Katherine Kinn Хранитель
|
Антрекот, год
с лишним назад я уже Владимиру это все писала на листе
T-Forum.
--------------- From: "Katherine Kinn"
<katherine-kinn@m...> Date: Mon Jul 1, 2002 4:26
pm Subject: Nurnberg i kommunisty
Почему
невозможен Нюрнберг номер два - над коммунизмом.
Прежде
всего определим, что будем называть коммунизмом. Прежде
всего, это совокупность экономических, социальных и
этических идей, изложенных в трудах Маркса, Энгельса и Ленина.
Других крупных теоретиков этого дела коммунизм не выдвинул,
весь ушел в практику. Экономической теории я касаться не буду,
кто читал Маркса и Ленина - тот читал, а пересказывать я
заколебаюсь.
Обратимся к коммунизму как
социально-этическому учению. Прежде всего, коммунизм нельзя
назвать религией. В основе его учения лежит атеизм, то есть
отрицание самой возможности существования Бога, богов, духов и
прочей трансцендентной живности.
Идеал коммунизма -
наследник гуманистического рационального идеала и
мировоззрения Возрождения и Просвещения. От Возрождения он
взял человека как центр мироздания, от Просвещения - крайний
рационализм и представления о личности и обществе. Такое
сочетание гуманистичности (человекоцентризма), рационализма и
материализма и сделало коммунизм весьма живучим учением.
Посмотрим, какие цели ставил себе коммунизм: -
всестороннее развитие личности - создание справедливого
общества без угнетения, неравенства и эксплуатации -
удовлетворение разумных потребностей человека - воспитание
нового, разумного и доброго человека Программа неплохая.
Недаром столько народу прняло эти цели и двинулось дальше
по дороге, которая исток свой брала все же у подножия Голгофы.
Ведь и гуманизм Возрождения, и рационализм Просвещения -
отпрыски христианства, от антропологии его и от схоластики.
Просто в Возрождение фигура человека заслонила Творца этого
человека, а Просветители и вовсе уже не различали за
титанической фигурой гуманизма - Бога. Постепенно переставали
эти деятели осознавать, насколько тесно связаны с
христианством все их положительные идеалы и цели. Коммунисты и
вовсе Бога выкинули, завершив логическую эволюцию по этому
сценарию.
Идеал коммуниста (коммунара) нарисовали в
литературе Ефремов и Стругацкие. У Ефремова вышли очень
правильные, рациональные, справедливые, даже знающие любовь,
хотя и жиденькую какую-то, и холодные люди. И лушчий среди них
- Вир Норин из "Часа Быка", который ради любви остается в
адском мире Торманса. У Стругацких - улучшенные представители
технической интеллигенции шестидесятых, милые, хорошо
воспитанные, с твердым вроде бы нравственным стержнем люди.
Лучший среди них - Мак Сим, для которого люди братья, добро -
добро, а зло - зло, и который готов жизнь положить, чтобы
вернуть слабым, покалеченным, несовершенным подданным империи
Неизвестных Отцов отнятую у них свободу воли. (Почему идеал
коммунара сумела создать только фантастика? Каким увидели
коммунара советские фантасты и почему? - это темы для
отдельного разговоар, если есть желание - давайте обсудим,
тема богатейшая). Идеал вышел привлекательный, верно? Почва
коммунистической идеи оказалась небесплодной. Основательно
обедненная по сравнению с другими, она тем не менее способна
была порождать и литературу, и кино, и поэзию, и
хороших людей.
Теперь рассмотрим практику
коммунизма. Главное, что порождает позиции вроде позиции
Владимира - это неосознание того факта, что между теорией
коммунизма и практикой СССР существует экзистенциальный
разрыв. То есть, скажем, необходимость уничтожения
крестьянства никак не вытекает из социальной коммунистической
теории, она даже из ленинского "Государства" не вытекает!
Чтобы эту необходимость обосновать, пришлось присобачивать к
доктрине множество пресуппозиций. А разрыв, о котором я
говорю, существовал всегда и во все времена. Уж на что
гуманистом античного времени был Александр Македонский, ученик
великого Аристотеля, а что вышло? Александр законодательно
устранил разницу между эллинами, македонцами, персами,
египтянами и прочими жителями своей империи, объявил
действительной эпигамию (брачный союз) по всей территории
опять же, чего в Элладе не было никогда, и вообще... Но -
железной рукой подавлял мятежи, ввел персидские церемонии,
перестал быть "первым среди равных", казнил заговорщиков,
разграбил Фивы и продал в рабство всех жителей этого древнего
греческого города. Впрочем, в Пелопонесскую войну афиняне со
спартанцами такое проделывали неоднократно - а ведь афиняне
отстаивали демократию в противовес тирании, насаждаемой
Спартой. Взять средневековую Европу - сплошь нарушение
законов, вассальной верности, родства и морали. И так по всему
миру - какие бы хорошие принципы ни провозглашал правитель,
практика оказывалась оторванной от провозглашенного идеала
- на этот самый экзистенциальный разрыв.
