Автор |
Тема: Опыты эльфийской антропологии. Автор Серая Коала. (Прочитано 3259 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
sirmal
Живет здесь
циничный романтик
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 392
|
|
Опыты эльфийской антропологии. Автор Серая Коала.
« В: 07/04/05 в 14:28:15 » |
Цитировать » Править
|
Очень интересный текст, был написан к игре "Апокриф" для эльфов. К вопросу о воззрениях эльфов и их менталитете Лежал открыто на сайте игры, но сейчас сайт недоступен. *** Опыты эльфийской антропологии Проблема психологии непадшего существа - проблема, поскольку мы можем судить о ней по себе (каким не надо быть), по достигшим человеческого совершенства подвижникам (каким надо быть человеку), и по возможной разнице между человеческой природой и эльфийской. Реконструируя “эльфа”, нужно также принимать во внимание, что все психологические зарисовки даны в христианской терминологии и с христианской точки зрения, и рассчитаны исключительно на человека. На это нужно делать поправки. Какие? Во-первых, насчет содержания пресловутого морального закона. Я не хочу сказать, что он разный для людей и эльфов, как раз нет. Но для эльфов существенны одни проблемы, и несущественны другие. У людей существуют запреты, не актуальные для эльфов. Во-вторых, нужно принимать во внимание разницу отношений с Творцом и с окружающим миром человека и эльфа. Буду говорить обо всем сразу. Нельзя автоматически переносить христианскую этику в эльфийский менталитет. Что конкретно нельзя переносить? Жесткий императив смирения, и не менее жесткий императив любви к Богу и к ближнему, любви экзальтированной и покаянной. Иррациональное отношение к судьбе - и бездумный фатализм, и “пути Божии неисповедимы”. Жесткий императив милосердия - милость к падшим, жалость, умиление над убогостью. Жесткий запрет на основные эмоции типа гнева и т.д. Почему нельзя? Христианская этика 1) сформулирована для падшего существа, у которого неверная самооценка и которое нужно долго бить, прежде чем оно придет в себя и протрезвеет (во всяком случае, так обстоит дело с точки зрения христианства); 2) принимает во внимание дистанцию человек - Бог, т.е. меряет человека неизмеримо более высокими параметрами. Отсюда христианская жесткость: по сравнению с Богом наши достоинства - грошовые. Отсюда “завышенность” христианских требований: “все призваны”, причем призваны к святости, что значит - к обожению. Во всем уподобиться Богочеловеку - цель кажется нереальной, отсюда резкая контрастность в представлении нынешнего состояния и нужного состояния, иррациональные глубины падения корректируются столь же иррациональными горними понятиями. Эльф находится с Творцом в принципиально иных отношениях. Эстель не подразумевает личного диалога с Богом. Это знание о том, что Он существует, плюс знание о том, что Он благ и ничего плохого своим творениям не сделает. Эльф соотносит себя не с Эру, а с волей Эру, воплощенной в законах судеб Арды, и в посредующей воле Валар. Закон Валар и закон судьбы определяются понятием Справедливость (см. Статут Финве и Мириэль). Эльфийский идеал - не выбраться из ямы и стать богосовершенным, а поддерживать себя в состоянии справедливости. Праведность - не сияние славы, а жизнь в согласии с собой и с общим благом. Если подыскивать аналоги в человеческой культуре, то увидим неоплатоников-монотеистов, праведных язычников античности, этику которых христианство полностью инкорпорировало - в виде моральных добродетелей. Для эльфа не существенны gratis datae (дары различения духов, пророчества, премудрости и веры), и даже понятие благодати для него неактуально - это человеку постоянно нужна сверхъественная поддержка при вылезании из ямы (опять же, с христианской точки зрения, но раз уж мы заговорили о падших и непадших…?). Эльф апеллирует к собственной душе и к ее естественным способностям, и к тому, как он видит историю и предание Арды. Примерно так и поступали праведные язычники (только с той разницей, что эльфы действительно обладают многими качествами, человеку доступными только через благодать). Возможный список добродетелей (повторюсь, он действителен и для христианина): разумность, проницательность, справедливость, умеренность, деловитость, стойкость. Эльфу не нужно самоумаляться, культивируя смирение - у него все в порядке с самооценкой, он знает свои пределы и возможности. Он не знает аффектированной любви к Богу и к ближнему (которая нужна, чтобы преодолеть естественный для греховного состояния эгоизм и неблагодарность по отношению к Богу), потому что ему не нужно прыгать выше головы - он и так ценит жизнь и уважает чужое достоинство. Милосердие для него, как ни странно, тоже не очень актуально, потому что главное понятие - это справедливость. Заслужил или не заслужил. Милосердие превыше справедливости, сказано в Статуте о Финве и Мириэль, но это как раз те самые gratis datae - ничем не заслуженные, исключительно по божественной воле данные послабления в целом естественного закона. Императив эльфийской этики - не нужно причинять лишних страданий, а так - нужно делать то, что велит долг, охраняющий общее благо. При этом нужно понимать, что общее благо - это настоящее общее благо, а не его тоталитарные человеческие извращения (у эльфов действительно правитель служит народу, а народ - правителю, как классно сформулировала Эриол). Если виновен - должен понести наказание. Благо - это поступать так, как ты хотел, чтобы поступали бы отношению к тебе (и в этом эльфы полностью согласны с Евангелием от Матфея?). Никаких особых отклонений моральной стрелки у эльфов либо нет (интуитивное знание, что такое хорошо и что такое плохо), либо они корректируются законами, издаваемыми, естественно, мудрыми кренделями?, которые праведны и все правильно знают. Впрочем, непреклонность справедливости смягчает очень ясное осознание того, что Арда искажена, и потому наши действия могут иметь неожиданные - в худшую сторону - последствия. Например, наказание окажется слишком жестоким. Эльфы знают о “неизбежном зле”, следующем из Искажения: необходимости убивать для сохранения собственной жизни, необходимости причинять страдания виновному. Но они это принимают как данность (идеалом будет Арда Исцеленная) и, в то же время, как горестную данность ( о ней сожалеют, и потому есть возможность для сочувствия к тому, кто несет наказание). Судьба для эльфа не есть некое слепое чудовище, некая Парка, равнодушная к герою и к преступнику. Эльфы осознают, что всякое событие есть следствие их и чужих деяний, и что судьба осуществляется как божественная справедливость. Потому нет ни ропота, ни завиральных идей насчет того, что “я сделаю собственную судьбу” и “изменю звезды”. (Мне вообще очень дорога христианская идея насчет того, что покрывало греха перед нашими глазами заставляет нас видеть мир не таким, как он есть. Святой / мистик видят причинно-следственные связи и суть вещей другими. Эльфы по дефолту не имеют такого покрывала перед глазами и знают, что к чему). Если попал в переплет - веди себя достойно (а не верещи: “за что мне это?”). Вот их этическая максима. Христианская этика различает просветленные аффекты и непросветленные, т.е. предлагаемая психология, на самом деле, не очень-то линейна. Гнев - грех, но может иметь место законное праведное негодование, ревность о благе и отторжение мерзости. Если эмоция направлена не против ближнего как личности, а против порока - тогда она законна. Но в целом безопаснее и правильнее не влезать в рассмотрение страсти, а отвергать ее полностью - все равно ты не лучше ближнего, и так же, как он, находишься в яме, откуда без Бога не вылезешь. Эльф - не в яме. Он имеет законное право на праведный гнев, например. Вопрос в том, что эльфы, судя по всему, должны знать разницу между праведным гневом и неправедным гневом, между гордыней и гордостью, между осторожностью и подозрительностью и т.д. Не все эмоции, однозначно осуждаемые христианством, осуждаются в рамках этого кодекса, а если осуждаются, то по другим причинам. Гнев и ярость затуманивают ясность суждения, поэтому решения в состоянии аффекта принимать нельзя (см. что произошло с Гвиндором). Идеал - сдержанность. Спокойствие. Владение собой. Если эльф действует под влиянием неконтролируемого аффекта (орет, бесится, смертельно боится) - то он либо фэйр, либо под недобрым заклятием (либо запустил себя до безобразия, пал донельзя). В любом случае, такой эльф - не советчик и не помощник. Итак, как могут выглядеть эльфы с точки зрения человека. Причем как современного (воспитанного на секуляризированном и обкорнанном и зачастую скверно понятом христианском кодексе), так и отчасти реконструированного “тамошнего”. 1. “Статуй каменный”. Морда у него каменная - не гримасничает. Не проявляет сильных спонтанных эмоций - практически никогда, разве что в экстремальных ситуациях (бой, например). И неконтролируемых мыслей не выпускает (дисциплина осанве ) - что дает полное ощущение, ну, если не отсутствия эмоций, то неземной отрешенности. Вы скажете, а как же темперамент нолдор? Есть такое дело, но это совсем не то, что человеческая разгуляй-сорви-голова эмоциональная распущенность. Феанор долго думал злобно, прежде чем напасть на Гавани. То есть эльфийские сильные эмоции - не реакция на первое попавшееся обстоятельство, а результат долгого “накручивания” (Феанор долго всех речами оплетал, прежде чем все грохнуло и взорвалось). Либо - продуманная жизненная позиция (орков - ненавижу). В любом случае, чтобы “завести” эльфа, нужно постараться со сверхъестественной силой. 2. “Медленно принимает решения”. Эльфы, как это ни странно, думают, прежде чем действовать. И думают (чаще всего) дольше, чем человек. Взвешивают последствия для своей и чужих судеб, слушают оре (вона как Гилдор давал совет Фродо? ). 3. “Бессердечные”. Для современного человека, воспитанного на принципах гуманизма, естественно желание гладить по головке и жалеть (христианство постулирует, вопреки стереотипам, гораздо более жесткую и воинскую этику). Для эльфа естественно воздать по заслугам - не унижая и не наслаждаясь страданием, естественно. Эльф, методично выкашивающий орочий или, к примеру, астахейский отряд, не терзается угрызениями совести и желанием “спасти и окормить”. Ему, конечно, где-то жаль, что эти существа сделали неправильный выбор, но, с другой стороны, эти существа суть грозная опасность, которую в данный момент другими средствами не нейтрализуешь. “Тамошний” человек, как ни странно, тоже может иметь такой стереотип. Как ни странно - потому что люди до наступления эпохи повсеместного смягчения нравов вытворяли друг с другом такие вещи (выбрасывали новорожденных детей на помойку, применяли к детям смертную казнь и пр.), что “жестокость” воюющих эльфов кажется детской игрой в крысу. С другой стороны, вспоминается “Сказание о доме Тайра”, где простые граждане, рыдая от сочувствия к пленным Тайра, отовсюду тащат младенцев-Тайра мужеска пола, чтобы их казнили вместе со взрослыми. Так вот, у человеков, грубо говоря, принято учинить чудовищно жестокий закон, а потом чтоб бабы рыдали над церемонией приведения его в исполнение. У эльфов принято иметь справедливый закон, а потом исполнять его без лишних слез и покаянных воплей. 4. “Фаталисты”. Человека вечно прет то звездками овладеть (астрология), то лечь под каток безропотно. Тем не менее, эльфийское спокойное и понимающее отношение к судьбе может видеться как дурацкое и неоправданное. Человеку судьба чаще всего видится как нечто иррациональное, а потому ее, как это ни парадоксально, можно обхитрить и объегорить и полагаться на случай, на астролога, на амулет, на жреца, на корову с пустым ведром и черную кошку. Эльфы же чужды суеверий, и не переоценивают свои возможности преодолеть законы детерминации. 5. Чертов сфинкс. Сидит. Глядит. Вроде похож на человека (у Сфинкс, которая она? - прекрасное лицо), но вроде и нет (лапы у сфинкс – львиные). Эльфийская «проницательность» - это то, что получают подвижники в результате упражнений. Умение различать доброе и злое в себе и в другом. Эльф смотрит – и человек, чувствует, что его видят насквозь. Ну не сфинкс? Эльфийская «разумность» - это то, что человеческий подвижник получает в результате упражнений. Когнитивная революция – вот что происходит с продвинутым аскетом. Мозги начинают работать на полную мощность. Умение центрировать сознание и очищение приносит еще одну штуку, данную эльфам по природе – офигительное интуитивное мышление. Эльф может долго думать, но способен решать сложные задачи также и «вспышкой» и «озарением». Короче, «умный, сука»? Сфинкс – тоже умная. Мудрая. А самое главное, что пока он вот так сидит и глядит, хрен поймешь, что он там думает. Вот такая вот штука у меня получилась. Любопытно, что все это нельзя отыграть – таким нужно стать, хотя бы частично?. Эльф внимателен – он не пропустит тайный знак и не зазевается. Эльф умен – он не будет говорить глупости и вестись на демагогию. Эльф знает, что такое хорошо и что такое плохо – и он не будет делать мерзости по дефолту. Эльф спокоен – и он не будет орать и вскакивать. Короче, игрокам придется долго работать над собой?, похоже, - если вам, конечно, это подходит.
|
|
Зарегистрирован |
С уважением, Сэрмал
Где наша не пропадала? - А везде пропадала! Прорвемся!
|
|
|
|