|
||
Заголовок: Артур и Кей-Хосров Прислано пользователем Бенедикт на 02/28/05 в 20:49:56 Не знаю, куда поместить эти рассуждения из области сравнительной мифологии, так что прошу коллег по модерации, если они найдут более подходящее место, передвинуть их туда. Легенды о короле Артуре знакомы всем. Обычно историческим прототипом их героя считается кельтский военный вождь V-VI вв. Однако нет ли в этом образе более древнего, возможно, даже общеиндоевропейского пласта? Читая «Шахнаме» и статьи об иранской мифологии в энциклопедии «Мифы народов мира», я поразился сходству ряда элементов в биографиях Артура и древнеперсидского царя, которого Фирдоуси называет Кей-Хосровом (он же - Кави Хусрава в «Авесте», а возможно, и Сушравас в «Ригведе»). 1.Оба рано лишаются отцов (Утера Пендрагона и Сйаваршана/Сиявуша) и воспитываются другими людьми, вдали от двора их царственных предков. 2. Достигнув власти, оба изгоняют из страны захватчиков (саксов/туранцев). 3. В артуровских легендах фигурирует священная чаша Грааля, а Кей-Хосров владеет волшебной чашей Джамшида. 4. В конце правления оба, по некоторым версиям, таинственно исчезают, не оставив наследника. При этом и рыцари Артура, и пахлаваны Кей-Хосрова в большинстве погибают. 5. Last but not least – имена персонажей. «Артур» означает «медведь». И один из эпитетов Кави Хусравы в «Авесте» предположительно переводится как «медведь арийских стран». Параллели настолько очевидны, что было бы странно, если бы они никому не приходили в голову ранее. А что думают о них присутствующие историки и филологи? |
||
Заголовок: Re: Артур и Кей-Хосров Прислано пользователем Antrekot на 03/17/05 в 15:14:14 Мне такие параллели попросту не попадались. Что не значит, что их нет. Но вот с "не оставить наследника" есть сложность. По ряду версий (включая Шахнамэ) Кей-Хосров назвал Лохраспа своим наследником еще при жизни. С уважением, Антрекот |
||
Заголовок: Re: Артур и Кей-Хосров Прислано пользователем Бенедикт на 03/17/05 в 19:54:44 Ну да. Троюродного брата. И Константин Корнуоллский - дальний родственник Артура, если вообще. |
||
Заголовок: Re: Артур и Кей-Хосров Прислано пользователем Kater_Murr на 04/07/05 в 01:11:21 Мне кажется ,это родство героической литературы вообще. 1.Герой рано лишается отца. 2.Побеждает захватчиков 3.Чаша Грааля ,если не ошибаюсь,в ранней "Артуровской" литературе не упоминается. 4.Трагическая смерть героя и его соратников. 5.Сравнение героя с медведем,львом,тигром итд. При всём при том:какие то иранские мотивы в Римскую Британию проникнуть вполне могли :) с уважением |
||
Заголовок: Re: Артур и Кей-Хосров Прислано пользователем Бенедикт на 04/07/05 в 21:59:57 Возможно. Только, как отметил Хельги в другом треде, прототип Грааля - волшебный котел - был и у кельтов, и - добавлю - связывался с первоначальными временами, как и у иранцев (первым владельцем той самой чаши считался древнейший царь Джамшид). Да простится мне цитирование поздней стилизации: Among the giant kings whose hoard, Cauldron and spear and stone and sword, Was robbed before earth gave the wheat (W.B. Yeats, "Baile and Aillinn") А как могли иранские мотивы проникнуть в Британию (или наоборот), не оставив следов на промежуточных станциях? |
||
Заголовок: Re: Артур и Кей-Хосров Прислано пользователем Kater_Murr на 04/09/05 в 00:46:35 Во многих городах Римской Британии были храмы Митры.В Британию перебрасывались вспомогательные отряды ираноязычных народов/например кавалерия сарматов/,ветераны оставались жить в провинции. Относительно Волшебного Котла и его связи с предначальными временами :о кельтах в целом ,мне кажется,сказано очень смело.Если же говорить о "раннем" Артуре ,Аврелии Амброзии,Утере Пендрагоне,--обладание волшебными чашами или котлами этим героям,кажется,не приписывается. с уважением К.М. |
||
Заголовок: Re: Артур и Кей-Хосров Прислано пользователем Kell на 04/23/05 в 19:58:06 К иранским котлам еще Нартамонгу - вещую чашу нартов, столь любимую Дюмезилем, можно присоединить... :) |
||
Удел Могултая YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |