Автор |
Тема: О сумотори (Прочитано 2372 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
Greg
Редкий гость
![*](/YaBBImages/star.gif) ![*](/YaBBImages/star.gif)
Быть должен и у кротости предел
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 54
|
Есть ли истории о сумотори? Вроде бы их сословие считалось вторым после самурайского, да и честь они блюли так же свято. Что-то я где то находил, но вспомнить где - не могу.
|
|
Зарегистрирован |
На острие копья мой замешан хлеб, Пью, опершись на копье
|
|
|
Greg
Редкий гость
![*](/YaBBImages/star.gif) ![*](/YaBBImages/star.gif)
Быть должен и у кротости предел
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 54
|
Нашел кое-что про зарождение сумо. Надо сказать, сумо не народилось сразу же, с правилами и всей атрибутикой. В Древней Японии были популярны соревнования между бойцами богатырского сложения, именуемые "чикара-курабе", но правила этих поединков неизвестны. А сами сумотори считают первым поединком сумо бой между двумя самураями, императорским охранником Таема-но-Куехая и самураем Номи-но-Сукуне из провинции Изумо, в седьмом году правления императора Суин-ни. Таема-но-Куехая, в летописях именуемый "господином великого живота и бедер, а так же силы", проиграл. Судя по описаниям, никаких правил в поединке не было, так как Номи-но-Сукуне убил своего противника, сначала раздавив ему ребра, а потом и бедра (для пущего эффекта). По преданию, после поединка Номи-но-Сукуне решил, что убивать противника - это уж слишком, и принялся разрабатывать свод правил для борьбы, дабы оба борца выходили из поединка живыми и не искалеченными. Так и зародилось сумо.
|
|
Зарегистрирован |
На острие копья мой замешан хлеб, Пью, опершись на копье
|
|
|
Saru
Постоянный посетитель
![*](/YaBBImages/star.gif) ![*](/YaBBImages/star.gif) ![*](/YaBBImages/star.gif)
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 104
|
Greg, позвольте - несколько уточнений. Предание о Номи-но Сукунэ - это события из вполне легендарной древности. Речь идет о правлении государя Суйнин. По традиционной датировке правил он на рубеже I в. до н.э. - I в. н.э. (напомню, что достоверные даты для японской истории мы имеем только начиная с V-VI вв. н.э.). Во времена Суйнин, как считается, было положено начало нескольким обрядовым обыкновениям. При нем, будто бы, начали подносить в святилища луки и стрелы в качестве дара богам, а прежде так не делали. Да и сами святилища как деревянные здания, по некоторым версиям, тоже начали строить только при Суйнин - раньше обходились сооружениями из ветвей или из камней. Да еще одно важное новшество Суйнин ввел - но о нем скажу ниже. Говорить о "самураях" применительно к японской древности вообще не принято. Судя по имени, знаменитый борец принадлежал к знатному роду. "Сукунэ" здесь - так называемый титул "кабанэ", он означает, что род Номи был причислен к сподвижникам государей страны Ямато. "Номи" пишется как "смотреть за полями", в краю Идзумо есть место с таким названием. О состязании Номи-но Сукунэ и силача Тагима-но Кувэбая говорится в летописи "Анналы Японии" ("Нихон сёки", 720 г.) в записи от седьмого месяца седьмого года правления Суйнин. Современное написание имени силача - Таима-но Кэхая. В летописи Кувэбая руками ломает рога и выпрямляет крюки. Он похваляется силой и ищет супротивника, с кем потягаться не на жизнь, а на смерть. Государь спрашивает у своих приближенных: нет ли у нас кого-нибудь, кто бы был под стать этому богатырю? Сановники указывают на Номи-но Сукунэ из Идзумо. Номи доставляют в Ямато, к государю, устраивают бой, причем противники, по летописи, "пинают друг друга" ногами. Это выражение "пинать друг друга" и стало названием борьбы: "су" ("взаимно") + "мо:" ("ударять, толкать"). И действительно, Номи своему противнику сломал сначала ребро, а потом ударом ноги "переломил поясницу". Земли убитого Тагима-но Кувэбая передали Номи-но Сукунэ, с тех пор роду Номи принадлежал удел под названием Косиворэта, "Поле переломленной поясницы". Так эта история