Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Бель-летр >> Спойлеры и Дисклэймеры >> Проблемы фантастики
(Message started by: Ципор на 05/03/04 в 12:53:48)

Заголовок: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Ципор на 05/03/04 в 12:53:48
Взято из ЖЖ Beauty. Сама оценить идею статьи не могу, поскольку не читала так уж много фантастических романов, чтобы сравнивать, но, возможно, кому-то будет интересно.
http://www.livejournal.com/users/beauty_n_beast/26139.html?#cutid1

Автор: Светлана Прокопчик (beauty)


Фантастика мертва, фантастика в глубоком кризисе. Каждый из нас неоднократно слышал эти или подобные высказывания. И, разумеется, считал своим священным долгом развеять «заблуждения» оппонента, вступал в длинные дискуссии, уверял - такое утверждение абсурдно. А ведь когда некое утверждение воспринимается как абсурд, с ним не спорят - над ним смеются. Когда начинается спор, утверждение тем самым переводится в разряд допустимых и реальных.

С этой точки зрения дела фантастики откровенно плохи. Строго говоря, вот с этим никто не спорит. Спор лишь о том, считать ли это кризисом жанра или кризисом отдельных авторов. Другой вопрос, что даже если это кризис авторов, то их процент достаточно велик, чтобы говорить уже о кризисе жанра.

Фантастика плохо продается. Даже самые удачные книги не вызывают желанного резонанса. Фантастику не считают литературой. Кто-то отстаивает точку зрения, что НФ пострадала из-за низкой квалификации авторов, которые не знают русского языка и не хотят его учить. Кто-то валит все на снобизм критиков, которые презрительно фыркают, едва речь заходит о популярной литературе. Кто-то - на нетребовательность издателей, которые хотят заработать, но не хотят развивать литературу (к тому же они не так оформляют, не так рекламируют...) Кто-то ругает массового читателя, который не хочет думать. А массовый читатель никого не ругает - он просто не покупает НФ.

Конечно, все обвинения верны. Спорить с этим бессмысленно. Непонятно лишь, почему в списке обоснованных причин не указана главная: фантастика перестала отвечать читательскому запросу.

Фантастика всегда была прежде всего интеллектуальной литературой, «литературой идей». В равной степени эти идеи могли иметь отношение к научно-техническому прогрессу, или же к прогрессу социальному. Увлекшись «предвидением», фантасты частенько жертвовали качеством собственно текста - и читатели прощали им все, если высказанная идея завладевала сердцами. Эти книги в первую очередь моделировали другой, более совершенный мир, и тогда фантастический элемент становился ведущим. Во вторую - говорили правду о нашем мире, и тогда фантастика превращалась в художественный прием, требующий немалого мастерства.

Литература сегодняшнего дня не нуждается в иносказании - если только ради пущей красоты. И что получается?

Не стоит забывать, что фантасты, да и любые писатели, - дети своего поколения, своей страны, своей культурной традиции. Секрет популярности любого писателя - он говорит о том, что хотят услышать. Когда распался СССР, и на нас свалилась гласность и свобода слова, фантасты, оправившиеся от шока, кинулись исполнять заветные мечты свои - совпавшие с мечтами читателя. Авторы хотели писать фантастику «как американская» - не скованную этическими догмами КПСС, со всеми горячительными сценами насилия и эротики. Они хотели писать «правдивую» фантастику. А читатели хотели ее потреблять.

Десять лет фантасты отрывались за все годы, проведенные в интеллектуальной тюрьме. Они торопились вывалить на-гора все свои затаенные мечты, все недоношенные, но приятные для них мирки, куда сами они сбегали от советской действительности. Приятные - вовсе не значит светлые. Многим нравится пожить в антиутопии, а потом вынырнуть и понять, что жизнь прекрасна. Причем писали тем быстрей, чем сильней было ощущение: скоро лафа кончится, опять придется таиться, а то и вовсе распрощаться с мечтой о публикации. Ни один издатель не смог бы заставить автора писать так быстро, как его собственный страх. А читатель реагировал по-своему. Он торопился прочесть - пока не отобрали. Пока не запретили даже думать о таком. Отвратительное качество большинства произведений никого не отпугивало. С течением времени страх, исходно связанный с вероятными запретами «сверху», трансформировался. Сейчас это скорей страх конкуренции - с другими авторами, другими жанрами, другими видами искусства и развлечения. Страх трансформировался, но никуда не делся.

С ним сражаются, но в пылу сражений, стремясь успеть высказаться до того как, фантасты потеряли главное. Они потеряли Идею. Сверхидею. Они не заметили, в какой момент Сверхидея была подменена на Проблему. На собственную животрепещущую проблему автора.

Фантаст, дитя своего времени, не может породить ничего, что не было бы следствием его воспитания. Фантасты пишут о том, что их волнует или может взволновать. А волнует их, в сущности, то же, что и двадцать лет назад. Но только двадцать лет назад их личные проблемы были настолько типичны, что волновали очень многих и были общими. Тогда борьба с общей проблемой запросто могла претендовать на роль Идеи. Сейчас, в обстоятельствах изменившегося мира, эти проблемы кажутся в лучшем случае надуманными.

Читатель, строго говоря, тоже с большим трудом воспримет что-то, не укладывающее в рамки стереотипного восприятия. Но ему проще возместить себе недобранное в годы Советской власти. Пока фантасты судорожно выталкивают из себя остатки нереализованных грез и фобий, читатель пресытился. Ведь самый плодовитый автор не может написать роман быстрей, чем за месяц. А читатель за тот же месяц без особого труда прочтет четыре книги. Естественно, что читательский запрос удовлетворяется быстрей.

Автор должен предложить что-то новое. А что он может предложить, если он остался прежним? Если только старые проблемы под новым соусом. Авторы по-журналистски насыщают произведения реалиями сегодняшнего дня, пользуются современным жаргоном, но читатели все равно не принимают героев близко к сердцу. Для них они не более, чем воспоминание о не самом лучшем прошлом. Читатель устает от прежде любимого автора, и фантасту остается только искать новую благодарную аудиторию - среди молодежи. Но что молодому читателю фантаст может предложить, кроме отрицания старых стереотипов? Поколение, не знавшее идеологического давления КПСС, при всем желании не проникнется и ужасом перед возвращением тех времен. У него свои интересы, у этого поколения.

Однако остается еще такая возможность, как фантастика сугубо «научная». В кавычках - потому, что собственно научные достижения уже достигли той степени изощренности, которая требует и от писателя, и от читателя известного образования. Речь идет о технической фантастике. Тут фантасты совершили непростительный промах, проморгав информационную революцию. А ведь это не только целая серия технических открытий. Это еще и способность смотреть на мир под иным углом. И фантастам, детям мира с ограниченным доступом к информации, этот угол недоступен. Потенциальный читатель по широте восприятия обгоняет тех, кто по идее должен служить проводником в незнаемых мирах.

О том, что качественно изменившийся поток информации повлек за собой необходимость иначе относиться к восприятию нового, лучше не говорить. Видео и Интернет дают упрощенную картинку, но позволяют усвоить поверхностно весь поток. И как сюда вписывать интеллектуальную литературу, не совсем понятно.

Так что произошло? Писатель отстал от читателя. Завис между двумя принципиально разными типами аудитории. Старой фантастика уже не нужна, а новую она не удовлетворяет, потому что читатель зачастую в реальной жизни встречается с таким, что писателю покажется чистой фантастикой.

Пока еще молодежь с удовольствием потребляет фантастику. Не ту, в которой глубокий смысл, а ту, в которую можно поиграть. Причем элемент эскапизма здесь сравнительно незначителен - важен развивающий элемент. Однако не за горами время, когда той же молодежи захочется большего - она начнет искать смысл, цель и идеалы жизни. Конечно, фантасты и рады были б ей все это предложить - если б сами знали.

Несколько поколений подряд воспитывались в одной системе ценностей. Бессмысленно спорить, хороша она или нет. Она была, и никуда от нее не деться - даже тот, кто ее отрицает, всего лишь отрицает, а не предлагает нечто иное. Фантасты отталкивались от уже существующих, крепких штампов. Тех, которые чужды молодежи. Новое поколение хочет читать про себя, про свой мир, свои ценности и свое будущее. У них нет еще сложившихся штампов, и за ними молодые придут в том числе и к фантастам. К тем фантастам, в чьи миры она не так давно с увлечением играла. Не найдет и обратится к их коллегам, которые про «философию бытия». А найдет родительские несбывшиеся мечты. И зачем тогда молодежи фантастика - в игры играть? Так можно поиграть во что-нибудь другое.

