Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
История |
Могултай
Жанна Армуазская и Жанна Д'Арк |
"Хроника старшины": "Наконец, ее публично сожгли. Или не ее, а совсем другую женщину, похожую на нее. О чем немало народу раньше было и посейчас пребывает разного мнения". 1. Краткая сводка данных:
В 1452 году король Карл решил провести официальную реабилитацию Жанны с контрпроцессом против процесса 1431 года (до того результаты руанского процесса формально так никто и не отменял), причем объявил официально, что Жанну д'Арк все-таки сожгли в 1431 (без этого реабилитация чудовищно осложнилась бы). На контрпроцессе 1452-1456 гг. Жанна д'Арк была официально признана сожженной в 1431 году, и современный официальный взгляд восходит именно к этому решению. Даму Армуазскую, которая тем самым официально оказывалась самозванкой, но и в этих новых условиях продолжала настаивать на том, что она - вполне живая Жанна д'Арк, для острастки посадили под арест, откуда выпустили в 1457 г. под условием, что она больше не будет заниматься никакой публичной деятельностью, именуя себя Жанной д'Арк. Все успокоились. Естественно, эта ситуация породила два прямо противоположных взгляда. По-другому и быть не могло: ведь до 1452 года Французское государство никаких претензий в самозванстве к Даме Армуазской (далее - ДА) не предъявляло (а ведь речь шла о притязательствах на роль национальной героини!), а после 1452 г. - при том же короле и тех же современниках - предъявило. Значит, возможны два случая: 1) ДА - самозванка, с которой, наконец, разобрались в связи с реабилитационным процессом; до этого по каким-то причинам ее самозванство считали нужным поддерживать, а в связи с процессом надобность в такой поддержке отпала и возникла прямо противоположная надобность. Это "официальная" точка зрения. 2) ДА - настоящая Жанна д'Арк, именно поэтому ее никто и не трогал до появления
соответствующей политической необходимости в связи с процессом. Это точка
зрения "сюрвивистов" ("выживальщиков").
Легко заметить, что на "официалов" ложится серьезная ответственность - привести аргументы в пользу того, что ДА была самозванкой, и, соответственно, объяснить, почему до 1452 г. ее самозваные притязания поддерживали семья и город Орлеан и не отрицал король Карл. Пока они таких объяснений не привели, а последующий подробный обзор показывает, на мой взгляд, что разумным образом таких объяснений и не сконструируешь. Перейдем к отдельным сюжетам. 2. Мнения современников занимают в дискуссии совершенно непропорциональное место, и это, надо сказать, вина сюрвивистов, которым "все полезно, что в рот полезло". На все лады обсуждается запись в "хронике старшины", который, будучи человеком серьезным, добросовестным и скептическим, тем не менее, не колеблясь, считал, что ДА - это именно Жанна д'Арк, и записывал: "Говорили, что ее сожгли в Руане, но потом было доказано, что это вовсе не так". Все мнения такого рода должны быть отведены - и самые добросовестные и серьезные люди могут заблуждаться. Поэтому "отзывов современников" в целом я здесь касаться не буду вообще. Обратимся к тем современникам, которые знали Жанну очень хорошо, и, стало быть, поддерживая самозванку, могли только сознательно врать. 3. Позиция города Орлеана: А. Празднество 1439 года: Позиции "официалов". (а) Город Орлеан был введен самозванкой в искреннее заблуждение. (б) Город Орлеан сознательно поддерживал самозванку по каким-то хитрым соображениям. Версия (в) (только в интернете) - хотя ДА появилась на празднике именно как Жанна д'Арк, за которую себя неизменно выдавала, чествовал ее Орлеан НЕ в качестве Жанны д'Арк, а в качестве Жанны Армуазской, совершенно другой женщины, которая просто тоже что-то хорошее и славное сделала во время осады. Версия (г) ДА в Орлеане просто не общалась ни с кем из тех, кто ее знал по 1420-м, вот ее никто и не разоблачил. Комментарий. Объяснение (а) - бред. Приходит, значит, Емелька Пугачев к людям,
ЗНАЮЩИМ Петра III, те искренне покупаются и дают ему много денег... Объяснение
(б) звучит так: все врут... сюрвивисты врут, жители Орлеана врут, да еще и кучу
денег потратили ради своего вранья... Только "официалы" не врут. Правда, до сих
пор никто не объяснил, ЗАЧЕМ жителям Орлеана надо было врать и деньги тратить! Объяснение (г). Вранье по факту - см. выше про поставщиков вина и платья,
соответствующие авторы про них просто запамятовали. Кроме того, вообще ехать в
Орлеан, где настоящую Деву близко знало множество народа, для самозванки было
бы самоубийством, и разоблачили бы ее немедленно. Мало ли с кем она сама хотела
бы встречаться - с ней-то хотел и мог видеться кто угодно, и уж соратники-то в
первую очередь! Ведь она перед всем городом красовалась в окружении семьи
больше месяца! Б. Формула пенсионных выплат: Официальная позиция: Орлеан был введен в заблуждение или поддерживал хитрую игру до 1450-х. Комментарий - см. выше, к п. А, объяснениям (а), (б). Орлеанцев нельзя было ввести в искреннее заблуждение, а причин поддерживать самозванку сознательно у них не было тем более. Во всяком случае, таких причин еще никто не назвал. 4. Позиция семьи настоящей Жанны: При первом же появлении ДА на сцене в 1436 ее признали истинной Девой оба брата настоящей Жанны д'Арк - Пьер и Жан; то же сделала ее сестра. Они никогда не брали своего признания назад, и, в частности, под 1443 и 1449-1452 годами опять отмечается их поддержка тождества ДА с их сестрой Жанной д'Арк. Мать настоящей Жанны д'Арк ни разу не обвинила ДА в самозванстве. Для 1449-1452 случайные источники отмечают, что ДА принималась как Жанна всей семьей настоящей Жанны, включая родичей по отцовской и материнской линиям. Официальная позиция: (а) семья Жанны поступала так из корыстных соображений. (б) Семья Жанны участвовала в хитрой игре. (в) - только в интернете - а это были не настоящие братья и не настоящая семья, а тоже сплошь самозванцы! (г) - см. ниже. Комментарии. К (а) - никакой прибыли для них от этого дела пока не выявлено, это совершенно голословное утверждение. К (в) - такое объяснение называется паранойей. Осталось добавить, что город Орлеан тоже был ненастоящим, а специально для такого случая в 1439 г. орлеанцев сыграли местные цыгане. В целом по а-в. Это очень знакомая позиция: если показания свидетелей противоречат твоему желанию, объяви, что свидетели врут, что все они проходимцы и негодяи! Знакомая - и безвыигрышная, потому что не никаких оснований обвинять всех родных Жанны в готовности ради корысти признать первую попавшуюся самозванку своей знаменитой невинно умученной родственницей. И обвинение такое падает на головы самих обвинителей. Самое блестящее объяснение (г) выдвинул литератор Анатоль Франс. Он заявил, что оба брата просто честно ошиблись! "Женщина сказала им: Я Жанна, ваша сестра. Они поверили, потому что им хотелось поверить (в то, что она уцелела)". Кто здесь сходит с ума, братья Жанны или все-таки Франс? А все остальные родичи? 5. Позиция Карла VII: Прием брата Жанны.
Аудиенция у короля. Warning! Неизвестно, относится ли этот эпизод к ДА или к некоей иной даме, выдававшей себя за Жанну д'Арк. Название "Армуазская" в источнике не упоминается, речь идет просто о некоей "Жанне"! Это делает наш случай особенно запутанным. - В сентябре 1439 некая персона, выдававшая себя за Жанну д'Арк, была принята самим Карлом в присутствии всего бомонда, многие представители которого знали Жанну лично (какого бога ради он стал бы принимать заведомую для него самозванку? И зачем она бы испрашивала у него аудиенции, ей что, жить надоело?). Шамбеллан короля описал эту встречу так (описание известно в позднем пересказе Пьера Сала, которому шамбеллан рассказал эту историю; сам шамбеллан очевидцем всей сцены, возможно, не был): "Жанна подошла к королю, и тот не нашелся сказать ей что-либо, кроме того, что, приветствуя ее самым любезным образом, он произнес: "Пуселль (Дева, т.е. Жанна д'Арк), моя милая, да Вы превосходным образом вернулись во имя Бога, который знает эту тайну, остающуюся строго между нами - Вами и мной". Тогда пречудесным образом, услыхав одно только это слово (то есть больше Карл ничего не сказал), эта fausse pucelle ("ложная дева" или "так сказать, дева") встала на колени", повинилась и испросила прощения. "За ее нарушение слова (или "вероломство") некоторых наказали подходящим к случаю образом". Здесь существенны три момента: в свое начальной фразе король как будто явно признал, что это именно Жанна д'Арк; однако он столь же явно дал ей понять, что официально признавать и "промотировать" ее не будет; и, наконец, источник по сему поводу назвал ее fausse pucelle и говорит о том, что она испросила прощения за свою провинность, и что последовала кара виновным. Официальная позиция по этим трем моментам. Фраза короля была проверочной: в ответ на нее самозванка должна была объяснить, что за секрет имеется в виду, а так как она этого сделать не могла, ей ничего не оставалась, кроме как повиниться (подразумевается - повиниться в самозванстве), что и отметил шамбеллан. Весь эпизод официальные историки описывают как категорическое "непризнание" и разоблачение Карлом притязаний той дамы, о которой идет речь. Позиция "сюрвивистов": либо (а) речь идет вообще не о ДА, и тем самым весь эпизод из дискуссии исключается; либо (б) речь идет о ДА, причем король лично признал ДА в первой фразе Жанной д'Арк, но не пожелал делать это официально во избежание политических осложнений (по системе "привет, дорогая, греха на душу я не возьму, в лицо отрицать того, что ты это ты, не буду, но только зря ты сейчас... мы так не договаривались, сидела бы тихо... бог с тобой, конечно, но на официальное признание не рассчитывай!"); ДА повинилась перед ним не в самозванстве, а в том, что она нарушила обязательство сидеть тихо, не высовываться и хранить тайну спасения (которую Карл при данной интерпретации и имел в виду под "секретом"). Шамбеллан же, вероятно, действительно считал ее самозванкой и поэтому назвал "fausse pucelle" (тем более, что будучи замужем, ДА действительно девой в точном смысле слова уже не была). Комментарии к этим позициям.
Вопросы к этой версии: Зачем Карлу, который прекрасно знал Жанну лично, разоблачать самозванку туманными фразами? Для этого хватило бы и одного взгляда! Как могла самозванка осмелиться явиться на глаза королю, который прекрасно знал настоящую Жанну, да еще по собственной инициативе? Теперь ДОПУСТИМ, что речь шла о ДА, и при этом официальная версия права, то есть Карл ее разоблачил и наказал виновных. Но кого же в таком случае наказал Карл? Ведь и сама ДА, и оба ее брата после этой сцены преспокойно продолжали свое еще тринадцать лет: ДА по-прежнему объявляла себя Жанной д'Арк, а братья и прочие родичи ее поддерживали! И никто их за это не трогал! Последний аргумент не оставляет сомнений: либо Карл действительно разоблачил и наказал - но какую-то другую даму, а вовсе не ДА; либо речь идет о ДА - но тогда провинность, о которой идет речь, заключается вовсе не в самозванстве, а в нарушении каких-то соглашений (и наказали, очевидно, тех, кто должен был следить за их выполнением, да не уследил), и вся сцена заключается в том, что Карл как раз таки ПРИЗНАЛ Армуазку Жанной, но за что-то распек (вернее всего, за несоблюдение тайны)! Остается признать, что "официальная" интерпретация этого эпизода применительно к ДА невозможна. Либо речь идет не о ДА, либо этот эпизод, наоборот, показывает что Карл считал ДА настоящей Жанной, но был недоволен оборотом, который приняло все это дело. Резюме: Итак, единственный способ поддерживать "официальную" версию - это считать, что
все обманулись и/ибо сговорились. Семья Жанны признала самозванку, зная, что
она лжет; город Орлеан признал самозванку, зная, что она лжет; король Карл,
возможно, прямо, хоть и недовольством, признал самозванку Жанной (если дело в
нашем загадочном эпизоде шло о ДА), и, во всяком случае, не думал мешать ей или
преследовать ее за самозванство больше 16 лет, зная, что она лжет. А в 1450-х
ему понадобилось по политическим причинам считать Жанну погибшей в 1431, и он
прекратил обман. Очевидно, объединенная ложь орлеанцев и родичей Жанны и попустительтсво ей со стороны короля мыслимы только в одном случае: если именно король самозванку и выдвинул. Только государство могло запустить и обеспечить фальсификацию, вовлекающую столько людей! Именно эту версию все более и более настойчиво и продвигают "официалы", находя причины, по которым Карлу в 1430-х было выгодно поддерживать такую иллюзию (чтоб народ не трепал, что он сдал Деву англичанам, как оно, собственно, и было - причем этого-то особо не отрицает никто). Но эта версия разрушается тремя соображениями: Да и сама эта теория, заставляющая сознательно и единодушно врать и родственников, и орлеанцев, очень уж отдает конспирологией господина Проханова... А если от нее отойти, то "официальная" версия сведется ровно к следующему
пассажу: Любой желающий может принять эту версию. Альтернатива же, говоря кратко, такая: национальную героиню тайно спасли, но государство нуждается в мучениках, в мертвых национальных героях, а не в живых. И когда у него дошли руки до оформления соответствующего культа, живую - и ненужную в этом качестве - героиню было велено считать мертвой. Плохого при этом ей ничего особенно не сделали, но рот заткнули. По-моему, это гораздо больше похоже на дело. "Все врут" - это очень уж по-детски, когда к стенке прижали, а признавать поражение не хочется до слез. А вот государство, ведущее себя так, как описано в последнем пассаже - это, к сожалению, до боли знакомая реальность... Германия тоже торжественно отпела своих сталинградских бойцов, пока они еще были живы - фюреру нужны были мученики, геройски павшие за фатерланд, а не лишняя сотня тысяч обмороженных. Почему в таком случае "официальная" версия держится и держаться будет? Потому что миф красивее реальности. А в данном случае в мифе кровно заинтересованы: государство, поколения производителей национальной мифологии, католическая церковь, да и просто вся нация. Какие тут еще могут быть вопросы... |
Литература 1. Gaston Save, Jeanne des Armoises, Pucelle d'Orleans, Nancy,
1893 |
|
Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
(c) Удел Могултая, 2006. При перепечатке ссылка обязательна. |