Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
История |
Могултай
Типология религий |
Что такое религия? 1. Точное определение. Существуют теории, согласно которым в мире обитают наделенные
личностью, разумом (соизмеримым с человеком) и способностью к коммуникации и
договоренностям (в том числе с человеком) бессмертные /по меньшей мере, в
пределах существования этой Вселенной/ существа, способные, к примеру, менять
внешность (и существовать в виде души = несущего их личность и силу чистого
невидимого поля, без вещества) и осуществлять самые разные действия, почти сколь
угодно великой сложности и масштаба (вплоть до творения миров). Предполагается,
что именно такие существа, их воля и действия, стоят за подавляющим большинством
явлений и событий окружающего нас (и их) мира, включая его сотворение и, в
значительной степени, функционирование. Эти существа именуются "богами". Религией (от лат. "религо", "связывать") называется система представлений о том, (а) что с этими существами людям можно вступать в связи, в некоторые отношения, связывающие их + (б) какими именно средствами, техническими приемами эти связи нужно поддерживать. 2. Основные параметры, отличающие "религии" в указанном смысле слова, друг от друга. А) Сами боги - (1) абсолютны или (2) всего только чрезвычайно
могущественны, но все же конечны и подвержены космической (может быть,
надвселенской) несвободе? То есть боги - это крайние рамки "максимальной системы
координат", или они находятся В крайних рамках такой системы? При выборе первого
ответа получаем т.н. "религии Единого", т.е. монотеизма/пантеизма/иерархического
политеизма брахманистского типа (так как раздробленный на несколько
самостоятельных несоподчиненных друг другу личностей абсолют - это не очень
правдоподобная картинка). При выборе второго ответа - обычное язычество. На
границе этих ответов лежит дуализм зороастрийского типа (на самом деле,
благодаря наличию Зервана-Времени - бесстрастного общего отца Ахурамазды и
Аримана, начала мира, зороастризм поначалу был чистой воды "религией Единого",
но с отказом от образа Зервана перестал быть таковой. Древнеегипетская религия
(со 2 тыс.), индуизм, зерванизм, гностицизм, авраамические религии - это религии
Единого. В) Этические правила должны выполняться (1) по одному тому
факту, что их человеку в виде некоего дополнительного, внешнего приказа "сверху"
предписали боги, ради связи с богами, - или (2) по другим причинам (потому ли,
что этику выработали сами люди в своих интересах, или она была изначально
вписана в раз созданную богами человеческую природу, или, наконец, ее предписали
боги сверху, но выполнять ее имеет смысл никгим образом не ради самого этого
факта, а ради плюшек и синяков, связанных с выполнением и невыполнением такого
приказа?) Г) Представления обо всем вышесказанном считаются (1) абсолютно
истинными вне доказательств или (2) логико-эмпирическими (доказательными) и
способными содержать процент ошибки (=относительно-истинными)? Д) дополнительная опция: данная религия считается открытой
(полностью или в чем-то основном) одним человеком (через одного человека) -
/религии откровения/, или усилиями множества людей (предков и современников, да
и будущих людей) /прочие религии/. 3. НОТАБЕНЯ!!! Насколько вообще имеет смысл выделять "религию" (см. выше определение "религии" как таковой) как некое явление, противопоставленное, допустим, науке? Естественнонаучный релятивистский рационализм/"материализм"/оккамизм (де факто атеистический), к примеру, устроен совершенно так же, как индуизм или религия эскимосов (а христианство - совершенно противоположным образом). Вся разница между оккамизмом и языческой "религией" - в том, что оккамизм считает сами представления о богах ошибочными и излишними, а эскимосы считают, что боги существуют. Но можно показать, что это различие не глубже, чем различие между флогистонной и молекулярно-кинетической теориями тепла, что языческие представления о богах возникают В РАМКАХ естественнонаучного рационализма как одна из его теорий, устаревшая в свете открытых впоследствии фактов. Таким образом, группировка явлений культуры "религия" // "наука" - неверна. Верная группировка: "рационал-релятивизм" (включая соответствующие - то есть адогматические - "религии") // "догматическое сверхценничество" (только "религиозное", включает все догматические религии), причем оба могут порождать внешне сходные в онтологическом аспекте теории, но совершенно различны по гносеологии и представлениям о месте человека в мире. |
|
Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
(c) Удел Могултая, 2006. При перепечатке ссылка обязательна. |