|
||
Заголовок: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Emigrant на 12/15/05 в 09:31:07 Вот нашел статью (или черновик книги?) д. Кураева о "Мастере и Маргарите". Начальные главы не показались мне достаточно интересными -- слишком многие вещи я воспринимаю совершенно иначе, т.е. аргументам диакона меня негде зацепить, а с частью вполне согласен, и доказательств никаких (мне) и не требуется. Но вот рассуждения двух предпоследних глав, где он сравнивает судьбу Мастера с судьбой Фауста, показались нетривиальными. Хотелось бы узнать, кто что по этому поводу думает: http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=29715&order=asc&pg=0 (искать на странице http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=29715&order=asc&pg=1, строка "ОН ЗАСЛУЖИЛ ПОКОЙ", там немного пропустить, первые несколько параграфов; и предыдущее сообщение) |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Ципор на 12/15/05 в 10:00:05 Эмигрант, вы бы лучше изложили, что именно вам кажется нетривиальным. На мой взгляд, там опять рассуждения с точки зрения догмы и попытки роман под нее перекроить. Я не вижу у Кураева других обоснований, кроме желания, чтобы все было именно так. :) |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Ципор на 12/15/05 в 10:21:33 Вообще, впору уже начать изучать такой феномен как интерес верующих к светским книгам, выражающийся в попытках истолковать их с религиозной точки зрения. Интересно, чем это вызвано. |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Emigrant на 12/15/05 в 10:23:16 Мне кажется интересным утверждение, что намеренный и детальный (point-by-point) контраст с "Фаустом" вполне мог входить в планы Булгакова. Я готов поверить (и хотел бы проверить), что что-то из соотв. сопоставлений д.К., которым отведена эта глава, может оказаться пропущенным мной при всех чтениях и перечтениях авторским сообщением (а не диаконовой интерпретацией). Скажем, у меня нет вопроса о том, почему Мастер написал роман о Пилате, а не об Иешуа (за что д.К. его вроде бы попрекает "второстепенностью" Иешуа) -- поскольку представить себе Мастера пишущим роман _об Иисусе_ мне невозможно, ибо есть некий предел непосредственности чувства и подхода, который такому герою перейти очень трудно, и данная тема находится далеко за его пределами -- это Бездомному сочинять поэмы о Христе раз плюнуть. А вот комментариев к Гёте (или Гофману) у Булгакова вполне можно ожидать -- и мне в голову не приходило, что посмертие Мастера может быть таким point-by-point комментарием _по контрасту_ с "Фаустом". |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Элхэ Ниэннах на 12/15/05 в 10:31:48 (задумчиво) Бедная Елена Сергеевна... она-то (как и Михаил Афанасьевич, вероятно) знать не знала, что живет со своим супругом в "симбиозе", что они "взаимно используют друг друга" и что "скучному" супругу ее "не обрести от нее свободы"... В самом деле, если бы Булгаков прожил дольше, вероятнее всего, его дьяволом дарованная жена предала бы его, "как Низа - Иуду". Какова ассоциация. И, наверное, прожил бы он дольше, если бы супруга не довела его до "вечного дома", как в Палестине называют могилу. Пойду, покурю лучше, раз забыться сном не получится. "Хрусть - и пополам!" (с) Upd. Уважаемый Эмигрант, мне в свое время доводилось читать статью, в которой говорилось о переосмыслении "Фауста" в "Мастере и Маргарите" (увы, за давностью лет не вспомню, чья статья). В частности, говорилось там о том, что в "Мастере..." Фаустом оказывается вовсе не Мастер, а Маргарита. Попробую найти; если вдруг найду - ссылку повешу. |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Ципор на 12/15/05 в 10:35:32 Эмигранту. Тут хорошо бы, чтоб Антрекот высказался, а мне кажется, что нет ничего странного в том, что у Мастера иные мечтания, чем у Фауста (особенно у Фауста в начале пути). У них опыт диаметрально противоположный. Возможно задаться вопросом, что будет, когда Мастер придет в себя, отдохнет, и в доме ему станет скучно. Но у меня не сложилось впечатления, что кто-то задумывал организовать ему ад замедленного действия. Найдутся для него варианты, имхо. |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Emigrant на 12/15/05 в 10:49:13 on 12/15/05 в 10:31:48, Элхэ Ниэннах wrote:
О да, это именно что "хрусть -- и пополам" :-) , т.е. утверждения, которые я никак не могу воспринимать серьезно, и прошу здесь и далее в теме игнорировать. Диакон вообще имеет такое свойство, что если его заносит, то сверх всякой соразмерности и даже приличия. Меня интересует в данном случае исключительно гипотеза о намеренном авторском конрасте "желаний Фауста" и "награды Мастера" -- ее, в отличие от прочего, у меня не получается немедленно списать (затем и первый пост). Прошу прощения, что плохо объяснил -- статья длинная, и сам я ее по большей части проглядывал; но вот на предпоследней главе глаз остановился. Легко предположить, это намерение Булгакова было совсем другое, но такая подробность сравнения именно в этом месте мне в голову раньше не приходила. |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Antrekot на 12/15/05 в 10:50:57 М-да. Действительно бедная Елена Сергеевна. И бедная Маргарита, "сдержавшая клятву правды ради". В этой системе оно в зачет не идет. А что до "Фауста", то перекличка там, по-моему, есть - и, кажется, именно по параметру "деятельности". Интересно, как именно Булгаков относился к великим проектам, скажем, рытью каналов... Это я, скажем, вот о чем: "Лишь для виду днем копрами Били тьмы мастеровых: Пламя странное ночами Воздвигало мол за них. Бедной братии батрацкой Сколько погубил канал! Злой он, твой строитель адский, И какую силу взял! Стали нужны до зарезу Дом ему и наша высь. Он без сердца, из железа, Скажет - и хоть в гроб ложись." С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Emigrant на 12/15/05 в 11:10:12 О, вот примерно это я и имел в виду: прекрасное мгновенье в энтузиазме масс и объединяющем землепреобразующем труде -- против неделимого почти ни с кем мгновенья в своей мастерской. Первое Булгаков, пожалуй, мог наблюдать "как оно есть" поближе и Фауста, и Гёте -- но можно ли считать, что это есть в романе? |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Antrekot на 12/15/05 в 11:30:38 Так вот, у меня и было ощущение, что в роли Фауста в "Мастере и Маргарите" выступает никак не Мастер, а совсем другие люди - или даже организации. А Мастер наследует тот самый мир, в котором Фаусту стало плохо и скучно - ну он и занялся переустройством земли... С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Ципор на 12/16/05 в 22:45:02 Нашла на форуме Кураева :) Quote:
|
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Kell на 12/16/05 в 23:23:36 Quote:
А ведь, наверное, и правда хорошо... А то стал бы отвлекать, беседовать или чураться... :) |
||
Заголовок: Re: Фауст и Мастер, глазами Супердиакона Прислано пользователем Emigrant на 12/17/05 в 02:29:42 Говоря о видениях -- кто хочет обсудить возможность булгаковско-пилатовской ассоциации в последних 4-х строках "1990" Щербакова? http://web.ru/bards/Scherbakov/part60.htm или http://www.bard.ru/cgi-bin/listprint.cgi?id=73.060 |
||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |