Могултай
Из айнур в фэйри: фэйри Арды - от Бомбадила до древнейших орков.
I. Введение:
Сперва я изложу только сводную реконструкцию истории фэйри Арды и употребления
соответствующей терминологии. Подробные доказательства см. далее.
Термин «фэйри» (собират., досл. «волшебный / дивный народ»), «фэй-» имеет в
текстах Толкиена два основных значения: широкое и узкое. «Фэйри» в широком
смысле слова - это до-ардианские «предначальные духи» (по позднейшей
классификации все они должны относиться к категории «майар», но практически
никогда так не называются), в какой-то момент поселившиеся на поверхности Арды
и воплотившиеся при этом в постоянные тела, а также плотское потомство этих уже
воплотившихся духов. Именно это воплощение превращает их в «фэй» из собственно
«духов» (хотя в неточно-расширенном смысле слова о всех «фэйри» могли
по-прежнему говорить как о «духах»). Значительная их часть прибыла на Арду
вместе с Ауле и Яванной, прочие - в другое время. Эльфы, пробудившись, застали
их уже живущими в Арде.
Интересно, что духи, поселившиеся над Ардой, в воздухе, так и остались
«духами», и «фэйри» не стали.
«Фэйри» в широком смысле слова делятся на множество категорий, различаемых, в
общем, по могуществу и степени антропоморфности. Одной из этих категорий
являются «фэйри» в узком, собственном смысле слова, они же полностью
антропоморфные фэйри. В целом категории эти таковы:
1) фэйри, избравшие для воплощения тела растений и зверей
2) фэйри ландшафтные (луговые - нермир; древесные - тавари; долинные - нандини;
горные - оросси), живущие вне контактов с человеком. Весьма возможно, что часть
ландшафтных фэйри имеют облик соответствующих растений и зверей. В частности,
энты Третьей Эпохи вполне могут быть тем же самым, что в Первую Эпоху эльфы
называли древесными фэйри - тавари. Судя по кельтским представлениям о
ландшафтных фэйри, они сами по себе неантропоморфны.
3) антропоморфные карликовые фэйри, ведущие «окололюдской» образ жизни, то есть
живущие в тесном контакте с человеком, часто как вредители: лепрауны (башмачные
фэйри), пикси (фэйри, приходящие в человеческие дома на подработку, мастера
«прэктикал джоукс», направленных против человека), брауни (обычные домовые).
4) полностью антропоморфные по облику фэйри, внешне неотличимые от эльфов;
живут они вне симбиоза с людьми . Именно их источники называют «фэй» в узком
смысле слова, отличая от предудущих категорий. В том числе:
4а) воплотившиеся в постоянные человекоподобные тела майар (известен один
точный пример - Мелиан / Венделин, которую сплошь и рядом называют «фэй»);
4б) «сумеречный народ Хисиломе» (shadow-folk of Hisilome), который люди позднее
смешивали - по внешнему сходству - с эльфами, но который сами эльфы строго
отличали от себя как неких чуждых им и более ранних, чем они, изначальных
«фэй».
4в) Том Бомбадил, практически вне всяких сомнений, должен считаться
антропоморфным фэйри типа 4; судя по его могуществу, он принадлежал к наиболее
мощным майар, ранга Мелиан и выше.
4г) истари, все до единого, как майар, жестко воплощенные в человеческие тела,
должны относиться к категории «фэй». В источниках они так не называются,
поскольку все источники, сообщающие о них - человеческие, а люди к Третьей
эпохе прочно (хотя и ошибочно) перенесли название «фэй» на эльфов и только на
них, см. ниже.
Антропоморфные фэйри могут скрещиваться с эльфами. Так, майа Мелиан (фэйри типа
4а) по воплощении стала женой эльфа Тингола, а какие-то лепрауны (фэйри типа 3)
породнились браками с эльфами-нолдор, и от такого смешанного брака произошел
известный полуэльф-флейтист Тинфанг Варбл.
По «ориентации» относительно оси Свет-Тьма все эти фэйри могут занимать самые
разные позиции. Так, известны нейтральные фэйри типа 4, не желавшие знать ни
Валар, ни Моргота, и, очевидно, поселившиеся и воплотившиеся на Арде без их
ведома и санкции (именно таков был «сумеречный народ Хисиломе»). Известны
«светлые» фэйри типа 4 (та же Мелиан). Известны «темные», то есть обратившиеся
к Морготу или созданной им Тьме фэйри типа 1 ("кот" - а на самом деле не кот, а
злой фэй в образе кота - Тевильдо; злая фэй в облике летучей мыши -
Турингветиль; сюда же надо относить Унголиант и ее потомство) и особенно -
«темные» фэйри типа 4. К числу этих, полностью антропоморфных «темных» фэйри
относятся две ранние, отличаемые друг от друга группы: древнейшие «гоблины» и
отличаемые от них в текстах древнейшие «орки». (Подчеркнем, что эти, первые
«орки» упоминаются источниками еще до пробуждения эльфов и от них, тем самым,
не происходят!). Впоследствии эти группы смешались и слились друг с другом, а
параллельны были слиты с огромной массой «искаженных» эльфов; в итоге
образовалась новая общность «орков» (классические орки Первой - Третьей Эпохи),
известная одинаково под именами «орков» и «гоблинов», и при этом в подавляющей
своей части происходящая от эльфов. Поэтому, суммарно говоря о происхождении
этой общности, поздние версии «Сильмариллионов» и выводят ее именно от эльфов.
