Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
10/06/24 в 23:23:15

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Sine qua non? »


   Удел Могултая
   Прикладная этика и теология
   названная так, ибо здесь
   Sine qua non?
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Sine qua non?  (Прочитано 1658 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Floriana
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1620
Sine qua non?
« В: 07/11/05 в 13:29:52 »
Цитировать » Править

Теория сверхценности Дмитрия Володихина
 
http://volodih-bastion.ru/texts-tradition.htm
 
Эта статья Володихина великовата, чтобы разместить ее здесь целиком, да и много вещей, не имеющих прямого отношения к делу. Поэтому я буду ее цитировать.
 
Цивилизация и традиция
 
Внутри любой цивилизации существует невидимое внематериальное ядро, которое для удобства можно назвать сверхценностью. Это набор ключевых истин, которых придерживается социум. С течением времени эти истины могут раскрываться с той или другой стороны, могут становиться яснее некоторые их аспекты, — но только для внешнего наблюдателя. Для самого социума сверхценность мыслится в категориях полной статики, абсолютной неподвижности. (1)  
Сверхценность либо имеет чисто религиозный характер, либо весьма сильно связана с религиозной сферой.  
Сверхценность всегда включает в себя объяснение смысла жизни как для отдельного человека, так и для целого народа, страны, любой социальной общности. Совершенно так же сверхценность содержит в себе и смысл смерти, в том числе представления о загробном мире. Одна из главных особенностей сверхценности: помимо всего прочего, она есть способ примирить разум и небессмертие человека.  
Сверхценность воспринимается цивилизацией как откровение. Она не может быть углублена, дополнена или модернизирована. В то же время, комментирование и упрощенное изложение возможны. Таким образом, сверхценность неизменна и неизменяема.  
Цивилизация — это вовсе не раскрытие сверхценности во времени. Это уникальный набор форм, которые принимает социум в своем служении сверхценности. В ста процентах случаев этот набор иерархичен. Цивилизация без иерархии до настоящего времени не существовало (2). Формы адаптации социума к собственной сверхценности относятся ко всем сферам жизни общества (искусство, политика, быт, взаимодействие с внешним миром, реакция на вызовы со стороны природной среды) и взаимосвязаны.
Традиция — постоянная связь между внематериальной сверхценностью, «управляющей» цивилизацией, и вполне материальным социумом. Традиция предполагает необходимость каждому члену социума так или иначе признать факт служения суперэтноса под эгидой определенной сверхценности. Сила Традиции измеряется прежде всего готовностью осознанно продолжать это служение, творить во имя него, защищать весь социальный механизм, сложившийся под воздействием сверхценности. Иными словами, Традиция — прежде всего способность суперэтноса к осознанному самоограничению и целенаправленному действию; вектор того и другого, разумеется, определяется характером сверхценности (4).  
Традиция — условие sine qua non существования цивилизации, т.к. цивилизация, не связанная с нематериальными планами бытия, в принципе нежизнеспособна, как младенец-урод, лишенный головного мозга. А именно таким каналом, связующей нитью, как раз и является Традиция.  
Можно констатировать смерть цивилизации в двух случаях: во-первых, когда умирает сверхценность; во-вторых, когда умирает Традиция, и социум перестает служить своей сверхценности. В первом случае на месте цивилизации остается, по меткому выражению Н.Я.Данилевского, «этнографический материал», т.е. неотформатированная этническая масса, социальная глина. Во втором случае остается маркированный «этнографический материал», способный вернуться в состояние цивилизации при восстановлении старой Традиции или в случае создании новой Традиции для служения старой сверхценности.  
Собственно, главным из тех компенсаторов, которые в принципе можно объяснить рационально, показать и рассказать с помощью используемых людьми информационных и символьных систем, является осознание сверхценности как Предмета, придающего смысл земному существованию человека. Проще говоря, человеческий дух воспринимает груз Традиции как благой и необходимый, когда человеческий разум обогащен знанием, ради чего этот груз следует нести. Таким образом, Традиция сильно прибавляет в устойчивости в том случае, если сверхценность воспринимается как Спасительное Знание. Соответственно, утрата сверхценности в таких случаях мыслится как потеря бесконечно важного условия для нормальной, комфортной жизни (в разных случаях либо здешней, либо загробной, либо и то, и другое), а значит, смыслонесущей доминанты. Разрушение сверхценности по причинам внутреннего порядка несет в себе заряд массового суицида, а по причинам порядка внешнего — низведение суперэтноса до уровня этнографического материала или зомбифицированного живого инструмента.
Автор этих строк выбрал для себя христианство. Следовательно, появление цивилизаций, их судьба, гибель, смысл их бытия приобретают провиденциальную окраску. Иначе говоря, все это — земная, материальная реализация Промысла Божия. Только попущением Господним может быть «запущена» та или иная цивилизация.  
План судьбы вселенной, от рождения до Страшного Суда, до полного обновления, а может быть, и дальше, удобнее всего представить как музыкальную пьесу невероятной сложности. Своего рода мелодией айнуров и их Творца. Что здесь цивилизации? Партии отдельных инструментов. Почему не все они родились под сенью креста? Потому что Творение сложнее, чем кажется. Ведь от всей партитура «пьесы» люди знают лишь один небольшой фрагмент, да и тот нетвердо. Очевиден мятеж, вносящий диссонанс в мелодию. Но Творец, словами одного литературного произведения, дает понять, что и мятежное буйство — тоже часть партитуры: «...нет музыки, исходящей не от меня, равно как никто не может изменить напев вопреки мне. Ибо тот, кто пытается сделать это, окажется лишь моим орудием в создании дивных чудес, что он сам не способен постичь». Искажение высших истин и их разрушение в умах людей — всего лишь миттельшпиль вселенской партии. Каков-то будет эндшпиль!  
Возникает соблазн составить иерархическую запись Сверхценностей по нисходящей: от христианства (какого-либо варианта христианства) на вершине к темным верам с человеческими жертвоприношениями — на дне. Но такой ход мысли был бы лишь свидетельством великой умственной гордыне. Бог знает, что ему ближе... Все в мире, вплоть до тех сил, которые прямо борются с ним, так или иначе восходит к Его акту Творения. Следовательно, все имеет право на жизнь и проповедь своей веры, своей правды. За человеком — лишь право выбора правды и веры, а также право твердо придерживаться избранного. Следовательно, совершенно оправданна идея «цивилизационщиков» о принципиальном равенстве цивилизаций.  
Я, пребывая в лоне христианской Сверхценности, считаю ее высшей. Цивилизация, которая может быть построена на ее основе, будет, с моей точки зрения, высшей, наиболее совершенной, наиболее правильной среди всех. Прочие же, теоретически, равны в своей неправильности. Но китаец, например, верит не в Христа Распятого, а в Ритуал, и высшей будет считать свою цивилизацию, совершенно так же, как я — свою. Окончательный суд предоставлен Высшему Судие.  
Если отвлечься от теоретического равенства цивилизаций, то можно представить их также в виде двух противостоящих лагерей. Такая схема в принципе неверна, поскольку создает иллюзию равенства борющихся сил: Отца Небесного и первого мятежника, так сказать, главного оппонента. Между тем, ни одна цивилизация не может быть названа сатанинской, т.к. нет у мятежной стороны способности к творчеству, но лишь к совращению и искажению, а в глобальном смысле — к порче и разрушению.
 
