Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Разное >> Вольная слушательня >> Корни монотеизма
(Message started by: serger на 01/26/09 в 14:32:17)

Заголовок: Корни монотеизма
Прислано пользователем serger на 01/26/09 в 14:32:17
Это я нагло утаскиваю сюда, потому что объяснительность тут для меня важнее того, что это относится к истории:

----------------------------------------------------------------
в истории древнего мира только афразийцы последовательно исповедовали монотеизм, который прошел в их истории две стадии. На первой стадии -- она условно называется "квазимонотеизм" -- из политеистического пантеона выделялось одно мужское божество, которое провозглашалось царем богов и отбирало у своих родичей все присущие им функции, эпитеты и атрибуты. В Вавилонии таким царем богов был Мардук, в Египте им ненадолго стал Атон, у евреев царем богов был, по-видимому, Яхве, у финикийцев -- Баал. На второй стадии развития монотеизма происходит отрицание всех богов, кроме главного. Такую эволюцию религии обычно объясняют только исторически; при этом этап квазимонотеизма рассматривается как отражение процесса образования государств имперского типа во главе с неограниченным монархом, этап собственно монотеистический связывается с распадом крупных империй и духовным кризисом древности. Однако, если посмотреть в сторону от Ближнего Востока, то ничего подобного мы там не обнаруживаем. В Иране имперской религией был зороастрийский дуализм с обязательным почитанием третьего божества -- Ардвисуры Анахиты. В Индии и Китае централизация государства никогда не приводила к возникновению религии хотя бы квазимонотеистического типа -- там безгранично властвовали языческие пантеоны, прекрасно согласованные с обожествленной царской властью. Стало быть, дело не только в религии как отражении социального развития, и ответ на вопрос о природе монотеизма, как нам представляется, лежит в географической и геокосмической плоскости. Этнографические и лингвистические исследования показывают, что у многих народов Северо-Восточной и Северной Африки сильно развит культ вождя, который обязательно обожествляется и наделяется функцией светоносности и плодородия, то есть сопоставляется с Солнцем. Причем самый интересный момент такого обожествления заключается в том, что племя считает и само себя, и все предметы окружающего мира буквально порожденными волей вождя, то есть здесь имеет место некий первобытный солипсизм: весь мир есть проекция воли солнцеподобного правителя. Известно, что религия древнего Египта с ее культом царя-бога возникла именно из этих типично африканских представлений, и здесь монотеизм остался в своем архаическом виде. По мере распространения афразийских народов на Ближний Восток монотеистическое начало доходит до границ Иранского нагорья, где монотеизм уступает место дуализму, а уже в Индии от дуализма не остается и следа, потому что здесь господствует принципиальное и основанное на согласии с природой плюралистическое начало религии. По нашему мнению, такое угасание единобожия по мере удаления от Африки на Дальний Восток свидетельствует о том, что форма религии связана с характером распространения солнечной энергии от экватора к полюсам. В экваториальном мире, где солнечная энергия близка к избыточной, в психофизиологии народов вырабатывается ощущение единого первоначала, с которым связана вся человеческая жизнь, и это способствует чрезвычайной концентрации чувств и ума на одном предмете. По мере того, как солнечный жар отступает и лучи становятся менее прямыми, уходит и это ощущение непосредственной и постоянно довлеющей власти единого начала; оттого и чувства становятся более рассеянными, и нравы - более умеренными (предпосылки такой гипотезы см. [Чижевский, 1995, 147]).

Если принять эту геокосмическую гипотезу, то лучше станут понятны процессы, происходившие еще в эпоху ранней древности, задолго до образования империй. В частности, династия семитских царей Аккада, захватив шумерские земли, с порога начала заниматься унификацией всевозможных предметов -- от системы мер и календаря до унификации пантеона. Ничего похожего в Шумере до того не было. От унификации аккадские цари плавно перешли к самообожествлению, причем возникли представления о верхнем и нижнем боге. Верхним божеством была хозяйка пантеона и покровительница аккадской династии Иштар, нижним, пребывающим на службе, - сам царь Аккада Нарам-Суэн [Westenholz, 1998, 49]. С падением династии Аккада и приходом к власти шумерских правителей прежние стремления к унификации сразу сошли на нет, и Месопотамия вновь оказалась в пространстве политеизма. Если взять Египет этого же времени, то еще задолго до реформы Эхнатона здесь установился монотеистический культ двух отражающихся друг в друге солнц -- старшего и младшего, Ра и фараона. Причем особенно интересно, что этот монотеизм пребывал внутри огромного политеистического пантеона, будучи его смысловым, идеологическим центром [Ассман, 1999].

Значит, именно афразийцам, по всей видимости, свойственен этот поиск единой и единственной божественной воли, проекцией которой является весь живой мир и вследствие которой этот мир только и может существовать. Евреи только узаконили этот импульс афразизма, придав ему законченную форму в рамках внутриэтнической религии. Христианство сделало объективную сторону иудаизма доступной всем народам, но добавило к ней идеал братской любви между людьми разных наций и статусов. Вместе с тем, христианство нивелировало человека как отдельное существо, заставляя человека служить общине и отрекаться от самого себя ради другого. Арабы сделали следующий шаг, придав иудео-христианскому космологизму и этике личностно-человеческое направление. Ислам -- религия внешне-внутренней цельности человека, его осознанного стремления к совершенству на пути, указанном лично ему Творцом. Ветхий человек Адам для ислама не грешен и не виновен в своем первом искушении -- напротив, он обладает изумительной цельностью своего тела, чувства и мысли. Но потомки Адама в силу разных обстоятельств утратили эту цельность и теперь должны заставить себя заново прийти к ней. Еще до ислама множество арабов мучались поисками единого Бога, не хотели принимать ни иудейскую, ни христианскую веру, и были прозваны ханифами. Точно такими же мучительными были поиски Бога у евреев еще до реформы Иосии. Все эти факты и тенденции говорят о том, что ислам явился последним и наивысшим по своему категорическому императиву выражением афразийского единобожия, после которого эта идея должна была себя исчерпать. Если же это так, то следует считать ислам не внешним в отношении древнего мира явлением, а последним слепком с общеафразийской культовой формы. Ислам, стоящий на грани древности и средневековья, является истинным посредником между этими типами цивилизации.
----------------------------------------------------------------
(http://east.philosophy.pu.ru/publications/emelyanov/em_korni_islama.htm)

Там ещё, по-моему, нужно добавить, что важна для этой гипотерзы (подавляющая яркость полуденного солнца как фактор в формировании религий) не только близость к экватору, но и низкая влажность. Центральная Африка, Малайзия и Тайланд, и Северная часть Южной Америки - все эти области ближе к экватору, чем Северная и Северо-Восточная Африка, а Индия - во всяком случае не дальше. Северную и Северо-Восточную Африку от них отличает сухой, пустынный климат, при котором полуденное солнце и оказывает действительно подавляющее воздействие на психику даже человека, знающего физику. При большей влажности солнце теряет в яркости, воздействие оказывается скорее одуряющим и "неконцентрированным".

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем kvs на 01/26/09 в 15:07:21
А как в эту систему укладывается Мексика? Или там просто не успели?

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем serger на 01/26/09 в 15:12:52
Там цивилизации, как я понимаю, концентрировались как раз в областях с высокой влажностью.
А вот во что там верили племена из пустынь - это надо разобраться, я ничего конкретного по этому вопросу не помню.

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем kvs на 01/26/09 в 17:37:43

Quote:
А вот во что там верили племена из пустынь - это надо разобраться

Ну так ацтеки как раз оттуда и есть.

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем serger на 01/26/09 в 18:08:35

on 01/26/09 в 17:37:43, kvs wrote:
Ну так ацтеки как раз оттуда и есть.

Они оттуда были. В то время когда бродяжничали.
А к тому времени, начиная с коего о них есть какие-то достоверные сведения - они уже много поколений жили в умеренном климате (да ещё и на озере), восприняв культуру автохтонов.

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем kvs на 01/26/09 в 19:12:22
Думаете так быстро поменяли, базовые ценности? Ну чтож возможно. А что скажите насчет Австралии?

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем serger на 01/26/09 в 19:15:20

on 01/26/09 в 19:12:22, kvs wrote:
Думаете так быстро поменяли, базовые ценности? Ну чтож возможно. А что скажите насчет Австралии?

А у австралийцев до веры в богов вообще не успело дойти, насколько я помню.

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем kvs на 01/26/09 в 20:57:51

on 01/26/09 в 19:15:20, serger wrote:
А у австралийцев до веры в богов вообще не успело дойти, насколько я помню.

Вроде да, интересно почему? Условия соблюдены (близкие к Северной Африке), времени достаточно (не менее 20 тысяч лет). Это Антрекота надо звать, у них информации по аборигенам должно быть побольше.

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем Antrekot на 01/26/09 в 21:09:08
Времени не менее, а даже более.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем Цидас на 01/26/09 в 21:34:47
Что-то я не припомню более умеренных нравов у народов северной Европы, чем у народов более южных.

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем serger на 01/26/09 в 22:08:32
Там не просто на время надо смотреть, как я понимаю, а на время начиная с, грубо говоря, неолитической революции. С которой у австралийских аборигенов, по независящим от них причинам, не сложилось. Да и у американских - с большим скрипом. (Где-то в соседней теме объяснение было.)

Заголовок: Re: Корни монотеизма
Прислано пользователем serger на 01/26/09 в 22:09:45

on 01/26/09 в 21:34:47, Цидас wrote:
Что-то я не припомню более умеренных нравов у народов северной Европы, чем у народов более южных.

На счёт нравов - я не очень понимаю при чёт тут они. Т.е. в статье не понимаю. По-моему там несколько нечёткий выбор слов по причине их катастрофической нехватки.



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.