Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
История |
Могултай
Краткое введение в историю и политологию |
VIII. Модальные оценки в гуманитарных науках
Был ты видом ужасно противен, сердцем подл, но не в этом суть.
Политика Влада Цепеша была направлена на укрепление централизованного феодального
государства.
Влад Цепеш, за подвиги прозванный Дракул, И наконец, в виде наиболее яркого примера, приведем рассуждение, по слухам принадлежащее одному из крупнейших гуманитариев этого столетия, Арнольду Тойнби. Оно звучит так: «Мистер Смит утром вышел из дому голодный и раздраженный. Поэтому, увидав своего соседа, которого он давно недолюбливал, он обругал его и вступил с ним в драку. Что нам могут сказать об этом различные науки? История опишет, как все это происходила. Экономика скажет, что и откуда мистер Смит взял на завтрак, а также почему его заработок оказался низким и не позволил ему поесть поплотнее. Социальная психология объяснит, как это повлияло на его настроение. Политология многое расскажет о том, как мистер Смит строил свои отношения с соседом. Культурная антропология поведает, в какие формы и почему он облекал эти отношения, а также что именно навеяло ему выражения и образы его ругани. Филология объяснит, на каком языке он ругался. Философия тоже скажет нечто по этому поводу, увязывая мистера Смита воедино с миропорядком. Юриспруденция изложит, как именно квалифицирует деяние мистера Смита та или иная юридическая система, и что ему причитается по тем или иным законам. Искусствоведение опишет татуировку на руке мистера Смита и цветовую гамму под глазом его соседа. Они скажут все это и многое, многое другое. Но никакая, слышите, никакая наука не объяснит, хорошо или плохо поступил мистер Смит, обругав и избив своего соседа». (Сам Тойнби относил этот вопрос к компетенции религии). Гуманитарный разговор - это разговор людей, о людях и для людей. Естественно, он не может обойтись без оценок всякого рода. Но дело в том, что оценки бывают двух типов - технические и модальные. Первые (присущие всем наукам) бесстрастно сообщают нам, насколько важно то-то и то-то для того-то и для того-то. Это, по сути, не оценка, а особый способ констатации причинно-следственной связи в ее изменениях. «Щелкни кобылу в нос, она махнет хвостом». «С точки зрения ускоренного достижения хвостомахания кобылой полезной и высокоэффективной мерой является щелканье ее в нос». Массвые казни невинных, учиненные Владом Цепешем, способствовали «укреплению централизованного феодального государства». Не такова модальная оценка (от слова modus, «наклонение»). Она сообщает о том, как к этому «тому-то» относиться, и насколько оно может быть желательным, возможным, должным или дозволенным при разных обстоятельствах. Она указывает, допустимо ли в целях достижения махания хвостом щелкать кобылу по носу, даже при прочих равных и при наличии полной технической возможности оного, - а если да, то когда и с какой силой. Техническая оценка объективна - она попросту констатирует связь нескольких параметров, существующую независимо от нас. Модальная оценка условна и субъективна; она всецело зависит от склонностей и договоренностей того, кто его дает (точнее, «тех», потому что модальная оценка возникает только во взаимодействии людей друг с другом). Базовое правило: никакая наука в принципе не дает, не давала и не может давать модальных оценок. Это делают люди (в том числе, конечно, и ученые, но не как ученые) по совершенно другим соображениям - религиозным, этическим, эстетическим, узко-корыстным, но только не научным. В компетенцию науки входит только выявление и познание реальности - то есть оценки технические. Разумеется, поскольку оценивать вещи мы хотим по их реальным, а не иллюзорным свойствам, наука, изучающая и проясняющая реальный мир, играет важнейшую роль при подготовке материалов для модальной оценки. К ней самой она, однако, не имеет никакого отношения. Литературоведение может объяснить те или иные особенности художественного мира автора NN, но абсолютно бессильно сказать, хороший ли это писатель или нет - это дело вкуса. К сожалению, гуманитарные науки всегда претендовали на то, чтобы давать модальные оценки самостоятельно. А в этом веке они обнаглели до такой степени, что объявили себя их главным источником. Большевизм, нацизм, современный технократический либерализм, все прочие ценностные учения сходного типа - все были (или считали себя) «научно обоснованными», причем именно гуманитарными дисциплинами. Последствия этого для жизни и культуры были таковы, что (учитывая полное сохранение и даже приумножение гуманитарных амбиций в нынешнее время), можно смело перефразировать общеизвестный афоризм следующим образом: «Если XXI век будет веком гуманитарных наук, то его не будет с гарантией». Почему гуманитарные науки так много на себя берут, и, главное, почему в этом вопросе им так доверяет их общественная аудитория - выяснение этой животрепещущей проблемы не входит в наши задачи. Однако, с нашей точки зрения, читателя, доверчиво погружающего в мир гуманмтарных наук, следует заранее вооружить противоядием от их попыток вторгнуться в его модально-оценочную систему, сиречь совесть, и овладеть ей. Для этого достаточно указать два основных приема, которыми бессознательно пользуются гуманитарные науки, творя свое злое дело. Приемы эти - вполне демагогические, и потому, чтобы не поддаться им, их вполне достаточно назвать и распознать.
Итак, приём 1:
Приём 2:
Приём 3: |
Обсуждение этой статьи (архивный тред) Обсуждение этой статьи на форуме |
Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
(c) Удел Могултая, 2006. При перепечатке ссылка обязательна. |