Mogultaj Постоянный
посетитель
Moscow
|
Sergeju Hudievu,
otvet
К сожалению,
Вы меня поняли неправильно. С небольшим, казалось бы,
отклонением, в понимании каждого из тезисов - но Бог и Дьявол,
как известно, именно в таких отклонениях прибежище и
находят.
"1.***Христианство, конечно за это не ответчик
- только ничего оно и не исправляло. Церковь именно так и
отучала - какую ситуацию застала в 4 веке, такую в 17 и
оставила. Что германцы в 5 веке делали, то и в Тридцатилетнюю
войну*** То есть христианство НЕ привело к смягчению нравов по
сравнению с дохристианской Европой?"
Я этого вопроса не
ставил. Интегральное "смягчение нравов" - это понятие
расплывчатое, и понимать его можно по-разному. Я говорил - и
совершенно четко это прописал - о _влиянии христианства на
практическое положение дел в двух областях: судебная пытка и
зверства на войне_. Еще в конце - про рабство. Да, я считаю,
что _в этих областях христианство НЕ привело к смягчению
нравов_ по сравнению с до-христианской Европой. Я внятно писал
именно об этом, приводил факты, и с этой дороги на обсуждение
"смягчения нравов вообще" сворачивать не буду. Я на нее и не
вставал. Ваш пост Лапочке, на который я отвечал, был посвящен
пыткам и зверствам. Я об этом и писал.
"2.***Вот ежели
вы чего серьезнее учините - налог не заплатите, или против
господ и короля вякнете,*** То есть св.Филипп Московский или
св.Томас Мор и св.Ансельм Кентерберийский придерживались
именно такой позиции? В смысле невякания на
короля?"
Двойная ошибка. Первая для меня вообще
непонятна. Я, как бы от имени Церкви по отношению к простецам,
писал: "если ВЫ вякнете...". Это они и впрямь говорили (нет
власти, аще не от Бога - это было для простецов). А что "МЫ
САМИ не вякнем против короля" - такого смирения я им и не
думал приписывать, и они его и впрямь не имели. Нет, сама
Церковь против королей отлично вякала, правла, почти
исключительно когда те наезжали на ее властные или финансовые
интересы. А вот простолюдинов в этом отношении, мягко говоря,
не санкционировала.
Вторая ошибка понятнее, но хуже. Вы
говорите о позиции отдельных христианских иерархов. Так среди
_отдельных_ иерархов, вне сомнения, можно найти и тех, кто
считал пытку неприемлемой, и зверства на войне -преступными, и
Ад - пустующим. И, наоборот, можно найти иерархов с самыми
отвратными и погаными на Ваш же нынешний вкус мнениями. К
моему посту и нашей дискуссии это не имеет никакого отношения.
Я писал об интегральной позиции Церкви в той мере, в какой она
влияла на реальное положение дел. Я Вам напомню, что Вы
писали, что христианство постепенно отучало людей от пыток, и
в итоге именно оно и отучило. Какое отношение имеет этот
вопрос к _призывам_ и _мнениям_ отдельных иерархов? Никакого.
Он имеет отношение только к официальной позиции Церкви,
которую она считала официально обязательной к употреблению
верующими (вот как Второй Ватиканский собор, спасибо Кагеро за
разъяснение, постановил относиться к рабству), и к тому,
насколько это позиция реально влияла на дело.
"3.***А
вот почему-то секуляризованные государи Просвещения и их
генералы... зверства на войне перевели из разряда вещей,
которые стоят перед земными законами МЕНЬШЕ кражи медного
гроша, в разряд вещей, которые стоят БОЛЬШЕ.*** То есть до
этих господ вопросы поддержания правопорядка и дисциплины
находились в ведении Церкви и только нежелание мешало попам
самолично вешать мародеров и насильников?"
Я, честно
говоря, обвинил бы тут Вас в вопиющем передергивании, если бы
по предыдущим Вашим постам у меня не сложилось твердого
впечатления, что Вы таких вещей делать не захотите и не
станете. Но объективно получилось все равно именно это. ВСЕ
вопросы европейской жизни находились разов И в ведении Церкви,
И в ведении светской власти. От Церкви ожидалось, что она
будет формулировать принципиальную позицию (не в том смысле
принципиальную, что "вообще-то так плохо", а в том, что "так
конкретно преступно и нельзя, и за это надо наказывать и по
светским законам) и пробивать ее в жизнь, пользуясь своим,
мягко говоря, неслабым влиянием. А от светской власти
ожидалось, что она такими указивками будет руководствоваться.
Что она порой делала, а порой - нет. Так вот, то, что я
писал в своем посте про Церковь - это не то, почему, мол,
скверные попы сами не вешали насильников. Я таких глупостей не
писал. А всего лишь констатировал тот общеизвестный факт, что
официального канонического запрета зверствовать и пытать (с
требованием карать это и по светским законам) Церковь не
издавала, и в этом направлении ни на кого и не даваила хотя бы
в одну сотую той силы, с которой она издавала такие запреты и
пробивала их в жизнь по вопросам об инвеституре или ересях.
Известное дело, своя рубашка к телу ближе... Я даже это
специально прописал: надо было самим не пытать и другим
запрещать и эти запреты продавливать (а не "надо было прямой
силой искоренять пытки поперек светских законов"). А Церковь и
сама пытала, и другим не запрещала. Вот в этом я ее и обвинял,
а не в том, что капелланы не вешали самолично насильников.
Вешать они и не могли, а вот апеллировать и добиваться от
светской власти, чтобы та вешала - не только могли, но это и
входило в круг их обязанностей. А там уж послушаются ли
светские власти - это их собачье дело. Кстати, на практическую
борьбу с ересями и всякими неподобными представлениями о
подобносущии Церкви почему-то всегда хватало сил, и вот тут
она и вешать оказывалась вполне способной. А в случае со
зверствами на войне - ну никак. И опять же, какое
отношение все это имеет к нашей теме? Вы писали, что
христианство постепенно отучало от зверств и отучило. Я
продемонстрировал - что не отучало, а отучило не оно. Вы мне
задаете вопрос, имеющий единственный смысл: "Так оно не
отучило не потому, что не хотело, а потому, что светские
государи были такие злыдни,и призывов Церкви не слушали, а
самим попам вешать насильников не по должности". Даже если с
этим согласиться, мой тезис останется непоколебленым и даже не
затронутым: по тем ли, по этим ли причинам, по своему ли
нежеланию, или по непрошибаемости христианских светских
государей (которая почему-то кончилась, чуть только они стали
менее христианскими) - но христианство в рассматриваемых
областях так ни от чего и не отучило.
"4.*** справились
с делом, смешно сказать - за сто лет. Зверства все еще
проявлялись, только в виде эксцессов, а не нормы войны.
Русские 1805 не творили и одной сотой того, что в 1655 - а
ведь жизнь мужика и солдата за это время стала в России только
тяжелее.*** То есть зверские нравы, остававшиеся неизменно
зверскими с 5 по 17 век, значительно смягчились, когда за дело
взялись неверующие люди. Я правильно понял
тезис?"
Почти правильно:). Не "неизменно", а "почти
неизменно", не вообще "зверские нравы" (еще раз, я не понимаю,
что значит "зверские нравы" вообще, вернее, это можно понимать
по-разному), а нравы в области применения судебных пыток и
терпимого отношения к зверствам на войне, не просто
"значительно", а "резко и принципиально", и не "неверующие"
(Йозеф Второй был верующим), а антицерковно и
рационалистически настроенные люди, и не с 5 по 17, а с 4 по
17. В остальном все верно.
"(Во Гойя инсинуатор-то!
Так разрисовал благородную войну эпохи
просвещения)"
Это Вы, должно быть, шутки ради:) Или Вам
неизвестно, что война в Испании 1808-1813 была редким по
озверению сторон исключением (и задали это исключение, кстати,
именно католически одушевленные партизаны - хотя ответных
зверств французов это не оправдывает), и это отмечали все
действующие стороны? И зверства там осуществлялись как
эксцессы, хоть и массовые (почему она и была исключением), а
не считались нормой войны вообще? И что одновременно та же
самая французская армия вела войны по всей Европе, а вся
Европа - с ними, и нигде ничего похожего на испанские ужасы не
творилось, не считая, опять же, действий христиански
одушевленных мужичков (но уже не регулярных армий обеих
сторон!) в России? Побойтесь Бога, что ж Вы общеизвестное и
ужасавшее всех участников (кроме испанских партизан. Вот для
них это и впрямь была норма, ну так они ж и были особо
преданные Церкви) исключение приводите как репрезентативный
пример? Это ведь опять суждение об индийском отношении к
пыткам по одной сцене из одного индийского фильма. Только на
этот раз Вы не можете не знать, что сцена - уникальная, и в
прочих фильмах их нет, а зрителей от нее тошнит. Как видно
из опыта войн 1792-1815, когда с обеих сторон действуют люди
века Просвещения (будь то верующие или нет) - массовых зверств
и нет. А когда с одной стороны люди века Просвещения, а с
другой - воцерковленные по типу до-Просвещения, то
воцерковленные начинают эти самые массовые зверства чинить, а
в ответ звереют и люди Просвещения. Они никак не святые.
Только картинка все равно выходит очень показательная. НБ:
ГРАБЯТ на войне и в век Просвещения (кстати, все равно не все
и не всегда). А вот зверств не чинят. Кстати, Гойя тут и
вовсе нисколько ни при чем. Гойя рисует ужасы войны как
таковой, любой, самой благородной. Баб насилуют на любой войне
в качестве эксцесса, партизан расстреливают на любой войне в
качестве нормы, повстанцев в Мадриде конница рубит сплеча на
любой войне, и тоже в качестве нормы. О зверском характере
войны в Испании не по Гойе надо судить, а по нарративным
источникам. За неимением таковых - хоть по Тарле. Сам-то Гойя,
кстати, был афранчесадо.
"5.***Ни от каких зверств
Церковь никого постепенно не отучала. Если кто тысячу лет
стоит и приговаривает, а более серьезные средства приберегает
для других целей - это не значит, что он "постепенно
отучает".*** То есть, чтобы оправдаться в Ваших глазах,
Церковь должна была взять политическую власть и отправить
попов вешать мародеров?"
См. выше, п.3.
"То есть
проповедь правды и милости есть дело пустое, а непустое - это
только развешивание злодеев как оно у Гойи
нарисовано?"
Слово "пустое" можно толковать по-разному.
Еще раз: я писал только про реальный эффект этой Вашей
проповеди (кстати, она ни зверств, ни пыток специально не
касалась. Почти всегда речь шла о проповеди милости и правды
"вообще". Вы знаете, на мой вкус это и впрямь пустое дело. Мне
бы рецепт и прейскурант, а не общие призывы к оздоровлению. Но
это уж такие у меня частные вкусы, здесь мы не о том) - про
реальный эффект этой "проповеди правды и милости" в областях
зверств на войне и судебных пыток. В этих областях он был и
впрямь нулевым или почти нулевым. Больше я ничего не
писал.
"6.***Так вот: у римлян Траяна зверств меньше,
чем у французов 11-17 веков.*** "Можно сравнить в единицах на
душу населения? А "Иудейскую войну" читали? Написанную
проримски настороенным Флавием? То есть французы как-то
превзошли римские массовые распятия военнопленных и
гражданских лиц? Французы круты..." Вы это, верно, опять в
виде проверки моего знания дела. Римляне воевали с вражеской
страной, чужаками (не-своими, не гражданами). Так когда
христиане с такими же чужаками, ведущими против них тотальную
войну, сталкивались (или даже не ведущими), например, когда
испанцы с индейцами сталкивались, у них шли те же интересные
дела, что - при аналогичном или даже большем ожесточении
сторон - в Иуд. войну. Про испанцев в Лат.Америке надо
рассказывать? Про имперское католическое войско в католическом
же Риме в 1527 надо? Про Черного Принца надо? Они не
распинали, конечно, они другими способами убивали. Уже лучше?
Ну, я так и запомню: нравственный прогресс христанства был в
том, что распятие (как тесно связанное лично с Христом) как
способ убийства больше не применяли. Внесли изменение в
технику зверств и казней. Вы вправе спросить, а при чем тут
французы? Тут повинюсь: когда я сравнивал римлян Траяна с
французами 11-17 века,я подразумевал только уровень зверств
внутри "своих", то есть критерийс судебной пытки и права
убивать раба. А не обращение с чужаками. Но я этого не
прописал - приношу извинения, это я маху дал действительно.
Впрочем, если брать первую половину описанного мной периода по
обращению с Чужаками, ведущими тотальную (или близкую к ней)
войну, то римляне с французами выйдут на равных. 1099 год в
Палестине и 1204 - в Константинополе участи Иерусалима
Иудейской войны не уступят, а даже его и превзойдут. А и там,
и там главной силой были именно французы.
"7***И пока
Церковь была в силе, она разговоры о милосердии разговаривала,
а рабство и пытки санкционировала и не запрещала (в отличие от
разговоров про население иных миров) без всяких перемен 1400
лет подряд. А запретили их рационалистические недруги и враги
Церкви, чуть только дорвались до власти.*** А я вот читал
проповедь Иоанна Златоуста, где он резко осуждает рабство. К
топору однако, в отличие от наших народовольцев, Византию не
зовет".
НБ. К топору Русь звали не народовольцы, а
землевольцы и ревдемократы 1859-1863 слл. Первых
(народовольцев) я бы вешал, вторых - в тюрьму сажал. Надолго.
А теперь по Вашему контраргументу. Я говорю: "Церковь
разговоры разговаривала, а рабство не запрещало". Вы пишете:
"Я читал ПРОПОВЕДЬ Иоанна Златоуста, где он осуждает рабство".
Правда, санкций против него не требует - ни народного топора,
ни императорского эдикта. Только осуждает и
призывает.
Это называется полемика? Вы же сказали слово
в слово то же, что и я! Златouст разговоры разговаривает о
милосердии, а рабство в ус себе не дует, и ни Златоуст, ни
Церковь вообще не дергается его в энциклике воспретить и
осудить хотя бы на том же уровне, что и ереси. Это отложено до
Второго Ватикансгого, когда оно немножко запоздало.
ЧТД.
ЭнБэ. Мы не спорили с Вами о позиции _отдельных_
иерархов. И Ваш пост Лапочке, и мой ответ касались позиции и
влияния Церкви как организации, а не мнения отдельных
иерархов. О нем см. выше. Что среди оных отдельных иерархов
значились предостойнейшие с моей точки зрения люди, вроде
граждан, считавших, что Ад пустует (а в душе еще и что Бог не
всемогущ), или что в конце концов спасутся все, включая Сатану
- в том я Вам не оппонент.
"Но относительно запрета на
работорговлю в 18 веке - Вы вообще-то уверены, что Уилберфорс
был дорвавшимся до власти врагом Церкви? (То же
Антрекоту)" Нет. Но я уверен, что он действовал _здесь_ как
человек вне-Церковный. Как секулярный человек эпохи
Просвещения. "Недруги и враги Церкви" - писал я, и писал
обобщенно; и писал именно "недруги и враги Церкви", а не того,
что они считали Христом. Йозеф Второй тоже верил в Христа -
точно такого же, как Христос Лапочки. И опять Вы съехали на
обсуждение отдельных лиц. Пока Церковь былап в силе, что-то
Уилберфорсы из ее рядов влияния на дела не имели... Это
Просвещение позволило им развернуться практически.
"И
еще - то есть, чтобы оправдаться в Ваших глазах, Церковь
должна была взять политическую власть и отправить попов вешать
рабовладельцев? Отмена рабства - мероприятие насильственное".
См. п.3. Самим серваж не практиковать и другим
запрещать как ересь (в смысле, с той же силой и
категоричностью). Второй Ватиканский собор почему-то именно
это и сделал, и не оскоромился.
И вешать еретиков
(вернее, добиваться от светских властей, чтоб те их вешали; а
в Папской области и сами справлялись) Церковь почему-то
посылала, не надорвалась. А вот тут - ну никак
несподручно... И опять же: какое отношение это имеет к
нашей дискуссии? По нежеланию ли, по невозможности ли, но
Церковь от рабства не отучила. Ни капельки. Когда
экономические условия поощряли рабство - много было рабов,
когда не поощряли - мало.
"***Нет за христианством
никакого нравственного прогресса.*** Итак, основной пунтк
данной полемики - христаинаство, если я Вас понял, не привело
ни к какому нравственному прогрессу по сравнению с языческими
временами. Я правильно понял?" Неправильно. Ведь не все
цитаты работают вне контекста, некоторые - только в контексте.
Еще раз точный тезис (я думал, что это ясно и так):
"Воспитательная деятельность Церкви не привела к постепенным
нарастающим позитивным изменениям в вопросах реального
положения дел с судебными пытками и воеными зверствами. А эти
изменения принесели совершенно иные люди". А "ни к какому
нравственному прогрессу" вне контекста, у целом - этого я не
говорил. Во-первых, потому что сам нравственный прогресс мы с
Вами поймем очень по-разному, во-вторых, потому что прогресс
нравственный бывает не только в реале, но и в головах. Я
еще раз напомню, откуда взялся мой пост. Лапочка обвинила
христианство в особых зверствах; Вы ответили, что не только
оно за них не отвечает (отвечает грешная природа его
носителей), но оно от этих зверств (зверств на войне и
судебных пыток), наоборот, людей постепенно отучило. По
первому пункту я согласился с Вами (что христианство за
зверства не ответчик; другое дело, кстати, с их
направленностью), а по второму - нет. О нравственном же
прогрессе "вообще" Вы с Лапочкой не спорили и в такую
дискуссию я бы встревать не стал.
С уважением,
Могултай.
ПС. Для удобства и Вашего сведения и помещаю
здесь же ответы на реплики Кинн и Антрекота. Тем более, что
Кинн со мной хотела не дискутировать, а только излить
возмушение, так что отвечать ей с моей стороны было бы просто
некорректно и навязчиво. А вот Вам, возможно, будет
небезынтересно узнать, как я отвечу на ее реплики в Вашу
поддержку. Антрекот: "Поступательное движение с 5 по
примерно 11 имело место быть. Роль церкви в этом -
несомненна". Прошу прощения,а какова была в этом роль
Церкви, и что это за поступательное движение? Войска Карла
Великого в Саксонии или Аварском каганате и войска 5 века в
аналогичных случаях - одно к одному. А 11 век - это тот самый
Иерусалим 1099 года, котороый у участников вызвал чувство
глубокого внутреннего удовлетворения, и Церковь и не думала
это осуждать даже в мыслях. С сервовладением Церковь
боролась? Если боролась, то эффект странный: в 12 веке, к
концу описанного Вами периода, сервов - тьма-тьмущая. Серваж
по экономическим причинам стал накрываться в 13 веке, и
светская власть подсобила. Это что, их с 5 по 11 воспитывали,
и к 13, наконец, вдруг прошибло? Очень маловероятно. Кинн:
"2. Весь европейский гуманизм вырос органически из
христианской культуры (отмечу, что больше нигде он не вырос).
При этом христианская культура Европы вобрала в себя (была
наследницей) античных идей: римское право, неоплатонизм,
аристотелизм и так далее". Опять граммофон изобрел
император Франц-Иосиф, да еще с забавной objektivnoj
подтасовкой: "ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИЗМ вырос их христианской
почвы... больше он нигде не вырос". Так европейский гуманизм
по определению может вырасти только в Европе, а Европа была
христианской. Ничего себе доказательство.А есть индийский
гуманизм, и вырос он без всякой христианской почвы. А есть -
японский гуманизм "к своим" (к чужакам такого нет), похлеще
аналогичного христианского. "Органически вырос из христианской
культуры...." Ага. "Мы пахали". Почему-то сам этот гуманизм с
ходу стал ориентироваться на до-христианские античные
установки. А Просвещение - особенно. Это, наверное, они сами
не поняли, из кого "органически выросли". А вообще-то,
Октябрьская революция "органически выросла" из политики
Николая Второго. Кинн, присваивающая христианству награду за
органическое порождение европейского гуманизма - это Великий
князь Георгий, присваивающий Николаю Второму посмертно орден
Октябрьской революции за создание революционной ситуации в
России. "3. Социальное воздействие церкви таки было велико
- почитайте у Флори о том, как вдавливала церковь в варварские
умы идею о защите вдов и сирот, и когда защита их прав - и
вообще защита неполноправного населенения стала прерогативой
власти светской (короля)". Смеется надо мной Кинн. Я пишу
про зверства на войне и пытки, и четко оговариваю, что именно
об этих областях (потому что именно о них писал Сергей, а я
возражаю именно ему и и именно о том, о чем он писал), а Кинн
мне - про вдов и сирот... Абыдно. Впрочем, могу заметить, что
общинная поддержка вдов и сирот - самое языческое стандартное
дело; что император Сяо Вэнь ди во втором веке до нэ ввел в
Китае собес для стариков; что в Индии то же делали от начала
времен на общинном и городском уровнях, и в Риме тоже. "4.
Представление о том, что христиане занимаются только копанием
в грехах и самоосуждением, а заодно вздохами насчет
испорченности человеческой природы и невозможности ее
исправления, с выводом: за гробом все будет оК, а пока можно
не дергаться и не устраивать жизнь - глубоко неверно". Я
такого представления не высказывал. Кинн меня с кем-то
перепутала. Еще раз - я человек маленький, писал только про
то, о чем Сергей - как христианство и Церковь отучали людей от
пыток. А что кроме самокопания и вздохов Церковь вела
активнейшую социальную и военную политику - никто того и не
будет отрицать. Как борьбу с императорами или подготовку
Крестовых походов, или Контрреформацию (а кстати уж и
Реформацию - тоже ведь христанство) вспомнишь, так аж
заколдобишься. Ну, вдовам и сиротам тоже помогали, еще
десятину драли, товарами приторговывали весьма успешно, в
скрипториях тексты писали, с ересями и неверием боролись
наиактивнейшим образом... Очень активные люди. Но пытки и
зверства вся эта активность не снижала, а разве что
приумножала количественно. "Также неверно и то, что
прогрессом нравственным и законодательным мир обязан только
нерелигиозным деятелям. Если рассмотреть подробней процессы,
происходившие в 16-17-18 веке, станет понятно, откуда растут
ноги". См. выше - я не занимался прогрессом вообще. А
насчет процессов - это уже привычная мне, хотя все равно
удивительная для меня, манера Кинн в беседах со мной: "если
посмотреть на дело, будет ясно, что Вы не правы, а я права" -
без всяких разъяснений, что же там именно я увижу такого, в
деле-то. "5. Церковь не предназначена для проведения
социальных преобразований :-) "Кесарю - кесарево"". Вот я
Сергею в конце и писал: занимаетесь макроспасением из тюрьмы
Падшего мира - не приписывайте себе чести социальных
преоьразований, которые провели без вас и в борьбе с вами.
"Христианин, однако, обязан способствовать справедливости
и милосердию". А какое отношение это имеет к теме нашего
спора с Сергеем? "Но вы же сами видите (не верю, что не
видите!), что вы отбираете факты и игнорируете всю сложность
взаимодействия христианства как ерлигии, церкви как
религиозно-социального института и общества!" Я бы это
увидел, если бы и в самом деле объявлял, что христианство
вообще ничем не способствало и не сыграло никакой
"органической"? роли в нравственном прогрессе. А я такого не
говорил. А вот говоря об отсутствии реального эффекта
христианской проповеди (да, честно говоря, и об осутствии
желания этим заниматься со стороны Церкви в целом) по части
судебных пыток и военных зверств - я никакого злонамеренного
отбора фактов со своей стороны не наблюдаю. Вообще, Вы могли
бы и больше доверять моей субъективной честности, по-моему,
давно можно заметить, что подчеркнутая отдача должного
аргументам противника и самому противнику - моя существенная
личная заморочка и предмет моей особой языческой гордыни,
причем тем большей, чем категоричнее наша общая оппозиция. Как
меня в свое время восхитило английско-исландское понимание
того, что отдавать должное нужно даже Дьяволу, так я и
стараюсь по мере сил соответствовать. А Вы, Сергей, Кагеро и
Курт и на Дьявола нимало не похожи. "Могултай, помянутая
мной статья была не об этом, правда. Хотите, я вам дам этот
сборник?" Спасибо (без всякой иронии). Но поскольку еще 2
месяца это нереально, то не могли бы Вы все-таки написать в
двух словах, что именно там говорится? "Так что меня мало
волнует то, что в средние века церковь санкционировала пытки -
cosi fan tutti, так делают все, включая самых просвещенных
правителей. И только постепенно до некоторых доходит, что надо
бы гуманней быть..." Погодите. Так и меня это мало волнует.
Это Сергей взялся доказывать, что христианство постепенно
отучало этих тутти от их кози фаре. А оно такого не делало. Я
еще раз говорю: постепенно доходило до некоторых, а потом
вдруг взрыв гуманизации. И взрыв, сопряженный с
антиклерикальным взрывом, и саперы одни и те же. "Кнут,
типа, не пытка?" Пытка, именно поэтому я его и оговорил. В
начале 1800-х - и кнут ликвидировали при дознании. А телесные
наказания - так это все-таки не пытка, а телесные наказания, и
их-то практиковали все независимо от конфессии, и в Англии
любого времени - на всю катушку. И, кстати, правильно делали:
гораздо лучше со всех точек зрения десять плетей, чем два года
дисбата или тюрьмы. "И орудия для наказания крепостных -
они-то как раз законом и не регламентировались ни капли :-)"
Поскольку закон даже в этом похабном концлагере пытать и
убивать крепостных запрещал. А вот где лежит граница между
маненько повоспитывать и пытать - это и впрямь не
оговаривалось. Только это и в христианской Европе, стадиально
соответствующей России 18 века, не оговаривалось. "Но
говорила я не о "государях", а об обществе, считающийся
просветителем Новиков об отмене пыток и не заикался, ему было
наплевать". Говорили Вы именно о просвещеннейших царях и
царицах, то есть именно о государях - перечитайте свой пост,
пожалуйста. Новиков, он, конечно, просветитель... Но, Вы
знаете, я все-таки о христианстве по практике новокрещеного
племени мумба-юмба судить не буду. "Просвещение" в русском
аристократическом обществе - это разговоры ВОХРЫ в концлагере
о том, что Пушкина бы почитать, да чтоб лагерный театр
поставил не "Удои тети Дуси", а Вильяма нашего Шекспира.
Христианство, заметим, на них отражалось не лучше. Кстати,
в своем посте я всякие честь и славу приписывал именно
просвещенным государям, а не просвещенным аристократам,
"обществу". Вот этим по всей Европе было на многое начихать -
они люди безответственные.
"А чем они принципиально
отличаются от пыток? И разве невежество извиняет этих врачей
больше, чем убежденность средневекового судьи в тмо, что
дознание возможно только с применением пытки? Эти врачи
прекрасно знали, что страдания причинять нельзя, но типа ради
исцеления применяли. Никого, правда, не вылечили. Чем это
лучше расхожего представления об инквизиции, пытающей
невиновных ради спасения их душ?" Вы смеетесь? "Эти врачи
прекрасно знали, что страдания причинять нельзя" - то есть и
хирургию по матери, и невкусные лекарства? Что НАПРАСНЫЕ
страдания при лечении причинять нельзя, это они знали; что
лечение не должно быть горше болезни - это они знали. А так -
чем ампутация или трепанация принципиально отличается от
пыток? "Чем это лучше расхожего представления об
инквизиции, пытающей невиновных ради спасения их
душ?" Ничем, кроме того, что в душу можно верить или не
верить, а умственное здоровье и сумасшествие - явления
наблюдаемые. А в остальном - ничем. А где Вы видели, чтобы я
как-то ногами топтал инквизиторов за что бы то ни было, иначе
как за то, что они чинили боль исключительно по основаниям,
почерпнутым в вере, а не открытым по опытно-логическим
показаниям? Субъективно у меня к Торквемаде или Шпренгеру
никаких претензий нет. Они действительно исполняли тяжелый
долг по тому, что считали борьбой с чумой, и еще находили
время сильно думать, чтобы, не дай Бог, не оскоромиться,
примешав незаразных к зараженным, а тех - к активным
распространителям заразы. "И разве невежество извиняет
этих врачей больше, чем убежденность средневекового судьи в
тмо, что дознание возможно только с применением
пытки?" Больше. Потому что средневековый судья и не
задумывался об этом (а как только задумался - пытки отменил и
перестал быть средневековым). Ему это казалось таким
нормальным - в силу той самой "грубости нравов" - что он и не
давал себе труда подумать, а нельзя ли и без того? Вот как
учитель не будет думать, а не стоит ли отменить записи
замечаний в дневнике и заменить их на что-то другое, не
слишком ли это жестоко по отношению к детям? Может, и
заменить-то можно, но машинка работает и так, а по уровню
жестокости эта мера не такова, чтоб из-за нее специально
напрягаться и думать. Сойдет. А врачи действовали так
потому, что других методов не видели ПО ДЕТАЛЬНОМ
ОБМОЗГОВАНИИ, а вовсе не по грубости нравов. "Я прошу
прощения, а Божий Мир тоже при Просвещении ввели? И вообще я
вижу в этом не влияние века Просвещения, а все-таки влияние
века 16 и 17, то есть исторический опыт. Проще говоря, войны
времен Возрождения и Реформации ужаснули так, что у кого-то
включилась голова и стала думать в этом направлении. А почему
голова стала думать именно сюда? А потому, что все-таки
менталитет другой стал. В 13 веке додумались до Божьего Мира".
А при чем тут Божий Мир? Он сильно сказался на пытках и
военных зверствах? О коих именно я писал? Кстати, Божий Мир
придумали аж язычники-греки - экехерия, Священное Перемирие на
время Олимпийских игр. Исторический опыт - как это так?
Что, войны 16 века ужаснее войн 14-го или 9-го? Нимало. Хуже
Столетней войны в 1340-х - 50-х и 1410-х - 30-х вообще
придумать ничего нельзя по этой части. И обратите внимание: "у
КОГО-ТО включилась голова". У кого? У Церкви или у
рационалистов? Влияние века 16 и 17 - как это может быть? В
Тридцатилетнюю войну еще все по-старому, и все находят это
нормой военного зла, и никто не ужасается. И в "затейливом
Симплициссимусе" все это излагается как нечто вроде града или
дождя, и уровень морали там )не у автора, а в мире его героев)
- ровнехонько как у Тримальхиона и компании или в "Золотом
Осле". Что, по-Вашему, где-то около 1670 года какие-то
"головы" подняли архивы за 16 и 17 века, почитали Урланиса о
статистике военных потерь, ужаснулись и сказали - "Пора
кончать?" Нет. Пока шли эти самые войны 16-17 веков, никто не
ужасался. Ужасаться начали задним числом по мере нарастания
рационализма (который, между прочим, зародился аккурат к 1600
году, только переборол церковное влияние в начале 18
века). "При собственно Реконкисте (до Изабеллы и
Фердинанда, их не касаюсь) и в Испании местные крестовые
походы обходились без грабежа и резни мирного населения, а
примкнувших к Педро Арагонскому немцев и французов, которые
стали рэзать и грабить, дон Педро же и выпроводил восвояси, да
еще и накидал им на прощанье - что характерно, при полной
поддержке, моральной и военной, своего мусульманского
противника, с которым после ухода этих горе-вояк опять пошел
рубиться..." А эти самые немцы и французы, они что,
язычники? Как Вы не видите, что это дон Педро и испанцы такие
молодцы, и не христианство их такими сделало, а многовековое
сосуществование бок о бок с иноверцами и врагами, при котором
волей-неволей надо как-то и договариваться, и сосуществовать,
и человека во враге видеть? А вот как только сосуществовать
стало не надо объективно - сто лет, и на тебе Фердинанда и
Изабеллу. Вот это уже влияние Церкви, БОЛЕЕ НЕ КОМПЕНСИРУЕМОЕ
воздействием необходимости выживать рядом и чуть ли не вместе
с неверными агарянами.
|