Ну вот, вроде бы достаточно. Володихин - кандидат исторических наук, его добросовестность как ученого у меня сомнений не вызывает. Человек он весьма образованный, цитирует Данилевского, Тойнби, Гумилева, Хаттингтона и много кого еще. Кроме того, он хороший писатель-фантаст, и эти идеи усиленно пропагандирует в своих книгах.  
И вот красиво изложил, а чем-то его теория мне не нравится. Даже не пойму, чем именно, кроме того, что идея бескорыстного служения любой сверхценности не вызывает у меня ничего, кроме [не вызывает положительных эмоций]. Я вижу, что эта концепция сверхценности отличается от могултаевской, хотя не так уж и сильно.
Кто и что об этом думает?
« Изменён в : 07/11/05 в 13:35:45 пользователем: Floriana » Зарегистрирован

И вообще: предлагали вам когда-нибудь настоящую, должным образом приготовленную чечевичную похлебку? Вот вы ее попробуйте сначала, а потом уже кичитесь своим первородством... (с) Евгений Лукин
Бенни
Administrator
*****


б. Бенедикт

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2542
Re: Sine qua non?
« Ответить #1 В: 07/11/05 в 17:18:37 »
Цитировать » Править

Спасибо, Флориана! Не знаком с другими трудами
Володихина, но в этой статье, увы, не вижу даже попыток  обоснования выдвинутых тезисов - а звучат они весьма спорно. Взять хотя бы утверждение о наличии религиозных сверхценностей в Месопотамии и у других древних цивилизаций. Или о том, что современные Европа и Япония превратились в "этнографический материал". Не говоря уже о прогнозах....
Зарегистрирован
Floriana
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1620
Re: Sine qua non?
« Ответить #2 В: 07/11/05 в 17:32:12 »
Цитировать » Править

Бенни, честно говоря, прежде, чем сделать это, я перечитала почти весь форум, после чего мне захотелось подобрать вавилонянам идейного противника, который писал бы не то, что Кагеро, Курт или Ингвалл.  Cheesy  Ничего лучше пока не подвернулось.
Общее: и Могултай, и Володихин рассматривают сверхценность как некий эгрегор (не люблю это словечко из языка экстрасенсов, но не подберу другого). Разница: Володихин находит какой-либо эгрегор везде, а Могултай, Эльтекке, Антрекот - нет.
Зарегистрирован

И вообще: предлагали вам когда-нибудь настоящую, должным образом приготовленную чечевичную похлебку? Вот вы ее попробуйте сначала, а потом уже кичитесь своим первородством... (с) Евгений Лукин
Ципор
Гость

email

Re: Sine qua non?
« Ответить #3 В: 07/11/05 в 21:43:31 »
Цитировать » Править » Удалить

**вижу, что эта концепция сверхценности отличается от могултаевской, хотя не так уж и сильно**
 
Hm. Osobenno opredelenija "tradicii", "civilizacii" , i vse iz togo vyrekajushee ne ochen' sil'no otlichajutsja. Smiley
 
Da i samo opredelenie sverhcennosti u Volodihina...
 
**Могултай, и Володихин рассматривают сверхценность как некий эгрегор**
 
Vy dlja nachala dajte opredelenie egrgora. Potomu kak podozrevaju, chto vashi vyvody oshibochny (naskol'ko mne sumeli kak-to ob'jasnit', chto est' egregor)
« Изменён в : 07/11/05 в 21:43:49 пользователем: zipor » Зарегистрирован
Floriana
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1620
Re: Sine qua non?
« Ответить #4 В: 07/11/05 в 21:56:59 »
Цитировать » Править

Ципор, верно, я сперва отослала, а потом только сообразила, что имею привычку употреблять слово эгрегор не в том смысле, что экстрасенсы.  Cheesy  Для меня эгрегор - это квинтэссенция идеи, объединяющей людей. То есть без людей, преданных этой идее, он существовать не может. А идея может быть сверхценной, а может и не быть.  
А что касается теории цивилизаций - да, у Володихина/Леонтьева/Гумилева/кого там еще - подход не могултаевский.
Зарегистрирован

И вообще: предлагали вам когда-нибудь настоящую, должным образом приготовленную чечевичную похлебку? Вот вы ее попробуйте сначала, а потом уже кичитесь своим первородством... (с) Евгений Лукин
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.