Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Бель-летр >> Спойлеры и Дисклэймеры >> Фильм "Морфий", снятый по рассказам М.Булгакова  
(Message started by: olegin на 12/01/08 в 17:31:10)

Заголовок: Фильм "Морфий", снятый по рассказам М.Булгакова  
Прислано пользователем olegin на 12/01/08 в 17:31:10
Анонс:

«Морфий» — экранизация цикла рассказов Булгакова «Записки юного врача», когда-то переделанных в киносценарий Сергеем Бодровым-младшим и снятая режиссером Алексеем Балабановым. По легенде Бодров-младший сам хотел снять этот фильм, но тогда продюсер Сергей Сельянов отговорил его — слишком сложно. А теперь дело друга продолжил Балабанов. Весь цикл рассказов Булгакова в картине объединен в единое повествование. Доктор Бомгард, рассказчик и главный герой, который у Булгакова получает и печатает тетрадь бывшего однокашника, морфиниста Сергея Полякова, и сам несчастный Поляков в фильме объединены в одного персонажа. Выведены подробности романа доктора и его фельдшерицы Анна Кирилловны, которую сыграла Ингеборга Дапкунайте, и отсутствующие в рассказе сцены героя с бывшей женой, у которой в фильме появилось имя (Екатерина Карловна) и лицо сербской актрисы Катарины Радживоевич. Но основной загадкой остается многажды переписанный Балабановым финал. И если в оригинале выстрелившего себе в грудь Полякова сутки везут на валких саночках в уездную больницу за сорок верст, где он и помирает без прощения и прощаний, то, что сделает с парнем Балабанов, и подумать страшно.

Смотрите в кинотеатрах с 27 ноября.

Официальный сайт картины. (http://www.morfiyfilm.ru/)

Выдержки из рецензии (http://www.rian.ru/authors/20081128/156058039.html) на фильм:

Не успели стихнуть возмущенные возгласы по поводу «Груза 200» Алексея Балабанова, как автор вбросил в прокат следующий шокирующий артефакт под названием «Морфий».

«Возгласов» и негодований на этот раз, думаю, будет не меньше. Первые из них раздались сразу после предварительных показов. Экспертное сообщество тут же и раскололось. Уже даны оценки: лучший фильм уходящего киносезона, «картина одного из немногих профи в отечественном кинематографе». Уже слышны чистосердечные признания типа того: после просмотра фильма молодому человеку не захочется стать доктором и лечить людей, а захочется повеситься.

Что, правда, то правда: в пору мирового финансового кризиса фильм «Морфий» – не самое верное пособие по выживанию. В нем много чего неприятного: ампутация, ненормативные роды, трахеотомия ребенка, рвота в нагрузку к сексу, обожженные тела, обугленные лица…  
И отчего так приключилось в этом фильме?

Вроде никаких предпосылок к тому не было. Литературная основа – ранняя проза Булгакова «Записки на манжетах». Сценарий по ее мотивам написан Сергеем Бодровым-младшим, который сам и собирался  снять фильм.

Конечно, рассказ «Морфий» о молодом докторе, который по случаю «подсел» на наркотик, не поражает наше воображение оптимизмом, не заражает хорошим настроением, не заряжает бодростью.

Но, все-таки, Булгаков есть Булгаков. Этот автор далеко не первый мизантроп в отечественной литературе. Да и младший Бодров, так рано ушедший из жизни, тоже не отличался чрезмерной депрессивностью своего повседневного бытия. Единственно, что могло бы насторожить в этом создании, так это имя кинорежиссера.


Пожалуй, я не могу назвать ни одного имени иного российского кинорежиссера, который был бы так чуток к тому, что происходит в подкорке нашего общества на протяжении последних двух десятков лет. И который бы так последовательно отслеживал все стадии его тяжелого хронического недуга.
А общество – это живой организм, которому больно, когда внутри что-то нарушено, изношено, изъязвлено… Когда снаружи все вроде бы и ничего, а болезнь уже берет свое.


У Булгакова за рассказом о юном враче, высадившемся на заснеженной равнине и лечащим ее обитателей от сифилиса («Звездная сыпь»), следует «Морфий», где изложена история болезни другого юного врача, и к тому же от первого лица в виде дневниковых записей.

Сценарий, написанный Сергеем Бодровым-младшим, соединил оба рассказа в одно повествование и представил обоих героев в одном лице. И даровал им одну судьбу на двоих. Только теперь это взгляд на трагедию души не изнутри, а со стороны, издалека; дистанцию как раз и дает почувствовать стилизованная эстетика Великого Немого.

У писателя Булгакова доктор Поляков ищет спасение от боли физической и нравственной, от тоски одиночества в морфии и в литературе (для него дневник как последняя ниточка, связывающая его падающую в пропасть бессознания жизнь, с рассудком).

У режиссера Балабанова доктор Поляков утешается, сексом с Анной Николаевной, Вертинским и синематографом. На периферии его сознания: снежная метель и пожар революции. Фильм так организован, что невольно, без какой-либо подсказки режиссера, обе стихии соединяются в одну.
Фильм так организован, что в зале кинотеатра приходится переживать не столько за вчерашний, сколько за сегодняшний день.  


Сквозь кристаллик давно оставшегося позади времени видно, почему нам не удаются рывки и прорывы в светлое будущее, к звездам… И понятно почему раз за разом, хоть в 17-м, хоть в 56-м, хоть в 91-м после всех упований и надежд, проваливаемся в бездну разочарований и тяжелой безнадеги.

…Надежда возродится, когда для начала мы перестанем обижаться на докторов-диагностиков, а затем поймем, что лечиться от бессознания надо долго и упорно. Без революций и потрясений.

Заголовок: Re: Фильм "Морфий", снятый по рассказам
Прислано пользователем olegin на 12/01/08 в 20:27:49
Фильм можно скачать бесплатно здесь. (http://www.tfile.ru/forum/viewtopic.php?p=2307263#2307263)
Интервью с Балабановым о его фильме на YouTube тут. (http://ru.youtube.com/watch?v=XTURorVphbA)

Заголовок: Re: Фильм "Морфий", снятый по рассказам
Прислано пользователем olegin на 12/08/08 в 13:53:55
Посмотрел "Морфий" и был озадачен:откуда Балабанов взял многих героев фильма,который нет и в помине в ранних рассказах М.Булгакова.Тут или основательно "переработан" сценарий Бодрова-младшего самим режиссером,либо сам Бодров фривольно интерпретировал произведения Мастера.Во всяком случае здесь даже "не пахнет" Булгаковым.К тому же картина перегружена натурализмом или откровенными сценами,граничащими с пошлостью.Мастер же был интеллигентом "до мозга костей" и этого бы себе никогда не позволил.Картина ставит много вопросов,которые,к сожалению,остаются без ответов.ИМХО,Бортко при экранизации произведений Мастера очень трепетно и бережно относился к текстам автора,стараясь вообще их не править.По-видимому,один режиссер относится с пиететом к классику,а другой считает своим долгом его подправлять.Ну,что ж-каждому свое...



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.