Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
История |
Могултай
Краткое введение в историю и политологию |
V. Социально-политическая организация общества. Сословия.
Социально-политическая организация общества:
Виды формальной социально-политической организации общества. Сословия и
потестарно-политические системы. Сословное деление весьма сложным образом соотносится с классовым, а самим обществом осознается как куда более яркое и значимое [3] . Так, например, «патриархальный раб», живущий в крестьянской семье, работающий и садящийся за стол вместе со своим хозяином и фактически равный по своему социально-экономическому положению его сыновьям, входит, конечно, в трудовой коллектив «хозяина», а, следовательно, и в его общественный класс. «Классический раб», за счет которого живет неработающий хозяин, как правило, «подневольник» по классовому положению, но может быть и отдан в наем, и посажен на землю в качестве крепостного. Это изменит его классовую принадлежность, но никак не скажется на сословном, поскольку все эти перемены по-прежнему происходят с ним по воле хозяина и всегда обратимы. Наконец, раб византийского императора, посиавленный командовать войском, остается рабом, но принадлежит к господствующему классу. В целом, конечно, высшие сословные статусы тяготеют к высшим классовым. В чем смысл сословного деления? Только в одном: оно затрудняет социальную мобильность, возможность возвыситься до «степеней известных». Разумеется, это довольно неудобно для каждого в отдельности, но при этом обеспечивает снижение внутрисоциальной борьбы всех со всеми за прорыв «наверх» и, следовательно, гарантирует большую стабильность общества всем вместе. В скудную эпоху архаики такой прорыв наверх во многих случаях был единственным спасением от близкой перспективы голодной смерти, а в то же время никакой особой квалификации для него не требовалось. В подобных условиях разрешить всем попытку «вертикального взлета» на равных основаниях означало немедленно открыть путь всеобщей свалке в борьбе за места, хаосу и смуте. Меньшим злом оказывалась система, которая с самого начала жестко ограничивала круг счастливчиков, допущенных к лучшему куску общественного пирога, и делала почти невозможным доступ в этот круг со стороны. В современном, довольно богатом обществе, стимулы, которые гнали бы человека «наверх», куда слабее, а само продвижение требует куда большего вложения времени и сил (хотя бы потому, что его непременным условием является трудоемкое многолетнее получение образования). Соответственно, оно может себе позволить пойти навстречу естественным желаниям большинства и дать всем единый старт в общей гонке, не рискуя социальным распадом. (Впрочем, ему приходится нести и соответствующие издержки. Например, массовое переселение малоимущих крестьян в крупные города в надежде на лучшее будущее приводит к появлению миллионных масс люмпенизированного населения в мегаполисах, составляющих великое бремя и для общества, и для самих себя. Это - плата за равное осуществление гражданских прав; общество архаики попросту «поразило» бы провинциалов в правах и законодательно затруднило бы им переселение в столицу. Кстати, в нашей стране по этому совершенно недопустимому для нынешнего положения дел пути идет Москва, ударно использующая в борьбе с описанной напастью антиконституционные институты регистрации и прописки).
Типы потестарно-политической организации: Разные сегменты общества могут управляться по-разному, сочетая, каждый по-своему, эти два способа, а также сложным образом соподчиняются друг другу с применением тех же двух способов в различных соотношениях (Элементарный пример: крестьянская община наделена самоуправлением в одних вопросах, и ирерархически подчинена феодалам в других; при этом и сама община, и феодалы иерархически подчинены монархии, но при этом последние имеют сословное представительство при монархе, то есть в некоторой степени пользуются самоуправлением). Весьма существенное значение имеет и другое обстоятельство. Задачи, которые приходится разрешать политической организации общества, достаточно различны по своей природе и сфере приложения. Их можно условно разделить: по характеру - на задачи нормирования, непосредственного управления и контроля, а по сфере приложения - на задачи по организации обычных социальных отношений (в прошлом это требовало только здравого смысла) и задачи по организации информационно-культурного воспроизводства (всегда требуют высокой профессиональной квалификации). Общество может создавать специализированные органы и «ветви» для каждой из этих групп задач, а может структурировать власть по иным принципам (например, по территории и по различному уровню компетенции во всех областях разом). Так, в современных обществах для задач разной природы выделяются автономные «ветви» властной организации, - соответственно, законодательная, исполнительная и судебная. А общества средневековья, наоборот, сливали эти «виды» власти для каждого из ее субъектов, но зато были весьма склонны к выделению особых структур для задач, различных по сферам приложения - «светскую» власть для социально-политических и обособленную «духовную» для культурно-информационных задач. Итак, два способа управления и различные варианты специализации... Неисчислимым множеством возможных итоговых комбинаций всех этих элементов и определяется своеобразие политического строя данного конкретного времени и места. Разновидностями и различиями результирующих политических систем, а также механизмами их функционирования и занимается политология как особая гуманитарная дисциплина. В общем, на одном полюсе располагается военно-бюрократическая иерархия, венчающаяся авторитарно-«тираническим» или монархическим единовластем, с колоссальной по объему и неподконтрольной обществу властью верховного правителя и его ближайших сотрудников, а на другом - «демократия», то есть самоуправляющееся (в древности - прямо, сейчас - представительно) общество с четким разграничением полномочий у достаточно подконтрольных ему органов власти. Естественно, первая система характеризуется куда большим давлением сверху и регламентацией, чем вторая. По меткому выражению Борхеса, в первом случае мы имеем дело с государством, «причиняющим бесконечное беспокойство». Во втором случае беспокойство причиняют другу другу сами граждане, а сил у них на это гораздо меньше, чем у почти всевластного иерархически организованного государства. Сама степень свободы власти, ее способность принимать и осуществлять «крупные решения», резко ломающие привычный ход событий, значительно падает от первой политической системы ко второй. Между описанными только что полюсами помещается множество промежуточных форм. В области культуры все это дает начало всевозможным парадигмам, связанным с осознанием как ценности «свободы», с одной стороны, и «верности» («службы», «дисциплины») с другой. Иными словами, общественной санкцией и сочувствием пользуется, по понятным причинам, и независимость, и взаимозависимость членов общества. Противоречия, возникающие между этими противоположными началами на каждом шагу (решать их можно только при помощи условных компромиссов) от начала времен составляли вечную пищу человеческой мысли, эмоционального и художественного восприятия. |
1. Отношения, в которые члены общества вступают друг с другом в рамках материального производства, его непосредственной организации, а также распределения и перераспределения произведенных благ (продукта) - называются социально-экономическими отношениями. Отношения, в которые члены общества вступают друг с другом ради обеспечения стабильности и функционирования самой общественной организации и власти как таковой, называются социально-политическими отношениями. 2. Как правило, рабский статус сопряжен с полной утратой собственности и всех (или большинства) личных прав. Однако рабство как таковое - это всего лишь определенная личная связь данного лица с иным лицом (или учреждением), так что в принципе можно представить себе и вполне правоспособного раба, и раба, владеющего собственностью любого типа (господин может в этом случае распоряжаться только им самим, но не его имуществом). Во многих местах земного шара такие рабы вовсе не были редкостью. 3. К горю ортодоксальных марксистов, радеющих о «классовом самосознании», такового не существует вообще. Есть самосознание страт («слоев») - то есть лиц, занимающих примерно одинаковое положение в социальной, политической, имущественной и производственной системе общества, и, следовательно, имеющих сходные интересы, оних и тех же друзей и врагов. Однако самосознания «по способу эксплуатации», разумеется, нет. Как упоминалось, советских рабочих с конце 30-х - по конец 40-х годов прикрепляли к заводам, то есть за десять лет они стали из «наемных рабочих» «подневольниками», а из «подневольников» - вновь «наемными рабочими». Естественно, они воспринимали утрату возможности сменить место работы как большую тяготу, но их социального самоощущения это не меняло. |
Обсуждение этой статьи (архивный тред) Обсуждение этой статьи на форуме |
Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
(c) Удел Могултая, 2006. При перепечатке ссылка обязательна. |