В числе древнейших «гоблинов» выделялись особые эльфоподобные гоблины, своего
рода темные «двойники» эльфов, известные под названиями «ложных фэйри», «ложных
эльдар» (эльфийск. «каукарэльдар») и «злых фэй». Их строго отличали (как
разновидность ранних «гоблинов») от древнейших «орков». Особого сходства с
эльфами достигла одна из их групп, специально выведенная Мелкором из их общей
среды в Первую Эпоху. Впоследствии они, очевидно, исчезли или слились с
классическими орками.
Заметим, что часть призраков на службе Мелкора тоже принимала облик эльфов, не
имея настоящего тела; их также именовали «ложными эльдар», но никогда -
«фэйри», ибо они не были воплощены (в то время как «фэй» - это именно
воплощенные раз и навсегда духи).
Люди, в отличие от эльфов, очень плохо отличали собственно «фэйри» (то есть
антропоморфных фэйри) от эльфов. В итоге эльфы в человеческом представлении
стали причисляться к «фэйри» и называться «фэйри», причем с течением времени в
языках людей слово «фэйри» стало прилагаться в первую очередь или только к
эльфам. По той же причине словом «гоблины» одинаково называли и гоблинов, и
эльфов-нолдор. Эльфийские источники подчеркивают, что такое словоупотребление и
стоящее за ним представление о кровном единстве фэйри и эльфов глубоко
ошибочно.
II. Доказательства:
Номера цитат даны по моему своду данных об орках, и важны только для внутренних
ссылок в настоящей "статье".
1. «Фэй» как синоним «эльфов» у людей.
В ряде текстов слово «фэй(ри)» употребляется как эквивалент или замена слова
«эльф», иногда вперемешку с последним, в пределах одного и того же предложения.
Можно заметить, что все эти тексты - либо человеческие, либо эльфийские в
возможном, вероятном или несомненном человеческом пересказе (BLT).
(2) BLT 1/10. /Lost Story X/ Gilfanon’s Tale: The Travail of the Noldoli and
the Coming of Mankind. Earlier Outlines (A, B) on awakening of Men /Rend./
/After awakening of Men by Elvenrulers Tuvo and Nuin/ Tuvo protected Men and
Elves from them /monsters of Melkor/ and from 'evil fays'. A makes mention of
Orcs besides. /.../ There followed the Battle of Palisor, in which the people
of Ermon fought beside Nuin. According to A 'the fays and those Men that aided
them were defeated';
(3) BLT 1/10. /Lost Story X/ Gilfanon’s Tale: The Travail of the Noldoli and
the Coming of Mankind. Later Outline (C+D) on awakening of Men /Rend/. The
/Mannish/ folk of Ermon alone stood by the fairies in the first war of Goblins
and Elves, which is called the War of Palisor. Заметим, что термин «гоблины»
употребляется в этом описании войны Палисора так, как в тексте (2)
использовался термин «злые фэй», ср. ниже;
(11) BLT2/1 Lost Story 2-I. The Tale of Tinuviel. ...Once more did Huan lead
them /Beren and Tinuviel/ by winding ways, and dared not yet straightly to
bring them to the land of the woodland fairies. (Здесь woodland fairies - это
эльфы Дориата).
(58) LB (HME 3)/3. The Lay of Leithian /l.1941-2135/ Heard ye not then of that
pretty fay, of Luthien? /2132/ Эльфийка Лэтиен именуется «смазливой фэй»; эти
слова вложены в уста агенту Тьмы (Саурону или его подчиненному), но созданы
они, как и вся песня, людьми, так что дело идет именно о человеческом
словоупотреблении.
(59) LB (HME 3)/3. The Lay of Leithian /Comm./ /Note to l.2193/ 2193. Elvenland
is an emendation to B Fairyland. - Комментариев не требует: сам компонент
«фэйри-» в топониме переводится здесь как «эльф(ийск)-».
