|
||
Заголовок: Хеттская магия - вопрос к Могултаю Прислано пользователем Antrekot на 08/15/06 в 14:53:55 Тут мне в статье Емельянова о Шарле Фоссе попалось следующее утверждение: "Религиозного в хеттских текстах совсем немного, поскольку сильно упование народа на могущественную светскую власть, и нет нужды унижаться перед силами внешнего мира."(2001: 13) Насколько это утверждение соотносимо с действительностью? С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: Хеттская магия - вопрос к Могултаю Прислано пользователем Mogultaj на 08/15/06 в 17:37:09 Емельянов зря факта не приведет:), а в интерпретациях мы с ним часто одно и то же называем сильно разными словами. "Религиозного" в смысле молитв, покаяний, обращений и гимнов к богам в Хатти просто пруд пруди. Но вот в чем штука. Там грешник совершенно не так унижается перед богами, как в Месопотамии. Он признает вину и просит прощения - но с большим чувством собственного достоинства; при этом, бывает, он еще и увещевает богов, указывает им на их собственные недочеты и интересы, качает права и т.д. Короче, он не стесняется с аргументацией указывать им, как именно им надлежало бы поступать согласно разуму, справедливости и великодушию (по его мнению), а не просто вопиет, как ОБЫЧНО (не всегда, но обычно - а бывало, и в Месопотамии с богами еще хлеще, чем хетты, разговаривали) в Месопотамии: "о Бог! - я, смрадный, гнусный, тупой, перед тобой провинился, смилуйся, благодетель!" - причем все это делалось не от благоговения, а с восточной себенаумейно-хитрой безоглядной льстивостью и простиранием на брюхе с расчетом на выгоду; вот таких приемов с богами хетты не применяли. "Покаянная молитва Мурсилиса во время чумы" дает об этом полное представление: И очень многие вещи, которые в Месопотамии делаются силой богов, которых УПРАШИВАЮТ помочь, в Хатти делают магией, ПОВЕЛЕВАЯ силам внешнего мира помочь. То есть совершенно точно написал Емельянов - УНИЖАТЬСЯ перед богами в Хатти было категорически не в обычае. Просить, извиняться, отчитываться, ходатойствовать, признавать их господами, признавать свои вины - это да. А унижаться - нет. |
||
Заголовок: Re: Хеттская магия - вопрос к Могултаю Прислано пользователем Antrekot на 08/16/06 в 07:11:25 Cпасибо большое. Значит, пойдет в дело. С уважением, Антрекот (и стол накрыт, и суп кипит) |
||
Заголовок: Re: Хеттская магия - вопрос к Могултаю Прислано пользователем Floriana на 08/23/06 в 23:41:12 Может, ответит кто-нибудь? Купила я, значит, некое руководство по практической магии - много такого нынче продется, не по прямому назначению использовать - я в магию не верю, а по кривому. Ну, учитывая род моей деятельности. А там написано, что Бог нам всем отец, а хороший отец только рад, когда дети без него обошлись и сами какую-нибудь проблему решили. Посему магия и волшебство - это когда мы решаем проблему своими силами. А молитва - это когда мы сами не можем и как бы просим ссуду в кассе взаимопомощи. Или к родителям за помощью бежим. Что такая точка зрения не христианская -ежу известно. Я же хочу знать, могла ли она иметь место в других религиях, типа хеттской? |
||
Заголовок: Re: Хеттская магия - вопрос к Могултаю Прислано пользователем Mogultaj на 08/24/06 в 02:56:01 Противопоставление магии и молитвы для язычества может быть корректно или некорректно в зависимости от того, какой смысл мы вкладываем в понятия "магия" и "молитва". На самом деле надо различать следующие ситуации: а) проводящий ритуал воздействует на объект своей собственной силой (силой своего духа), без привлечения помощи со стороны других духов и апелляции к их воле; б) ритуал, в частности, именно что привлекает на решение стоящих перед ним задач помощь (=силу и волю) других духов, причем ритуал этими духами повелевает - сила заклинаний и обрядов просто заставляет соотв. духов оказать помощь (или, наоборот, отступить и оставить, например, в покое больного); в) ритуал привлекает на решение стоящих перед ним задач помощь (=силу и волю) других духов, причем ритуал этими духами не повелевает - дело сводится к тому, что этих духов умоляют о помощи (на том языке, какой лучше всего дойдет до них - но именно дойдет, а не просто сможет ими манипулировать как инсуурментами; помогать или не помогать здесь остается полностью в воле самих духов, они господа положения; ритуальные формулы имеют целью расположить их к просящему, а не превратить их в марионеток / рабов просящего на время ритуала. Большинство древних ритуалов сочетают эти компоненты. При этом к великим богам, естественно, обращаются почти всегда в формате (в) = хотя бывает и по-другому: ведийские жрецы считали, что своими гимнами попросту гипнотизируют и зомбируют (локально, на время) великих богов, и те, как автоматы, делают то, чего от них хотят. Ритуалы чистого типа (а) встречаются очень редко. Как правило, цель ритуала - именно привлечь (неволей или волей) на решение задач каких-то духов. Таким образом, если под "магией" понимать ситуации, когда тот, кто осуществляет магическое действо, сам есть хозяин положения (обходится без духов или командует ими, ситуации а-б), а под "молитвой" - ситуацию, когда все дело зависит от доброй воли духов, к которым обращается молящийся, и именно эти духи - господа положения (ситуация в) - то в древности, в том числе у хеттов, есть ритуалы, сочетающие "магию" и "молитву" в этих смыслах слова, есть "только-магические", есть "только-молитвенные" (в означенных смыслах слова). |
||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |