вавилон не свергают сирые и убогие,
их в Вавилоне, кстати, куда меньше, чем в Риме. А когда сирые
и убогие там все-таки оказываются, они восстают под знаменами
простыми - подати убавь, паразит, казнокрадов усмири! И
Вавилон восстания подавляет, а требования в значительной
степени удовлетворяет. Примеры таковых: массоваые восстания в
провинциях в Риме, подавленные железной рукой, привели к тому,
что Империя перестала качать из провинций кровь, в отличие от
Поздней Республики; союзническую войну раздавили, а
гражданство италикам дали.
Христианство стало
распространяться и распространилось akkurat тогда, когда сирых
и убогих стало меньше всего. Ни одна сверхценная религия не
приходила к власти на волне _СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА СИРЫХ И
УБОГИХ (даже классическая полисная античность - там не
прокаженnые, там крепкие середняки выступили против
аристократов. Победа полиса - это победа "зеленых" кулаков над
белыми и большевиками разом; впрочем, виноват, большевиков в
Греции не было вовсе); это только утописты-коммунисты и
средневековые уравнители-еретики придумали задним числом. И ни
одна сверхценная религия социального гнета не ослабляла либо
вовсе (христианство), либо надолго (иудаизм, ислам). И ни одна
из них не победила на "прокаженных". Пока христианство было
религией преимущественно "прокаженных" (которые и не думали
восставать на Римский Вавилон, кстати*), оно никого не
волновало иначе как по вопросу о непочитании гения императора
и "высовывания", противопоставления себя окружающим (то есть
как раз по полисным заморочкам). *В 1-3 веках восставал на
Римский Вавилон кто угодно, только не
христиане.
Вавилонские грамматики, еще раз, падают,
когда значительная часть обычных обывателей и истэблишмента
зовет в кризисных условиях, по абсолютно внеидейным причинам,
к власти наиболее энергичных "желающих странного" (а не
"прокаженных", которые никого особо не волнуют). Сам же
Вавилон не падает вообще. Раннехристианская община - это НЕ
Вавилон. Но империя Каролингов, или Гогенштауфенов, или
Плантагенетов - это Вавилон. Оттого, что он формально
исповедует иную грамматику, у него занижается самоценка (он
считает себя субстанциально "греховным"), но иным он не
становится. Точно так же, как античные общества не переставали
быть вавилонскими на 90 процентов, просто они вынуждены были
считать собственную жизнь - реальную! - чем-то стыдным;
постоянный кризис самоидентификации у них оттого был, а
реальная жизнь оттого не менялась. Христианский или полисный
социум - это Вавилон в состоянии маниакально-депрессивного
психоза и заниженной самооценки, только и всего. Тех, кто
полисность или христианство воспринимал по-другому, тех, для
кого это становилось упорядоченной сутью, а не
дегармтнизирующим безумием, внедренным в совершенно иную
систему, - всегда было очень немного, и социум строился не на
них.
"Так ведь за плохой поступок придется сильнее
морду бить. Это как со столбняком: или один укол для
профилактики, или целый болючий курс лечения". ОДИН УКОЛ?
Христианин ОДИН РАЗ в жизни исповедуется? Нет, лучше один
болючий курс лечения по болезни для заболевших, чем ежедневные
уколы для профилактики для всех.
***Простите, но по
Вавилону вполне канает оправдание "а мне плевать, мне очень
хочется"*** То есть как это так это? Это, пардон, оно по
ницшеанству катает. А Вавилон скажет: "ну да, ты в своем
внеклятвенном праве клятву нарушать, а мы в своей
внутриклятвенной обязанности тебя в землю за это вмять".
"Главное - обеспечить себе немордобитие со стороны
стаи. В первый раз Борн педпринял захват замка, будучи во
вражде с окрестными сеньорами - огреб по башке. Во второй раз
предпринял то же самое, будучи в дружбе - вышел
молодец". Так обратите внимание, это случилось в
христианском обществе. А могло бы и в вавилонском. И то и
другое было бы нарушением и христианской, и вавилонской норм.
ПРАКТИЧЕСКИ и в Вавилоне, и, как выясняется, в Риме достаточно
бывает добиться немордобития со стороны стаи. А по НОРМЕ в
Вавилоне оправдан не тот, кто добился немордобитя стаи, а тот,
кто справедливой клятвы не нарушил. Не тот не ошибся в языке,
кто с одноклассниками договорился что он им конфету даст, а
они подтвердят, что когда он собаку через ять написал, то это
не ошибка, - а тот, кто собаку писал в соответствии с нормами
языка, которые не одноклассники
придумали.
***Исторически все это подтверждается:
гражданских войн и внутренних раздоров в христианских аграрных
обществах на порядок больше, чем в вавилонских*** "Неужто?
Я вот по своему любопытству изучаю две страны примерно одного
периода: Японию начиная с мятежа Хогэн и заканчивая сегунатом
Токугава (скучный период, не люблю его :)) и Англию
Плантагенетов. Так давайте возьмем адекватный исторический
период, начиная от Генриха 2 Английского и заканчивая Ричардом
3-м (1154-1485) и сравним его с теми же годами в Японии (смута
годов Хогэн - правление сёгуна Асикага Ёсихиса) и подобьем
бабки: где больше воевали и по каким причинам. В порядке
чистоты эксперимента исключим континентальные войны и войны с
шотландцами-валлийцами-айнами".
Мамочки родные. Так
зачем же в порядке эксперимента их исключать-то? Это невольная
подтасовка эксперимента будет, да еще какая! Феодальная знать
при феодальной раздробленности хочет воевать. Не хватает
внешних войн - дома воюет. Хватает - и дома тоже, но больше с
внешним врагом воюет. Японцы у себя на острове сидят, а на
континенте их соседи - централизованные империи, сунешься - в
лоб дадут, лучше уж не соваться. Приходится воевать дома. А
когда англичане в таком положении оказывались - ровно то же
самое. Выбили их с континента - дома устроили заваруху в Войне
Роз. Заключили мир с Францией в 13 веке - дома тут же устроили
войнушку в 1260-х. Когда закончили и чуток отдохнули, Эдуарду
пришлось их на Шотландию переключать, да на Уэльс, чем он их и
занял на все свое правление. Поэтому вы сравнивайте войны
феодальной знати на круг, а не по предложенной Вами системе. И
выяснится, что и та, и другая воюют фактически
непрерывно.
"Вот это, простите, фактическая неправда. А
правда заключается в том, что ни Дольчино, ни Тайлер, ни
Мюнцер не выдвигали хоть сколько-нибудь приемлемых требований.
И со стороны крестьян в отношении господ велась та же самая
война на уничтожение".
Из всех перечисленных верно
только применительно к Дольчино. Тайлер не только эти
предложения выдвигал, но даже и соглашение вполне приличное
заключил; в Китае его бы и выполнили. Кед - выдвигал.
Венгерское восстание Дожи - выдвигало. Гуситы - еще как
выдвигали, прежде чем пуститься во все тяжкие. Крестьянская
война в Германии велась одними на уничтожение, а другими нет.
Один из главных эпизодов: крестьяне приходят к местному
феодалу и говорят ему: "Больше никакой барщины, и оброка
никакого. Живи своим богатством и землей, и чем хочешь". Тот
им: "Что же я вам, соотечественники, плохого сделал, и почему
вы решили со мной так обходиться?" Они ему: "Ничего
особенного, то же, что и все господа делают, но мы просто
больше вообще не хотим иметь господ". Это называется "война на
уничтожение"? Даже Жакерия, уж на что страшая война, и та
велась в одних местах на уничтожение, в других - нет, и
требования приемлемые в отдельных районах отлично выдвигала. А
Дольчино - это не крестьянская, это крестьянско-религиозная
война. Большинство восстаний шло под простейшими
лозунгами: "Меньше налогов, уберите злоупотребления властью,
ограничьте повинности!" РОВНО КАК В КИТАЕ (в Китае и резни со
стьороны восставших было ненамного меньше, а иногда и не
меньше вовсе).
Сказал бы я, что когда "прокаженные"
против угнетателей в Вавилоне выступают, у Вас отношение одно,
а когда в Риме, и те угнетатели помазанники Божьи или
действуют с попущения и под защитой тех помазанников - то
другое; но воздержусь, ибо это Вы едва ли имели в виду.
"Сердце людей аламаннэ страны Хатти я знаю, любовь к
справедливости у них крепка".
***Только в виде военной
хитрости, чтоб потом еще страшнее расправиться. Мыслимо, чтоб
примирившегося крестьянского повстанца европейский король
поставил губернатором?*** Немыслимо, потому что при феодальной
организации не было ни губернаторов, ни губерний, были
графства и графы". А наследственный губернатор в Китае
поздней Тан - он, конечно, не граф. Кстати, а какого-нибудь
крокана поставит король генерал-интендантом или
прево?
"И потом, признаки не могут появляться все сразу
одновременно". Э, нет. Лет пятдесят известно, что генные
изменения идут пакетом. Причем внешне совершенно
невзаимосвязанные параметры меняются именно такими
пакетами.
"Есть обезьяны без противостоящего пальца,
лобных долей и непрямостоящие - и есть неандерталоиды сов семи
вышеперечисленными признаками. А промежуточных звеньев нема
нигде. Долго искали, чтобы проклятых церковников опровергнуть.
Сто лет специально искали - нема". ТО ЕСТЬ КАК НЕМА? У Вас
теперь архантропы - непрямостоящие? Переходными к прямостоянию
были и вовсе австралопитековые. Лобные доли у архантропов
больше, чем у австралопитековых, и неандертальцев - больше,
чем у архантропов, у схульских неандертальцев - больше, чем у
прочих неандертальцев.
***Так потому виды новые так
редко и образуются*** "Гораздо чаще, чем им положено по
теории вероятности". Это к дарвинизму. Гораздо чаще, чем им
положено по теории вероятности - если за основу брать
дарвинистскую модель
эволюции-путем-естественного-отбора-случайных-отдельных-мутаций-отдельных-признаков.
Так я Вам что, ее что ли толкаю? С равным успехом я мог бы
толкать флогистонную теорию тепла.
***Так я ж говорю -
это не в моей акватории. Немаловажная причина, кроме
вавилонских добродетелей - а чем народное возмущение прикажете
усмирять?*** То есть, при наличии автоматов вавилонская этика
уже невозможна? Точнее, работает только в один
конец..."
Дивные дела:). Я пишу: немаловажная причина,
КРОМЕ Х, также и Игрек. Вы отвечаете: "То есть без игрека не
работает"? Я же не писал: необходимая, я писал: немаловажная.
Моя акватория - это не вообще всякая древность, а 3-2
тысячелетия, БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Уже в 1-м тыс. до н.э. аналоги
автоматов появились (железный доспех, железное оружие,
массовые регулярные армии), а до голода все равно обычно не
доводили. Интересно, что в Римской империи разорение налогами
подданных возрастало в полной параллели с христианизацией
государства (христианство за это не ответчик ни в какой
степени, сразу скажу. Просто истэблишмент решил закрeпостить
все население и драть с него три шкуры вместо одной; в этом
деле ему и энергия христианства была очень на руку. Кстати,
этому наезду на население христианство и не думало
противостоять)..
Александр
ПРИЛОЖЕНИЕ: ответы
иудейского мужика пророку Исайе. Так сказать, "Обратный поклон
барских крестьян своим доброжелателям".
Представление
об относительности, конечности и несовершенности всего
существующего (включая Божество и все, что от него исходит).
"(Есть) поговорка в Эрец-Йисраэль: "Много дней
пройдет, и любое пророчество утратит силу (досл. "исчезнет"
Конкретный смысл: "в любом пророчестве изначально обязательно
есть элемент ошибки, так что с течением времени расхождение
между ним и реальностью будет автоматически нарастать, пока
оно окончательно не утратит практической ценности". Общий
смысл: "все относительно, ничто не вечно".)"
(Иез.12:22).
Антропоцентрическая позиция народа и
истэблишмента. Гордость и концентрическая ориентация
("своеволие"/самостояние/персонализм) перед лицом божества.
Народ "поступает по упорству своего сердца"
(Иер.23:17), "каждый обращается на собственный путь, как конь,
бросающийся в сражение" (Иер.8:6). Израильтяне "полагаются на
человека, чье дыхание - в его (собственных) ноздрях"
(Ис.2:22); израильтянин "надеется на человека и плоть делает
своей опорой, и сердце (его) убегает Бога"
(Иер.17:5). Народ говорит Богу в ответ на угрозы: "Мы сами
себе господа и не пойдем к тебе!" (Иер.2:31), "Не своей ли
собственной силой обрели мы могущество?" (Ам.6:13) Люди
"живут одним своим собственным разумением (досл. "прокисли в
собственной закваске") и говорят в сердце своем: "Не делает
Господь ни добра, ни зла!" Народ "препирается" с Яхве,
говоря: "В чем это ты явил любовь к нам?", "Что ты делаешь?" и
"У него (словно) нет рук!" [аналогично русск. "руки не оттуда
растут"], спрашивает его "Зачем (он сделал то и другое)?" и
"хочет указывать Яхве в деле рук его" (Ис.45:9-11,
Мал.1:2). Официальные пророки говорят "всякому,
поступающему по упорству своего сердца: не придет на вас
беда!" (Иер.23:17) "Господь, Господь Цебаот призывает вас
(евреев) в это день плакать и сетовать, остричь волосы и
препоясаться вретищем. Но вот (вместо этого у вас) веселье и
радость! Забивают волов и режут овец, жрут мясо и пьют вино,
(говоря): "Будем есть и пить, ибо завтра умрем!"
(Ис.22:12-13). "Израиль (досл. метафорически "Ефрем")
говорит: Однако я разбогател, накопил себе имущества, хотя во
всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы
преступлением!" [Осия осуждает гордыню Израиля]
(Ос.12:8) "Каждый пастырь (здесь: член истэблишмента)
говорит: "Приходите, я достану вина и мы напьемся сикеры, и
завтра то же будет, что сегодня, да еще и побольше!"
(Ис.56:11-12) "Если бы какой-либо вольнодумец (...) сказал:
"Проповедовать вам я буду о вине и сикере!" - то он и был бы
угодным проповедником для этого народа!"
(Мих.3:11)
Рационально-опытное и концентрическое
отношение к Богу (Следует подчеркнуть, что евреи,
подвергающиеся поношениям пророков, как явствует из самих
поношений, почитают Яхве и клянутся его именем и жизнью
(Ос.4:15 и мн.др.). С точки зрения прророков, они не имеют на
это права, так как почитают его как обычное, конечное
человеческое божество. Таким образом, конфликт происходит не
между мифическими "яхвизмом" и "баализмом" (как часто и вполне
ошибочно полагают), а между опытно-логическим/релятивистским и
сверхценным отношением к одному и тому же божеству. Ср.ниже).
Скептически-разумное отношение к справедливости
божества.
[Господь обращается к народу устами Захарии,
упрекая его в том, что обряды проводятся им лишь ради
собственного блага]: "Когда вы поститесь и плачете в пятый и
седьмой месяц вот уже семьдесят лет, для меня ли вы поститесь?
Для меня ли? И когда вы едите и пьете, не для себя ли вы едите
и пьете (Смысл: когда вы поститесь, вы делаете это лишь ради
своего собственного блага, точно так же, как когда едите
(точное выражение "антропоцентрической" позиции)?"
(Зах.7:5-6) Отвечали Иеремии (...): "Слов, что ты говорил
нам от имени Яхве, мы не станем от тебя слушать, но будем
по-прежнему поступать по нашему решению [досл. "по-прежнему
делать то, что вышло из наших уст"] - воскурять и возливать
богине неба, как мы делали - мы и наши отцы, цари и князья! -
в городах Йехуды и на улицах Йерушалаима, потому что тогда мы
были счастливы и сыты, и не видели бед. А как перестали мы
воскурять и возливать богине неба, так терпим во всем
недостаток и гибнем от меча и голода" (Иер.44:15-17). Народ
говорит о жертвоприношении Яхве: "Трапеза Бога не стоит
уважения, и доход от нее (нам) - ничтожная пища, а трудов-то
сколько!" (Мал.1:12-13) Пословица, которую, согласно
Йехезкиэлю, осуждающе повторяют, говоря о несправедливости
наказаний божества: "Кислый виноград ели отцы, а оскомина на
губах у детей!" (Иез.18:2) (Сыны народа говорят): "Неправ
путь Господа" (Иез.18:25,29; Иез.33:17,20) Израильтяне
говорят: "Всякий, делающий зло, в глазах Бога оказывается
хорош, и к таким он благоволит!", "Где бог правосудия?"
(Мал.2:17) Народ говорит: "Тщетно служение Богу, и что
пользы, что мы соблюдали Его постановления и ходили в
(ритуально) скорбной одежде перед лицом Яхве Цебаот? И ныне мы
считаем гордецов (пренебрегающих обрядами), счастливыми.
Нарушая (Его) законы, они устроились куда лучше: искушают
Бога, а остаются целы!" (Мал.3:14-15)
Магическая защита
человека от божества. Отношение к карам и гневу Яхве. В
ответ на требования и угрозы Бога народ оскорбляет Яхве и
говорит Ему: "Остановись, не подступайся ко мне, потому что я
ритуально неприкосновен (закаян, недоступен, досл. "свят") для
тебя!" (Ис.65:5) В ответ на угрозу божественными карами: "А
мы заключили союз со Смертью и договорились с Преисподней:
когда всепоражающий бич (Яхве) будет проходить, он до нас не
дойдет!" (Ис.28:15, ср. Ис.28:18) В ответ на кары и
бедствия люди Шомрона и всего Израиля говорят: "Кирпичи пали -
выстроим из тесаного камня, сикоморы вырублены - заменим их
кедрами!" [т.е. у нас нечто отнято - мы сделаем лучше, чем
было!] (Ис.9:9-10)
Ответы пророкам на угрозы от имени
Яхве. Отношение к пророкам. "Не застите нам глаза (вашим)
Святым Израилевым!" (Ис.30:11) ("Святой" у Исайи - т.е. чуждый
всякого несовершенства, неполноты, конечности, ограничений,
стоящий вне космической несвободы, "абсолютный/
иносубстанциальный" в точном смысле слова. Говорящие это
поклонялись Яхве как верховному богу, так что насмешке
подлежал именно характер представлений об "абсолютности" Яхве,
а не сама его фигура). *"Хватит провидствовать, скажите нам
(что-нибудь) приятное" (по Ис.30:10) "Уж не говорит ли он
притчи?" (Иез.20:49) "Ну, и где твой Господь Бог?"
(Мих.7:10) Йехезкиэль о народе: "(Люди) делают потеху из
этого (слов пророка), переговаривая их (досл. "в своих
устах"). Сердце их следует их надобности"
(Иез.33:31). "Пусть казнят этого человека, ибо он ослабляет
руки солдат, что еще есть в этом городе, и руки всех людей,
говоря им такие слова; ведь этот человек не благоденствия
хочет нашему народу, а беды!" (Иер.38:4) "Яхве (все равно,
что) нет, и беда не придет на нас, не увидим мы ни голода, ни
меча. И пророки станут ветром, и смысла в них нет. Над ними
самими пусть это сбудется (чем они грозят нам)!"
(Иер.5:12-13) "А у нас (все равно, что) нет царя, мы ведь
не убоялись (и) Господа! А царь - что он нам сделает?"
(Ос.10:3) "Кто это Бог?" [формула "отречения" от божества]
(Притч.30:9) "Где слово Яхве? Пусть оно придет!"
(Иер.17:15) "Пусть (тогда) Он (Яхве) поспешит и побыстрее
сделает свое дело, чтобы мы увидели (это), и пусть (сам)
приблизится и приведет в исполнение свой суд, чтобы мы узнали
(его)!" (Ис.5:19). "(Ну), какая (там) еще беда от Господа?"
[обращение к пророку, приступающему к ним с пророчеством]
(Иер.23:33ff.) *"Не обращается народ к тому, кто бьет его"
(досл. "Бьющему", Яхве, по Ис.9:13). На слова пророка: "Кав
Яхвех! = Вот заповедь Яхве!" люди "(отвечают): "Кого он хочет
поучать и кому проповедовать? (Разве что) отнятым от грудного
молока, отлученным от материнских сосков? Ведь (у него) всё
"кав" да "кав", "зав" да "зав", тут кое-что да там кое-что!"
[Т.е. всё так же бессвязно и односложно, как лепечут матери
младенцам, обучая простейшим односложным словам типа "кав" и
"зав"] <...> И стояло у них слово Господне за `заповедь
на заповедь, правило на правило, тут кое-что и там кое-что'!"
(Ис.28:9-10, 13) В ответ на слова пророка люди "глумятся",
"разевают рот и высовывают язык" (Ис.57:4) Исайя жалуется:
"Праведник умирает, а всем все равно!" (Ис.57:1). (Бог
устами Иеремии о времени Менашше): "Напрасно я убивал ваших
детей, они не приняли вразумления; пророков ваших пожирал меч
ваш, как истребляющий лев!" (Иер.2:30).
Речь Зимри,
сына Салу, Шимеонита, в ответ на требование Моше бросить
мидианитку-жену ("фукидидова" реконструкция Иосифа Флавия,
Иуд.древн.4.6.11) "Ты, Моше, сам следуй законам, об
исполнении которых столь усердствуешь и к которым приучил
народ исподволь (ибо в противном случае давно получил бы
достойное возмездие и понял, что евреи не так глупы). Но во
мне ты не увидишь последователя своих насильнических
предписаний. Отняв у нас всякую усладу и свободу в жизни, что
принадлежат всем свободным людям, не признающим над собой
постороннего владычества, ты доселе всеми способами навязывал
нам - под видом законов - полное порабощение Богу, а себе
оставил всю власть. Итак, для евреев ты хуже египтян, потому
что готов наказывать всякого, кто поступил бы не по твоим
законам, а по собственному усмотрению. Гораздо справедливее
было бы покарать тебя самого за то, что ты отвергаешь
признанные всеми блага и против общей склонности выставляешь
свои собственные притеснительные и никчемные суждения. Вот
если бы я, считая свои нынешние поступки достойными, побоялся
открыто признать их таковыми, тогда меня и вправду стоило бы
лишить того, что у меня есть. Я взял-де жену-чужеземку,
указываешь ты. Отлично! Ты услышишь от меня, свободного
человека, обо всех моих поступках, потому что я не намерен их
скрывать. А жертвую я тем богам, почитать которых мне кажется
подходящим, так как я считаю уместным отыскивать верное среди
многих божеств, а не жить словно под властью насильника, на
которого одного должна быть направлена надежда всей моей
жизни. Никто не сможет похвалиться, что оказал на меня
серьезное давление в делах, в которых я поступаю по своему
собственному влечению!"
|