Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Прикладная этика и теология >> названная так, ибо здесь >> Этика и сохранение вида
(Message started by: Ципор на 11/12/05 в 16:50:47)

Заголовок: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Ципор на 11/12/05 в 16:50:47
На ВВВ-Доске Элхэ Ниэннах сделала, имхо, довольно спорное утверждение. Поскольку там желающих открыть тему пока не нашлось, поддаюсь искушению открыть тему тут.

Элхэ пишет:

Угу, человеческая мораль и всё сопутствующее в основе своей имеет то же самое: выживание вида. Только от этой идеи, увы, человечество по ряду причин уже давно ушло, оно уже давно свою этику-мораль-нравственность завязывает не на то.  
Господа мои любезные, скажите, больного ребенка убивать этично? А без помощи оставлять? А давайте поговорим чуточку о том, что самого слабого щенка в помете сука откажется кормить, и не будет она его более здоровых и сильных братьев-сестричек распихивать для того, чтобы накормить вот этого вот слабенького и лопоухого. Я вам хуже скажу, господа: человек настолько далеко ушел от тех самых базовых принципов, которые работают для любых животных, что сейчас его мораль-этика и прочая работают против сохранения вида - но на эту тему мы можем побеседовать, кому интересно, в другом разделе.
 


Почему работают против сохранения вида? Если речь, как можно предположить, идет о помощи в выживании слабым, то слабые физически зачастую весьма неслабы умственно, а процент больных какими-то наследственными болезнями, имхо, все же не настолько велик, чтобы угрожать роду человеческому. :)

Или имелось в виду что-то еще?

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Kell на 11/12/05 в 21:14:42
Меняются возможности (по сравнению с животными, да и просто с течением времени) - меняется и этика. Детоубийство (и убийство стариков), как я понимаю, не считалось неэтичным, пока не возникло реальной возможности это дитя прокормить и получить от него какую-то пользу для рода без особой опасности для остальных. А вот кровосмешение так неэтичным вроде бы и осталось...
На самом деле, люди делают и вне этики изрядно всякого-разного, сплошь и рядом противоречащего интересам выживания вида.  :(

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Ципор на 11/12/05 в 21:22:46
Кровосмешение, что интересно, не у всех было неэтичным. В Египте, например...

При современных нравах его, скорее, сочтут уже более неразумным, чем неэтичным, имхо.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем FatCat на 11/12/05 в 22:13:24
Хм... Если считать "политкорректное" отношение к геям следствием развития этических принципов - то, вполне может быть, это и окажется вредным для выживания вида. Потому как если практика эта распространится... кто ж рожать-то будет?
А относительно вредности помощи в выживании слабым - увы, доля истины в этом есть. Военные медики давно уже жалуются, что найти здоровых ребят-призывников все труднее...  :( И если посчитать, сколько выросших талантов приходится на тысячу больных новорожденных и сравнить с таким же показателем среди здоровых - боюсь, баланс будет далеко не в пользу первой группы.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Ципор на 11/12/05 в 22:28:28
ФэтКэт,  война - это штука отнюдь не способствующая выживанию вида :) Так что ничего страшного.

И если посчитать, сколько выросших талантов приходится на тысячу больных новорожденных и сравнить с таким же показателем среди здоровых - боюсь, баланс будет далеко не в пользу первой группы.

Почему? Если болезнь не связана с мозгом и не мешает человеку более-менее социализироваться.

Если считать "политкорректное" отношение к геям следствием развития этических принципов - то, вполне может быть, это и окажется вредным для выживания вида. Потому как если практика эта распространится... кто ж рожать-то будет?

Не думаю, что распространение этой практики сильно связано с политкорректным отношением. Чтобы человек предпочитал _только_ контакты со своим полом (а не экспериментаторство как у бисексуалов) - он должен иметь соответствующие  природные склонности либо какие-то комплексы (например, что с  людьми своего пола им проще контактировать). Нет? Склонности есть не у всех и для людей являются  отклонением от нормы,а не нормой, а комплексы от терпимого отношения не развиваются.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем FatCat на 11/12/05 в 22:55:22
Да жалуются не только военные медики - гражданские тоже, просто военные громче!  :)

Quote:
Если болезнь не связана с мозгом и не мешает человеку более-менее социализироваться
Вот именно - "Если..." А ведь выхаживают всех. И - простите грубого прагматика - при нашей нехватке средств на медицину, образование и т.п., стОит ли овчинка выделки?..

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Ципор на 11/12/05 в 22:58:49

on 11/12/05 в 22:55:22, FatCat wrote:
Вот именно - "Если..." А ведь выхаживают всех. И - простите грубого прагматика - при нашей нехватке средств на медицину, образование и т.п., стОит ли овчинка выделки?..


Да. Потому что стоит только начать отделять недостойных - остановиться будет тяжело. Сегодня - люди с проблемами умственного развития, завтра - с физической инвалидностью...

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Гильрас на 11/12/05 в 23:11:17
Вид Гомо Сапиенс  изначально возник  как вид способ  приспособления  которого к окружающей  среде - взаимопомощь. На  этом и этика  онована.
Что касается  слабых  особей, то далеко не  все  заболевания  связаны  с  генотипом.
И к тому  же, как  верно отметила  Ципор,  физическая  слабость  не равна  интеллектуальной, а для  выживания  вида интеллектуальные  способности, мягко выражаясь,  достаточно  важны.  
Кстати, насчет  физических  способностей  -  по словам Хорева  большинство  известных мастеров боевых  искусств  в детстве  были более менее ослаблены физически.  Конкретных  статистических  прикидок я,  правда,  не видела, хотя Хореву доверять можно,  но достаточно  вспомнить,  например,  Суворова и  Ричарда 3.  
В общем, как бы там ни было, но афиняне  неоднократно  били спартанцев  со всеми социал - дарвинисткими  заморочкам  последних.  
Да и римляне про спартанские фокусы не  слышали,  что не помешало им  завоевать пол  мира.  

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Ципор на 11/12/05 в 23:17:38
ФэтКэт, кстати, обратите внимание, что суждение "зачем пытаться учить отстающих в развитии/слепых/глухих" - это прямое следствие из вашего тезиса  о нехватке средств. А  следующим будет "зачем давать полное образование бедным, которые в ВУЗЫ не пойдут - ограничимся четырехкласным" И т.д.  

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Floriana на 11/12/05 в 23:48:31
Гм... а Эфроимсон писал, что все было с точностью до наоборот. То есть, этика способствовала выживанию вида Homo sapiens. У потомства моральных уродов было значительно меньше шансов выжить.
А интересно, почему никто из великих ученых, философов, художников, поэтов античности в Спарте не жил?
Есть мнение, что их-то в первую очередь и кидали в пропасть. А в оставшихся жестким воспитанием убивали талант.
Другое дело, что сейчас, благодаря успехам медицины и вообще повышению уровня жизни практически полностью выключен естественный отбор. Увы, у многих из нас лет 150 назад не было бы шансов дожить до совершеннолетия. А если мама из собственного детства запомнила только больницы да санатории - вряд ли она родит здорового ребенка. Потому и воюют военные медики.
А в Спарте, заметим, больные и слабые тем не менее из поколения в поколение продолжали рождаться. Может быть, даже если у них и нет таланта, они зачем-то нужны?

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Kell на 11/13/05 в 00:14:05

Quote:
Кровосмешение, что интересно, не у всех было неэтичным. В Египте, например...
В Египте это, кажется, были больше сословные заморочки. А вот кросскузенный брак действительно был широко распространен - от Меланезии до ахеменидской Персии.

Quote:
Если считать "политкорректное" отношение к геям следствием развития этических принципов - то, вполне может быть, это и окажется вредным для выживания вида. Потому как если практика эта распространится... кто ж рожать-то будет?
Ну, японцы же не вымерли, скажем... А у них отношение к данному вопросу было очень спокойное.

Quote:
А относительно вредности помощи в выживании слабым - увы, доля истины в этом есть. Военные медики давно уже жалуются, что найти здоровых ребят-призывников все труднее...
Так тут, как я понимаю, компенсация идет через абсолютную численность: в целом выживает детей больше, доля здоровых среди них - меньше, Floriana права. Не говоря о том, что действительно далеко не все болезни наследственны - хватает и благоприобретенных...

Quote:
афиняне  неоднократно  били спартанцев  со всеми социал - дарвинисткими  заморочкам  последних.
Ну, честно говоря, спартанцы афинян били лучше... А что у спартанцев с поэтами и философами было не густо - так у них общество не на это нацелено было и таланты другие ценились. Поэту да философу еще и спрос на него нужен - а он даже в критический момент может быть решен импортом, вроде случая с Тиртеем...Много ли мы знаем поэтов, философов и художников, скажем, из Этолии или Ахайи? А ведь тоже успели в гегемонах побывать.

Quote:
Да и римляне про спартанские фокусы не  слышали,  что не помешало им  завоевать пол  мира.
Да, Катоновское воспитание - это, конечно, не пропасть... но я даже не знаю, что бы я предпочел  :-/ . Впрочем, римляне чем дальше, тем больше переживали из-за падения рождаемости.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Гильрас на 11/13/05 в 00:27:38
К слову сказать, мнение о том,  что «сохранение вида»   осуществляется   главным  образом за счет физической выбраковки слабых  и неприспособленных  особей  -  это довольно  грубое  понимание теории  эволюции. В  природной  среде слабые особи при благоприятных  условиях  далеко не всегда  погибают.  Они живут на самых  плохих и маленьких территориях, но  они не обязательно погибают.  Они просто не оставляют потомства.   Есть такая  штука  - половой отбор.  
Так что,   если вернутся к людям,  то проблема тогда уж не в прогрессе медицины,  а в том, что женщины не всегда выбирают в  отцы своего  ребенка  того кого они любят илти того к кому у них  есть склонность.  ( У мужчин все же несколько другая  эволюционная  роль, да и замечены они в подобных  вещах  меньше, по моему).  

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Ципор на 11/13/05 в 00:28:00
Впрочем, римляне чем дальше, тем больше переживали из-за падения рождаемости.

Переживали они, кажется, все больше из-за падения нравов как причины падения рождаемости? :)

Ну, при повышении уровня жизни и морали, не запрещающей планирование семьи, - это то, что происходит, кажется.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Kell на 11/13/05 в 00:38:01

Quote:
Переживали они, кажется, все больше из-за падения нравов как причины падения рождаемости?
Да нет, прежде всего собственно из-за падения рождаемости. Законы против безбрачия (но не против разводов, скажем, или внебрачных связей) и постоянные переживания, что натуральных квиритов все меньше, в том числе на армии это сказывается; а уж когда гражданство стало более-менее широко раздаваться, так даже и императоры пошли все менее латинского происхождения...
Причем италийская рождаемость падала не только (и, имхо, не столько) из-за падения нравов, сколько из-за разорения мелких землевладельцев. Раб на поле или вольноотпущенник-профессионал вполне мог быть азиатом, греком или испанцем без малейшего ущерба для своих профессиональных обязанностей. А вот что солдат из него может быть не хуже - этого признавать не хотелось...

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Фарнабаз на 11/13/05 в 01:36:05

on 11/13/05 в 00:38:01, Kell wrote:
Раб на поле или вольноотпущенник-профессионал вполне мог быть азиатом, греком или испанцем без малейшего ущерба для своих профессиональных обязанностей. А вот что солдат из него может быть не хуже - этого признавать не хотелось...


Если верить хотя бы Моммзену-солдаты из греков и, тем боее, сирийцев, были намного хуже.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Kell на 11/13/05 в 02:03:22
Моммзена я не очень люблю, но по источникам действительно так получается (хотя исключения, разумеется, бывали - и их римлянам признавать все-таки приходилось, хотя и не всегда охотно). Я эти источники нимало и не пытаюсь оспаривать: разница в военной культуре сказывалась. И многонациональность позднеримской армии (когда уже речь шла не о "вспомогательных войсках") действительно не увеличила ее боеспособность.
Что вполне может обосновывать опасения Августа и прочих по поводу рождаемости.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем radius_lucis на 11/13/05 в 06:40:03

on 11/12/05 в 23:48:31, Floriana wrote:
Гм... а Эфроимсон писал, что все было с точностью до наоборот. То есть, этика способствовала выживанию вида Homo sapiens. У потомства моральных уродов было значительно меньше шансов выжить.
А интересно, почему никто из великих ученых, философов, художников, поэтов античности в Спарте не жил?
Есть мнение, что их-то в первую очередь и кидали в пропасть. А в оставшихся жестким воспитанием убивали талант.
Другое дело, что сейчас, благодаря успехам медицины и вообще повышению уровня жизни практически полностью выключен естественный отбор. Увы, у многих из нас лет 150 назад не было бы шансов дожить до совершеннолетия. А если мама из собственного детства запомнила только больницы да санатории - вряд ли она родит здорового ребенка. Потому и воюют военные медики.
А в Спарте, заметим, больные и слабые тем не менее из поколения в поколение продолжали рождаться. Может быть, даже если у них и нет таланта, они зачем-то нужны?

Я думаю, постановка вопроса о естественном отборе в человеческом обществе таким образом некорректна.
Социум- не стая волков и не стадо парнокопытных, даже не муравейник. Для выживания в социуме нужны иные качества, поимимо физических: способность быстро принимать решения, обработка большого числа информации, приспособленность к жизни чисто с точки зрения скорости ментальных реакций, интуиции, внимательности, сообразительности, умения ориентироваться в обстановке.Думаю, естественный отбор идет исключительно по линии скорости реакций и принятия решений, объема воспринимаемой информаций- насыщенность событиями, данными каждого дня нашей жизни сильно отличается от того, что было у наших предков-время было не так концентрировано.
Если учесть, что в нашем обществе лучше всех живет не самый сильный и крепкий физически, но самый
"умелый", в рождении и выживании людей хилых ничего ни страшного, ни удивительного нет.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Floriana на 11/13/05 в 13:43:59

Quote:
способность быстро принимать решения, обработка большого числа информации, приспособленность к жизни чисто с точки зрения скорости ментальных реакций, интуиции, внимательности, сообразительности, умения ориентироваться в обстановке.Думаю, естественный отбор идет исключительно по линии скорости реакций и принятия решений,

Имхо, эти качества необходимы, чтобы преуспеть. Но не для простого выживания. Еще 2000 лет назад в Иудее выживали даже слабоумные и сумасшедшие, если были крепки здоровьем.
Еще в недавнем прошлом из-за голода, тяжелой физической работы, всяких лишений, связанных с войнами и стихийными бедствиями, умирали самые слабые и болезненные. Да и от инфекционных болезней, связанных с лихорадкой - они же. Помните, в старых фильмах было: больной лежит в горячке, а врач говорит: "надо кризиса ждать". Почему - да потому, что человека со слабым сердцем этот кризис может просто убить. А сейчас температуру сбивают, кризиса нет.
Гильрас тоже кое в чем права, раньше болезненных девиц в жены старались не брать, разве что из-за приданного, и слабому здоровьем парню трудно было жениться. А теперь на это не обращают внимания.
Да младенческая смертность вполне адекватно заменяла ту спартанскую пропасть! Не то сейчас: http://www.livejournal.com/users/erthelge/40375.html
Надеюсь, Эртхельге не обидится. Весьма характерный пример. Ребенка очень жаль. Еше лет 50 назад точно бы не выжил. А сможжет ли сейчас жить полноценной жизнью?

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Ципор на 11/13/05 в 13:56:50
**А сможжет ли сейчас жить полноценной жизнью?**

Skazano, chto izmenenija obratimy, esli vyzhivet. Znachit, smozhet.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Floriana на 11/13/05 в 14:11:02
Ципор, в нашем обществе морально человеку легче иметь настоящее увечье, чем небольшой физический изъян. Как ни печально. Я вот в детстве была слабенькой и неуклюжей, только когда стало свосем взрослой, это прошло. А тут дело посерьезнее. Очень тяжело копаться в песочнице, когда другие дети бегают в догонялки. Тем более что неуклюжий физически часто также неуклюж и психологически.
Я не стану желать этому ребенку смерти, конечно, но вот родителей Оксаны - понимаю.
По поводу того, что писал ФэтКэт. Свете кто-нибудь дает шоколадку или апельсин - да вдруг на меня оглядывается: а она не диатезная? Когда мы росли - не было такого. То есть, диатез был - не не в таких количествах.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем radius_lucis на 11/13/05 в 14:42:09

on 11/13/05 в 13:43:59, Floriana wrote:
Имхо, эти качества необходимы, чтобы преуспеть. Но не для простого выживания. Еще 2000 лет назад в Иудее выживали даже слабоумные и сумасшедшие, если были крепки здоровьем.
Еще в недавнем прошлом из-за голода, тяжелой физической работы, всяких лишений, связанных с войнами и стихийными бедствиями, умирали самые слабые и болезненные. Да и от инфекционных болезней, связанных с лихорадкой - они же.

Для выживания конкретной особи- нужно было действительно физическое здоровье. С точки зрения совершенствования всего  вида прогресс идет отнюдь не в этом направлении: выживали самые здоровые, но человечество в целом здоровее не стало. (более того, с точки зрения футурологии, как говорят нам НФ литература люди будущего будут иметь слабые конечности и огромную голову и пр., см., например, рассказ Филипа Дика "Бесконечность").
Я склоняюсь к той мысли, что если прогресс будет идти такими темпами, здоровых людей скоро не останется. По крайней мере, сейчас большинство имеет ту или иную степень близорукости, аллергии и пр. И помощь в выживании современному человеку нужна, т.к. нездоровье- обратная сторона прогресса, человек творит движет цивилизацию вперед и с необходимостью платит за это.
Кстати, многие великие люди: художники, поэты, писатели и пр. не отличались железобетеннным здоровьем.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем R2R на 11/13/05 в 17:11:04

Quote:
в нашем обществе морально человеку легче иметь настоящее увечье, чем небольшой физический изъян. Как ни печально.

Ы? Почему?
У нас во дворе есть глухонемой мальчик, Сашка, чуть постарше моей детки. Не знаю, легче ли ему морально, а так - ему определённо тяжелее, чем детям, которые только заикаются или звуков не выговаривают. Хотя он всё равно во всё играет. :)

Quote:
Очень тяжело копаться в песочнице, когда другие дети бегают в догонялки.

Хех. К этому утверждению я сплошной контраргумент. ;D
От человека зависит. Кому-то тяжело, кому-то нормально, а кому-то в кайф. Потом, психика штука пластичная. Можно привыкнуть. Если все вокруг (и особенно родители) к этому относятся холоднокровно - мол, бывает и так, а не делают из этого трагедь, не дразнят, не тыкают этим в нос.
А ещё хилые детки, бывает, начинают заморочиваться компенсацией. Не изо всех, конечно, Суворовы вырастают...
Мне всё детство нельзя было прыгать. Ту часть социализации, которая достигается в прыжках через скакалку и "в резиночку", я не получила. Никакой моральной травмы не ощущаю. Было чем заняться ещё.


Quote:
Тем более что неуклюжий физически часто также неуклюж и психологически.

(с любопытством)
Что будем делать с неуклюжими психологически? Надеюсь, это не аргумент в пользу "лучше бы им помереть маленькими"? ;)


Quote:
Свете кто-нибудь дает шоколадку или апельсин - да вдруг на меня оглядывается: а она не диатезная? Когда мы росли - не было такого. То есть, диатез был - не не в таких количествах.

Диатез - реакция иммунной системы. И это не обязательно вопрос отбора и большей хлипкости здоровья у нынешних детей.
Возможно, стало больше факторов, долбающих по иммунитету. Тривиально - больше автомобилей на улицах, больше тяжёлых металлов и прочих ядовитых соединений в воздухе, больше их попадает в организм. А дети, они же как раз и дышат в метровом слое от земли, где выхлопные газы оседают.
Потом, это от географии зависит. В моём детстве диатез был много у кого из знакомых детей. Экологическая обстановка у нас плохая.
Правда, мандаринки и шоколад нам доставались значительно реже. Поэтому после новогодних праздников мы облезали куда сильнее обычного. :) С непривычки.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Antrekot на 11/13/05 в 18:09:05

Quote:
Ципор, в нашем обществе морально человеку легче иметь настоящее увечье, чем небольшой физический изъян.

Флориана, _кому_ легче?  Я знаю нескольких людей с настоящими увечьями.  ДЦП.  Последствия полиомиелита...  Уверяю Вас, они бы с удовольствием предпочли заикание или тик.  В том числе и по соображениям душевного комфорта.


Quote:
Очень тяжело копаться в песочнице, когда другие дети бегают в догонялки.

Совершенно не мешало.  Когда захотелось в догонялки - был найден способ.


Quote:
Тем более что неуклюжий физически часто также неуклюж и психологически.

И что же мне теперь, застрелиться? :)  Или все-таки подождать?  Потому что в смысле психологической уклюжести я даже не напоминаю слона в посудной лавке - я его превосхожу. :)  Я - кашалот в посудной лавке.

Radius_lucis, у меня нет такой уверенности.  Мы _меняемся_.  И меняемся довольно основательно.   У горожан убыстряется метаболизм.  При этом, живем мы _дольше_ - и не только за счет медицины.   Так что - оно по-моему пока на прялке. :)

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Floriana на 11/13/05 в 19:56:18

Quote:
Ы? Почему?


Quote:
Флориана, _кому_ легче?

Дело в том, что даже самые жестокие дворовые хулиганы знают: слепого дразнить нельзя, а очкарика можно. Того, кого возят в инвалидной коляске - нельзя, а девчонку с плохой походкой - можно. Хотя ее, эту девчонку, возможно, только краем задела та же самая беда. И что делать тем, кто слабее других, но не имеет права на жалость?
Ну да, Антрекот, Вы правы в том смысле, что любой слепой согласился бы носить очки, а колясочник - ходить хотя бы на костылях. Но о проблемах тех, чьи возможности только слегка ограничены, никто не пишет и не говорит. И сколько слез пролито теми кто не калека, но и не здоровый, непоянятно, кто? Я не хотела, чтобы кто-то мучился, как я, но все-таки решилась на ребенка. Пронесло вот. Наперебой в детские танцевальные ансамбли звали, а дочь: нет, хочу учиться балету. Вот, не хотели брать, я уговорила, она теперь лидер. Не все передается по наследству.
А убивать больных детей или хотя бы бросать без медицинской помощи я не предлагаю, вот не надо.
Антрекот, да где ж Вы психологически неуклюжий: Вы вот даже с Кинн и Чигиринской можете ладить!  ;D
Митрилиан: да, распространение аллергии - в основном следствие плохой экологии. Когда я росла, ни у кого из моих знакомых ровесников не было диатеза. А от него и помереть можно - отек горла или еще что, впрочем, сейчас-то спасают.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем FatCat на 11/13/05 в 23:55:04
Кстати, о философии...
Помнится, в Фермопильском ущелье остались все-таки спартанцы, в то время как философски настроенный афинский флот дал деру... А ежели бы и Леонид был философом?  ;)

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем UncleLex на 11/14/05 в 00:57:02

on 11/13/05 в 23:55:04, FatCat wrote:
Кстати, о философии...
Помнится, в Фермопильском ущелье остались все-таки спартанцы, в то время как философски настроенный афинский флот дал деру... А ежели бы и Леонид был философом?  ;)

А ежели бы Фемистокл был спартанцем? ;)  Леонид героически погиб. Афинский флот хитроумно победил.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Фарнабаз на 11/14/05 в 04:37:21
Спартанцы тоже  были очень хитроумны(или это им только казалось) и собирались защищать один Пелопоннесс.
С гибелью афинского флота, однако, долго бы это не продолжалось.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Kell на 11/14/05 в 18:07:41

Quote:
Помнится, в Фермопильском ущелье остались все-таки спартанцы, в то время как философски настроенный афинский флот дал деру...
Справедливости ради: и еще осталось вдвое-втрое превосходящее спартанцев число союзников, ни в какой Спарте не росших. Вполне добровольно, прикрывая отступление своих.
Но Марафон и Саламин действительно оказались для Греции полезнее Фермопил...

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Ципор на 11/14/05 в 18:14:00
Помнится, в Фермопильском ущелье остались все-таки спартанцы, в то время как философски настроенный афинский флот дал деру...

Флот не дал деру, а ждал персов, но ему пришлось отойти из-за шторма. И союзники Леонида тоже не сбежали, а были отосланы самим Леонидом. Решение, по-моему, не глупое - зачем губить зря людей?

А ежели бы и Леонид был философом?

Погибло бы больше народу, скорее всего. Оставшиеся ведь, наверняка, дали ушедшим время уйти.

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем Antrekot на 11/14/05 в 18:32:51
Мне встречалась в нескольких местах версия, что впечатление, произведенное Фермопилами, повлияло на результат битвы при Платеях.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Этика и сохранение вида
Прислано пользователем FatCat на 11/15/05 в 00:58:49

on 11/14/05 в 18:32:51, Antrekot wrote:
впечатление, произведенное Фермопилами, повлияло на результат битвы при Платеях.
Думаю, и не только на этот результат!  ;)



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.