Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Прикладная этика и теология >> названная так, ибо здесь >> Рассел и его представления о сексуальной этике
(Message started by: Maigrey на 05/31/06 в 08:44:37)

Заголовок: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Maigrey на 05/31/06 в 08:44:37
[Унесла офтопик из треда "Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Ципор]

Мне, честно говоря, больше претит то, что
Официально он женился четыре раза, однако число его сердечных привязанностей было несоизмеримо больше. Так же страстно, как он отдавался занятиям наукой, философией, политикой, Рассел мог увлечься женщиной. Подобно другому титану духа - И.-В. Гете, он черпал в любви силы для творчества, затем охладевал к предметам своей страсти и оставлял их.
Не знаю, как оно там с титанами духа, но по мне, это ставит в интересный контекст его рассуждения.

Заголовок: Re: Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Прислано пользователем Ципор на 05/31/06 в 08:50:07

on 05/31/06 в 08:44:37, Maigrey wrote:
Мне, честно говоря, больше претит то, что
Официально он женился четыре раза, однако число его сердечных привязанностей было несоизмеримо больше. Так же страстно, как он отдавался занятиям наукой, философией, политикой, Рассел мог увлечься женщиной. Подобно другому титану духа - И.-В. Гете, он черпал в любви силы для творчества, затем охладевал к предметам своей страсти и оставлял их.
Не знаю, как оно там с титанами духа, но по мне, это ставит в интересный контекст его рассуждения.


В какой? Человек вот пишет:

Quote:
- Здесь опять приходится отвечать вопросом на вопрос: считает ли спрашивающий, что брак и целомудрие способствуют земным радостям бытия, или что, причиняя страдание здесь, на земле, они открывают путь на небеса? Тот, кто придерживается второй точки зрения, без сомнения сочтет, что агностицизм приводит к поруганию так называемой добродетели, но ему придется признать, что так называемая добродетель не способствует счастью человечества в земной жизни. Если же он, напротив, придерживается первой точки зрения, а именно, что существуют светские аргументы в пользу брака и целомудрия, он должен также признать, что эти же самые аргументы придутся по вкусу и агностику. У агностиков, как таковых, нет определенных взглядов на сексуальную мораль. Но большинство из них признают, что существуют убедительные аргументы против безудержного потакания сексуальным желаниям. Однако эти аргументы имеют в их представлении светскую природу, а не проистекают из каких-то божественных заповедей.


И аргументы такие есть, и взглядов определенных нет, и светские аргументы могут быть приняты.
Все верно.

Аналогично касательно морали выше.

Заголовок: Re: Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 08:56:48

Quote:
А от жизни с человеком, которому больше не нужен, которому надоел, но который  упорно молчит об этом - от этого не страдают?  Обе стороны?


Этим сторонам должно изменить свою жизнь так, чтобы не страдать.
Человек тем и отличается от гвоздя в ботинке, что он договороспособен.


Заголовок: Re: Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Прислано пользователем Maigrey на 05/31/06 в 08:59:31

on 05/31/06 в 08:50:07, Ципор wrote:
[quote]Но большинство из них признают, что существуют убедительные аргументы против безудержного потакания сексуальным желаниям.

Ну вот. А он, несмотря на оные аргументы, вполне себе безудержно потакал. Что, при рассмотрении фраз о том, что человек должен сам решать, и никто ему не указ, а ежели кто и указ, то не бесспорный -- по мне, нехорошо о нем говорит.

Заголовок: Re: Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Прислано пользователем Ципор на 05/31/06 в 09:02:39

on 05/31/06 в 08:59:31, Maigrey wrote:
Ну вот. А он, несмотря на оные аргументы, вполне себе безудержно потакал. Что, при рассмотрении фраз о том, что человек должен сам решать, и никто ему не указ, а ежели кто и указ, то не бесспорный -- по мне, нехорошо о нем говорит.


А из чего следует, что ваше представление о потакании совпадало с его? :)

Почему нехорошо говорит? Это таки факт - в отсутствии догматического авторитета человек сам решает, а любой указ не являтся бесспорным.

Заголовок: Re: Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Прислано пользователем Floriana на 05/31/06 в 09:10:10
Ну что поделать - многие великие люди были бабниками...
Помнится, Розанов писал, что "умеренность и аккуратность" в вопросах пола часто сочетается с бездарностью.
Я, например, на месте Мэри Эдит отказала бы профессору. "Тебе опекун запретил со мной встречаться и ты подчинилися?- вот и катись к нему, раз он тебе дороже".

Заголовок: Re: Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Прислано пользователем Ципор на 05/31/06 в 09:14:24

on 05/31/06 в 09:10:10, Floriana wrote:
Помнится, Розанов писал, что "умеренность и аккуратность" в вопросах пола часто сочетается с бездарностью.


Очередное подтверждение того, что Розанов был глупец. Впрочем, вопрос ума Розанова уже разбирался. :)
https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=histn;action=display;num=1130203139

Было бы странно, если бы он и в других вопросах что-то умное говорил.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 09:15:25

Quote:
А из чего следует, что ваше представление о потакании совпадало с его? :)


Ну вот вам его представления о потакании:

На  это я  должен  ответить,  что  хорош ли или плох  тот или  иной
моральный  код в конечном счете сводится к вопросу содействует ли он или нет
человеческому счастью. Многие взрослые люди в глубине души верят  в то, чему
их учили  в  детстве  и  чувствуют  себя  испорченными,  если  их  жизнь  не
сообразуется с максимами воскресной школы. Причиненый вред не столько в том,
что   вносится   разделение  между   сознательной   разумной   личностью   и
бессознательной  инфантильной личностью; вред заключается также в  том,  что
здравые   моменты   общепринятой    морали    дискредитируются   наряду    с
необоснованными   и   люди   начинают  думать,  что  если  внебрачный   секс
позволителен, также  позволительны лень, бесчестность и недоброжелательство.


http://www.lib.ru/FILOSOF/RASSEL/sex_etika.txt

Интересное кино. А если лень делает меня счастливой? Приятно, знаете ли, рухнуть на опушку - спиной в тюфяк, щекой в подушку...
Вот и получается, что мужик себе выговариват право на потрахаться вволю - но вот чтобы его прокидали из-за того, что контрагенту хочется вволю полентяйничать - это ни-ни.

Трудность  в  достижении работающей  сексуальной  этики  происходит  из
конфликта между импульсом ревности и импульсом полигамии.


Интересно, что за импульс полигамии? Почему бы не говорить тогда об импульсе лжи, импульсе воровства? Импульсе жестокости? Почему эти "импульсы" в глазах Рассела извинения не имеют - а "импульм полигамии" имеет? Допустим, ревность конвенциональна - но ведь и правдивость конвенциональна, и правило возвращать долги конвенционально...

А вот сентенция, которая вызывает у меня желание поднять таварисча из гроба, взять за барки и задать вечный вопрос:
- ДА КТО ТЫ ТАКОЙ?

Во-первых, нежелательно, и с  точки зрения физиологии, и с точки зрения
образования, чтобы женщины имели  детей до 20 лет. Таким образом  наша этика
должна быть такой, чтобы сделать это редким явлением.
    Во-вторых,  маловероятно,  чтобы человек без  предыдущего  сексуального
опыта, мужчина или женщина, был бы способен различить между чисто физическим
влечением и тем видом сродства, которое необходимое условие успешного брака.
Более того, экономические причины вынуждают мужчин, как правило, острочивать
женитьбу. Не  только невероятно, что они остануться целомудренными  от 20 до
30 лет,  но  и нежелательно с психологической  точки зрения.  Гораздо лучше,
если  если  бы  у  них  были  временные  отношения  не  с  профессиональными
проститутками, но с девушками из их собственного сословья, чьим мотивом было
бы скорее влечение, чем деньги.


Каждое, блин, прямоходящее членоносное считает своим долгом объявить, что для женщин желательно, а что нежелатеньно. Апстену башкой.

Вообще, с "философского" на человеческий вся эта статья переводится так: "Мы, мужчины, хотим трахаться и не нести за этот ответственности. А вы, женщины, как хотите".

Заголовок: Re: Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Прислано пользователем Floriana на 05/31/06 в 09:28:09
Ну как сказать... статистика бабников, особенно среди деятелей искусства, вполне впечатляет.
Впрочем, единственный для меня аргумент в пользу разводов, который перевешивает все остальные - вот он. Вспомним Наше Все, тоже бабника, роман "Дубровский". Князь Верейский хочет жениться на Маше и говорит об этом не с ней, а с ее отцом. Когда она заявляет ему, что замуж за него не хочет, он пропускает мимо ушей. Интересно, почему сейчас князья Верейские перевелись? Да очень просто: кто же будет жениться силой, если жена может самым спокойным образом с ним развестись?  Кстати, один из возможных прототипов Маши Троекуровой - Мария Волконская - полюбила мужа только тогда, когда за ней признали право не любить его. Ну не бывает любви из-под палки, такова человечь природа.

Заголовок: Re: Бертран Рассел, "Кто такой агностик?"
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 09:38:04

on 05/31/06 в 09:28:09, Floriana wrote:
Да очень просто: кто же будет жениться силой, если жена может самым спокойным образом с ним развестись?  Кстати, один из возможных прототипов Маши Троекуровой - Мария Волконская - полюбила мужа только тогда, когда за ней признали право не любить его. Ну не бывает любви из-под палки, такова человечь природа.


А Церковь, что характерно, и браки из-под палки не признает. Насильственное заключение брака по канонправу - второй стопудовый повод признания брака недействительным.
То есть, Маша могла бы опротестовать этот брак прямо у алтаря.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем radius_lucis на 05/31/06 в 09:46:48
Оттуда же:
Таким образом, в поиске новой этики сексуального поведения мы не должны
руководствоваться  древнимии  иррациональными  чувствами,  которые  породили
старую  этику, хотя мы должны признавать,  что  они  могли случайным образом
вести к некоторым правильным принципам и что, поскольку  эти чувства все еще
существуют, хотя, вероятно,  и в ослабленной форме, они по-прежнему входят в
исходные данные для решения нашей  проблемы.

Что-то попахивает имевшим место обобществлением женщин в 20-е годы в СССр и проповедью свободной любви.
Надо же, человек включил весь философский ум, чтобы оправдать вполне конкретно именуемое явление, вежливо называемое промискуитетом.
Хотя, не он первый.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Antrekot на 05/31/06 в 09:53:35

Quote:
Что-то попахивает имевшим место обобществлением женщин в 20-е годы в СССр

Простите, а где оно имело место как институт?


Quote:
чтобы оправдать вполне конкретно именуемое явление, вежливо называемое промискуитетом.
Хотя, не он первый.

Надо сказать, что я не очень понимаю, зачем ему нужно было его обосновывать и оправдывать.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 09:59:23

on 05/31/06 в 09:53:35, Antrekot wrote:
Надо сказать, что я не очень понимаю, зачем ему нужно было его обосновывать и оправдывать.

С уважением,
Антрекот


Создается впечатление - внимание! ВПЕЧАТЛЕНИЕ! - чт за недостатком мужества. Вместо того чтобы честно сказать себе и другим - я плохой муж и плохой отец, человек оспаривает суружество и отцовство как институты.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Ципор на 05/31/06 в 10:08:33
К впечатлению. Ольга, гляньте в мой ЖЖ через moon_open. Подфрендовая запись.

Как вам эта аналогия? Предупреждаю сразу, что там довольно жестокий переход на личности. Но может, хоть он поможет...


Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Floriana на 05/31/06 в 10:08:42

Quote:
То есть, Маша могла бы опротестовать этот брак прямо у алтаря.

Теоретически - конечно, да, но при том развитии, какое тогда имели молодые девушки... которым с пеленок твердили, что родителей надо слушаться всегда и во всем, и священники еще активнее других твердили... Да и что бы тогда с ней сделал отец? - ведь помещик был маленьким царьком в своей усадьбе. Избил бы, запер в каморке и морил бы голодом? - тот ведь еще самодур-то был.
А впрочем, православная церковь могла бы много сделать, чтобы уменьшить количество таких браков из-под палки, но не делала ничего, как и для отмены крепостного права.
Ну вот недавно blau_kraehe написала в ЖЖ, что хорошо бы браки детей устраивали родители... такой шквал возмущенных ответов был, в том числе от католиков.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Ципор на 05/31/06 в 10:18:21
Да и что бы тогда с ней сделал отец? - ведь помещик был маленьким царьком в своей усадьбе. Избил бы, запер в каморке и морил бы голодом? - тот ведь еще самодур-то был.

Ну, она могла бы бежать с Дубровским. Но она попросту не знала, что можно опротестовать, иначе бы так и сделала - ведь ее единственный аргумент был тот, что она обвенчана.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Floriana на 05/31/06 в 10:18:30
А вот что мне не нравится во взглядах Расселла - так это некий крен во фрейдизм, воспринятый довольно поверхностно. Хотя тогда это было модой. Они писал, что, наблюдая за своими детьми, понял, что Фрейд во многом прав. По-моему, это тот случай, когда факты подстегиваются к концепции. Все-таки эдипов комплекс и комплекс Электры - это достаточно редкая патология, а вовсе не норма. Вот бегство в болезнь действительно реально, так его под разными названиями, но вроде все признают.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Antrekot на 05/31/06 в 10:30:23

on 05/31/06 в 09:59:23, Olga wrote:
Создается впечатление - внимание! ВПЕЧАТЛЕНИЕ! - чт за недостатком мужества. Вместо того чтобы честно сказать себе и другим - я плохой муж и плохой отец, человек оспаривает суружество и отцовство как институты.

Так вот, я не вижу смысла в том, чтобы их оспаривать.
Человеку удобно иначе - отчего не жить иначе, если партнеры не против?

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 11:00:31

Quote:
Теоретически - конечно, да, но при том развитии, какое тогда имели молодые девушки... которым с пеленок твердили, что родителей надо слушаться всегда и во всем, и священники еще активнее других твердили...


Покажите мне языческое общество тех - и более ранних - времен, где девушке предоставили бы свободу самой решать судьбу такого выгодного для _семьи_ брака.

Китай? Индия? Япония? Древняя Греция? Три ха-ха.


Quote:
Да и что бы тогда с ней сделал отец? - ведь помещик был маленьким царьком в своей усадьбе. Избил бы, запер в каморке и морил бы голодом? - тот ведь еще самодур-то был.


То есть, в его самодурстве виновата Церковь?


Quote:
Ну вот недавно blau_kraehe написала в ЖЖ, что хорошо бы браки детей устраивали родители... такой шквал возмущенных ответов был, в том числе от католиков


Яна - достаточно умная женщина, чтобы из своего горького опыта не делать глобальных выводов.
Да, когда браки устраивабт родители - обе стороны вступают в них без иллюзий. И чаще оказывается, что все лучше, чем они ожидали. Когда в брак вступаешь по любви - чаще оказывается, что все хуже, чем ты ожидал. В браке по сговору, если партнер не совсем уж сцуко, он постепенно поворачивается к тебе более приятными сторонами. В браке по любыи - наоборот. Рацио есть, панацеи нет.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 11:01:02

on 05/31/06 в 10:30:23, Antrekot wrote:
Так вот, я не вижу смысла в том, чтобы их оспаривать.
Человеку удобно иначе - отчего не жить иначе, если партнеры не против?

С уважением,
Антрекот


А брошенные жены были не против?

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Antrekot на 05/31/06 в 11:09:06

on 05/31/06 в 11:01:02, Olga wrote:
А брошенные жены были не против?

Так вот это и подлежит выяснению.
А вот право выходить по желанию из контракта, который вторая сторона считает обязательным - это уже совсем не дело.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 12:04:37

Quote:
Так вот это и подлежит выяснению.


Хотелось бы выяснить...


Quote:
А вот право выходить по желанию из контракта, который вторая сторона считает обязательным - это уже совсем не дело.


Есть контакт.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Ципор на 05/31/06 в 12:52:26
А вот право выходить по желанию из контракта, который вторая сторона считает обязательным

Za iksljuchenien sluchaev, kogda vtoraja storona preduprezhdena byla zaranee. A to, mozhet, byla preduprezhdena, no vse ravno schitaet.  

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Antrekot на 05/31/06 в 12:57:23
Ципор - да, естественно.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Бенни на 05/31/06 в 13:16:40
Если одна из сторон допускает возможность расторжения, а другая - нет и обеим это известно, я на месте любой из них, наверное, предпочел бы по возможности не заключать контракт.  (Я имею в виду не отношения без обязательств, а отказ от отношений вообще.) Хотя это - теория, а на практике всякое бывает.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 13:42:30

on 05/31/06 в 13:16:40, Бенни wrote:
Если одна из сторон допускает возможность расторжения, а другая - нет и обеим это известно, я на месте любой из них, наверное, предпочел бы по возможности не заключать контракт.  (Я имею в виду не отношения без обязательств, а отказ от отношений вообще.) Хотя это - теория, а на практике всякое бывает.


Вы правы - например, с нехристианином я больше в брак не вступлю, это решено, и точка. Потому что лично я намерена соблюдать верность - во всех смыслах, не только в сексуальном - и после угасания чувств; и мне нужно от мужа то же самое.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Бенни на 05/31/06 в 13:52:40
Я довольно близко знаю и нехристиан, сохранивших, насколько мне известно, верность друг другу во всех смыслах на протяжении всей жизни - с юности и до смерти. Но, наверное, когда супруги одной веры, это действительно помогает во многом.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Antrekot на 05/31/06 в 13:59:17
Cовершенно верно.  От конфессии это не зависит.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 14:07:01

on 05/31/06 в 13:52:40, Бенни wrote:
Я довольно близко знаю и нехристиан, сохранивших, насколько мне известно, верность друг другу во всех смыслах на протяжении всей жизни - с юности и до смерти.


Мне обещали то же самое и я приняла это за чистую монету.
Хистианин, по крайней мере, знает, что с такими обещаниями не шутят. С определенного момента они необратимы.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Kell на 05/31/06 в 15:05:37

Quote:
Покажите мне языческое общество тех - и более ранних - времен, где девушке предоставили бы свободу самой решать судьбу такого выгодного для _семьи_ брака.
Китай? Индия? Япония? Древняя Греция?

А при чем тут языческое общество? Оно тоже религиозно, а не атеистично и не агностично, и, разумеется, власть отца (или главы рода) поддерживало и поддерживает не хуже (а порою и крепче), чем христианство или ислам.

А что до брака - так брак это договор, и чем внятнее он составлен (включая гарантии соблюдения, вполне согласен), тем перспективнее. Я знаю пары, которые не разводятся по религиозным соображениям и по соображениям материальным (большие потери имущества в случае развода); у меня со стороны не сложилось впечатления, что первая пара счастливее второй, хотя, конечно, им виднее - наверное, у религиозной пары при этом есть дополнительное утешение.

Впрочем, на мой взгляд, Рассел действительно чрезмерно заострял внимание на семейной и сексуальной жизни в ущерб многим другим любопытным моментам его теории. Вполне возможно, что действительно сказывался личный жизненный опыт, как обычно и бывает.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Floriana на 05/31/06 в 16:05:11
Никакие языческие традиционные общества я не хвалю.

Quote:
То есть, в его самодурстве виновата Церковь?

Отчасти да. "Выдающий дочь замуж поступает хорошо, а не выдающий..." спрашивать мнения дочери она и не требует.

Quote:
Яна - достаточно умная женщина, чтобы из своего горького опыта не делать глобальных выводов.

Яна достаточно умна, чтобы скептически относиться к баркам по страсти, но прведенный рецепт никуда не годится, ибо брак по сговору имеет тенденцию вырождаться в брак из-под палки, потому что сила, в том числе физическая, часто на стороне родителей. Ну да, все родители желают детям добра, и Троекуров вот желал. Да представьте, что родители из лучших побуждений решили устроить брак  alan_cristian. И нашли этому человеку пару. А в монастырь не отпускали бы. Дескать, мы лучше знаем. У православных, несмотря на св. Феодосия Печерского, сейчас нельзя уйти в монастырь без благословения родителей, а как у католиков, я не знаю.

Quote:
В браке по сговору, если партнер не совсем уж сцуко, он постепенно поворачивается к тебе более приятными сторонами.

Подобное наблюдается и в браках по расцету, когда оба не совесм уж гады.
Но, по крайней мере, именно установление возможности развода покончило с браками из-под палки, и женихи стали договариваться с самими невестами, а не с их родителями.
Ципор: я читала биографию Расселла, все его женщины хорошо его знали до брака, и никак не могли быть не осведомлены о его взглядах и принципах на этот вопрос.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Бенни на 05/31/06 в 16:56:49
Да, важная оговорка: верные супруги, о которых я говорил - самое позднее, 30-х годов рождения, а то и старше. Среди моих знакомых 60-х- 70-х г.р. дружные и крепкие семьи, по моим впечатлениям, как раз чаще бывают у верующих (я здесь беру в основном бывший Союз и выходцев из него), хотя, конечно, есть масса исключений в обе стороны, а статистики я не знаю. Но вполне возможно, что мой опыт не случаен, так как отношение к семейным ценностям, в числе прочих факторов, во многих случаях сознательно или подсознательно влияет на выбор конфессии. (Я не говорю, что этот фактор - единственный или определяющий.)

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Floriana на 05/31/06 в 17:07:27

Quote:
так как отношение к семейным ценностям, в числе прочих факторов, во многих случаях сознательно или подсознательно влияет на выбор конфессии.

Согласна. Если человек не живет в вере предков, а выбирает религию сам, он обычно учитывает и то, насколько этические нормы той или иной религии приемлемы для него.
Ципор: да, опять-таки теоретически Маша могла убежать с Дубровским и находясь в недоступном для мужа и отца месте, подать прошение с Синод о признании брака недействительным. И почти любая трудная ситуация может быть разрулена с минимальными потерями. Но справедливые законы, делающие невозможными такие ситуации, все же лучше.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Nick_Sakva на 05/31/06 в 18:40:29

on 05/31/06 в 17:07:27, Floriana wrote:
да, опять-таки теоретически Маша могла убежать с Дубровским и находясь в недоступном для мужа и отца месте, подать прошение с Синод о признании брака недействительным.
Хм, хотя к сути обсуждаемого вопроса это и не относится, но предлагаю все же припомнить, КЕМ на тот момент был Дубровский. ;)

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Olga на 05/31/06 в 19:55:41

Quote:
А при чем тут языческое общество?


Встречный вопрос: а при чем тут христианское общество? Во времена Кирилы Петровича брак среди людей его социального круга - это в первую очередь контракт семей, призванный обеспечить взаимное повышение статуса. Князь повышает статус за счет молодой жены, Кирила Петрович - за счет того, что он тесть князя, Маша - за счет того, что она княгиня. Религия к этому имеет весьма отдаленное отношение.


Quote:
Впрочем, на мой взгляд, Рассел действительно чрезмерно заострял внимание на семейной и сексуальной жизни в ущерб многим другим любопытным моментам его теории.


Цитируемая статья полностью посвящена сексуальной жтике - так что в рамках избранной темы это не чрезмерно.

2 Флориана


Quote:
Яна достаточно умна, чтобы скептически относиться к баркам по страсти, но прведенный рецепт никуда не годится, ибо брак по сговору имеет тенденцию вырождаться в брак из-под палки, потому что сила, в том числе физическая, часто на стороне родителей.


В Японии большинство браков до сих пор заключается по сговору. Несмотря на экономическую самостоятельность детей.  Узнав причину, я долго хохотала - японцам, как тому Министру-Администратору, ухаживать некогда.

У нас даже был один тематический диалог: муж и жена строят планы, как женить некоего мужнего сослуживца на некоей дочери умершей жениной подруги, и обговаривают смотрины.


Quote:
Да представьте, что родители из лучших побуждений решили устроить брак  alan_cristian. И нашли этому человеку пару. А в монастырь не отпускали бы. Дескать, мы лучше знаем.


Алан бы удрал. В лучших традициях Св. Клары Ассизской. Кто думает иначе - плохо знает Алана.

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Isaac_Vasin на 05/31/06 в 20:05:10

on 05/31/06 в 19:55:41, Olga wrote:
В Японии большинство браков до сих пор заключается по сговору. Несмотря на экономическую самостоятельность детей.  Узнав причину, я долго хохотала - японцам, как тому Министру-Администратору, ухаживать некогда.

У нас даже был один тематический диалог: муж и жена строят планы, как женить некоего мужнего сослуживца на некоей дочери умершей жениной подруги, и обговаривают смотрины.

Алан бы удрал. В лучших традициях Св. Клары Ассизской. Кто думает иначе - плохо знает Алана.


Когда жених и невеста согласны с родительским выбором - почему бы и не по сговору? Как у современных японцев. Увы, не все обладают твердостью характера Алана, особенно в возрасте, когда обычно в традиционных обществах происходил сговор. Помните песню "Матушка, матушка, что во поле пыльно?" ? Там, судя по тексту, во время благословения даже не спрашивали согласия, хоть и положено...

Заголовок: Re: Рассел и его представления о сексуальной этике
Прислано пользователем Kell на 06/01/06 в 15:08:17

Quote:
Встречный вопрос: а при чем тут христианское общество?
Ну вот по-моему тоже ни при чем. Далеко не все нравы, обычаи и традиции в обществе - в том числе и патриархальные - обучловлены исключительно и прежде всего религией, независимо от того, какая это религия. А во многих случаях как раз религиозное учение "подстраивается" к реальности и обосновывает принятые практики в той или иной мере - и тут тоже христианство, насколько я знаю, не в первых рядах (да и то разные ветви христианства - в разной степени).

Quote:
Цитируемая статья полностью посвящена сексуальной жтике - так что в рамках избранной темы это не чрезмерно.
Ну вот, на мой вкус, у Рассела куда лучше получались работы, не имеющие отношения к сексуальной этике  :)



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.