Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Бель-летр >> Спойлеры и Дисклэймеры >> Один древний бедуинский народный промысел..
(Message started by: Zamkompomorde на 08/14/05 в 23:46:08)

Заголовок: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 08/14/05 в 23:46:08
Когда речь заходит о поэзии Востока,вспоминают китайскую лирику,японские танка и хокку или персидскую поэзию.На своем опыте я не раз убеждался :
стоит зайти в книжный,задать соответствующий вопрос,-и даже если уточнить,что
речь не о Дальнем Востоке,-сходу предложат Омара Хайама,реже Рудаки,Фирдоуси или
еще кого из персидско-таджикских поэтов,набор стандартный и набивший оскомину.
Даже книготорговцы со стажем почти незнакомы с арабской поэзией.

Я в свое время заинтересовался именно арабской поэзией,которая к Хайаму и
Ко имеет весьма опосредованное отношение.И хотя найти ее было непросто,а переводы
сравнительно редко бывали удачными,я об этом не пожалел.Как известно,арабская поэ
зия зародилась среди кочевых племен Аравийского полуострова.История ее происхожде
ния туманна,а до наших дней дошли довольно-таки зрелые ее образцы.И все-таки,даже
в сравнительно поздних ее образцах проявляется не только своеобразие формы,но и
своеобразие традиций и взглядов ее создателей и носителей.Они представляют особен
ный интерес,о чем со  своей читательской колокольни я и попытаюсь рассказать.

Рэкет по бедуински-1

Один из ранних поэтов-бедуинов Аль-Хутайя славился скверным характером,практически
безупречным владением словом и особенно умением сочинять сатиры.Ими(а также попрошайничеством)он зарабатывал себе на жизнь.
Однажды он заявился в Медину,и тамошние жители в страхе перед его язвительным
языком заранее приготовили дары.Впрочем,это не умерило его аппетитов.Аль-Хутайя зашел в мечеть и заорал:"Кто даст мне двух мулов"?

Почему же его так боялись?Причина кроется в особом отношении к слову.С древних времен поэт в представлении арабов обладал особым магическим даром,знанием.Само
слово "поэт"( на арабском-"шаир",корень "шаар"(знать,ведать))указывает на некое
высшее знание,магические способности стихотворца.
А значит и стихи,особенно искусно сложенные стихи,обладают,по мнению бедуинов, немалой магической силой.Большое значение для арабов всегда имела также репутация,а поэт мог как создать репутацию одним удачными панегириком,так и уничтожить-одной умелой сатирой.Что нередко и происходило.

Рэкет по бедуински-2.

Не менее интересная история произошла,когда аль-Хутайя во время засухи кочевал
по соседству с племеннем мукалладитов.Напуганные появлением поэта,мукалладиты
отправили к нему своих представителей.Те поинтересовались,чего угодно аль-Хутайе,
как часто он их желает видеть и какие их действия могут вызвать его гнев.
После этого почтенные главы семейств этого племени строго-настрого,со страшными
угрозами,потребовали от своих детей и родни неукоснительно следовать пожеланиям
аль-Хутайи.Что ему чрезвычайно понравилось.Поэт даже сложил пару одобрительных
строк по этому поводу.

По одной из легенд,репутация у аль-Хутайи в итоге стала настолько устрашающей,
что у него выкупили честь всех мусульман за 3000 дирхемов,то есть за эти деньги поэт обязался не писать на них сатиры.Надо отметить,более поздние поэты добивались
еще более..мнээ..высоких результатов,но об этом чуть позже.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Dmitri_II на 08/15/05 в 02:04:25
Уж не Абуль Фараджа ли Вы пересказываете (изданного, кстати, в советское время изрядным тиражом)? Всемерно приветствую! Шанфара и Таабата Шарран, Имру-уль-Кайс и Тарафа, - имена как звон стали. А уж история за ними ... в общем, жду с нетерпением!

Дмитрий

Трое друзей у меня: сердце, не знавшее страха,
Острый сверкающий меч и упругий лук.

... Так умер он, отыскав смерть меж лезвием меча и остриём копья.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Het Mastin на 08/15/05 в 13:46:29

Quote:
Впрочем,это не умерило его аппетитов.Аль-Хутайя зашел в мечеть и заорал:"Кто даст мне двух мулов"?

А! Вот теперь я начинаю понимать, за что именно Мухаммед и Ко первым своим коллективным деянием избрали резню поэтов и изгнание их из Медины... Впрочем, при таком рэкетирском раскладе слово "поэты" лучше было бы взять в кавычки, наверное.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 08/15/05 в 13:48:30
Да,его самого,Абу-ль-Фараджа,хотя и не только его.Правда,пока я собираюсь  рассказать о наиболее выдающихся поэтах-рэкетирах(по совместительству придвор
ных поэтах).А об остальных чуть позже.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 08/15/05 в 21:25:32
Наверное,самым выдающимся вымогателем был знаменитый Башшар ибн Бурд,поэт-новатор.
Происхождения он был незнатного,а отец его был небогатым ремесленником-горшечником.Башшар был к тому же слепым.Однако все это не помешало ему стать прекрасным поэтом.Он славился любовной лирикой,сочинял удачнейшие панигирики,за которые получал огромные суммы денег и держал в страхе крупный город,Басру.Да,все по той же причине.Его острого языка боялись все.

Рэкет по-бедуински-3.

Один горожанин откупался ежегодным подношением-жирной овцой и тысячей дирхемов.
Однажды слуга этого "данника" продал жирную овцу и купил тощую,больную и старую овцу-матриарха.Башшар немедленно сочинил пространную обличительную песню,в которой прошелся по матушке слуги,его почтенным родственникам,самому слуге,качеству овцы,ее внешнему виду,запаху и уместности такого подарка и вежливо намекнул самому "даннику",что хотя он помнит всех присланных овец,благодарен за них(а значит пока(!) про него гадостей не сочиняет),оно может по-всякому повернуться.Подобные намеки дважды повторять не было необходимости,и в дальнейшем овец присылали без задержек и в отменнейшем состоянии.

Надо сказать,его острого языка боялись и очень могущественные люди.В том числе эмиры Басры.Однажды,эмир Басры пообещал подарить Башшару 50000 дирхемов,но задержал выплату.Через два дня Башшар написал ему по этому поводу вот какое посление:

"У меня в думах постоянно то,что ты обещал мне.
Обещание-это горе,избавь меня от горя.
Если не хочешь моей похвалы,ожидай моего поношения."

После столь наглого шантажа Башшару немедленно выдали всю сумму,да еще и приплати
ли.Стоило ему появиться во дворце эмира,и всем становилось ясно:без добычи Башшар не уйдет.И прочие эмиры Басры относились к его визитам,как к привычным неприятностям,которых никак не избежать,а надобно просто пережить.
Башшара такие методы ничуть не смущали.В ответ на упреки он как-то сказал:

"Я увидел,что больно жалящая насмешка больше помогает поэту,чем самое блестящее
восхваление.Тот поэт,который желает,чтобы его почитали в наш век-век подлых скуп
цов,пусть приготовится к бедности.А если это ему не нравится,пусть изощряется в
насмешках,чтобы его боялись и одаривали."

Рэкет по-бедуински-4.

Надо сказать,что уже тогда у арабов была развита критика,и неудачливым сочинителям
доставалось на орехи.Но горе тому,кто рисковал критически отзываться о таких умель
цах,как Башшар ибн Бурд.Башшар был необычным поэтом,поэтом-новатором,отчасти ломав
шим древние каноны:например,он мог придумывать новые слова на основе старых,исполь
зовать слова,точное значение которых не знал никто(включая его самого).
Те,кто осмеливался высказать хоть какое-то критическое замечание по этому поводу,
быстро раскаивались потом.Некто Сибавайх неодобрительно отозвался как раз об испо
льзовании Башшаром вычурных слов.Башшар сочинил в его адрес сатиру,и запуганный
критик впоследствии отзывался о стихах Башшара как о мертвеце:или одобрительно,
или никак.

И все же не каждого можно было высмеивать безнаказанно.Когда Башшар решил воспеть
халифа аль-Махди и его везиря ,и ничего за это не получил,он сочинил несколько
сатир,направленных против везиря.Тот не остался в долгу и обвинил Башшара в ереси
и вообще всячески подстрекал халифа против него.Последней каплей,переполнившей
халифскую чашу терпения,стала сатира Башшара уже в его адрес.Наверное,дело было
не только в отсутствии подарков:в свое время халиф запретил Башшару сочинять любов
ные песни,пользовавшиеся огромной популярностью,и по этой причине казавшиеся
халифу источником всяческого разврата и распущенного поведения подданных(надо
сказать,сам халиф плотских утех не чуждался,но как наследник Мухаммеда считал
своим долгом ограничивать других).Как бы там ни было,эта история закончилась
плохо для Башшара:его забили палками насмерть.
Надо сказать,что везиря,который был инициатором этого,щедро наградили практически все влиятельные и знатные люди в стране,изрядно пострадавшие в свое время от Башшара.Для жителей Басры смерть Башшара ибн Бурда и вовсе стала праздником:страшный и злоязыкий поэт уже не мог опозорить ни их,ни их родственни
ков.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Ципор на 08/15/05 в 21:35:52
Я все удивлялась, как не пришибли раньше  :) Законопослушные и терпеливые люди бедуины.  :)

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 08/16/05 в 23:04:44
Такие люди,как аль-Махди очень не любили самоуправства.В свое время халифы немало
потратили усилий,чтобы сделать свою власть как можно более централизованной.Если
бы кто-то тронул Башшара(а он одно время был к тому же в хороших отношениях с
халифом),и ему,и его роду бы не поздоровилось.Любопытно,что когда он высмеял
некоего знатного араба,тот пообещал ударить его мечом.Но действовать этому молод
цу пришлось через халифа,и тот позволил ударить только плашмя.

Да и вообще,у поэтов хватало покровителей.А вот гибли они чаще всего,если восста
навливали против себя слишком многих.Так было с Башшаром,Мутаннабби,Дибилем(како
во имечко!)..

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 08/23/05 в 21:07:35
И еще немного о традиционных бедуинских народных промыслах.

Среди них месть.Особенно на этой ниве прославился некто аш-Шанфара.Если аль-Хутайя, был знаменит кверным нравом и язвительным языком и сатирами шантажировал всех,кого мог,то аш-Шанфара не прибегал к столь окольным способам заработать на жизнь.Он предпочитал воспевать себя,любимого,что было в порядке вещей:в этом популярном жанре не отметились разве что сверхсамокритичные поздние поэты халифата,да и то лишь те из них,что писали исключительно о бренности всего сущего.От них эту заразу подхватили их персидские коллеги.
Однако,на отсутствие достатка аш-Шанфара не жаловался:жил он разбоями,а если
когда и голодал,то это было лишь очередным поводом для самовосхвалений.
Творческий человек найдет вдохновение в чем угодно.

Еще в юном возрасте аш-Шанфара попал в плен.Еще в средние века арабские филологи
путались в родословных своих знаменитостей(а родословные фальсифицировались
с древнейших времен,и рассказчики спорили на их счет без конца).Поэтому насчет
его происхождения тоже есть масса версий,и ни одну не проверить.
Родственные связи,пусть и дальние,для бедуинов и арабов вообще до сих пор имеют огромное значение:выживать среди сородичей,тем более в пустыне,где кочевали
бедуины,гораздо легче сообща;у родни можно попросить подмоги,-и,конечно,надо оказывать и им посильную помощь.
Но такие,как аш-Шанфара,вынуждены были или по личным мотивам ,или из-за туманно
го происхождения вести дела на свой страх и риск.Иногда такие отчаянные молодцы
прибивались к себе подобным и сколачивали шайки.Так и аш-Шанфара зарабатывал.
Его приятель с характерным прозвищем Тааббата Шарран(буквально-Несущий подмышкой
Зло,а если точнее-Таскаюший подмышкой меч:)) и другие подельники время от време
ни устраивали набеги на более удачливые бедуинские семьи и племена:у тех были
и пастбища,и крупные стада,и прочая пожива.
Разбоем,конечно,не брезговали и крупные племена,но жили за его счет именно такие
шайки.Надо сказать,что эти головорезы изрядно напоминали кавказских абреков как
образом жизни,так и устремлениями.

Но свою личную вендетту аш-Шанфара вел единолично,хотя трудно сказать,по какой причине он ее начал.Впрочем в древней арабской поэзии форма почти всегда превосходит содержание.Так было и в этом случае.Самое любопытное,что аш-Шанфара поклялся убить сто врагов из чем-то насолившего ему рода.То ли из рода,который держал его в рабстве,то ли из тех,кто его чем-то оскорбил.Пользуясь в основном хитростью ,он подстерегал врагов в засаде и убивал ,по-видимому,из лука.Его личный счет,как гласит легенда,дошел до 99,и аш-Шанфара был в одном шаге от выполнения клятвы.Но тут он уже сам попал в засаду,после чего аш-Шанфару умертвили довольно-таки зверским образом.
Как гласит легенда,его оставили непогребенным.Однажды,один из  убийц шел мимо
места,где прикончили аш-Шанфару.Он увидел череп покойника и с презрением наступил на него и раздавил.
Черепная кость вонзилась ему в стопу,и вскоре он умер.Так аш-Шанфара завершил
свою сотню.Упорство в сведении счетов в пустыне издавна считалось весьма похвальным и благородным качеством,а уж тем более такое выдающееся,как у аш-Шанфары.Так он и вошел в историю.



Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 09/22/05 в 01:22:42
Еще немного о рэкетирах.Некоторые стихотворные цитаты из Аль-Хутайи.
Перевод Н.Стефановича.

Отстань и отойди,будь от меня подале.
Молю Аллаха я,-убрать тебя нельзя ли?

Тебя считаю я презренным и дурным,-
Надеюсь,что тобой я тоже не любим.

Ты губишь каждого предательством,изменой,
Все тайны выведав в беседе откровенной.

Тебе когда-нибудь за все воздаст Аллах-
Любви не встретишь ты в своих же сыновьях.

Жизнь черная твоя приносит беды людям,
И смерти все твоей мы радоваться будем.

Надо сказать,это немногие умели-сказать наибольшее количество
самых оскорбительных гадостей в сравнительно коротких стихах.
Впрочем,ал-Хутайя при случае любил подробно живописать облико
морале недруга.

А вот еще один пример сжатого и весьма оскорбительного стихотвор
ного поношения:

Аллах тебе за все готовит наказанье,
И прадедам твоим,и всем,кто жили ране.

Добро твое всегда притворство или ложь,
И праведность свою ты строишь на обмане...

Но ты собрал в себе,лелеешь,бережешь
Все виды подлости,грехов и злодеяний.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 09/30/05 в 00:40:16
Немного о придворной поэзии и прозе жизни.

Есть такой литературный штамп,особенно хорошо прижившийся в около
толкинистской и ролевой поэзии.Гордый менестрель,смело,прямо(и с
весьма плачевными для него последствиями) вещающий в лицо жестоко
му правителю/завоевателю истину.Поэзия поэзией,а в истории такое бывало очень редко,и причиной тому служило не бесстрашие певца,а старые счеты с данным обличаемым правителем/завоевателем.
Башшар ибн Буд,поссорившийся с халифом,неуживчивый и скандальный
аль-Муттаннабби,разругавшийся со всеми своими покровителями,аль-Хута
йя,обладавший исключительно скверным характером-вот реальные "гордые
менестрели".Особого желания отстаивать правду за ними не водилось,
как бы они себя ни нахваливали,тем более,что бахвальство у тогдаш
них поэтов было в порядке вещей.

Зато придворные поэты-случай типичнейший.Нет,это не просто сытые
бездарности,трусливо и косноязычно восхваляющие покровителя.Это
сытые и весьма талантливые мастера своего дела,заставившие свой та
лант к стихосложению приносить неамлую прибыль.Имена большинства,ко
нечно,стерлись из памяти,и только старые сборники средневековых
арабов-филологов могут кое-что прояснить на их счет.
Однако,львиная доля известных нынче средневековых арабских поэтов так или иначе блистали при дворах феодальных правителей Ближнего Востока или Андалусии.

Исключение составляют древнейшие бедуинские поэты.Причина понятна:тогда с дворами была напряженка.Им приходилось блистать на кочевых стоянках богатых племен,воспевая племенных царьков.

Надо сказать,правители,особенно халифы,были довольно взыскательной
публикой.Тема восхвалений была неизменной:прославлялись щедрость,
мудрость,справедливость,благородство,славные деяния и т.д. и т.п.
данного правителя(наличие хотя бы одного из этих качеств было непри
ципиальным:)).Форма преобладала:правитель и так знал,какой он
хороший.Надо,чтобы все узнали!Чем цветистее,изобретательнее,изящнее
и умнее восхваление,тем больше шансов получить награду.Поэтому неу
дивительно,что талантливейшие поэты,чьи произведения дошли до нас,
нередко зарабатывали именно такими восхвалениями,изобретательными
,изящными и запоминающимися.Никакой романтики.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 10/06/05 в 17:58:55
Еще немного о рэкете по-бедуински.

Башшар ибн Бурд своим злоязычием и умением писать стихи держал в
страхе всю Басру.И все же,был один человек,которого опасался сам
Башшар.Его звали Абу-ш-Шамакмак,и особыми талантами к стихосложению
он не обладал.Зато простенькие дразнилки сочинял неплохо.Поэтому сам Башшар платил ему что-то вроде дани-200 дирхемов.Если он "забывал" выплатить,то Абу-ш-Шамакмак подучивал уличных мальчишек,и те с удо
вольствием орали на улице про "слепого козла Башшара".
И гроза и ужас всея Басры(и не только Басры) был вынужден выплачи
вать всю сумму и упрашивать приятеля-шантажиста не подучивать больше
уличных мальчишек.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Kell на 10/07/05 в 16:13:18
А я вспомнил, как к Ибн Насравайху "явился прибывший в Басру незнакомый поэт по имени аль-Мутарриф аль-Химйари. Он прочитал Ибн Насравайху прекрасный панегирик, и тот велел своему рабу наградить поэта, шепнув ему, что принести. Когда поэт встал и вышел в сопровождении раба, тот передал ему вознаграждение.
Вдруг поэт вернулся из прихожей, бросил бумагу, в которую было завернуто три дирхема, на колени Ибн Насравайху и принялся поносить его в самых грубых выражениях. Он прочитал три остроумных бейта, которые сочинил тут же и в которых он высмеивал Ибн Насравайха, упоминая его имя, прозвище и родословную. После этого он удалился.
Ибн Насравайх, - продолжает рассказчик (Абу Ахмад аль-Фадль), - велел мне догнать поэта: "Верни его и постарайся умилостивить его. Дай ему сто дирхемов, только пусть он никогда больше не произносит обо мне подобных стихов!"
Я побежал за поэтом, догнал его, пытался его успокоить и в конце концов предложил ему сто дирземов, но он ответил:
- Нет! я никогда не приму дара от человека, которого я навеки покрыл позором!

Он ушел, - заключает аль-Фадль, - и я не знаю, чьи это были стихи - его или какого-нибудь другого поэта" (ат-Танухи, 3, 114, 166)

Особенно мне концовка понравилась!  ;)

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 11/05/05 в 00:09:51
Немного о бедуинских добродетелях.

Как известно,поэты,особенно придворные, любили(и любят) воспевать
благодетелей.Не от бескорыстной и чистой любви(хотя бывает всякое),а по вполне прагматическим соображениям.Воспевая,они непременно отмечали силу,ум,мудрость,доброту,храбрость и великодушие данного благодетеля.Но все эти прекрасные качества традиционно меркли перед самым ценным,самым дорогим и близким сердцу поэта-щедростью.

Средневековые арабы-поэты ценили не только красавиц,скакунов и хорошее оружие(необязательно в этом порядке).
Меценаты-благодетели-вот предмет восторгов и зависти.Они же-подлинная Мекка для понимающего стихотворца.

В касыде,построенной по классическим образцам,бедуин плавно переходил от описания своей любви и прелестей возлюбленной
к описанию конских статей,рассказу о своем остром мече
или самовосхвалению.Другое дело-благодетель,одаривший десятком
верблюдов,тысячей дирхемов или еще чем ценным.Благодетель в песне
помещался на недосягаемо высокий пьедестал и не делил его ни с
прелестмницей,ни с очередным скакуном благородных кровей.Выяснялось,что ему нет равных,что он мудр,велик,способен осчастливить пол-человечества,добр,великодушен,
что он-самый-самый.И если эпитеты оказывались оригинальными,а звучание очередного восторженного панегирика красивым и необычным,то щедрость можно было считать частично(а то и полностью) окупившейся.

Надо сказать,в Средние Века,-что в Европе,что на Востоке,- многие
авторы стремились выяснить кто же самый-самый,самый непревзойден
ный.Самый грозный воин,самый лучший рыцарь,самый великий мудрец.
Была у бедуинов пара-тройка самых щедрых,и чемпионом обычно называ
ли Хатима ат-Таи.Те,кто числил ат-Таи самым щедрым,признавали,
что он не мог одарить так,как богатые племена или правители.
И все же..

Хатим ат-Таи с юных лет отличался феноменальной расточительностью:
первому встречному он мог отдать все,буквально все,что у него было.
Если у него был верблюд(1 шт.)-мог отдать верблюда.Если у него
их было десять-мог отдать десять.
Сначала он ссорился по этому поводу с отцом.Потом со своими родичами.Позднее это стало причиной для развода.Это было  транжироством,за которое некоторых поэтов,например,Тарафу,изгоняли из племени,после чего те шли в разбойники.Это было стремлением пустить пыль в глаза:так,Урва Ибн Аль-Вард сначала щедро одарил неких бедуинов,а когда те отплатили неблагодарностью,не стал их убивать,чтобы слава от преженей щедрости не пропала зря.

Голод-самый страшный враг кочевника.В один на редкость голодный
год Хатим,его семья и несколько соседей оказались  без еды:
верблюды и овцы пали от бескормицы.
Хатиму и его жене едва удалось уложить голодных детей спать,когда
к ним пришла соседка и сказала,что ее дети воют от голода.Тогда
Хатим зарезал своего коня-последнее,что у него оставалось.А потом обошел всю стоянку,обошел все палатки,чтобы все смогли поесть.Хатим просто не мог иначе,считал подлостью,когда его домашние едят,пока другие умирают от голода.От скакуна к утру остались одни кости.Сам Хатим не съел ни кусочка.

Хатим ат-Таи был расточительным человеком и хотел прославиться;по-
видимому он создавал репутацию,чтобы та потом работала на него же. Но за этим крылось нечто иное,чем голое желание прославиться,оста
вить после себя память,пустить пыль в глаза,получить что-то.
Он не мог за всю жизнь раздать и сотой части того,чем одаряли некоторые богатые правители или племенные вожди за один раз,но зато мог отдать все,что было у него в самой отчаянной ситуации,не рассчитывая на выгоду или славу.Он был самым щедрым.

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Ципор на 11/05/05 в 17:29:15
Своих детей-то он покормил? :)

Заголовок: Re: Один древний бедуинский народный промысел..
Прислано пользователем Zamkompomorde на 11/05/05 в 20:57:51
Разумеется.Он был единственным,кто ничего не съел.А еще надо брать
в расчет отношение наездника к своему скакуну.



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.