|
||
Заголовок: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем Ципор на 01/20/04 в 14:29:29 перенос дискуссии из треда Злопыхания https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=spoil;action=display;num=1070929359;start= Лапочка пишет: В одном Никитин очень неоригинален, ругает христианство "верой рабов". Можно подумать, он не читал "Слова о полку Игореве"... Бенедикт: Лапочка, а где ты увидела христианство в "Слове о полку Игореве", кроме одной фразы о суде Божьем и упоминания храма Богородицы Пирогощей? Языческих мотивов там гораздо больше. И что рабами Божьими называют себя именно христиане (сейчас, правда, не все) - факт, с которым ничего не поделаешь. Сотник Иуст: Ну, Бенедикт, это как читать "Слово". Вон, Гумилев там не то что христианство, а полемику православия с несторианством вычитал А вот как раз язычества там, имхо, немного - в Средние Века признание реальности всякой потусторонщины не противоречило вере в Христа. Да и сейчас мы, Арду обсуждая, язычниками не становимся Лапочка: on Сегодня в 09:45:18, Бенедикт wrote:Лапочка, а где ты увидела христианство в "Слове о полку Игореве", кроме одной фразы о суде Божьем и упоминания храма Богородицы Пирогощей? Языческих мотивов там гораздо больше. Да там и ещё есть. Вот, например, в конце: "Здрави князи и дружина, побарая за христъяны на поганыя плъки!" То есть где-то (не знаю древнерусского) так: "слава князьям и дружине, которые сражаются за христиан с полками поганых!" И верно, кочевники-захватчики таки нападали на христианскую Русь. Хотя наверняка и русские в долгу не оставались, варяги эдакие, да ещё с такими князьями ::) Quote:И что рабами Божьими называют себя именно христиане (сейчас, правда, не все) - факт, с которым ничего не поделаешь. Насколько мне известно, в исламе подчинения Богу не меньше, а больше, чем в христианстве. Ну а вот Ингвалл, иудей-ноахит, тоже здесь же объяснить пытался, что все мы рабы Божии. :) Но это одно, а вот как можно, прочтя "Слово", считать, что те русские христиане были на самом деле рабами по духу - that is beyond me. |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем Бенедикт на 01/20/04 в 20:23:44 Лапочка, спасибо за напоминание. Действительно, из этой цитаты видно, что для автора "Слова" христианство его соотечественников уже имело большое значение, по крайней мере в порядке этнокультурной идентификации (эк выразился!) :) Сотнику Иусту: Гумилев мог и не то увидеть. :) Не напомните его аргументы, кроме того самого упоминания храма Богородицы? Что до Арды, это как раз попытка христианизации языческой мифологии. Ничего похожего в "Слове" я не вижу. Даждьбог и Стрибог там не служат Христу. И они - не просто какая-то нечисть, а высшие божества официального предхристианского пантеона. Уж скорее это явление можно было бы сравнить (и сравнивают) с обращением к античности в эпоху Ренессанса или классицизма, только дистанция куда меньше. |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем nava на 01/21/04 в 12:59:54 Сложно судить о "Слове", не слишком разбираясь в тексте. Я, хоть и учила когда-то древнерусский, специалистом себя не считаю. Но у меня есть знакомые древники, которые категорически считают "Слово" подделкой 18 века. |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем Бенедикт на 01/21/04 в 23:05:34 Нава, а как эти древники отвечают на стандартные аргументы сторонников подлинности "Слова"? Что они говорят, например, о содержащихся там тюркизмах, непонятных русским и вообще европейцам в конце 18 в., но найденных позднее в других источниках? |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем nava на 01/22/04 в 11:15:50 Дык я и говорю,что я не специалист! Попробую поспрошать... Но, не отстаивая весию о подделке, замечу, что период публикации "Слова" - это эпоха патриотических подделок: Макферсон, Краледворская рукопись и т.п. И относительно некоторых ("Барсаз Брейз", например) до сих пор нет единого мнения относительно подлинности. А сейчас бы все эти авторы фэнтези писали... |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем Antrekot на 01/22/04 в 12:00:40 Бенедикт, там не только тюркизмы. Там еще штуки с грамматикой, которых в 18 веке еще просто не знали. С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем Ortans на 10/03/07 в 14:15:42 И что рабами Божьими называют себя именно христиане (сейчас, правда, не все) - факт, с которым ничего не поделаешь. _______________________________ Вообще-то выражение "Раб Бога" не является специфически христианским. Впервые оно встречалось уже в XX веке до н.э. ___________________________ Сложно судить о "Слове", не слишком разбираясь в тексте. Я, хоть и учила когда-то древнерусский, специалистом себя не считаю. Но у меня есть знакомые древники, которые категорически считают "Слово" подделкой 18 века. ___________________________ А как тогда быть с "Задонщиной", которую никто подделкой не считает, но в которой встречаются цитаты из Слова? |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем antonina на 10/03/07 в 17:58:17 По поводу выражения "Раб Божий" - в литературе время от времени мелькают фразы о том, что в Средневековье употреблялось также "вассал Божий". Но это еще что! У Наталены Королевы я нашла утверждение о том, что некий испанский аристократический род, в полном титуле которого содержалось словосочетание "Санта Мария", на этом основании считал себя родственниками Богоматери и называл ее в молитвах: "Наша госпожа и кузина". |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем Antrekot на 10/03/07 в 19:28:49 Ну что Вы. Это знаменитая история - это была испанская еврейская семья, доказавшая, в свое время, по родословным родство с Богородицей. Так что, те, кто крестился, получили фамилию де Санта Мария. Педро де Санта Мария - известный теолог. Так что про кузину все правда. (То есть, правда, что все так считали, а уж что там было на самом деле...) С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем Ortans на 10/04/07 в 13:33:16 Они такие были не единственные. Можно еще вспомнить аквитанский род Леви (из которого происходил Келюс). Леви были уверены, что являются потомками Якова, брата Иисуса. |
||
Заголовок: Re: Христианские мотивы в Слове о полку игоревом Прислано пользователем antonina на 10/04/07 в 15:39:20 Еще помню из Наталены - что другой испанский род выводил свое происхождение от Пилата. И вполне этим гордились, как бы там ни было, но имя известное :) |
||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |