Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Бель-летр >> Спойлеры и Дисклэймеры >> Бхагавад-гита (как она есть)
(Message started by: Лапочка на 03/08/05 в 16:18:12)

Заголовок: Бхагавад-гита (как она есть)
Прислано пользователем Лапочка на 03/08/05 в 16:18:12
На поле дхармы, на поле Куру, сойдясь для битвы,


Что совершили наши, также Пандавы, Санджая?



Этими словами царя Дхритараштры начинается Песнь Господа, Бхагавад-гита (http://www.bolesmir.ru/gitalit/Gita001.html). Ещё задолго до прочтения этой первой из монотеистических поэм мне то и дело попадались упоминания о центральном откровении Бхагавад-гиты, the face of Krishna revealed to Arjuna - об Откровении Вселенской Формы (http://www.bolesmir.ru/gitalit/Gita011.html), созерцании Бога в Его аспекте Времени. Из всех попыток описания Единого Творца это - наиболее сильное, наиболее потрясающее воображение.

Бхагавад-гита - это беседа Творца с Сотворённым как друга с другом и как учителя с учеником, вопрошающим посреди беззакония и кровопролития: чем я достигну спасенья? И друг, учитель, Творец отвечает...


_____

Философские пояснения, введение, толковый словарь и прочие полезности на http://www.bolesmir.ru/gitalit/titul.html И спасибо Борису Смирнову за его прекрасный перевод.

Заголовок: Re: Бхагавад-гита (как она есть)
Прислано пользователем Emigrant на 03/09/05 в 08:44:59
Давным давно, в 1991, в журнале "Литературная учеба" мне попалась забавная статья князя Н.С. Трубецкого "Религии Индии и Христианство". Написана она была, насколько я помню, в эмиграции в Праге, в 20х годах.

У князя были свои, очень определенные, взгляды на то, что именно представляет из себя Вселенская Форма :-) Я еще после нее придумал комплекс духовных упражнений, наподобие парных гимнастических растяжек :-)

Оказалось, что эта статья есть на сети:

http://www.pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=147

Спойлер, он же краткое содержание: индийские боги автору не нравятся.

Заголовок: Re: Бхагавад-гита (как она есть)
Прислано пользователем Antrekot на 03/09/05 в 09:34:18
Не все - Варуна ему вполне подходит.
Но, в общем, удивляться нечему.
Хельги, вот, порадовался бы - Индра как воплощение качеств индийских царей - это хорошо.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Бхагавад-гита (как она есть)
Прислано пользователем Emigrant на 03/09/05 в 23:38:53

on 03/09/05 в 09:34:18, Antrekot wrote:
Не все - Варуна ему вполне подходит.


Правда. Бедный Варуна-создатель. Мне в этой статье понравилась этакая "вторичная мифология" -- эта история богов и людей написана так, что ее естественно рассматривать не как историю людских _идей_, а именно как совместную/общую историю богов и людей.

А еще мне нравится практическое распознавание духов -- для этого конечно, надо сначала постулировать их реальность, и заставить читателя проникнуться этим предположением, suspension of disbelief. Так сказать, методика Белой Королевы, "six impossible things before breakfast".

Отсюда одно из парных духовных упражнений. Партнеры становятся лицом друг к другу. Один из них, принимая испуганное выражение лица, показывает за спину другого,  и произносит искаженным от ужаса голосом: "Бесы! Бесы!" Потом партнеры меняются ролями. :-)


Заголовок: Re: Бхагавад-гита (как она есть)
Прислано пользователем Хельги Змеиный Язык на 03/10/05 в 01:57:15

on 03/09/05 в 09:34:18, Antrekot wrote:
Хельги, вот, порадовался бы

Уже. Эмигрант, Антрекот - спасибо  :). Да. Не всё понял Н. С. Трубецкой в загадочной арийской душе.

А Лапочке спасибо за красивую заставку к Бхагавад-гите.

Заголовок: Re: Бхагавад-гита (как она есть)
Прислано пользователем Лапочка на 03/10/05 в 03:59:41
Начнём с того, что статья Трубецкого какая-то полуграмотная. Чтобы не сказать безграмотная. Название поэмы "Бхагавад-Гита" он там пишет сразу с несколькими грамматическими ошибками. Но не это плохо; плохо то, что он не понимает, как индийская философия уже тысячи лет ищет Единого Творца и какую ценность представляют для всего человечества результаты этих духовных поисков.

Самые важные, в смысле самые популярные сейчас боги Индии - это Шива и Кришна/Вишну. Шива считается аспектом Вишну, хотя на практике это разные культы и очень разные образы.* У меня такое ощущение - хотя я только начинаю изучать индийские священные писания - что образ Творца у древних индусов блуждал, не будучи привязанным к конкретному божеству, и этот процесс не закончен по сей день. В одних мифах Единым Творцом мог быть Варуна, в других Брахма, в третьих - и сюда относится "Бхагавад-гита" - Вишну, он же Кришна Васудэва. То есть божественное Откровение и/или Богоискание в Индии имело совершенно отличную от еврейской, от западной вообще, форму. Эта форма настолько странна западному сознанию, настолько соблазнительна своей несомненной красотой и глубиной и одновременно настолько чужда, что узко мыслящие люди в лучшем случае поспешат категорически отбросить незападное Откровение, а в худшем попытаются его демонизировать.** Что мы и видим на примере данной статьи.

Что мракобесы считают это Откровение или Богоискание сатанинским, меня уже нисколько не удивляет. С точно той же позиции - правда, гораздо хуже аргументированной, чем статья Трубецкого - "христиане" от толкинизма пытаются записать в "сатанинские откровения" Чёрную Книгу Арды. Мне кажется, что всё это не случайность. Это системный эффект, но, в отличие от церковно-религиозных преступлений, не столько организационный, сколько философский. Это дефект мышления, это неправильная расстановка приоритетов:

В философском романе Гора Видала "Сотворение мира" (http://www.ozon.ru/context/detail/id/100094/) главный герой, Кир Спитама, встречается с Буддой. В ходе беседы Спитама задаёт Будде вопрос, как же так вышло, что люди в мироздании страдают? Почему вообще необходимо отрешиться от всего, в чём же корень зла?

И мудрый, невероятно мудрый Будда отвечает: а почему тебя это интересует? Неужели же ты, будучи поражён отравленной стрелой, не побежишь немедленно к могущему нейтрализовать яд целителю, а станешь тратить оставшееся тебе время на выяснение вопроса, из чьего лука она прилетела?

На первый взгляд это неправильная позиция. Если предположить, что люди в мироздании страдают по вине некоей конкретной злой силы, то логично было бы также предположить - как это делают христиане - что пустившая в нас эту стрелу злая сила не опустила лук, а продолжает стрелять. В таком случае не вредно бы знать, кто в нас стреляет, как, когда и почему.

Как мы видим, здесь уже два предположения, не основанных ни на чём, кроме, прямо скажем, эмоций и глюков. Допустим, они правильны; часто я сама считаю, что они правильны, хотя в моей жизни не было видений каких-либо бесов, а было только видение Бога (нет, Он показался мне совсем не таким, как Вселенская Форма Кришны, но я ведь, как ни крути, западный человек; видения Вселенской Формы свойственны прежде всего, если не исключительно, индийцам).

Хорошо, допустим, что эти предположения о бесах, прародителях зла, верны; проблема в том, что люди совершенно не умеют обращаться с подобным знанием. Они случайно или намеренно, но удручающе постоянно путают сущность с формой. Вместо того, чтобы отвергнуть самую суть бесовских соблазнов, они начинают везде выискивать кажущиеся им бесовскими формы и воевать против этих форм, при этом и во имя этого совершая бесовские по сути поступки и провоцируя бесовские эмоции и поступки в других людях. Всё чужое, всё странное кажется таким бесоборцам "сатанинским", и даже божественное Откровение, облечённое в незнакомую форму, они ничтоже сумняшеся принимают за дело рук лукавого. Одни орут, что театры - рассадник порока и что верные христиане полюбуются, как все актёры будут гореть в аду; вторые выискивают сатанизм в Чёрной Книге Арды и с параноидальным шёпотом намекают, что фэндомские Тёмные хуже толкиеновских орков; третьи делят языческих богов на ангелов и демонов и, чуя за собой авторитет церковного мракобесия, выносят всем древним культурам Азии смертный приговор. Такие люди посвящают все свои силы поискам козней Врага, в основном воображаемых или даже сознательно инсинуированных в собственных политико-идеологических интересах, и совершенно отвлекаются от общения с Богом и следования божественному пути. Они считают, что это они - самые правильные верующие, несущие знамя Христа в еретическом мире. На деле же они несут не любовь и доброжелательность, одинаково ценимые что в Евангелиях, что в Бхагавад-Гите, а разлад, ссоры, ругательства, расколы между людьми, которые без влияния мракобесов могли бы быть друзьями или во всяком случае не врагами. В крупных масштабах всё это доходит до прямой вражды и кровопролитных войн между последователями разных религий; впрочем, мракобесам всегда только на руку религиозные войны - потому что на деле им наплевать на все этические требования, которые Бог ставит перед человеком. Тот, кто не желает злодеяний, не станет демонизировать чужую веру; тот, кто так поступает, или прямо желает зла, или считает зло неважным, мысля по принципу "лес рубят - щепки летят". Христос категорически не согласился бы с таким принципом, но мракобесам не нужен Христос - у них за спиной стоит Церковь.

Это печальная картина. Она тем более печальна потому, что это, увы, не общечеловеческая проблема, а именно западная, распространившаяся далеко за пределы иудео-христианского мира - сначала с подачи Магомета, которого в этом отношении действительно можно назвать христианским еретиком, а потом в результате колонизации западом почти всего остального мира. В Бхагавад-Гите о бесах (асурах) говорится мимоходом; в Евангелиях им уделено чуть больше, но всё же не много внимания. Это правильный подход; а вот средневековая "карьера" дьявола, его превращение в суперзвезду замутнённого сознания масс и все печальные щупальца этого явления, в том числе высматривание бесов в причудливых узорах чужих культур - это подход в корне неправильный. Это безответственная отсебятина. Христианин должен прежде всего искать в священных писаниях иных культур признаки божественного Откровения и радоваться, находя их, а не исходить злобой из-за того, что получившие эти Откровения люди как-то обошлись без Церкви. Я не припомню, чтобы Христос где-то сказал, что весь Восток-де поклоняется бесам. Этого нет; а вот о личной подверженности людей влиянию злых сил Он кое-что говорил.

Я, конечно, знаю, что на мракобесов, которым попадут на глаза эти мои слова, они подействуют с точностью до наоборот: мракобесы с ещё бОльшим рвением предадутся поискам жи бесов под чужой кроватью. Я это пишу прежде всего в качестве предостережения, для расширения кругозора нормальных людей. Я считаю, что Будда в приведённом эпизоде "Сотворения мира" был прав. Людям очень вредно думать, будто у них есть точное знание о потустороннем и надёжный рецепт различения духов. Для некоторых людей такое воображаемое знание просто опасно и в духовном отношении гибельно. И это относится не столько к личным религиозным переживаниям, а прежде всего как раз к традиционным, церковным "рецептам" такого рода.

Моя сестра, украинская кришнаитка, признаёт православные церкви храмами Единого Бога и совсем недавно покаялась, причастилась и обвенчалась с женихом по православному обряду. Для неё между кришнаизмом и христианством нет никакого противоречия; они гармонично дополняют друг друга. Не могу не отметить, что позиция такого верующего по отношению к христианским мракобесам сравнима с позицией Кришны на поле Куру по отношению к войску Кауравов.

________

* Разницу между образами Вишну и Шивы доходчиво объясняет финал книги Гора Видала "Калки". Эту книгу я, кстати, неограниченно рекомендую всем интересующимся данным вопросом и просто любящим мифороманы.

** Есть ещё одна, очень серьёзная, причина для ненависти мракобесов конкретно к образу Кришны-Вишну: это Воплощение. Согласно буквальному значению мифа, Кришна Васудэва - это человек, который на самом деле - Единый Бог, рождённый и проживший человеческую жизнь. Такого христианские догматики стерпеть не могут. Ведь они считают, что вочеловечившийся Бог - это только Христос, а Христос - это их эксклюзивная собственность. А о том, что Он вообще-то не обязан испрашивать у них позволения на воплощение в Индии, если Ему захочется там воплотиться, они не хотят даже думать.

Заголовок: Re: Бхагавад-гита (как она есть)
Прислано пользователем Бенедикт на 03/11/05 в 10:56:53
Надя, два дополнения. Во-первых, Трубецкой писал лет сто назад, когда в Европе гораздо меньше знали об Индии, чем сейчас, и даже транслитерировали санскрит по-другому. К тому же он - не профессиональный индолог. Так что некоторые неточности ему, имхо, простительны.

А во-вторых, видения вселенской формы есть и в европейской традиции. Сам термин встречается у Данте ("Рай", XXXIII, 91,  в оригинале - la forma universal).

А цитата о стреле действительно взята из Типитаки. Похоже, Видал как раз пишет грамотно.

Заголовок: Re: Бхагавад-гита (как она есть)
Прислано пользователем Лапочка на 03/13/05 в 00:03:02

on 03/11/05 в 10:56:53, Бенедикт wrote:
А во-вторых, видения вселенской формы есть и в европейской традиции. Сам термин встречается у Данте ("Рай", XXXIII, 91,  в оригинале - la forma universal).


... Так, надо наконец читать Данте.

К слову. У Пелевина в "Священной Книге Оборотня" есть показательный диалог:

- Если люди оказались в полной жопе, то надо ведь понять, почему.

- Находясь в жопе, ты можешь сделать две вещи. Во-первых - постараться понять, почему ты в ней находишься. Во-вторых - вылезти оттуда. Ошибка отдельных людей и целых народов в том, что они думают, будто эти два действия как-то связаны между собой. А это не так. И вылезти из жопы гораздо проще, чем понять, почему ты в ней находишься.

- Почему?

- Вылезти из жопы надо всего один раз, и после этого про неё можно забыть. А чтобы понять, почему ты в ней находишься, нужна вся жизнь. Которую ты в ней и проведёшь.



Так-то. С чем я мракобесов и поздравляю.



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.