Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Бель-летр >> Спойлеры и Дисклэймеры >> Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камши
(Message started by: Floriana на 10/01/07 в 09:55:31)

Заголовок: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камши
Прислано пользователем Floriana на 10/01/07 в 09:55:31
Начну еще одну тему: в любом трэде по Камше это будет оффтоп.
Рыцарство было уничтожено пушкой (с). В нашем мире - но не в мире меча, драконов и единорогов. Читаешь, скажем, Джорджа Мартина и думаешь: девять тысяч лет - и никакого прогресса? Да и не только его... много кого.
Обычно в таких мирах не только социальные отношения, но и техника, и экономика стоят на месте. Представить трудно - разве что и население не растет. Но у Камши все иначе: тут мы видим и вполне приличные пушки - и феодальные отношения во всей их красе. Пора бы начаться Новому Времени - а оно вот не начинается никак!
В ХА невозможность использовать порох отбросила общество назад: основным родом войск вновь стала рыцарская конница. Александр Тагерэ упрекает старшего брата, короля Филиппа, что тот задвигает на задний план высшую знать и опирается на выскочек, на что Филипп отвечает, человек он слабый, не очень умный, и потому окружает себя подобными себе. Но позвольте, ведь он делает то, что и реальные короли во времена оны стали делать! Конец феодализма - это время тяжелой борьбы королей с высшей знатью, когда они опираются на мелкое дворянство и поднимающееся третье сословие. По ходу начинают жаловать титулы направо и налево.
Но в Талиге ничего подобного нет. Человек, не имеющийся титула хотя бы графа, не может занять высокую должность в государстве. "Дворянства мантии" то ли вовсе нет, то ли оно никакой роли не играет. А Фуке и Кольбер по рождениею не были дворянами, в Англии же процесс "выскочкизма" начался и того ранее. Упоминаются какие-то мануфактуры, но их хозяева сидят тише мыши, чего не реальном мире не наблюдалось. В других странах торговля и банкирское дело, возможно, находятся в руках гоганов, но в Талиге-то их нет!
Итак, хотелось бы поговорить, что это: условность, свойственная жанру фэнтэзи - или нечто большее?
елена Хаецкая как-то написала статью "О феодальном и буржуазной фэнтэзи", где доказывала, что первое не в пример лучше. Никак она установила новую традицию? Но ведь не с нее началось...

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем nava на 10/01/07 в 11:19:39
Кстати, недавний цикл Е. Хаецкой aka Владимир Ленский "Эльфийская кровь" практически посвящен торжеству "аристократических" ценностей ( в том числе моральных)над "буржуазными".

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Blackfighter на 10/01/07 в 12:10:51
по некоторым другим версиям рыцарство было уничтожено лучниками.  ::)

однако ж, Вы невнимательны. да, Кэртиана развивается значительно медленнее, чем Земля. но феодальных отношений "во всей красе" там уже лет 400 как нет - см. о реформах Франциска Оллара; положение крестьян туда же. а соратники Франциска, те самые "навозники" - это же и есть потребные Вам "выскочки" во всей красе. а акцент борьбы у них смещен - не мелкое дворянство против высшей знати, а старая аристократия против новой. уся энергия туда ушла :)


Quote:
Итак, хотелось бы поговорить, что это: условность, свойственная жанру фэнтэзи - или нечто большее?


по-моему, это замечательно простроенная альтернативная схема развития. Кэртиана - мир сотворенный, обитатели изначально поставлены в заметно более благоприятные условия (у них, судя по всему, оно началось-то все с чего-то, приближенного к античности по уровню развития). соответственно, и направление развития несколько меняется, потому что, скажем так "давление окружающей реальности" - другое.

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Olga на 10/01/07 в 12:32:50

Quote:
Рыцарство было уничтожено пушкой (с)


Долгонько же возились...


Quote:
В нашем мире - но не в мире меча, драконов и единорогов. Читаешь, скажем, Джорджа Мартина и думаешь: девять тысяч лет - и никакого прогресса?


А что удивительног? Возьмите палеолит: 60 000 лет - и никакого прогресса...

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Antrekot на 10/01/07 в 12:37:45
Кэртиана развивается и медленнее, и качественно иначе.  Это уже говорилось, но Талигу с его площадями и низкой плотностью населения вторичное крепостное право (кстати, выложу-ка я материалы по нему) просто на карте написано.  Кстати, не начало ли оно там заводиться под конец кабитэльского периода и не стало ли причиной оглушительной победы Франциска?  И не является ли сильно военизированная система управления страной в "олларовский" период ценой за _отказ_ от крепостного права?  

upd: начато
https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=histn;action=display;num=1191245387

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Nadia Yar на 10/01/07 в 14:06:49
Пора открывать в Уделе новый раздел, посвящённый произведениям Веры Камши. :)

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Floriana на 10/01/07 в 15:24:41

Quote:
Пора открывать в Уделе новый раздел, посвящённый произведениям Веры Камши.

Ну вот на Литфоруме же есть.

Quote:
А что удивительног? Возьмите палеолит: 60 000 лет - и никакого прогресса...

Есть такая теория, что развитие идет как бы по экспоненте.

Quote:
Кэртиана развивается значительно медленнее, чем Земля. но феодальных отношений "во всей красе" там уже лет 400 как нет - см. о реформах Франциска Оллара; положение крестьян туда же. а соратники Франциска, те самые "навозники" - это же и есть потребные Вам "выскочки" во всей красе.

Я в общем-то имела в виду отношения внутри господствующего класса. За 400 лет новая аристократия вполне может превратиться в старую, а иного притока свежей крови  свежих сил не наблюдалось. Во времена Франциска 1 пушек вроде не изобрели еще. Именно сейчас требуется усиление вертикальной социальной мобильности - а его нет!

Quote:
Кэртиана развивается и медленнее, и качественно иначе.

Это заметно: не было ни темных веков, ни классической раздробенности, когда каждый дворян - маленький король в своем поместье, а настоящий король ничем реально не управляет, кроме своего домена. Но как раз это я могу допустить, а вот то, что на данном этапе развития государства третье сословие сидит столь тихо, что о нем можно вовсе не говорить, представить трудно.

Quote:
Кстати, недавний цикл Е. Хаецкой aka Владимир Ленский "Эльфийская кровь" практически посвящен торжеству "аристократических" ценностей ( в том числе моральных)над "буржуазными".

Насколько мне известно, первой ласточкой была книга Далии Трускиновской "Королевская кровь". Дело в том, что у определенного рода деятелей нынче модно идеализировать средневековье. Как будто товарищи обчитались Константина Леонтьева с Серафимом Роузом.
Но про Камшу такого не скажешь.

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Olga на 10/01/07 в 15:45:52

Quote:
Есть такая теория, что развитие идет как бы по экспоненте.


А фэнтези пишется типа, чтобы теории подтверждать?

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Floriana на 10/01/07 в 15:53:58

Quote:
А фэнтези пишется типа, чтобы теории подтверждать?

Иногда.  :)
Я уж молчу о том, для чего пишется, например, сакральная фантастика.

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Olga на 10/01/07 в 15:57:41

Quote:
Иногда.  


Ну вот, к тем авторам, кто ЗА ЭТИМ пишет фэнтези,и обращайтесь с недоумениями...


Quote:
Я уж молчу о том, для чего пишется, например, сакральная фантастика


Интересно, что вы скажете...

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Antrekot на 10/01/07 в 16:11:01

Quote:
сть такая теория, что развитие идет как бы по экспоненте.

Но у нас-то развитие не тормозят извне.  А в Кэртиане тормозят.


Quote:
Но как раз это я могу допустить, а вот то, что на данном этапе развития государства третье сословие сидит столь тихо, что о нем можно вовсе не говорить, представить трудно.

В ситуации, где не было полноценного феодализма, где воздух города не делал свободным, а серваж отсутствовал как класс...

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Floriana на 10/01/07 в 16:17:56
В миссионерских, естественно, целях.
Впрочем, большинство представителей этого направления считают также необходимым бороться с глобалистами сферическими резиновыми и либералами сферическими в вакууме, отчего их книги получаются ну очень политизированными!
Ни вас, ни  alan_cristian я к сакральной фантастике не причисляю, другие критики тоже.

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Floriana на 10/01/07 в 16:24:12

Quote:
В ситуации, где не было полноценного феодализма, где воздух города не делал свободным, а серваж отсутствовал как класс...  

А что есть Фельп - республика жирных пополланов?
Впрочем, если купечечтво в Талиге было привилегированным сословием, как в царской России - его могло все устраивать. До этого времени и далее.
А в Арции развитие тоже кем-то тормозится.

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем smrx на 10/01/07 в 21:13:06
Рыцарство было уничтожено мушкетом. Не пушкой и даже не аркебузой. Дело было в том, что военного сословия (рыцарей) большинству королей и полководцев всегда не хватало и всегда стояла задача набора в войско и крестьян-простолюдинов. Только проблема в том, что против рыцарей они были совершенно неэффективны. Иногда у некоторых полководцев все-таки получалось организовывать из простолюдинов боеспособное войско, способное при определенных условиях побеждать рыцарей - английских лучников или швейцарскую пехоту. Но этого было недостаточно, потому что эти простолюдины тоже были не крестьянами (которых много и можно всегда рекрутировать), а профессионалами, не особо многочисленными. Для мастерства стрельбы из лука нужно долго учится, мало у какого крестьянина было столько времени. Английские короли набирали лучников в основном из валлийских охотников, а не из крестьян. В швейцарской пехоте тоже служили профессиональные наемники, а не просто крестьяне решившие временно подзаработать.
Ситуацию несколько изменил арбалет. Подготовить арбалетчика из крестьянина можно было быстрее чем лучника. Но арбалет стоил дорого, и рыцарские латы продолжали совершенствоваться, так что и арбалет уже не всегда их пробивал. Аркебуза несколько превосходила арбалет, но не принципиально. Была сильнее по пробивной силе, но хуже по точности и дальности.
А вот мушкет наконец ситуацию изменил. Его пробивная сила позволяла пробить уже любые латы. В производстве он стоил дешевле арбалета. Научить стрелять из него крестьян было не сильно сложно. Само устройство оружия, его точность не позволяло вести из него снайперскую стрельбу,  поэтому профессионализм не требовался. Главное было стрелять не метко, а как можно быстрее упорядоченными залпами. То есть от стрелков по сути стала требоваться только дисциплина и точное и быстрое выполнение команд. Этому (хоть и не так просто) крестьян можно было обучить за относительно небольшое время.
Мушкет позволил создавать дешевые и эффективные армии из простолюдинов, что и положило конец рыцарству как военному сословию.

Насчет феодализма и отсутствия технического прогресса в большинстве фентезийных миров. Не могу говорить за мир Кэртианы, но в целом обычно это объясняется влиянием фактора, которого нет в таком виде в нашем мире - магии. Зачем пушки и мушкеты, когда можно "кастовать фаерболы"?

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Isaac_Vasin на 10/01/07 в 23:06:54
У Глена Кука в "металлическом" цикле про приключения детектива Гаррета описан довольно любопытный мир. По многим параметрам он похож на европейский 19-го, а то и 20-го века, но при этом сохраняет дворянскую элиту, именно из-за магии и перманентной войны. Маги там заменяют оперативно-тактические ракеты и прочие средства качественного усиления, а потому власть сохраняется у них, ибо на поток обучение магов поставить не получается, как я понял. Причем причина войны - спор за ресурсы, необходимые для эффективной магии(серебряные рудники).

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Nadia Yar на 10/02/07 в 02:08:15

on 10/01/07 в 16:17:56, Floriana wrote:
В миссионерских, естественно, целях.


То, что пишется в миссионерских целях - не фантастика, потому как не литература. Это более-менее замаскированные под фантастику памфлеты. Всё-таки фантастика - прежде всего литература.

Сакральная фантастика пишется не в миссионерских целях, а в самых обыкновенных человеческих. Её создают авторы-христиане, которые смотрят на мир в христианской перспективе и которых волнует христианская проблематика. Когда такие люди пишут мэйнстримный роман, у них получается христианская литература. Когда они пишут роман фантастический, это сакральная фантастика. :)

(Завтра выложу в Уголок новый рассказ. Интересно, что ты скажешь - это сакральная фантастика или нет? :))

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Ursus на 10/02/07 в 04:35:09
Антрекот


Quote:
В ситуации, где не было полноценного феодализма, где воздух города не делал свободным, а серваж отсутствовал как класс...


Азиаты. Даром что в колетах... И именно по этой причине у меня очень большие надежды на периферию -- Дриксен и Гайифу... Где и Великое Переселение было, и все сопутствующее...

Но, естественно, все окажется совсем не так ;D ::) :-X ...

=================

smrx


Quote:
Рыцарство было уничтожено мушкетом. Не пушкой и даже не аркебузой. Дело было в том, что военного сословия (рыцарей) большинству королей и полководцев всегда не хватало и всегда стояла задача набора в войско и крестьян-простолюдинов.


А почему "не хватало", если у противника действовала ровно та же система? Мне кажется. что причины изменения структуры армии были скорее внутренние...


Quote:
Только проблема в том, что против рыцарей они были совершенно неэффективны. Иногда у некоторых полководцев все-таки получалось организовывать из простолюдинов боеспособное войско, способное при определенных условиях побеждать рыцарей... Английские короли набирали лучников в основном из валлийских охотников, а не из крестьян. В швейцарской пехоте тоже служили профессиональные наемники, а не просто крестьяне решившие временно подзаработать.


Насчет швейцарцев мне кажется, что Вы говорите о позднем этапе. Где-то от Бургундских до Итальянских войн. А если вспомнить про их борьбу за независимость?.. А про фламандцев Вы не забыли?..


Quote:
А вот мушкет наконец ситуацию изменил. Его пробивная сила позволяла пробить уже любые латы. В производстве он стоил дешевле арбалета. Научить стрелять из него крестьян было не сильно сложно. Само устройство оружия, его точность не позволяло вести из него снайперскую стрельбу,  поэтому профессионализм не требовался... Мушкет позволил создавать дешевые и эффективные армии из простолюдинов, что и положило конец рыцарству как военному сословию.


Давайте отделим мух от котлет. "Рыцарству как военному сословию" или "доспехам как системе защиты"? Ни то, ни другое не будет, КМК, верно.

Что до доспехов, то я встречал упоминания о них при описании сражений Английской Гражданской. Причем, по некоторым описаниям, отдельные экземпляры там были весьма выдающимися: весили в полтора раза больше, чем полный доспех конца 15-го века, и не пробивались выстрелом из пистолета в упор. Да и впоследствии различные военные теоретики и практики настаивали на сохранении защитных доспехов.

Рыцарству как военному сословию? Это отчасти верно, но только отчасти. На смену рыцарям пришло другое можно сказать что и сословие. Наемники, профессиональные солдаты. А создание "дешевых и эффективных армий из простолюдинов", КМК, приходится скорее на эпоху революционных войн. Или, возможно, немного более раннюю.


Quote:
Главное было стрелять не метко, а как можно быстрее упорядоченными залпами.


Скажите. не находите ли Вы странным при этом, что до последней четверти 17-го века львиную долю численности пехотных подразделений составляли пикинеры?

Кстати, вот неплохой ресурс по испанской пехоте:

http://www.geocities.com/ao1617/Index.html

Лично я полагаю, что рыцарству как военному сословию положило конец изменение экономической ситуации. Развитие торговли и все прочее. Это позволило монархам акуммулировать средства, необходимые для создания наемных армий. Которые, ввиду иной структуры отношений между командирами и подчиненными, переиграли рыцарские ополчения по параметру управляемости.

Что до пушек, то они рулили не на поле боя, а в осадах. Что там говорили про кампанию 1450-го года в Нормандии -- "пятьдесят крепостей за год"?

И еще, если хотите, то давайте с этим обсуждением переедем в "Историю". А то здесь это оффтопик, да и я не хочу искушаться :) ...

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Antrekot на 10/02/07 в 05:40:14
Smrx, какие уэльские охотники, если в Англии _гражданам_ поголовно вменяли в обязанность учиться стрелять - и сборы для того регулярные проводили?

А рыцаря как социальное явление прикончили, по-моему, изменения в экономике и технологиях.  И, в частности, повышение товарообмена и интенсивности сельского хозяйства.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Ursus на 10/02/07 в 06:01:10

on 10/02/07 в 05:40:14, Antrekot wrote:
Smrx, какие уэльские охотники, если в Англии _гражданам_ поголовно вменяли в обязанность учиться стрелять - и сборы для того регулярные проводили?


Кстати, да...

Английский большой лук, который, вполне возможно, ускорил появление пластинчатых доспехов, не был чем-то новым к тому времени, как скотты почувствовали на себе его мощь; кроме того, первоначально появился он вовсе не в Англии. Тот тип оружия, который лучники использовали, к примеру, при Сенлаке, изобрели еще в доисторические времена: в датских болотных залежах встречаются экземпляры почти шести футов длиной. Однако оружие, тетива которого натягивалась к уху, а не к груди, в действительности нельзя называть термином «большой лук». В Англии, как и на континенте, «короткий лук» практически не принимали всерьез, в указе «О вооружении» Генриха II, изданной в 1181 г., о нем вообще не упоминается. Самым типичным метательным оружием в XII и XIII вв. был арбалет, переносной вариант древнеримской баллисты, точно так же, как ружье, а позднее аркебуза и мушкет были переносным вариантом пушки. Ричард I был большим поклонником этого оружия, и принц Джон среди наемников, бывших настоящим проклятием для Англии, содержал множество арбалетчиков, способных сражаться как верхом, так и пешими. Несчастливая память об этом времени увековечена в одном из разделов Великой хартии вольностей: «Чужеземные солдаты, арбалетчики и сержанты, верхом и с оружием явившиеся вредить королевству». Капитан арбалетчиков принца Джона сыграл одну из ведущих ролей в гражданской войне 1215—1217 гг.

Невозможно реально проследить происхождение большого лука, но есть достоверные свидетельства о том, что им очень часто пользовались в Южном Уэльсе во второй половине XII в. Геральд Камбренсий то и дело упоминает о том, что жители Гента и Морганга превосходили всех остальных в искусстве стрельбы из лука; кроме того, он рассказывает и о результатах их работы. При осаде Абергавенни в 1182 г. уэльские стрелы пробивали дубовую дверь четырех дюймов толщиной. Их так и оставили торчать там, как диковинку, и шестью годами позже, в 1188 г., Геральд видел эти стрелы своими собственными глазами, когда проезжал мимо замка. Железные наконечники частично высовывались с внутренней стороны двери. Рыцаря Уильяма де Браоса задела одна из этих стрел, причем она прошла сквозь рукав хауберка, рукав кольчуги, бедро, а затем, пробив кожу и дерево седла, ранила лошадь; когда воин повернулся, еще одна стрела тем же самым образом ударила его с другой стороны. «Неужели стрела, выпущенная из баллисты, могла бы сделать больше?» — спрашивает историк. Описывая луки из Гента, он говорит: «Их делают не из рога или тиса, а из древесины вяза; это уродливое, по виду незаконченное оружие, но при этом удивительно крепкое, большое и мощное, одинаково подходящее для стрельбы и на длинные, и на короткие расстояния».

В руках жителей Южного Уэльса были те же самые луки, которые использовали во время вторжения в Ирландию в 1171 г. норманны. Геральд рассказывает, как первая волна захватчиков отплыла в страну — 90 всадников в кольчугах и 300 пехотинцев-лучников «из цвета молодых людей Уэльса». В последнем отряде, под командованием Ричарда де Клера (по прозвищу Сильный Лук), было 200 верховых и тысяча пехотинцев, набранных во время марша по прибрежной дороге, начатого в Чепстоу. Этому сочетанию тяжеловооруженных всадников и лучников никто не мог противостоять. Геральд отмечает его эффективность; то же самое, только столетием позднее, сделал Эдуард I во время уэльских войн, поскольку копейщики Сноудонии дважды были побеждены конными лучниками (из Рента): в первый раз на мосту Оревин, во второй — близ Конвея, точно так же, как шотландские копейщики не смогли справиться с аналогичным противником при Фолкирке в 1298 г. Командиры Эдуарда II усовершенствовали технику боя, заставив тяжелых всадников спешиться и, соединившись с другими отрядами, держать хорошо выбранные позиции во время триумфальных шотландских кампаний 1332—1333 гг., при Дапплине и Халидон-Хилл.

Однако еще до того, как все это случилось, в истории стрельбы из лука произошел переворот благодаря указу «О вооружении», изданном Генрихом III. Там говорилось, что богатые йомены, владеющие землей ценою в тысячу шиллингов, должны являться на службу в шлеме и гамбезоне, с копьем и мечом, и далее, что «те, у кого есть земли стоимостью более сорока и менее ста шиллингов, обязаны принести меч, лук со стрелами и кинжал». Точно так же горожане, чье имущество стоило более девяти, но менее двадцати марок, обязаны были вооружиться луком со стрелами и мечом. В конце параграфа есть особое предложение, в котором говорится, что даже бедняки, которые имели менее сорока шиллингов или имущество ценою менее девяти марок, должны были, если есть, принести лук и стрелы вместо «falces, gisarmas et alia arma minuta», которые считались их обычным оружием.

Несмотря на это, нужно обратить внимание, что во время баронских войн 1264—1265 гг. арбалету все еще отдавалось преимущество. Единственное упоминание о лучниках встречается в описании нападения уэльских запасных подразделений де Монфора на марширующие колонны воинов короля Генриха в Уилде, но есть еще один случай (о котором не говорится ни в одной хронике), который показывает, что вполне реально было очень быстро собрать много лучников довольно далеко от уэльской границы.

После победы сторонников короля при Ившеме в 1265 г. рассеянные баронские войска в некоторых местах продолжали выступать против своего законного повелителя. Среди этих проблемных участков был Эссекс и район Пяти Портов; против них были отправлены войска под командованием де Лейбюрна. В мае 1266 г. он получил приказ собрать для подкрепления в Уилде 500 лучников. В списках казначейства они фигурировали как уэльсцы, лесовики и другие, что подтверждает довольно-таки очевидную теорию, предполагающую, что все обитатели лесистой местности умели пользоваться луками.

Дополнительные доказательства этому предположению можно найти в других списках казначейства, относящихся уже к 1266—1267 гг.; у Ноттингемского замка Реджинальд де Грей командовал объединенными силами из двух рыцарей с их пехотинцами, двадцати конных арбалетчиков и их капитана, десяти пеших арбалетчиков и двадцати лучников; рыцари пребывали на службе 263 дня, остальные — 436 дней, а их противником были объявленные вне закона члены баронской партии, скрывавшиеся в лесах. При этом произошло два сравнительно крупных сражения, одно из них — в самом сердце Шервудского леса. В одном-двух серьезных рассказах о Робин Гуде его называют сторонником Монфора, так что очень интересно при этом обнаружить рассказы о войске, включавшем в себя королевских лучников и расположившемся в Ноттингеме, т. е. на его территории, — они тоже несли потери от рук людей, оказавшихся вне закона.

Шестьюдесятью годами позже произошел еще один переворот в истории большого лука: браконьерам и изгоям Шервудского леса предложили полное прощение при условии, что они пойдут на службу в королевскую армию в качестве стрелков. Это было не просто всеобщее или бессмысленное помилование; здесь поименно перечислялись все люди и их преступления; факт, который ясно показывает, насколько их ценили. Преступники, как и их последователи, солдаты армии Веллингтона во время войны на полуострове, доказали боевую мощь английской армии; они помогли одержать знаменательную победу при Халидон-Хилл.

Эдуарду III выпало счастье полностью «собрать урожай» английских лучников, но посадил и вырастил семена его дед. Еще до первой уэльской войны (она началась в 1277 г.) он обнаруживал интерес к луку, который был очень распространен в этой стране; в 1277 г. в королевских землях существовал специальный отряд из 100 жителей Макклсфилда, исключительно лучников, сражавшихся отдельно от копейщиков. Они служили с самого первого дня войны и до самого последнего, в то время как остальные пехотинцы набирались только на короткий промежуток времени, и получали практически невероятную для солдат плату в 3 пенни в день. Другие отряды, участвовавшие в этой войне и состоявшие исключительно из лучников, пришли из Рента и Крикховелла; они тоже служили дольше, чем обычно.

Таково было начало взлета английской пехоты, благодаря которому она стала могучей военной силой. Эдуард I во время своих более поздних кампаний, а также и его внук Эдуард III старались с помощью каждодневных занятий превратить англичан в настоящих специалистов по стрельбе из лука и научить действовать как регулярные войска; однако даже после победы при Дапплине и Халидон-Хилл их воинская репутация оставалась крайне низкой. Жеан ле Вель очень ясно демонстрирует, что триумф при Креси стал полнейшей неожиданностью не только для французов, но и для всей Европы.

Само по себе оружие было простым, т. е. идеально подходило для крестьянской армии (не отличалось сложностями в механизме, как арбалет, и не требовало профессиональной подготовки). Возможно, английский лучник XIV в. занимался так же мало (если, конечно, не считать стрельбы по мишеням), как и бурский фермер 1899 г., но справлялся со своим оружием так же легко и естественно, как этот самый фермер — с винтовкой.


(с) Эварт Окшотт, "Археология оружия"

Кусочками, но вынимается. Например, то, что длинный лук сменил арбалет, а не наоборот...

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Blackfighter на 10/02/07 в 09:21:18
еще хорошие материалы все по тому же оффтопику: http://white-company.narod.ru/white-company/1.htm

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Zamkompomorde на 10/02/07 в 12:48:31
Кстати,о преимуществах огнестрельного оружия перед луком.Во время гражданской войны в Англии , после неоднократно продемонстрированной низкой эффективности мушкетов,  в парламенте всерьез обсуждали,не перейти ли на луки.Охотники тогда ими еще пользовались.Остановил недостаток мастерских по изготовлению луков:во всем Лондоне было их всего две.

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем nava на 10/02/07 в 16:34:50
Ну, уж если на то пошло, башкиры , служившие в казачьих полках,применяли луки и стрелы в войне 1812 года. В импортных фильмах про наполеоновсие войны периодически этот момент показывают - эффектно...

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Isaac_Vasin на 10/02/07 в 17:42:18

on 10/02/07 в 16:34:50, nava wrote:
Ну, уж если на то пошло, башкиры , служившие в казачьих полках,применяли луки и стрелы в войне 1812 года.


Да, было такое. Пытался найти зарисовку с натуры, "северные амуры" она вроде бы называлась, но не нашел... Зато вот парочка других картинок на ту же тему :)

http://lesavon.narod.ru/index_files/image124.jpg

http://www.konkurs.yeshlek.ru/data/media/4/image026.jpg

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Floriana на 10/02/07 в 19:02:05

Quote:
Сакральная фантастика пишется не в миссионерских целях, а в самых обыкновенных человеческих. Её создают авторы-христиане, которые смотрят на мир в христианской перспективе и которых волнует христианская проблематика. Когда такие люди пишут мэйнстримный роман, у них получается христианская литература. Когда они пишут роман фантастический, это сакральная фантастика.

Не вся христианская фантастика может квалифицироваться как сакральная. Последняя - некий феномен идей, не сводимых только к христианской пардигме. Юлия Вознесенская, например, называет свою писанину миссионерской фантастикой.  ;)  У тебя этот клубок идей не присутствует в полной мере, у Ольги тоже, еще много у кого...

Quote:
А рыцаря как социальное явление прикончили, по-моему, изменения в экономике и технологиях.  И, в частности, повышение товарообмена и интенсивности сельского хозяйства.

А армии нового образца потребовалось много чего: железо, цветные металлы, сера, селитра, еще куча вещей, которые не везде есть. К тому же ранее феодалы приходили к королю конны, людны, хлебны и оружны, то теперь армии требовались пропитание, обмундирование и фураж - где взять?- следовательно, нужды армии способствовали интенсификации торговли.
Повышение же товарообмена было вызвано усилением специализации в сельском хозяйстве и ремесле,; так как количество пахотных земель не может расти бесконечно, то рост населения ведет к этой самой специализации как естественному способу повысить производительность труда. Все это известно. Только в мирах фэнтэзи демографических кризисов не бывает.

Quote:
Маги там заменяют оперативно-тактические ракеты и прочие средства качественного усиления, а потому власть сохраняется у них, ибо на поток обучение магов поставить не получается, как я понял. Причем причина войны - спор за ресурсы, необходимые для эффективной магии(серебряные рудники).

А еще более любопытная ситуация описана в романе Уланова "Серебро и свинец": визардократия в чистом виде. Чем более человек способен к магии, тем более высокую ступеь в обществе он занимает, независимо ни от чего иного, даже пола. Но в Кэритиане-то магия в загоне, только гоганы чего-то умеют.

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Nadia Yar на 10/02/07 в 22:21:43

on 10/02/07 в 19:02:05, Floriana wrote:
Не вся христианская фантастика может квалифицироваться как сакральная. Последняя - некий феномен идей, не сводимых только к христианской пардигме.


А ты можешь перечислить эти идеи? Я примерно представляю себе, что такое сакральная фантастика в этом узком понимании, хотя её скорее следовало бы назвать христианской фэнтэзи. Боюсь, правда, что у каждого такого автора обнаружится своё мнение о том, кого из коллег можно причислить к сакральным фантастам.  :)

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Floriana на 10/02/07 в 22:56:35
Здесь то будет оффтопом. Кину в приват кой-какие ссылки.

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем nava на 10/03/07 в 09:32:38
2Исаак Васин
Я впервые увидела именно в кино. Подумала "развесистая клюква", полезла в источники - ан нет.
Извините за оффтоп. ;)

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем olegin на 01/08/08 в 18:15:32

on 10/02/07 в 16:34:50, nava wrote:
Ну, уж если на то пошло, башкиры , служившие в казачьих полках,применяли луки и стрелы в войне 1812 года. В импортных фильмах про наполеоновсие войны периодически этот момент показывают - эффектно...


В 1813 году под Лейпцигом эту картину красочно описал в своих мемуарах генерал барон М.Марбо.Стрелы большого ущерба не приносили,только неудобства:приходилось их обламывать на руках и ногах.

Из интервью с В.Камшой: “Мне хотелось отойти от традиционной  скандинавско-английской эстетики, не впадая при этом  в псевдодревнерусскую сусальность или  античность. Я долго думала, куда отправить героев “Темной Звезды”   - в Польшу, Венгрию и  Карпаты или в Испанию, и выбрала первый вариант. Во-первых, потому, что жила во Львове. а Львов - это
город-фэнтези, особенно ночью. Во-вторых, я с детства любила Сенкевича, Мицкевича, Короткевича, Лесю Украинку. Вот у меня  и вышли эдакие "Песни западных славян" на лад фэнтези, но потом “Хроники” вырвались за пределы Восточной Европы.” Ссылка:http://olmer.ru/kamsha/bio.shtml

Последняя фотография Веры Камши в городе Львове перед отъездом в Питер:http://kamsha.ru/author/V-lvov.jpg

Заголовок: Re: Фэнтэзи и социальный прогресс: на примере Камш
Прислано пользователем Kurt на 01/08/08 в 19:17:02

on 10/01/07 в 09:55:31, Floriana wrote:
Начну еще одну тему: в любом трэде по Камше это будет оффтоп.
Рыцарство было уничтожено пушкой (с).

Рыцарство было _ослаблено_ пикой и алебардой.

Пушка, как это ни парадоксально, силу рыцарства, скорее, поддерживала.

репост из своего жж:

О коннице/кавалерии в 15-17вв
По поводу мифа о том, что "пуля уничтожила рыцаря"* и "ренессанс конницы был обусловлен появлением регулярных кавалерийских частей".

Пришел в свое время к мысли о том, что, как это ни парадоксально "ренессанс кавалерии" никогда места не имел.

Конница (в том числе рыцарская**) никогда не теряла своего значения до середины 19 века.

Потому как сила пехоты росла вместе с силой артиллерии, а сила артиллерии поддерживала силу конницы. Даже не кавалерии (регулярной конницы).

Это еще последние сражения Столетней войны показали. Когда французские рыцари после артиллерийского обстрела буквально _вырезали_ английских лучников до последнего человека.

Навеяно http://community.livejournal.com/warhistory/1090954.html

--------------

* Пуля вплоть до широкого распространения нарезного оружия отнюдь не обеспечивала надежного пробивания рыцарского доспеха.

** Просто к 18 веку рыцари в массе своей становятся сословием офицеров в регулярных европейских армиях, а не просто сословием тяжеловооруженных конников-землевладельцев.

/вот значение замка как автономного и мощного центра феодального владения (даже самого маленького), пушка сильно подорвала, это точно.



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.