|
||
Заголовок: "О Вечном" или снова об эльфах и людях… Прислано пользователем Vadim на 02/14/05 в 08:21:00 Здравствуйте! Нашел любопытный реферат на тему "Запад и Восток", прочитал и понял, что где-то уже слышал что-то подобное. Совсем в другой области! Вначале вот что: "Запад есть запад, Восток есть восток, Не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда. (Р. Киплинг)… …Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении временного промежутка с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций…" Ниже привожу цитаты из реферата с моим комментарием, чтобы проиллюстрировать следующую пришедшую на ум мысль: "Так не похожие меж собой, но все же оба Эрухини – Человек и Эльф Толкиена - не имеют ли аналогий в земной реальности в виде противопоставленных друг другу по менталитету, но все же Цивилизаций Запада и Востока?" Не имею ввиду, что Профессор брал их за прототип! Нет! Только ищу аналогии. Вот, пожалуйста: 1. "…В устойчивости Восточной цивилизации состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия [хочется верить, что как спираль]. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы…" Смотрим "Музыку Айнур" (Гиль-Эстель): "…И, наконец, стало казаться, что две музыки звучат одновременно пред троном Илуватара, и были они совершенно ращзличны. Одна была широка, глубока и прекрасна, но медленна и исполнена неизмеримой скорби, из которой и исходили главная ее красота. Другая достигла теперь единства в себе самой: но была она громкой, блестящей, пустой и бесконечно повторяющейся; но гармонии в ней все же было мало – скорее, звенящий унисон множества труб, резкий и неприятный – и составленный всего из нескольких нот. И он тщился заглушить другую музыку неистовством своего голоса – но самые победные звуки его вплетались, захваченные ею, в ее скорбный узор". Этот отрывок, кажется, следует понимать так, что Третья тема, ознаменовавшая приход Эрухини, была "глубокая" и "скорбная", а "унисон труб" – от Мелькора. Сравните, однако, это с описанием Запада и Востока! Отвлекаясь от основной задачи: слова Эру, обращенные к Мелькору после Единого аккорда: "А ты, Мелькор, увидишь, что нет темы, истоки коей не лежали бы во мне…" наводят на мысль о причастности Мелькора к созданию Эрухини. Он, ведь, кажется единственный трубил свое (или не свое) в Третьей теме наравне с Илуватаром. Несколькими абзацами далее Толкиен уверяет, что "…никто из Айнуров не участвовал в их [Эрухини] создании". Однако, если Илуватар задавал Айнур темы, а они развивали их, наполняя конкретным звучанием, то, как же они не причастны к Детопроизводству? Или Третью тему их оркестр только исполнял, не внося ничего? Но тогда Мелькор – практически даже больше, чем наш Крестный отец! Он-то точно вносил! Но продолжу. 2. Прошу прощения за обширную цитату, но из этой песни слова не выкинешь! "…Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Разгадка - в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. Еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети". В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им…" / конец цитаты. Саурон, согласно Толкиену (письма) был главой магии и машин. Известно, что эльфы – весьма природные существа. Тут вообще излишне, что-либо комментировать – аналогия очевидна. Если первый пункт еще как-то кажется "притянутым за уши", то уж тут просто – "no comment!" А любопытные мысли на счет отношеия к природе человеков и эльфов можно увидеть в теме "Энергетические законы и мир Арды" на этом форуме. 3. "…Третьей особенностью Востока является приверженность традиции… Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Конфуций создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения…" Не имею цитаты, однако, пересмотрел "Законы и обычаи Эльдар", и косвенно, по некоторым фразам кажется, что Традиция играет сильную роль и в эльфийской жизнедеятельности. К тому же, при нерегламентирванной продолжительности жизни эльфа, сохранение и поддержание традиций как будто бы должно происходить само собой. 4. "…Отношение к религии… На Востоке оно весьма отличается от западного… Конфуцианство называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д…" Соблюдение этикета, конечно, приветствуется в любой цивилизации. Но ведь Профессор как раз про эльфов писал, что они воплощают социальную, познавательную сторону отношения воплощенных к Миру, озабочены морально-этическими вопросами. На востоке есть, конечно же, еще буддизм, даосизм. Они научают человека обретению нирванны, верного пути к достижению Источника (что однажды получилось у Киану Ривза, хотя это и не относится к теме :)). Присутствует вера в перерождение. Это - религии в полном смысле слова. Но они не привносят, на мой взгляд, каких-то отличительных черт в картину "Человек-Эльф", а сравнивать их с западным Христианством – не здесь и не сейчас (пока не нашел реферата!). 5. "…Знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи земли: "Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?…" А Финрод в "Атрабет…": "Ибо если Вы думаете, что квэнди не ждет неизбежная смерть, Вы ошибаетесь. Видите ли, никто из нас не знает будущего Арды… Но конец придет. Это знают все. И тогда мы умрем, и, похоже, исчезнем навеки, ибо мы, эльфы, принадлежим Арде и в хроа, и в феа. А что потом? Как Вы сказали? "Уйдем - и не вернемся; то будет конец всему, невозвратная потеря". И о надежде нам никто никогда не говорил". Не могу не повторить вслед за многими, что Толкиен заимствовал определенный колорит (и не только) для Силмариллиона из "Эдд", а они пропитаны мрачным настроем, дыханием Фатума. Может быть здесь аналогия с Востоком и зряшная. В Силмариллионе весьма мало мажорных нот. В этом, может быть, воплотилась мрачность скандинавских саг: "мы все умрем, потому что таков рок, которому НЕЛЬЗЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ". В словах Финрода – скандинавский фатализм. Восток фатален по-иному: "мы все умрем, потому что такова воля ЖИЗНИ, которую мы с ПОНИМАНИЕМ исполним". 6. "…Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных". Этот тезис, скажет любой, читавший исход Нолдор, речь Феанора в Круге судьбы и пр., совершенно не подходит ни к эльфам, ни к людям, ни к поведению Валар. Оставляю его для того, чтобы показать, что "король-то голый!" и не все попадания не "в молоко". p.s. Не надо понимать вышеизложенное, как попытку доказать, что эльфы по национальности китайцы. И еще, в реферате есть заключение на один абзац: "Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы,технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял." Вывод, конечно, совершенно не связан с содержанием реферата, однако как-то направляет мысли в русло темы "Энергетические законы и мир Арды"… Желаю здравствовать и процветать! Вадим. |
||
Заголовок: Re: "О Вечном" или снова об эльфах и люд Прислано пользователем Бенедикт на 02/15/05 в 21:56:42 Интересно. Выскажу несколько замечаний, надеясь, что присутствующие дополнят их. С характеристикой Запада и Востока могу согласиться далеко не во всем. И в Европе бывали длительные периоды следования традициям и писания по образцам, и на Востоке - бурные перемены. Да и ранний буддизм и даосизм, на мой взгляд, скорее этико-философские системы, чем религиозные. А Мелькор, по Толкину, _исказил_ часть эльфов и/или еще каких-то существ (сделав их орками) и в меньшей степени - людей. |
||
Заголовок: Re: "О Вечном" или снова об эльфах и люд Прислано пользователем Ципор на 02/17/05 в 00:30:24 Что считать Востоком? Автор цитируемого стихотворения включал в него и арабский мир, а к нему ваши рассуждения не особо относятся, имхо. А вообще было б любопытно увидеть комментарий историка - на предмет правомерности проведения параллелей. Могултай, может, откомментируешь? |
||
Заголовок: Re: "О Вечном" или снова об эльфах и люд Прислано пользователем Vadim на 03/16/05 в 15:03:06 Или текст неудобоваримый, или мысли у всех работают в другую сторону... Что же так малолюдно? :'( |
||
Заголовок: Re: "О Вечном" или снова об эльфах и люд Прислано пользователем Het Mastin на 03/16/05 в 16:22:57 Ну, тест и вправду с одного замаха не осилить... А кроме того, в предлагаемом как факт противопоставлении "Востока" и "Запада" есть ряд не то чтобы неточностей, но, как бы это сказать, штампов восприятия. Ну, например, про непрерывную культурную преемственность. Так в том же столь хвалимом Китае "Культурную революцию" учинял не один лишь Мао. Такое словосочетание, как Цинь Ши-Хуан Ди, надеюсь, представляете себе? И этот тоже не последним был. Там это вообще чуть ли не при каждой смене династий происходило. С эффектом, каждый раз вполне себе сопоставимым с нашествием варваров на Рим. Это помимо того, что "Восток" - отнюдь не одна цивилизация/этнос/способ мировосприятия. Их там никак не меньше пяти (было). ПыСы. Будет время - напишу кой-чего в Ваш тред про эльфов и энергию. Но чуть позже. |
||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |