|
||
Заголовок: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Antrekot на 04/20/06 в 18:47:15 О Почаевской Божьей Матери Итак, в начале... нет не небо и землю. В начале выбежал из Московского княжества в Литву некий Гринько Мжанич. Стал он в Литве луцким хорунжим и получил в кормление поселение Козин. «С такой нагоды» и сделались потомки Гринька панами Козинскими. Православными, впрочем, остались. А внучка беглеца, Анна, вышла замуж за Богдана Гойского, волынского магната и луцкого земского судью. И в этом качестве процвела. Дама была решительная, ученая и большая радетельница православия. «Богобойная», как тогда говорили. А в 1559 греческий митрополит Неофит I по дороге в Москву проезжал через Волынь. И остановился отдохнуть в имении Гойской по настоятельной ее просьбе. Жил там довольно долго, а перед отъездом благословил гостеприимную хозяйку иконой Божьей Матери греческой работы. По легенде, от иконы исходил зримый и незримый свет – такой, что слепой от рождения брат хозяйки Филипп прозрел. Ну а в 1597 Анна Гойская отписала икону и множество других владений и коштовностей на то, чтобы создать при почаевской церкви Успения Божьей Матери «монастырь для жительства в нем восьми чернецов, людей добрых, набожной жизни, не иного исповедания, как только греческого, подчиненных Восточной Церкви, и двух дьячков». (Монахи-пустынножители на Почаевской горе, впрочем, жили и раньше, поскольку в 1240 году явилась там Богоматерь в столпе огненном.) Как оно и бывает, неприятности на новую обитель свалились раньше, чем сама мысль о ней зародилась в сознании Анны Гойской. А источником их была Мария Юрьевна Гольшанская из тех самых Гольшанских. Дело в том, что Мария Юрьевна была замужем трижды. В третьем (неудачном) браке – за Алексеем Михайловичем Курбским (да, да, тоже тем самым), а во втором, который нас интересует больше, за луцким каштеляном Михаилом Козинским. И в 1585 оная Мария поделила свои владения между сыном от первого брака и дочерью от второго - Варварой. А дочь вышла замуж за Анджея Фирлея, впоследствии каштеляна бельзского и воеводу сандомирского. То есть, в числе ближайшей родни православной фундаторши оказался из протестантов протестант и заклятый враг идолопоклонства. Надо сказать, что многие охочи попрекать Фирлеев происхождением – мол, за столом королю прислуживали, откуда и фамилия («подавальщик») – но при самих Фирлеях охотников на то не находилось. Слишком основательно Миколай Фирлей отличился под Оршей. А внук Миколая, дед Анджея, Ян, некогда в союзе с православной шляхтой конвокационному сейму саблю к горлу приставил – и метафорически, и физически – и заставил сейм принять акт о веротерпимости. (*) Шуму было - как на Страшном суде. Примас Уханский аннибалловы клятвы давал «Никто не согласится с постановлением, которое оскорбляет величие Господа и Его святую волю, разрушает основы государства, дает свободу убеждений даже какому-нибудь магометанину или эпикурейцу. Скорее отдам я десницу, если нужно, даже голову на отсечение, чем подпишу под ним мое имя.» Ну подписать-то он не подписал, а закон все равно прошел, и стало действительно не то что магометанину, но и эпикурейцу вольно исповедовать, что ему вздумается. (Надо сказать, что Генриху Анжуйскому этот закон сильно не по вкусу вышел, но когда он на коронации промедлил с подтверждением, Фирлей сотоварищи потянулись к выходу и Генрих быстро передумал – корона польская ему и вовсе не нужна была, а вот голова – очень, а речь шла, в общем, именно о ней.) Ян Фирлей был большой сторонник веротерпимости, и брат его, который «второй Цицерон», тоже, да и сын, кажется, был такой же, а на внуке, видно, запас закончился. Или просто дело в том, что когда речь заходит о деньгах, веротерпимость иссякает очень быстро. Так вот, еще при жизни Гойской Фирлей затаил в душе некоторое недовольство всем этим «марнотратством». А уж после ее смерти он оказался в еще более веселой ситуации – по завещанию наследники под страхом проклятия должны были покровительствовать монастырю. Начались трения, свары и тяжбы (угодившие даже в житие преподобного Иова Почаевского, которому пришлось иметь дело со всем этим безобразием), и в конце концов, Фирлей с компанией совершил на монастырь наезд и разграбил от подвалов до колокольни. И, в числе прочего, уволок в Козин и чудотворную икону. Ну оклад понимаю, оклад был хорош и стоил немало, а икона иконоборцу зачем? Но, видно, нужна была на что-то, потому что она в козинском имении, а потом и козинском замке, который тот же Фирлей и построил в 1629, провисела еще 20 лет безо всякого для себя вреда. Обитателям замка же, по легенде, вред от нее как раз был, и весьма значительный. На одной из колонн Свято-Успенского собора красуется "Стрясение бесом жены лютеранина Фирлея, похитившего чудотворную икону и облекшего свою жену в священническую одежду на поругание в замке Козинском в 1641 г." Утвеждала легенда, что как то на пиру в сильном подпитии Фирлей приказал жене облачиться в священнические ризы и угощать гостей из чаши - что она и сделала. И ее тут же принялся трясти "бес лют", что никак не улучшило отношений между замком и монастырем. Но так или иначе, а суды свое сделали и, как утверждают Брокгауз и Ефрон, в 1644 Фирлей был вынужден вернуть икону и часть уграбленных ценностей на место. А в 47 стороны подписали акт о замирении. Козинскому замку это, если судить по результату, скорее повредило, чем помогло. В 1651, уже после смерти Фирлея, замок взяли козаки, сильно при том покалечив. Это по дороге на Берестечко. Ну а по дороге из Берестечка, не то те же козаки, не то вовсе татары уже спалили не только замок, но и село. А монастырь впоследствии в полном составе убыл в унию и стал базилианским, что не помешало иконе и далее творить чудеса. Но историю о Потоцком и его кучере я оставляю Антонине. В 1831 за поддержку польского восстания базилиан расформировали, а монастырь со всем имуществом возвратили православной церкви. (*)«Так как в нашей Речи Посполитой замечается немалый раздор (dissidium) по поводу христианской религии (in causa religionis christianae), то, стараясь о том, чтобы по этой причине не вышло каких-либо вредных волнений, какие видим в других государствах, сообща все обещаем за себя и своих потомков, обещаем навсегда (in perpetuum), за порукой присяги, веры, чести и совести нашей (sub vinculo juramenti, fide, honore et conscientiis nostris), что мы, несогласные в вере (dissidentes de religione), сохраним между собою покой и из-за разницы в вере и изменений в церквах не будем проливать крови, не будем карать конфискацией имущества, бесчестием, тюремным заключением и изгнанием, и никоим образом не будем помогать в таких действиях никакой власти, никакому правительственному лицу (zwerchnosci zadney ani urzedowi); напротив, если бы кто захотел проливать ее по этой причине, то все мы, хотя бы он вздумал это сделать под предлогом декрета или какого-нибудь судебного приговора, должны будем защищаться» |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 04/26/06 в 12:31:07 По рассказу Ол.Стороженка «Голка» (Игла) Герой рассказа – один из представителей рода Потоцких, коронный гетьман и граф, главная усадьба которого находилась в Тульчине на Подолье. Никоим образом не ручаюсь за достоверность рассказа и даже не могу определить, который это Потоцкий. Ясно лишь, что действие рассказа относится к 18 веку. Времена польской славы давно миновали, вряд ли этот гетьман одерживал значительные военные победы, тем не менее, мнение его о своем месте в мире было попросту необычайным, он принадлежал к тем, которые считали, что им все позволено. Выбрыки его по отношению к подданным переходили все границы допустимого, ему ничего не стоило, возвращаясь домой с охоты затемно, поджечь деревню – чтобы, мол, присветить. О других его развлечениях, например, с бедными жидками (не сочтите неполиткорректностью, так тогда говорили) и рассказывать не буду, но вот, например, как выглядела романтическая любовь в исполнении Потоцкого. Влюбился однажды Потоцкий – насмерть – в девицу или молодицу (замужнюю) совсем простого звания, но красоты необыкновенной, да и характера – под стать красоте. Пробовал он добиться ее благосклонности посулами да угрозами – ни приступа, забрасывал подарками – получал от ворот поворот. Перепробовав все средства влияния без малейшего результата, поступил он так. Нанял самого дорогого и самого искусного художника-итальянца и заказал портрет своей пассии. Когда же портрет был готов, приказал принести его к себе, да и красавицу привести тоже. Вот смотрит он на изображение и на оригинал – стоят обе, грустные, и красивые до невероятности. «Видишь, - обратился Потоцкий к непокорной, - как я чту твою красоту? Обо мне давно забудут, а все будут помнить, какая ты красивая была. Но раз ты моей любви не разделила, то и не доставайся никому». Выхватил из-за пояса пистоль и застрелил беднягу. (Этот сюжет произвел столь глубокое впечатление на народное воображение, что стал основанием известной баллады о Бондаривне, начинавшейся «У містечку Богуславку каньовського пана», только без упоминания о портрете. Леся Украинка хотела написать об этом пьесу и даже составила план, но не успела) Чтобы привести магната в человеческое состояние, требовалось чудо – оно и произошло. Дело было так. В окрестностях Тульчина проживал небогатый шляхтич по фамилии Кондратович. Он был из той шляхты, что сама босиком за плугом ходила, тем не менее, на хлеб себе зарабатывал. Но мало того, что сам Потоцкий считал себя этаким ницшеанским сверхчеловеком, последний его ренкодайный-слуга, уже в силу занимаего положения, тоже полагал себя вправе измываться над остальными, хоть бы и свободными и даже благородными. Вот один из экономов Потоцкого, пан Тридурский, взъелся за что-то на Кондратовича, отобрал у него землю, а самого с семьей даже из дома выгнал. Не надеясь добиться правды в суде, Кондратович оставил семью у родственников, а сам поехал в Тульчин, там был у него родственник, графский конюший, с помощью которого он надеялся встретиться с Потоцким и просить у него защиты. Но не доехал еще Кондратович до Тульчина – как увидел большой поезд, это Потоцкий со своей свитой, жолнерами, доезжачими, стременными и псарями выехал на охоту. Стал бедный шляхтич у края дороги, снявши шапку. Сам Потоцкий к нему и подъехал. -Хто естесь (Ты кто?) – спрашивает. -Шляхтич, ясновельможный пане, - отвечает Кондратович, кланяясь и обдумывая мысленно свою жалобу. - А маш голке? (Игла у тебя есть?) Кондратович опешил. -Маш голке, гунцвот, лайдак! – закричал Потоцкий, уже в ярости. -Нет, ясновельможный пане, - ответил Кондратович, согласно с правдой. -Нима! (Нету!) – рассвирепев, Потоцкий даже зубами заскрипел. – Патшай (смотри), - и показывает Кондратовичу вколотую в рукав одежды большую иглу с вдетой нитью, как то в обычае у портных, - я грабя Потоцкий, коронный гетьман, у меня сто городов, я пан из панов, и то есть у меня при себе игла, чтобы зашить, ежели что разорвется, а у тебя, лайдак беспортошный, нету! Хлопцы, ану всыпьте ему! Не успел Кондратович у глазом моргнуть, как его уже стащили с коня да и начали драть. Потоцкий же смотрит и приговаривает: -Вот как надо дураков учить! Вот так и ты их учи моей собственной рукой! К счастью, тут набежал зайчишка, так Потоцкий оставил Кондратовича и бросился в погоню за куцым. Избитый же Кондратович добрался, наконец, до Тульчина, нашел того родственника и все ему рассказал. -Что же ты думаешь делать? – спрашивает родич. - Да что! – отвечает Кондратович. – Пропади пропадом имущество, семья пусть под оконья идет, я же и на виселицу готов, лишь бы отомстить. -Ну, если ты решился, -говорит родич, - так я тебе и присоветую. Каждую субботу утром Потоцкий сам-один идет молиться в часовенку в парке к иконе Почаевской Божьей Матери, которую очень уважает. Вот там его подстеречь можно, завтра же и суббота. Еще и на свет не благословлялось, как Кондратович, вооруженный крепким малахаем (плетью), пробрался в парк и, не доходя до часовенки, спрятался в кустарнике. Недолго и ждал – идет в часовню нищий в самых что ни есть нищенских обносках, да еще и с сумой через плечо. Это Потоцкий так для вящего умерщвления плоти пришел молиться. Смотрит Кондратович – а его обидчик то молиться, то в грудь себя ударяет, то поклоны бьет, то крестом ложиться, то руки вверх воздевает. Немного выждав, Кондратович сам зашел в часовню, подошел к чудотворной иконе, поклонился и начал вслух молиться: -Мать Пресвятая, дай здоровья нашему батьку Потоцкому, что нас, дураков, учит и на путь истинный наставляет! Потоцкий же, узнав обиженного им шляхтича, забился в угол и закрылся сумой, а там и начал потихоньку пробираться к выходу. Куда! – Кондратович хвать его за чуб и выволок на середину часовни. -Ты кто? - спрашивает. -Я, паночку, бедный нищий, калика убогий, - пищит Потоцкий. -А игла у тебя есть? -Нету, - отвечает мнимый нищий. -Нету! – заревел Кондратович. – Смотри, - и показывает иглу, - я гоноровый шляхтич, у меня два коня и четыре свиньи, жена и дети, и то я ношу иглу с собой, как батько Потоцкий учил, а у тебя и нету! Не я тебя бью, а его собственная рука! Да с тем и поступил с Потоцким так, как когда-то поступали с непослушными детьми. Зажал ему коленями голову, вытащил плеть и уж драл, пока не устал. Потоцкий пробовал трепыхаться, да был он плюгавый и тщедушный, а Кондратовича Бог телосложением не обидел, одной рукой троих бы таких уложил, как Потоцкий. Отведя же душу, Кондратович плюнул, отпустил Потоцкого, еще раз поклонился Божьей Матери да с тем и пошел. Рассказал все родичу, а тот и советует: -Что ж ты? – убегай, наверное, как бы он тебя на виселицу не затащил. -А куда же убегать от Потоцкого, - отвечает Кондратович, - разве на тот свет. Нет, пусть будет, что Бог пошлет. Между тем, приходит к конюшему посланник из двора и сообщает, что Потоцкий вчера на охоте простудился и нынче никуда не поедет. На следующий день, в воскресенье. едва возвратились из костела домой, как уже ждут посланцы из двора. Гетьман, мол, велел привести к себе Кондратовича. Идет он. Завидев его, Потоцкий и спрашивает: -А что, есть у тебя игла? -А как же, ясновельможный пане, - отвечает Кондратович, показывая иглу. О вчерашнем и речи нет. -Ну, рассказывай свое дело. Изложил Кондратович жалобу, Потоцкий его выслушал, написал что-то и с тем отослал жалобщика к главному эконому. Эконом прочитал приказ и в сердцах даже закричал: -Сколько лет служу его ясновельможности, десяти грошей он мне не дал, а тут, черт-знает кому дает и деньги, и землю! -Как же «дает», - возражает Кондратович, -это моя земля, дедовская. -Рассказывай! – он к твоей земле в придачу велит в три раза больше прибавить, да еще и двести дукатов дает. С тем Кондратович и возвратился домой. Но не прошло и недели, как прибегает к Потоцкому эконому Тридурский с жалобой – и бух ему в ноги. Кондратович проделал с ним тот же фокус с иглой, встретил в лесу и после уже известного вступления, крепко отодрал, приговаривая: -Не я тебя, дурака, бью, а батько Потоцкий собственной рукой! Выслушав историю, Потоцкий расхохотался до слез и спрашивает у Тридурского: -Ты в какой школе учился? -В Межирицкой, у пияров, ясновельможный пане. -А как тебя награждали, если ты хорошо учился? -Патеры вешали мне на цепочке медную бляшку, а мать кормила миндальным печеньем. -Ну, так возвращайся в майонтек, а Кондратовичу отошли сто дукатов за то, что он усердный ученик! В той местности на какое-то время завелся диковинный обычай – уходя из дому даже ненадолго, все брали с собой иглу. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Antrekot на 04/26/06 в 12:53:46 Спасибо. Ответ с меня. С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Antrekot на 04/28/06 в 07:14:37 Вот так эта история изложена у Костомарова в автобиографии: "С первого раза он разговорился о местной старине, о постройке Почаевской обители, воздвигнутой старостою каневским Потоцким, известным безобразником и забиякою. По рассказу архимандрита Потоцкий однажды ехал по горе в виду Почаева, видневшегося издали, вдруг кучер его по неосторожности перевернул его экипаж. Рассерженный пан приказал кучеру остановиться, взял ружье и хотел стрелять в него; кучер в ужасе обратился к видневшемуся монастырю и начал просить спасения у Почаевской божией матери. Пан спустил курок, сделалась осечка; пан снова взвел курок, спустил его — в другой раз осечка. Это поразило буйного пана; он бросил ружье и начал у кучера допрашивать, кто такая эта Почаевская богородица, которую тот призывал. Пан мало занимался предметами благочестия, а потому и не имел понятия о чудотворной иконе, существовавшей в монастыре, находившемся недалеко от него. Когда кучер, чудесно избавленный от смерти, сказал ему все, что знал и насколько умел, пан пришел в задумчивость. Внезапно пробудилась в нем совесть, начал он скорбеть о множестве совершенных им в жизни бесчинств и злодеяний, явилась наклонность к покаянию. Он велел везти себя в Почаевский монастырь и поклонился чудотворной иконе. С этих пор чувство раскаяния овладело им более и более; гнусною показалась ему протекшая жизнь, и он принял намерение окончить ее где-нибудь в монастыре; но чтобы испытать, в какой монастырь укажет ему идти высший промысел, он нарядился нищим и в таком виде посетил несколько католических монастырей. Везде его принимали дурно, ограничиваясь ничтожным подаянием; но когда он явился в Почаевский униатский монастырь, бывший беднее других, там его приняли радушно, накормили, напоили, дали приют для ночлега. Потоцкий счел это небесным указанием и через несколько времени прибыл туда, только уже не в нищенском платье, а в великолепной карете, и принес большую сумму на построение каменного храма — того самого, который существует до сих пор. Здесь он и поселился в качестве послушника, произвольно смирял себя, исполнял черные работы, но иногда невольно выказывал и прежние панские замашки: так, например, подметая коридоры келий, он будил к заутрени монахов, и чуть только заметит в ком-нибудь леность, того потянет по спине метлою. Здесь он умер и был погребен в церкви; тело его, долго оставаясь нетленным, показывалось богомольцам, одетое в польский кунтуш и обутое в огромных сапогах. После обращения монастыря в православие это тело повелено схоронить и не показывать никому, чтобы народ не признавал его святынею." Надо сказать, что судя по истории с иголкой, характер у покойника не изменился совершенно, а вот из католичества в униатство он, кажется, действительно перешел. А было дело с кучером, если верить монастырским записям, в 1759. С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Olga на 04/28/06 в 08:29:05 on 04/28/06 в 07:14:37, Antrekot wrote:
Занудным голосом: невозможно перейти из католичества в униатство; униатство - это католичество восточного обряда. Можно перйети из Римского обряда в Греческий. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Antrekot на 04/28/06 в 08:54:49 Местные жители на все это смотрели немного иначе. :) Это было ближе к смене конфессии, чем к смене обряда - в данном случае еще и в виду того, что Почаевский монастырь довольно долго был базилианским только по названию. Обстоятельства времени и места. :) С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 04/28/06 в 12:34:40 Весьма похоже, что все вероисповедования у Потоцкого смешались в одну невообразимую кашу. Но я действительно не знала, отчего он так чтил Почаевскую Божью Матерь. Еще несколько подозрителен в истории с иглой титул графа. По-моему, Потоцкие его получили уже после раздела Польши. Или анахронизм. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Antrekot на 04/28/06 в 12:40:02 Quote:
Ну уж если она кого-то _от него_ упасла - значит дело и вправду серьезно. :) Тут зауважаешь... С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 04/28/06 в 12:50:40 Но я думаю, что чудо с иглой - это именно то, чего он заслуживал. Да и стоило бы регулярно, по субботам, напоминать ему о его грешной природе. :) |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Antrekot на 04/28/06 в 14:30:28 Но чудеса он на то и чудеса, что происходят редко... С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 05/05/06 в 11:45:49 Кажется, у нас получилось довольно убедительное житие. Первое чудо произвело влияние, но недостаточное, понадобилось чудо №2. Может, Потоцкий потому и драл нерадивых метлой, что убедился в сильном душеполезном действии подобного влияния :) Сейчас монахи Почаева очень не любят вспоминать о том, что их обитель когда-то была униатской. Даже больше: всем, говорящим по-украински с западноукраинским выговором, лучше там рта не раскрывать, независимо от конфессиональной принадлежности. Еще я слышала воистину жуткие истории о практикуемом там изгонянии духов, но сама смотреть побоялась. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Antrekot на 05/05/06 в 12:00:38 Ну да. И мощи тоже выселили. Хотя они уже ни на каком языке не говорили... Потому что неправильные мощи. С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 10/11/06 в 14:05:31 Оказывается, каневский староста Николай Потоцкий, почитатель Почевской Божьей Матери, оставил после себя не только бесчисленные легенды, но и вполне материальные следы. Он был щедрым меценатом, оплатившим постройку многих общественных зданий. В частности же – покровителем очень талантливого скульптора, известного под именем Пинзель (имя ненастоящее), работавшего во Львове и в других галицких городах. Все это и многое другое рассказано в книге директора Львовской картинной галереи Бориса Возницкого «Миколай Потоцький і його митці» - «Николай Потоцкий и его художники», из которой я надеюсь почерпнуть новые любопытные сведения об этом колоритном персонаже. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 11/13/06 в 14:14:45 Еще сенсационные сведения о Потоцком - в конце жизни он якобы перешел в православие и организовал покушение (неудачное) на католического архиепископа. Уже после смерти попал под суд по обвинению в изнасиловании и убийстве, приговор едва не произвели над его бренными останками. Чувствую, что персонаж достоин отдельного исследования... :) Увидела, как неуклюже получилось, уточню, что изнасилование и убийство он совершил при жизни. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 11/20/06 в 12:45:24 Наконец-то я раздобыла сенсационную книгу Б.Возницкого о Потоцком. Скажу лишь - это нечто феерическое, даже странно, что Андрухович избрал себе героем С.Немирича, который не тянет и на бледную тень Потоцкого. Переход в православие - почти правда, покушение на архибискупа - чистейшая правда, но вот похищение и утопление - это другой Потоцкий. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Antrekot на 11/20/06 в 13:24:59 Облизываюсь. С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 11/20/06 в 14:30:58 Название книги довольно длинное, но, в сокращенном варианте Борис Возницький "Миколай Потоцький і його митці". Автора, как директора картинной галереи и "главного замковика Украины" больше интересуют художники - подопечные Потоцкого, например, знаменитый Пинзель. Репродукции там просто великолепны, так что у кого есть возможность купить саму книгу - покупайте не задумываясь. хотя она и недешевая :'( Но если такой возможности нет, а интересовала бы выжимка из реальной биографии и легенд, то попытаюсь... |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 11/27/06 в 11:26:03 Часть 1 – человек и легенда Что-то, видно, особенное принес с собой 18-й век: его героями стали всевозможные чудаки, эксцентрики и «варьяты», поведение которых далеко отстояло от границ наиболее широко очерченных норм. Наши земли нисколько не были исключением в этом плане, скорее можно было сказать, что здесь чудили втройне. Этому есть объективные причины – 18-й век – период угасания Речи Посполитой и ликвидации автономии гетьманской Украины. Ушел в прошлое бурный и героический 17-й век. Оставшаяся не у дел польская и украинская аристократия, обладавшая огромными материальными средствами, свою недюжинную энергию, унаследованную от пассионарных предков, использовала для самых невероятных затей. Несколько менее понятно, отчего же чудила русская верхушка, возможно, «заразилась упадочнической энергией западных соседей». О подвигах знаменитого Пане-Коханку на этом форуме уже шла речь (хочу лишь напомнить, что беларусские братья не обладают монополией на сего персонажа, он, оказывается, был и львовским старостой, причем на протяжении 8 лет). Но даже на фоне соленого снега летом, женитьб с авантюристками более чем сомнительной репутации (это я о Софии Потоцкой), перехода в ислам с присвоением себе титула паши, создания собственных мини-государств с межевыми знаками и античными законами (Миньковецкое государство, творение графа Игнатия Сцибор-Мархоцкого) и выбрасывания на ветер миллионов, что было вполне обычным времяпровождением определенного социального слоя – образ жизни Миколая Потоцкого навсегда остался недосягаемым идеалом. То ли в нем действительно было что-то чертовское и мифическое, то ли он вполне сознательно превратил свою жизнь в некий, по-современному говоря, скандальный перфоменс на самом высоком уровне. И при всем том был он щедрым меценатом, покровителем искусств и наук, но запомнили его отнюдь не за это. «Один из польских писателей по поводу популярности Миколая Потоцкого писал, что в памяти человеческой не остаются те, кто делает добро. Самая большая известность выпадает на долю тех, кто держит в одной руке меч, в другой факел, и оставляет после себя реки крови и горы пепла». К какому типу на самом деле принадлежал наш герой - судите сами. Достоверно известно о нем не так много, зато легенд – в изобилии, и злых, и добрых. Оттого что он отнюдь не был лишен дара вызывать к себе симпатию. Итак… Родился в 1712 г. в семье белзского воеводы. Отец – Стефан, мать Иоанна, урожденная Сенявская. Весьма поздний ребенок, на момент его рождения родителям стукнуло по полсотни лет. Легенда. Кто бы там поверил в такие нелепицы! Должно быть, нагулял его старик Потоцкий где-то на стороне, а еще вернее – подобрали, учитывая его нрав, то ли в канаве, то ли в цыганском таборе. Путем брачного наследства Потоцкие получили права на город Бучач, до того принадлежавший волошским господарям, уже несколько знакомым нам Могилам. Самым известным человеком из рода Потоцких была его бабка, Тереза Потоцкая, во время осады Бучача турками в 1672 г. якобы упросившая султана Магомета 4 снять осаду с города и уйти и миром. Легенда Тоже мне, очередная Роксолана выискалась! Тут, кстати. опять всплывают неумирающие легенды о полуукраинском происхождении и этого султана, что, правда, не удалось подтвердить, но и опровергнуть – тоже. Возвращаясь к Потоцкому. Учился в иезуитской коллегии во Львове. (Чему хорошему можно научиться в этом сумасшедшем городе! Хмельницкий уже научился. ) Из всех наук предпочитал историю и литературу. Легко угадать, что не философию, хотя теологические упражнения были ему не чужды. Рано осиротел, унаследовав огромные имения. Ну, еще бы! Какой-то там общественной деятельностью занимался, вроде бы депутатом был в Трибунале. Являлся туда в крестьянской одежде из самого грубого серяка, но по воротнику обшитой оправленными в золото рубинами. По-видимому, ощущал глубочайшее неудовольствие по поводу внутренней и внешней политики Речи Посполитой. Оставил государственную службу со званием Каневского старосты. Так его преимущественно и называли – пан Каньовский. Женился, а как же. Жена – Марианна Домбровская, дочь галицкого стольника, «женщина красивейшая и приятнейшая». Вскоре после свадьбы сбежала из Бучача и остаток жизни провела в кармелитском монастыре во Львове. Причина? Неизвестна, но предположение есть. Из тех, о которых даже в наш политкорректный век предпочитают не говорить вне врачебного кабинета. В письме к митрополиту Л.Шептицкому сам Потоцкий писал: «В моих несчастных обстоятельствах, желая освободится от обязанностей мужа, к которым я совсем не способен, решил я перейти в стан духовный, перебравшись в Почаевский монастырь…» И дальше: «Калечество мое натуральное, к старости еще увеличившееся…» И думай тут, что хочешь! Во всяком случае, легенды с таким прискорбным обстоятельством нисколько не считались. Помните, как описано времяпровождение Потоцкого в монастыре? Вставал раньше всех, будил сонную братию, а нерадивых подгонял метлой. Легенда: «Утром и вечером ходил в церковь на молитву, присматривал за монахами, а, кроме того, нескольких девок у себя для гулянок держал; утром будил их на молитву, а если какая-то во время молитвы хохотала, цибухом по плечам бил, чтобы Бога не гневила». А вот еще. Потоцкий где-то гостил. Экономка, женщина молодая и красивая, опаздывала с обедом и накрывала сама. Увидев ее, Потоцкий меланхолически заметил, что предпочел бы не обед, а саму кухарку. Ему было около 70-и лет. Многие, должно быть, слышали о трагической истории Бондаривны. Но здесь имеем в наличии тот редкий случай, когда можно проследить генезис легенды. Версия самая примитивная, поэтому имеющая репутацию самой вероятной. По своему обычаю, Потоцкий в полунищенской одежде, но в сопровождении огромной свиты, волочился по ярмарке. Там как раз появился свадебный поезд. Молодые кланялись всем, приглашая присутствующих на свадьбу, подошли и к незнакомому им Потоцкому. Невеста была так хороша собой, что он растерялся и замер на месте, держа в руках кошелек с деньгами, приготовленный для подарка. Смущенная девушка отступила. Потоцкий двинулся было к ней, но тут начался крик и рейвах, девушка сбежала. К вечеру в городе уже говорили, что каневский староста похитил подружку невесты, потом – что похищенной была только что обвенчанная новобрачная, еще позже – что и мужа ее при этом убили, а в окончательной версии – что похищение девушек было обычным занятием Потоцкого. Позже похищенных топили. Пожалуй, тут нашему герою досталось за грехи совсем другого Потоцкого, киевского воеводы Францишека Салеги. Поскольку по этому делу был громкий судебный процесс, едва не окончившийся казнью трупа виновника, то подробности известны. Сын киевского воеводы был влюблен в дочь бедного шляхтича, Гертруду Коморовскую, жившую близ кристинопольского дворца этих Потоцких (то-то удивились бы теперешние червоноградцы - они за своим довольно прозаичным городом такого романтичного прошлого не предполагали). Воевода вместе со слугами похитил девушку. Была зима, ее везли на санях. Навстречу показалась чумацкая валка. Чтобы девушка не закричала, ее с головой укрыли тулупом. Когда открыли, она уже была мертвой, задохнулась. Так что бросили несчастную в прорубь в Буге. Всплыло это дело уже после занятия Галичины австрийцами. Попало и в литературу – в романтическую поэму Мальчевского «Мария». А Бондаривна? Вот окончательная версия, истинный шедевр, кто бы поверил, из какого сора произросший: А в Києві на риночку вся челядь гуляла, От там наша Бондарівна перед вивожала, Де не взявся пан Каньовський і шапочку зняв, Обняв нашу Бондарівну і поцілував. «Чи кохаєш, Бондарівно, як перше кохала, Як перше до намету було приходжала?» «Як кохала тебе, пане, так тепер кохаю, Де побачу між панами, за пса тебе маю». Як почув же пан Каньовський ції вірні слова... “Прощай, прощай, Бондарівно, оставайсь здорова”. Як почули ції слова старенькії люди – “Тікай. тікай, Бондарівно, лихо тобі буде”. Як побігла Бондарівна та й стала втікати, А за нею два ляшеньки її доганяти. Як догнали Бондарівну на дубовім мосту... “Шкода, шкода, Бондарівно, високого росту!” Як привели Бондарівну до новой осельки, Заставили Бондарівну співати пісеньки. Молодая Бондарівна пісеньки співає, А із-заду пан Каньовський руж‘є заряжає. Як ударить Бондарівну під правеє вухо, Стала наша Бондарівна німа і оглухла. Прибігає старий Бондар, вдарився об поли... Лежить наша Бондарівна, та й на землі долі! Ой лежала Бондарівна і час, і годину, Поки звелів пан Каньовський зробить домовину. А в нашої Бондарівни в подиськах мережка, Куди несли Бондарівну – кривавая стежка. А в нашої Бондарівни червоная стрічка – Куди несли Бондарівну – кривавая річка. Ой і звелів пан Каньовський музиці заграти. Та як стали Бондарівну в церкву провожати, Молодая музиченька у скрипочку грає, А із-заду пан Каньовський очі витирає. “Молодая Бондарівно, яка ж бо ти пишна! Як у літі у садочку червоная вишня! Молодая Бондарівно, яка ж ти пригожа! Як у літі у садочку червоная рожа!” Вторым усовершенствованием с доведением до образцового состояния стала версия с портретом непокорной красавицы. И уж совсем неромантичный вариант утверждал, что Потоцкий заставил девушку вылезть на дерево и там куковать кукушкой, потом выстрелил шрапнелью, она упала и зашиблась на смерть. Но это, пожалуй, контаминация другой легенды, где в роли жертв выступали жидки (я ничего не могу поделать, это слово было тогда общепринятым и не имело никакого отрицательного подтекста). Еще одна мрачная легенда: во время развлечений такого рода Потоцкий убил еврея, но не своего подданного, а собственность, так сказать, другого магната. Тот оскорбился: как это, мол, кто-то посторонний смеет наносить ущерб его имуществу. Удивленный такой мелочностью, Потоцкий прислал потерпевшему в качестве компенсации целый воз «своих» евреев. К счастью, живых. (Не стоит нам так уж величаться перед 18-м веком. В 1943 приблизительно по этой схеме погиб Бруно Шульц. К тому же, от легенды никто правды не требует). Но считали ли легенды полоумного старосту последовательным антисемитом? Вовсе нет, вот еще один бродячий сюжет в исполнении Потоцкого. (Основанием которого, я полагаю, стала легенда о трех перстнях). Потоцкий заставил каневский кагал ответить на вопрос, какой Бог лучше – еврейский или христианский. В случае проигрыша еврейская громада должна была уплатить огромный выкуп. Вопрос, естественно, принадлежал к тем, любой ответ на которые является ошибочным. Но кагал таки сумел выкрутиться. -Есть ли у вельможного пана оркестр? – спросил, поклонившись, старший еврей. -Есть. -А есть в нем скрипки, басы и цимбалы? -Конечно, как в каждой капелле. -Так вот, или я – цимбалы, а ясный пан староста – скрипка, или я – басы, а ясный пан – цимбалы. Каков вопрос, такой и ответ, но староста остался довольным. А вот тут, пожалуй, вспомнится одна из историй Ходжи Насреддина. Некий бедный шляхтич остановился на ночлег в еврейской корчме. В дороге он истратил все деньги, не хватало даже на ужин. А наступал как раз шабес и хозяева уселись за праздничную трапезу, украшением которой была фаршированная щука. Ужин издавал такой приятный аромат, что голодный гость не выдержал, встал в дверях и, вдохнув, заявил: -Один лишь запах стоит 100 злотых! Должно быть, так он намекал на то, что предрассудками не страдает и охотно разделил бы трапезу. Однако хозяевам такая широта взглядов была несколько чуждой, они сделали вид, что ничего не услышали и не заметили. Настырный гость, однако, не сдался так легко и повторил мизансцену еще два раза, но с тем же результатом. Так что спал голодным. Каково же было его удивление, когда к счету на следующее утро приплюсовали 300 злотых – за нюханье. Как бы там ни было, за судом стороны обратились к старосте Потоцкому. Ему же идея нюханья за плату весьма понравилась и триста злотых он присудил таки еврею. Но ведь у бедного шляхтича и на ужин не хватало! Придя в отчаянье, он потребовал цыганского суда. Нашли и цыгана, и тот уже рассудил как Соломон. -Есть ли у пана хоть 100 злотых? – спросил цыган. Конечно же, не было. Заинтригованный Потоцкий предложил свои 100 злотых. Дальше все шло по известному сценарию: побрязгав деньгами 3 раза, цыган-судья объявил, что один понюхал, другой послушал, а деньги переходят к судье, как плата за мудрый приговор. Но не так думал Потоцкий. -Тот понюхал, тот послушал, все посмеялись, а мои деньги пропали? А чтобы жид еще и почесался, всыпьте ему сто розог! Но из рассказа об игле известно, что и самому Потоцкому досталось однажды на орехи. Эта басня тоже не сразу пришла к своему окончательному идеальному состоянию, вроде бы у потерпевшего староста требовал поначалу дратвы, после – сницера для спускания крови. Но, в любом случае, позже потерпевший уделил-таки своему обидчику лекцию милосердия! Но вот характерная деталь – во всех вариантах последней басни Потоцкий предстает в нищенской одежде и читает «Отче наш» -«по руськи». То есть, он одновременно и обратился в религию предков (вернее, в унию, но с позиции римо-католиков – разница небольшая), и украинизировался. Это полностью подтверждается и показаниями очевидцев – «разговаривал по-украински и обряда был ихнего». Последнее обстоятельство, как известно из истории Гальшки Острожской, часто наводило польских исследователей на мысль о сумасшествии. Похоже, что Потоцкий проделал какую-то духовную эволюцию, в ходе которой, стремясь достигнуть потолка своих возможностей, уперся-таки в божественное начало. В его случае таким началом стала Почаевская Богоматерь, которую он, похоже, рассматривал как свою личную патронку и поклонение которой довел до границ возможного. При этом с католической иерархией он пребывал в состоянии даже не вражды, а, похоже, открытой войны, одним из актов в которой и стало покушение на жизнь львовского архиепископа Кароля Вижницкого. Конкурирующую же конфессию, в частности отцов василиан, буквально осыпал деньгами. В одной из характерных легенд Потоцкий выступает в роли судьи и заставляет обидчика пролезть через бочку со смолой. В качестве обиженного выступает еврей, в качестве обидчика – монах-доминиканец. Иногда пана Каньовского заносило во Львов. «В 1738 г. львовский магистрат вынужден был обратится к королю с просьбой приказать Потоцкому с его отрядом оставить город. В составе Барской конфедерации Потоцкий участвовал в осаде Львова». Вслед за конфедерацией пришли русские войска, а после этого Львов вместе со всем краем достался Австро-Венгрии. Новая власть не вызвала у Потоцкого энтузиазма и он отправился в тихую эмиграцию в свой Почаев, где и дожил жизнь. В обществе то ли монахов, то ли девок, кому как больше нравится. В монахи все-таки не постригся, но, похоже, стал мальтийским кавалером, что дало ему возможность освободится от брака. Согласно завещанию, большую часть имущества он роздал еще в 1864 г., оставшееся же предписал разделить между почаевскими василианами и бывшей женой. В том же завещании просит прощения у жены за все причиненные ей обиды. Скончался в 1782 г. Похоже, современники считали его чем-то вроде полубога в древнегреческом смысле слова. То есть, крайне необычайным существом, поступки которого нельзя измерять обычной этической меркой и с которого спрос такой же, как с пожара или урагана. Вот что странно – осталось немало портретов Потоцкого. Все покровительствуемые им художники его рисовали, а, согласно моде того времени, портрет должен был точно воссоздавать черты оригинала. Но, единственное запоминающееся – неестественно вытянутый череп. Даже относительно роста нет единого мнения, его называют то «человеком громадного роста», то «маленьким и смуглым». Но за всеми этими перипетиями потерялся другой образ Потоцкого. Поэтому: Часть 2 – Потоцкий – меценат и покровитель наук Похоже, если бы не эксцентрические выходки Потоцкого, его запомнили бы во вполне почтенной роли, по-современному говоря, спонсора. Причем от современных деятелей этого толка он отличался тем, что в искусстве разбирался почти на профессиональном уровне, сам принимал участие в проектировании будущих произведений или, по крайней мере, тщательно отбирал проекты. При этом, оказывая покровительство художникам, руководствовался не рекомендациями цеховой мафии (весьма сплоченная корпорация, что тогда, что сейчас), а собственным вкусом, ни разу его не подводившим. Вот далеко неполный перечень его фундаций: 1750-51 г. строительство ратуши в Бучаче, несколько позже – парафиальный костел и церковь св.Покровы. 1754 г. – выделяет средства на строительство Василианской коллегии в Бучаче, потом – на строительство монастыря и школы (похоже, что василианское просветительство без него вовсе не состоялось бы). 1756 г. – 36 тыс. львовским доминиканцам для строительства часовни Яцковой Богоматери, Ченстохове – 300 тыс.злотых. 1761 г. – почаевским василианам – 200 тыс.злотых. 1763г. – дает средства на строительство греко-католической церкви в Городенце. 1764 – восстановление уничтоженной пожаром армянской церкви. 1765 г. – полтора миллиона на Почаев. Всего же он истратил на почаевские нужды больше 2 миллионов злотых. Тем, кто приезжает туда молиться или осматривать достопримечательности, стоило бы хоть немного помнить, кому они этим обязаны. Кстати, объявление иконы Почаевской Богоматери чудотворной и ее коронация (венцом из чистого золота) – почти исключительно заслуга Потоцкого. Это не считая разных мелких фундаций на восстановление скульптур, обновление церковной утвари и прочего. Что же получилось? На Почаев вполне стоит посмотреть самим, а вот отзыв Бориса Возницкого, самого признанного специалиста в этом вопросе: «собор св.Юра, Городенковский храм и Бучацкая ратуша – едва ли не самые примечательные сооружения середины 18-го века в Центральной Европе». Все это – создания архитектора Б.Меретина. Потоцкий оказывал ему всяческое покровительство, а сооружения двух последних зданий фактически оплатил. Относительно св.Юра – существуют сильные подозрения, что тоже выделял средства, но нет прямых доказательств. Нельзя не отметить отсутствие у Потоцкого религиозных предубеждений хотя бы в вопросе о различении христианских конфессий. До определенной границы, конечно, отцов василиан он явно фаворизировал, а вот с римо-католиками случалось всякое. «Перед Пасхой 1756 г. Потоцкий исповедовался у о.миссионера Заболоцкого. Этот достойный священник, выслушав грехи его, разгрешения дать не хотел, прибавив, что, поскольку те же преступления и общественные обиды перед прошлыми исповедями творил и никакого исправления не делает, то и отпущения ему не будет. Пристыженный и разгневанный деспот в тот же день напился и костел (в Городенце), по большей части уже выстроенный, разрушить приказал, дары для него отменить решил. Тем временем почтенные отцы, которых было около десяти, крест с собой неся, вышли за город в окружении рыдающей толпы. На это печальное зрелище тиран смотрел через окно, но смягчил его сердце плач людской, миссионерам позволил вернуться, повелел прекратить разрушать костел и уехал в Почаев». Где-то в 1763 г. «тиран и деспот» вообще прекращает свои фундации католической церкви, переключившись на храмы восточного обряда. Наука и просветительство тоже нашли в Потоцком щедрого покровителя. «Потоцкий в 1754 г. г. восстанавливает деятельность Бучацкой василианской школы и расширяет круг ее образовательной деятельности, выделив на ее развитие 30 тысяч злотых. Кроме религии, ученики начали изучать историю, географию и физику». Об особенностях василианского просветительства немало писала Н.Яковенко. Напомню вкратце – основой изучаемого студентами курса они сделали естественные науки, ко всем ученикам, независимо от происхождения и вероисповедования, относились наравне, вообще главной своей целью считали воспитание полезных членов общества. Такая уж особенность нашей истории, что запоздавшее и несколько провинциальное, но Просвещение, приходило к нам прежде всего в религиозной одежде. Часть 3 – и его художники Честно признаюсь, что это – самая профессиональная часть исследования Б.Возницкого и мне не по зубам, тут бы настоящего искусствоведа… Поэтому лишь послушно перескажу. Самые известные из подопечных Потоцкого – архитектор Меретин и скульптор, которого мы знаем под именем Георгий Пинзель, особенно этот последний. «Среди самых выдающихся европейских художников 18-го века нет фигуры более загадочной, чем Пинзель». Мы не знаем где он родился, - согласно некоторым предположениям, то ли Чехия, то ли Южная Германия, - где учился, каким ветром занесло его в глухой медвежий угол Центральной Европы – восточную окраину Речи Посполитой, как закончилась его таинственная жизнь. Даже и настоящее имя его неизвестно, Пинзель – это, скорее всего, нечто среднее между прозвищем и артистическим псевдонимом (знающие украинский язык вспомнят слово «пензель» - рисовальная кисточка).. Благодаря трудам архивистов, кое-какие детали восстановить удалось, в метрических книгах Бучацкого костела нашлась запись о бракосочетании «благородного Иоана Георгия Пилзе, алтарного скульптора, и вдовицы Марианны Елизаветы Кейтовой, в девичестве Маевской». Там же – сообщения о рождении и крещении сыновей, старшего – Бернарда, младшего – Антония. В 1762 г. вдовица Елизавета Пилзенева в третий раз вышла замуж. Так что умер мастер где-то в конце 1761 г. Вот лишь часть его творений: Фигуры на Бучацкой ратуше, предположительно – изображающие подвиги Геракла. Св.Юрий Змееборец – аттик собора св.Юра (Львов) Св.Феликс с ребенком – фигура в костеле в с.Маринополь Фигуры в костеле в Городенце (св.Иосиф, св.Яким, св.Елизавета, ангелы) Фигуры, амвон и алтарь в Покровской церкви в Бучаче Фигуры и алтарь в Монастириском парафиальном костеле. Распятие, фигуры Богоматери, рельефы в костеле в Годовице (деревня за 20 км от Львова). Годовицкий алтарь и распятие вообще считаются вершиной творчества Пинзеля и даже в репродукциях производят сильнейшее впечатление. В последние годы жизни Пинзель выполняет каменную статую св.Онуфрия для Онуфриевского печерного монастыря в с.Рукомыш близ Бучача. Если кого-то заинтересует чисто профессиональное и техническое описание произведений Пинзеля – с удовольствие переведу соответствующие фрагменты, но это –самая значительная часть книги Б.Возницкого, к тому же пестрящая такими терминами, как «моделло», «боццетто», «стилистическая эволюция пластики барокко-рококо», «итализирующая пост-бернинивская форма» и «радикальный антинатурализм» (ой). Но самый важный вывод – Пинзель вовсе не был каким-то отдельно действующим художником, он то ли создал свою школу, то ли сильнейшим образом преобразовал уже существующую. Как бы там ни было, в 18-м веке на западноукраинских землях возникло своеобразное направление в пластике, ставшее явлением в мировой культуре. Подобно всем высочайшим достижениям искусства, оно имеет тьму аналогий, но никаких прямых корней обнаружить так и не удалось. Отчетливо прослеживается влияние южно-немецкой пластики, пражского барокко, местной деревянной скульптуры (эта последняя вызывает к себе в последние годы живейший интерес исследователей, к сожалению, уцелело тут немного, дерево – не камень). «Но непосредственных источников в Европе нет». Еще один след – византийские традиции (тут автор вспоминает уже несколько знакомых нам из дискуссии о Кунцевиче исихастов, которые произвели влияние и на искусство тоже.) В завершение Б.Возницкий обрушивает на читателя целую лавину гипотез о происхождении таинственного мастера Пинзеля, вплоть до того, что это был не один человек, а два то ли брата, то ли друга, то ли «мастер и его тень». Существует и такой вариант – не мог ли Пинзель быть талантливым местным уроженцем, которого сам же Потоцкий заметил и отправил учиться. После долгого периода забвения, творчество Пинзеля стало вызывать к себе огромный интерес в кругах знатоков искусств. Во Львове существует музей Пинзеля, а 6 его боццетто в 1999 г. были закуплены Баварским национальным музеем и стали причиной настоящей сенсации. «Эти боццетто сменили нескольких владельцев-коллекционеров, а следы их нашлись в Вене». Как туда попали – Бог весть. Авторство подтвердила экспертная комиссия Львовской картинной галереи. Но, слишком увлекшись личностью и творчеством Пинзеля, я уже просто не сумею рассказать о других подопечных Потоцкого. А это – художники Яцько Калинович, Исихий Головацкий, Каетан Доманский, архитекторы – кроме уже упомянутого Бернарда Меретина, - Мартин Урбаник, Клеменс Фесингер, скульпторы - Антон Штиль, Михаил Филевич. Эпилог по уверению Б.Возницкого, довольно грустный. Хотя Потоцкий в завещании обещал с теми, кто будет разрушать им созданное, «перед Богом судиться», не так уж многое нам осталось. Почаев, оказавшись на территории Российской империи, стал владением Русской Православной Церкви, с явной неприязнью смотревшей на творения предыдущей эпохи. Алтари разобрали, фигуры вроде бы замуровали в отдельном помещении. Исчез даже саркофаг с прахом каневского старосты, которому Почаев стольким обязан. Единственный след – живописная композиция с изображением Потоцкого, стреляющего в перепуганного извозчика. Бучацкая ратуша сгорела в 1865 г. Уцелели лишь немногие фигуры, поэтому и нельзя достоверно определить: то ли там Геракл борется со львом, то ли Самсон разрывает львиную пасть. О вандализме 20-го века даже говорить не хочется. Многое не уцелело бы, промедли спасители хоть месяц. «Из того, что удалось спасти из произведений Пинзеля во Львове, создан Музей сакральной скульптуры – Музей творчества Иоана Георгия Пинзеля и его учеников. В сопровождении портрета мецената стало возможным сделать ряд выставок скульптуры Пинзеля в Европе. Мир узнает Мастера, а вместе с ним – его мецената, фундатора значительных созданий искусства – Миколая Потоцкого. Выдающихся людей история запоминает. Но, не будь Потоцкий меценатом, о нем, возможно, никто бы и доброго слова не сказал. Его имя сохранили для потомков покровительствуемые им художники (…) Стоило бы и нам, современникам, помянуть добрым словом мецената памяток «перед тем невиданных», а иногда и помолиться за его грешную душу.» Все это – лишь бледный пересказ, а полный текст Возницький Б.Г., Микола Потоцький староста Канівський та його митці архітектор Бернард Меретин і сницар Іоан Георгій Пінзель, - Львів, “Центр Європи”, 2005 |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Kell на 11/27/06 в 13:41:27 Спасибо, страшно интересно! |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 03/02/07 в 10:55:54 Для заинтересовавшихся личностью мастера Пинзеля - о нем пишет роман Владимир Ешкилев, также сотрудничающий с журналом Ї. Заране радуюсь и, когда появится, поделюсь впечатлениями. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Lee на 03/06/07 в 02:01:57 Я читал Андруховича, и веселился. Главнй герой -- очень колоритная личность, этакий классический шаржированный, доведенный до абсурда польский ПАН. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 03/06/07 в 17:45:49 Это, наверное, Немирича - прекрасного разбышаку? :) Жаль, что Андрухович позже переключился на такие скучные темы и счел себя гуру и патриархом :) |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Lee на 03/06/07 в 22:26:46 Quote:
Да --признаю, что ошибся -- Немирича . Сейчас посмотрел (он у меня на жестком диске). |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем Lee на 03/06/07 в 22:33:05 Вроде даже его обсуждали на "Уделе" --не помню где, правда. |
||
Заголовок: https://www.wirade.ru/cgiRe: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 03/13/07 в 11:19:04 В порядке саморекламы скажу, что здесь https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=display;num=1118419450 Но и в наше время находятся герои. Сотрудники Бориса Возницкого, директора Львовской картинной галереи, на днях отметившей свое 100-летие, отзываются о нем так: "Он путает произведения корейского и вьетнамского искусства, но, чтобы не ошибиться, забирает в музей и те, и те". А вот так Борис Возницкий встречался с власть имущими http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/637/56002/ Quote:
|
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 03/14/07 в 11:44:28 И некоторые дополнительные сведения - 2007 год во Львовской, Тернопольской и Ив.-Франковской областях объявлен годом Пинзеля. На май планируются такие своеобразные концерты барокковой музыки в музее сакральной скульптуры, в просторечьи - музее Пинзеля. |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 03/17/07 в 14:28:13 Попросту выуждена добавить комментарий о том, какого рода интерес власть имущие питают к памяткам старины и произведениям искусства. Уже несколько месяцев Львовская госадминистрация прессует общественность, особенно же Бориса Возницкого, на тему передачи в долговременную концессию Свирского замка. Это недалеко от Львова, рекреационная зона, бывшее владение Лянцкоронских. Ходят слухи, что глаз на замок положил не кто иной, как печально известный Николай Азаров. Не успеем оглянуться, как там уже будет забор в три человеческих роста и вооруженная охрана... >:( |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 04/24/07 в 17:12:36 Фотографии работ Пинзеля http://www.ji-magazine.lviv.ua/gallery/pinzel/pinzel-gallery.htm http://www.day.kiev.ua/174748/ http://castles.com.ua/?id=102 |
||
Заголовок: Re: О Почаевской Божьей Матери Прислано пользователем antonina на 09/07/07 в 15:49:55 Похоже, таскание бедного Януковича по музеям становится львовской традицией. В этот раз его загнали в Олесский замок. |
||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |