Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
Политика |
Могултай
Извлечения из хрестоматии по драуге |
Если кто не знает, драуга - это такая древнеперсидская категория: злая ложь как главная стихия мировых бед вообще. Безобидное вранье на тему о римских огурцах сюда не относится, а что относится - то см. ниже. Уж больно чудесные образцы. Так сказать, материалы по истории общественного сознания. Желающие могут и приглашаются пополнять коллекцию (только не своими высказываниями, а чужими). |
1. Патриотическое стихотворение Олега Бородкина по поводу выборов-2001 (warning! Это НЕ пародия!): Тринадцать кандидатов в президенты. по-моему, роскошное число. но русский среди них один Зюганов. хоть тут электорату повезло. Среди плутов, уродцев и чудовищ Г. А. имеет благородный вид: и взгляд-то у него, пожалуй, добрый, и крупный лоб нордически блестит. базарно не бранится, не ворует, умеет негодяев обличать, которых на Руси вполне хватает, с которыми давно пора кончать. Зюганова по всем каналам связи враги готовы грязью поливать... я лично за него проголосую. а за кого еще голосовать?! 2. Либеральная писательница Татьяна Толстая открывает новые аспекты обычных дел: (финал ее эссе «Вот тебе, баба, блинок!») "...Босой оборвыш долго смотрит, разинув рот, в освещенные окна, за которым нарядные дети водят хороводы вокруг рождественской елки. Кто значет, о чем он думает в этот момент. Может быть: «Эх, никогда мне так не повеселиться!» А может быть: «Буду трудиться в поте лица - тоже стану водить хороводы»." (НБ. Если кто захочет до Т.Толстой дотянуться попорченными помидорами - не дотянетесь: она в Америке преподает русскую литературу). 3. Стиш Марины Струковой по поводу 11 сентября: Чужие земли и надежды кравшая, вновь наглостью сумела удивить Америка, свои дома взорвавшая, чтобы Европу с Азией стравить. Америка, где правит антинация, где сброд на биороботов похож, неужто мы поверим в провокацию, в твою нечеловеческую ложь? В компьютерных мозгах издевка прячется и алчностью рассчитанная месть: Россия — эпицентром бойни значится и повод есть за все границы влезть! Пока свои руины демонстрируешь, считая сотню жертв за миллион, Америка, помногу ли планируешь военных баз на каждый наш район? 4. Интересное мнение о бандитах, ментах и достойных людях: С.Бодров, искренне полагавший, что добровольный наемный убийца может быть положительным общенациональным героем и талантливо популяризировавший эту любопытную точку зрения, отвечает на вопрос «Кто они - те достойные люди, которые вам интересны?» Ответ: «Кто угодно. Может быть, мент, может быть, бандит или врач. Мне кажется, что дружба мента и бандита на сегодняшний день - абсолютно естественное явление. Если оба они - абсолютно нормальные люди, то и тот, и другой хотят одного: чтобы люди вокруг жили хорошо, чтобы был некий мир и покой. Вот и все. У одного одни рычаги в достижении этого, у другого другие. Но мораль - одна». 5. Министр обороны о полковнике Буданове: - Как офицер офицера я его понимаю, но закон должен быть исполнен. 6. Героям Шатоя (Соч. Людмилы Титенко) Русский солдат Славой богат Жарких христовых войн, Знаком земных И звездных наград — Высших Побед удостоен. Грозен и смел, В битвах горел, Силой небесной скроен. В яростном поле Он и один — Неопалимый воин. Неутомим, Неукротим. Род сберегая и дом, Будет вовеки непобедим, Духом святым ведом. Русский солдат Правдой богат, Верной и светлой душой. Яростный вихрь, Пламенный взгляд Испепелил Шатой! 7-11. Любопытные примеры само- и инооценок: (7) В газете "Завтра" в 1996 был напечатан репортаж известного капитана Шурыгина: русское подразделение в Чечне берет пленного и хочет выведать у него, где стоит его отряд. Пленный отказывается отвечать. Командир подразделения грозит убить его и оставить без погребения (что для мусульманина, по его мнению, должно быть особенно непереносимо). Прочие воины желают пленного "пытнуть". Пленный, однако, колется сам по себе; тем не менее общее мнение таково, что его все равно следует убить; боевой друг командира, воглавляя большую группу военнослужащих, желает убивать его долго и с большими мучениями; таково вообще его обыкновение, поскольку он мстит за погибших и замученных товарищей. Командир предотвращает расправу, громит чеченский отряд и, убедившись на деле в правдивости показаний пленного, отпускает его, сам умиляясь своему милосердию. Общая интонация репортажа - по-мужски сдержанный, но иногда прорывающийся сквозь сдержанность восторг. (8) В 2000 г. в том же «Завтра» было помещено - в качестве сугубо положительного, хотя и трагического примера - следующее воспоминание нашего офицера Второй чеченской кампании, стоявшего в каком-то населенном пункте гарнизоном. Обнаружив изуродованные боевиками трупы нескольких своих бойцов, он согнал на площадь население пункта, на их глазах привязал к столбу какого-то пленного, вырезал ему заживо печень, попытал еще как-то похуже (как именно, не указано), наконец, прирезал, и объявил, что в случае дальнейших убийств солдат таким же способом истребит все местное население, для начала мужское. Убийства, по его словам, прекратились, что с его собственной, а равно и редакционной точки зрения целиком оправдывает проведенное им мероприятие. (9) В начале 1995 г. какой-то армейский начальник в Чечне во всеуслышание объявил, что он не намерен пропускать врачей в незанятые войсками районы Чечни, поскольку "там им, среди прочих, приходится лечить тех, кто потом стреляет в нас". И ничего ему за это не было. (10) В 1996 году на том же ОРТ прокрутили видео- и аудиозаписи, которые делали сами солдаты и офицеры Чеченской войны. Некий ОМОН с целью показать всю тяжесть боев в Чечне для наших солдат (и ни с какой другой целью) представил занятную запись собственных радиопереговоров времени мартовского штурма Грозного в 1996 году. Взвод ОМОНА отрезан в каком-то здании, не может выйти, поскольку все вокруг простреливается, и настойчиво требует помощи у своих. Помощь невозможна, и из штаба по рации дают последний совет: "Найдите какую-нибудь чеченскую семью, возьмите ее в заложники и выходите, прикрываясь ей". Командир отрезанного подразделения отвечает с отчаянием: "Да тут такие звери, им все равно, что чеченцы, что кто, они все равно стрелять будут". (11) 2001 г. ТВ-шоу, участвует (а) группа ветеранов афганской войны, (б) группа спецназовцев войны чеченской. Тема та же - вот какие ужасы приходится переживать и делать на войне, пожалейте нас (как говаривал рейхсфюрер СС, «все мы знаем, каково это - смотреть на лежащие рядами трупы»). Группа «афганцев» в качестве иллюстрации излагает следующее: летят они на вертолете ночью над территорией, где есть моджахеды, видят на земле огни костры. Огни могут принадлежать вооруженным врагам, а могут - мирным. На всякий случай ( = то есть с перепугу) они это место обстреляли. На следующий день прилетают посмотреть, что ж там такое было - и тут в них из остатков раздолбанной ими палатки действительно стреляют. Они отвечают, спускаются, и обнаруживают, что ночью они обстреляли обыкновенную крестьянскую семью, почти всех убили, глава семьи - полуживой - пытался днем их обстрелять и был убит, когда они ответили, тут же валяется тяжелораненная маленькая девочка. Воины запрашивают по радио начальство, что с ней делать. Негодное начальство отвечает: пристрелить, чтоб спрятать концы в воду. Вот и не хотелось нашим добрым людям так поступать с девочкой, а что поделаешь - приказ есть приказ, пришлось пристрелить. (Что такого страшного сделал бы с ними начальник в случае невыполнения и откуда бы он вообще про то невыполнение узнал - не оговаривается). Спецназовцы же рассказали, что пришлось им в 1999 выполнять в Чечне такое секретное задание, что приказано им было резать всех до единого встречных, чтоб не растрепали о том, что их встретили, - мирных, немирных, баб и пр. - что они исправно и делали. Сам рассказ закончился так, что дескать, разве мы по злобе? Приказ исполняли... А вот в Грозном таких приказов не было, так мы этих чеченцев из своих же пайков кормили! Люди, которые все это излагали, (а) покинули свое шоу целыми и здоровыми; (б) удостоились от аудитории исключительно сочувствия и благоговейного ужаса перед их суровым долгом. 12. Любопытный модус операнди стражей закона, замышленных положительных героев национальной культуры: В исключительно популярном сериале «Менты» (или каком-то его клоне) главный герой, г. Дукалис, застает двух негодных молодых людей за порчей его, Дукалиса, машины. Наказание за это пойдет по статье «хулиганство» - оно небольшое, по мнению Дукалиса - недопустимо небольшое. По сей причине (НБ! - по сценарию действует статья о гомосексуализме) Дукалис под угрозой пистолета принуждает злоумышленников вступить друг с другом в гомосексуальную связь, вызывает напарника, объясняет ему ситуацию, после чего они оформляют злодеев не по делу о машине (она даже и не упоминается) а по букету: «изнасилование + гомосексуальная связь + общественное место» (вот не помню, как там было насчет совершеннолетия); экспертизе остается только подтвердить, что факт имел место. По этому букету наказание им выйдет куда похлеще, чем за мелкое хулианство с машиной; ну плюс сам факт «опускания» одного злодея другим. Самому Дукалису и его напарнику (замышленным сценаристами как герои, положительные настолько, насколько это вообще возможно без перевода их в категорию ангелов) вся стратагема представляется редкостно замечательной, а равно и очень забавной. На любви к ним народа эпизод не отразился. 13-14. Любопытный модус операнди реальных стражей закона касательно бомжей: (13) В «Московском Комсомольце» корреспондент в районе 1994 года рассказывал, как он романтически участвовал в ночном обходе вместе с дежурными ментами. В процессе обхода территории они обнаружили на своем участке - но совсем рядом с границей чужого - лежащего навзничь бомжа, живого, но, видимо, пьяного (а может, и нет). Бомж был так грязен, что брать его руками и куда-то тащить таким способом они не хотели, а оставлять на подответственной им территории они его тоже не хотели. Поэтому они применили стандартный в таких случаях, по словам корреспондента, прием «запинывания» - несильными, но основательными тычками ног запинали объект на территорию соседнего участка; корреспондент излагал этот эпизод залихватски, как по-настоящему юморной хэппенинг, милую и забавную черту трудного быта дежурных ментов. (14) В районе 1996 года в одной московской субрайонной конторе МВД решили еще проще проблему бомжей-инвалидов, неспособных к нормальному передвижению: похватали их на подведомственной им территории, сгрузили на машину, вывезли за город и выбросили на верную смерть на поля орошения. И уехали домой, радуясь удачной и уж точно безрецидивной по последствиям очистке. Не тут-то было: подмосковные опера, не выработавшие в себе такой душевной твердости, при своем объезде территории услышали стоны и вопли с полей орошения, погрузили этих деятелей в свои таратайки и повезли их в Москву обратно, но не на улицу, а в больницы (переохлаждение сказалось). Брать их в двух местах отказались. В третьей больнице их взяли - только, правда, тогда, когда подмосковные менты наставили на персонал оружие и матерно увещали гиппократов под угрозой оного оружия бомжей взять. Те взяли, но сказали, что на следующий же день все равно их выкинут. Менты пообещали приехать через пару дней, проверить и в случае выкидывания отметелить выкинувших врачей с тяжелыми телесными последствиями. Те, по отъезду подмосковных, пожаловались по начальству - и так вся история выплыла на свет. Был скандал, в итоге никого не наказали (в смысле, никого не привлекали к суду и никого не уволили - ни московских ментов, ни подмосковных ментов, ни врачей). 15. Форум. Беседа трёх патриотов-евразийцев: Первый: - Да, дела у России идут плохо, но у нас есть один "суперкозырь" — если наше мессианство будет окажется перед угрозой окончательного подавления, мы можем пойти на то, чтобы уничтожить весь мир. Мира без России, человечества без евразийской альтернативы нам не надо. Мы очень серьезный народ. И у этого серьезного народа, с серьезной исторической памятью и очень серьезными метафизическим, геополитическими и религиозными амбициями есть очень серьезное и грозное оружие. Мы — нация конца времен. Мы существовали не "с XII века до Р.Х." — мы существовали всегда. В наших жилах — камни титанов, мы смотрим исподлобья, как нерожденные берега темного зова. Перед лицом русских, как перед лицом смерти, не хихикают. Поросль ужаса, болотные ветры, непредсказуемая поступь просветленного необъятной силой кошмара... Старайтесь говорить с нами другим языком... Пусть вас не смущает наш внешний вид. Русь — землянка тайной святости. Второй: - Что значит: "мы можем пойти на то, чтобы уничтожить весь мир"? Современный мир — психиатрическая клиника. Нации — больные. И вдруг появляется некто в белом халате и заявляет, что он — врач-психиатр. Если его требования не выполнят, он взорвет клинику. Вопрос — это настоящий врач или переодетый маньяк из числа пациентов?.. Третий: - Мне понравилась идея про ненастоящего психиатра. Настоящий психиатр — это просто какая-то мондиалистская скотина. Лучше всего псих, загримированный под психиатра… А наш "контрпродукт" для них — это соучастие в великом празднике Последнего Иррационала. Опять Второй: - Не псих, загримированный под психиатра, а просто — псих-психиатр. Кто лучше, чем свой брат псих, поймет другого психа? Но быть просто психом недостаточно. Посмотришь на иных деятелей "патриотической оппозиции" — вроде, настоящий буйный, каких мало, а что толку? Повяжут простынями, сделают укол — всего делов-то. Нужен психиатр с опытом личного безумия, безумием постигшим ум, но, при этом, трасцендентально превзошедшим ограниченность личного душевного расстройства. Ненаучен вопрос: "нормален он или нет". Он — запределен. Он достаточно опытен, чтобы пройти любую медкомиссию. Псих-психиатр стоит в том же отношении к психу, как консервативный революционер — к революционеру... 16. Стихотворение из «Нового мира» за 1949 г. Светит месяц, дождиком умытый, но о сне еще и мысли нет. В горнице колхозника Никиты допоздна не выключают свет. Днем семья работала на славу. Отдых по душе в родном углу. «Ну-ка, дочка, почитай «Полтаву»! Мать, послушаем? Иди к столу!» И колхозник славит дар поэта: «До чего, скажи, высок полет! Сколько здесь огня и сколько света! Все в движенье, все кипит, живет. Удаль казака, что в ночь проехал, битвы гром, полтавские сады... И нигде ни одного огреха! Ни единой мелкой борозды...» «Раз послушать, - говорит Никита, - и понятней жизнь тебе, ясней. Вот к примеру, скажем, подлый Тито - чем он не Мазепа наших дней? Правду коммунизма предал Тито, изменил народу своему, и за это Карлы с Уолл-стрита благодарны от души ему. Только Карлам следует Полтаву помнить как урок, пусть давних дней. Били мы захватчиков на славу, вновь полезут - будем бить больней!» Светит месяц, дождиком умытый, но о сне еще и мысли нет. Ночь. В избе колхозника Никиты разума горит могучий свет. 17. Генерал Шаманов об ответственном подходе к мирным жителям и боевикам: - Вот вам ситуация. Группа населенных пунктов в Ачхой-Мартановском районе изъявила желание кончить дело миром. Они сами пошли на контакт. Вопросов нет. Мы всегда "за". Возникает ситуация сложнейшая: засели бандиты в Катырюрте. Мирному населению было дано двое суток, чтобы покинуть Катырюрт. Так бандиты стали требовать, чтобы им тоже оставили коридор. Все прекрасно понимают, что дать коридор — значит, признать за собой полное бессилие. Это понимаем и мы, и бандиты, но главное — мирное население, которое в зависимости от исхода займет сторону сильнейшего. Что делать командиру, командующему? Дашь команду открыть коридор — твои собственные подчиненные будут не просто унижены, у них изначально будет закладываться позиция уступок, состояние беспомощности и неполноценности. Вреднее этого для офицера ничего быть не может. Бандиты же, наоборот, духовно воспрянут. И все это происходит на глазах у местного населения. Зачем тогда было блокировать? Зачем было входить? Чтобы вот так бездарно разлагать собственных подчиненных? Я этому не учился и не способен так делать. Поэтому мои подчиненные с активной настойчивостью выполняли боевые задачи. 18. Борис Стругацкий о ненужности соблюдения закона по отношению к недостойным с его точки зрения людям. Ишо один прогрессор-антимутант... - Я не понимаю: почему у нас в стране никак не могут запретить фашистские партии? Hет юридического определения фашизма? Hо это же смешно! Когда нижегородский Климентьев оказался - вполне законно причем - на посту мэра, никаких юридических определений и тонкостей не понадобилось. Моментально отменили выборы и посадили избранного мэра за решетку... Знаете, самое страшное - я с некоторым даже ужасом об этом думаю, - что у меня нет в таких ситуациях чувства внутреннего протеста. Я понимаю, что происходит явное нарушение правовых норм, что творится беззаконие, что попираются основополагающие принципы демократии. Hо пока эти решения принимает власть, в остальном меня устраивающая, соблюдающая, в общем, права человека, свободу слова и свободу печати и, таким образом, выполняющая некий неписаный договор со мной; пока эти действия она совершает только против людей, на мой взгляд, действительно недостойных, до тех пор я готов ей эти действия прощать и закрывать глаза на какие-то отступления от абстрактных демократических принципов. 19. Просто серия либерально-нацистских глупостей (за авторством того же Бориса Стругацкого. Это еще более захватывающая фантастика, чем его более ранние собственно литературные труды). Вопрос: - Но не кажется ли вам, что те ценности, во имя утверждения которых (и под страхом вновь утерять которые) вы и другие уважаемые люди готовы идти на жертвы, для большинства людей далеко не так важны? Им бы крышу над головой, работу, вовремя получаемую и достойную зарплату, обеспеченную старость для родственников, возможность вырастить детей и дать им образование - а не возможность говорить, что думаешь, и свободно выезжать за границу... Ответ: - ...Ставить вопрос "стоила ли игра свеч?" абсолютно неверно. Игра происходила бы все равно, независимо от цены свеч и при любой цене на свечи. Это игра исторических сил, совершенно не зависящих от наших с вами симпатий и убеждений. Стоила ли игра свеч, когда млекопитающие вытесняли с мировой арены гигантских ящеров? Стоила ли игра свеч, когда рабовладение сменялось феодализмом? Вытеснение одних общественно-экономических отношений другими - всегда безумно болезненная и дьявольски несправедливая процедура. Фридрих Хайек сказал: "Эволюция не может быть справедливой". Большинство всегда проигрывает в результате социальных пертурбаций, потому что именно на этом большинстве веками стояло и царило Старое. А выигрывает - меньшинство, самые энергичные, самые мобильные, самые приспособленные к новым условиям. Выигрывает для того, чтобы со временем, через два-три-четыре поколения, стать большинством в новой системе социально-экономических отношений. Вопрос: - Hо вопрос о "цене свеч" с нами - участниками игры, а не зрителями - отказывались даже обсуждать. Большевики тоже знали, что надо народу, лучше, чем сам народ. А когда выяснилось, что избранный путь ведет к тяжелейшим социальным последствиям, то вместо сопереживания пострадавшим лучшие представители российской интеллигенции начали укорять сограждан в том, что они не ценят обретенную свободу и чуть ли не готовы вновь вернуться в клетку и получать пайку, отказавшись от свободы во имя дешевой похлебки и доступной колбасы. Разве достойно интеллигента осуждать тех, кто не готов пожертвовать своими ценностями во имя ваших? Если свобода нужна одним, почему жертвы должны приносить другие? Ответ: - Это совсем другой вопрос. Можно ли было достичь той же цели, но другими средствами? Смягчить? Обезболить? Минимизировать страдания? Hе знаю. Многие уважаемые мною профессионалы считают, что существенно по-другому сделать было нельзя... Сравнение же нынешних реформаторов с большевиками совсем не кажется мне убедительным. Реформаторы наши ни в каких умозрительных теориях и утопических построениях не нуждаются: у них перед глазами совершенно реальные и конкретные примеры, как можно устроить государство, в котором подавляющее большинство населения живет вполне достойно, - Швеция, США, Австралия, Австрия... Вопрос только в том, как реализовать это, уже реализованное другими, общественное устройство. 20. Стиш Марины Струковой по поводу открытия Россией воздушного коридора для американских бомбардировок Афганистана в 2001 г. Мы не вольны владеть огнем и сталью, и выбирать друзей, вступая в спор. В священном небе над российской далью открыт врагу воздушный коридор! Туда, где смело восстают народы, и где их суд возмездие вершит, бомбить твердыни веры и свободы бомбардировщик с Запада спешит. Чужая драма, часть чужого плана... Но если нынче время — выбирать, нам будут ближе воины Ислама, чем подлецов американских рать. Спешит стервятник из-за океана, холодный ветер грозное поет. Кто сможет от России до Афгана остановить уверенный полет? Но если мы бессильны сделать это, ревет мотор, безоблачен простор, пускай взорвет афганская ракета перед врагом воздушный коридор! 21. Еще однн форум патриотов-евразийцев. Дискуссия неожиданно выруливает на идею о земле как стихии континентальных империй, и о воде - как стихии злого атлантизма... Импликации этой идеи: Первый: - ...В катастрофах последнего времени (подводная лодка, телебашня) в глаза бросается то, с какими стихиями объекты катастроф были связаны. В первом случае, позитивный "Курск" поглощается водной пучиной, состоящей из чистых северных ледовых вод. Во втором, "башня сатаны" сгорает в огне. Но огонь этот — жирное марево из вони и дыма. Впрочем, всё логично. “По мощам и елей”. Второй: - ...Лодку и моряков очень жалко, но все военные присягают на верность текущей власти, а не идее. Находись столица России на берeгу моря, возможно “Белый дом” в 93-м расстреливали бы как раз экипажи подводных лодок, а не пехота и "спецназ". К тому же лодка — суть оружие "мирового океана", и мне кажется далеко не очевидным статус, допустим, военно-морских сил Евразийской империи. Уже подчеркивалось, что с выходом в океан та же Англия сменила религию, способ производства, ментальность и т.д. То же самое происходит наверняка и с людьми. Известна, например, иррациональная тяга к морю моряков. В какой мере евразиец может быть моряком, нет ли здесь противоречия? Если Евразия проведет свою операцию "Анаконда" против США (похоже, единственный шанс их победить), не окажется ли в данной ситуации Евразия силой морской, а Америка — континентальной? Возможно ли вообще Всемирное Евразийство, какой будет его "морская ментальность"? Не является ли наша борьба с Атлантизмом лишь попыткой создать новую всемирную силу, некий "атлантизм на Евразийском субстрате"? То, что море формирует психику нации, — согласны все. Если Евразия сможет противопоставить себя Америке на море — не приведет ли это к необратимому изменению ментальности? А если она противопоставит себя Америке только на собственном континенте, а в океане только сапоги мыть будет, — возможна ли тогда победа?.. Третий (начальник): - О военно-морском статусе Евразии. Став мировой морской державой, Евразия не станет атлантистской морской державой (достаточно вспомнить “океанический проект Горшкова). Прообраз того, о чем речь, мы видели в битве Испании и Англии. Испания континентализировала мир через море, делая Океан "внутренним озером". Англия "римландизировала" континенты, делая всю Сушу островом-берегом. Гибель непобедимой армады — поворотный пункт в мировой истории. Поэтому испанские колонии в Америке суть органический евразийский плацдарм... Второй: - ...Складывается впечатление, что в традиционных культурах четкое различие проводится между не столько Морем и Сушей, сколько между замкнутыми, озерообразными водоемами, независимо от их размера и океаном. Тогда использование внутриконтинентальных водоемов (в т.ч. и для торговли) допустимо и легитимно, плавание же в Океане запрещается (кроме каботажного, очевидно)... Третий (начальник): - ...По поводу континентализации океана и океанизации суши можно сказать, что такая симметрия — абстракция, ни на чем не основанная, игра рассудка. Внутренние водоемы — пруды, реки и озера — не несут в себе никакой нагрузки. Есть отдельные реки — суппорты демонов (одной из них является Обь), но это не общее для рек. Скорее наоборот — реки сакральны... Пересечение же Океана есть эффективная контр-инициация. С людьми Колумба и будущими штатниками это произошло в полной мере. Океан смывает корни, пересекая его, люди утрачивают связь с почвой. Важно, что индусы утверждают, что индусом является только тот, кто родился в Индии. Индус, родившийся в Англии, — не индус. Так и русские, кстати. Вне России нет русских, а вот китайцы вне Китая или корейцы вне Кореи вполне есть... Кстати, евреям-ортодоксам сейчас категорически не позволяется покидать Эрец-Израэль. Связь еврея с землей полностью рушит привычный архетип, еврея-атлантиста. Еврей и земля, почва — это уже новый еврей, это народ, это брахман, это евразийство... 22. Из интервью архитектора наших реформ, большого любимца интеллигенции Егор Тимурыча Гайдара (дополнительная опция - его богатые познания в английской истории): - Конечно, очень радостно, что блага демократии теперь имеют место в России. Только вот их использование принесло уж очень разный результат — номенклатура феноменально обогатилась, народ же в целом обнищал. Е.Г.: - Я не согласен, потому что это поверхностно. Безусловно, бюрократия и олигархи лучше приспособились к радикально изменившимся обстоятельствам... - ... и на порядок улучшили свое существование за счет подавляющего большинства населения. Е.Г.: - Это интересное наблюдение, но не самое важное. - Что же тогда важно? Какие же другие социальные группы от вашей великой революции выиграли? Естественно, что в результате перемен положение кого-то должно ухудшиться, а кого-то — улучшиться. Но разница в уровне жизни не может быть столь колоссальной, как и соотношение граждан страны, разделенных социальной пропастью. Иначе, зачем нужны такие изменения. Е.Г.: - Нет, тут я не согласен с Вами. Важнее то, какие характеристики получает общество после революции. Какая нам, в конце концов, разница, кто выиграл, а кто проиграл, скажем, от английской революции XVII-го века, какие конкретные социальные слои? Главное — Англия получила набор институтов, гарантирующих надежные права граждан, — защиту от инквизиции, возможность сатисфакции. Страна тем самым заложила правовую базу своего развития — вот фундаментальное значение английской революции. 23. Еще один большой патриот, специалист по бездуховному материализму Запада - Михаил Вербицкий. Из интервью: Вопрос: - А есть что-нибудь в современной Америке позитивное, обнадеживающее? Ответ: - Есть. Буквально в последние год-два Америка столкнулась с очень любопытным явлением: дети вдруг ни с того ни с сего, становятся стихийными евразийцами - добывают оружие (в Америке это просто), идут в школу и там убивают всех подряд, а потом себя. Это - пассионарный, здоровый элемент Америки. Эти дети - наши люди. 24. Его же небезынтересные соображения о Красном терроре: - Кстати, красный террор, ЧК, ГПУ и т.д., на мой взгляд, - значительно менее здоровое явление, чем работа серийных и массовых убийц. ЧК убивало людей по бумажке, с холодностью чиновника, ни-чем не рискуя, чем тривиализировала Жертвоприношение. Убивать же следует со страстью. Убивать случайно. Убивать силами сердца. Убийца обязательно должен быть убит. Смерть необходима, поскольку без смерти нельзя почувствовать цену жизни. Чиновничье убийство по списку обесценивает смерть, тем самым обесценивая жизнь. С другой стороны, конечно, работа ЧК была необходима революции. Но эта работа - грязная, ею нельзя гордиться. Чекист - ассенизатор, в крайнем случае мясник, но никак не Жрец. Роль комиссара, политрука в большевистском государстве была эквивалентна роли брахмана в классической иерархии. Чисткой должен руководить Жрец Смерти, внося в действие элементы теургии. 25. А.Дугин: открытие нового героя Евразии. - В Румынии "новые правые" вынесли на синод вопрос о канонизации Влада Тепиши, героя Евразии, защитника Православия от неверных. Румыния единственная православная страна, где нет национальных святых. Теперь будет. (Кто не знает - Влад «Тепиша» - это знаменитый Влад Цепеш Дракул, «На-Кол-Сажатель») 26. Трагическая история, символизирующая падение белой расы под натиском варваров (Виктор Тростников): "Первое огорчение я испытал прямо при въезде в Англию. С волнением я следил за дорожными знаками — когда же мы въедем в легендарный Лондон? Вот мы пересекли его границу, едем по улицам, справа и слева дома, на тротуарах люди. Но что такое: эти люди почти все... черные! Может, мы по ошибке попали в Найроби? Нет, я ничего не имею против африканцев, но почему они не у себя среди баобабов, а здесь? Пусть цветут все цветы, но каждый сорт на своей грядке — так ведь гораздо красивее, чем перемешивать флоксы с календулой и настурциями. Для чего, спрашивается, я приехал в Англию — чтобы изучать физиономические особенности племени масаи? Второе огорчение ждало меня при отбытии на континент. Я сидел на вокзале, посматривая на часы, чтобы не пропустить начало посадки, когда мое внимание привлек сидевший недалеко молодой человек. Остановив на нем взгляд, я почувствовал, как моя душа наполняется тихим восхищением. Он был не просто изумительно красив, синеглаз, темнорус, высок, элегантен, строен и обаятелен, — он был еще и изумительно благороден, аристократичен. В нем просвечивало то, что называют породой, которую нельзя ни подделать, ни сыграть в театре, ибо она вырабатывается десятками поколений титулованных предков — мужчин, выраставших в рыцарских турнирах и военных походах, и женщин, выраставших в холе и роскоши. Только многовековая селекция могла произвести этот прекрасный человеческий экземпляр: роза сама собой не появится в шиповнике. И эта роза настойчиво пыталась поделиться чем-то задушевным с сорняком, который грубо пресекал эти попытки. Сорняком был плюгавый восточный человечек, скорее всего пакистанец, который не желал вступать в беседу с англичанином и злобно рявкал что-то вроде "отстань" или "замолчи". Да, юноша был нетрезвым, может быть, даже это было погибшее существо, но это должно было вызвать лишь острую жалость, ибо то, что в нем погибало, было украшением человеческого рода. Пакистанец, однако, был абсолютно нечувствителен к его красоте и аристократизму, не испытывал к нему жалости и отмахивался от него как от назойливой мухи. А тот, нисколько не обижаясь, с удивительной мягкостью продолжал свои старания высказать этой обезьяне что-то заветное и даже, к моему удивлению, сказал "I have respect to you", показав мне, что пьяная формула "Вася, я тебя уважаю" является не специфически русской, а может быть международной. Созерцать происходящее было для меня мучением, мысли одна горше другой теснились в моем уме. Предок этого юноши, думал я, возможно, сражался при Пуатье рядом с "черным принцем" Эдуардом, изменяя европейскую и мировую историю, а он унижается перед туземцем, у которого еще дед ползал на брюхе перед сагибами. Что же это творится?" 27. А.Дугин. Великий Проект. "Человечество живет только потому, что у него есть Проект. Великий Проект. Именно удачи и неудачи на пути его исполнения составляют сущность исторического процесса. Человеческая история есть история реализации Великого Проекта. Конечно, это не просто. Часто платят миллионами жизней, кровью, пытками, рваной болью, жгучим железом, безмерным страданием за выбор пути. А он бывает и неверным. Но снова и снова зализывает упрямое человечество раны, ветра развеивают дымы пепелищ, а лучи солнца разгоняют призраки войны, и мы беремся за новый Проект, зная в душе, что опять будем платить по полной, что все может выйти и не так, как мы задумали, но, что если мы перестанем ставить над собой высокую цель, мы перестанем быть людьми с нашим специфическим видовым достоинством, с нашей вертикальной походкой, с нашим дерзким и умным взором — вперед и вверх. Проект есть у всех. Малый или большой. Но есть и определенный сектор человечества — брюзжащий, трусоватый, эгоистично замкнувшийся в своей корке — который хочет уничтожить Проект, хочет остановить Историю, отменить героев, установить на земле царство «последних людей». «Что есть истина?» — спрашивают последние люди и моргают. О «Конце Истории» и «Последнем Человеке» открыто учат идеологи нового мирового порядка — Карл Поппер, Дэниэл Бэлл, Фрэнсис Фукуяма, Жак Аттали, фон Хайек, Милтон Фридман, Джорж Сорос. Для них «эра Проекта» окончилась. Они высчитали, что человечество платит слишком большой «налог на историю». Они объявили, что с концом советского государства, цивилизация преодолела последний оплот Великого Проекта, который пал под давлением тлеющей массы обобщенной банальности. Торговец не знает Проекта. Торговец ненавидит Героя. И когда Герой терпит очередную катастрофу, — столь сладкую для него, столь вписанную в его лучезарно-трагичную, солярно-дионисийскую судьбу, — когда его разрывают собаки, титаны или вакханки, Торговец потирает руки, и, дождавшись, переводит дыхание: «Великий Проект в очередной раз отложен». Либеральная мразь сегодня замахнулась на большее. «Великий Проект пал навсегда»,—провозглашают последние люди, приступая к новому витку рыночных реформ. «У общества не должно быть больше ни цели, ни ориентации, ни сверхзадачи, ни регулирования. Все это приводит лишь к насилию. Laissez-faire. Оставьте людей в покое, не мешайте им делать, что они хотят, не вовлекайте их ни в какие исторические авантюры, не навязывайте им мифов и сакральных задач. Пусть они будут тем, кто они есть. Маленькими людьми, с маленькими проблемами. Нам слишком дорого обошелся гальванизированный энтузиазм предшествующих экспериментов». Есть два полюса, только два полюса, два лагеря. Они и мы. Они — против Проекта как такового. Мы — за Проект, причем любой. Лишь бы он был великим (и ужасным). Вопреки всему, наплевав на все нормы и приличия, на все церемонии консенсуса и дипломатические формулы политической корректности, мы обязаны заявить о своей верности Великому Проекту. Более того, мы должны взращивать, питать, лелеять, созидать наш Проект так, как если бы ничего не произошло. Спокойно и величественно мы, русские, должны заново осознавать себя в истории, в мирах духа, в сложном узоре таинственной религиозной истории, в магнетической логике качественного пространства, священной географии мира. Мы должны очнуться после шока. Да, предшествующая форма Великого Проекта рухнула. Но надо все восстановить заново, все переосмыслить, все востребовать опять. Должна закипеть упорная напряженная национальная работа — в конструкторских бюро, где свет включается по ночам и русские инженеры крадутся к ватманским листам и компьютерам, чтобы чертить аппараты для будущей Великой России; в библиотеках и монастырях, где назло бесовствующему ящику должны оживать под взглядами пылких юношей древние русские манускрипты, старописные книги пророчеств и обрядов, неторопливая хроника нашего Отчества, нашего народа; на плацах, в рощах, на полянах, в спортзалах, где русские силачи отрабатывают траектории новых ударов, приемы захвата и нападения — созерцая перед яростными глазами пятнистые очертания врага; в добротных дубовых залах русские купцы начнут планировать хитроумные операции по хозяйственной войне с экономическим отребьем, пьющим кровь из нашей Родины. Все это должно стать путем к Великому Проекту. В нем, в будущем Великом Проекте, уже изначально можно различить основные силовые линии: либерализм, Запад, капитализм, новый мировой порядок, мондиализм, обывательский материализм, индивидуализм — зло. Это враги Великого Проекта. Справедливость, Восток, социализм, евразийская цветущая сложность народов и культур, высокий идеализм, общинность и солидарность — добро. Ось нашего Великого Проекта. Мы должны объединить в нашем Проекте, в общем Проекте все и вся. Русь перед концом мира возьмет на себя все бремя человеческой истории, от которой отказались иные народы. Приходит наш час." 28. Славный реформатор российский А.Б.Чубайс о перспективах затеянных им реформ (в передаче Полеванова). 1994. - Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом – новые вырастут. 29. Либеральный агитатор г. Михаил Леонтьев критикует некоторое повышение уровня жизии при Примакове: - ...А то этим повышением уровня жизни экономику можно так угробить, что не обрадуешься... 30. Славный коммунист Виктор Анпилов, лидер «Сталинского блока - за СССР»: - О сталинских репрессиях толкуют те, кто отсиделся в лагерях во время войны с фашистами, потом получил ученые степени, а потом плюнул в лицо народу. 31. Умеренно-либеральный журналист из «Московского Комсомольца» сожалеет о провале некоторых надежд своих более радикальных коллег: "Однако результаты, которые показали коммунисты, демонстрируют тщетность надежд, которые уже несколько лет питают представители правого лагеря: вот мол, естественным образом вымрут старики, главная электоральная опора КПРФ, и партия вымрет вместе с ними. Пока не получается. Старики мрут буквально как мухи, - не без помощи тех же правых, - а голосов избирателей у КПРФ не уменьшается." 32. Всеми уважаемый умеренно-либеральный публицист Андрей Морозов (тот же «МК») (а) о надлежащих превентивных действиях по отношению к ни в чем не уличенным чеченцам в Москве и России вне Чечни; (б) о надлежащем обращении с населением самой Чечни. Осень 1999 (сходные идеи высказывались и иными либеральными и патриотицкими публицистами): "(а) О справедливости превентивных мер можно будет судить лишь по окончании боевых действий. Но если временный арест счетов чеченских банков, опечатывание офисов, складов и других помещений чеченских фирм, повальный контроль и прокурорские предупреждения всем не прописанным постоянно в Москве чеченцам, высылка в Чечню,— если все эти жестокие меры все же дадут результат и взрывы прекратятся, жестокость будет оправдана. Увы, даже в конце третьего тысячелетия представитель малого народа отвечает за любого дикого земляка. (б) Чечню необходимо поставить перед выбором: либо прекращение любых военных действий на территории России, либо физическое уничтожеиие всей республики. И не танками с необученной nexoтой, а силами стратегической авиации, бактериологическим оружием, психотропными газами." 33. Самый антисемитский из известных мне текстов (автор в простоте души думал, что он - филосемитский. Автор - Юлия Калинина, либеральная публицистка из «Московского Комсомольца», газеты, неуклонно борющейся со всем, что ей кажется антисемитизмом): "...Дело в том, что у русских и евреев разные ценностные ориентации. Для русских очень важно осознавать себя частью "великой державы" с героическим прошлым, с богатым набором всяческих реликвий, символов, знамен, легендарных подвигов и преданий. Для русского человека жить правильно — значит служить Отечеству, и нет большей доблести, чем честно исполнить свой долг перед Родиной. А у евреев ценностные ориентации совсем иные, куда более прагматичные. Карьера, профессиональные успехи, материальное благополучие, образованные и удачливые дети, обеспеченная старость. У них правильно живет тот, кто во главу угла ставит такие вот простые человеческие радости, а вовсе не принесение себя в жертву ради Отечества. Идеология общего долга идеально подходила для социалистического строя, но переход к рынку потребовал от людей изменения их жизненных ценностей. Закономерно, что евреи в большинстве своем приняли новую жизнь легко и непринужденно, тогда как для русских приспособиться к новым условиям оказалось проблемой. Нет, далеко не для всех русских, конечно. Масса народа преуспела "на рынке" не хуже евреев, но при всем их нынешнем благополучии, имениях и банковских счетах они продолжают в глубине души ностальгировать по великой державе и общему долгу, хотя разумом прекрасно понимают — живи они по-прежнему в великой державе, у них не было бы ни счетов, ни имений. И в вопросе, и в ответе звучит укоризна: «Это плохо, это стыдно, когда выгода важнее всего. У нас, у русских, не так". Но ведь все преуспевающие западные государства построены именно на том, что деньги — самое важное. "Пусть. Мы пойдем другим путем". ...Национальное самосохранение и есть та струна, на которой следует играть, чтоб добиться апельсинового разбухания антисемитизма. Говорить надо так: "Русские люди! Хотите остаться навеки русскими и гордиться, что вы граждане великой державы и служить ей на благо, не жалея живота своего, потому что стоит на том наша матушка Русь?" И пока русские люди отвечают: "Хотим, ой хотим", им можно без колебаний указывать: "Тогда не пускайте к власти инородцев, гоните взашей все нерусское, а евреев впереди всех". Но когда-нибудь случится так, что русские люди в ответ скажут: "Да не хотим мы служить великой державе. Мы хотим, чтоб она нам служила. Мы хотим делать любимую работу и получать хорошие деньги, и жить в своих домах и квартирах. А если России будет угрожать враг, мы хотим, чтоб наша армия достойно и быстро умела с ним справиться, а сами идти воевать и выполнять священный долг мы не хотим. У нас один священный долг - перед своими детьми и родителями, а все остальное, в том числе и защита нашей безопасности, — священный долг правителей, которых мы себе нанимаем на свои деньги". И если они так скажут, их житейский антисемитизм уже невозможно будет разжечь, растравить до погромов — так же, как это невозможно сделать, к примеру, в Великобритании или Франции. Это будет означать, что у россиян появилось новое самосознание и новая национальная идея." 34. Еще один славный реформатор, вице-премьер российский, большой друг Чубайса и Гайдара, Альфред Рейнгольдович Кох, - о перспективах дела (интервью русскоязычной американской радиостанции WMNB). 1998. - Высказывается мнение, что в России катастрофа и экономическое будущее призрачно. Как вам кажется? Кох: - Мне тоже так кажется. - Не видите света в конце туннеля? Кох: - Нет. - Как вы прогнозируете экономическое будущее России? Кох: - Сырьевой придаток. Безусловная эмиграция всех людей, которые могут думать, но не умеют работать (в смысле - копать), которые только изобретать умеют. Далее - развал, превращение в десяток маленьких государств. Вы понимаете... В течение 70 лет, когда формировалось мировое хозяйство, Россия, вернее, Советский Союз находился как бы вовне, развивался отдельно, по каким-то своим законам. И мировое хозяйство сформировалось без Советского Союза. И оно самодостаточно, там есть достаточные ресурсы, все есть. И сейчас Россия появилась, а она никому не нужна. (Смеется.) В мировом хозяйстве нет для нее места, не нужен ее алюминий, ее нефть. Россия только мешает, она цены обваливает со своим демпингом. Поэтому я думаю, что участь печальна, безусловно. - Прогнозируете ли приход инвестиций в Россию, будет ли он в той мере, в какой его ожидают? Кох: - Нет, потому что Россия никому не нужна (смеется), не нужна Россия никому (смеется), как вы не поймете! - Но ведь Россия имеет гигантские экономические и людские ресурсы, и работать на российский рынок... Кох: - Какие гигантские ресурсы имеет Россия? Этот миф я хочу развенчать наконец. Нефть? Существенно теплее и дешевле ее добывать в Персидском заливе. Никель в Канаде добывают, алюминий - в Америке, уголь - в Австралии. Лес - в Бразилии. Я не понимаю, чего такого особого в России? - Но торговать с Россией, с огромной страной, где огромная потребность купить, купить, купить... Кох: - Для того чтобы купить, нужно иметь деньги. Русские ничего заработать не могут, поэтому они купить ничего не могут. - - Словом, вы не видите никаких перспектив? Кох: - Я - нет. (Смеется.) Ну, Примаков если видит, пускай работает (смеется). - Как, по-вашему, может повернуться экономическая политика российского правительства? Будет ли возврат к старым методам? Кох: - Какое это имеет значение? Как ни верти, все равно это обанкротившаяся страна. - И вы полагаете, что никакие методы хозяйствования Россию не спасут? Кох: - Я думаю, что бесполезно. - Если исходить из вашего взгляда на будущее России, то весьма безрадостная картина создается... Кох: - Да, безрадостная. А почему она должна быть радостной? (Смех.) - Ну просто хотелось, чтобы многострадальный народ... Кох: - Многострадальный народ страдает по собственной вине. Их никто не оккупировал, их никто не покорял, их никто не загонял в тюрьмы. Они сами на себя стучали, сами сажали в тюрьму и сами себя расстреливали. Поэтому этот народ по заслугам пожинает то, что он плодил. - Вы считаете, что ельцинские реформы полностью потерпели крах или они все-таки скажутся на будущем России? Ведь многое изменилось в России за последние десять лет. Кох: - - Да, мы старались изменить. Я думаю, что это лет через 200-300 скажется. - Насколько Запад понимает, что хаос в России может быть угрозой всему миру? Кох: - Я, откровенно говоря, не понимаю, почему хаос в России может быть угрозой всему миру. Только лишь потому, что у нее есть атомное оружие? - Вот именно. А разве этого мало? Кох: - Я думаю, для того, чтобы отобрать у нас атомное оружие, достаточно парашютно-десантной дивизии. Однажды высадить и забрать все эти ракеты к чертовой матери. Наша армия не в состоянии оказать никакого сопротивления. Чеченская война это показала блестящим образом. - Какова ваша ниша в российской жизни? Кох: - Нету никакой ниши! 35. Мининдел Иванов, выступая в Европе на тему о том, что в Чечне мы действуем прально, и не хрена всяким европейцам в это дело мешаться: - Да, в Чечне гибнут мирные люди. Но это наши люди, и ответственность за них несем именно мы. 36. Директор института антропологии РАН, Валерий Тишков, обогащает мир двумя открытиями: а) жить стало лучше, стало веселее; б) при Брежневе население слишком много ело. Мы стали жить лучше "Невероятно, но общее собрание Российской академии наук на своем юбилейном собрании в июне 1999 г. аплодировало получателю ее высшей награды писателю Солженицыну за такую оценку последнего десятилетия: "Мы построили невиданное в истории криминальное государство под пиратским флагом". О чем и почему сегодняшние жалобы и даже протестные акции? Если верить большинству политиков, ученых и работников масс-медиа (а значит, и "человеку с улицы"), это есть протест против антинародного режима и против невыносимой жизни. Но если перестать повторять заклинания о "нашем тяжелом времени", в которое теперь верят фактически все, то этнография российской жизни выглядит по-иному. До сих пор никто не смог грамотно объяснить, что реальные свободы и жизненные улучшения люди, даже с научными званиями, могут психологически не замечать и даже отрицать по политическим мотивам или из-за пропагандистского воздействия. Но самое главное - быстрые жизненные перемены могут "перегрузить" сознание каждого отдельного человека и общества в целом настолько, что даже улучшение условий существования может отвергаться в пользу более привычного уклада. Своим одиноким голосом берусь утверждать, что за последние десять лет в стране произошла революция в жизненном обустройстве людей. Причем это именно революция позитивного плана, которую российское обществознание не смогло понять и объяснить. Рассмотрим только несколько примеров несостоятельной и политизированной риторики жалоб и реальных ситуаций. Для иллюстрации "России в обвале" чаще всего приводят данные о "вымирании нации", о катастрофических демографических потерях, включая несколько миллионов неродившихся детей, об уменьшении численности "государствообразующего народа" - русских, и т.п. Следует сказать, что сам факт уменьшения общей численности населения страны не должен рассматриваться как однозначно негативное явление. Многие страны мира, особенно из числа наиболее благополучных, имеют в последние десятилетия отрицательный рост населения. Естественная убыль населения (здесь сказались кризис, нестабильность и воздействие неблагоприятного демографического цикла) была компенсирована миграционным приростом населения, качество которого (возраст, образование, профессиональный состав) выше, чем качество основного населения страны. [1] Пища, одежда и жилище - три столпа материальной культуры, а состояние здоровья - основной показатель уровня модернизации общества. На протяжении всей истории России ее жители (за исключением южных районов) имели достаточно небогатую кухню со скромной диетой, в которой был явный недостаток витаминизированной углеводной пищи, прежде всего фруктов. Свой первый апельсин и банан я съел уже будучи студентом МГУ, ибо в моем уральском городке, кроме яблок и новогодних мандаринов, фруктов не продавалось. Сегодня в этом городке, которому по-прежнему далеко до экономического процветания, те же азербайджанцы обеспечивают хороший рынок основных фруктов и фруктовых соков, и жители их покупают (иначе бы не привозили!). Новый и огромный по своим размерам ввоз в страну фруктов внес историческое изменение в структуру питания россиян. Несомненно, увеличилось потребление рыбы, даже если официальная статистика не показывает этого по причине "внесистемной" добычи и продажи данного продукта. Снижение потребления мяса, молока и яиц мало о чем говорит, как и общее снижение потребления продуктов питания. В последние десятилетия население страны не страдало недоеданием. Оно страдало от несбалансированной структуры питания, и если этот дисбаланс выравнивается даже ценой сокращения общего потребления продуктов (в некоторых семьях, например, практически прекратили покупать яйца), но при этом расширяется их ассортимент, то этот процесс носит скорее позитивный характер. Не менее важны изменения в системе организации питания. Современный человек готовит и потребляет пищу не только дома, но и с помощью системы общественного питания. Еще десять лет тому назад огромной проблемой для небогатого гражданина было пообедать на Невском проспекте в Ленинграде или на улице Горького в Москве, не говоря уже о более провинциальных местах. Унизительные очереди в грязные уличные пельменные, в рабочие столовые и в институтские буфеты отнимали время и даже здоровье. Рестораны были не для того, чтобы поужинать, а чтобы "гульнуть". Сегодня ситуация с "общепитом" совершенно иная. Резко выросло общее число ресторанов и кафе, не говоря уже о новой культуре уличных продуктовых ларьков и палаток или об одиночных частных торговцах разной едой на улицах и дорогах. Впервые в таких масштабах люди в России, особенно молодежь, стали есть и пить за пределами дома, и это огромный сдвиг в народной культуре. Еще одна разительная перемена в жизни людей за последние годы - это радикальное расширение круга предметов быта и социальных благ. Если за последние десять лет миллионы людей стали пользоваться туалетной бумагой, а не смятой газетой, чистить зубы (оказывается бывают щетки мягкие, средние и жесткие!) набором из десятка паст, мыться шампунями (для разных волос, для взрослых и детей, с ополаскивателем и без), то уже одно это принципиально изменило бытовую культуру к лучшему. ... Мы не затронули целый ряд общественных сфер, где происходят или уже произошли глубокие трансформации, которые не замечаются или плохо интерпретируются. Но даже этот анализ позволяет сделать вывод, что в России стало жить лучше, хотя и сложнее." [2] 37. В.А.Тишков - опять о том же. Разоблачение вздорной уверенности населения в том, что оно обнищало. Ключевая фраза: «Россияне просто не видели, что такое подлинная нищета». "Еще более важен вопрос об оценке социальных условий жизни. Доминирующая позиция обществоведов и политиков сводится к тому, что в годы реформ произошло всеобщее обнищание и грандиозное социальное расслоение населения страны. Обычно приводилась цифра: 10% граждан выиграли от реформ и 90% проиграли. Совсем недавно Григорий Явлинский публично заявил, что 97% населения страны живет в нищете. Аналогичные утверждения присутствуют в повседневной риторике Геннадия Зюганова. Правда, в последнее время среди специалистов появились некоторые поправки в пользу "выигравших". Однако эмоциональная предубежденность настолько сильна, что затрудняет спокойный анализ. Те, кто говорят об "обнищании народа", убедительных аргументов не приводят, кроме малонадежных данных о сокращении потребления и об ухудшении состояния здоровья, об обследованиях домохозяйств по устаревшим или неподходящим для российской ситуации методикам... Одинокие нищие на российских городских улицах не идут ни в какое сравнение с уличной нищетой Лос-Анджелеса или Нью-Йорка. Тем, кого смущают подростки, продающие газеты или моющие автомобили в учебное время, можно посоветовать осмотреться получше на улицах мексиканских, бразильских или индийских городов. Россияне просто не видели, что такое подлинная нищета. ...Моя позиция "в России жить стало лучше, но сложнее" лишь отчасти является формой гуманитарной терапии. На самом деле это вызов несостоятельному отечественному обществоведению, которое несет часть ответственности за хождение таких метафор, как "катастройка" и "обвал", ибо порождает подобных чудовищ прежде всего в головах людей. Статистика не может вырваться из этого дискурса, ибо сама делается распропагандированными людьми или просто обслуживает политический запрос. Как можно оставлять без внимания наличие почти 40 млн. земельных участков в собственности граждан, большая часть из которых получена и обустроена именно в последние десять лет? [3] Многие механизмы "выживания" остаются вне сферы охвата статистики. Важнейшим моментом замещения доходов является, например, гораздо большая степень перераспределения средств в рамках родственных связей, когда более состоятельные родственники оказывают помощь менее состоятельным. Частные формы такого вспомоществования в некоторой степени заменили былую систему социального обеспечения. Добротной антропологии такого рода новых социальных отношений у нас, к сожалению, нет. В ходе начатой мною дискуссии обнаружился еще один существенный момент, который затрудняет выявление истины. Это - эмоциональная обостренность личного восприятия анализируемой проблемы." 38. В.А.Тишков открывает новое преступление Советской власти: "На самом же деле усиленное заселение неблагоприятных для проживания людей арктических и субарктических районов страны в предшествовавшие десятилетия носило характер косвенного насилия (через романтическую пропаганду, "длинный рубль", сохранение московской прописки)." Кстати, тот же Тишков объяснил, что резкое возрастание смертности в 90-х гг. - нормальное явление, ибо предшествующая более высокая продолжительность жизни поддерживалась искусственными нерыночными административными мерами... 39. В.А.Тишков разоблачает вредные измышления о демографическом кризисе (и заодно бросает новый свет на основные правила арифметики): (Ключевые фразы: «Все выстраиваемые графики грозящей демографической катастрофы ровным счетом ничего не стоят. Уверен, что в вопросах смертности фактор пренебрежения здоровьем весомее факторов доступности лечения и недостаточного питания». - Кто хочет читать дальше, - ласкаво просимо). "В России нет демографической катастрофы, а есть плохие демографы и недостоверная статистика. Начнём с цитаты из послания президента РФ Федеральному собранию: "Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе людей, которые в этом разбираются, - уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек». Отечественные статистика и демография имеют сильные традиции, но специалисты, давшие такие оценки, ошибаются. В последние десятилетия большинство развитых стран имеет очень низкий или нулевой рост населения. Никто по этому поводу истерик не закатывает, даже занимающая второе место в мире после России по размерам территории Канада, где численность населения еще меньше, чем у нас, и почти все оно (90%) проживает в полосе шириной 200 миль вдоль границы с США... [4] Наша статистика не учитывает (а значит, и не признает за часть населения!) примерно 4-5 млн. человек, которые в подавляющем большинстве своем не имеют российского гражданства, но живут в России. /Далее ОЧЕНЬ долго объяняется, что никакой катастрофы нет, так как потери населения компенсируются мигрантами-негражданами. - Могултай/. Мой прогноз состоит в том, что именно иммиграция является и будет довольно долго оставаться важным фактором формирования населения страны. Нужно только изменить к ней отношение и научиться лучше считать. Я не отрицаю факта снижения рождаемости и роста смертности, однако официальные данные о численности населения России за последнее десятилетие выглядят столь неблагоприятно именно по причине пренебрежения проблемой иммиграции. Но даже если не считать незарегистрированных жителей, то и в этом случае общая численность населения страны за 10 лет изменилась мало. На протяжении скольких лет она должна уменьшаться на 750 тыс. ежегодно, чтобы сделать апокалиптический вывод о сокращении населения на 12 млн. через 15 лет? [5] Как бы ни было сложно считать мигрантов и незарегистрированных жителей, делать это необходимо. Иначе получается, что Госкомстат России и некоторые ученые фактически поставляют искаженную информацию о демографической ситуации в стране, квалифицируя некоторые кризисные явления, а также факт уменьшения "постоянного населения" как "демографическую катастрофу". Эту подсказку еще до Владимира Путина повторил Михаил Касьянов, когда, выступая в Государственной Думе во время процедуры утверждения в должности, сообщил о снижении численности населения России на мифические 7 млн. человек. Но такого на самом деле нет, даже если это данные Госкомстата, который сейчас считает только тех граждан и неграждан, на кого местные паспортные столы передали "талоны регистрации". Добрая часть этих талонов может валяться по паспортным столам значительное время или совсем не передаваться в вышестоящие органы. Приходится также напоминать, что динамика численности населения страны складывается далеко не из одного только естественного движения населения. Иммиграция в Россию будет возрастать, учитывая ее огромную притягательность для культурно близкого населения других стран бывшего СССР и даже для жителей других стран, прежде всего для китайцев. И уже состоявшаяся иммиграция, и неизбежная (к большому благу для страны!) будущая иммиграция обязательно повлияют на рост рождаемости в России в самые ближайшие годы. Все выстраиваемые графики грозящей демографической катастрофы ровным счетом ничего не стоят. Период реформ в России действительно связан с серьезными демографическими проблемами. Прежде всего это относительно высокая смертность, особенно среди мужчин и детей. Но ни одна из этих проблем не может квалифицироваться как катастрофическая, кроме мужской смертности среди средних возрастов. Тем более что драматические фразы делу не помогут: рожать от этого больше не станут, людей на дорогах будет гибнуть не меньше и травиться алкоголем также. Именно по конкретным направлениям сохранения здоровья и жизней людей и содействия рождению второго и третьего ребенка в семье нужно действовать, в том числе и направлять государственные средства. Не помешают и пропаганда здорового образа жизни и деторождения, меры против курения, производства некачественной водки, травматизма. А самое важное - внушение жителям страны, каждому человеку, начиная с малого возраста, что прежде всего сам человек ответственен за свое тело и за его здоровое состояние. Уверен, что в вопросах смертности фактор пренебрежения здоровьем весомее факторов доступности лечения и недостаточного питания." [6] 40. Товарищ Познер (тот, который говорящая телеголова, любимец нашей либеральной публики) как добровольное бесплатное иллюстративное приложение к заслуженно покойному "Штюрмеру": "Наркотики нужно легализовать - я их абсолютный противник Знаменитый телеведущий — о проблеме, которую не могут решить и боятся знать. Как известно, любая сложная проблема может иметь быстрое, простое, но неправильное решение... Одна из самых сложных проблем современного общества — наркотическая. Первое и самое простое приходящее в голову решение этой проблемы — запретить наркотики да и все тут!.. Увы, не работает. Значит, нужно искать иные пути. Не такие простые, и не столь быстрые. Зато правильные. Владимир Познер предлагает свой вариант. — Джордж Сорос давно и упорно выступает за легализацию наркотиков, он тратит на эту идею миллионы долларов, поддерживает общественные движения, выступающие за легализацию наркотиков. Вы, насколько я знаю, тоже придерживаетесь подобных взглядов... — Наркотики — самый выгодный вид бизнеса на планете. Никакая нефть, никакая проституция рядом не лежали... Рентабельность наркоторговли составляет тысячи процентов! А значит, никакие наказания, никакая смертная казнь не решат проблемы: всегда найдутся люди, готовые рискнуть за такие сумасшедшие деньги. Во многих странах казнят, вешают за продажу и хранение наркотиков — не помогает. Более того, в странах, где казнят за наркотики, наркоторговля растет. Потому что экономически выгодно. А почему выгодно? Потому что запрещено. Если же мы сделаем так, что любой наркотик можно будет купить в аптеке "за три копейки", то тем самым выбьем из-под ног наркомафии экономический фундамент. Чтобы нельзя было на этом заработать! А не будет наркомафии, некому будет людей подсаживать на иглу. Как сейчас это происходит? "Друг, возьми бесплатно — покури, кольнись...". А когда человек подсел, включается счетчик: теперь плати, это немалых денег стоит, сколько можно колоться на халяву... Легализовав наркотики, мы избежим подобной ситуации, соответственно, и наркоманов будет меньше. Простая экономика: если рост числа потребителей никому не выгоден, соответственно, число это и не растет. Параллельно нужно вести массовую антинаркотическую пропаганду — в средствах массовой информации, в школах. Вспомните горький урок сухого закона в Штатах. Попытка запретить алкоголь не отменила, разумеется, потребности в нем. Только теперь эту потребность стали удовлетворять не государство и легальный бизнес, а бутлегерская мафия. Невероятно выросли цены. А государство, вместо того, чтобы получать в бюджет налоги от продажи алкоголя, стало тратить огромные бюджетные деньги на борьбу с мафией. Двойная потеря... Знаменитая мафия — организованная преступность в США возникла именно на этом бессмысленном запрете традиционного наркотика — алкоголя. — Вы предлагаете легализовать все наркотики или только марихуану, как в Голландии? — От марихуаны, как справедливо отмечают многие специалисты, никакой беды вообще нет. И ее, конечно, нужно легализовать. Но я иду дальше, чем голландское правительство, я считаю, что легализовать нужно все наркотики. Конечно, этому будет бешено сопротивляться наркомафия. У них много денег, и они пойдут на все, чтобы не лишиться своих прибылей, то есть будут самым активным противниками легализации наркотиков — будут покупать политиков, общественных деятелей, публицистов. Все их деньги делаются на запрете... Поймите меня правильно. Я абсолютный противник наркотиков. Я считаю, что с наркотиками нужно бороться самым жесточайшим образом. И я не вижу другого пути победить эту заразу, кроме легализации. Многоуважаемая супруга Рейгана в свое время выдвинула лозунг, адресованный молодежи: "Просто скажи "нет!" Замечательный лозунг, но совершенно не реальный. Что же касается Голландии... Опыт этой страны дает определенные основания полагать, что путь легализации наркотиков позитивен. Но что такое Голландия? Малюсенькая страна с малюсеньким населением. Решать проблему наркотиков нужно в мировом масштабе — это международный бизнес. И нужно просто сделать этот бизнес невыгодным. — Я как-то прочел мнение одного большого милицейского чиновника, он считает, что до половины всех преступлений в нашей стране совершается наркоманами в поисках денег на дозу. — Другими словами, если бы больной человек мог задешево купить свою дозу в аптеке или даже, как зарегистрированный наркоман, получить ее бесплатно в наркодиспансере, половины преступлений можно было бы избежать... Иного пути борьбы с наркомафией и наркоманией нет. Путь запрета мы уже проходили. Ну, вот сейчас наркотики запрещены, а толку — ноль. — Однажды я беседовал с офицерами управления по незаконному обороту наркотиков. Они признались, что МВД конфискует всего 10% наркотиков, остальные беспрепятственно попадают на черный рынок. — Вот вам эффективность запретительных мер — близкая к нулевой. А денег на это тратится немерено. Лучше бы их пустили на антинаркотическую пропаганду. — Истеричные женщины, почитав ваше интервью, скажут, что Познер призывает к поголовной наркоманизации населения. "Им дай волю, все побегут в аптеку!" — скажут они. — Кто все? Вы побежите? Я побегу? Средний класс побежит?.. Истерички есть истерички, на них обращать внимания нет смысла. Нужно понять одно: легализация спиртного не приводит к алкоголизации населения. А вот сухой закон приводит! Запрета наркотиков не бывает — бывает передача государством производства наркотиков из рук легальных производителей в руки мафии. И эта передача приводит к тому, что на рынок поступает еще более вредный — "разбодяженный" препарат... А истеричным женщинам я рекомендую просто хорошенько подумать. Ни один здравый человек не может призывать к наркотизации, смешно об этом говорить." [7] 41. Самая забавная из известных мне глупостей. Генерал Виктор Филатов об истинной причине иракской кампании («Завтра» от 01.07), сводка. Оказывается, евреи послали американцев разбомбить Ирак, только приманив их нефтяными соображениями, а на самом деле - чтобы уничтожить памятники месопотамский культуры, так как они свидетельствуют о том, что письменность и прочие достижения цивилизации придумали первыми не евреи, а шумеры. Ради того и вся война была. Цитирую: "Однажды в кабинете вице-премьера, министра финансов Ирака Хекмата у меня с Хекматом шел разговор о нефти, о ценах на нефть, о запасах нефти в Ираке. Неожиданно Хекмат с раздражением сказал: "Что вас всех заклинило на нефти Ирака? Нефть когда-нибудь да кончится. Через 50 или через 100 лет, но кончится, и в Ираке тоже. Нефть в шкале наших национальных богатств только на третьем месте. Израиль, он не зациклен на нашей нефти. Ему у нас надо другое — вечное". Член-корреспондент Российской Академии наук, директор Института археологии РАН, руководитель Иракской археологической экспедиции Рауф Мунчаев рассказывает: "Двуречье, или современный Ирак, — это колыбель истории человеческой цивилизации. Там буквально каждый камень, каждый квадратный метр земли отмечены историей… В Багдаде находится иракский Национальный музей, где сосредоточены величайшие образцы культурного наследия человечества. В частности, памятники шумерской цивилизации, памятники аккадской цивилизации, не говоря о многочисленных, великолепных, всему миру известных памятниках Ассирии и Вавилонии... И был к членкору Академии наук России убийственный вопрос с гигантским подтекстом: "Имеются ли на иракской территории памятники еврейской культуры?". И был убийственный ответ ученого с мировым именем: "До сих пор не установлена этническая принадлежность шумеров. Однако все остальные народы, проживающие на территории Ирака, в том числе иракцы, арабы, — это семитские народы, как, собственно, и сами евреи. В древности Ирак завоевывали и народы, принадлежавшие к другой этнической среде. Общепризнанно, что культура Ирака, культура Месопотамии — это наследие всего человечества. Речь сейчас должна идти о том, что Ирак, Месопотамия — это колыбель человеческой культуры, страна, которая до предела насыщена памятниками истории и культуры. Бомбить ее — это преступление.". Целые поэмы порой пишутся ради одной строчки. Такая строчка здесь — про еврейскую культуру: "имеются ли на территории памятники еврейской культуры?" Не имеются. Это шумеры 5 тысяч лет тому назад изобрели письменность. Иди и застрелись. Но на сегодняшний день те "шумеры-свидетели" просто уничтожены "умными бомбами". Уничтожена коллекция, состоявшая из 80 тысяч глиняных табличек, — шумерских, вавилонских, с надписями, выполненными клинописью. Уничтожен музей в Мосуле, где хранилась богатейшая ассирийская коллекция из соседних Ниневии и Нимруда, — тысячи еще не расшифрованных табличек. И не только музеи, в доме Саддама Хусейна хранилось 40 тысяч старинных манускриптов. Что с ними? Превращены в пепел и щебень. Оккупанты-освободители используют для своих укрытий останки древних городов и холмы, таящие сокровища, еще невиданные миром, уничтожая их как бы без злого умысла. Но точный умысел в этом есть у тех, кто пригнал этих солдат в Ирак. "Нерасшифрованные таблички лежат в земле тысячами. Или уже не лежат". После взрыва бомбы на этом месте никаких табличек не остается, — это говорит Наталья Козлова, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, не раз бывавшая в Ираке». Итак, "колыбель истории человеческой цивилизации" не подтверждает еврейской культуры как таковой. К зарождению цивилизации человечества евреи не имеет никакого отношения, а ведь доказывают, претендуют. Вот какой свидетель обвинения и разоблачитель этот Ирак. Не защитили. Не уберегли. Иракцы имели большие основания быть уверенными, что первые бомбы полетят даже не на голову Хусейна, а на крышу Национального музея. "Американские власти подчеркивают, что все предметы искусства, пропавшие из иракских музеев и дворцов, являются собственностью иракского народа". Причем тут "предметы искусства", когда речь идет совсем не про то, а о свидетелях зарождения нашей цивилизации, о главном наследии человечества, с кого и как начинались все мы, наша цивилизация? Нам показывают куклу, которую хотят показать кукловоды. В Национальном музее Ирака были не мировые ценности, а мировые свидетели. А сам Ирак, его земля, хранящая тайны и разгадки нашей цивилизации, откуда и как пошли люди — Мировой Свидетель. Слова "разграбление", "похищение", "воровство" здесь употреблены для сокрытия чудовищного преступления перед человечеством, потому что люди на земле еще не осознали саму возможность преднамеренного уничтожения свидетелей зарождения "мировой цивилизации". Израиль их просто уничтожил, как неопровержимых свидетелей: культура и цивилизация начиналась не с евреев. В том разговоре о богатствах Ирака Хекмат на первое место поставил именно это — ценности цивилизации, которые уже были найдены в земле Ирака и хранились в Национальном музее Багдада. Но главным образом он имел в виду тех свидетелей происхождения цивилизации людей, которые пока еще продолжали оставаться в земле Ирака. Их еще предстояло открыть. В душе и Хусейн, и Тарик Азиз, и Хекмат лелеяли надежду, что тень зачинателей нашей цивилизации, свидетели зарождения нашей цивилизации уберегут колыбель цивилизации от еврейского нашествия. Они надеялись, что христианская Европа понимает, о чем идет речь в этой войне, за что война. И это правда, когда евреи гнали американских солдат на Ирак, они меньше всего думали о нефти Ирака. Балдел от неё только бизнесмен от нефти техасец Буш. Нефть — семейный бизнес Бушей. Для евреев нефть Ирака, в конечном счёте — мусор. Евреи готовятся к третьему храму Соломона..." |
1. То есть не печальтесь, граждане, - всякая старая шушваль передохла, а приезжают молодые работники. 2. Справочка ко
всему этому веселью. По официальной статистике: за время реформ средняя
продолжительность жизни упала с 65 до 59 лет для мужчин, то есть до уровня
начала 1950-х годов, а разрыв между развитыми странами и Россией по этому
показателю за последнее десятилетие удвоился с 5 - 8 до 11 - 15 лет. Смертность
возросла в полтора раза! В 1987 г. в США рождаемость была 15 человек на тысячу,
смертность - 8,9, в России (РСФСР) - рождаемость 17 человек, смертность - 10,5,
то есть примерно на уровне ЮЭс. В 2000 смертность в России стала 15,
рождаемость - около 9. По ожидаемой продолжительности жизни мы оказались позади
Либерии, не говоря об Индии.... 3. Не оставим их без внимания: от 20 до 25 процентов населения страны едят почти исключительно то, что сами выращивают, как при натуральном хозяйстве, так что эти миллионы земельных участков им и вправду оченно необходимы. 4. В Канаде на каждую тысячу жителей умирает за год чуть больше 7 человек, а рождается почти 13 - практически с "точностью до наоборот" по сравнению с Россией. В Европе лишь Германия и Италия имеют естественную убыль, да и то минимальную. Во Франции рождаемость превышает смертность. И во всех этих странах дело не в росте смерности - она падает, - а в снижении рождаемости оттого, что «зажрались» - полная противоположность России по всем показателям. 5. Согласно обычной арифметике - на протяжении тех самых 15 лет, а что? 6. Справочка. Население России составило 148,7 млн. на начало 1992 года. За 1992-2001 в составе гражданства умерло на 7 млн. чел. больше, чем родилось, 700 тыс. эмигрировало за рубежи отечества, более 3,5 млн., наоборот, иммигрировало с получением гражданства, всего на 1.01.2002 гражданство составило 144,8 млн. чел. 7 млн. превышения смертности над рождаемостью - это и есть 7 млн. Касьянова. 7. Здесь две вещи
особенно хороши. Вопрос о том, увеличится ли от легализации количество
наркоманов вообще, или нет, даже не обсуждается (и вестимо, и так понятно, что
гигантски возрастет) - достаточно того, что (а) средний класс на этом
никого не потеряет; (б) государство (и легальный бизнес, кстати) получат на
этом много-много денег, которые иначе уйдут к нелегалам. |
Обсуждение этой статьи (архивный тред) Обсуждение этой статьи на форуме |
Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
(c) Удел Могултая, 2006. При перепечатке ссылка обязательна. |