Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Прикладная этика и теология >> названная так, ибо здесь >> О двух разновидностях этики
(Message started by: Ципор на 11/11/04 в 14:29:48)

Заголовок: О двух разновидностях этики
Прислано пользователем Ципор на 11/11/04 в 14:29:48
У ряда посетителей  есть  склонность к следующему способу ведения дискуссии (далее не цитаты, а изложение): "Ну человек же убивает животное ради шерсти/мяса/шкуры (не обязательно по необходимости). Так что плохого в убийстве ради написания картины?"
"Ну ведь люди ставят опыты на животных? Так что плохого в том, чтобы поставить опыты на эльфах/марсианах - они ж тоже существа иного вида?"
"Люди же нарушают доверие коров, отправляя их на бойни,  - и ничего. Так за что осуждать человека, пославшего под танк собаку или Саурона, если б тот предал своих подданных?" (этика А) (*)

Люди, которые считают постановку опытов на марсианах/эльфах и пр. этически недопустимым (этика Б), объявляются в таких случаях имеющими двойные стандарты.

Но я скажу, что с точки зрения практических последствий этика Б куда лучше в плане меньшего причинения зла окружающим. Этика А объявляет непредосудительными ряд поступков и тем самым поощряет их совершение.  В отличии от этики Б.

Ну а поскольку уменьшение или неувеличение зла важнее теоретических принципов, то я предпочитаю этику Б.

(*) я не имею в виду, что люди, высказывшие первый тезис, высказывали и второй - или наоборот. Это не так. Я только нахожу общность в подходе.

Заголовок: Re: О двух разновидностях этики
Прислано пользователем Mithrilian на 11/11/04 в 14:46:16
Ципор, у тебя смешались в кучу кони, люди. Скажем, я никоим боком и никак не высказывала свое мнение по поводу эльфов-марсиан-Саурона (то есть, как я понимаю, антропоморфных договороспособных существ, хнау, етс), но высказывала мнение на тему использования животных. Потому попрошу поаккуратнее и не вмешивать меня в спор, в котором я не участвую. Спор про эльфов и марсиан меня не волнует, ибо нет ни тех, ни других, опереться не на что, все это сотрясение воздуха. Если кто-то считает эльфов равными в правах человеку, а кто-то - нет, то это вопрос личного восприятия - и только. В жизни эти ребята не встречаются.

Заголовок: Re: О двух разновидностях этики
Прислано пользователем Ципор на 11/11/04 в 14:51:04

on 11/11/04 в 14:46:16, Mithrilian wrote:
Ципор, у тебя смешались в кучу кони, люди. Скажем, я никоим боком и никак не высказывала свое мнение по поводу эльфов-марсиан-Саурона (то есть, как я понимаю, антропоморфных договороспособных существ, хнау, етс), но высказывала мнение на тему использования животных. Потому попрошу поаккуратнее и не вмешивать меня в спор, в котором я не участвую.


Я просто нахожу эти подходы сходными. Если меня можно было понять так, что эти взгляды высказывают одни и те же люди, прошу прощения. Сейчас внесу дополнение.

Заголовок: Re: О двух разновидностях этики
Прислано пользователем Vladimir на 11/11/04 в 14:57:14
Ну, собаке действительно не стоит доверяться сеперу, а человеку - Саурону:) Но почему считать того же сапера нехорошим человеком, делающим что-то недолжное?

Почему вдруг оказывается лучше пусть на верную смерть человека, чем собаку???

* пошел думать об участи лошадей в кавалерии ;)

Заголовок: Re: О двух разновидностях этики
Прислано пользователем Ципор на 11/11/04 в 17:17:58

on 11/11/04 в 14:57:14, Vladimir wrote:
* Vladimir пошел думать об участи лошадей в кавалерии ;)


Да тоже ничего хорошего. Но считать, что у людей нет вины перед лошадями? Увольте.

Но вообще это уход от темы - она немного другая.

2 Мит, дополнение:


Quote:
Если кто-то считает эльфов равными в правах человеку, а кто-то - нет, то это вопрос личного восприятия - и только. В жизни эти ребята не встречаются.


Да, но некоторая вероятность встречи когда-нибудь с иновидовыми разумными существует :)

Заголовок: Re: О двух разновидностях этики
Прислано пользователем R2R на 11/12/04 в 11:11:51

Quote:
"Ну ведь люди ставят опыты на животных? Так что плохого в том, чтобы поставить опыты на эльфах/марсианах - они ж тоже существа иного вида?"


Это соображение действует, если у нас основной критерий применимости этики - принадлежность к нашему биологическому виду.
Здесь неявно подразумевается правило "С существами своего вида делать то-то плохо" и отсутствие такого правила в отношении других видов.

Но критерий "совпадение определённых участков ДНК" может быть и не единственным. :) Это уж как договоришься.
Можно добавить, что также плохо ставить опыты на разумных существах. Тогда под защиту этого правила попадают марсиане (если они существуют и разумны); эльфы и Саурон (если бы они существовали); шимпанзе (если мы определяем разумность как способность к коммуникации на уровне четрёхлетнего ребёнка), и оно зависит от определения "разумности". Но и правило "плохо ставить опыты на людях" зависит от определения человека.

Я это к чему. Что такое двойной стандарт? Когда одно и то же правило в одинаковой ситуации применяется по-разному. Так это если в одинаковой. Этика Б - это, насколько я понимаю, не какой-то отдельный вид этики, это другой набор правил.



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.