Fair Folk (русский перевод «дивный народ») - стандартное именование эльфов на
всеобщем языке («ВК»). Faerie (досл. «место фэйри, Фэйрия») - в «Хоббите»
именование Эльдамара, то есть главного центра эльфов, названного по их
собственному этнониму «эльда» (здесь компонент «фэйри-» опять становится
эквивалентом компонента «эльф / эльда» в топониме, как в (59)) на всеобщем
языке, а также обозначение вымышленного эльфийского королевства в одной из поэм
Бильбо («Приключения Тома Бомбадила»), см. в целом RFCG, s.vv. Faerie 1,2; Fair
Folk).
К этому ряду примыкает цитата из «Хоббита» (написанного, как видно из всего
изложения, людьми на основе хоббитских текстов): (41ее) Hobbit 1. An Unexpected
Party. It was often said (in other /hobbit/ families) that long ago one of the
Took ancestors must have taken a fairy wife. Здесь «фэйри» означает, скорее
всего, эльфов.
2. «Фэй» - воплощенные «изначальные» «духи» (spirits, sprites).
2.1. Характерно, что в текстах самих эльфов, не прошедших человеческого
пересказа, сами эльфы «фэй» никогда не называются. Зато есть много случаев,
когда в таких текстах это слово прилагается к различным особям, существовавшим
еще до зарождения эльфов; по мнению эльфов, это были духи, в древнейшие времена
поселившиеся на Арде, воплотясь в (отныне) постоянные тела, и их потомство,
появившееся на свет уже в Арде. Таких фэй эльфы отличают от себя и называют
отдельно от себя в общих перечнях (по модели «эльфы и фэй», 41b, g-4, g-5, j),
но отличают их также и от собственно «духов» (по модели «фэй и духи /
sprites»), ибо фэй постоянно и жестко воплощены. Sprites могут лишь
превратиться в «фэй» (41-g2, аналогично 41d), но в точном, узком смысле слова
сами они не «фэй» (41-g 4,5). Однако в широком смысле слова рассматриваемые
«фэй» описываются как одна из разновидноситей (воплощенных) «духов», наряду с
прочими такими разновидностями, и в разных источниках слова «фэй» и spirit
могут прилагаться к одним и тем существам (41i, см. ниже):
(41b). BLT1/9. /Lost Story IX/. The Hiding of Valinor.. These have many elfin
divers, and divers of the fays, long time sought beyond the outmost East;
(41-g4). BLT2/1 Lost Story 2-I. The Tale of Tinuviel. He /Melkor/ treasured
those jewels as his eyes, and no one in the world, or fay or elf or man, could
hope ever to set finger even on them and live;
(41-g5). BLT2/1 Lost Story 2-I. The Tale of Tinuviel. Then did Tinuviel begin
such a dance as neither she nor any other sprite or fay or elf danced ever
before or has done since;
В (41-g2) знаменитая Мелиан прямо описывается как «спрайт», по воплощении
ставшая «фэй», см. ниже.
Особо следует остановиться на уникальном фрагменте (41i), приводящем длинный
перечень разных духов интересующего нас типа.
(41i). BLT 1 (HME 1)/3. /Lost Story III/ The Coming of Valar and the Building
of Valinor
/Coming of Aule and Yavanna to Middle-Earth before the Construction of the
Lamps/ ...but with Aule was that great lady Palurien whose delights were
richness and fruits of the earth, for which reason has she long been called
Yavanna among the Eldar.About them fared a great host who are the sprites of
trees and woods, of dale and forest and mountain-side, or those- that sing amid
the grass at morning and chant among the standing corn at eve. These are the
Nermir and the Tavari, Nandini and Orossi, brownies, fays, pixies, leprawns,
and what else are they not called, for their number is very great: yet must
they not be confused with the Eldar, for they were born before the world and
are older than its oldest, and are not of it, but laugh at it much, for had
they not somewhat to do with its making, so that it is for the most part a play
for them; but the Eldar are of the world and love it with a great and burning
love, and are wistful in all their happiness for that reason.
Как видим, всех этих «духов» источник требует четко отличать от эльфов.
Названия «нермир и тавари, нандини и оросси» получают исчерпывающее разъяснение
в BLT 1 (HME 1)/Appendix. Names in the Lost Tales - Part 1, где приводятся
сведения из QL (Словарь квэнья), GL (Cловарь гномского / нолдорского языка) и
особого «перечня кланов фэйри»:
Nermir. In the list of fays referred to under Nandini the Nermir are 'fays of
the meads'. QL has an isolated entry Nermi 'a field-spirit', and GL has Nermil
'a fay that haunts meadows and river-banks'.
Tavari. In the list of fays referred to under Nandini the Tavari are 'fays of
the woods'. In QL tavar (tavarni) 'dale-sprites' is derived from a root TAVA,
whence also tauno 'forest', taule 'great tree', tavas 'woodland'. GL has tavor
'a wood-fay', taur, tavros 'forest'.
Nandini. On an isolated paper that gives a list of the different clans of
'fays' the Nandini are 'fays of the valleys'. QL gives a root NARAwith
derivatives nan(d) 'wood-land', nandin 'dryad', GL has nandir 'fay of the
country, Q. nandin'.
Orossi. In the list of fays referred to under Nandini the Orossi are 'fays of
the mountains', and this name is thus a derivative from the root ORO seen in
Kalorme.
Интересно, что в этих разъяснениях QL последовательно использует термин
«spirit», а GL и перечень кланов фэйри - термин «фэй» применительно к одним и
тем же существам и их классам.
Таким образом, перечень «духов», явившихся на Арду с Ауле и Яванной, из (41i)
может быть в уточненном виде передан так: «это фэй / духи лугов и фэй / духи
лесов, фэй / духи (редколесных) долин и фэй / духи гор, брауни, фэй, пикси,
лепрауны и как их только не зовут, ибо число их очень велико». Здесь обращает
на себя внимание тот факт, что термин «фэй» стоит в перечне отдельно от
терминов, называющих конкретные разновидности «фэй» (нермир и т.д.), в одном
ряду с ними - притом, что эти разновидности названы своими терминами, без
употребления слова «фэй»! При этом во всех остальных случаях пересечений между
значениями терминов нет: лепрауны у ирландцев - род фэйри, мелкие сторожа
сокровищ, чьим обязательным атрибутом является красивая одежда и особенно
обувь; пикси - категория фэйри разного вида и роста у англичан, объединенная
страстью сбивать людей с дороги и всячески запутывать их, но в то же время
часто, хотя и неохотно помогающая людям по дому (хотя и всегда живущая вне
человеческих жилищ); брауни - домовые, живущие в людских домах и
«профессионально» заботящиеся о них. Все эти категории отличаются и друг от
друга, и от фэй / духов гор, лугов, лесов и долин. В таком случае и слово «фэй»
должно означать в перечне (41i) нечто отличное от всех остальных категорий
этого перечня. Тогда получается, что мы столкнулись с двумя системами
терминологии - терминологии (41i), где «фэй» - это нечто отличное от нермир и
т.д. и входят вместе с ними в общность «sprites» = «духов», и терминологии GL и
списка кланов фэйри, где категория «фэй», наоборот, включает нермир и т.д. (так
как они описаны здесь именно как разновидности «фэй»). Терминология же QL
совпадает с терминологией (41i), ибо она тоже описывает нермир и т.п. как
«духов», а не как «фэй».
Таким образом, эльфийским источникам в целом присуще представление о фэй в
широком и в узком смысле слова. В широком смысле слова «фэй» - это то же самое,
что все воплотившиеся на Арде в постоянные тела духи, включая
воплощенных таким образом майар, (и их телесные потомки). Именно в этом смысле
Мелиан является «фэй», и именно в этом смысле «фэями» называются нермир и т.п.
в GL и списке кланов. В других источниках, например, в 41i эта же общность
называется не «фэй», а «духи» (подразумевается: воплощенные духи), а термин
«фэй» зарезервирован лишь для определенной категории этих «(воплотившихся)
духов», отличной от нермир или лепраунов (и тем более, конечно, от майар вроде
Мелиан). В таком случае, что же выделяет этих «фэй в узком смысле слова» (=
«фэй» 41i) из среды «фэй в широком смысле слова» (= «(воплощенные) духи» в 41i,
«фэй» в большинстве других источников)? Точного ответа на этот вопрос дать
нельзя, но можно подметить, что по крайней мере лепрауны, брауни и пикси по
внешности - гуманоидны, но никак не человекоподобны. О нермир и т.п. сказать
определенно ничего нельзя, но, вообще говоря, определение таварни,
«(воплощенных) фэй / духов лесов / деревьев», полностью отвечает тому, что
можно сказать об энтах «Властелина Колец», так что, вернее всего, речь идет об
одной и той же расе, между тем энты также в чем-то гуманоидны, но их никак не
спутаешь с людьми. (Кстати, аналогичным образом тролли могут возводиться к
коррумпированным и искаженным оросси). «Фэй» же в толкиеновских текстах сплошь
и рядом упоминаются как существа, внешне не отличающиеся от эльфов (и, тем
самым, людей); на это указывает уже сам настойчивый призыв (41i) отличать их от
эльфов хотя бы по существу. Другие доказательства такого сходства будут
процитированы дальше (41a+41c, см. ниже).
Нельзя ли в таком случае предположить, что собственно «фэй» и отличаются от
«фэй в широком смысле слова» именно (почти) полным человекоподобием, а прочие
выглядят не так, как люди? Ср.: (41o). ShME (HME 4)/3. The Quenta /Quenta
Noldorinwa/. Many lesser spirits they /Valar/ brought in their train, both
great and small, and some of these Men have confused with the Eldar or Elves:
but wrongly, for they were before the world, but Elves and Men awoke first in
the world after the coming of the Valar. Итак, прямо сказано, что лишь некоторых
из пришедших на Арду и воплотившихся при этом духов люди впоследствии смешивали
с эльфами (по внешнему сходству); с прочими такой ошибки не возникало. Вот этих
«некоторых» мы и отождествляем как «фэй» в узком смысле слова, и этот вывод
полностью подкрепляется тем фактом, что именно «фэй» было родовым обозначением,
под которое люди подводили самих эльфов, см. выше!
2.2. Итак, классификация интересующих нас «фэй» выглядит следующим образом:
«Фэй в широком смысле слова» - вне-ардианские изначальные «духи» («sprites,
духи» в 41i; «фэй» в GL и списке кланов фэйри), поселившиеся на Арде (с Ауле и
Яванной или независимо от них) и воплотившиеся для этого в постоянные тела [1]
(и их телесные потомки).
А. Первое место среди «фэй в широком, GL-овском смысле слова» занимают наиболее
могучие майар, воплотившиеся в постоянные антропоморфные / эльфоподобные тела
(единственный точно известный пример - майа Мелиан / Венделин, вышедшая за
короля Тингола):
(41g). LsR (HME5)/2:6. Quenta Silmarillion /QS/. [§31]. Melian was a fay, of
the race of the Valar;
(41-g2). BLT2/1 Lost Story 2-I. The Tale of Tinuviel. Gwendeling the fay /.../
'Indeed she was a sprite that escaped from Lorien's gardens before even Kor was
built, and she wandered in the wooded places of the world;
(41-g3). BLT2/1 Lost Story 2-I. The Tale of Tinuviel. Her /Tinuviel’s/ mother
/Wendelin / was a fay, a daughter of the Gods /Valar/.
(41-g6). BLT2/1 Lost Story 2-I. The Tale of Tinuviel. /.../ Melian the fay.
(41p). ShME (HME 4)/6. The Earliest Annals of Valinor /AV 1/ /Val.Year 2000/
Then did Varda make the stars and set them aloft, and thereafter some of the
Valarindi strayed into the Middle-earth, and among them was Melian, whose voice
was renowned in Valmar.
К той же категории относятся истари, хотя термин «фэй» к ним ни разу не
применяется - очевидно, потому, что все источники, сообщающие о них -
человеческие, а люди к Третьей эпохе прочно (хотя и ошибочно) перенесли
название «фэй» на эльфов и только на них, см. ниже.
Б. Меньшие, нежели главные майар, духи (строго говоря, их надо было называть
низшими майар, однако источники никогда не называют их «майар» при их
конкретном упоминании, резервируя прямое именование «майа» лишь для самых
могучих представителей этой категории).
Б1. Не (вполне) человекоподобные «меньшие» духи.
Б1.1. Те из них, что не являются человеческими симбиотами и не вступают в
частые контакты с людьми: духи ландшафтов (нермир, таварни, нандини, оросси).
Они наименее антропоморфны [2].
Б.1.2. Те из них, что вступают в частые контакты с людьми или являются их
симбиотами: лепрауны, пикси, брауни. Они более антропоморфны (как известно из
английского и ирландского фольклора, они напоминают карликов или даже рослых
людей, но всегда наделенных каким-либо отличающим их от человека уродством или
странной чертой физического облика).
Об одной семье таких фэйри, пришедшей на Арду как раз с Яванной (о чем
повествует в целом 41i), говорит и текст (41j) BLT 1 (HME 1)/4. The chaining of
Melko, где действует флейтист Tinfang Warble /.../ 'There be none,' said Vaire,
'not even of the Solosimpi /Teleri/, who can rival him therein, albeit those
same pipers claim him as their kin; yet 'tis said everywhere that this quaint
spirit is neither wholly of the Valar nor of the Eldar, but is half a fay of
the woods and dells, one of the great companies of the children of Palurien,
and half a Gnome or a Shoreland Piper. '/Comm./ In the earliest version Tinfang
is called a 'leprawn', and in the early glossary of the Gnomish speech he is a
'fay'. (Напомним, что в широком словоупотреблении, которое проводит GL,
лепрауны и должны относиться к «фэй»). Как видим, любые фэйри могли смешиваться
с эльфами и физически; Тинфанг оказывается потомком фэйри-лепраунов с одной
стороны и «гномов»-нолдор с другой. Вероятно, это было мыслимо только для
наиболее антропоморфных фэйри типа Б1.2. Тем самым грань между фэйри типа Б1.2
и типа Б2 (собственно фэйри = наиболее антропоморфные фэйри) оказывается
несколько расплывчата, что и неудивительно - речь ведь идет о степени человекоподобия,
возрастающей постепенно.
Б2. Вполне или почти человекоподобные «меньшие» постоянно-воплощенные духи -
«фэй» в узком смысле слова («фэй» текста 41i). К их числу относится прежде
всего странный доэльфийский «сумрачный народ Хисиломе (Хитлума)». Многие из
этих «фэй» (в частности, «народ Хисиломе») не желают знать ни валар, ни
Моргота, то есть, по-видимому, поселились и существовали на Арде независимо от
воли тех и другого. О народе Хисиломе сообщается:
(41c). BLT 1/10. /Lost Story X/ Gilfanon’s Tale: The Travail of the Noldoli and
the Coming of Mankind. Earlier Outlines (A, B) on the History of the Exiled
Gnomes /Rend./ The Gnomes, after the passage of Helkarakse, spread into
Hisilome, whew they bad 'trouble' with the ancient Shadow Folk in that land -
in A called 'fay-people', in B 'Uvalear fays'.
(41d). BLT 1/10. /Lost Story X/ Gilfanon’s Tale: The Travail of the Noldoli and
the Coming of Mankind. Later Outlines (A, B) on the History of the Exiled
Gnomes /Rend./ The Gnomes /Noldo/ sojourned in the Land of Shadows (i.e.
Hisilome), and had dealings with the Shadow Folk. These were fays (C); no one
knows whence they came: they are not of the Valar nor of Melko, but it is
thought that they came from the outer void and primeval dark when the world was
first fashioned.
При этом «сумрачный народ Хисиломе» по виду не отличался от эльфов, и люди,
впоследствии оттeсненные в Хисиломе и встречавшие там этот народ, считали его
попросту отставшей и отбившейся от прочих группой эльфов:
(41a). BLT1/5. /Lost Story V/. The Coming of the Elves and the Making of Kor
Grievous had been their /Elvish/ march /to the shores of Great Sea on the rout
to Valinor/, and dark and difficult the way through Hisilome the land of shade,
despite the skill and power of Orome. Indeed long after the joy of Valinor had
washed its memory faint the Elves sang still sadly of it, and told tales of
many of their folk whom they aid and say were lost in those old forests and
ever wandered there in sorrow. Still were they there long after when Men were
shut in Hisilome by Melko, and still do they dance there when Men have wandered
far over the lighter places of the Earth. Hisilome did Men name Aryador, and
the Lost Elves did they call the Shadow Folk, and feared them. + (41с) BLT
1/10. /Lost Story X/ Gilfanon’s Tale: The Travail of the Noldoli and the Coming
of Mankind. Earlier Outlines (A, B) on the History of the Exiled Gnomes /Rend./
We have met the Shadow Folk of Hisilome before, in the tale of The Coming of
the Elves, but there this is a name given by Men, after they were shut in
Hisilome by Melko, to the Lost Elves who remained there after straying on the
march from Palisor. It will be seen in the later outlines that these Shadow
Folk were an unknown people wholly distinct from Elves; and it seems therefore
that the name was preserved while given a new interpretation.
Если уж некоторые фэйри типа Б1.2. могли смешиваться с эльфами, как предки
Тинфанга (см. выше), то тем более это было возможно для еще более
антропоморфных фэйри типа Б2. Так что не исключено, что и «сумрачный народ
Хисиломе», который люди рассматривали как эльфийский, к моменту встречи с
людьми был действительно смешан с эльфами.
Вероятно, к той же категории относились «спрайты», составлявшие свиту Мелиан и
поселившиеся с ней в Дориате (хотя нельзя исключить, что они и здесь оставались
«спрайтами», не вступив в постоянное воплощение, или воплощались в иной облик);
сами эльфы четко отличали их от самих себя: (41-g7). BLT2/1 Lost Story 2-I. The
Tale of Tinuviel. Wayward sprites too there were of Lorien's host that dwelt in
the courts of Tinwelint, being followers of Gwendeling, and these were not of
the kindreds of the Eldalie.
Человеческая же квалификация самих эльфов как «фэй» (и даже «фэй» par
excellence) объясняется ошибочным смешиванием эльфов с фэй типа Б.2 по внешнему
сходству (и, возможно, из-за их частичного реального смешения).
3.1. «Злые фэй / каукарелдар» - «темные двойники» эльфов.
В (2) BLT 1/10. /Lost Story X/ Gilfanon’s Tale: The Travail of the Noldoli and
the Coming of Mankind. Earlier Outlines (A, B) on awakening of Men /Rend./
говорится, что вскоре после своего зарождения у Куйвиэнена «фэй», как здесь и
именуются эльфы, воевали с некими «злыми фэй», отличными в то же время от
«орков» (так как последние в одном из вариантов перечислены среди врагов «фэй»
рядом со «злыми фэй», особо от них; аналогично в (15), см. ниже). Поскольку,
обозначая тех и других в (2) в пределах одного предложения, Толкиен различает
их только по эпитету («фэй» / «злые фэй»), при общем основном определении «фэй»
(что само по себе, без эпитета, в нашем отрывке означает просто «эльф»),
остается считать, что эти «злые фэй» были некими эльфоподобными существами,
«темными» коррелятами / антагонистами эльфов, с виду походящими на них и
отличными от эльфов только экзистенциальной ориентацией. В то же время их не
следует путать с эльфами, перешедшими на службу Мелькору: интересующие нас
существа появляются на горизонте эльфов в древнейшие времена, когда никто из
самих эльфов на сторону Мелькора еще не перешел. Таким образом, это некие
эльфовидные злые фэйри, так сказать, «ложные эльфы». В точности о таких
существах Толкиен упоминает в других местах, именуя их как раз «ложными эльдар
(эльфийск.)» и «ложными фэйри» (англ.):
(4) BLT 1/10. /Lost Story X/ Gilfanon’s Tale: The Travail of the Noldoli and
the Coming of Mankind. Earlier Outlines (A, B) on the history of exiled Gnomes
/Noldor/ /Rend./ /.../ The story concludes with 'the Building of Gondolin' and
'the estrangement of Men and Elves in Hisilome, owing to the Battle of
Unnumbered Tears': Melko fostered distrust and kept them spying on each other,
so that they should not combine against him; and he fashioned the false-fairies
or Kaukareldar in their likeness, and these deceived and betrayed Men.
Об этих же самых событиях в Хисиломэ-Хитлуме говорится в (15) BLT2/2 Lost Story
2-2. Turambar and the Foaloke /Glaurung, Glorund/. Orcs and dragons and evil
fays were loosed /by Melko/ against them /wild Elves and free Noldoli of
Hithlum and the Lands Beyond/ and their lives were full of sorrow and travail.
Здесь «злые фэй» занимают то же место, что «ложные фэйри» в параллельном
пассаже (4), что дополнительно удостоверяет одинаковое значение этих оборотов;
и они опять отличаются от орков, особо перечисляемых рядом с ними - как это мы
уже видели в (2)!
Аналогично в целом (4a) SD (HME 9)/3:(v). The theory of the work. /Numenorean
Mannish Tradition/ There were 'Enkeladim' /Elves/ once on earth, but that was
not their name in this world: it was Eledai (in Numenorean Eldar).(1) After the
First Fall they tried to befriend Men, and teach them to love the Earth and all
things that grow in it. But evil also was ever at work. There were false Eldar:
counterfeits and deceits made by evil, ghosts and goblins, but not always evil
to look at. They terrified Men, or else deceived and betrayed them, and hence
arose the fear of Men for all the spirits of the Earth.
Как видим, во всех этих цитатах речь идет об одних и тех же существах -
«эльфовидных злых существах», причем в (4) речь идет об особой, более поздней
породе этих существ, впервые выведенной Мелкором в последние века Первой эпохи,
в то время как в (2) речь шла о подобных существах, действовавших еще во
времена Войны Палисора. Текст (4а) сообщает нам, наконец, об истинной природе
этих существ: это были «духи (ghosts) и гоблины (= «мелкая нечисть)». Это
различение можно толковать только одним способом: в первом случае речь идет о
призраках-мороках, принимающих эльфийский вид, не имея тела и только создавая
иллюзию его наличия, а во втором - о (жестко) воплощенных существах, чьи
неразрывно связанные с их духом тела в самом деле имеют эльфоподобную или чисто
эльфийскую внешность (последнее, как мы знаем из (4) - благодаря особо
тщательной селекции). Заметим, что текст (4а) говорит не о «злых фэй», а только
о «ложных эльфах» двух типов (призрачных и гоблинах). Это и неудивительно: как
мы помним, необходимым признаком «фэй» вообще является воплощенность, у
призраков отсутствующая. Таким образом, «злым (эльфоподобным) фэй» текстов (2)
и (15) в тексте (4а) соответствуют не «ложные эльфы» вообще, а только та их
часть, что не была призраками - то есть ложные эльфы - гоблины. И
действительно, в (2) враги эльфов в Войне Палисора именуются обобщенно «злыми
фэй», а в (3) - «гоблинами»; проведенный только что анализ текста (4а)
полностью объясняет нам это, так как указывает, что ложные фэй и были именно
«гоблинами»!
3.2. Злые неантропоморфные фэй. Известны два примера: злой фэй с телом кота -
знаменитый Тевильдо; и злая фэй с телом летучей мыши, Турингветиль:
(41ff). BLT 2/1. BLT2/1 Lost Story 2-I. The Tale of Tinuviel. /HME 2. P.29/.
For long has it been said that Tevildo /The Cat/ was an evil fay in beastlike
shape. Cf. (41ff1). BLT2/1 Lost Story 2-I. The Tale of Tinuviel. Now Tevildo
was a mighty cat - the mightiest of all - and possessed of an evil sprite, as
some say.
(41f). ShME (HME 4)/3. The Quenta /Quenta Noldorinwa/, /Q/. [§10]. Luthien in
guise of evil fay rode upon the werewolf. (41h). LsR (HME5)/3. The Etymologies.
Thurin-gwethil (woman of) secret shadow, Doriathren name assumed by Tinuviel as
a bat-shaped fay.
3.3. В свете того, что мы уже знаем о фэйри, оба типа злых фэй - антропоморфных
и неантропоморфных - однозначно находят свое место в классификации: «ложные
эльфы» - это наиболее антропоморфные (наподобие «сумрачного народа Хисиломе)
фэй в собственном смысле слова (типа Б2), обратившиеся ко Злу; а Тевильдо и
Турингветиль -обратившиеся ко Злу представители известной нам по (41аа)
разновидности неантропоморфных фэйри, чьи духи при воплощении поселились в
телах животных.
К числу фэй типа Б2, обратившихся ко злу, надо относить и «гоблинов»: как мы
помним, «злые эльфоподобные фэй» были именно эльфоподобными гоблинами.
Действительно, источники регистрируют употребление термина «гоблин» людьми в
значении, близком к «фэй» (в человеческом же смысле слова) и включающем,
соответственно, эльфов-нолдор (5, 26, 195b).
Наконец, обратимся к «роковому» вопросу о происхождении орков. Дело в том, что
орки, с одной стороны, отличны от гоблинов в собственном смысле обоих слов
(«гоблины» как нечто отличное от орков, «гоблины и орки» упоминаются во многих
местах: 7, 8, 11, 14, 36, 52, 103b, 114a-b, 120a /Not.35/, 195a, cf.127; орки
как особая разновидность гоблинов («гоблины» как родовое понятие, «орки» - как
соответствующее видовое, упоминаются не реже: 26, 29, 58, 76, 103a, 120a
/esp.Not.35/, 121, 127, cf.251), а с другой, появляются ещё до пробуждения
эльфов, не говоря о людях:
(68) ShME (HME 4)/2. The Earliest Silmarillion (The 'Sketch of the Mythology')
/S/ [§2] /After Lamps’ destruction/ The Outer Lands are in darkness. The growth
of things was checked when Morgoth quenched the lamps. There are forests of
darkness, of yew and fir and ivy. There Orome sometimes hunts, but in the North
Morgoth and his demonic broods (Balrogs) and the Orcs (Goblins, also called
Glamhoth or people of hate) hold sway. Bridhil looks on the darkness and is
moved, and taking all the hoarded light of Silpion (the white tree) she makes
and strews the stars. At the making of the stars the children of Earth awake -
the Eldar (or Elves).
(76) ShME (HME 4)/3. The Quenta /Quenta Noldorinwa/, /Q/ [§2] In all this time,
since Morgoth overthrew the lamps, the Outer Lands east of the Mountains of
Valinor were without light, /.../ while in the North Morgoth built his
strength, and gathered his demon broods about him, whom the Gnomes knew after
as the Balrogs with whips of flame. The hordes of the Orcs he made of stone,
but their hearts of hatred. Glamhoth, people of hate, the Gnomes have called
them. Goblins may they be called, but in ancient days they were strong and
cruel and fell. Thus he held sway. Then Varda looked on the darkness and was
moved /.../ and thence she made the stars. /.../ It is said that at the making
of the stars the children of the earth awoke: the elder children of Iluvatar.
Themselves they named the Eldar, whom we call the Elves, but in the beginning
mightier and more strong were they, yet not more fair.
Итак, первые орки (в отличие от позднейших) не могли быть выведены ни из
эльфов, ни из людей. Кем же мы можем считать их, как не группой антропоморфных
«фэйри в собственном смысле слова» (типа Б2), обратившимися ко Злу? Ср.:
ближайшая ассоциированная с ними группа - «гоблины» - является именно «фэй» в
указанном смысле слова, обратившимися ко Злу, как мы видели выше. Очевидно,
первые орки и первые гоблины в наиьболее узком смысле обоих слов были
близкородственными группами фэй типа Б2, обратившихся к Тьме; их могли
воспринимать и как одну общность под названием «гоблинов» в более широком
смысле слова. (Заметим, что те «злые фэй», что упоминаются в текстах (2) и
(15), должны быть «гоблинами» именно в самом узком смысле слова, ибо тексты
специально отличают их от орков). С течением времени в группу орков была влита
огромная масса «коррумпированных» эльфов, так что исконные орки растворились в
этой массе, и другие изводы «Сильмариллиона», отталкиваясь не от происхождения первых
орков, а от происхождения и состава подавляющего большинства
современных им орков, имели полное право описывать орков в целом как потомков
эльфов.
|