|
||
Заголовок: Прикладная мифология в литературе Прислано пользователем Antrekot на 12/02/04 в 09:36:42 История в "Войне и Мире" Толстого. Рекомендую. http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/ci10.html Рассуждения, на мой взгляд, местами спорные, а вот по фактам, насколько я могу судить, все сходится. Для затравки: "Действие «Войны и мира» начинается в июле 1805 года в салоне фрейлины вдовствующей императрицы Марии Федоровны — Анны Павловны Шерер. Как известно, Толстой долго выбирал место зачина романа, не раз его менял. И после многих колебаний он остановился на варианте, которого… заведомо не могло быть! Фрейлины по определению не могли иметь салон и принимать у себя светских посетителей. Фрейлины состояли при императрицах и цесаревнах; обыкновенно раз в неделю одна из них назначалась дежурной и неотлучно находилась при своей повелительнице, но и свободные от дежурства могли потребоваться в любой момент, обязаны были являться с утренними приветствиями, присутствовать на торжественных приемах, аудиенциях и т.д. Поэтому фрейлины постоянно жили в Зимнем дворце, в так называемом «фрейлинском коридоре», при разъездах царской семьи сопровождали ее — словом, полностью лишались независимости и возможности завести собственный дом. Такое положение не изменялось вплоть до революции. В виде какого-то совершенного исключения правило могло быть нарушено, но устраивать светские вечера фрейлина все равно не могла. Фрейлина — это всегда незамужняя особа; а в дворянском общежитии всякой добропорядочной девице, как бы стара она ни была, не полагалось приглашать к себе никого, кроме родственников и близких друзей, да и то днем. На балах, раутах и jour fixe’ах (то есть приемах любых посетителей в установленные дни, что и составляло понятие «салон») непременно должны были быть хозяин и хозяйка, хотя бы номинально. Даже вдовы без взрослых сыновей принимали только в дневные часы, до начала бального времени. То обстоятельство, что при Шерер находилась ее престарелая тетушка, принципиально ничего не меняло: в доме без мужчины нельзя было собирать холостяков и девиц для непринужденного общения. Это было бы вопиющим нарушением светских норм, которое бросило бы тень не только на хозяйку и ее гостей, но и на императрицу, чьей приближенной являлась Шерер. Словом, салон фрейлины, салон незамужней дамы — место, в действительности не существовавшее, и автор это прекрасно сознавал. Можно допустить, что Толстой был неосведомлен об обычаях придворной среды, но нормы существования его собственного круга были ему известны с младенчества. Интересно, что фрейлины 1860-х годов с одобрением приняли роман: вероятно, в их глазах образ Анны Шерер был поэтическим преувеличением их роли при дворе и в свете." С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: Прикладная мифология в литературе Прислано пользователем V.A.Gonsky на 12/02/04 в 10:50:35 Странно. Немного поискав, мне удалось найти упоминания и о салоне супруги князя Трубецкого, фрейлины императрицы Марии Александровны, и о салоне незамужней Екатерины Владимировны Львовой, сестры цензора, в который был вхож Тургенев. Не говоря уж о том, что Анна Шерер - реальное историческое лицо, прапрапрабабушка актера Игоря Дмитриева. ::) |
||
Заголовок: Re: Прикладная мифология в литературе Прислано пользователем nava на 12/02/04 в 10:51:02 Я всегда подозревала, что "Война и мир" - альтернативная история... ::) |
||
Заголовок: Re: Прикладная мифология в литературе Прислано пользователем Antrekot на 12/02/04 в 11:45:36 on 12/02/04 в 10:50:35, V.A.Gonsky wrote:
Реальное вполне. С Лысовой не знаю, проверю. А вот с Трубецкой все достаточно просто - она замуж вышла, а именование сохранилось. С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: Прикладная мифология в литературе Прислано пользователем Mithrilian на 12/02/04 в 13:24:03 скорее всего, Шерер была отставная фрейлина - вышла замуж. А потом овдовела, вот и мужчины нет в доме. |
||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |