|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Джордж Мартин Прислано пользователем Ирма на 12/11/05 в 07:34:50 on 12/04/05 в 23:42:05, Kell wrote:
А вы так не считаете? |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: "Умное" зло Прислано пользователем Antrekot на 12/11/05 в 08:20:41 Ирма, я полагаю, это вопрос дефиниции. То бишь, на мой взгляд, человека, совершающего такого рода действия, вполне можно назвать негодяем. А сами эти действия - злом. Но вот можно ли назвать злом человека? За очень редкими исключениями? С уважением, Антрекот |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: "Умное" зло Прислано пользователем Ирма на 12/11/05 в 08:38:00 С такой поправкой согласна. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: "Умное" зло Прислано пользователем Kell на 12/11/05 в 11:10:26 Quote:
Да в общем, нет. Цели их (насколько вообще можно судить о целях в случае Бейлиша :) - а это затрудняет оценку) достаточно заурядны, а что до средств... У них очень четкое деление на своих и чужих - и четкие различия, как с теми и другими можно поступать. Да, это деление не совпадает с делением многих других персонажей - но оно логично и, в общем-то, вполне понятно. (Тайвин, кстати, если я не путаю, один из двух персонажей книги, который всерьез упоминал о достижении своих целей "меньшей кровью" - это, на мой взгляд, огромный плюс; притом что со "своими" он даже более жёсток). Мизинец несколько более жутковат, поскольку у него круг своих крайне узок (если вообще не сводится в большинстве случаев к нему самому - к чему, впрочем, у него есть определенные основания) - но вселенским злом он мне тоже не представляется. Хотя, конечно, на фоне других героев они весьма и весьма рационалистичны. Циники среди идеалистов часто выглядят злом... и реалисты тоже. А деление на "своих" и "чужих" присутствует у всех персонажей, и не то чтобы большинство остальных всегда сильно задумывались о горестях "чужих", заботясь о "своих". Притом что я не спорю - мерзостей они делают немало. Но вот как-то редко в списке мартиновских "зол" мне попадался, скажем, Оберин... ;) На мой взгляд, в "Песни" никаких "абсолютных зол" нет вообще, хотя мерзкие типы присутствуют. Даже у Хобб есть такой ледяной персонаж, более близкий к классическому АЗ, чем любой вестеросский деятель - и на мой взгляд, далеко не самый удачный персонаж... |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: "Умное" зло Прислано пользователем Лапочка на 12/12/05 в 12:12:52 Дискусии о Мартине пора выносить в отдельный тред. Ибо они в последнее время то и дело возникают:) В "Песни" есть несомненное зло (не будем в этой связи говорить об абсолютах, там Абсолют один - Бог в семи лицах). Зло - это Рглор. Его любимый враг, безымянный этот (или это) который (которое) на крайнем Севере живёт, тоже зло, но другого типа - это Враг всего живого. А вот Рглор - настоящий демон. Классический пожиратель душ. Надо сказать, этот расклад мне что-то сильно напоминает. Это "Моргот Толкиена против Эре Ниенны", только Моргот гораздо более страшный, чем у Профессора. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: "Умное" зло Прислано пользователем Kell на 12/12/05 в 19:38:18 Quote:
Из персонажей небожественного плана у Мартина, на мой взгляд, наибольшее (опять же не сверхъестественное беря) зло из описанных в книге выпустил в мир Джон Аррен, при всей его безупречной репутации - но это будет уже слишком длинный оффтоп на тему ответственности, умысла и т.п. Quote:
Quote:
Quote:
Quote:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: "Умное" зло Прислано пользователем Ирма на 12/12/05 в 22:53:47 on 12/12/05 в 19:38:18, Kell wrote:
Понятно. Насчет Тайвина точно не соглашусь, насчет Мизинца... пока не знаю. on 12/12/05 в 19:38:18, Kell wrote:
Если модераторы откроют соответствующий тред, это и в самом деле было бы интрересно обсудить. Пока отмечу только, что здесь у нас с вами будет больше согласия, чем по первому пункту. Оставлю до специального треда и свои соображения по поводу богов. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 12/13/05 в 13:42:12 Во-первых, спасибо модераторам! О Тайвине: На мой взгляд, зло мерится не только по моральному подвигу и мерзостям, но и по прямым результатам действий. А не считая сверхъестественной составляющей, главное зло для Вестероса на пространстве романа - это все-таки гражданская война. Так вот, мне представляется, что Тайвин (в отличие от Мизинца, кстати - насколько можно судить о целях последнего) делал все, что позволяло его положение, чтобы этого зла не случилось или чтобы оно обошлось вестеросцам подешевле. Все в пределах своих возможностей, разумеется - с учетом интересов "своих" (в тайвиновском представлении об этих интересах - не всегда, разумеется, совпадающем с интересами этих "своих", но это относится далеко не только к Тайвину). И его доводы по поводу убийства Робба, скажем, демагогией мне не представляются. А такие цели и активные (и достаточно адекватные) действия по достижению этих целей для меня выводят персонажа из категории полного злодейского зла. Соответственно, и Аррен как "злодей" у меня получается по тому же принципу. Гражданскую войну начал он; выиграл от нее и от ее исхода (не от смены короля, она была выгодна всем, а от смены династии) тоже он. Пятнадцать (или сколько там) лет он мир продержал - но наследство оставил такое, что после его смерти все немедленно начало рушиться самым скверным образом. (Притом, что окажись в немедленных преемниках Аррена Тайвин - я почти уверен, что войны, по крайней мере войны по всему Вестеросу, избежать бы удалось, хотя братьям-Баратеонам едва ли удалось бы уцелеть). |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: "Умное" зло Прислано пользователем Лапочка на 12/14/05 в 04:00:30 На мой взгляд, Тайвин всё же злодей, и недаром автор дал ему ту смерть, которую дал. Дело в том, что Тайвин не имел права на власть. Он не мог не понимать, что дети Серсеи - не дети Роберта Баратеона. Необоснованная претензия на власть, которая стоит ужасной войны всему континенту - это таки признак злодея. Если бы Тайвин сказал хотя бы в кругу своих: да, мы не имеем права на власть в Вестеросе, но демонопоклонник Станнис или клоун Ренли обойдутся стране слишком дорого, я бы могла его понять. Во-вторых, его методы. Они таки второй верный признак злодея. Даже если бы Тайвин был прав, тактика выжженной земли делает его неправым. Потому что правитель, который посылает клинического психопата вроде сэра Грегора Клигана убивать крестьян, стране точно не нужен. Страна-то из этих крестьян и состоит. Такая власть, как Тайвин, теряет свою легитимацию, она становится властью для себя, сиречь нелегитимной властью шайки стервятников, которым следует свернуть их паскудные шеи. Я уж молчу о том, какой замечательный эффект действия Тайвина дают в комбинации с планами метафизических игроков в Вестеросе. И ведь нельзя даже сказать, что это уж не вина Тайвина и Серсеи, потому что они-де не знали. Всё они знали: это их история и их этика. У них есть представление о том, что судьба дарует правому победу, а неправого сурово карает. Они должны были расчитывать на какие-то последствия или хотя бы допускать возможность таких последствий. Растерзать Север - это для них политика; а что Север, конкретно Старки - это щит всех живых против чудовищной силы тьмы - это Ланнистеры удобно забыли. Они небось продолжали бы интриговать, даже если бы Королевскую Гавань уже осадила армия упырей. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: "Умное" зло Прислано пользователем Kell на 12/14/05 в 04:35:46 on 12/14/05 в 04:00:30, Лапочка wrote:
Да беда в том, что Роберт Баратеон и его родичи тоже прав на власть (верховную, в смысле) не имели - проблема первых в династии. И войну начали они, еще давно, вместе со Старками. И законного наследника убил Роберт, хотя и в честном бою. И все правление Баратеона, закончившееся так, как закончилось - с пустой казной, со скандалом, кровосмешением и убийством в королевской семье, с полной готовностью всех перегрызться со всеми и с крайне неудачным назначением Руки в сложнейший момент - едва ли может быть свидетельством какого-либо "небесного мандата". Quote:
На мой взгляд, обоснованные претензии на власть во всей этой компании разве что у Дейнерис, за которой - род верховных королей. (Кстати, это второй персонаж, который размышляет о "меньшей крови"). Плохо в Вестеросе с "божественным правом". А поиски его, похоже, ведут по Станнисовой дороге... Quote:
А у Тайвина то положение в роду, что все "свои", то есть родичи - ниже его. И ориентируется он (в отличие от того же Станниса) как раз на право сильного (и способного). И не видит причин кому-то это объяснять - потому что, похоже, это право вполне понятно большей части местной знати... Quote:
А кто в этой стране (опять же - из лордов) экономит крестьянские жизни и вообще жизни подданных? Разве что Мартелл - ну так на то он и молодец. Тайвиновские же доводы в связи с убийством Робба, на мой взгляд, не шибко лживые, поскольку лгать ему в тот момент незачем, показывают, что "меньшее зло" и "меньшая кровь" для него тоже не пустой звук, а вполне разумная и желательная вещь. "Мужицких же королей" в Вестеросе вообще не видно... Quote:
Какая этика? Государственная церковь в развале, Семерых серьезно воспринимают, похоже, единицы вроде Давоса, а в истории, даже в изложенной у Мартина ее части, хватает примеров в любую сторону - как в любой истории. Мало правых потерпело поражение за это время? Божьи суды дают прямые и недвусмысленные ответы? Кто победил, тот и прав - и для этой точки зрения у Тайвина (как и у многих других игроков) хватает оснований: взгляд циничный, но не нелепый в складывающейся ситуации. Учет же метафизических игроков - этим тоже из лордов, похоже, озабочен только Станнис, и по вполне известной причине. Quote:
Так кабы только Ланнистеры. :( Из лордов что-то предпринял один Станнис. Кстати, щит - все же не Север (в смысле одного из Семи королевств) а Стена; и вот ее все - и последние Таргариены, и Баратеон с Арреном, и Ланнистеры, и удельные лорды - действительно довели до критического положения. Но "гром не грянет, мужик не перекрестится" - это в отношении северной нелюди и нежити отнюдь не уникально ланнистерская позиция, к сожалению. (Кстати, "Север" и "Старки" - это все-таки не одно и то же. А ликвидировать северное королевство как таковое Тайвин вроде и не собирался - лишь сменить неприемлемую династию. Вот мерки на Севере несколько другие, чем на Юге - что у Старков, что у Болтонов - но это как раз Тайвин, по-моему, понимает и наместника-южанина туда сажать и не думал...) Я ни разу не уверяю, что Тайвин - белый и пушистый. Он циник, вполне способный на подлость и периодически эту способность осуществляющий. Но то, что он столь уж резко выделяется злодейством среди лордской компании - не сказал бы. А лучшего верховного правителя в Вестеросе что-то не видно... :( |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Лапочка на 12/14/05 в 04:55:16 О Семерых. Так ведь в книгах прямо сказано, что Семеро - это лики одного Бога. Мать, Отец, Кузнец, Воин, Дева, Старица и Неведомый есть аспекты Божества. Я это принимаю как данность. Точно так же я принимаю как данность существование духов и посмертия. Поскольку весь мир Вестероса построен Мартином на основе европейской мифологии, логично предположить, что и метафизика там схожа с европейской. А поскольку метафизика играет в сюжете немаловажную роль, о ней никогда не следует забывать. Вот какой для меня в Вестеросе выходит расклад. Если бы мне пришлось выбирать: иметь дело с Мелисандрой или с упырями, я выбрала бы Мелисандру. Этот Безымянный на Севере (будем называть его так) наводит на меня бескрайний ужас. С ним нельзя жить. Он убивает всё живое, а вот от поклонников Рглора можно уйти живым. Проблема в том, что Безымянный для меня не столько Зло, сколько Враг. Мне кажется, что это не совсем одно и то же. Иные - не черти. Это какие-то существа, скорее всего демонической природы, но материальные. Для людей они - конкуренты за жизненное пространство. Собственно, назвать Безымянного Злом можно только исходя из метафизических координат. Зло с большой буквы всегда обозначает абсолютную моральную неправоту. Если Иные не принадлежат к живым, а Абсолют как эталон морали отсутствует или выносится за скобки (т. е. если Иные и их гипотетический шеф ничего о Нём не знают), то Иные с нашей точки зрения попадают в тот же разряд, что вирусы чумы. Чума убивает нас; но можно ли назвать её Злом? С большой буквы? В случае Рглора всё это куда проще. Договоримся, что Рглор - это та сила или силы, которые помогают Мелисандре. Что-то ей помогает, в интересах чего-то она действует; вот это что-то и будем называть Рглором. Одна это сущность или много, и каково их настоящее имя, неважно. Эта сущность поёт очень старую песню. "Я - Бог; нет Бога, кроме Меня, и Мелисандра - пророк Мой". При этом начинает Мелисандра как классический пророк такого типа: с уничтожения непожелавших обратиться. На этом можно было бы считать, что образ этой женщины и её бога - критика догматического монотеизма. Ничуть нет. Мелисандра - это явная ведьма в классическом средневековом смысле. Она с самого начала подана как ведьма. Начинает она действительно так же, как фанатичные монотеисты: с сожжения инаковерных на кострах. Но уже очень скоро она переходит к прямым требованиям человеческих жертв Рглору - в обмен на могущество, которое за это даст Станнису Рглор. В нашем мире Мелисандра не могла бы себе это позволить, потому что у нас человеческие жертвы прямо ассоциируются с Молохом и другими немонотеистическими религиями. Для нас человеческие жертвы - признак дьяволопоклонства. В Вестеросе такой связи нет, и Мелисандра может не ограничиваться сожжением инаковерных (что, замечу, есть почти те же самые жертвоприношения). Людям, которые о Молохе не знают и не знают, что Единый Бог ни при каких обстоятельствах не требует человеческих жертв, Мелисандра предлагает убить явно невинных людей. На потенциальных жертвах даже с точки зрения последователей Рглора никакой вины нет. Вот это - типичная покупка душ. Сначала Станнис сожжёт людей в жертву Рглору, а потом и сам Станнис умрёт и станет пищей Рглора - как и все остальные, кто последовал за ним в эту новую веру. Для меня роман Мартина - это среди прочего история о том, как Луковый Рыцарь пытается вырвать у демонов душу своего короля. О том, "проявляет ли вегетарианство по части душ ледяной оппонент". Я пока что не вижу механизма, с помощью которого он мог бы заполучить души. Иные используют как оружие мёртвые тела людей и животных. Это невыносимо жутко, но это никак не значит, что обитавшие в этих телах души порабощены Безымянным. Наоборот: Иным надо сначала убить человека или животное, то есть изгнать душу из тела, прежде чем они могут сделать из трупа упыря. Хозяин Иных претендует на плоть мира, а Рглор - на душу. Мне кажется, один другого стоит. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 12/14/05 в 05:40:37 on 12/14/05 в 04:55:16, Лапочка wrote:
Так ведь "прямо" у Мартина практически ничего не сказано - все дается глазами персонажей. Для почитателей Семерых (настоящих, как Давос, или формальных, как большинство вестеросских персонажей) это действительно может быть данностью, которая им септонами с детства дается. \Притом что вообще-то по сравнению со средневековой Европой Вестерос (кроме Станнисовых владений) - очень светская страна...\ Как обстоит все _на самом деле_ , какого мнения об этом автор, а не персонажи - данных нет. Тем паче что сам Мартин (в отличие, скажем, от Толкина) - насколько я знаю, христианином может быть назван с очень большой натяжкой и свой агностицизм когда-то, помнится, вслух заявлял. Quote:
Quote:
Я, разумеется, тоже. Мелисандра и Торос как-то симпатичнее мертвяков, при всей непривлекательности ряда их практик :) Quote:
Quote:
И Торосу, кстати - "прямо сказано". О Рглоре и Мелиссандре: опять работает разница подходов. Для меня нет никакой уверенности, что мир Мартина - монотеистический; что если в нем есть бог, то все остальные - не боги; что в нем единый бог, если он есть (или один из богов, если их много) ни при каких обстоятельствах не может раздавать свои милости за человеческие жертвы; что приспешники Рглора после смерти становятся пищей Рглора, причем - именно их души. Это не делает для меня привлекательней ни мелиссандрину практику, ни практику Тороса (при всем их внешнем контрасте). Но у меня сохраняется сильное подозрение, что оппоненты на поле битвы, которой стал бедный Вестерос - это, вполне в соответствии с заглавием, Огонь и Лед, или, по вашей терминологии, Зло и Враг. Что выглядит неутешительно - но "утешитель" вообще не мартиновское амплуа. (Кстати, насчет "критики догматического монотеизма": на мое впечатление, Торосов образ скорее эту версию подкрепляет. Но, может быть, это субъективное восприятие - интересно, какие тут аналогии работают для других?) Quote:
А что один другого стоит - это да, конечно. И как затрещат чубы у холопов, когда паны таки сцепятся - можно представить... :( |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Ирма на 12/15/05 в 05:05:48 on 12/13/05 в 13:42:12, Kell wrote:
Вас не затруднит продемонстрировать, на основании какой информации вы пришли к подобным выводам? Quote:
Вы не припомните, кто активно поучаствовал в том, чтобы в Вестеросе не осталось Таргариенов? Quote:
Здесь совершенно согласна. Поразительная недальновидность вкупе с полным игнорированием "человеческого фактора". Quote:
К сожалению, имели. Таргариены у них в роду отметились всего лишь пару поколений назад и вполне официально. Поэтому после определенных событий у Аррена, увы и еще раз увы, не было выбора - больше сажать на трон было некого. Quote:
Ну что вы, в свое время он сделал многое именно для того, чтобы как раз объяснить всем вокруг, что он собой представляет, - не припомните некое произведение вестероской поэзии? И кстати - вы видите достоинство в том, что некто руководствуется правом сильного? Quote:
Если некто совершает дурные поступки, при этом аналогичные поступки совершают и прочие, означает ли это, что поступки первого лица становятся лучше? Quote:
Еще раз: если Ланнистеры в своих дурных поступках не одиноки, снимает ли это с них вину? Quote:
У Старков и Болтонов мерки принципиально разные. Что приемлемо для Болтонов, то категорически неприемлемо для Старков. Так что я не вижу, что здесь можно записать в плюс Тайвину. Quote:
В третий раз тот же вопрос. Quote:
Лучшего для кого и в каком понимании этого слова? О Рглоре. У меня сложилось впечатление, что Мелисандра и Торос служат разным, скажем так, существам. При этом Рглору служит вовсе не Мелисандра :) Например, такая деталь: меч Берика Донадарриона по молитве Тороса горит магическим пламенем, тогда как Мелисандра, чтобы изобразить для Станниса Меч Героев, вынуждена пользоваться диким огнем. Вместе с тем она активно пользуется магией теней, тогда как Торос ничего подобного не делает (положим, буквально то же самое он бы воспроизвести не смог по физиологическим причинам, но почему он не совершал ничего похожего, если он и Мелисандра служат одному божеству?) |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Antrekot на 12/15/05 в 08:04:42 Мне кажется, что такие деятели как Тайвин самим своим существованием снижают планку (в отличие от Мизинца, кстати). Петир Баэлиш ведет, в общем, войну против всех. Конечно, натворить он может много чего, но он - по крайней мере, по моему ощущению - "снаружи". А вот Тайвин - внутри. И ставит он на право сильного, ограниченное базовыми рациональными соображениями. Конечно, лучше с таким ограничением, чем вовсе без ничего, но, по существу, это "награда Одиссея" - "будешь ты съеден последним". И все вокруг это прекрасно понимают. Это все та же игра на понижение, только более осторожная, чем у королевы. На повышение или хотя бы на сохранение, на мой взгляд, из наблюдаемых играет очень маленькая группа людей. С уважением, Антрекот |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 12/15/05 в 14:07:13 on 12/15/05 в 05:05:48, Ирма wrote:
Во-первых: на начало второй гражданской войны (собственно описываемой в книге) она менее всего выгодна Ланнистерам. Я имею в виду - именно в форме войны; в том, что Тайвин искал бы (и, вполне вероятно, нашел бы) способы избавиться от Станниса, Ренли или Эддарда (или других "возмутителей спокойствия") другими путями, я не сомневаюсь.. И это связано с "во-вторых": те резоны, которрые он излагал Тириону по поводу убийства Робба (лучше убить генерала с гвардией, чем терпеть потери в войсках и затягивать войну), мне лицемерием со стороны Тайвина не представляются. Тайвин, в отличие от некоторых представителей младшего поколения вестеросской знати, скажем так, цену считать умеет. И переплачивать, в том числе и кровью вестеросцев, за свои планы, по-моему, не настроен. Quote:
Quote:
А насчет "некого" у меня есть определенные сомнения - в распоряжении Аррена имелась чудовищно длинная вестеросская история, и при желании прецедент найти можно было даже из дотаргариеновских времен. Момент был подходящий, чтобы права родства с Таргариенами объявить нелигитимными. Но тут, конечно, возможен разный подход - а Аррен во многом остается фигурой загадочной. Quote:
Quote:
Это вопрос о том, предпочесть ли "язву деспотизма чуме анархии" (с некоторым преувеличением - но третий путь не выглядит по описанной ситуации сильно реальным). Quote:
Quote:
Quote:
Quote:
Одному или разному - мы не знаем; по их собственным словам (а в исповедании они все же ведут себя достаточно ответственно, на мой взгляд) - одному. Возможности у них разные и "специализации" тоже (Мелисандра и мертвых не подымает, скажем) - но есть ли основания считать, что Рглор всех своих жрецов оделяет одними и теми же возможностями? Тут пока нет оснований, решать, разные силы за Торосом и Мелисандрой стоят или "все огни - огонь". Quote:
Согласен (насколько я понимаю теорию планки - с которой у меня в целом сложные отношения). Я не говорю, что Тайвин - не зло. Я считаю лишь, что в сложившейся ситуации он - если не асолютно "меньшее (реальное) зло" (что тоже, пожалуй, не так), то одно из меньших. Для страны, а не как личность. И еще - он в большей степени, чем другие кандидаты (на мой взгляд, опять же) оказался человеком "на своем месте". А как разрушителен может оказаться даже неплохой, в общем, человек не на своем месте - показывает пример Эддарда-Руки и Роберта-короля. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Floriana на 12/16/05 в 00:54:17 Наконец-то дочитала. Лизу нисколечко не жаль. Женщина, способная так обращаться с осиротевшей племянницей, способна и на худшее - был бы повод. Тайвин достаточно мерзок. Вроде не в том возрасте, когда люди гребут под себя, но своим наследникам он не принес ничего, кроме горя. Он что, не понимал, что Джофри не будет хорошим королем, а сам он не вечен? Все порушил, ничего не построил... И да. насчет понижения планки я согласна, убийство гостей - тяжелейший грех, а ведь это он подбил Фреев на такое дело. Странно, что в Джейме ни с того ни с сего просыпается благородство. Но права читать мораль Лорасу Тиреллу у него всяко нет, хотя о последнем вообще трудно сказать что-то определенное. Семейка Фреев - сборище уродов, не только физических, но и моральных, ни одного красивого лица. Их всех кастрировать надо, чтобы генофонд не портили. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Лапочка на 01/06/06 в 00:41:38 В общих чертах я согласна с Флорианой:) Для Келл, о богах Вестероса. Вестерос - это ярко выраженный европейский средневековый ландшафт. Одновременно это не окраина мира Мартина, а наоборот, его средоточие. Именно в Вестеросе происходят все экзистенциальные конфликты, которые описывает этот огромный роман. Рука в руку с этим средневековым европейским ландшафтом идёт монотеистическая религия, аналогичная христианству: почитание Семерых, семи ликов Единого Бога. Это сочетание отнюдь не случайно: средневековая Европа - глубоко христианский ландшафт (и только христианский). Вопрос, является ли сам автор христианином или просто монотеистом, не решающ (хотя Мартин - американец, а 80% американцев - по самоопределению христиане). Метафизика, гармонично сочетающаяся с идеальным средневековьем - это только христианская или подобная ей метафизика. И этика. А что Вестерос кажется очень светской страной, ИМХО, due to the fact, что Мартин не мог/не хотел заморачиваться ещё и религиозными сварами. Он и с имеющимися сюжетными линиями с трудом справляется. Quote:
Да, это возможность. Битва двух демонов, из которой люди должны или выйти победителями, или так или иначе погибнуть. О Торосе. С ним всё сложно. Дело в том, что его чудеса обьективно имеют положительный эффект. Они нужны людям. Берик Дондаррион может быть недоволен своим шестым по счёту воскрешением, но Берик Дондаррион очень нужен людям Вестероса. Нужен живым. Даже если Торос служит демону, это не делает его дела злыми. А душа Кэтилин, как и Берика, живёт опять в её теле. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Лапочка на 01/06/06 в 01:10:29 О Тайвине. Имхо, правильно сделал. Лучше песня о Кастамере, чем еще несколько подавленных мятежей. От пропаганды льется меньше крови, чем от оружия. (с) Келл Келл, Вы были бы правы, если бы истребление Рейнов привело к описанному Вами результату. Но ведь оно привело в конечном итоге к прямо обратному результату. Как только на трон сел Джоффри, что означало фактическую власть Ланнистеров, три четверти страны использовали первую же возможность для бунта. Конечно, у Ланнистеров нет никаких прав на трон Вестероса; но я думаю, что куда меньше людей присягнули бы Станнису и Ренли, если бы не "замечательная" репутация Тайвина. Тайвин изначально разрушителен. Он несёт с собой несправедливость, бессмысленное кровопролитие и смерть. Да, убить Рейегара и его сына имело смысл, но вот убивать принцессу Рейенис, а тем более Элию, было совершенно излишне, а ведь это Тайвин отдал приказ их убить. Когда войско Ланнистеров вошло в Королевскую Гавань во время бунта против Таргариенов, оно устроило ненужную резню. Это не случайно. Это логическое продолжение непотребной истории с Рейнами. В Вестеросе так не делают. Если вассал бунтует против своего лорда, то его громят и, возможно, убивают, но никто не убивает его семью. Как правило, его детей берут в заложники, а ему дают шанс исправиться. Тайвин же с самого начала решил, что будет убивать, и больше он с этого пути не сходил. Это правда, что массовыми преступлениями отличаются не только Ланнистеры; но Ланнистеры отличаются ими заметно больше, чем все остальные, вместе взятые. Как раз кровью вестероссцев Тайвин всегда готов платить: она для него как вода. Он рационален, да, но из всех возможных рациональных решений он неизменно выбирает кровавое решение (сравните это с решениями Тириона, которые тоже всегда рациональны, но не жестоки). Война Тайвина - это в большей мере война против крестьян, чем против Старков. Тайвин не только послал Григора Клигана уничтожать деревни, он ещё и выписал с востока Кровавых Скоморохов с той же целью. Убивать, убивать и убивать - вот его девиз. Да, другие лорды тоже чинят жестокости, но в гораздо меньшей мере. И не случайно в итоге всех событий и Болтоны, и Фреи оказываются в лагере Ланнистеров. Убийца Тайвин куда больше подходит этим предателям и головорезам в качестве лорда, чем любой другой лорд, не говоря уж о Старках. В общем, всё вышеописанное и привело Тайвина к его безвременной и бесславной кончине. Перефразируя поговорку: к чести людей, он не умер сам. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/06/06 в 13:32:30 Ну, давайте продолжим. on 01/06/06 в 00:41:38, Лапочка wrote:
Вот этой аналогии я в упор и не вижу. За единственным исключением: если Рглоровский культ активно подтверждается его служителями всяческим чудотворством, то септоны этим, мягко говоря, не злоупотребляют. Но это можно объяснить просто тем, что храм Семерых уже занял достаточно прочные позиции в обществе и не ищет им чудесного подтверждения. Все остальные параллели семибожия с христианством настолько расплывчаты, что можно найти такие же и со многими поздними немонотеистическими культами. Quote:
Согласен, что не решающ, и самоопределение 80% американцев (при всех моих сомнениях в роли самоопределения - но я в Америке не жил, а знакомые мне американцы, видимо, просто относились к 20%) здесь, имхо, вообще не играет роли - не все они писали этот роман, а конкретный Мартин; а человек, выросший в христианском (и даже неформально христианском) окружении вполне способен описать и совсем нехристианскую религию. Quote:
Quote:
Quote:
Quote:
Quote:
Quote:
Quote:
Quote:
Quote:
Железные острова мы вычеркиваем из Вестероса и предоставляем им самоопределение? Семь королевств так и не стали до конца единой страною, они многокультурны и многотрадиционны. И те же Болтоны и Фреи выросли отнюдь не в исконно ланнистерских владениях. Quote:
Насчет "неизменно" - тот же пример с истреблением Робба Старка и его ближней дружины: решение кровавое и, если угодно, подлое, но действительно не самое кровавое. Беда с Тайвином отчасти в том, что для него "меньшее зло" вообще перестает восприниматься как зло. В том числе и в собственном роду - что его и сгубило. Quote:
Девиз-то у него, как мы знаем, другой: самоутверждающий, а не разрушительный. Ланнистеры - это не жестокость и не "гнев", это (имхо) "гордыня" и очень четкое деление на немногочисленных "своих" и остальных "чужих". Но приводит это, действительно, к не менее кровавым результатам. Quote:
Еще раз повторю: я отнюдь не считаю Тайвина белым и пушистым. Я не считаю его и удачливым и успешным мятежником - до Джона Аррена ему тут далеко. Но главным воплощением Зла в романе он мне все равно не видится. Впрочем, у каждого свои весы и свои гири... |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/04/08 в 19:11:11 on 12/15/05 в 14:07:13, Kell wrote:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/04/08 в 20:15:34 Так вот тут, на мой взгляд, и сработала та ланнистерская гордыня, которая губит их дом: Тайвин же это начисто не воспринимает и не мыслит как начало гражданской войны. Что ему, разумеется, ни разу не в плюс (вполне мог бы и просчитать реакцию, учитывая дополнительно отношения с Эддардом и Эддардов брак), - но я и не заявлял, что Тайвин как политик не совершал ошибок, и в том числе имевших страшные последствия. Это к тому, что я в предыдущем посте по поводу девиза писал. Но таки да, можно считать, что по большому счету арбалетную стрелу он получает, с большим опозданием, за это :) |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/04/08 в 20:41:11 on 01/04/08 в 20:15:34, Kell wrote:
Да, Нед послал отряд - но Грегор его спокойно вырезал. Казалось бы, и всё. Не найдись в том отряде всегда пьяного мужика, который вдруг нашёл в себе силы подумать о вечном... и таки так подумать, что Беррик милостью Рхлорову воскресе. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/04/08 в 22:29:53 А с мистической составляющей, на мой взгляд, данные - до конца 4-го тома - настолько недостаточны, а порою и противоречивы, что учитывать ее, на мой взгляд, бывает опаснее, чем не учитывать. Мне крепко сдается, что и не будь поднят Беррик - это не сняло бы того противостояния, и не только по поводу поста Руки, которое столкнуло лбами Старков с Ланнистерами. Дело развивалось бы немного иначе - на война все равно раскрутилась бы, просто потому, что баратеоновский вариант Вестероса оказался нежизнеспособен (по целому ряду причин - их вроде бы уже обсуждали где-то выше по темам), а у вестеросской знати аппетиты и амбиции были малосовместимыми с мирно-дипломатическим развалом державы. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/04/08 в 22:51:21 on 01/04/08 в 22:29:53, Kell wrote:
Не сняло бы. Война всё равно бы была, и Старкам всё равно бы мало не показалось. Но с точки зрения крестьян могло бы выйти спокойнее. Резюмируя: войну начал Тайвин, ответственность на нём, но масштаб, который всё это приняло - дело общее, на кого-то конкретно свалить нельзя. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/04/08 в 22:58:20 К началу войны (а не только к ее масштабу), увы, руку приложили многие - уже Аррен наработал достаточно, чтобы и без инцидента на Речных землях рвануло, и не думаю, что менее разорительно для страны. С Тайвина его доля ответственности, разумеется, этим нимало не снимается. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/05/08 в 11:53:29 Да, тоже верно. Вообще, у меня такое впечатление, что единый Вестерос возможен только под властью Таргариенов, при любой другой династии развал неизбежен. И именно это мотивирует Вариса. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kurt на 01/05/08 в 15:48:32 Peace through superior firepower :) |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Veber на 01/06/08 в 22:21:34 Я на тему мистики у Мартина пока почти ничего оценочного не скажу. Мне так кажется, что "лед" и "пламя" - это две главные стихии, каждая со своей магией. Лед из магических существ представлен Иными, пламя - драконами. При этом мне еще мнится, что лед связан с Севером и Старками, а пламя - с Таргариенами и (возможно) с погибшей Валирией. Хотя сейчас мы не видим от Иных ничего хорошего, мне не кажется, что какая-то из двух противоборствующих сил в мире Мартина является злом или добром. По моему ощущению, они обе не злы и не добры, а подобны могущественным явлениям природы - как ледник или извержение вулкана. Но это ИМХО не подтвержденное ничем, кроме того, что лед по моему субъективному ощущению связан со Старками как пламя - с Таргариенами, а Старки как люди вполне себе ничего. Мне так кажется, что злом (в мире Мартина) можно назвать доминирование какой-либо из стихий. Например, сейчас магический мир похоже слегка перекосился в сторону Иных, и это не есть хорошо. В то же время драконы ведь тоже кушают людей. Возможно, Иных просто никто пока не приспособил. Что касается политики, то Тайвин и Мизинец мне представляются более-менее обычными политическими деятелями, представителями своего круга и мира. Тайвин - типичный могущественный феодал, желавший увеличить свою власть, богатство и влияние до максимального возможного предела любыми, по большому счету, способами. Мне он представляется чуть лучше Мизинца, поскольку помимо увеличения своей власти он все-таки был склонен не забывать о том, чтобы было, чем править. Мизинец же, по-моему, работает на создание хаоса, в котором его конкуренты съедят друг друга, а он сможет прийти к власти. Поскольку стартовые возможности у него хуже, чем у Тайвина, ему для прихода к власти нужно затеять конкретнейшую заваруху. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/08/08 в 19:45:44 Quote:
on 01/06/08 в 22:21:34, Veber wrote:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/09/08 в 18:18:09 on 01/08/08 в 19:45:44, Kell wrote:
Их просто нельзя сравнивать, слишком разные. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Ursus на 01/09/08 в 18:33:07 on 01/08/08 в 19:45:44, Kell wrote:
"Добрым словом и пистолетом вы добьетесь существенно большего, чем просто добрым словом..." (ц) |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/09/08 в 19:29:47 Quote:
Но что сравнивать не стоит, ибо разные - и по целям, и по методам - это я вполне согласен. Я же сравниваю только по "нравится - не нравится". on 01/09/08 в 18:33:07, Ursus wrote:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/10/08 в 14:59:38 on 01/09/08 в 19:29:47, Kell wrote:
Связи были, но несколько... протухшие. Вспомним, что сестру Тайвина выдали за Фрея, причём даже не за наследника. С доходом тоже не очень понятно. Не случайно во второй книге говорится о "золотых рудниках Кастамере". Есть подозрение, что унаследовал Тайвин одни долги, а всё нго фантастическое богатство отняо у Рейнов. Quote:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/10/08 в 15:24:49 on 01/10/08 в 14:59:38, TheMalcolm wrote:
Я не уверен, что Фреи отдали бы дочку за молодого Бейлиша :) Quote:
Непохоже - богатство Ланнистеров и золото Ланнистеров вроде бы упоминалось и по отношению к дотайвиновским временам. То есть, видимо, рудники Кастамере не были единственными. Quote:
А с "добрым словом" у Таргариенов с самого начала бывали крепкие перебои - но драконы сие вполне компенсировали. (И это при том, что сам я - заядлый имперец и сторонник Таргариенов :) ) |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/10/08 в 16:53:29 on 01/10/08 в 15:24:49, Kell wrote:
Я сейчас специально перелистал повести про Дунка. В обеих Ланнистеры упоминаются подробно, но о богатстве нигде речь не идёт. Quote:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/10/08 в 17:00:59 on 01/10/08 в 16:53:29, TheMalcolm wrote:
Ладно, тоже посмотрю по тексту - не про Дунковы времена, а про непосредственно предтайвиновским; это и впрямь любопытно... Quote:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/10/08 в 18:40:45 on 01/10/08 в 17:00:59, Kell wrote:
Я бы и сам посмотрел, но я не в состоянии вспомнить имя отца Тайвина. А так... перечитывать четыре тысячестраничных тома - занятие приятное, но долгое. Quote:
Эйерис был, каналья, невменяем - вот и продрочил всё, что возможно. Пока Рэйгар делал ребёнка Лианне. Всё это чистая метафизика, я полагаю. Эйегон Непредставимый вкупе с Дунком сделали что-то не так со своей саммерхольской попыткой вернуть драконов - и боги покарали потомков по полной программе. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/13/08 в 19:28:28 on 01/10/08 в 18:40:45, TheMalcolm wrote:
Угу. Quote:
Так для того, чтобы удержать развал державы размером с Южную Америку - мало спасти столицу... На мой взгляд, обреченность такой державы (без суперсредств типа драконов) первична - независимо от того, каковы метафизические грехи династии. Quote:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/13/08 в 19:39:17 on 01/13/08 в 19:28:28, Kell wrote:
Потому как все персонажи делают то, что могут. И даже если под конец они упрутся в стену, идентифицируемую термином "судьба" - это будет ровно та давняя придумка древних греков, которую они охарактеризовали как трагедия. Нормально. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/13/08 в 20:07:26 Да конечно, нормально: любить или не любить "трагедии рока" - дело вкуса, а не нормы... |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/13/08 в 20:31:04 on 01/13/08 в 20:07:26, Kell wrote:
Ну, в общем, да. Другое дело, что "трагедия рока" в книге и сейчас уже в полный рост есть. Джон, Дейнерис, Санса, Арья, Бран - уже сейчас жертвы рока, и никуда не денутся от груза, который на них навалили вопреки их желанию. Свободен, вероятно, только Тирион. И в меньшей степени Бриенна, у которой осталась пара минут на выбор, сказать sword или не сказать. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/13/08 в 21:14:35 on 01/13/08 в 20:31:04, TheMalcolm wrote:
Я бы не сказал... Скажем так, для груза, рухнувшего на младших Старков (кроме Брана, пожалуй), на мой взгляд, непринципиальна _реальность_ всей этой "метафизики" и "рока" - их судьба и проблемы вполне объяснимы реальными немистическими обстоятельствами и верованиями\убеждениями персонажей (независимо от реальности объектов этих верований и убеждений). Скажем так, эти расклады с минимальными изменениями могут быть перенесены в иной сеттинг с иной "метафизикой" или даже с одной "физикой". Да, конечно, этим дело не исчерпывается, и для многих ситуаций и событий единственным объяснением оказывается "судьба такой", "it's magic" и т.п. Но, по крайней мере, за три первые тома объем этого н перевалил за грань моего лично-вкусового приятия; в четвертом - балансирует на этой грани; я очень опасаюсь, что в пятом эта грань окажется перейдена. К качеству романа это, разумеется, отношения не имеет - а исключительно к частному "нравится - не нравится". |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем TheMalcolm на 01/14/08 в 12:04:32 on 01/13/08 в 21:14:35, Kell wrote:
Уже достаточно ясно, что никаких богов во плоти или там ангелов мы так и не увидим, так что степень вмешательства внешних сил останется максимум более или менее правдопобной гипотезой. |
||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок: Re: Джордж Мартин Прислано пользователем Kell на 01/14/08 в 12:33:53 Дай-то боги. |
||||||||||||||||||||||||||||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |