История


Могултай

Справка по социальному строю Монгольской Империи

 

Чингис и его преемники титуловались ханами «всего народа монголов», именовали свое государство «всенародным». Этот самый «весь народ» по реформам Чингниса делился на следующие разряды:

1. Потомственные удельные князья – члены «Золотого рода» борджигин, из которого происходил сам Чингис (собствено, не только Чингисидов, а всех борджигинов) и родов нескольких близких сподвижников Чингиса, возведенных им в такие князья; все эти люди получали в наследственное частное (вотчинное) владение семьи рядовых жителей (см. ниже), НЕ ВХОДЯЩИЕ в организацию государственных «тысяч»; эти семьи были обложены повинностями и оброками только в пользу своих князей, а прямая регулярная государственная эксплуатация на них не распространялась (государство могло затрагивать их лишь изредка, по чрезвычайным требованиям хагана и постановлениям курултая в адрес соответствующего владетельного князя; и шла эта эксплуатация через него, а не напрямую).
К этому сословию, в частности, относились все ханы Империи.

2. Служилая знать – нойоны–невотчинники.
Командиры туменов, тысяч, сотен и десятков (о том, что это такое, см. ниже) именовались «нойонами». Чин (вернее, должностной статус) «нойона» не наследовался (хотя сын нойона часто утверждался в чине отца). Нойоны получали право на определенную долю подати и повинностей семей своих туменов, тысяч, сотен и десятков, но лишь в качестве условного, должностного держания. Удельные князья, разумеется, могли занимать должности нойонов (=командовать туменами и пр.; при этом они автоматически получали и соответствующие военно-административные единицы в условное держание) , и не переставали от этого быть удельными князьями. Но большинство нойонов не входили в сословие удельных князей, то есть не имели вотчин; такие нойоны образовывали особое сословие – служилую знать, представители которой и именовались нойонами в узком, собственном смысле слова (например, получали к имени стандартное приставное «нойон», в то время как чингизид, командовавший, допустим, туменом, как «Имярек-нойон» все равно не определялся).

3. Третье сословие - рядовые монголы (традиционно именовались харачу, «черный народ», и «араты», общинники) - рядовые члены монгольских племен и их потомки. По реформе Чингиса рядовые монголы делились на административные подразделения – десятки, группировавшиеся в сотни, тысячи, десятки тысяч и еще более крупные административные образования. Десятком называлась совокупность семей, способная выставить 10 воинов, сотней – десять таких десятков и т.д. В каждом десятке было обычно больше семей и боеспособных мужчин, чем нужно было для выставления «требовавшихся» 10; этих «лишних» мужчин и «лишние» семьи по решению курултая иногда выделяли на образование новых военно-административных единиц.
Араты делились по разным признакам на разные разряды. Одно деление восходит еще к дочингисовым временам: на «людей свободного состояния» (меньшинство) и «крепостных аратов» («араты» в узком смысле слова, большинство). В дочингисовы времена «люди свободного состояния» были немногочисленой группой рядовых общинников, не состоявших в личной зависимости от кого-либо; «крепостные араты» в ней состояли. С Чингисовой реформой и те, и другие были прикреплены к своим административным единицам (см. ниже), но разница между ними сохранялась. Статус «человека свободного состояния» был наследственным, и рассматривался при этом как особый чин, стоявший на лестнице чинов ступенькой ниже, чем чины нойонов (то есть стоявший сразу за чином десятника). По-видимому, известная по источникам особая сословная группа аратов 14 – 15 веков – «добрая кость», описывающаяся как _чиновные_ араты, - это то же самое, что «люди свободного состояния» в «Сокровенном сказании».
По другому критерию араты делились на аратов «тысяч», розданых в вотчинное владение удельным князьям (всего около 35 «тысяч», т.е. ок. 200 тыс. чел. в 1206 г.) и аратов государственных «тысяч» (95 «тысяч», т.е. ок. 500-600 тыс. чел. в 1206 г.). Именовались они по-разному: первые – харьяаат иргэн и омч иргэн, а вторые – улс иргэн.

4. «Унаган богол», «отэгэ богол» - рабы. В дочингисовы времена так назывались и целые роды и племена, попавшие в соответствующую зависимость от других племен, и частные лица. По-видимому, Чингис причислил всех рабов-монголов к "третьему сословию ", солсловию рядовых монголов, и в имперское время "рабы" были исключительно из взятых на войне пленных или оседлых подданных, не входивших в имперский народ (три предыдущие сословия по нашему счету).

Особые статусы: нукеры и дарханы.

Сословная группа нукеров.
Точный перевод термина «нукер» - «дружинник», то есть постоянный воин на личной службе какого-то господина. В Империи нукеров могли иметь, в общем, только потомственные удельные князья, так как только у них могли быть _ личные _ боевые слуги (почему этот термин и выходит из употребления). Охранники, допустим, служилого нойона, не имевшего вотчины, полагались ему в связи с его чином и выделялись ему из числа подведомственных ему людей, т.е. были по сословию «аратами/харачу», независимо от того, что они находились на военной службе постоянно . Удельные же князья могли набирать себе боевых челядинцев сами из людей своих, вне-государственных тысяч (да и из государственных – с разрешения государства) из разных сословий; надо думать, эти боевые челядинцы, нукеры составляли особую сословную группу. Нукерство самого хагана после 1206г. известно в литературе как «гвардия» (организована наново в 1206 г.).

Статус дархана.
«Дарханом» назывался всякий человек, освобожденный в виде личного исключения от нормативных для его сословия податей и повинностей в пользу государства. Дарханы не образовывали единого сословия; это просто особый привилегированный статус .

* * *

Какие возможности были (и были ли) у рядового монгола (монгола из третьего, "аратского" сословия) пробиться наверх?

Возможности эти были таковы:

1) По специальному распоряжению Чингиса любой _"крепостной арат"_ государственных "тысяч" (низший этах "третьего сословия" = сословия простолюдинов, самый низший статус для монгола) имел право предложить свою кандидатуру в гвардию Империи, и если он подходил гвардии , его туда брали; командирам соответствующих "тысяч" было строжайше запрещено чинить в этом препятствия "крепостным аратам" своих тысяч.

2) Из числа сыновей "людей свободного состояния" (верхний этаж "третьего сословия") отбирали гвардейцев наравне с сыновьями нойонов всех рангов;

3) Любой простолюдин государственной или удельной "тысячи", призванный командиром сооветствующей государственной тысячи или соответствующим удельным князем на военную службу (а на военную службу призывали значительное большинство боеспособных мужчин), мог выдвинуться военными заслугами и получить от начальства соответствующий чин (чиновного арата, нойона-десятника и далее) или взят в нукеры (опять же, с возможным продвижением в чинах).

Почти "закрытым" было только сословие удельных князей (после Чингиса если возводили какие-либо новые семьи в удельно-княжеское достоинство, то разве что в виже исключения). В нойоны же мог пробиться военными заслугами человек из "народа монголов" даже самого низкого статуса (="крепостного арата" государственной "тысячи").


Обсуждение этой статьи на форуме

(c) Удел Могултая, 2006. При перепечатке ссылка обязательна.