А самое плохое - фантасты, как и все остальные литераторы, точно так же хотят быть учителями жизни. Справедливо ли будет упрекать их в том, что они этой жизни научить не могут? Они не виноваты, что жили в другом мире. Они не виноваты, что мир изменился. Они вообще ни в чем не виноваты.

Виноваты не виноваты, а отвечать придется. Своей невостребованностью в том числе. Тем, что сейчас называют «кризис жанра».

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Эртхэльге на 05/03/04 в 13:37:18
Если говорить о именно НАШЕЙ фантастике - может, зерно истины в этом и есть... но как же Шекли, Азимов и прочие? Их вещи прекрасно продавались и продаются. Причем переводились они и в советские времена - и тоже пользовались спросом. Так что... может, дело все же в качестве? ::)

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Zamkompomorde на 05/03/04 в 18:09:46
Болтовня.Даже трудно сказать,чего больше,фактических или логических
ошибок.

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Эртхэльге на 05/03/04 в 22:45:01
Да, почему-то в последнее время люди полюбили абсолютно все валить на совок и его особенности... типа, с голодухи ели, а теперь зажрались и не хотят... :(

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем TimTaler на 05/03/04 в 23:00:51
"И зачем тогда молодежи фантастика - в игры играть? Так можно поиграть во что-нибудь другое." Угу, именно, будем играть.. а во что, собственно, автор предлагает играть? И почему фантастика теперь ни на что, кроме как на поставку материала для "игр", вдруг не годится? Вот 200 лет годилась, и как сатира, и как социальный эксперимент, а теперь не годится?

"фантасты, как и все остальные литераторы, точно так же хотят быть учителями жизни. Справедливо ли будет упрекать их в том, что они этой жизни научить не могут? Они не виноваты, что жили в другом мире." И что, автор так-таки и считает, что все писатели, работающие сейчас в жанре фантастики, сформировались в том самом отжившем мире? Молодежь не приходит? Передерг, однако. Не говоря уже о том, что далеко не все, родившиеся, ну, скажем, 30-40 лет назад, были так уж сформированы тогдашней идеологией. Свободомыслие имело место быть.

По-моему, автор переносит претензии к себе на всех остальных.

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Морвен Рыжая на 05/04/04 в 00:41:41
Я совершенно не согласна. Фантастика годилась и в начале века 20-го, до и после революции, и в середине, и в конце. И у нас, и на Западе были "смены поколений" среди писателей.  
И с каждым новым поколением фантастика находила новые образы, новые идеи, "прокладывала новое русло", так сказать.
Так что автор сама же себе противоречит. Молодежь не читает фантастику прежних авторов? Уже приходят новые.
Несколько поколений - в одной системе ценностей? Да ничего подобного, в наше время у _каждого_ поколения оказывается собственная система ценностей. Можно подумать, автор никогда не спорила с коммунисткой-бабушкой и не ругалась одновременно с консервативной мамой.

Вообще, на мой взгляд, проблема какая-то надуманная. Автор, имхо, старательно путает фантастику вообще и твердую НФ, которая действительно в последнее время уступает в популярности фэнтези (имхо). Но уж если для автора фантастика - это "романы о звездолетах", то извините, она просто мало читала.

Я не вижу невостребованности фантастики. Я вижу в ней кучу массового чтива - и отдельные замечательные вещи. Более того - жуткий кризис литературы "реалистической", от которой остались у нас кусочки, разбегающиеся по литературным журналам, копания в прошлом, пинания дохлого льва-СССР и постмодернистские вывихи. Вся хорошая литература, попавшаяся мне в руки в последние годы, была либо зарубежной, либо до девяностых - либо фантастикой.
Я вижу невостребованность реалистической литературы. Но уж никак не фантастики.

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем R2R на 05/04/04 в 01:45:11
Странный подход в этой статье.
Имхо, фантастика такая же литература, как и вся остальная. Хорошая - будет хороша в любые времена. Плохая - утонет сама собой.
И никаких отдельных траблов именно у фантастики нет. Мне так кажется. Скорее уж, тогда уж проблемы у реализма.

P.S. Морвен, осанвэ! :)

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Лапочка на 05/04/04 в 02:07:07
Факт, однако, тот, что количественное соотношение НФ и фэнтэзи за последнее время резко сместилось в пользу фэнтэзи. И не только в России. Это общий тренд. НФ действительно не так сильно отвечает требованиям сегодняшнего массового читателя, как это было ещё в 80 годы.

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Морвен Рыжая на 05/05/04 в 00:06:39
R2R, спасибо! :)

Отход от твердой НФ, имхо, объясняется,  в основном, двумя причинами. Первая - определенное разочарование в том, что ее, твердую НФ, породило - могуществе науки, прогресса и прочее, которые сами по себе счастья приносят немного. (В основном либо тем, кто в состоянии воспользоваться достижениями современной медицины, либо тем, кто общается через интернет с единомышлениками :D .)  И другое - ну, видимо, идеи и образы твердой НФ несколько приелись. В том числе и по причинам внешним.
Придумывать, а главное, читать про новые технические идеи неинтересно, об освоении космоса раньше писали очень много, а вот реальность сейчас тормозит, контакты с братьями по разуму - так у нас тут в перспективе новое "налаживание контакта" с иноверующими и инакомыслящими, причем не больно радужные перспективы...

Фэнтези, имхо, показывает интерес к другим вопросам и другим образам, более земным.  Впрочем, чистое классическое фэнтези сейчас тоже не всем интересно. Ищется и находится что-то новое.
А так всегда и было. Классические примеры - наша фантастика шестидесятых и фантастика "новой волны" на западе, когда за короткое время произошли настоящие взрывы - новые имена, новые темы, новые образы... Все повторяется. А потом кто-то опять кричит - фантастика выродилась, фантастика умерла!   И опять ошибается.  :D

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Бенедикт на 05/05/04 в 00:11:32
А может быть, просто нам сейчас интереснее (историческое или мифологическое) прошлое, чем будущее?

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Лапочка на 05/05/04 в 00:15:09
Угу. В последнее время будущего стали бояться, причём не так спектакулярно, как можно было бояться ядерной войны, а банально - боятся бедности, безработицы, неуспеха всей жизни. Фэнтэзи тут - желанный эскейп, отдушина. В самом деле, кому охота читать о будущем, когда становится всё ясней, что оно будет больше похоже на "Глобальный Человейник", чем на "Стар Трек"?

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем TimTaler на 05/05/04 в 00:17:37
Фантастика - это наука по поиску того, что мы ещё не нашли, а фентези - это наука по поиску того, что мы пропустили. (c) Francuz from Kubikus's forum

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Морвен Рыжая на 05/05/04 в 00:38:28
Судя по глобальному увлечению фэнтези, пропустили мы очень много..  :-/

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Лапочка на 05/05/04 в 00:46:26
Трудно не пропустить небывшее;)

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем R2R на 05/05/04 в 01:09:17
Фэнтези - это обычно другой мир. А НФ - чаще наш-в-будущем, чем не наш (хотя и там, и тут возможны варианты).

Такое чувство, что авторы не хотят или не могут строить экстраполяцию настоящего в будущее. Отойти совсем уж в сторону и нагородить собственный мир - это пожалуйста. Отойти чуть назад и накатать альтернативку - тоже можно.
А НФ - увы.

Кстати, насчёт переводной НФ - переводят сейчас на русский, и немало. Пусть даже то, что было написано раньше, но переводят-то и издают - сейчас.
Значит, читатель готов это читать.

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем FatCat на 05/06/04 в 00:47:34
  "Не покупают"?.. Мой сын, например, за последний год - полтора накупил столько фантастики, причем фэнтези - меньшая часть, сколько я накопил за всю свою жизнь. Большинство авторов - молодые, современные, причем в основном - весьма неплохие. И переводов зарубежных классиков 60-х - 70-х годов тоже немало. Так что слухи о "кризисе" несколько преувеличены...  ;)

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем TimTaler на 05/06/04 в 03:29:01
Кстати, посмотрите на Самиздате. Фантастика + фэнтези + мистика дают 12000 против 20000 в прозе. На Проза.ру 9200 фантастики против 6600 повестей и романов (правда, есть еще 30000 (!) рассказов). Не так уж плохо для вымирающего жанра!

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Морвен Рыжая на 05/07/04 в 20:51:25
R2R пишет:
Фэнтези - это обычно другой мир. А НФ - чаще наш-в-будущем, чем не наш (хотя и там, и тут возможны варианты).

Такое чувство, что авторы не хотят или не могут строить экстраполяцию настоящего в будущее. Отойти совсем уж в сторону и нагородить собственный мир - это пожалуйста. Отойти чуть назад и накатать альтернативку - тоже можно.
А НФ - увы.



...Что указывает - попытка экстраполировать наш политкорректно-псевдодемократически-потребительский  бардак в будущее дает в результате головную боль или кошмарные сны, а не стройную картину.    ;D
А антиутопий уже написано столько, что их переели и не воспринимаем.. или так упорно реализуем, что писать очередную становится тоже страшно, вдруг накаркаешь.  
(Имхо, конечно)


Да, поймала себя на вранье. Все же двух авторов из современных я читаю с удовольствием - Михаила Веллера и В.Покровского.. Извиняюсь перед честным собранием. В пылу защиты любимой фантастики перегнула палку. :D

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем TimTaler на 05/12/04 в 21:46:29
Не знаю, где вылить чуйства, поэтому..

Уррряаааа! Панкееву печатать будут! Сама призналась, правда, под давлением предъявленных улик.

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Ципор на 05/12/04 в 22:22:13

on 05/12/04 в 21:46:29, TimTaler wrote:
Не знаю, где вылить чуйства, поэтому..

Уррряаааа! Панкееву печатать будут! Сама призналась, правда, под давлением предъявленных улик.


Панкеева - это вот это?

http://zhurnal.lib.ru/p/pankeewa_o_p/xun12zip.shtml

Забавная вещь. А что у нее еще есть,кроме того,что по ссылке?



Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем TimTaler на 05/12/04 в 22:34:47
А нажмите на линк "другие произведения" вверху справа. Там еще три части. Заранее предупреждаю - не окончено.  :(

Ууу, счастливая Ципор! Только будет ее читать! А я вот уже прочитал и маюсь..  :) :(

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Ципор на 05/12/04 в 22:45:46

on 05/12/04 в 22:34:47, TimTaler wrote:
А нажмите на линк "другие произведения" вверху справа. Там еще три части. Заранее предупреждаю - не окончено.  :(


Я видела. А еще что-нибудь есть?


Quote:
Ууу, счастливая Ципор! Только будет ее читать! А я вот уже прочитал и маюсь..  :) :(


Не, я уже прочла. Еще две недели назад :) На продолжение бы посмотрела с большим интересом.

А маяться не надо - тут же ясно,что все кончится хорошо, и, почти наверняка, все будут живы :)

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем TimTaler на 05/12/04 в 22:51:08
Нет, то есть есть, но "вылеживается" у писательницы. Пятая и шестая части уже написаны, и теперь ждут свежего взгляда, каковой будет не раньше осени.

А Иващенко, "Черный ярл" Вы читали? Тоже на Самиздате. Неплохое чтиво для развлечения, хотя и примитивно.

Вообще у Кубикуса в теме "Новые авторы" ведется обзор новинок в сети, спасибо Алиссандре. Я оттуда несколько неплохих вещей уцепил.

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Ципор на 05/12/04 в 22:59:52
Нет,чтиво не хочу. А чего там неплохого в новинках?

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем TimTaler на 05/12/04 в 23:19:26
Ох, я ж не знаю, что Вам нравится..

Гарридо - "Акамиэ"
http://plastun.lib.ru/g/garrido_a/akamie_yes.shtml

Баимбетова - "Планета-мечта"
http://plastun.lib.ru/b/baimbetowa_l_r/pm.shtml

Иващенко - "НАйденыш"
http://zhurnal.lib.ru/i/iwashenko_w_w/naydenish.shtml

Братья Балагановы - "Путеводитель грешников"
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=10019

Остапенко "Иллюзион"
http://zhurnal.lib.ru/o/ostapenko_j_w/aillusia.shtml

Шатт-и-Амарга:
http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=868

Кайл Иторр:
http://fenzin.org/lib/gj/itorkail.htm

Лукьянова "Виа 'Орден Единорога'"
http://zhurnal.lib.ru/l/lukxjanowa_natalxja_wladimirowna/

Заголовок: Re: Проблемы фантастики
Прислано пользователем Ципор на 05/23/05 в 09:33:50
У Панкеевой уже пятая часть появилась:

http://zhurnal.lib.ru/p/pankeewa_o_p/

По-прежнему интересно.




Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.