Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Бель-летр >> Спойлеры и Дисклэймеры >> "Святая Иоанна" в Национальном Театре
(Message started by: Antrekot на 08/03/07 в 18:35:07)

Заголовок: "Святая Иоанна" в Национальном Театре
Прислано пользователем Antrekot на 08/03/07 в 18:35:07
Текст тут http://www.lib.ru/INPROZ/SHOU/stjoanna.txt
Во-первых.  Сценография и хореография - замечательны.  Но на меня еще дохнуло теплом, потому что сценографу Смиту кланялся Давид Боровский.  Причем, в самом лучшем варианте - когда это не подражание, а продолжение.
Во-вторых.  Музыка.   Ради нее одной уже можно пойти на спектакль и не пожалеть об этом.   Она не только прекрасно написана, она _уместна_ в каждую минуту действия.  Не отвлекает, а добавляет к происходящему на сцене еще одно измерение.  
В-третьих.  Очень хороший ансамбль.  Прекрасный Карл - где-то через полторы минуты после появления перестаешь замечать актера и принимаешься раздражаться персонажем.  Очень интересный Дюнуа - то, что он негр не смущает совершенно, ну мы же знаем Луи Орлеанского, он сроду мимо юбки не проходил и такие мелочи, как цвет кожи под юбкой, его от существа тела не отвлекали.  Ла Гир.  Архиепископ.

И все этот летит по кустам, когда на сцене появляются Варвик с Кошоном.  Потому что тут никаких оговорок нет.  Что это Энгус Райт и Патерсон Джозеф - это в перерыве по програмке.  То, что Варвик по режиссерской задумке в пиджаке и намертво отглаженной рубашке - несущественно.  Это Ричард Бошан - умный, цепкий, веселый, циничный, очень смелый человек, способный встать после любого поражения, оценить ситуацию, переложить курс - и все это время удерживать окружающих от паники или опрометчивых действий.  Это Пьер Кошон - умный, честный, искренний служитель церкви (ах, что за сцена, когда он на процессе осаживает свору обвинителей...)  Эти двое - и Инквизитор,  тоже умный и способный к состраданию человек - убьют Жанну.  Из страха.
Не потому, что она била их в поле - это не повод даже для вражды.  Не потому что вдохнула душу в умирающую страну - все бывает на войне и иногда одного человека хватает, чтобы повернуть движение.  А из-за того, как и именем чего она это сделала.
Из страха перед тем, что она обрушит их мир.  Причем, не только потому, что он им удобен.  "Но что будет,  если  каждая девушка возомнит себя Жанной и каждый мужчина -  Магометом?"
Кажется, этот тот случай, когда персонажи оказываются умнее автора.  Шоу над этим страхом, скорее, иронизировал - мол, мы-то с вами, зрители-читатели, так и живем, и небо не разверзлось.  В 24 году писал, не заметил, что разверзлось уже.  Но в постановке Марианны Эллиот спокойно, без нажима, без прямой апелляции к событиям 20 века передано - нет, не зря боятся.   Сразу верно поняли, что произойдет, если этими открытиями - общностью по крови и персональной истиной - злоупотребить... а ведь это случится обязательно.
И когда Стогэмбер говорит, перевирая Евангелие, что, мол, пусть лучше одна женщина умрет за народ, то не понимает, что сказано, только он сам.  
Потому что мотив указан правильно.  И характер действия - тоже.
Вот все хорошо.  Все точно.  И даже сукин сын д'Эстиве, и Курсель со своей лошадью епископа - которого все уже убить готовы, настолько человек не понимает, что происходит - на своем месте...

В главных - Жанна.  Энн-Мари Дафф - прекрасная актриса.  И задачу, поставленную ей, решает замечательно.  И пластика у нее - в сравнении с прочими актерами - именно такая, какой должна быть у крестьянской девушки (пусть даже из не бедствующей семьи) - в сравнении с той средой, в которой она оказалась.  И уж точно блистательным решением было навесить ей жестокий ирландский акцент.  
Но играет она не того человека.  Дафф играет историю о том, как девчонке с рабочей окраины открылась истина - и она не может идти ей поперек.  Даже когда хочет.  Даже когда боится - не может.   На суде она в ужасе, в полураспаде, на нее упало небо, она плачет и кричит - и все равно не сдается.  У нее не получается.   Если можно так выразиться, история Афанасия Бубенцова.  Человек обнаружил себя - и уже ни ради чего, ни из какого страха эту позицию не сдаст.  
Сделано очень и очень хорошо.
Но зачем для этого было брать Жанну?  

Заголовок: Re: "Святая Иоанна" в Национальном Театр
Прислано пользователем Nick_Sakva на 08/03/07 в 19:50:21

on 08/03/07 в 18:35:07, Antrekot wrote:
Из страха перед тем, что она обрушит их мир.  Причем, не только потому, что он им удобен.  "Но что будет,  если  каждая девушка возомнит себя Жанной и каждый мужчина -  Магометом?" Кажется, этот тот случай, когда персонажи оказываются умнее автора.  Шоу над этим страхом, скорее, иронизировал - мол, мы-то с вами, зрители-читатели, так и живем, и небо не разверзлось.  В 24 году писал, не заметил, что разверзлось уже.
Думаю все же, что иронизировал с полным сознанием дела, почти все замечая и понимая.  
"Ну а что толку бояться - куда мы денемся с подводной-то лодки" - где-то в таком духе.


on 08/03/07 в 18:35:07, Antrekot wrote:
Но играет она не того человека.  Дафф играет историю о том, как девчонке с рабочей окраины открылась истина - и она не может идти ей поперек.  Даже когда хочет.  Даже когда боится - не может.   На суде она в ужасе, в полураспаде, на нее упало небо, она плачет и кричит - и все равно не сдается.  У нее не получается.
Ой-ё!  Ну ладно, вероятно почти всю пьесу можно и так сыграть... Но эпилог ("сон Карла")?
Там-то вроде такой характер без серьезных купюр никак не изобразить.  
Или эпилог все же  покромсали?

Заголовок: Re: "Святая Иоанна" в Национальном Театр
Прислано пользователем Antrekot на 08/03/07 в 20:10:12

Quote:
Думаю все же, что иронизировал с полным сознанием дела, почти все замечая и понимая.  

Хотелось бы думать.  И думать так, в принципе, можно.  Но уж очень интересные вещи говорил Шоу про советскую власть.


Quote:
Или эпилог все же  покромсали?

Покромсали, естественно.  И солдата вырезали...  Про святых все же оставили.  Эту часть не тронули, сделали, как было - и очень неплохо.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: "Святая Иоанна" в Национальном Театр
Прислано пользователем Nick_Sakva на 08/04/07 в 18:28:26

on 08/03/07 в 20:10:12, Antrekot wrote:
И думать так, в принципе, можно.  Но уж очень интересные вещи говорил Шоу про советскую власть.
Ну, поэтому "почти все". ;)  

Впрочем по моим впечатлениям разверзшееся небо Шоу не слишком расстраивало.
"Но какое замечательное ощущение! Я думаю, может быть, они завтра опять прилетят." ::)

on 08/03/07 в 20:10:12, Antrekot wrote:
Покромсали, естественно.  И солдата вырезали...
:( Но все равно завидую  :P

А "Майора Барбару" не ставят?

Заголовок: Re: "Святая Иоанна" в Национальном Театр
Прислано пользователем Antrekot на 08/04/07 в 19:13:29

Quote:
Впрочем по моим впечатлениям разверзшееся небо Шоу не слишком расстраивало.

Персонажи умнее автора. :)


Quote:
:( Но все равно завидую

Спектакль очень хороший - но зачем им этот доворот понадобился...


Quote:
А "Майора Барбару" не ставят?

Увы, не попалась. :)
Мы и были-то в Лондоне всего шесть дней.  Только "Иоанну" и успели, и "Отелло" в "Глобусе".

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: "Святая Иоанна" в Национальном Театр
Прислано пользователем Nick_Sakva на 08/04/07 в 21:26:19

on 08/04/07 в 19:13:29, Antrekot wrote:
Спектакль очень хороший - но зачем им этот доворот понадобился...

"Я спектакля не видел, но скажу..." ;) Хотя не исключаю, что тут больше подойдет "Остапа несло..." :(

Так вот, возможно это результат желания приблизить спектакль к сегодняшенму дню. Пиджак и  рубашка Варвика, Дюнуа-негр - это прозрачные намеки на то, что такая задача имелась.

По интерпретации самого Шоу пятьсот лет назад собственное мнение, идущее вразрез с Высшим Авторитетом, напрягало человека настолько, что он предпочитал даже в собственном сознании все же "услышать его от имени и по поручению".

И еще сто лет назад исполнение волевым и властным человеком Высшей Воли не казалось чем-то противоестественным.  Ну может это иногда оформлялось в форме следования Законам Общественного развития - не важно. ;)

Казенс. Вы не управляете этим городом, он правит вами. А что правит этим городом?
Андершафт (загадочно). Воля пославшего меня.

Сегодня же человека, легко и весело (в пьесе это не совсем так, но сегодня это так прозвучит) ведущий за собой людей по Зову Голоса Свыше, могут очень сильно не понять...
То есть зрители могут не понять...
А вот человек, который вынужден и которого из-за этого ломает, это сегодня и ближе и понятнее. :(

Вот возможно где-то из-за этого...


Quote:
И все этот летит по кустам, когда на сцене появляются Варвик с Кошоном.  Потому что тут никаких оговорок нет.  Что это Энгус Райт и Патерсон Джозеф - это в перерыве по програмке.
Неожиданная мысль пришла...  Как ни крути и сколько бы веков ни  прошло, но в данном раскладе сил для англичан Варвик "с примкнувшим к нему" Кошоном  все же свои! :)  


Заголовок: Re: "Святая Иоанна" в Национальном Театр
Прислано пользователем Antrekot на 08/05/07 в 08:51:29

Quote:
Так вот, возможно это результат желания приблизить спектакль к сегодняшенму дню. Пиджак и  рубашка Варвика, Дюнуа-негр

Там и Кошон негр. :)  По-моему, это они не пытались приблизить, по-моему, это у них актерский состав. :)


Quote:
По интерпретации самого Шоу пятьсот лет назад собственное мнение, идущее вразрез с Высшим Авторитетом, напрягало человека настолько, что он предпочитал даже в собственном сознании все же "услышать его от имени и по поручению".

По-моему, он тут очень основательно неправ.
Так и вижу я того же Оккама, получающего указания от имени и по поручению..


Quote:
Сегодня же человека, легко и весело (в пьесе это не совсем так, но сегодня это так прозвучит) ведущий за собой людей по Зову Голоса Свыше, могут очень сильно не понять...

Могут.  И, может быть, действительно отсюда и идет идея оформить это как обвал - ну, обвалилось на человека с характером, который во все это встроился достаточно спокойно (а часто и не без удовольствия - война, например, просто понравилась).


Quote:
Неожиданная мысль пришла...  Как ни крути и сколько бы веков ни  прошло, но в данном раскладе сил для англичан Варвик "с примкнувшим к нему" Кошоном  все же свои! :)
 
Ну так он и для Шоу немножко свой: "Если бы мы чего-то боялись, мы не могли бы управлять Англией." - тут и ирония, и неприятие - и, по-моему, еще кое-что :).

С уважением,
Антрекот



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.