Удел Могултая (/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)
Сконапель истуар - что называется, история >> Новая и новейшая история >> Антисоветское мифотворчество.
(Message started by: Yuriy_A на 08/20/06 в 20:08:26)

Заголовок: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Yuriy_A на 08/20/06 в 20:08:26
антисоветские/антирусские топичные байки, генеалогия
--------------------------------------------------------------------------------

"Кто припомнит какие-нибудь антисоветские/антирусские байки в их полной генеалогии, тсзть где их корни в военной и околовоенной истории.
Ну, для затравки, то что мне самому припомнилось.
Классическая история о том как жены офицеров пришли в театр в ночных рубашках известна мне в 4-х вариантах, читаных в разной "прэссе" в разное время, здесь они расположенны в обратном порядке:
1) по окончании ВОВ жены офицеров советских оккупационных войск явились в театр в Потсдаме (вар. Берлине, Вене, Хренсдорфе) в "трофейных" ночных рубашках (вар. "в ночных рубашках для новобрачных"), которые они из-за богатства отделки приняли за вечерние платья.
2) во время советско-польской войны советская кавалерия заняла польское местечко, и поскольку жизнь особо не разлаживалась, жены и просто ППЖ офицеров (вар. комиссарши) отправились в ближайший выходной в местный театр в найденных в разграбленном конармейцами магазине ночных рубашках, принятых за вечерние платья
3) после занятия в 1914 году "Хренсдорфа" в В.Пруссии казаками жены офицеров-казаков явились в местный театр в ночных рубашках из разграбленного магазина для новобрачных.
4) (Это наверное откуда все уши растут). Жены революционных офицеров времен фр. революции в Лионе являлись в театр по незнанию в роскошных ночных рубашках из разграбленных складов лионских мануфактур. Якобы это прижилось и позднее стало основой для новой женской моды времен директории"

Утащено с VIF2NE, автор сообщения-Alexeich

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/20/06 в 20:48:57
Не знаю, причем тут пресса.

Моя бабка, на тот момент (1939) сочувствовавшая "освобождению", рассказывала про гуляющих в ночных рубашках женах советских офицеров-"освободителей".
Причем не в соседнем городе, а в том, где она жила.

В принципе, не самое невероятное событие (про Лион, 1914, 1920 год, правда, не верю).

Первый - потому что вряд ли жены тогдашних ревоволюцинеров (преимущественно буржуа) не знали, как выклядят платья. Одна страна, все-таки.

Второе - потому как что-то не припомню, чтобы во время ПМВ можно было брать с собой на фронт жену.

Третье - разве что опять же при размещении на более-менее стабильный постой в мирное время. Т.е. опять таки не Польша, а Украина/Беларусь.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Floriana на 08/20/06 в 20:50:45
То-то этим летом были в моде топики, имитирующие нижнее белье.  ;)  Я ттак и не решилась купить, хотя комплексов по поводу внешности и нет. А все одно как-то...

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Mithrilian на 08/20/06 в 21:07:31
У вас этим летом, а в Дублине - третий год. Меня до сих пор дергает - на вид - комбинация-комбинацией, а носится сверху. Или маечка на лямках. Я так банально не могу!  
 
Насчет жен казаков - "Только шашка казаку в степи жена" )  
 
Насчет Лиона - поверю. Только вряд ли "в театр".

Курт, а где там про 1920 год?

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Floriana на 08/20/06 в 21:20:13
Значит, Россия все же отстает.  :D
А эпизод с ночной рубашкой, мне помнится, был в фильме "Полынь - трава горькая" I982г.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/20/06 в 21:24:08

on 08/20/06 в 21:07:31, Mithrilian wrote:
Курт, а где там про 1920 год?

1. "Конармейцы".
2. События 1939 г обычно не называют "советско-польской войной".

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/20/06 в 21:29:47
Ну, еще в 1939 г все заметили неприглядный вид советских солдат, удивление при виде велосипедов у крестьянских детей
(цитирую вопрос солдата к моей бабушке, дочке  довольно бедных крестьян: "Вы что, кулаки?"),

а также очень быстрое исчезновение кожаной обуви:

"Слава Сталіну-грузіну, што абуў нас у рэзіну!"
(свежая народная антисоветчина, З. Беларусь 1939-1940).

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/20/06 в 21:59:21
Про прессу или войну не скажу, а от старой внешторговской работницы я слышал похожую истроию -- советским гражданам, приезжавшим в конце 20х - начале 30х работать в советское торгпредство в Париже, объясняли что-то подобное, во избежание конфузов, сопровождая историей о ночных сорочках, принятых за платья, и сенсационном явлении в них в обществе супруг ответственных работников.

Интересно другое -- каким образом история о наивности провинциалов стала антисоветской или, боже сохрани, анти-русской? Мне кажется, здесь не обошлось без набившей оскомину пропагандистской формулы о том, что "советский человек за рубежом представляет весь советский народ" (заглавных букв  подсыпать по вкусу). Слишком серьезное восприятие подобных идей в сочетании с советским отсутствием самоиронии действительно превращает этот анекдот в дело "политическое".

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Yuriy_A на 08/20/06 в 23:29:02
Так не пресcа, Kurt, а «прэсса».Кавычки неслучайны.
А при чём тут велосипед и предполагаемое похищение кожаной обуви ?


on 08/20/06 в 20:48:57, Kurt wrote:
Третье - разве что опять же при размещении на более-менее стабильный постой в мирное время. Т.е. опять таки не Польша, а Украина/Беларусь.


На "стабильном постое" в той же Польше были многочисленные советские соединения; и в кое-каких городках советские мундиры очень примелькались.

Эту  байку  я и сам выслушивал неоднократно.Предполагаемые места –Прага, Краков , Рига.  В этих вариантах ночные рубашки надевали жёны советских офицеров послевоенного времени-как видите, миф модифицировался .





on 08/20/06 в 21:20:13, Floriana wrote:
эпизод с ночной рубашкой, мне помнится, был в фильме "Полынь - трава горькая" I982г




on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
от старой внешторговской работницы я слышал похожую историю


Да, очень похоже, и характерная среда распространения-киношники, внешторговцы…



on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
каким образом история о наивности провинциалов стала антисоветской или, боже сохрани, анти-русской ?


Очень просто, уважаемый Эмигрант.Столкновение с людьми другого мироощущения обычно вызывает стремление доказать собственное превосходство и их ущербность.Последнюю легче всего провести как «некультурность».
Байка с запашком, вроде мещанских анекдотов о супружеских взаимоотношениях, и адекватна идейно –«доказывает» некультурность советского(на самом деле русского) быдла.
 Я позволю себе довольно обширную , но по-моему, очень хорошо подходящую к месту и раскрывающую суть дела выдержку.

… после ликвидации восточноевропейского “соцлагеря”, новые правители этих стран … высказывают убеждение, что их страны были безосновательно “вырваны” на полвека из Европы, к которой они извечно принадлежали, — и это, надо признать, геополитическая  истина, — хотя, вместе с тем, нельзя отрицать, что эти страны — своего рода “окраина” Европы, и они никогда не имели в ней того статуса, который присущ основным европейским государствам.

* Геополитическая “несовместимость” с так или иначе присоединяемыми к СССР европейскими (пусть и восточными) странами со всей ясностью выразилась в том, что уже в июне 1948 года происходит весьма резкий разрыв СССР с Югославией, — хотя, казалось бы, она была наиболее близким союзником (в частности, именно Белград в 1947 году был избран в качестве местопребывания Коминформа!). В 1953-м разразилось восстание в Восточном Берлине, в 1956-м — в Польше и с особенной силой в Венгрии.

* Все это в течение долгого времени объясняли происками “буржуазных” элементов и подстрекательством империалистического Запада. Отчасти такое мнение не лишено оснований, но показательно, что первый конфликт был с коммунистической властью Югославии, второй начали берлинские рабочие , третий и четвертый были порождены расколом внутри “рабочих” партий и т. д.

* Ныне, как уже сказано, полувековой период в истории восточноевропейских стран определяют как искусственную “вырванность” их из Европы, и рядом с этим геополитическим толкованием чисто политические и экономические объяснения пред стают в качестве второстепенных и имеющих относительное значение.

* Правда, геополитическая подоснова конфликтов между СССР и восточноевропейскими странами стала очевидной только через много лет. Первоначально эти конфликты нередко осознавались в узкополитическом плане: СССР представал как воплощение “консерватизма”, даже “реакционности”, а те или иные из восточноевропейских стран — как носители “прогрессивности” и прямой “революционности”. Милован Джилас (позднее ставший антикоммунистом) в своих воспоминаниях “Беседы со Сталиным” поведал о том, что он “был прямо потрясен и оглушен” сталинской речью, обращенной в начале 1945 года к югославской правительственной делегации: “Он (Сталин. — В. К. ) мало или вовсе ничего не говорил о партиях, о коммунизме, о марксизме, но очень много о славянах, о народах, о связях русских с южными славянами...” Выступление Э. Карделя (также один из высших тогдашних правителей Югославии. — В. К. ) было посвящено в основном критике итальянских коммунистов: “Не могут долго сидеть вместе в одном и том же правительстве коммунисты, представители революционного рабочего класса, антиимпериалистических сил и социализма и представители финансового капитала и империализма или их лакеи, начиная с социал-демократии...”
* Перешедший впоследствии на антикоммунистические позиции (такого рода “метаморфозы” вообще типичны для наиболее “радикально” настроенных людей), Джилас в своих воспоминаниях старался умолчать о собственной коммунистической агрессивности 1940-х годов. Но он все же “проговорился” об одном своем “столкновении” со Сталиным в ходе совещания в Москве в феврале 1948 года. Обсуждался текст заключенного незадолго до того югославско-болгарского договора, в котором договаривающиеся стороны обязывались “поддерживать всякую инициативу, направленную ... против всех очагов агрессии...” Сталин вмешивается: “Нет, это превентивная война — самый обыкновенный комсомольский выпад! Крикливая фраза...” Восстановление русских традиций — это проявление великодержавного шовинизма. Празднование 800-летия Москвы (в сентябре 1947-го. — В. К.) отражает эту линию... Недавнее постановление ЦК ВКП(б) о музыке (10 февраля 1948-го. — В. К. ) — это возврат только к русскому классицизму... Такая политика Советского Союза говорит о глубоких изменениях, происходящих в стране. Об этом говорил Кардель, особенно Джилас и другие... Гошняк даже сказал так, что политика СССР — это препятствие к развитию международной революции. Тито ответил на это репликой: “Точно”... Кардель заявил: “Нам навязывается понятие новой демократии, а мы — народная демократия. Это — принципиально новое, и это в Советском Союзе не могут понять...” Кидрич в свою очередь ответил Карделю: “Они будут противиться строительству социализма, поскольку в СССР происходит перерождение...” Кидрич относится к Советскому Союзу исключительно высокомерно, считая, что в Советском Союзе существует малокультурье...” Последнее уже ближе к истинной сути проблемы...»(В.В.Кожинов)


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
здесь не обошлось без набившей оскомину пропагандистской формулы о том, что "советский человек за рубежом представляет весь советский народ"


Поразительное заявление, уважаемый Эмигрант.Конечно, каждый из нас ,общаясь с другими людьми,  представляет свою семью, род, социальный страт, учебное заведение, которое довелось закончить, свой город, -а попав за границу, и свой народ. Пренебрегающие этим обычно позорят то людскую общность , к которой  они волей судьбы принадлежат, и от их поведения бывает ощущение  во рту пакостней оскомины. Советский человек не был исключением, - по каждому из нас судили об остальных.



on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
советским отсутствием самоиронии

У меня другой опыт-я , наоборот, наблюдал у соотечественников плачевный  избыток  самоиронии и рефлексии. Это, кажется, не советская, а русская черта.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем FatCat на 08/20/06 в 23:48:49

on 08/20/06 в 23:29:02, Yuriy_A wrote:
Эту  байку  я и сам выслушивал неоднократно.
Странно... Я подобной "байки" не слышал ни разу. Хотя многочисленные "политические анекдоты" были одной из любимых тем!  :)

Quote:
«доказывает» некультурность советского(на самом деле русского) быдла.
Скажите, а многочисленные русские анекдоты "про чукчей" что-то "доказывают"? (Я уж не говорю о "еврейской" теме...)

Длиннющая выдержка, к тому же - без Ваших комментариев, совершенно непонятна.


Quote:
Конечно, каждый из нас ,общаясь с другими людьми,  представляет свою семью, род, социальный страт, учебное заведение, которое довелось закончить, свой город, -а попав за границу, и свой народ.
Странно. Умный человек по поведению другого человека судит прежде всего о самом этом человеке. Если есть опыт длительного общения с большим количеством представителей какого-либо народа, тогда уже можно составить мнение о каких-либо общих чертах характера данного народа.

Quote:
наблюдал у соотечественников плачевный  избыток  самоиронии и рефлексии. Это, кажется, не советская, а русская черта.
Так Вам же говорили о советской черте! Там, действительно, самоирония воспринималась весьма болезненно.  ;)

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/21/06 в 00:01:46

on 08/20/06 в 23:29:02, Yuriy_A wrote:
Столкновение с людьми другого мироощущения обычно вызывает стремление доказать собственное превосходство и их ущербность.


Скажите, когда Вы сталкиваетесь с людьми другого мироощущения, Вам хочется доказать собственное превосходство? Или Вы уверены, что они хотят доказать их превосходство над Вами и всячески Вас уязвить? Или и то и другое вместе? Свойство ли это Вашего мироощущения, других мироощущений, или всякого мироощущения?

А, может быть, Вы это свойство другим мироощущениям _приписываете_,  их особенно не зная?


Quote:
Конечно, каждый из нас ,общаясь с другими людьми,  представляет свою семью, род, социальный страт, учебное заведение, которое довелось закончить, свой город, -а попав за границу, и свой народ. Пренебрегающие этим обычно позорят то людскую общность , к которой  они волей судьбы принадлежат, и от их поведения бывает ощущение  во рту пакостней оскомины. Советский человек не был исключением, - по каждому из нас судили об остальных.


Угу, угу. Вы знаете, есть еще такое течение мысли, что всякий человек в первую очередь представляет самого себя, а судить о больших и разнородных группах людей, тем более о народах, по одному иностранцу -- наивно и глупо.

Описываемый же Вами тип мышления формируется, как правило, идеологическими стереотипами, представляющими "их" в качестве каких-то монолитных абстракций, противостоящих "нам". Один из типичных уроков эмиграции состоит в том, что все эти умозрительные группы, "классы" и т.п., ранее представлявшиеся чем-то единым, на самом деле состоят из очень разных людей, и руководствоваться стереотипами в контактах с ними -- глупо и нецелесообразно. Соответсвенно, перестаешь ожидать того же от прочих, которых считаешь не глупее себя.

Понимаете, это все по большей части комплексы людей, имевших минимальный опыт общения с другими культурами. По мере приобретения такового, они имеют свойство постепенно рассеиваться.

Это примерно как выезжавшие за границу совграждане все ожидали "провокаций" -- и особенно активные находили их в совершенно невинных вещах, да так, что сопровождающему в штатском, которые, как правило, лучше понимали что к чему, приходилось их урезонивать.

Quote:
У меня другой опыт-я , наоборот, наблюдал у соотечественников плачевный  избыток  самоиронии и рефлексии. Это, кажется, не советская, а русская черта.


Будет понятнее, если Вы вкратце опишете свой опыт общения с советскими чиновниками или официальными лицами -- не в частной жизни, а в "официальной". Мне была всегда удивительна перемена в поведении, происходившая с людьми, как только они переходили из частной обстановки в советскую официальную или полу-официальную. У Пелевина это чувство очень хорошо выражено в "Зомбификации".

Что же касается пожилой женщины, которая рассказала мне эту и другие истроии времен ее работы на Западе, то эта информация предполагалась Вам в помощь для датировки возможных исторического случаев, ее породивших -- во всяком случае, ей она была рассказана коллегами, среди прочих советов, имеющих целью предотвратить подобные faux pas. Кстати, верно, что эти люди сознавали свою "провинциальность", и боялись "опозориться" -- вполне понятное чувство. У нее оно быстро прошло, поскольку социальные условности усваиваются быстро, сособенно по молодости; наоборот, ей понадобилось адаптироваться обратно к московской жизни после возвращения.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/21/06 в 00:07:05

on 08/20/06 в 23:48:49, FatCat wrote:
Длиннющая выдержка, к тому же - без Ваших комментариев, совершенно непонятна.


Какой-то очень знакомый стиль ведения дискуссии -- или это общее у "младосоветских"? Такое впечатление, что человек ничего не хочет узнать -- в цитатниках уже все написано.


Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/21/06 в 00:16:18

on 08/20/06 в 23:29:02, Yuriy_A wrote:
Так не пресcа, Kurt, а «прэсса».Кавычки неслучайны.
А при чём тут велосипед и предполагаемое похищение кожаной обуви ?

Внимательнее.
Я сказал: _исчезновение_ кожаной обуви. Могу уточнить - исчезновение с приходом соввласти доступной для крестьян и обычных горожан  кожаной обуви.

Лозунг "Слава Сталину-грузину" за появление резиновой обуви вместо кожаной - не я придумал.

Насчет связи велосипедов и кожаной обуви с ночными рубашками - так это явления одного порядка.

Люди из СССР попадают "в заграницу".
1) Другие реалии.
2) Заграница не соответствует советским пропагандистким клише.

Я бы добавил 3) Люди в З.Беларуси удивляются тому, что представители СССР как-то непохожи на людей из самой передовой и благоденствующей страны мира.


Quote:
На "стабильном постое" в той же Польше были многочисленные советские соединения; и в кое-каких городках советские мундиры очень примелькались.

Где? Сколько месяцев? С семьями?


Quote:
Эту  байку  я и сам выслушивал неоднократно.Предполагаемые места –Прага, Краков , Рига.  В этих вариантах ночные рубашки надевали жёны советских офицеров послевоенного времени-как видите, миф модифицировался .


Так почему миф-то?

Вот у нас в Вилейке - очевидцы есть.

А насчет специального стремления опорочить "советско-русских" - докажите.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Nick_Sakva на 08/21/06 в 00:29:46

on 08/20/06 в 23:29:02, Yuriy_A wrote:
Так не пресcа, Kurt, а «прэсса».
Эту  байку  я и сам выслушивал неоднократно
А от кого, кстати? Меня прежде всего возраст рассказчика интересует.

Quote:
Да, очень похоже, и характерная среда распространения-киношники, внешторговцы…
Я эту историю слышал от своей бабушки - украинки из восточной Украины (Запорожья), зоотехника, потом медсестры.

И две другие ссылки здесь тоже на людей военного поколения.  А вот от более молодых я эту историю ни разу не слышал.

Так что по всем признакам эта история имеет чисто внутрисоветское происхождение и распространение.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/21/06 в 01:11:31
К слову: о заграничной жизни советских граждан в 30х у Ильфа и Петрова есть рассказ "Тоня" http://www.lib.ru/ILFPETROV/ilf_tonya.txt и кое-что в "Одноэтажной Америке" (там же) Пытаюсь вспомнить другие книжки/воспоминания на эту тему -- кто поможет?

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Гильрас на 08/21/06 в 05:13:16
Значит так, по порядку.  

Во первых, то  что сорочки и пеньюары принимались за вечерние платья -  это факт.  Именно  это говорит Александр Васильев в своей авторской передаче, а он очень серьезный историк моды ( причем именно русской моды).  Он еще показывал такой пеньюар  – он действительно,   на мой взгляд,  похож на вечернее платье, только застежки спереди ( хотя у меня было платье с застежками спереди и до низа, не вечернее, но довольно красивое).
Кстати, хорошо было бы рассказать Александру  Васильеву  о том, что он занимается распространением антирусских  мифов,  а то он, бедолага, судя по его высказываниям, наивно полагает, что он русский патриот и потому –то и  взялся за изучение именно русской моды.  

Во вторых,  можно посмотреть на фотографии моделей  нижнего белья от кутюр 30 – 40 годов.  
( Разумеется,  если есть возможность, то лучше посмотреть на те модели в натуре, а еще лучше приобрести, но,  в крайнем случае,  можно и по фотографиям :-) )  
Есть, например, очень хорошая книжка того же  Александра Васильева «Красота в изгнании»  про  Дома Моды,  созданные рускими иммигрантами, и, в частности, про Дома моды специализировавшиеся на ночном белье.  Это было белье высшего качества, от кутюр и, нетрудно догадаться, западные Дома моды работали в том же духе ( или наоборот :)  )  просто я  рассматривала подобное белье на  фотографиях,  размещенных  именно в  этой книжке.  
Так вот,  многие   сорочки,  пеньюары и халаты  из  этой  книжки здорово смахивали на вечерние платья.   Точнее, я бы их  приняла именно за вечерние платья, если бы  в книжке не было написано  что оно  есть на самом деле.  
Моя  мама посмотрела и сказала то же самое -  судя по фото она бы приняла это все за вечерние платья.  
Белье, о котором идет речь, было, конечно, предназначено  для людей очень богатых. Но, вполне возможно,  в Германии такие были.  
А может быть,  это было белье классом пониже, но тоже хорошее;  в конце концов  в Германии, насколько мне известно,  всегда ценили хорошее белье.  
Возможно,  в 30 – 40  годы подобное белье было значительно  более распространено чем теперь и ( на Западе)  куда лучше опознавалось,   ведь сама мода от кутюр в настоящее время почти что сходит на нет;  во всяком случае в 30 – 40  годы Высокая  Мода была куда более повсеместным явлением  -   на Западе, естественно.  

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Antrekot на 08/21/06 в 06:57:45
По последнему пункту - про Лион - как раз маловероятно.  Поскольку в то время  выходные туалеты от белья отличались так, что самый смелый вариант "неглиже" с бельем было перепутать невозможно - все женские наряды "для внешнего пользования" включали в себя корсет.

А вот в начале 20 века пошла мода на вечерние туалеты, стилизованные под интимную одежду.  Мода эта задела и СССР.  С одной стороны.  А с другой - резко увеличились эстетические требования к белью.   Так что для путаницы могли быть вполне доброкачественные основания.

Впоследствии, с изменением моды стали возможны и другие ошибки.  В 1989 мне лично пришлось огорчить хорошего человека, который считал, что купил жене спортивный костюм, а это вообще-то была пижама.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/21/06 в 07:03:32

on 08/21/06 в 05:13:16, Гильрас wrote:
Возможно,  в 30 – 40  годы подобное белье было значительно  более распространено чем теперь  


Это, насколько я знаю, так и было. Пеньюары в старых американских фильмах -- сложные "платья", по крайней мере на мой современный взгляд. Это и неудивительно -- пеньюар ведь исторически тоже social предмет туалета, при определенных обстоятельствах в нем можно было и посетителей принимать.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Ципор на 08/21/06 в 09:22:47

on 08/21/06 в 06:57:45, Antrekot wrote:
Впоследствии, с изменением моды стали возможны и другие ошибки.  В 1989 мне лично пришлось огорчить хорошего человека, который считал, что купил жене спортивный костюм, а это вообще-то была пижама.

С уважением,
Антрекот


Ой.  :D

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Antrekot на 08/21/06 в 09:31:02

on 08/21/06 в 09:22:47, Ципор wrote:
Ой.  :D

Да ничего страшного не произошло.  Подарил как пижаму. :)

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Ципор на 08/21/06 в 09:37:00
Что-то мне вспомнился Ва-банк. :)

- Дайте мне это ожерелье.
- Пан имеет в виду браслет?

Правда, там пан на самом деле точно знал, что есть что, но продавец не удивлялся.  :)

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Floriana на 08/21/06 в 11:04:58
А я хотела купить чехол под кружевную блузку, но мне сказали, что это ночная сорочка.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем R2R на 08/21/06 в 11:12:52

on 08/21/06 в 00:16:18, Kurt wrote:
Внимательнее.
Я сказал: _исчезновение_ кожаной обуви. Могу уточнить - исчезновение с приходом соввласти доступной для крестьян и обычных горожан  кожаной обуви.

А характерная ошибка, нет? Я про Юрия. Молодо-зелено, похоже. :)

Юрий, только не обижайтесь. Вы же действительно не опознали по контексту, что здесь значило "исчезновение" и приняли его за - !!! - похищение.  ;D  ;D  ;D
То есть, в соответствующем контексте явно не жили и всю ситуацию напрочь не поняли.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/21/06 в 11:23:27
Уважаемые дамы, я должен с горечью констатировать, что Вы -- антисоветчицы. ;D "Наш человек", представляя за зарубежом весь советский народ, таких ошибок допустить не может в принципе!  ::)

Все-таки удивительно, насколько легко возрождаются советские штампы, вплоть до языка казеной пропаганды... :-(

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем R2R на 08/21/06 в 11:30:05
Кто про что, а я про Роулинг...
Она ведёт замаскированную антиволшебную пропаганду! У неё в книжке волшебник разгуливает в дамской ночной рубашке, поскольку принял её за маггловскую повседневную одежду.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Yuriy_A на 08/21/06 в 11:44:03

on 08/20/06 в 20:48:57, FatCat wrote:
Скажите, а многочисленные русские анекдоты "про чукчей" что-то "доказывают"? (Я уж не говорю о "еврейской" теме...)


Конечно.Я надеюсь, Вы не считаете чукчей на самом деле тупыми простачками ? И это как раз народ, очень долго противившийся вхождению в состав России.Между прочим, похожий оттенок был в отношении якутов к  эвенкам.
Еврейские анекдоты ощутимо делятся на две разновидности-анекдоты из еврейского быта, сочинённые самими евреями, и анекдоты, осмеивающие несимпатичные русским черты еврейского национального характера.
Разумеется, с поправкой, что в хорошей шутке есть большая доля просто шутки.


on 08/20/06 в 20:48:57, FatCat wrote:
Длиннющая выдержка, к тому же - без Ваших комментариев, совершенно непонятна


Ключевое слово в конце-пресловутая «малокультурность» советских, по мнению Кидрича.Это при том, что культурный уровень советского горожанина был достаточно высок, не говоря уж о возмущении восстановлением русских традиций и  возвратом к русскому классицизму(вот где малокультурность-то..).Придумана для рационального объяснния нарастающего конфликта.




on 08/20/06 в 20:48:57, Kurt wrote:
Внимательнее.
Я сказал: _исчезновение_ кожаной обуви. Могу уточнить - исчезновение с приходом соввласти доступной для крестьян и обычных горожан кожаной обуви


Точнее.
Вы не сказали-исчезновение с ПРИЛАВКОВ.


on 08/20/06 в 20:48:57, Kurt wrote:
представители СССР как-то непохожи на людей из самой передовой и благоденствующей страны мира

Возможно.Зато белорусские крестьяне с присоединённых территорий вполне соответствовали облику угнетённых по  советским проопагандистским клише. Стрэфы Польска-Б и Ц.
Но мы уклонились от темы.


on 08/20/06 в 20:48:57, Kurt wrote:
Где? Сколько месяцев? С семьями?

В  Польше-преимущественно в западной части страны.Для примера укажу Легницу.
Жили с  семьями, были советские школы для детей .Сроки пребывания –от двух и более лет.


on 08/20/06 в 20:48:57, Kurt wrote:
Так почему миф-то?

Вот у нас в Вилейке - очевидцы есть


Вы знакомы с источниковедением ? Наводящие примеры-немецкие автоматчики, финские «кукушки».


on 08/20/06 в 20:48:57, Kurt wrote:
насчет специального стремления опорочить "советско-русских" – докажите


Это что-заверенная декларация о намерениях нужна ?



on 08/20/06 в 21:59:21, Nick_Sakva wrote:
Меня прежде всего возраст рассказчика интересует.

Я эту историю слышал от своей бабушки - украинки из восточной Украины (Запорожья), зоотехника, потом медсестры


В случае Риги-непосредственно от двадцатилетней девушки.В случае Кракова-от 35-40 летнего руководителя тургруппы.В случае Праги-не помню.Естественно, ссылались на чужие рассказы.Время описываемого «события»--послевоенное.


on 08/20/06 в 21:59:21, Nick_Sakva wrote:
Так что по всем признакам эта история имеет чисто внутрисоветское происхождение и распространение


О да, особенно применительно к Лиону.
Питательная среда для поддержания байки на плаву  и в самом деле
имелась в самом СССР-это превозносящиеся над «быдлом» кухонные борцы с режимом, торгаши , «творческие работники».

Уважаемый Эмигрант говорит :


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
всякий человек в первую очередь представляет самого себя, а судить о больших и разнородных группах людей… наивно и глупо.

все эти умозрительные группы, "классы" и т.п., ранее представлявшиеся чем-то единым, на самом деле состоят из очень разных людей, и руководствоваться стереотипами в контактах с ними -- глупо и нецелесообразно. Соответсвенно, перестаешь ожидать того же от прочих, которых считаешь не глупее себя


И тут же


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
Какой-то очень знакомый стиль ведения дискуссии -- или это общее у "младосоветских"? Такое впечатление, что человек ничего не хочет узнать -- в цитатниках уже все написано


Занятное двоемыслие. И узнаваемое. Исторические свидетельства отбрасываются  как «цитатник». Для обобщения оппонента , не согласного признать чужую точку зрения ЗНАНИЕМ  с большой буквы, заведена специальная рубрика –«младосоветские».



on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
…Скажите, когда Вы сталкиваетесь с людьми другого мироощущения...


Если Вы не заметили –обсуждалась реакция больших групп.На индивидуальном уровне такое тоже есть, конечно, но просматривется хуже.Не случайно античные писатели уделяли немало внимания описанию различий в менталитете и поведении и между  разными  народами , и между горожанами разных полисов, очевидно не сомневаясь в правомочности таких обобщений.


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
о заграничной жизни советских граждан в 30х у Ильфа и Петрова

Вот и дошло до Вашего цитатника, уважаемый Эмигрант.Между тем
Ильф и Петров  прямо –таки квинтэссенция «совка» и библия перечисленных выше.


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:

есть еще такое течение мысли, что всякий человек в первую очередь представляет самого себя, а судить о больших и разнородных группах людей, тем более о народах, по одному иностранцу -- наивно и глупо


Вы ломитесь в открытую дверь. В первую очередь каждый представляет себя, конечно ,но осадок остаётся.В то же время индивидуальность складывается в очень большой степени  перечисленными мной составляющими.



on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
Что же касается пожилой женщины, которая рассказала мне эту и другие истории времен ее работы на Западе, то эта информация предполагалась Вам в помощь для датировки


Спасибо за помощь. Историю ей уже рассказывали в начале тридцатых-
разброс по месту и времени говорит сам за себя.


Учитывая сказанное Гильрас, можно предствить , как та или другая женщина, незнакомая с пеньюарами, приняла этот ночной наряд за вечернее платье.Но в рассказах   эту ошибку совершают разом все офицерские(чиновничьи) жёны, срамя и себя, и своих мужей, и страну, а место и время действия , как видим, широчайше варьируется-что и позволяет уверенно квалифицировать эту историю  как байку.

Пожалуй, на этом я выйду из данной дискуссии, предоставляя желающим беспрепятственно разить «комплексы людей, имевших минимальный опыт общения с другими культурами» и советскую некультурность, а милым дамам- со вкусом обсудить высокую моду и пеньюары .

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/21/06 в 12:31:05

on 08/21/06 в 11:44:03, Yuriy_A wrote:
Питательная среда для поддержания байки на плаву  и в самом деле
имелась в самом СССР-это превозносящиеся над «быдлом» кухонные борцы с режимом, торгаши , «творческие работники».


Фантастика. Уже третий посетитель на форуме говорит одними и теми же клише, при этом совершенно ничего не зная о предмете. Вы хоть знаете, любезнейший, что во Внешторге работали инженеры, технические переводчики, юристы и т.д.? Нет, "торгаши", и все тут. Спасибо за демонстрацию МО, описанного мной выше.


Quote:
Занятное двоемыслие. И узнаваемое. Исторические свидетельства отбрасываются  как «цитатнпк».


Я, понимаете, вижу проблему в том, что всякие свидетельства, противоречащие цитатнику, очевидно, игнорируются. С ними и так все ясно, уточнять о них ничего не надо и не интересно.

И какое это "историческое свидетельство" я отбросил? Вы привели длинную цитату о "геополитике", Сталине, Джиласе, еще бог весть о чем, но к обсуждаемой теме отношения не имеющую, кроме, возможно, утверждения о чьем-то убеждении в "малокультурности" СССР (чьей, в каком смысле? какое отношение это убеждение имело к казусу с сорочками?). То есть Вы обвинили меня совершенно облыжно и не по делу.


Quote:
Для обобщения оппонента заведена специальная рубрика –«младосоветские».


Скорее убеждений и МО оппонента. А стиль действительно знакомый, что поделаешь -- "неглиже с отвагой" (и длииинной цитатой, уместной здесь как пеньюар на званном вечере) ;D


Quote:
Если Вы не заметили –обсуждалась реакция больших групп.На индивидуальном уровне такое тоже есть, конечно, но просматривется хуже.


А большие группы состоят не из отдельных людей, нет? Или Вы считаете, что даже если подавляющему большинству "большой группы" этот подход чужд, то на "групповом" уровне он все равно проявится? И еще хотелось бы услышать ответ на поставленные вопросы.

И еще посмотрите, пожалуйста, определение понятия "экзотерический фольклор".


Quote:
Вот и дошло до Вашего цитатника, уважаемый Эмигрант.Между тем
Ильф и Петров  прямо –таки квинтэссенция «совка» и библия перечисленных выше.


Э? Если это мой цитатник, то где же из него цитаты? ;D Ильф и Петров побывали в 30х за границей и описали свои впечатления; это, в некотором роде, так называемые "исторические свидетельства" о реалиях того времени. Если у Вас есть какие-то претензии к названным текстам, изложите их.

А "квинтэсенция совка" -- это, скорее, принцип "я этой вредной книги не читал, но скажу" ::)


Quote:
В первую очередь каждый представляет себя, конечно ,но осадок остаётся.


Этот осадок вообще-то называется "стереотип". Вот примерно как Ваши "вышеперечисленные" -- тоже стереотип. При более близком знакомстве с предметом от этих "осадков", как правило, мало что остается, и сама мысль о том, что на их основе можно было делать какие-то глобальные выводы, становится смешной. Иногда еще бывает стыдно за ранее сказанные глупости (все это лично мной, и многими моими знакомыми эмигрантами в той или иной степени испытано, мной скорее больше, чем меньше).


Quote:
Спасибо за помощь. Историю ей уже рассказывали в начале тридцатых-
разброс по месту и времени говорит сам за себя.


Или это были разные истории :-) Или -- о ужас -- типические :-)

Заметьте, мне самому было бы вполне интересно узнать, откуда могла пойти эта история -- скорее всего, она была кем-то в первый раз записана, есть в чьих-то воспоминаниях и т.д. И реальное событие, если оно было, могло иметь совсем другие черты -- это случается с историями. Но Вы, кроме цитаты из Кожинова, предлагаете только рассуждение вида "этого не могло быть, потому что этого не могло быть никогда", и только-то.


Quote:
срамя и себя, и своих мужей, и страну


Прямо-таки и мужей, и страну? По-моему, Вы чересчур строги ::) По Вашим критериям, О'Генри, надо думать, осрамил Америку forever :-)


Quote:
Пожалуй, на этом я выйду из данной дискуссии, предоставляя желающим беспрепятственно разить «комплексы людей, имевших минимальный опыт общения с другими культурами» и советскую некультурность,


То есть по сути дела Вам сказать нечего. Заметьте, "разительный" пафос принадлежит тут только Вам, прочие же пытаются Вам объяснить, что (а)  в соответствующей истории или историях нет ничего нереального, кроме части о Леоне (б) подобная ошибка была бы в 30е вполне доброкачественной, и никакого вселенского срама, по большому счету, в себе не содержащей (в) самое придание подобной истории обсуждаемого статуса  "срама для страны" требует специфического советского восприятия действительности, вне которого не важен ни "миф", ни "борьба" с ним. Всего-то.


Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем FatCat на 08/21/06 в 12:42:42

on 08/21/06 в 11:44:03, Yuriy_A wrote:
Я надеюсь, Вы не считаете чукчей на самом деле тупыми простачками ?
Нет, конечно. И эти анекдоты, я полагаю, не очень положительно характеризуют значительную часть русского народа...

Quote:
и анекдоты, осмеивающие несимпатичные русским черты еврейского национального характера.
К сожалению, именно в этой группе анекдотов преобладают, скажем так, неумные "шутки", ничего общего счертами еврейского национального характера не имеющие, и весьма нелестно характеризующие ту среду, где они циркулируют. Мне довелось сталкиваться с этим в детстве, когда "национальный вопрос" не имел для меня и моих сверстников ровно никакого значения. Но, повторяя бездумно слышанные от взрослых "еврейские анекдоты", однажды я был озадачен прохладным отношением к ним новой знакомой. Когда впоследствии выяснилось, что она - еврейка, мне было страшно неудобно... И, собственно, с тех пор я и стал серьезно задумываться над этими "просто шутками" и анализировать их содержание и возможные источники. Знаете, это также не прибавило мне симпатий к определенной группе моих соотечественников... И приходится согласиться с мнением Кожинова (Кидрича).
(Кстати, для того, чтобы привести эти две фразы, вовсе не было необходимости в громадном предыдущем тексте...)

Quote:
не сказали-исчезновение с ПРИЛАВКОВ.
Вообще-то из текста любому очевидно, что кожаная обувь исчезла с ног населения.  ;) А уж была ли она на прилавках - это второстепенный вопрос.

Quote:
Зато белорусские крестьяне с присоединённых территорий вполне соответствовали облику угнетённых по  советским проопагандистским клише.
а этот вывод Вы сделали на основе наличия у бедных селян велосипедов?!  :o

Quote:
Питательная среда для поддержания байки
Вы так и не поняли, что "байка" имела место в действительности? И кому же рассказывать об этом случае, как не тем, в чьей среде он произошел? Не будете же Вы утверждать, что рядовое советское "быдло" (очень не люблю этот термин, но раз уж Вы им пользуетесь...) разъезжало по заграницам и бывало на приемах?

Quote:
Ильф и Петров  прямо –таки квинтэссенция «совка» и библия перечисленных выше.
??? Если Вы имели в виду, что они очень ярко и верно описывали "совковую" ситуацию - то да.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Nick_Sakva на 08/21/06 в 13:13:47

on 08/21/06 в 11:44:03, Yuriy_A wrote:
Питательная среда для поддержания байки на плаву  и в самом деле имелась в самом СССР
Да, и я хочу напомнить еще один наиболее вероятный источник ее столь широкой популярности.

У тети Зины — кофточка
С драконами да змеями,
То у Попова Вовчика
Отец пришел с трофеями.

Трофейная Япония,
Трофейная Германия...
Пришла страна-лимония,
Сплошная чемодания.

В общем-то, я могу себе представить "обалдеж" от посылок из Германии в 44-м.  Даже если к посылке и прилагалась подробная инструкция, "что есть что"... В нашем довольно пуританском обществе мысль о том, что "вот это для того, чтобы в нем спать" уже сама по себе выглядит забавно.  Так что чуть-чуть домыслить (или даже просто разыграть "подруженьку") сам бог велел...

on 08/21/06 в 12:31:05, Emigrant wrote:
самое придание подобной истории обсуждаемого статуса  "срама для страны" требует специфического советского восприятия действительности
Я бы даже сказал "одного из специфических постсоветских восприятий".  Поскольку присутствие соответсвующео эпизода в фильме 1982 года говорит о том, что ТАК эту историю не воспринимала даже советская редактура.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/21/06 в 14:16:29
Да, трофеи, наверное, тоже как-то в этом поучаствовали. У Бродского есть небольшое эссе о жизни его родителей, из которого мне, в числе прочего, запомнилось о привезенных его отцом из китая вещах, контрасте, который они составили с остальной материальной строной жизни. "Полторы комнаты",  http://www.lib.ru/BRODSKIJ/rooms.txt


on 08/21/06 в 13:13:47, Nick_Sakva wrote:
Я бы даже сказал "одного из специфических постсоветских восприятий".


Да нет, насколько я помню, такой взгляд на вещи в СССР тоже существовал -- в свое время я слышал от гидов-переводчиков "Интуриста" рассказы об ожидании и "разоблачении" "провокаций", сам проходил "инструктаж" по поводу поездки в ГДР. "Они там только и ждут, чтобы нас обвинить в некультурности. Будьте бдительны, товарищи!" было общим местом, и порождало ситуации достаточно забавные, чтобы по прошествии некоторого времени их критическое отражение даже никакой особой антисоветчиной не казалось -- от "Бриллиантовой руки" до Высоцкого, собственно.

Там же ведь была и противоположная тенденция -- трудовой советский человек не обязан соблюдать все выдумки "буржуазного" этикета и т.д., а если где и возникает затруднение, он выходит из него по-простому, но с достоинством. На эту тему имелось также некоторое количество классических историй, тем же "антисоветским" слушателям вполне импонировавших.

Но вот такого осуждения -- "опозорили страну сорочками" -- от людей не при исполнении идеологических обязанностей я действительно не помню; чем виноваты эти бедные женщины -- тем, что не имели и даже не видели европейского гардероба? В СССР, как и везде, была прослойка людей, презиравших have-nots по самому факту необладания тем, что впоследствии стало называться "фирмОй", но с интеллигенцией она пересекалась весьма мало, вопреки размашистым "реконструкциям" Юрия.

Постсоветским явлением, видимо, является то, что идеологические штампы, относившиеся в-основном к официальной части жизни, теперь некоторым течением мысли "интернализированы", т.е. в них верят, как не верили даже произносившие их в советские времена. Это почти так же удивительно, как рассуждения, всерьез и verbatim опирающиеся на советскую статистику....

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Yuriy_A на 08/21/06 в 20:30:27
Кряхтя.Вижу, просто так от уважаемого Emigrantа не отвертеться-надо «на заднее возвращаться»




on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:

Э?


Ась ?



on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
Если это мой цитатник, то где же из него цитаты?


Я рад, что Вы до них ещё не дошли-цитаты из Ильфа-Петрова у меня давно уже вызывают ту самую оскомину.


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
это, в некотором роде, так называемые "исторические свидетельства" о реалиях того времени


Именно что «в некотором роде». Специфический худлит, в отличие от приведённых мной слов государственных деятелей.


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
А большие группы состоят не из отдельных людей, нет?


А газ состоит из молекул, а по направлению движения отдельной молекулы в даный момент тяжело судить о направлении потока газа, да.


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
Этот осадок вообще-то называется "стереотип"


Неверно. «Социальный стереотип - упрощенное представление об индивиде, группе, процессе или ином социальном объекте, обладающее высокой устойчивостью. Социальный стереотип выражает привычное отношение к определенному объекту, сложившееся под влиянием жизненных условий, социального окружения и предшествующего опыта.греч.Stereos - твердый + Typos - отпечаток»
Здесь же речь не об отвердевшем представлении, а о  том, как оно формируется-замечаете разницу ?
Полезно помнить, что «упрощённое» отнюдь не «неверное», обычно как раз наоборот.
Соглашусь, что иногда закрепляются  неправильные стереотипы, например :
«…Листал как то журнал Возрождение и наткнулся на воспоминания какого-то бывшего князя с звучной фамилией...

Калифорния. Заря Голливуда. Он - без работы...
Пишет, что хотел принять участие в каких-то массовках к фильму на русскую тему...(Анастасия?)
Был уверен, что возьмут - блондин, косая сажень и прочая...
Ему отказали. Не Русский Тип, сказали...
А потом объяснили - русский тип, это маленького роста, волосы черные, с курчавинкой, да и тип лица - другой совершенно...

Это было в просто воспоминаниях. Подоплеки - никакой...

На сходную же тему (из стенограммы сенатской комиссии Овермана, 1919):
Сенатор Нельсон: Он [Троцкий] говорил по-немецки и по-русски?
М-р Тунни [полицейский]: Да, свободно.
Сенатор Нельсон: Какой он национальности?
М-р Тунни: Он русский.
Сенатор Нельсон: Славянин или немец?
М-р Тунни: Он русский.
Сенатор Нельсон: Русский?
М-р Тунни: Русский еврей; но они не исповедуют какой-либо религии, разумеется.
Сенатор Нельсон: Как он выглядит?
М-р Тунни: ТИПИЧНЫЙ РУССКИЙ. ТЕМНЫЕ, ГУСТЫЕ, КУЧЕРЯВЫЕ ВОЛОСЫ, И ОЧЕНЬ РАДИКАЛЬНО ВЫГЛЯДИТ И ГОВОРИТ»
Ошибку, вероятно, можно объяснить чрезвычайно нерепрезентативной выборкой.
Вот как  бывает.Тем не менее, подрабатывая в советские времена гидом, я убедился в правильности большинства представлений о национальном характере-действительно немцы и чехи  ОТНОСИТЕЛЬНО серьёзнее, слушают и осматривают внимательно, задают дельные вопросы,среди поляков много весёлых и не очень обязательных выпивох, японцы дисциплинированы , и т.д.


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
Вы привели длинную цитату о "геополитике", Сталине, Джиласе, еще бог весть о чем, но к обсуждаемой теме отношения не имеющую, кроме, возможно, утверждения о чьем-то убеждении в "малокультурности" СССР


Покойный Вадим Валерианович писал хорошим языком и вполне доступно, к чему она приведена-мной тоже ясно сказано.Если Вам непонятен смысл приведённой цитаты, то , чтоб не делать обидных утверждений  на Ваш счёт , предположу, что понять Вам мешает либо идеологическая зашоренность, либо утрачивающееся знание русского языка(к последней мысли  подталкивает изобилие английских слов, которыми Вы зачем-то нашпиговываете свои сообщения)


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
(чьей, в каком смысле? какое отношение это убеждение имело к казусу с сорочками?). То есть Вы обвинили меня совершенно облыжно и не по делу


То есть написанного выше цитаты Вы не прочитали, или не смогли , или не захотели понять.Если два первых варианта-попробуйте ещё раз.Если опять не получится или сразу  третий-помочь ничем не могу.


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
мне самому было бы вполне интересно узнать, откуда могла пойти эта история -- скорее всего, она была кем-то в первый раз записана, есть в чьих-то воспоминаниях и т.д


(Пожимая плечами)Ну так ищите, узнавайте, начав с Лиона и тогдашних бесштанников.





on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
совершенно ничего не зная о предмете. Вы хоть знаете, любезнейший, что во Внешторге работали инженеры, технические переводчики, юристы и т.д.? Нет, "торгаши", и все тут


Следовало бы , конечно , потребовать от Вас, милейший , ничего не знающего ни обо мне, ни о моём знакомстве с предметом, обоснования сногсшибательных и нахальных утверждений насчёт моих представлений о личном составе Внешторга. Однако не стану-скучно.
Лепите себе в удовольствие оппонента типового, резинового-и развлекайтесь с ним.


on 08/20/06 в 21:59:21, Emigrant wrote:
То есть по сути дела Вам сказать нечего


По сути сказать нечего Вам-НИКАКИХ доказательств, кроме невнятных ссылок на рассказы старух, не поступило- а казус «локализуется» в пространстве от Лиона до Запорожья и во времени от В.Французской революции до второй половины 40-х годов 20 века.


on 08/20/06 в 21:59:21, Fat Cat wrote:
из текста любому очевидно, что кожаная обувь исчезла с ног населения

Почему именно с ног, а не из сундуков и из-под лавок процветавших во II RP западнобелорусских крестьян:  )   , унесённая в ночи злобными и нищими большевиками? :  )


on 08/20/06 в 21:59:21, Fat Cat wrote:
А уж была ли она на прилавках - это второстепенный вопрос


Как ! Вы сторонник застойного социализма ?! Тогда было практически всё, но не всегда на прилавке .


on 08/20/06 в 21:59:21, Fat Cat wrote:
а этот вывод Вы сделали на основе наличия у бедных селян велосипедов

Нет-истинное «благосостояние» действительно бедных и притесняемых селян этого  края и положение тамошних дел хорошо  известны.


on 08/20/06 в 21:59:21, Fat Cat wrote:
Вы так и не поняли, что "байка" имела место в действительности?


Нет, Fat Cat, без предоставления реальных доказательств , а не пустых сплетен, «понять» это я не могу.Имеющийся пока что материал указывает на то, что сие именно байка. Несколько напоминает  джеромовское, про наблюдения половиной жителей Лондона падений другой половины с омнибуса вниз
головой в мусорные тележки. Предоставите сообщение типа полицейского рапорта-поверю.


on 08/20/06 в 21:59:21, Fat Cat wrote:

Это также не прибавило мне симпатий к определенной группе моих соотечественников... И приходится согласиться с мнением Кожинова (Кидрича)


Кидрича, ибо у Кожинова-Вы, значит, не поняли совсем-мнение как раз совсем иное.
Я  сниму с Вашей души  несправедливое мнение о сравнительной малокультурности соотечественников по этому лекалу.Нет народа, который бы не сочинял обидных шуток в адрес соседей.В Восточной Европе тех лет не то что шутки сочиняли-устраивали настоящие погромы, в Югославии отполыхала война сразу и гражданская и межнациональная, со случаями диких зверств.И в  этом отношении упрекать русских или советских очень несправедливо.


on 08/20/06 в 21:59:21, Fat Cat wrote:
 для того, чтобы привести эти две фразы, вовсе не было необходимости в громадном предыдущем тексте


(Терпеливо)Взятые отдельно, эти две фразы дадут противоположный смысл-что действительно проблема в «советской малокультурности» –а на самом деле она была в старой геополитической принадлежности сателлитов СССР Европе и не совпадающей с русской(советской, евразийской) ментальности населения.Вместо признания  этого исторического факта сперва искали идейно-коммунистические причины разногласий, затем перешли к вздорному , но удобному и лестному для себя обвинению в «малокультурности».
Отношение того же рода к русским (казачьим) или советским военным(а вели они себя, по меркам размещённой чужой армии, ангельски) и породило эту байку.Возможно, что она возникла гораздо раньше , когда нужно было унизить  революционную Францию, а здесь обрела вторую жизнь, дальше распространялась как анекдот.


on 08/20/06 в 21:59:21, Fat Cat wrote:
 Если Вы имели в виду, что они очень ярко и верно описывали "совковую" ситуацию - то да


Я имел в виду, что основные произведения этих авторов –библия и цитатник для говорящих «эта страна», что они проникнуты глумлением  над священниками, дворянами, купцами, простолюдинами…Положительный герой-проходимец.
При этом, книги, безусловно, талантливы.




on 08/20/06 в 21:59:21, Nick_Sakva
wrote
:
я могу себе представить "обалдеж" от посылок из Германии в 44-м. ….Так что чуть-чуть домыслить (или даже просто разыграть "подруженьку"


Да что такие единичные случаи были наверняка –как я уже, кажется, писал, нет сомнений.
Но ведь предлагается уверовать в явку одетых, как одна, в оказавшиеся чудом по размеру пеньюары разом всех или почти всех казачьих, или красноармейско-командирских, или офицерских жён на какой-то неопределённый бал или вечер, приурочиваемый к самым разным городам и весям на очень большом временном промежутке. (а по умопомрачительной версии Эмигранта-чуть ли не везде и всегда- типическое, мол.).Байка, конечно.















Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/21/06 в 22:02:31
Вы считаете, что случай в 1939 г - байка?

Вперед!

Доказывайте.

Пока же ваши рассуждения, извините, не стоят и ломаного гроша.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/21/06 в 22:15:47

on 08/21/06 в 11:44:03, Yuriy_A wrote:
Точнее.
Вы не сказали-исчезновение с ПРИЛАВКОВ.

А разве это непонятно?


Quote:
Зато белорусские крестьяне с присоединённых территорий вполне соответствовали облику угнетённых по  советским проопагандистским клише.

Белорусы были угнетаемым нацменьшинством в РП-2, но это угнетение не вполне соответствовало советским клише.
Собственно обмен репликами по поводу велосипедов - как раз об этом.


Quote:
В Польше-преимущественно в западной части страны.Для примера укажу Легницу.
Жили с  семьями, были советские школы для детей .Сроки пребывания –от двух и более лет.

Гм, по-моему, вы не помните, с чего начали тред.

Вы писали:

"во время советско-польской войны советская кавалерия заняла польское местечко, и поскольку жизнь особо не разлаживалась, жены и просто ППЖ офицеров (вар. комиссарши) отправились в ближайший выходной в местный театр в найденных в разграбленном конармейцами магазине ночных рубашках, принятых за вечерние платья "

Во время какой из советско-польских войн красные офицеры с семьями от двух и более лет жили в западной части Польши?


Quote:
Вы знакомы с источниковедением ? Наводящие примеры-немецкие автоматчики, финские «кукушки».

Несостоятельность популярных в СССР рассказов про тотальную вооруженность немецкой пехоты пистолетами-пулеметами и финских снайперов на деревьях доказана историками.

Относительно "антисоветских" забавных случаев в 1939 году (или в 1945-46) вы этого пока не сделали.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем FatCat на 08/21/06 в 22:21:12

on 08/21/06 в 20:30:27, Yuriy_A wrote:
Почему именно с ног, а не из сундуков и из-под лавок
Похоже, Вы все-таки не захотели понять - или прикидываетесь (что, в общем-то, одно и то же...) Слова "обул нас" в русском языке имеют однозначное прочтение.

Quote:
Тогда было практически всё, но не всегда на прилавке .
Увы, видимо, Вы мало жили при том самом "социализме", если то, что было, для Вас означает "практически все"...  :(

Quote:
Кидрича, ибо у Кожинова-Вы, значит, не поняли совсем-мнение как раз совсем иное.
В таком случае, Вы крайне неудачно выбираете цитаты. Потому, что фразу: "Кидрич относится к Советскому Союзу исключительно высокомерно, считая, что в Советском Союзе существует малокультурье...” Последнее уже ближе к истинной сути проблемы...»(В.В.Кожинов)" трудно истолковать иначе, чем согласие Кожинова с этой самой "сутью проблемы".

Quote:
основные произведения этих авторов –библия и цитатник для говорящих «эта страна», что они проникнуты глумлением
Н-да... Странные у Вас понятия о "глумлении". Тогда и А.Райкин, и Г.Хазанов, и многие другие - у Вас лишь "глумятся" над СССР/Россией? А ведь юмор Ильфа и Петрова гораздо мягче и добродушней, чем у этих сатириков.
И, кстати - никогда я не слышал от моих друзей и знакомых, среди которых абсолютное большинство любит (и цитирует охотно!) эти произведения - слов "эта страна". Это уже - Ваши измышления. Хотя Вы в этом деле не одиноки - множество "патриотов", не найдя реальных причин для упрека оппонентам, приписывали им эти слова - и потом с пафосом "обличали" якобы непатриотичных противников...

Quote:
предлагается уверовать в явку одетых, как одна, в оказавшиеся чудом по размеру пеньюары разом всех или почти всех казачьих, или красноармейско-командирских, или офицерских жён
Я склоняюсь к версии, что это были все же жены советских офицеров. (Кстати, опять Вы передергиваете: нигде не говорилось, что "все, как одна", это уже Ваши "измышлизмы").
Поясню свою точку зрения. Во-первых, насколько я знаю, казаки отправлялись в поход без жен; жены же русских офицеров были достаточно культурны и хорошо воспитаны, чтобы суметь отличить пеньюар от вечернего платья. Во-вторых, страсть к "трофеям", увы, была присуща весьма сильно именно красноармейцам, а позже - и советским солдатам и офицерам. А вот их жены - увы, в массе своей ни воспитания, ни достаточных знаний
о заграничной жизни не имели - откуда? Французов-гувернеров в России давно и след простыл, а за границу советские власти выпускали народ крайне неохотно, со скрипом, лишь особо доверенных... Да и тем нередко потом эта заграница аукалась - тюрьмой, лагерями, а то и пулей.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/21/06 в 22:41:51
Много слов, мало смысла. По сути, я вижу два утверждения:

1. "Геополитические сателлиты" СССР не любили, и рады были наврать про него с три короба. Ну, значит, и тут наврали -- мировосприятие у них, значит, такое.

2. Одна советская женщина могла перепутать, и или там несколько, но чтобы всем полком сразу -- того не может быть, потому что не может быть никогда.

Второе как раз легко может быть правдой -- молва склонна преувеличивать размеры события ("два мешка медовых пряников" -> "десять возов" и т.д.). Что никак не противоречит типичности или повторяемости такой ошибки.

Тут был на форуме такой деятель Фарнабаз -- так Вы мне его по стилю очень напоминаете: цитатник, "геополитика", поиск врагов, и т.д. Может быть, это общий стиль Вашего форума?  

А про "слова государственных деятелей" -- это сильно. И что, слова _любых_ гос. деятелей, Вы согласны принимать за чистую монету? Конечно, ведь государственная пропаганда к этим деятелям никакого отношения не имеет, а зарождается в вакууме...  Ради интереса, как Вам Dubya с его государственными словами, пойдет? Куда там Ильфу и Петрову, они всего-то через тогдашнюю Америку проехали, с какими-то там людишками тусовались, чего-то записывали, путевые заметки какие-то вели....

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Mithrilian на 08/21/06 в 22:42:13
Антрекот, а почему в Лион не веришь?

Предположим, эти рубашки достались _бедноте_. Какой корсет, им плевать, что это пеньюары - а думаю, речь именно о них, эти штуки относительно легко надеваются и выглядят охренительно роскошно - с одной стороны - и НЕПОХОЖЕ на дам-в-каретах с другой стороны. А-ля карнавал. Я не думаю, чтобы там было сильное желание ПОДРАЖАТЬ дамам.

Но Гильрас меня убедила. Если мода в 30е была такая, как вот сейчас - уже заметили, что в России пошла мода "топик, притворяющийся нижней сорочкой", а в Дублине она уже три года имеет место быть! - то вполне могли и перепутать. Честное слово, я если бы знала, фоток бы наделала, а то в этот сезон эта мода уже уходит и практически ушла под конец, а вот в прошлом году носили поголовно синтетику+кружавчики таких дизайнов, какие наши мамы надевали под блузки, типичные такие комбинации 80х.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/21/06 в 23:53:05

on 08/21/06 в 22:42:13, Mithrilian wrote:
Предположим, эти рубашки достались _бедноте_.

Там вроде речь шла о женах революционных офицеров времен фр. революции.
Французский офицерский корпус и в самые революционные времена в основном состоял из буржуа и дворян. Вряд ли в Лионе жены офицеров были неграмотными беднячками.

Хотя, честно говоря, мы не знаем, откуда черпал информацию (кроме как из "прэсы") зачинатель темы.

Может, "не в покер, а в дурака, не выиграл, а проиграл, и не сто рублей, а пять копеек".

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Ингвалл на 08/22/06 в 07:02:38

on 08/21/06 в 20:30:27, Yuriy_A wrote:
М-р Тунни: ТИПИЧНЫЙ РУССКИЙ. ТЕМНЫЕ, ГУСТЫЕ, КУЧЕРЯВЫЕ ВОЛОСЫ, И ОЧЕНЬ РАДИКАЛЬНО ВЫГЛЯДИТ И ГОВОРИТ»
Ошибку, вероятно, можно объяснить чрезвычайно нерепрезентативной выборкой.


Кстати, у Э.Р. Бэрроуза в "Тарзане", русский злодей Николай Роков - смуглый брюнет. Интересно, откуда это. От цыган, может?

Касательно же пеньюаров - я в первый год жизни в Америке совершил похожую ошибку, так как твёрдо знал, что в плавках можно показаться на публике, а в семейных трусах - нет. И гордо отправился в спортзал в нижнем белье. :)

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Emigrant на 08/22/06 в 07:20:49

on 08/22/06 в 07:02:38, Ингвалл wrote:
Касательно же пеньюаров - я в первый год жизни в Америке совершил похожую ошибку, так как твёрдо знал, что в плавках можно показаться на публике, а в семейных трусах - нет. И гордо отправился в спортзал в нижнем белье. :)


И Вы, Ингвалл, антисоветчик и опозориватель (опозорщик? осрамитель?) страны и прочих общностей :-)

Да, а я вот пару лет назад пытался купить в Германии плавки, в которых можно было бы показаться и в Америке, то есть "семейные трусы"... Боюсь, что я своими объяснениями милым продавцам в магазине опозорил Америку... ;-) Так что трансатлантический плавочный-опозорный  счет, кажется, 1:1 ;D

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Antrekot на 08/22/06 в 07:43:39

on 08/21/06 в 22:42:13, Mithrilian wrote:
Антрекот, а почему в Лион не веришь?
Предположим, эти рубашки достались _бедноте_.

Потому что среди именно офицерского состава людей из третьего сословия было больше, это раз, и все знали, как именно выглядят такого рода наряды, это два, поэтому _перепутать_ было просто невозможно.
А революционная мода очень быстро пришла к античным образцам.  В моду вошли легкие и свободные одеяния, часто из полупрозрачной ткани, надеваемые на облегающее белье телесного цвета.
Кстати, вот такой наряд кто-то, не следящий за модой, вполне мог принять за.

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/22/06 в 11:07:08
Формулировка не очень.
Беднота, если не ошибаюсь, это как раз подмножество третьего сословия.
Т.е. оно - все, что не духовенство и не дворяне.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Antrekot на 08/22/06 в 11:27:11
Их, скорее, определяли как "четвертое". :)

С уважением,
Антрекот

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/22/06 в 12:01:07
Ну, это неофициальное словотворчество.

Официально-то сословий было три.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kurt на 08/22/06 в 12:04:44
Кстати, вот Стендаль Итальянскую армию Французской Республики на самом деле описывает сборищем оборванцев.

В т.ч. офицеров.

Но это уже был результат плохого снабжения действующей армии, а не того, что эти оборванцы - выходцы из самых низших слоев общества.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kell на 08/22/06 в 13:10:30

Quote:
Кстати, у Э.Р. Бэрроуза в "Тарзане", русский злодей Николай Роков - смуглый брюнет. Интересно, откуда это. От цыган, может?
Смуглые и темноволосые русские персонажи еще от старых картинок (еще чуть ли не наполеоновских времен) с казаками могли пойти.

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Mithrilian на 08/22/06 в 16:43:59
А откуда бы об этом казусе известно Роулинг:
https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=spoil;action=display;num=1156168177

::) ::) ::)

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем R2R на 08/22/06 в 17:43:46
От модератора.

Пользователь Yuriy_A опознан как очередной виртуал Фарнабаза, а потому его регистрация удалена - согласно модераторию от 22 марта 2006 года (https://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=praav;action=display;num=1140299474).
Чтобы не создавать неудобства другим участникам форума, его постинги в данном треде не будут удалены, однако продолжать дискуссию здесь он не сможет.

R2R, при исполнении

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Lee на 08/22/06 в 23:28:11
«Ленин—германский шпион»

Любопытная история, откуда есть пошли разговоры про «золото кайзера», есть в мемуарах британского разведчика Хилла «Моя шпионская жизнь».
«…Когда я был в Петрограде, ко мне пришел наш работник, и сказал, что купил документ, за который заплатил 15 тысяч фунтов стерлингов…. и который… подтверждает, что Ленин и Троцкий, --немецкие шпионы… Потом им было  получено еще несколько документов… Я взял увеличительное стекло, и обнаружил, что везде в этих разных документах русская буква «е» немного не дописана.  Я сразу заявил, что это фальшивка.  Нашли парня, который их подделывал,  и на допросе он признался, что это фальшивка. Тогда наш сотрудник из СИС заявил, что не хочет, чтобы британская казна страдала из-за этой ошибки, и мы продали документы американцам за 25 тысяч фунтов стерлингов…»

Между прочим, имеется еще и заключение комиссии правительства Керенского,  которая установила, что никаких денег германский генеральный штаб большевикам не выделял, зато выяснилось, что эсеры получали деньги из Франции.
А еще в своих послевоенных воспоминаниях пресловутый полковник Николаи сообщает, что о Ленине он слышал лишь то, что это какой то политэмигрант, живущий в Швейцарии.


Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем antonina на 09/18/06 в 13:14:34
Я тоже слышала эту байку о дамах в ночных рубашках, причем действие происходило во Львове и посещали они Оперный театр. Тут, кстати, получился двойной намек - именно в Оперном театре происходило то Народное собрание, которое приняло решение о вхождение Западной Украины в состав СССР. По несчастливому стечению обстоятельств, почти все его участники с председателем во главе позже оказались то ли в УПА, то ли в эмиграции, то ли просто попали под раздачу в послевоенные годы. Сама история - явно анекдот, базирующийся, быть может, на единичном случае, но вот подлинная история о нижнем белье из воспоминаний У.Самчука.
В 1941 г. Самчук в Киеве встречается с Аркадием Любченко (писатель, очень антисоветски настроенный, позже эмигрировал). Любченко принимает гостя в пижаме, чем Самчук весьма шокирован. По утверждению того же Самчука, советские руководители в передвоенные годы часто снимались для заграничных журналов в пижамах, что ему лично напоминало репортажи из концентрака.
Офицерские жены на так называемых воссоединенных территориях - вообще отдельная тема. Я эту среду застала на ее излете - невероятный снобизм плюс глубочайшее презрение к "местным". Не у всех, конечно, но "buona parte".

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем FatCat на 09/18/06 в 13:46:00
Ну, раз уж речь идет об "антисоветчине" - вспомнилась мне одна считалочка из моего детства...  ;)

"В колхозе  ПОБЕДА
Не дали      ОБЕДА.
Случилась   БЕДА -
Где же        ЕДА?
Не сварили, ДА?
                   А..."

"Вроде бы песня и ни при чем, а какой большой смысл!" (с)  :D

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем Kell на 09/18/06 в 15:35:50
Мы в детстве это на два голоса исполняли и на месте "Не сварили" было "Ты украл?" с соответствующим автоматическим ответом. Так что шло скорее на тему хищений... :)

Заголовок: Re: Антисоветское мифотворчество.
Прислано пользователем antonina на 09/19/06 в 12:33:19
История о дамах в опере – лишь маленькая часть из огромного массива подлинных и выдуманных анекдотов о взаимоотношении «местных» и «пришлых» на воссоединенных землях. «Местные» тоже фразы произносили…, при этом искренне стремясь угодить. Вот, например, приблизительный пересказ речи писателя Лукияновича, перечислявшего достижения Советской власти. «В этом здании находился раньше чужой сейм, а сегодня – наш университет. На (такой-то) площади раньше стоял памятник чужому королю, а сегодня – Ленину. В (таком-то) доме жыли раньше кур… то есть, падшие женщины, а сейчас там – Высшая партийная школа».
А вот еще сюжет, не из устного творчества, а из записок П.Панча (советский украинский писатель, так что если он соврал, то и я с ним  :-[ ). Осенью 1939 г. в львовской гостиннице "Жорж", где часто останавливались приехавшие во Львов советские партийные деятели и военные, над крышкой унитаза якобы висело объявление (ошибки подлинные) "На ее садятся, а не становятся ногами".



Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.