Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Сконапель истуар - что называется, история >> Новая и новейшая история >> Тюремное православие
(Message started by: Цидас на 01/15/09 в 17:31:23)

Заголовок: Тюремное православие
Прислано пользователем Цидас на 01/15/09 в 17:31:23
Главное тюремное управление распорядилось, чтобы все заключенные православного вероисповедания непременно присутствовали на церковных службах.
За отказ посещать тюремную церковь на виновных должно налагаться административное взыскание.

"Петебургская  Газета" 16(3) января 1909 года.
http://starosti.ru


конечно, это может быть газетной уткой столетней давности :)

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Lee на 01/15/09 в 20:59:05
Нет, не утка. Точно также участие в ежедневной молитве была обязательной в армии. (Была даже специальная команда, подаваемая боцманской дудкой -- "На молитву становись".
Но это было не в одной РИ. Вроде и в Англии было почти также.


Мы тянем, треплем, вьем канат
   И ногти в кровь дерем,
Проходим двор и коридор
   С мочалом и с ведром,
Мы моем стекла, чистим жесть
   И дерево скребем.

Таскаем камни и мешки -
   И льется пот ручьем,
Плетем и шьем, поем псалмы,
   Лудим, паяем, жжем
.


           Оскар Уайльд.
                   Баллада Редингской тюрьмы.
(Так сказать, зарисовка от очевидца :))

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 01/15/09 в 20:59:11
В "Истории царской тюрьмы" М. Н. Гернета попадалось на эту тему.

§ 56. «Просветительная» деятельность в тюрьмах за 1870-1900 годы

Главное тюремное управление понимало под просветительной деятельностью в первую очередь требование исполнения обрядов по правилам господствовавшей православной церкви.
В архивных делах Главного тюремного управления имеется немало примеров того, что именно так понималась просветительная работа. (http://www.gendarme.ru/Library/11/1-1.htm)

Общая тюремная инструкция 28 декабря 1915 года

Утверждению инструкции в 1915 году предшествовало ее применение на практике в виде опыта с 1 марта 1912 г.

В заботе об укреплении православия инструкция предписывала общие молитвы заключенных утром, вечером, перед обедом и ужином. Из воспоминаний заключенных мы узнаем, что требования этой обрядности и посещения церкви приводили к новым стеснениям арестантов

[о Псковской тюрьме]Таблица 7. Подвергнутые порке розгами с весны 1909 по осень 1911 года

Повод для порки                Количество наказанных   Количество ударов

 
За отказ идти в церковь                  1                                        20 (http://www.gendarme.ru/Library/8/3.htm)

В учебных заведениях тоже следили.

В 1915 году 10-летняя Татьяна Морозова поступила в Институт благородных девиц.  

Среди документов, которые нужно было подать при зачислении в институт, значилось свидетельство об исповеди и причастии  

Это была первая в моей жизни исповедь    

В списке необходимых в институте предметов значилось: крест на золотой или серебряной цепочке или на черном шнурке    

В первый раз в жизни мне надели на шею золотой крестильный крест на серебряной цепочке.  

Каждую неделю нас дважды водили в церковь (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/8/moroz.html)

Радует, что принуждение не распространялось на неправославных, тем не менее, хорошо жить в светском государстве.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Doktor_Dubrovin на 02/11/09 в 01:04:32
[Удалено чтение в сердцах.  Антрекот за Андуином]

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Doktor_Dubrovin на 02/11/09 в 01:09:40
а Вам не кажется, Цидас, что если человек сам декларирует себя исповедующим какую-то определенную веру, то надо, как говорится, "отвечать за базар"?Вот если бы атеистов призывали бы посещать богослужение, это еще можно как то понять (я имею в виду ваш гнев). Но что плохого в том, что людей, которые САМИ себя добровольно обозначили как православных, желают видеть на деле живущими жизнью соответствующей веры?Вас же не возмущает, что к исповедующим иудаизм приходил раввин?Почему не выразимся в этом случае "тюремный талмудизм"?А в мусульманских тюрьмах начальствоследит, чтобы все "правоверные " совершали намаз. Но Вас и это не пугает. А Православие-ни-ни!

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем antonina на 02/11/09 в 12:25:59

Quote:
Радует, что принуждение не распространялось на неправославных

О, жаль, не заметила вовремя. Если доверять воспоминаниям Наталены Королевы (роман "Без коріння") о ее учебе в Киевском институте благородных девиц, то все воспитанницы, независимо от вероисповедования (а там были и католички, и протестантки, и мусульманки) были обязаны присутствовать при православных богослужениях в такие праздники как Пасха, Рождество, тезоименинство кого-то из императорской фамилии. Институтское начальство исходило из того. что "каждый при этом может молиться своим богам". Разумеется. присутствовали и воспитательницы, хотя они в большинстве своем были или католичками(француженки) или протестантками (немки). Наталена даже описыват такое курьезное происшествие: церковные песнопения должно было исполнять трио из православной, католички и мусульманки, поскольку именно у них обнаружили подходящие голоса.
Такого уж особенного возражения у институток-иноверок из-за этого не возникало, по преимуществу они старались только освободиться от утомительной обязанности отстаивать длинные богослужения.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем olegin на 02/11/09 в 13:01:14

on 01/15/09 в 17:31:23, Цидас wrote:
Главное тюремное управление распорядилось, чтобы все заключенные православного вероисповедания непременно присутствовали на церковных службах.
За отказ посещать тюремную церковь на виновных должно налагаться административное взыскание.

Таким образом они быстрее придут к раскаянию и покаянию.ИМХО,тут все правильно.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем R2R на 02/11/09 в 14:12:27
1909 год? А что удивительного?
Отделение церкви от государства произошло только в 1918, а до тех пор Российское государство светским никак не было.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 02/11/09 в 21:47:38

on 02/11/09 в 12:25:59, antonina wrote:
О, жаль, не заметила вовремя. Если доверять воспоминаниям Наталены Королевы (роман "Без коріння") о ее учебе в Киевском институте благородных девиц, то все воспитанницы, независимо от вероисповедования (а там были и католички, и протестантки, и мусульманки) были обязаны присутствовать при православных богослужениях в такие праздники как Пасха, Рождество, тезоименинство кого-то из императорской фамилии.

Такого уж особенного возражения у институток-иноверок из-за этого не возникало, по преимуществу они старались только освободиться от утомительной обязанности отстаивать длинные богослужения.


Спасибо, очень интересно.

Мне попадались на эту тему воспоминания Златы Ионовны Лилиной (жены Зиновьева), но там жестче:

"Двадцать шесть лет тому назад мне - я тогда была ученицей пятого класса гимназии - пришлось впервые принять участие в забастовке... Забастовали учащиеся-литовцы во всех школах города Либавы
(...)

все учащиеся обязаны были в школе молиться. При этом все - и православные, и католики, и лютеране, и магометане, и евреи, - все одинаково должны были молиться по-русски, по-православному.

Делалось это так.

Обыкновенно утром, когда дети приходили в школу, классные воспитатели и воспитательницы водили детей на молитву в общий зал или в церковь при школе. Иногда молитва происходила перед уроком в классе. Без молитвы занятия не начинались. За право молиться на своём родном языке и забастовали в Либаве ученики и ученицы-литовцы.

И вот однажды утром воспитатели ждут, чтобы ученики вышли на молитву. Никто не идёт. И в мужской, и в женской гимназии, и в реальном училище - та же история.

Что такое? Бунт!

Воспитатели и воспитанницы тут же доложили по начальству - бунт, забастовка."

"На следующий день тем, кто поддерживал литовцев, сделали строжайший выговор. Нам поставили плохие отметки по поведению.

Совершенно иначе отнеслось школьное начальство к нашим товарищам-литовцам. Многих из них исключили из школы, выдав им "волчий билет". Получивший "волчий билет" навсегда лишался права учиться в какой бы то ни было школе и поступать на службу
"

(Новый Робинзон. - 1924. - № 12. - С. 1, 3)

Сомневался в достоверности рассказа и, судя по Вашей ссылке, не напрасно. Не заставляли молиться по-русски, по-православному. А, вот, против хождения в православную церковь в протестантском городе могли и забастовать.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем FatCat на 02/11/09 в 22:48:13

on 02/11/09 в 21:47:38, Ev wrote:
Не заставляли молиться по-русски, по-православному
В самом деле? А Вы не заметили небольшой разницы между Киевским институтом благородных девиц и Либавской гимназией?  ;)
А то, что "церковные песнопения должно было исполнять трио из православной, католички и мусульманки" - это что, эстрадные песенки пелись? Или все же - молитвы?

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 02/11/09 в 22:59:42

on 02/11/09 в 22:48:13, FatCat wrote:
А то, что "церковные песнопения должно было исполнять трио из православной, католички и мусульманки" - это что, эстрадные песенки пелись? Или все же - молитвы?


Mille pardons! Вы правы, полностью заслужил сарказм.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем antonina на 02/12/09 в 10:52:33
Интереса ради могу уточнить, что именно пели эти девушки. Кстати, при институте была также католическая часовенка и Наталена не раз описывает, как она ходила туда молиться. Экзамен по религии принимала комиссия из православного, католика и протестанта, Наталене, которая занимались в институте только год, а до того училась в католическом монастыре на юге Франции, разрешили отвечать на латыни и рассказывать об особенностях католического богослужения. Так что никакой особой религиозной розни не было, это было вполне веротерпимое заведение.
UPD

Quote:
все одинаково должны были молиться по-русски, по-православному.

Вот это совпадает. Одна из институток, независимо от ее собственного вероисповедования, должна была читать молитву вслух, остальные - тихонько повторять. Наталене, которая плохо знала русский язык, вместо текста молитвы подсунули пародию вроде бы Лермонтова:
- Царю небесный,
Спаси меня от куртки тесной
Как от огня
(...)
Я, царь небесный, хорош уж тем
Что просьбой лишней не надоем"

которую она "ничтоже сумняшеся" и прочитала.


Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 02/12/09 в 10:57:51
Противоположный пример из повести Лидии Чарской "Белые пелеринки" (1910).

Утром институток водили в церковь. Батюшка, еще молодой симпатичный священник из академиков, прочел проповедь о том, что люди должны любить друг друга и поддерживать друг друга в горе и несчастье, стоять друг за друга горой.
  Гаврик и Инна молча переглянулись.
  - Не то что Фальк! Она всех ненавидит! - прошептала первая из девочек.
  - Где она - Фальк? Отчего ее нет в церкви? - осведомилась Инна.
  - Она лютеранка. Они с Милькой поехали в свою церковь молиться
(http://az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_0510.shtml)

Лидия Алексеевна сама закончила Павловский институт, в дальнейшем написала много повестей из жизни институток. Конечно, надо учитывать, что это - художественное произведение и что речь идёт о племяннице воспитательницы, которая её и возит молиться в свою церковь.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем antonina на 02/12/09 в 11:04:38
То есть, воспитанницы могли ездить и в свою церковь молиться? Так и в Киеве было так же, только ехать можно было только в специальных экипажах, которых, как нарочно, никогда не было в наличии.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 02/12/09 в 11:05:13

on 02/12/09 в 10:52:33, antonina wrote:
Экзамен по религии принимала комиссия из православного, католика и протестанта, Наталене, которая занимались в институте только год, а до того училась в католическом монастыре на юге Франции, разрешили отвечать на латыни и рассказывать об особенностях католического богослужения. Так что никакой особой религиозной розни не было, это было вполне веротерпимое заведение.


Помнится, что иноверцы освобождались от Закона Божия.


on 02/12/09 в 10:52:33, antonina wrote:
Вот это совпадает. Одна из институток, независимо от его собственного вероисповедования, должна была читать молитву вслух, остальные - тихонько повторять.


Вопрос ясен, я неверно истолковал, что "каждый при этом может молиться своим богам".


on 02/12/09 в 10:52:33, antonina wrote:
которую она "ничтоже сумняшеся" и прочитала.


:D

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 02/12/09 в 11:07:12

on 02/12/09 в 11:04:38, antonina wrote:
То есть, воспитанницы могли ездить и в свою церковь молиться? Так и в Киеве было так же


Ясно, картина по мемуарным источникам совпадает.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем antonina на 02/12/09 в 11:14:35
Нет, не то чтобы... Наталене просто сделали поблажку. Она училась в институте недолго, у нее была мачеха - весьма волевая женщина, грозишая в случае чего устроить скандал в прессе, к тому же сама девушка в то время не отличалась крепким здоровьем, у нее случались горловые кровотечения, так что от особо длинных церковных служб ее и впрямь освобождали. А "можете, девицы, при этом молиться своим богам" - это так их успокаивал институтский священник, когда иноверки пытались увиливать от богослужений. Девушки отнюдь не за свободу совести боролись, им просто хотелось освободиться от весьма утомительной обязанности.
А что качается экзамена, то всем остальным институткам значительно легче было говорить о православии по-русски, чем о католицизме по-латыни.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 02/12/09 в 11:24:28

on 02/12/09 в 11:14:35, antonina wrote:
А "можете, девицы, при этом молиться своим богам" - это так их успокаивал институтский священник


Нашёл Вашу интереснейшую тему о Наталене.

Как бы там ни было, присутствовать на долгих православных Богослужениях было обязанностью всех воспитанниц и воспитательниц, независимо от их вероисповедования – добрейший институтский о.Федор, ссылаясь на евангельское «Всякое дыхание да хвалит Господа!», объяснил, что девицы могут мысленномолиться своим богам. (https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=seeurope;action=display;num=1200310865;start=0)

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем antonina на 02/12/09 в 11:28:08
О, я сама забыла эту подробность. Меня, когда я это читала, больше проблемы с математикой заинтересовали, я почему-то думала, что русская терминология в значительной степени базировалась на французской.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем FatCat на 02/12/09 в 16:02:57

on 02/12/09 в 11:24:28, Ev wrote:
могут мысленномолиться
Как писал в одной из своих телеграмм некто О.И.Бендер: "Мысленно вместе!"  :D
В общем, ясно видно, откуда у РПЦ "традиция" - не мытьем, так катанием проталкивать свою линию в учебных заведениях.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем antonina на 02/12/09 в 16:55:25
"Мысленная молитва" - это, насколько я знаю, давняя традиция далеко не одной лишь православной церкви.
Но можно посмотреть на подлинный текст вот здесь (https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=seeurope;action=display;num=1200310865;start=45#46), а то и я могла что-то перепутать  :-[

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем FatCat на 02/12/09 в 17:28:52
Да я - не о "мысленной молитве", а об обязанности "присутствовать на долгих православных Богослужениях ...всех воспитанниц и воспитательниц, независимо от их вероисповедования"

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем antonina на 02/12/09 в 18:06:05
А, это да. Но я не думаю, что подобная практика была тогда какой-то исключительной. Надо бы для сравнения найти описание галицких "утраквистичных" (если я не перепутала слова  :-[) классов, где вместе учились дети из римо-католических, греко-католических, протестантских и иудейских семей, как они там управлялись в смысле религии. Из "Поединка" Куприна помню, что в русской армии был отдельный вид воинской присяги даже для язычников.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Doktor_Dubrovin на 02/14/09 в 04:12:01

on 02/12/09 в 18:06:05, antonina wrote:
в русской армии был отдельный вид воинской присяги даже для язычников.

ага. И еще мусульман не награждали крестами, уважая их религиозные чувства. Подобной веротерпимость в свое время не славилась Речь Посполита по отношению к православному населению, которого в ней было едва ли не больше, чем поляков. А иезуиты в своих колледжах , открывавшихся как надконфессиональные, тоже принуждали к присутствию на католических мессах

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 02/21/09 в 20:09:11
Ещё о веротерпимом отношении к иноверцам в армии Российской империи.

Императорская Россия и мусульманский мир / Сост. Д. Ю. Арапов. - М., 2008

"В 1877 году по ходатайству оренбургского муфтия последовало Высочайшее повеление от 26 июня, согласно коему правила, изложенные в статьях 383 и 384 кн. 1, ч. III Свода военных постановлений 1859 года в отношении исполнения духовных треб нижними чинами из евреев, должны быть применяемы и к нижним чинам магометанского закона" (С. 275)

Ст. 383 "Если военнослужащие евреи находятся в таком месте, где есть синагога и раввин, то с позволения военного начальства могут ходить в первую и для дела веры вызывать последнего"
Ст. 384 "Где нет ни синагоги, ни раввина, там начальство дозволяет им собираться для молитвы в указанном месте под наблюдением одного надёжного товарища, избранного ими для исправления должности раввина; место для собрания назначается начальством"
(С. 283)

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем antonina на 02/23/09 в 10:18:54

Quote:
Подобной веротерпимость в свое время не славилась Речь Посполита по отношению к православному населению

Что ее, собственно, и погубило, но в конце19-го-начале 20-го века Речи Посполитой уже не было, а в Австро_Венгрии "политкорректные" заморочки были вполне в порядке вещей. Например, в ожесточенном споре между двумя журналами разной ориентации любимым приемом было спровоцировать противника на якобы "антисемитское" высказываение и немедленно его в этом уличить.

Заголовок: Re: Тюремное православие
Прислано пользователем Ev на 02/24/09 в 14:33:39

on 02/14/09 в 04:12:01, Doktor_Dubrovin wrote:
И еще мусульман не награждали крестами, уважая их религиозные чувства. Подобной веротерпимость в свое время не славилась Речь Посполита по отношению к православному населению


Кстати, да, учитывая отсылку к временам Речи Посполитой, надо уточнить хронологию.

Высочайший указ, на всех Орденских знаках предназначенных для награждения «иноверцев», вместо образов Святых и крестов помещать российский государственный орел появился только в 1844 году (http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7+%D0%BE%D1%82+9+%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0+1844+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%86%D1%8B&clid=40316&stpar2=%2Fh0%2Ftm940%2Fs1&stpar4=%2Fs1).

До этого: Последними мусульманами, которых наградили (1839 г.) орденами Св. Анны (еще с крестом) на шашку и надписью "За храбрость", были корнет Ахмет Абуков и прапорщик Кучук Анзоров. (http://www.avit-centre.spb.ru/exb/04/or/g1.htm)

Знак ордена св. Анны "За храбрость" на оружие для христиан и для иноверцев. (http://award.armor.kiev.ua/anna/anna18.jpg)

Знак ордена св. Анны для иноверцев - крест сохранен, но изображение святой заменено на орла (http://award.armor.kiev.ua/anna/anna14.jpg)

Ещё сложнее история с Георгиевским крестом. В 1844 году император распорядился дабы вместо изображения св. Георгия на кресте помещен был государственный орел, постановив это общим правилом на будущее время при назначении мусульманам орденов наших. (http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=121&n=7) Иноверцев продолжили награждать именно крестом, но с заменой изображения св. Георгия на орла. Выглядел так (http://sw45.land.ru/RosImp/St_Georg.files/Georg-14.jpg).

Иноверцы удивлялись: выдача крестов с орлом нравилась не всем из горцев-мусульман, и они требовали иногда заменить знак "с птицей" на награду "с джигитом", не видя во всаднике христианского святого Георгия. (http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=121&n=7)

Наконец,

В 1913 г., когда был утвержден новый вариант статута ордена Св. Георгия, Знак отличия Военного ордена стал официально именоваться Георгиевским крестом; этот крест был уже единого образца и для христиан, и для иноверцев - с изображением на нем святого Георгия. (http://sovet.geraldika.ru/article.php?coatid=2644)

С одной стороны, уважение религиозных чувств не было последовательным. С другой - мусульмане это, видимо, не считали серьёзной проблемой, случаев отказа от награды по религиозным мотивам мне найти не удалось.



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.