|
||
Заголовок: Бедуины Аравии в раннем Средневековье Прислано пользователем Zamkompomorde на 10/04/05 в 02:43:01 Читая прозу и поэзию аравийских кочевников,биографии их поэтов и различные анекдоты(в старом понимании этого слова) из их жизни,я поймал себя на мысли,что в общем-то,они были "вавилонянами". Долгое время у бедуинов ме было единого государства.Были племен- ные царьки и даже предводители союзов племен.Более того,были даже верховные правители,которые формально были сюзеренами предводителей племенных объединений.И все же,связи,сбор дани,сбор войска и т.д. и т.п. были нерегулярными;власть племенных вождей-шаткой и зависящей полностью от сиюминутных обстоятельств,текущих взаимоотношений и личных способностей этих вождей.Кровная месть и старые межплемен ные и межродовые распри превращали любой крупный союз в не очень-то жизнеспособное и искусственное объединение. Обществом,в котором действовал общественный договор,для бедуина было племя или даже род,в котором он жил.Отчасти этот договор распространялся на соседей и отношения покровителя и покровитель ствуемого.В зависимости от родовой иерархии(а представления о знатности у бедуинов в раннем Средневековье были уже очень развиты),достатка,личных качеств кочевник приобретал как некие права,так и некие обязанности:как родич,он имел право на долю в стадах и имуществе рода вообще,имел право на поддержку и защиту со стороны родичей-соплеменников;как родич же,он обязан был защищать интересы своих. Даже такие,как аль-Хутайя или Башшар,защищали престиж родни,в основном стихами,как восхваляющими своих,так и всячески унижающими враждебные семейства.Богатые кочевники в спорах поддерживали престиж рода показной щедростью и даже мотовством.О военных делах и говорить не приходится:такие воины, как Антара,поднимали родовой престиж удачными грабежами и сражения ми,храбростью и воинским искусством. Разумеется,отношения внутри рода редко бывали безоблачными. Прозаические рассказы о бедуинах изобилуют описаниями конфликтов вокруг родового имущества(от растраты,за которую изгнали знаменито го поэта Тарафу до бесконечных ссор со своей родней,как это было у злоязыкого аль-Хутайи). Именно по этим причинам вопросы старшинства,наследования,престижа и привелегий для бедуинов традиционно стояли очень остро. Например,уже тогда жизнь царя племени ценилась очень высоко.Если его убивали,то пеня должна была быть колоссальной;в случае же кровной мести могли вырезать весь враждебный род. Признание/непризнание родичем носило принципиальный характер:Антара ,сын чернокожей рабыни,изначально был сам фактически рабом.Только после того,как Антара отличился в бою-спас своих от разгрома,его отец(глава племени) с большим скрипом признан его сыном. Не менее остро стоял вопрос принадлжености к аристократии и ее статуса. Особенно интересна в этом отношении биография Имруулькайса,одного из величайших поэтов-бедуинов.Он был младшим сыном племенного царь ка Худжра,и кстати был в немилости у отца из-за занятий поэзией (тогда это считалось зазорным у знати).Перед тем,как Имруулькайс начал вендетту,род-обидчик предложил ему на выбор выкуп,жизнь луч шего представителя рода или войну,причем грозившую уничтожением роду.Пеня,по мнению поэта,не могла возместить убийства такого знатного человека и уронила бы престиж рода.Предложение выдать лучшего в роду для расправы Имруулькайс даже не стал рассматривать(видно,приравнивать царскую жизнь и жизнь представителя мятежных вассалов было еще позорнее).Между тем, в случае обычной вендетты враждующие роды чаще стремились "обмениваться" ударами,чем вести войну на уничтожение.А все прес тиж знати. Кстати,фальсификации родословных( с целью поднять личынй престиж и повысить общественный статус) ко времени расцвета арабской поэзии приняла настолько широкий характер,что до сих пор в большинстве случаев нельзя проверить сведения из средневековых биографий поэтов -бедуинов. Отношение к религии у бедуинов(вплоть до принятия ислама и даже некоторое время спустя) было безусловно рациональным и прагматичным.К посмертию они относились с пессимизмом:на склоне лет бедуины писали о бренности жизни,славы,прежних достижений. Смерть для них была конечной остановкой,причем безрадостной,одино кой и даже бессмысленной. Самые жизнерадостные(в юности),самые храбрые и гордые поэты-бедуины на склоне лет создавали довольно-таки унылые произвдедения на эту тему.И аль-Хутайя,и Имруулькайс,и Антара,и аль-Мутаннабби...всех не перечислить.Это отношение к смерти и посмертию позднеее позаим ствовали арабские поэты(уже оседлые) эпохи расцвета халифата,а за ними персы,таджики,андалусцы..). К богам,как истые язычники,бедуины относились практично,признавая их силу и пытаясь ее использовать,но не абсолютизируя и воспринимая как живые и ограниченные существа. В рассказе о мести Имруулькайса есть интересный момент:преследуе мым врагам удалось скрыться,и он бросает жребий перед истуканом одного могущественного бога.Все время выходит,что дальнейшеее преследование надо бросить,и тогда Имруулькайс швыряет идолу в лицо жребии и говорит,что если бы у того убили отца,он бы по-друго му определил жребий.Показательны и его реакция,и написанное о нем. Даже ислам они принимали из практических соображаний,т.к. вечная жизнь,полная наслаждений,штука безусловно заманчивая-особенно по сравнению с туманной перспективой валяться в саване посреди пусты ни. |
||
Заголовок: Re: Бедуины Аравии в раннем Средневековье Прислано пользователем Zamkompomorde на 10/11/05 в 00:28:32 Особое место в жизни бедуинов занимали отношения покровительствуемо го и покровителя.Интересно,что в роли того и другого могли выступать как отдельные люди,так и целые племена.В хаотичной и полной опаснос тей жизни бедуина надежный покровитель играл исключительную роль. Тому была масса причин:кровная месть,которой мог опасаться почти каждый,ведь она распространялась на весь род;потеря имущества -как в результате чьего-либо набега,так и от естесственных причин; голод-обычнейшее дело;изгнание из рода-тут и вражда с родней,и мотовство,и убийство родича.Словом,немногие племена и отдельно взя тые кочевники могли с уверенностью смотреть в будущее,и необходимость просить убежища и заступничества стояла в тот или иной период почти перед каждым.Даже цари и их наследники,такие как ан-Нуман или Имру улькайс,были вынуждены прибегать к покровительству других бедуинов. Дать кров,долю в имуществе,даже земельный надел чужаку,попросившему покровительства,было престижно,часто выгодно,но и небезопасно.С одной стороны,если помощь оказана знаменитому или влиятельному человеку,потом,возможно,она вернется сторицей.С другой,-месть враждебного рода могла пасть и на покровителя.Да и "подопечные" попадались разные:например печально известный аль-Хутайя,попросив ший покровительства у некоего аз-Зибрикана,позднее поссорился с его родней,и в итоге сочинил ядовитейшую сатиру на прежнего благо детеля и изрядно подорвал его репутацию. Поэтому,многие отказывали в покровительстве или же давали его неохотно.Многочисленные сложности и нюансы межплеменных отношений превращали покровительство в нечто весьма шаткое и небезопасное. Имруулькайсу отказывали,несмотря на его знатность и родственные связи очень многие(в т.ч. те,кто по тогдашним представлениям был обязан это сделать),потому что его тогдашние враги были очень силь ны и многочисленны-несколько крупных племен и влиятельный вождь племенного союза. И в то же время,это была самая прочная,не считая родственных союзов ,нить,связывавшая разные роды и племена арабов-кочевников;это был неформальный договор о взаимопомощи и добрососедстве,который обяза ны были соблюдать обе стороны-покровитель и покровительствуемый. Первый должен был защищать,помогать более слабому и бедногму соседу ,а второй-быть лояльным и помогать в меру своих способностей. Тем забавнее для бедуинов была ситуация,когда чужак,в одиночку отко чевавший на соседние с крупным родом территории,держал этот род в страхе и не проявлял особого к нему почтения.Именно так было с "enfant terrible" всей Аравии,поэтом аль-Хутайей. |
||
Заголовок: Re: Бедуины Аравии в раннем Средневековье Прислано пользователем Zamkompomorde на 11/16/06 в 23:12:55 Очень часто приходится читать о том,что Мухаммед улучшил положение женщины в арабском обществе.Однако при чтении преданий о доисламском периоде складывается совсем другая картина. Например,в жизнеописании Хатима Ат-Таи упоминается один древний обычай,по словам средневекового биографа существовавший в доисламский период у арабов-кочевников. Оказывается,женщина могла развестись,причем довольно просто.Достаточно было до прихода мужа развернуть палатку входом в противоположную сторону.То есть,если палатка стояла входом на север,ее надо было развернуть на юг.Если входом на запад-то,соответственно,на восток. Именно так жена развелась с Хатимом Ат-Таи.Она испугалась,что он окончательно растранжирит имущество и однажды развернула палатку.Хатим изменить уже ничего не мог.Развод состоялся.Сам факт,что средневековый мусульманский биограф Исфахани упоминает этот обычай как древний и уже давно вышедший из употребления, достаточно показателен.В его времена подобные обычаи были уже в диковинку. Там же рассказывается о женщинах ,свободно распоряжавшихся имуществом,верховодивших в бедуинских племенах и даже успешно водивших войска. |
||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |