|
||||
Заголовок: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Antrekot на 01/06/08 в 10:48:28 Перепост от Кота Муция. http://cat-mucius.livejournal.com/9376.html?view=48288#t48288 Недавно, почитывая ЖЖ, вышел на интересный сюжет: согласно израильской газете "Макор Ришон", некая девушка по имени Таль Ницан, кующая мастерскую степень по социологии в Еврейском университете, что в Иерусалиме, опубликовала диссер на животрепещущую тему - почему солдаты ЦАХАЛя не насилуют палестинок. Объясняла она это, согласно статье, крайне своеобразным образом - расизмом еврейских солдат, заставляющим их испытывать к арабским женщинам неодолимое отвращение, несовместимое с половым актом, пусть даже насильственым. За работу автор получила степень магистра, знак почёта от Израильской социологической ассоциации и восхваления старших коллег. Такой, мягко говоря, неординарный взгляд на вещи поразил многих и вызвал в Сети бурную и очень ироничную реакцию - желающие могут почитать обсуждания тут и тут. Стало мне интересно, решил докопаться до первоисточника, проверить - неужто и впрямь так плохо? Первоисточник нашёлся довольно быстро - в библиотеке родного универа. Довольно объёмистая книжечка, страниц на двести. Целиком я её не осилил, но часть, в том числе вызвавший фурор раздел о "дегуманизации" палестинок прочёл добросовестно. Ну что я могу сказать... Для начала стоит оговорить, в чём возмущённая общественность не права: 1. Авторша не сводит, как решили многие, всё исключительно к расизму и ксенофобии. Разумеется, учитываются и другие факторы - и моральный, и религиозный, и общественное осуждение, и многие другие. Более того, термин "расизм" ей практически не употребляется (и правильно - он был бы крайне некорректен). Фактор "дегуманизации" - один из центральных в её концепции, но далеко не единственный. 2. Большинство из возмущённых решило, что раз авторша объясняет отсутствие изнасилований ксенофобией, значит, она это отсутствие осуждает. Легко понятная ошибка, но это именно ошибка - подобных моральных оценок Таль Ницан как раз не выдаёт, по крайней мере напрямую. И уж тем более не приравнивает это отсутствие изнасилований к военному преступлению - со стороны "Макор Ришон" это чистая натяжка. Тем не менее, ознакомившись с рассуждениями Таль Ницан, должен с полной ответственностью сказать: если её работа - научное исследование, то я архиерей. Ничего более некорректного, натянутого и подогнанного под концепцию мне читать давно не доводилось. Количество ляпов, необоснованных да и попросту глупых рассуждений было таково, что заставляло вспомнить любимую поговорку Антрекота о верблюде - "а что вообще у него прямое?" Ну, к примеру: 1. Центральный тезис работы - в межэтническом конфликте, как и массовые военные изнасилования, так и их отсутствие служит той же цели: построению границ между двумя народами, нечётко разделёнными территориально. Не говоря уже о крайней спорности любого из этих тезисов, видно, что про критерий фальсифицируемости теории авторша не слышала и краем уха. Как, интересно, вести себя бедной армии, чтобы избежать подобных выводов? Хоть насилуй, хоть не насилуй - цель выходит едина. 2. В разделе о "дегуманизации" авторша утверждает, что половой контакт с палестинкой воспринимается израильском обществом как ритуальная грязь, оскверняющая не только того, кто в него вступил, но и всё общество, к которому он принадлежит. Пишет она это, заметим, не о каких-то иудеях-ортодоксах, а о самых обычных, светских израильтянах. И если вы думаете, что эту фантастику она обосновывает хоть единым абзацем доказательств - "то и ты дурак, и я дурак, и не о чем больше говорить." (с) мистер Уэллер-старший. 3. Одно из доказательств "дегуманизации": израильские солдаты склонны рассматривать палестинок по дефолту как матерей, даже если при них не видно детей - поскольку образ жизни арабских женщин известен. Ну а мать, пусть даже неизвестно кого, изнасиловать сложнее психологически, чем юную девушку, само признание её материнства вызывает к ней определённый уровень почтения. Ну так где ж тут дегуманизация?! - спросит наивный читатель. И будет круто неправ - связь самая прямая: раз солдаты воспринимают палестинок как матерей, значит, они не воспринимают их как женщин, как носительниц сексуальности - а это уже "девуменизация" (авторский термин). А девуменизация - неизбежная часть дегуманизации: раз солдаты не видят в них женщин, то и людей тоже не видят. 4. На ту же полку "дегуманизации" валятся все реакции неприятия, вызываемые чисто культурными и традиционными различиями: к примеру, солдатам как-то сложно фантазировать о женщине, когда она закутана в мешок до самых глаз. Эта реакция подаётся как очередное доказательство того, что в них "людей не видят" - при этом исследовательнице не приходит в голову мысль распространить подобную логику на разные общины внутри Израиля. Много ли "русских" мечтают об "эфиопках"? 5. Некоторые доводы откровенно смешны. Цитирует она, к примеру, солдата, объяснявшего, почему у него не возникла бы мысль о связи с палестинкой, брезгливостью, возникающей у него при мысли о потном теле женщины, вынужденой мотаться день-деньской в наглухо закрытом чёрном одеянии под жарким солнцем. После чего пишет: да, солдатам по опыту известно, каково часами стоять под солнцем в полной форме, бронежилете и патронташе - так что оно и неудивительно. Но с другой стороны, своим-то потом и "полевым" запахом они подчас гордятся - дескать, запах настоящего бойца. А палестинками, вишь, брезгуют. Стало быть, что? Стало быть, это лишь рационализированное выражение той самой дегуманизации. Мысль о том, что о грязных и потных израильтянках народ в армии как-то тоже не мечтает, ей в голову тоже не приходит. "Петров, вы любите тёплое пиво? - Фу. - А потных женщин? - Фи. - Вот и чудесно: пойдёте в отпуск в декабре." 6. Все фактические доказательства, приводимые Ницан, состоят из цитат из 25 военнослужащих, с которыми она беседовала. Приводятся цитаты эти без единого указания вопроса, в ответ на который они были даны: так что контекст, в котором они были сказаны, восстановить невозможно - как хочешь, так и толкуй. Некоторые из них исключительно невнятны, некоторые отражают не мнения солдат, а пересказ слов третьих лиц - что её не смущает. Какой-либо статистики не приводится нигде (да и какая-то статистика из ответов 25 опрошенных - смешна), ежели какая цитата, как ей кажется, подтверждает её тезис - то и слава богу. Продолжать так можно ещё очень долго - но уже из вышеперечисленного видно, каково качество этого исследования. Это ангаржированная, бессовестная антинаучная чушь, где доводы за уши подтягиваются под заранее определённый вывод, с бредовой методологией и отказом от рассмотрения альтернативных объяснений, лежащих на поверхности. И объяснить академический восторг вокруг этой "работы" можно лишь одним: она попала в струю. Я бы не стал заморачиваться этим курьёзом - ну вышла из университета очередная сумасшедшая крайне левая феминистка, готовая увидеть обиду своему полу где угодно, и гнусность армии - в любом её проявлении. Эка невидаль. Но награды и поощерения со стороны нашей гуманитарной элиты говорит уже о качестве самой элиты - а это уже серьёзнее. Говорит это об отрицательном отборе, вымывающем из неё тех, кто не принадлежит к крайне левому крылу. Говорит это о том, что остаются в ней люди, которым хлебом не корми, дай обличить государство и армию - и пофигу, научно это, или нет. Когда председатель комитета профессоров Еврейского университета, работу явно не читав, уверяет, что это "a very serious paper" - это говорит о том, что наша гуманитарная наука находится в состоянии плачевном: любая чушь в ней пойдёт на ура, лишь бы была она политически востребована. На этом фоне уже как-то не очень удивляешься профессору политологии Хайфского университета Илану Паппе, украшающему свой сайт флагами ООП и выражающему поддержку Хамасу. Вот из-за чего и каким образом сложилась в нашей гуманитарной академической среде такая ситуация - тема для любопытного разговора. P.S. Желающие также приобщиться к первоисточнику могут сделать это здесь http://www.upfree.net/3100688 (полный ивритский текст) и здесь http://rapidshare.com/files/81321581/Tal_Nitzan.pdf.html (глава о дегуманизации + английский abstract). |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Nick_Sakva на 01/06/08 в 12:53:15 А само "объясняемое" явление хотя бы имеет место? Если статистически значимых случаев насилия со стороны ЦАХАЛ нет, то вообще о чем разговор? Если же есть, но в них именно палестинки в качестве жертв практически не фигурируют, то это уже на самом деле требует каких-то объяснений. Первое приходящие на ум объяснение: жертвы не жалуются, а начальство покрывает. Второе возможное объяснение обратное: с арабами боятся связываться, поскольку за них получают по полной, а за всех прочих - как повезет, вполне вероятно отмазаться. Третье объяснение - боятся самих арабов. Четвертое объяснение - эффективное сдерживающее влияние исламской женской моды и соостветствующего ей поведения. И т.д. и т.п. В этом свете идея о "девуменизации" может выглядеть чуть ли не наиболее лояльной по отношению к ЦАХАЛ. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Цидас на 01/06/08 в 13:11:43 а за всех прочих A kto eto vse prochie? Pravozashitnicy na territorijah? :) Netu statisticheski znachimyh. Sobstvenno, ja voobshe ne pomnju, chtob byli. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Nick_Sakva на 01/06/08 в 13:15:54 on 01/06/08 в 13:11:43, Цидас wrote:
|
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Antrekot на 01/06/08 в 13:17:10 on 01/06/08 в 12:53:15, Nick_Sakva wrote:
Да все о том же... А случаев на самом деле мало - при таком способе организации армии их и будет мало. С уважением, Антрекот |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Цидас на 01/06/08 в 13:22:01 on 01/06/08 в 13:15:54, Nick_Sakva wrote:
А что говорить об Израиле? Внутри Израиля солдаты не представляют оккупационных войск или чего-то в этом духе. Ситуация "шел солдат по улице, увидел арабку, cxватил и поташил в кусты" невозможна в принципе. Ситуация: "молодой человек (может, и солдат) по пьяни после дискотеки изнасиловал девушку" возможна, но ето уже просто уголовшина. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Nick_Sakva на 01/06/08 в 14:16:33 on 01/06/08 в 13:22:01, Цидас wrote:
На некоторых сайтах упоминается другая "база для сравнения". Что де израильская армия не ведет себя на "оккупированных территориях" так, как "положено захватчикам". Так это еще "чудесатее". Даже если уж по крайности и согласиться с таким взглядом на эти территории, то с кем/чем тут можно сравнивать за последние десятилетия. С Чечней что ли? С США в Ираке и Афганистане? Или может израильскя армия в Ливане как-то в этом смысле отрицательно отметилась? |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем smrx на 01/06/08 в 23:24:36 Quote:
Да вообще сам метод интервью в данном случае сомнителен. Вряд ли бы какой-то солдат вот так открыто сказал "я хочу изнасиловать палестинку" даже если бы и хотел. Нужно было делать анонимное анкетирование. Правда тоже будет сложно составить список вопросов чтобы результаты не оказались подгонкой под видение исследователя. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Zamkompomorde на 01/06/08 в 23:44:33 Продукт израильской школы.Обычная история.:( |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Mithrilian на 01/07/08 в 02:14:32 Quote:
В чистом виде, нужно проводить сбор данных среди: --солдат --палестинок --официальных документов израильской армии --официальных документов израильской полиции --официальных документов тех арабских зон, которые эти документы генерят Для сравнения то же самое сделать среди --мужчин --женщин С обеспечением максимальной приближенности выборки опрашиваемых к т.н. "случайной", и максимально полного охвата корпуса документов. И в идеале, чтобы это делали разно-идейные коллективы, несколько раз по одной методике (ну, это я мечтаю, да). И только тогда заикаться насчет полученных результатов. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Nadia Yar на 01/07/08 в 10:44:18 Израильтяне просто очень цивилизованные и хорошо социализированные. В большинстве. Социализация дала понять, что насиловать нельзя, они этого и не делают. На меньшинство, видимо, действует страх перед наказанием. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем serger на 01/08/08 в 12:24:59 Что-то я сомневаюсь, что где-либо когда-либо у студента были возможности проводить соц-опросы по полной методике. Мит, это же дипломная, в неё и половины твоих требований не впихнёшь. Да, девочка - стервочка (не уверен что дурость работы объясняется ЕЁ дуростью, это может быть и точный расчёт, но что стервочка - это в любом случае). Да, руководство - говно. Да, в работах такого уровня (а именно уровня весьма средненького магистерского диплома) вообще следует избегать делать какие-то определённые выводы, помимо предположения о необходимости покопать в таком-то направлении. Но блин, если к студентам и политиканам от науки предъявлять такие требования, то это уже предъявы к несовершенству мироздания. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Цидас на 01/08/08 в 12:27:06 Nu pochemu stervochka. Eto obraz myshlenija takoj. Nekotorye idut eshe dal'she i bez vsjakoj pol'zy dlja sebja. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем serger на 01/08/08 в 19:12:39 Ну так стерва и эгоистка - это не одно и то же. Вроде словарные значения стервозностиколеблются от эгоцентризма до простой полдлости. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Цидас на 01/08/08 в 19:27:34 on 01/08/08 в 19:12:39, serger wrote:
Ну вот еше при жизни Арафата, во время одной из осад его резиденции там пребывала как-то залезшая туда еврейка из крайне левых. Выражала солидарность. Она дура, что не сказать более громкого слова, но стервозность тут совсем ни при чем, по-моему. И это тоже самое. |
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем FatCat на 01/09/08 в 12:59:19 on 01/06/08 в 10:48:28, Antrekot wrote:
on 01/08/08 в 19:27:34, Цидас wrote:
|
||||
Заголовок: Re: Так не люблю, что даже не насилую Прислано пользователем Nick_Sakva на 01/09/08 в 17:01:48 on 01/09/08 в 12:59:19, FatCat wrote:
Дон Гуан. Ее совсем не видно Под этим вдовьим черным покрывалом, Чуть узенькую пятку я заметил. Лепорелло. Довольно с вас. У вас воображенье В минуту дорисует остальное; Оно у нас проворней живописца, Вам все равно, с чего бы ни начать, С бровей ли, с ног ли. Впрочем, для Дон Гуана тоже все кончилось не слишком благополучно... :( |
||||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |