Могултай"Вера", "религия", наука"
Система явлений, знаками которых служат вынесенные мной в заглавие слова,
является ключевой в информационной (или ментальной, или духовной - называйте
как хотите) истории людей. Приступим к выяснению некоторых важных аспектов
дела. Для этого нам придется ввести кое-какие понятия.
1. "Сверхценные" и "логико-эмпирические" суждения. "Религия" и "наука".
Главным элементом всякого мировоззрения является суждение,
которое, как предполагается, может быть в той или иной степени истинным и
ложным (1).
Разберем теперь, к примеру, суждение: "Есть
на Земле такой континент - Австралия". Подавляющая (если не стопроцентная)
часть читателей признает это суждение истинным. Между тем никто - или почти
никто из них в Австралии не был. Не получается ли тем самым, что их принятие
этого суждения основано на чистой вере?
Нет, не получается. В первом приближении
это суждение действительно основано на доверии к некоему информатору (или
информаторам) - т.е. самым разнообразным источникам, из которых мы почерпнули
свое мнение об Австралии. Однако о чем, в сущности, информируют нас - прямо или
тоже опосредованно, доверяясь кому-то - эти источники? Из чего сами они выводят
существование Австралии? Ответ совершенно очевиден. В какой-то (сколь угодно
далекой) производной они информируют нас о том, что кто-то Австралию все-таки
видел или доказал ее существование; именно этому опыту и логике мы и доверяем,
когда принимаем существование Австралии на веру, никогда в жизни ее не видав.
Таким образом, суждение о существовании
Австралии, сколько бы промежуточных звеньев, держащихся на доверии, оно не
насчитывало, конечным звеном зачалено все же на (чью-то) логику и опыт. Именно
это конечное звено и наделяет авторитетом всю цепочку суждения, вызывая у нас -
как проходящий через всю цепь "звеньев-посредников" электрический импульс -
доверие к нему. Только логике и опыту, связанному с этим конечным звеном, это
доверие и оказывается.
Суждения такого рода, т.е. суждения,
восходящие в конечном счете к чьим-либо (предполагаемым или проверенным) логике
и опыту (вызвавшим у нас доверие по тем или иным причинам), называются
"обыденными", "естественнонаучными" или "логико-эмпирическими".
Интересно отметить второе фундаментальное свойство суждений описанного рода:
они считаются всеми лишь относительно-истинными (хотя бы на практике эта
относительность была приравнена к 99 и 9 в периоде процентам - т.е. фактически
к стопроцентной истинности). Смысл этой "относительности" заключается в том,
что если грамотному носителю суждения предъявят новые опытные факты и
умозаключения, несовместимые с указанным суждением - он не умрет от горя, не
испытает мировоззренческого краха и не заорет "этого быть не может, потому что
этого не может быть", а взвесит и сравнит все факты и соображения и, вполне
возможно, скорректирует свое, казалось бы, "стопроцентное" суждение (именно это
произошло, когда физики пришли к выводу об относительности
пространства-времени; до 1900 г. их независимость от наблюдателя, уж конечно,
была именно такой, 99,9... ="100"-процентной истиной). Ясно, что все это
возможно только в том случае, если носитель с самого начала теоретически
допускал, что в его суждении может (если не должна) содержаться какая-то доля
ошибки, и не переходил роковой грани, отделяющей девяносто девять и девять в
периоде от ста.
Разберем теперь иное суждение,
например, суждение о том, что Иисус Христос является второй ипостасью
абсолютного Мирового Божества. Какой опыт, какая логика могут хотя бы в
принципе стоять в конечном счете за этим суждением? Пусть даже мы для данного
случая примем (по образцу истории с Австралией) на веру все промежуточные
звенья христианского предания; у самого его начала мы и в этом случае, при
полном доверии к фактической стороне информации источника, найдем просто некое
человеческое или человекоподобное существо, умеющее творить чудеса, воскрешать
мертвых и воскресать после собственной смерти. В любой культуре архаики таких
чародеев (странствующих демонов, инопланетян и т.п.) видимо-невидимо. Какие
факты, какие умозаключения могли позволить наблюдателям такого существа прийти
к выводу о том, что это Абсолютный Бог? (2) Совершенно
очевидно, что верифицируемых фактов и умозаключений такого сорта не только не
было, но и в принципе быть не могло (хотя бы потому, что человеческий опыт и
умозаключения по определению относительны и конечны, Абсолют с ними несоизмерим
- и тем самым им недоступен) (3).
Итак, никаких свидетельств в пользу разбираемого суждения - при
любом доверии "австралийского образца", проявленном нами применительно к нему -
не только нет, но и не может быть. Тем самым "вера" в истинность такого
суждения не имеет ничего общего с "верой" или "доверием", разобранным нами выше
в примере с Австралией.
Парадоксальным образом именно такие
суждения считаются теми, кто им доверяет, абсолютно истинными. Отказ от них
равен мировоззренческому краху, пересмотру, коррекции и запрограммированному
заранее сомнению они нормативно не подлежат, никакими соображениями они не
опровергаются (как никакие соображения их никогда и не подкрепляли). Они
держатся, таким образом, словно сами собой, на чистой вере, "вере per se", не
нуждающейся в какой бы то ни было опоре.
Подобные суждения, ни в какой степени, в
принципе не восходящие к чьим бы то ни было логике и опыту, называются
"сверхценными" или "религиозными".
В случае с Австралией, говоря о "вере", мы подразумеваем
условное доверие к правдоподобно доказанному (числящемуся
относительно-истинным). В случае с Христом, говоря о "вере", мы подразумеваем
безусловную верность принципиально недоказуемому (числящемуся
абсолютно-истинным). Кроме слова "вера", общего тут нет ничего до такой
степени, до какой его вообще может не быть.
"Религией" или "сверхценным мировоззрением"
целесообразно называть (применительно к современности мы именно так и делаем)
такую систему суждений, их восприятия и воспроизводства, где по крайней мере
базовые, ядерные суждения - "сверхценные" и считаются абсолютно истинными.
"Наукой" или "рациональным/естественнонаучным мировоззрением" называется такая
система суждений, их восприятия и воспроизводства, все суждения которой носят
логико-эмпирический характер. Ничего более противоположного, чем эти два даже и
не режима, а способа существования человеческого духа, история не рождала.
Примечание 1. Во избежание частой ошибки укажем, что
оппозиция рациональное/иррациональное с описанной только что оппозицией
соотносится весьма слабо. "Иррациональное" - это по определению то, что в
принципе не может быть непротиворечиво и со сколько-нибудь приемлемой
адекватностью выражено завершенной речью, человеческим языком (или, что тоже
самое, мыслью; ср. с определением иррациональных чисел в математике!). Хотя
выразить это что-то нельзя, судить о нем и учитывать его отлично можно, причем
как сверхценным, так и логико-эмпирическим способами (в последнем случае
происходит примерно то же самое, что имеет место, когда математика -
прекраснейшим и вполне постижимым и логичным образом! - оперирует с
иррациональными числами).
Поэтому граждане, полагающие, что
объявление логико-эмпирического мышления единственно возможным и допустимым
равносильно исключению вполне важного для всех и вполне реально существующего
"иррационального", и тем самым противоестественно (тут обычно в ход пускаются
всякие рассуждения про правое и левое полушария) - ошибаются. Речь идет не об
"исключении" или игнорировании чего-то, а всего лишь о правильном "разделении
переменных".
Примечание 2. В истории последних двух тысяч лет нередки
(а сейчас даже и доминируют) эклектичные на первый взгляд мировоззрения,
сочетающие порой даже несовместимые логически суждения обоих - "сверхценного" и
"логико-эмпирического" типов. Начать с того, что без логико-эмпирических
суждений вообще не обходится никакое сверхценное мировоззрение, т.е. ни одна
религия (наоборот-то отличнейшим образом получается, см. ниже, п.3 данного
раздела); просто детерминантный характер в них носят именно "сверхценные"
суждения.
Еще более замечательное явление - это
мировоззрения, формально уподобленные логико-эмпирическим и даже официально
провозглашающие себя таковыми ("научными"), но реально - по способу
функционирования и удовлетворяемым ими эмоциональным потребностям -
воспроизводящие именно "сверхценные религии" (таковы мондиалистский либерализм,
коммунизм, нацизм). В Восточной Азии имеются аналоги таких мировоззрений
(официально-ортодоксальное конфуцианство, центральноазиатский буддизм). В
Европе они появились только во второй половине XIX - XX вв. (не считая
кое-каких черт позднеантичной философии); ее питательная среда - та "городская
тусовка" массового общества, которая в силу своего полупросвещения от
традиционных сверхценных мировоззрений в общем, отвернулась, но сформированную
ими систему ментальных и душевных потребностей в основном сохранила. Под эту
систему она и строит разнообразные суррогаты сверхценных мировоззрений, своими
"научными" претензиями и прикидом потрафляющие ее (тусовки) "просвещенному"
самолюбию.
2. Некоторые другие отличительные черты "сверхценных" и "научных" мировоззрений.
А) Допустим, что некий человек объявил, что он опроверг закон
всемирного тяготения. Спрашивается, какую реакцию он вызовет в различных слоях
общества? Более или менее ясно, что "простые люди" будут над ним откровенно
смеяться от начала до конца, а вот физики как раз для начала выслушают. Они-то
лучше всех знают, насколько относительный характер имеют их законы! Иными
словами, чем ближе к производству, хранению и передаче истины (точнее,
считающихся истинными суждений) стоит здесь человек, тем больше он знает ей
цену, тем меньше уверен в ее незыблемости и тем больше открыт для
аргументированного обсуждения ее исправления или отрицания. Это - характерный
признак "научного" информационного поля.
Теперь представим себе, что некий человек
решил преобразовать христианство, проповедуя среди христиан отказ от ряда
ключевых догм, установленных Никейским и Халкедонским соборами. Ясно, что среди
верующих он может вызвать сочувствие только у некоторой части "простецов" (они
нечетко понимают, насколько ересиарх противоречит принятым догмам), а чем выше
он будет подниматься, тем более категорически на него будут обрушиваться.
Патриархия его погонит вообще. Здесь, чем ближе к центрам воспроизводства
признанных истинными суждений, тем больше человек закрыт для сомнений и
исправлений в соответствующей области. Это - характерный признак "сверхценного"
информационного поля.
Б) Там, где употребляется как значимое, да еще наделенное приоритетной
ценностью, понятие "святыня" (в его нынешнем облике), речь всегда идет о
доминировании или по меньшей мере рудименте "сверхценного" мировоззрения. В
рамках логико-эмпирических систем само это понятие - фантомное, а слово не
наделено каким бы то ни было оправданным смыслом, тем более позитивным.
Примечание. Если в переводах древних (до-Осевых в
терминологии Ясперса) текстов читателю попалось слово "святой, священный етс."
- он ни в коем случае не должен доверяться этому переводу! В ста из ста случаях
речь здесь идет о понятии, которое надо переводить как "(ритуально) чистый",
"оборудованный согласно инструкции по технике магической/экзистенциальной
безопасности", "неприкосновенный для вреда, в том числе магического".
Евреи-язычники, осуществляя неудавшийся (к сожалению) резистанс пророкам
иудаизма, грозившим им гневом Абсолютного Яхве, отвечали самому Богу дословно
так: "Эй, остановись, не подступайся ко мне, потому что я свят (т.е. ритуально
неприкосновен, магически защищен, закаян) для тебя!" (Ис.65:5). Из
другого места выясняется, как именно обеспечивалась эта "святость": в ответ на
угрозу божественных кар смертью и адом евреи-язычники говорили: "А мы сами
заключили союз со Смертью и договорились с Адом [как особыми мифологическими
существами]: (так что) когда всепоражающий бич (Яхве) будет проходить, он до
нас не дойдет!"
(Ис.28:15, ср. Ис.28:18). Здесь опять-таки идет речь о магической защите,
обеспечивающей неуязвимость даже от самого верховного бога.
3. "Религия" и "наука" в мировой истории.
Принципиальным и совершенно неожиданным для современного
человека фактом является то, что первобытность, ранняя и "высокая" древность
были совершенно свободны от всякой тени того, что можно было бы назвать
"сверхценными" мировоззрениями. Это были эпохи тотального господства
логико-эмпирического ("материалистического", "рационалистического",
"релятивистского") менталитета. Доказательства этого ключевого положения см. в
разделе VII. Все то, что мы называем языческими "религиями" архаики, в
действительности с религиями (т.е. догматическими сверхценными вероучениями) не
имеет ничего общего; это релятивистские адогматические, "естественнонаучные" по
природе и способу существования духовные системы. Все отличия в результатах
древней "естественной" (опытно-логической) науки от современной - то есть те
самые отличия, которые и придают ей в наших глазах иррациональный, "ненаучный",
"религиозный" колорит (анимизм, магия, представления о богах и загробном мире)
- связаны лишь с двумя частными технико-методическими особенностями: несколько
иным разграничением "репрезентативного" и "нерепрезентативного" эмпирического
опыта (разграничением ошибочным, но именно ошибочно-научным, причем для того
времени вполне закономерным и правдоподобно обоснованным) во-первых, и
принципиальным отказом от использования письменной и даже устной традиции для
фиксации доказательств (сохранению и передаче подлежали только конечные
рецепты, результаты науки, а не "творческая лаборатория") во-вторых.
При этом, конечно, архаика различает то,
что мы сейчас не очень удачно (учитывая, какими ассоциациями обросли
соответствующие слова) называем "профанным" и "сакральным". Но различие здесь -
никоим образом не иерархически-субстанциальное (между "низким" и
"высоким/священным"); это всего лишь "количественное" различие между
относительно общедоступным, с одной стороны, и тайным, секретным (в силу своей
разрушительности и важности), редким, требующим исключительной квалификации, но
единоприродным знанием, с другой. Ядерная физика, строительство и охрана АЭС с
точки зрения древнего были бы "сакральны", производство телевизоров и
радиоуправляемых моделей - "профанно".
Далее, со времен первобытности понемногу
формируется представление о том, что во всех "сакральных" (сакральных в только
что описанном, релятивистском смысле слова) сферах человек может добиваться
нужных для себя результатов, активно воздействуя на мир духов и загробного
существования при определенной профессиональной подготовке. Последняя была
окружена огромным авторитетом. Можно думать, что первоначально этот авторитет
накапливался прежде всего в верифицируемой области астрономических и
технических исследований; преуспевшие в последних группы (как, например,
строители дольменов) считали себя и считались правомочными выявлять истину в
неверифицируемых "руками" областях общения с миром мертвецов, духов и
магических приемов.
Языческая "религия" древности соответствует
- по своему назначению (обеспечение физических благ для общества и его членов),
организации (храм), способу существования (поликонцептуальность, адогматизм,
релятивизм, мирное сосуществование множества культов, синкретизм, отсутствие
идеологической окраски) и самоощущению своих членов (профессионализм) вовсе не
современной религии, а современной прикладной науке и наукоемкому производству;
они не знают понятия "откровения" и чуждаются всякого принципиального
иррационализма; они последовательно релятивистски и основаны на доказательности
того же типа, что и естественная наука и обыденное мышление. Языческий храм -
это НИИ древности. Современное НИИ было бы древним храмом, если бы физик, к
примеру, воспринимал силу упругости как одушевленное существо и пытался, помимо
прочего, договориться с ней, как с человеком (на вербальным уровне и с
применением принципа "даю, чтобы ты дал" (do ut des) - магистрального принципа
общения с богами в древности). Конечно, бог вызывал к себе живое человеческое
отношение (его могли и любить), но это определялось как раз не божественной
(непохожей на человека), а антропоморфной частью его природы, соизмеримой с
человеческой. Боги древних "религий" не всемогущи, не всезнающи и не всеблаги.
Этика (как и все остальные области культуры) существовала независимо от древних
"религий". Правда, боги почти всюду следят за тем, чтобы люди поступали хорошо;
но это не внешний нравственный императив, самому человеку "по природе" чуждый и
вмененный ему авторитетом абсолютного божества - носителя нравственности по
соображениям, лежащим вне физических интересов самого человека. Нравственность
одинаково присуща (или неприсуща) богам и людям, составляющим единую иерархию
антропоморфных существ, и нужна им самим по самым житейским причинам; следя за
ней, бог поступает точно так же, как и любой другой начальник (от отца
семейства до царя), сам не становясь от этого лучше. Человек и бог не
противопоставлены друг другу в нравственном аспекте; люди и боги подлежат одним
и тем же оценкам и могут этически судить друг друга (хотя осуждать бога
считается делом самонадеянным и опасным); справедливость одна на всех и все
одинаково являются ее носителями "по своей природе". У бога нет повышенного
нравственного авторитета, и только его силовой авторитет обеспечивает ему
повышенную роль в контроле над этической сферой человеческих отношений.
Вообще, представление о единой иерархии, включающей богов и
людей (считается, что она существует с того момента, как боги создали человека
в качестве своего слуги или подопечного, или когда люди заключили с ними
договор о взаимных услугах, наподобие "берита" у западных семитов) является
специфической доминантой древних "религий".
Уровни "религии" древности: общение с
великими богами (интересует прежде всего государство), общение с низшими духами
(интересует частных граждан), обеспечение загробной жизни, профессиональные
жреческие спекуляции (не интересуют первоначально никого, кроме самих жрецов и
просто любознательных образованных людей; сюда принадлежат все развитые
теогонии, космогонии и большая часть мифов), магическое обрядовое воздействие
на внешний мир. Частично эти уровни пересекались.
С I тыс. до н.э. развиваются элементы догматизации и этизации религий (точнее,
теологизации этики), приводящие в конце концов к созданию догматических,
"настоящих" сверхценных религий, претендующих на подчинение всех сфер жизни
общества и на главенство в мире интересов человека (иудаизм, догматический
зороастризм, христианство, неоплатонизм, гностицизм, ислам). Обычно это
монотеистические (формально или фактически они обычно предусматривают в той или
иной степени дуализм) религии, сменяющие древний политеизм (или более редкий
языческий монотеизм). Причины этого коренного переворота в мировоззрении людей,
предопределившего все дальнейшее развитие человеческой культуры вплоть до
современной, в рамках собственно научных (не-телеологических и
не-провиденциальных) представлений пока четко не выявлены.
Время ок. 700 г. до н.э. - 100 г. н.э. - это время кристаллизации сверхценного
типа мышления, ок.100 - 700 гг. - время его торжества в мировом масштабе,
700-1700 - господства и надлома, с 1700 - постепенного отступления. Рудиментом
древней "естественнонаучной" парадигмы в Западноцентральной Евразии, помимо
"племенного" язычества, оставался (и остается все это время) еще и индуизм со
всеми своими ответвлениями, включая индийский (но не центральноазиатский!)
буддизм.
Сейчас в странах Первого мира "логико-эмпирическое" мышление (его возрождение в
Европе как самостоятельной и самоопределившейся силы связано с именами Оккама,
обоих Бэконов, ряда деятелей Ренессанса и Просвещения), типичное для архаики,
достигло существенного развития. Можно утверждать, что почти все верифицируемые
достижения человека от начала времен были связаны только с этим - одновременно
"архаическим" и "современным", то есть вечным - способом движения информации.
|