Mogultaj Постоянный
посетитель
Moscow
|
Mogultaj _
Kurtu
Курт, мне
кажется, что нам пора завершать дискуссию на эту тему. Я, во
всяком случае, из нее выхожу (иначе как в привате - если Вы
захотите в нем продолжать) - не потому, избави Бог, что я хочу
оставить за собой последнее слово, а потому, что мы пришли к
повторению одних и их же соображений и
библиографически-методологических нестыковок, что лишает,
ИМХО, дискуссию всякого публичного интереса. Я Вам привожу
факты массовой резни в войнах 11-14 вв, - Вы в ответ меня
отсылаете к _литературе_, не говоря, впрочем, что там написано
(хотя ясно, что что-то, что Вам кажется противоположным).
Нехорошо. Как мнение любых военных историков отменяет резню в
Йорке или сообщения Фруассара? Я Вам привожу по другому
поводу свидетельство де Местра - Вашего единоверца,
общепризнанно интеллектуального, среду свою знавшего блестяще,
отнюдь не остервенелого фанатика; свидетельство в мою пользу,
и Вы отвечаете: " Догмат о безошибочности Ж. де Местра еще не
приняли? Тогда придется все это еще и доказать". Ну так и
догмат о безошибочности всех Ваших источников и литературы
тоже пока не принимали, так и будем дискутировать, Вы мне
будете говорить: "Де Местр для меня не авторитет", а я Вам
буду отвечать: труды Ваших авторов мне не авторитет? Де Местру
доверие все-таки побольше, он свидетель... Мне кажется, что
если дошло до этого, то пора закругляться. Что могли, мы
сказали, друг друга переубедить, надо думать, и не собирались,
зрители оценят сами, и терпение их без меры тоже истощать не
надо. Поэтому я наскоро комментирую то, что у Вас мне
показалось не отвечающим логике и материалу нашей дискуссии и
на этом ухожу в приват.
"А что, не было вполне светских
законов, запрещающих грабить, убивать и насиловать? Впервые
слышу". Это чужака-то на войне? Впервые слышу. Светские
законы - они для "своих". Они издаются властью данного
сообщества для членов этого сообщества, причем уже внутренняя
война их отменяет...
"А пресекать зверства на войне
светские власти она и так побуждала". Курт, с кем Вы
спорите? Я не отрицал, что побуждала; я писал, что пресекать
зверства она побуждала на два порядка слабее, чем пресекать
ереси, и потому ереси пресекались довольно эффективно, а
зверства - нет. И тезис мой был именно в том, что эффект был
никакой, и я уже раза три это подчеркивал. А Вы все:
"побуждала, побуждала..."
"она постепенно воспитала
такое отншение к человеку, при котором пытки стали
невозможны" То есть с 400 по 1700 воспитывает-воспитывает,
эффект нулевой. А с 1700 вдруг подействовало. И чисто случайно
подействовало как раз тогда, когда этот воспитатель у
воспитуемых стал резко и катастрофически терять авторитет. Ну
пожалуйста, если Вам эта картина представляется правдоподобной
- представляйте. И опять же - ведь и Ваш тезис про
постепенно, и только что приведенный мной ответ на него
повторялись в дискуссии раза три.
"Не понимаю вашей
логики. Если вы признаете, что они были верующими, то как у
вас выходит, что "Церковь им не указ"??? Это Марии-Терезии
"Церковь была не указ"??? И учительницей своей они ее не
признавали?" Вот мне и Кинн пишет: "Могултай, вы у
Марии=Терезии исповедь принимали или общались с ней
спиритически, что точно уверены, что ее христианство (а она
таки была христианкой, исповедалась и причащалсь :-) не имело
никакого отношения к ее действиям в политике и
законотворчестве?"
Господа, если Вы не знаете
принципиальной разницы между позицией христианских по
исповеданию, рационалистических по воспитанию государей эпохи
Просвещения по отношению к Церкви по сравнению с позицией их
предшествеников, - то что мне остается сказать? Вы никогда не
слышали слова "секуляризованый" применительно именно к Марии
-Терезии? (Я уж не говорю, что она пытку ограничила, а ее и
вовсе Церковь недолюбливавший сын ее совсем отменил. Какая
корреляция?) Вы не знате, что такое "секуляризованное"
государство Просвещения, и что секуляризованное оно независимо
от того, верующий государь или атеист (самое замечательное,
что и на положение христианства это не влияло: что, атеист
Фридрих как-то больше напирал на церковные структуры, чем
искренняя католичка Мария-Терезия или какой-то сам-себе теософ
Йозеф Второй)? И что Церковь как раз-таки перестала быть для
того государства авторитетом и учителем в любых светских
делах? Ну если Вы обо всем этом задаете мне вопросы с тремя
вопросительными знаками в конце, что я могу сделать? У нас с
Вами разные ФАКТИЧЕСКИЕ истории Европы - в моей в 18 веке
имела место резкая и гигантская секуляризация, а де Местр
оплакивал ее эффект, в Вашей ее не было, и он чего-то там
разорялся не по делу. При таких разных историях дискуссия так
же теряет смысл, как дискуссия о том, хороший Мелькор или
плохой, причем Вы в этой "дискуссии" рассуждаете о Мелькоре
Толкиена, а Ваш оппонент - о Мелькоре Ниенны.
"Извините меня за резкость тона, но вы, насколько я
понимаю, на этих исповедях не присутствовали, истоников по
этому поводу не читали? Приведите какой-нибудь более весомый
аргумент, этот никуда не годится" Резкости, честно говоря,
я в Вашем высказывании ни нашел ну просто ни малейшей. а вот
по существу - это и вправду никуда не годится. Зачем мне
слушать эти исповеди, когда я знаю эффект от оных и знаю,
какие меры Церковь принимала в других случаях? Что, войска
герцога Альбы или Тилли по прохождении исповеди рассылались
исповедниками на покаяния или хождение к Папе или что-нибудь
сравнимое, а безутешные полководцы должны были набирать новых
солдат? Или все-таки исповедники никаких таких суровых мер в
их адрес не предписывали, а отпускали грехи в конвейерном
порядке за факт отбарабаненного покаяния? И чтобы ответить на
этот вопрос, надо было бы слушать эти исповеди?
"Вот
если Вы, как в своем месте хотела сделать Кагеро, покажете
КОРРЕЛЯЦИЮ между снижением зверств и почитанием Церкви - или
хотя бы с обработокой христанской Церковью _в прошлом_ - то
тогда да". Вот вам и пример - швейцарцы. Пока не было Церкви и
ее работы _в прошлом_, никаких подобных решений они не
принимали". Курт, у нас, оказывается, и слово "корреляция"
значит совершенно разные вещи.. Корреляцию у нас как считают?
Берут период, когда Церковь была в силе и к ее голосу
воспитательному больше прислушивались, смотрят, как там на
круг зверовали и считали ли это будничной нормой. Берут
период, когда Церковь впала в слабость, и ее воспитательный
голос стали слушать на порядок меньше, а раздались и другие,
враждебные ей голоса рационалистов Просвещения, будь то
верующих или нет (Вам что, неизвестно, что такое верующие
секуляризованные антиклерикалы 18 века? Ну хоть про судьбы
монастырского землевладения вспомните и меры по уравниванию в
правах иноверцев - хороший показатель), и их больше не
затыкали - уж больно много было, - а слушали. И смотрят, как
тут на круг зверовали. А потом берут доминирование еще
какой-нибудь идеологии, например, идеологии Революции,
нацистской или большевистской (которые Вы с непостижимым для
меня упорством присобачиваете к Просвещению; ну да, мы все от
Сатаны, но за вычетом этого пункта - у последних двух с
Просвещением ничего общего, они и формально его топтали и
поносили (часто большевики хвалили Фридриха и Екатерину, а
нацисты - 1789 год, который еще Просвещение, а не Революция?
то-то), а с террором Революции именно государи Просвещения
боролись, как могли - от нашей Екатерхен до Луи 16 и
Наполеона). И опять смотрят на круг, как зверовали, и считали
ли это будничной нормой. И никакие отдельные примеры -
швейцарцев и Генриха Пятого, которые не зверовали в первый
период, войска Сульта в Испании, которые зверовали во второй
период, Бласковиц, который не зверовал в третий - на дело не
влияют. А смотрим на круг, и видим: Генрих Пятый - исключение,
которому все дивились, но никто и думать не считал это нормой;
он был ВЫШЕ нормы своего времени. Зверства солдат Сульта -
тоже исключение, которому вся Европа ужасалась, они были НИЖЕ
нормы своего времени. Не того, что возвещалось с амвона, а
того, что признавалось "обычной, реальной действующей мирской
нормой". Благородство Бласковица - не исключение для
психологии германских генералов, но не-исключение холостое:
массовое истребление мирных жителей было НОРМОЙ для войн
Германии к востоку от Одера - Вены в 1941-1945 гг. И
т.д. Кстати о Генрихе Пятом. Ну разъясните Вы мне загадку:
сначало Вы красноречиво объясняете, что до 18 века просто не
могли государи навести порядок в своих войсках, они бы и
раньше рады, но армии, понимаете ли, другие, по-другому
комплектовались, по-другому управлялись... Так что если
уровень зверств именно в 18 веке резко падает, так это потому
что объективные условия стали другие, а в душе они все все и
раньше понимали... Потом с не меньшим пафосом Вы
рассказываете о Генрихе Пятом, который и при армиях того
самого непрошибаемого времени порядок-таки навел, и ничего,
кроме доброй воли, ему для этого не потребовалось. А помер он
- и эти же самые войска стали творить такое, что Жанна д Арк
очень хорошо характеризовала. У герцога Бедфорда иное
понимание войны было, чем у короля Генриха. А Жанна д Арк тоже
навела порядок в своей архаической армии, а Тилли - не наводил
в своей более современной, а оба католики. Так объективные
обстоятельства мешали навести порядок или практически общая
уверенность в том, что и так ничего, сойдет? Ну выберите же
что-нибудь одно! Вот у таких исключений, как Генрих Пятый и
Жанна, уверенность была противоположная - и смотри ты, сразу
навели порядок, не дожидаясь прихода 18 века. Или они, что ли,
не такие были католики, как Монфор-старший или Гийом
Нормандский, или Монфора Старшего и Гийома Церковь как-то
ругала за их веселые упражнения? Или Вы считаете, что правилом
были именно Генрихи Пятые, а Тилли и Черные Принцы -
исключением? Тогда у нас опять разные фактические истории
Европы - и закроем тему. "Но это едва ли: в Индии правила
не трогать гражданское население были в масштабах всей страны
приняты как должная норма уже в античные времена". Это были
государственные решения или как?" Не понял вопроса. Это
были твердые обычаи, нарушать которые считалось западло, как у
европейского дворянина считалось западло получить по морде и
тихо утереться. Вы хотите знать, была ли соответствующая
статья в индийских УК? Неизвестно, думаю, что нет - точно так
же, как никакой государственый УК не обязывал дворянина 17
веков не спускать пощечины и не карал его за то, что он
таковую спустит. А что это все меняет? "Опять таки вы
писали: "когда с одной стороны люди века Просвещения, а с
другой - воцерковленные по типу до-Просвещения, то
воцерковленные начинают эти самые массовые зверства чинить, а
в ответ звереют и люди Просвещения." Это вы писали
относительно Испанской кампании 1808-1814 годов. Из этой самой
фразы видно, что "начинают эти самые массовые зверства
чинить", по вашему мнению, именно "воцерковленные", а "люди
просвещения" - только "звереют в ответ". И кто теперь из нас
Лапочка? :)"
Вы, Курт, Вы:) По логике данного
высказывания, во всяком случае, Вы превзошли высшие
эмоциональные достижения Лапочки... Во-первых, откуда у Вас
взялось "ТОЛЬКО" (только звереют в ответ)? Не только, а
обычно... Во-вторых, примеры "нецерковных зверств" (обсуждение
которых и завершалось приведенным Вами пассажем) Вы брали из
деятельности коммунистов и эсэсовцев 1944 года. Коммунисты и
эсэсовцы - это люди Века Просвещения? Вы хоть вспоминайте, о
чем шла речь... Мой тезис был: "Люди Века Просвещения зверуют
на порядок меньше, чем люди, воцерковленные по типу
до-Просвещения, особенно когда дерутся не с последними, а друг
с другом". Это так оно и есть, и жертвы революционного
террора, даже если и их валить на Просвещение. как это делаете
Вы (о чем см. ниже), этой картины не изменят. А примеры
зверств большевиков и нацистов вообще к высказанному мной
тезису НИКАКОГО отношения не имеют.
"Никак нет.
Изначально прогрессисткое и "прогрессорское", Просвещение
ничего иного и породить-то не могло. Робесперский "Храм
Разума" - можно сказать триумф Просвещения в его самом чистом
виде. "Железной рукой/с помощью абсолютной власти
просвещенного монарха-философа/народа/его передовых слоев -
поведем человечество к счастью!"
Не стоит объяснять
носителям чужого для Вас языка, что больше соответствует норме
их языка... На Вас могут заслуженно обидеться, особенно если
Вы этого языка не знаете. "Ничего иного и породить не могло?"
Вот диво дивное - в Германии ничего похожего не породило, в
Англии не породило, в Скандинавии не породило, и во Франции
тоже не породило бы, если бы не шестьдесят лет правления урода
с девизом "после нас хоть делюж". А породило - оно же его там
и придушило (Наполеон - это как раз и есть Просвещение,
прикончившее свое уродское "порождение"). Конкретно я (причем
и это я повторяю в третий раз - неужели так трудно запомнить?)
честь искоренения пыток и зверств приписывал ПРОСВЕЩЕННОМУ
СЕКУЛЯРНОМУ АБСОЛЮТИЗМУ. Повторяю: Просвещенному секулярному
абсолютизму. Представители такового: Фридрих,
Йозеф-и-Леопольд, Мария-Терезия, Екатерина, Луи Шашнадцатый,
первый консул и император Наполеон. Все они почему-то Вашему
"триумфу Просвещения" (в смысле, 93-му году и робеспьеризму
оного. А в 90-м, знаете ли, никакого великого лиха и не
чинили...) относились или отнеслись бы (Фридрих и МТ померли
до событий, Йозеф - накануне ) КРАЙНЕ враждебно. Своя своих не
познаша? Или все-таки это не они не познаша, а это Вы не
познаша того, что такое Просвещение? (На всякий случай:
Просвещение - это ориентация на ПРИРОДУ, которую можно разумно
улучшать, сообразуясь со свойствами этой природы, как они
реально наблюдаются. Робеспьеризм - это ориентация на некое
идеально-рациональное преодоление "с корнем" этой наблюдаемой
природы во имя расчищения и возрождения некоей не-наблюдаемой,
но твердо постулируемой природы, примстившейся Руссо. Кроме
слова "разумно" и генеалогии, общего ничего нет - так слово
"Христос" и генеалогия объединяет с Вами хлыстов и
анабаптистских террористов 16 века).
"...Изначально
прогрессисткое и "прогрессорское", Просвещение ничего иного и
породить-то не могло. Робесперский "Храм Разума" - можно
сказать триумф Просвещения в его самом чистом виде...". Нет,
все-таки здорово. А давайте, я тоже так начну. "Резня 1099
года и 1204 года в Иерусалиме и Константинополе,
Варфоломеевская ночь, славные деяния Церкви в Испании начала
16 века, или испанцев в Америке, или ведьмовские процессы, или
клятвопреступление Франко в Стране басков - это и есть триумф
католицизма в его самом чистом виде, ничего иного он и
породить не мог" (причем это гораздо ближе к истине, чем Ваш
тезис. Куча носителей идеологии Просвещения отшатнулась от
якобинцев с омерзением. А Вы найдите мне
католиков-современников, которые с омерзением отшатнулись от
1099, 1204, 1572, от Валленштейна...) "Отойдите, негодный
папист, с ваших длиных зубов на обагренную Вашими
друзьями-оккупантами землю Белоруссии каплет гугенотская
кровь!"* А можно так, еще ширше: ничего, кроме
анабаптистского террора с обобществлением жен христианство в
целом дать и не могло, это его триумф! Отойдите от меня,
окаянный насильник-коммунист, вот Вы оказывается какой!* Ну
давайте в этом духе спорить, все веселее будет... Только в
привате, потому что публично оно непристойно очень получится.
Не столько по манере, сколько по содержанию. *Вы мне,
конечно, ничего такого не писали, но объявление якобинского
террора акме Просвещения - нападка столь же феерически
несправедливая, только не носит личного характера по отношению
к собеседнику. Причем даже не столь же, а куда более
несправедливая - Наполеон или Фридрих ни на чью голову
Робеспьера призывать бы не стали, а вот Вы-то применительно к
современной Голландии герцога Альбу в позитивном контексте
вспомнили ("герцога Альбы на них нет"), по случаю столь
чудовищной меры, как клонирование (все-таки что оно Вашей
конфессии так далось? Какая разница, размножать себя
вегетативно или половым образом? Вот дублировать человека,
создавать такие "клоны", как в фантастике - это и впрямь конец
света, но кто ж в здравом уме приравняет реальное клонирование
к такому дубляжу? Там и общего-то ничего быть не
может....)
Кинн, кстати. тоже открыла, что сверхценные
идеологии 20 века выросли из века Просвещения... Очевидно,
именно потому Гитлер его ругательски ругал, и считал и
объявлял, что он пришел возродить цветущее Средневековье
(христианство он к цветущему в Средневековье, естественно, не
причислял), покончив с проклятым культом разума и принципами
1789 года (которые, замечу, принципам 1793 ортогональны)... Ну
не знал глупый Гитлер, откуда у него ноги растут, кусал груди
собственной кормилицы...
"Невинные жертвы рев. террора
во время Гр. войны - а их десятки тысяч, по моему вполне
заслуживают того, чтобы быть приравненными к жертвам военных
преступлений. Да и сравниваю я их с такими же жертвами
Религиозных войн .Сравнение (по числу тех и других и темпам
уничтожения) - не в пользу адептов Просвещения". Вообще-то
Вы неправы раз: мы с Сергеем обсуждали вовсе не количество
убитых по идейным соображениям невинных, а болезненность
способа убийства. Еще раз: садистские зверства для развлечения
или под горячую руку и судебные пытки, а не террор.
Во-вторых, ну, давайте по этому критерию: год
Тридцатилетней войны унес больше, чем вся Революция, вместе
взятая. То есть именно что в пользу Революции. А между прочим,
сравнивал я по жестокости со временами до-Просвещения
просвещенный секулярный абсолютизм, а не революцию и уж тем
более не якобинцев... А Вы опять якобинцев записали как
репрезентативных представителей Просвещения. Ну тогда
репрезентативные представители католицизма - это франки 1204,
опять счет сильно в мою пользу будет, и по количеству, и по
качеству, и по интенсивности, и по уровню
зверств...
Все. Ухожу по этой дискуссии в приват.
Кстати, я третий раз пытаюсь запостить на байре Вам
благодарность за приведение цитат по совещаниям немцев в 1943
о методах ведения дел - под этим самым постом. Ни фига не
получается, байра глючит. Помещаю здесь. Что Кубе был против,
это да; он вообще с местными жителями, особенно женского пола,
очень неплохо ладил (это как раз в похвалу, хоть через это он
и гигнулся). Но вот чувство справедливости меня сразило. Ну Вы
представьте себе, вот, к примеру, тот же Колло д Эрбуа
занимается чисткой окружающей среды в свойственной ему манере.
Год занимается, два занимается... Никакой динамики, роялисты
только больше плодятся. Тут ему со стороны кто-то говорит: ну
сколько ж можно, ну ведь только хуже дело-то идет, а супостат
уже не на Дону, он уже Смоленск взял (ну переведите Дон и
Смоленск в нашей шутейной истории в Рейн и Мец)! И он
отвечает: "Да, я и сам с самого начала был недоволен, то-то я
и смотрю, что оно противоречило моему чувству справедливости".
Ну что по этому поводу сказать, кроме мата и указаний по
заготовлению мыла и веровок? Да и Кубе - это типичный пример
"чего я сам не делаю, то меня не касается", хотя зверем он и
впрямь не был в отличие от Коха... Ну вот что означают все эти
"конфликтовал с"? Рапорты писал, челобитные, в отставку
грозился подать? Ну как человек может сидеть губернатором на
территории, где ПО ЕГО ЖЕ МНЕНИЮ под его же руку творятся
массовые несправедливые убийства - и даже о переводе не
попроситься? Ну что, белоруски такие ах-женщины, что он к
Минску прикипел всей душой и телом? Или он с собой своих баб
вывезти не мог? Вот это в немцах меня всегда поражало: почему
не уйти с поста, это ж не военная служба, и ничего тебе за это
не сделают, будешь в фатерланде на пенсии сидеть... что
генералы во время войны в отставку не подавали (а в 1938 - еще
как подавали), это понятно и похвально, но тыловые-то
наместники? Тут ведь и подавать не надо, желающих - куча,
звякни наверх, что у тебя воспаление нерва средней пятки
мешает Белоруссией командовать, тебя мигом в запас переведут,
а на твое место набежит хренова туча колонизаторов. В чем
труд-то невинной кровью не измараться, телефонную трубку
снять? Нет, что-то у них и без всякого нацизма было сильно не
в порядке... Да, вы еще писали, что белорусы - они такие
же, как испанцы и швейцарцы. Ага, особенно заметно по
сравнительной манере испанцев и белорусов обходиться с
иноверцами в 16 веке. Полное сходство - с точностью до
наоборорт. А что во всех крестьянских семьях учили невиноватых
не трогать - тут я Вам верну Ваши слова про исповедь: мы с
Вами при сем не присутствовали, а если принять, что учили, то
белорусские дети ан масс как-то лучше запоминали эти поучения,
чем русские или немецкие. Потому что даже полицаев к вам
пришлось ввозить с Украины - не хотели даже и германские
союзники/вассалы/прислужники в Белоруссии жечь женщин и детей.
в поряке искоренения большевизма... Такая штука, как
национальный характер, она и впрямь имеет место, и белорусы,
если Вы хотите знать мое мнение по этому поводу, просто лучше
всего удержали исконный балто-германо-славянский тип (наряду с
литовцами и шведами), благодаря своей относительной
инкапсуляции в лесах и болотах. Об этом типе см. "Сакс и
норман(дец)" Киплинга. К востоку этот тип был сильно разложен
войнами с Востоком и Российской империей 1700-1850, к западу -
интенсивными и ранними контактами с Римом и римским наследием,
а вот в "Вашем Мирквуде", по равноудалению от римлян и
кочевников, уцелел в неприкосновенности. Это, кстати, уже не
моя оценка, это научный факт: на Припяти до сих пор записывают
пересказы общеиндоевропейского мифа о Боге Грома, поразившем
Мирового Змея у корней мирового древа в порядке космоустроения
- притом, что по всей остальной Европе ни на каком уровне
ничего похожего не найти.
|