Вот взять
демократию. Узко - союзников. Это ведь не СССР размолол в
щебенку Дрезден. Не СССР сбросил бомбы на Нагасаки и Хиросиму.
Правительство США закатало в концлагеря всех этнических
японцев и корейцев - чем оно лучше, чем правительство СССР,
проделавшее то же самое? В США процветал открытый,
законодательный, апартеид - в СССР процентная норма была под
грифом ДСП, попробуй, найди ее в Конституции, законах или
любом из кодексов! А чем послевоенная "охота на ведьм" в США
лучше советской "шпионоловли" тех же лет? Обе страны
проповедуют вполне гуманные идеалы, и обе практикуют террор
и беззаконие. Тут следует сказать, что масштабы террора в
СССР были просто фантастические и сравниться могли только с
Третьим Рейхом. Это дает основание приравнивать практику
советского государства к практике нацистского. Но - только
ПРАКТИКУ. Все террористические инструкции и акты в СССР
проходили не по разряду закона и явно провозглашаемых
принципов. Не зря ведь устраивались митинги с требованиями
"народа" расстрелять врагов - закон-то вкупе с Конституцией
оказались недостаточными. К слову сказать - по части введения
единомыслия среди населения и подавления недовольных СССР
отличался от других государств только на технологию. В Китае
при самых разных династиях прекрасно давили недовольных, а
интеллигенцию топили в нужниках, и никто не вякал, и
продолжали себе толковать о смысле иероглифа "ай-жэнь" (если я
правильно запомнила, это как раз часто переводится на русский
как "гуманность", а вообще-то означает "справедливость") и
учении Конфуция. Якобинцы за три года своего правления
покосили примерно такой же процент населения и по тому же
принципу, что и Ленин-Сталин - и что, Европа из-за этого
отказалась от "Либерте, эгалитэ, фратернитэ"? Ничего
подобного! Якобинцам порубили головы (причем совсем не за то,
за что следовало), а свобода, равенство и братство - основа
современной европейской демократии. Прошу обратить
внимание! Одними и теми же методами действовали добрые
конфуцианцы-императоры в Китае, всякие там халифы и магараджи,
императоры Византийской империи, Иван Грозный в России,
Фердинанд с Изабеллой в Испании, якобинцы во Франции, Кромвель
в Англии, Кальвин в Женеве, Эдуард 1 в Шотландии, Чака Зулу и
прочие. Общественные идеалы и социальные теории у них были
совершенно различны, а вот в практике поразительные
наблюдаются совпадения. К чему бы это?
Коммунизм
имел-таки человеческое лицо. А заодно руки-крюки и вместо
сердца пламенный мотор. Но все же его человеческое лицо давало
возможность новым поколениям усвоить общечеловеческие,
гуманистические ценности. Официальные установки коммунизма
расходились с практикой очень значительно. Но все же -
коммунизм как учение не оправдывал террора и уничтожения людей
в промышленных масштабах по национальному или даже классовому
признаку. Виновна в этом государственная машина и люди, ею
управлявшие, а не учение. Примерно так же действовали
Фердинанд и Изабелла, аннексируя владения Боабдила Гранадского
(там была такая история, что куда там пакту
Молотова-Риббентропа!). А как они ловко экспроприировали
мавров и евреев? А как подгребли под себя Супрему? А как
возвращали на родину и там судили насильно крещеных морисков?
А как процветало среди второго поколения морисков и прочих
насильно крещеных доносительство на родных и знакомых? Все,
что мог добавить к этому Сталин - сибирские морозы и
российские масштабы. Ничего нового он не выдумал. Как, ни у
кого не возникло идеи учинить Нюрнбергский трибунал
христианству и испанской монархии в частности? Да, само
христианство никто не желает пригвоздить к позорному столбу?
Ввести запрет на профессии для христиан? Запретим церковь! тут
уже предъявляли длинный список преступлений христианства - так
что ж я не слышу призывы к Нюрнбергскому
трибуналу?
СССР был очень жестким испытанием
человечности на излом. И как ни странно, но судить коммунизм
не получится. За что? За репрессии? Но репресии проводило
государство. За уничтожение крестьянства? А этим тоже
занималось государство, причем антиконституционно! Нивелировка
личности? Но пардон, коммунизм призывает к всестороннему
развитию личности и ее свободе, читайте программные документы,
Энгельса, наконец! И так далее...
Самое гадкое
преступление советской диктатуры - это введение двоемыслия. Но
даже если человек мыслит, как нормальный, а говорит, как
"крепкий речекряк", то... Но за мысль никого нельзя ни по
какому закону призвать к ответу. Собственно, вся суть совка
была в этом: поставить человека между официальным идеалом
(гуманистическим) и реальной жутенькой системой, и заставить
выбирать. Причем по умолчанию выбор как раз и не предлагался -
ну кто будет выбирать между смертью и жизнью, пусть даже и
жалкой?. Но многие этот выбор делали, и именно ради
коммунистического идеала посылали систему к чертям собачьим.
"Я коммунист, а ты - предатель и замаскированная сука". И шел
наш коммунист в подвал прямиком, как Евгения Гинзбург или
Шалва Окуджава...
Теперь посмотрим на наци. Что первое
мы видим? Абсолютно человеконенавистническую идеологию.
Выживает сильный, насри на нижнего, ударь ближнего, кровь и
почва, низшие расы на мыло. Отмечу, что главное
расхождение с коммунистической системой отбора врагов
налицо: коммунисты врагами объявляли враждебные классы, но
если буржуем или кулаком можно было перестать быть (более в
теории, чем на практике), то перестать быть цыганом,
славянином или евреем не получится чисто физически. Об этом
уже писал Бегемот, а я повторю, повторение иногда полезно.
Почему можно было судить нацизм как учение и НСДАП как
партию? Потому что идеология у них была насквозь
преступная. Потому что любой член НСДАП, вступая в свою
партию, знал, что должен будет уничтожать людей по
национальному признаку (то есть заведомо крошить в удобрение
детей, потому что национальность есть признак неотъемлемый), и
что фактом своего вступления в партию он подписывается под
признанием "Я лучше всех, потому что немец". Коммунист
расписывался в другом - "Я лучше других, потому что следую
единственно верному учению". То есть отклонился от учения - и
уже все, не лучше. Коммунизм предписывал работу над собой,
стремление к идеалу, предполагал, что безгрешных нет. Нацизм
заявлял - ты лучше, потому что таким родился.
То есть
нацизм судили законно - в любом уголовном кодексе есть статья
за преступный сговор и организованную с преступными целями
банду. Эта статья у наци была написана на лбу.
Хороший
семьянин, знаток поэзии, любитель Вагнера и Гете, со
спокойной совестью и улыбкой удовлетворения смотрел, как
дымила труба вверенного его попечению крематория. Он был
идеалист и служил немецкому народу, и знал, что соответствует
идеалу. Хороший семьянин с партбилетом в кармане, любитель
народных песен, подписывал приговоры ОСО уже не так
безмятежно. Он либо знал, что закон и программа партии имеют
мало общего с тем делом, которым он тут занимается, и плевал
на это ради своего благополучия, либо ему это объясняли. А
дальше было два пути - или плюнуть на идеалы и продолжать
сидеть в кресле, или самому прогуляться до подвала, в один
конец. С другой стороны, были и такие, как Магар и Мостовский
у Гроссмана - которым и концлагерь ума не прибавил, готовые
выдать врагам того, кто не укладывается в их понятия о
"своем". Однако опять же - это против коммунистического
идеала! Герои официозной книги о войне и концлагере так не
поступили бы - Главлит бдил.
Так что нацист, вступая в
НСДАП, прекрасно был осведомлен о том, чем ему придется
заниматься. Коммунист же подписывался совсем под другим - под
гуманистическим идеалом.
Так что при всем желании,
Владимир, тебе не удастся никого убедить устроить коммунистам
Нюрнберг номер два. Не выйдет. Придется судить отдельных лиц
за конкретные дела. Точно так же, как никому не придет в
голову судить демократию за французский революционный
террор.
Еще одна мысль. Вернее, факт жизни. Лагерники
шли на войну и защищали Родину. Несмотря на лагеря. Вот и
ответ Владимиру. И дали его как раз те люди, которых он
пытается отделить от солдат. Не выйдет, потому что они и сами
были солдатами Великой Отечественной. Дети репрессированных
шли на фронт. Назову Булата Окуджаву, например. Или Вадима
Шефнера. Они ведь сражались не за Сталина, а за Родину, против
фашизма. Ключевые слова - ПРОТИВ ФАШИЗМА.
Теперь о том,
кто более прав, лагерник или солдат. Я бы хотела,
чтобы Владимир прочел это внимательно. И осознал, что и
лагерник, и солдат были по одну сторону фронта. А лагерное
начальство всех мастей - по другую.
"Конечно, в
"реальной жизни" правота каждой из сторон не очень-то очевидна
- хотя бы просто потому, что тираны из рода человеческого
редко доходят до такой степени развращенности, чтобы стать
одержимыми единственно злою волей. Насколько я могу судить,
некоторые действительно превращаются в такие живые примеры
чистого порока, но даже они вынуждены править подданными, из
которых вовсе не все развращены в той же степени, - многие
будут нуждаться в декларации иллюзорных или истинных "благих
намерений" тирана. Именно так все и происходит в наши дни.
И тем не менее, есть очень ясные случаи, например, акты
жестокой и неоправданной агрессии, и в таком конфликте правой
может быть только одна сторона, даже если ответная ярость и
обида вынудит эту правую сторону совершать злые дела. А еще
есть конфликты из-за важнейших идей и ценностей. В таких
случаях самое главное - это оказаться на правильной стороне, и
меня совершенно не волнует, что людьми на этой правильной
стороне двигают самые разные мотивы, что они преследуют
какие-то личные цели, ведут себя низко - или благородно, ведь
в конце концов, поступать то правильно, то неправильно
человеку свойственно. Если речь идет о конфликте между тем,
что может по праву называться добром и злом, то праведность
или неправедность какой-либо из сторон не устанавливается и не
выявляется тем, что они говорят о себе; суждение об этом можно
вынести только основываясь на представлениях, которые не имеют
отношения к конфликту, находясь, так сказать, над схваткой.
Судья должен сказать "этот прав, а тот не прав" исходя из
критериев, которые он считает правомерным применять в любом
случае. И если это так, то правота останется неотчуждаемым
достоянием правой стороны и полностью оправдает (в высшем
смысле) ее дело. (Заметьте, я говорю о правом деле, а не о
правоте каждого отдельного лица. Конечно, в глазах судьи, чьи
моральные принципы имеют религиозную или философскую основу,
да что там, в глазах любого человека, не ослепленного
фанатизмом, правота дела не сможет оправдать аморальные
действия людей, которые этому делу служат. Но верно и другое:
даже если "пропаганда" воспользуется свидетельствами о таких
случаях, чтобы доказать "неправоту" правой стороны, ее
аргументы не будут иметь веса. Это агрессоров нужно винить за
злые дела - ведь они совершаются из-за того, что попрана
справедливость, и принесенное ими зло породило ответное зло и
разбудило злые страсти (что агрессоры, в принципе, должны
полагать естественным и предвидеть). Так что в любом случае у
них нет права жаловаться на то, что их жертвы требуют око за
око и зуб за зуб.) Верно и то, что добрые деяния неправедной
стороны не могут оправдать их дела. Да, люди, стоящие на
стороне зла, могут проявлять героизм или даже совершать еще
более нравственные поступки - проявлять милосердие и
терпимость. Судья может отдать им должное и возрадоваться
тому, что некоторые люди способны подняться над ненавистью и
яростью конфликта. Он также может сожалеть о злых деяниях
правой стороны и печалиться о том, что ненависть, единожды
вспыхнув, способна увлечь за собой кого угодно. Но это не
изменит его решения о том, какая сторона права, и о том, кого
винить за все то зло, что обратилось на нападающих. В моей
истории нет Абсолютного Зла. Я вообще не думаю, что
оно существует, потому что это на самом деле Ноль. Я также
не думаю, что какое-либо разумное существо может полностью
обратиться ко злу. Сатана пал. В моем мифе Моргот пал до
Творения физического мира. В моей истории Саурон являет пример
существа, чья воля преданна злу настолько, насколько это
возможно. С ним случилось то же, что и со всеми тиранами: он
хотел добра, по крайней мере, даже когда он желал переустроить
землю, руководствуясь исключительно с собственными
представлениями о должном, он думал о (материальном)
благополучии тех, кто эту землю населял. Но он зашел дальше,
чем человеческие тираны, в своей гордыне и жажде власти, ибо
изначально он был бессмертным (ангельским) духом. Во
"Властелине Колец" война идет не за "свободу", хотя, конечно,
речь идет и о ней. В моей книге речь идет о Боге, и о том, что
поклоняться следует только Ему. Эльдар и нуменорцы верили в
Эру Единого, истинного Бога, и почитали поклонение кому-либо
другому мерзостью перед лицом Его. Саурон же желал стать и
Богом и Владыкой, и прислужники его воздавали ему такие
почести, а если бы он победил, то он потребовал бы ото всех
разумных существ поклоняться ему как Богу и признать его
князем мира сего. Так что если бы "Запад" в отчаянии прибег бы
к помощи орд орков и с особой жестокостью разорил бы земли тех
людей, что состояли в союзе с Сауроном или просто могли бы
оказать ему помощь, даже тогда вне всяких сомнений Дело людей
Запада осталось бы правым. (...) Так что вся эта болтовня в
рецензиях и в письмах читателей насчет того, насколько хороши
мои "хорошие люди", добры ли они и милосердны, и не обижают ли
вдовицу (а они, вообще-то, не обижают), - вся эта болтовня не
имеет никакого отношения к делу. Некоторые критики пытаются
представить меня как человека, еще не избавившегося от
подросткового максимализма, и как недалекого ура-патриота, но
они умышленно искажают смысл моей книги. Это не мои убеждения,
и в книге нет таких идей. Посмотрите на Денетора - разве его
образ тому не подтверждение? Я изобразил тех, кто воюет за
"правое" дело (хоббитов, Рохиррим, людей Дейла и людей
Гондора) такими же, как обыкновенные люди, и отнюдь не лучше.
Мир моей книги не "воображаемый", это воображаемый
исторический период "Средиземья" - мира, в котором мы все
живем (Letter 183).i
В заключение скажу вот что:
никогда в своей истории мир не видел более ясно рожи врага
рода людского, чем в Третьем Рейхе. Наше дело правое - и
победа была за нами. Несмотря на заградотряды, трудармию,
ГУЛАГ, бомбежку Дрездена, репрессии против японцев в США,
против чеченцев, калмыков, немцев в СССР.
И если
кому-то западло признать подвиг моего деда подвигом - это не
о подвиге моего деда говорит, а о том, кому это
западло.
Спасибо за внимание.
PS. О том, как
Владимир в 41-м году мог бы воевать :-) А никак. Какие
перебежки к союзникам, если союзников-то нет еще?
Вся Европа под Гитлером и его дружками Муссолини с Франко.
Какое, простите, Сопротивление без коммунистов? Кто не знает -
в послевоенной Франции коммунисты были очень влиятельны,
потому что они играли ведущую роль в Сопротивлении и маки.
Подпольными группами в Европе, вроде "Красной капеллы",
руководили из Москвы, через старые структуры Коминтерна.
Немецкое подполье организовывали коммунисты, социалисты всех
мастей и христиане. И куда бы ты делся? Что касается
Манхэттенского проекта - то это путь для таких физиков, как
Сциллард и Оппенгеймер, а не для никому не известного
математика. Еще момент. Тебя не напрягает, что союзники
раскрошили Дрезден, бомбили жилые кварталы немецких гордов
(наши старались по объектам все же бомбы выгружать), загнали в
жуткие лагеря американцев японского и корейского происхождения
(конфисковав нафиг все их имущество), а потом США учинили
Хиросиму? Нет? Ты не собираешься предъявлять иск к французским
правящим партиям за войну в Алжире? А судить по нюрнбергскому
образцу консервативную партию Великобритании за то, что в
англо-бурскую войну Чемберлен и компания учредили
в Трансваале и Оранжевой Республике концентрационные
лагеря, а армия совершала массовые убийства мирного бурского
населения? Это ведь англичане, а вовсе не немцы, изобрели
концлагеря.
Так как насчет суда? Или у нас
справедливость избирательна? Я больше скажу - уж пытались
судить КПСС. Года четыре судили, и нифига не вышло. Именно по
той причине, что партийная программа была вполне себе
нормальной, в отличие от методов реализации.
Ты даже
согласен на Манхэттенский проект? Чем ты тогда
лучше изобретателя газвагена?
Katherine
Kinn ______________ * Don't fear the eyes of the dark
lord ("Blind Guardian")
|