выглядит в "Анналах". Насчет борьбы и ее роли в древнем японском обряде. Те же "Анналы" не раз сообщают, как такой-то государь или государыня призывают ко двору людей из недавно замиренных племен (эмиси, хаято), и те в присутствии правителей Ямато борются, но не до смерти и не до кровавых увечий. Тем самым силачи выражают покорность: раз государь велит нам сдерживать нашу силу, так вот, смотрите - мы ее сдерживаем. В VII в. состязания борцов устраивали возле священного дерева цуки (дзельквы японской) - то есть в самом чистом месте, которое, по обряду Ямато, никак нельзя осквернять кровью. То есть борцы, сражаясь по правилам, еще и показывают, что они признают обряд Ямато, соблюдают яматоские предписания насчет чистоты и скверны. Каковы именно были правила самой борьбы, конечно, неизвестно. Но можно предположить, что целью их было исключить убийство и ранения. Вопрос о покорности страны Идзумо власти государей Ямато - вообще очень острый вопрос для первых японских летописей. Поэтому основателем обрядовой борьбы должен был быть непременно силач из Идзумо. Раз жители Идзумо сами предложили такой способ выражения покорности государю - значит, их верность Ямато непритворна. Любимый мой художник Кикути Ё:сай не мог пройти мимо столь славной особы, как Номи-но Сукунэ. Вот таким он изобразил древнего силача:
|
« Изменён в : 04/21/09 в 21:44:58 пользователем: Saru » |
Зарегистрирован |
Все люди смертны. Единственное, что примиряет с этой прискорбной истиной, — то, что некоторые из них еще живы (с) И.О.
|
|
|
Saru
Постоянный посетитель
![*](/YaBBImages/star.gif) ![*](/YaBBImages/star.gif) ![*](/YaBBImages/star.gif)
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 104
|
Еще попался хороший Номи-но Сукунэ - коня на скаку останавливает. На голове у него шапка служилого человека - конечно, деталь из гораздо более поздних времен. А вот каким изображен Номи-но Сукунэ в святилище Идзумо Здесь он - настоящий древний знатный японец, с прической в два узла и с ожерельем из камней изогнутой формы. Еще про Номи-но Сукунэ есть такое предание. Когда на 32-м году правления Суйнина скончалась государыня-супруга, овдовевший государь медлил с похоронным обрядом. А обряд этот включал в себя кровавые жертвоприношения. Государь спросил своих ближних людей: как надо поступить? Ведь я понимаю, что путь следования живых за мертвыми - нехорош. И тогда именно Номи-но Сукунэ сказал: я знаю, как быть, дозволь мне отдать поручение моим людям. Государь разрешил, и Номи созвал сотню гончаров из Идзумо, чтобы изготовить фигурки людей и коней. Изображения разместили вокруг кургана "глиняным кольцом" ("хани-ва"). Отсюда пошли "ханива" - погребальные глиняные изваяния. А государь Суйнин повелел, чтобы теперь все так хоронили умерших, а жертв не приносили. Номи был назначен старшим над всеми гончарами в стране и получил для себя и своих потомков новое прозвание - Хадзи. Род Хадзи с тех пор ведал захоронениями государей. Номи-но Сукунэ считают отдаленным предком Сугавара-но Митидзанэ - несчастливого политика X в., великого поэта, он же страшный призрак, ставший потом богом-покровителем школяров в святилище Китано. Этого бога почитают во многих святилищах по всей Японии, и в некоторых из них принять чтить также и предка Митидзанэ, Номи-но Сукунэ.
|
« Изменён в : 04/21/09 в 18:50:08 пользователем: Saru » |
Зарегистрирован |
Все люди смертны. Единственное, что примиряет с этой прискорбной истиной, — то, что некоторые из них еще живы (с) И.О.
|
|
|
Greg
Редкий гость
![*](/YaBBImages/star.gif) ![*](/YaBBImages/star.gif)
Быть должен и у кротости предел
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 54
|
Прекрасно, спасибо вам за подробные уточнение. Могу лишь сказать в свое оправдание, что про роль Номи-но Сукунэ в создании ритуала с глиняными фигурками я знал, но решил, что это к делу не относится. Еще раз благодарю.
|
|
Зарегистрирован |
На острие копья мой замешан хлеб, Пью, опершись на копье
|
|
|
Greg
Редкий гость
![*](/YaBBImages/star.gif) ![*](/YaBBImages/star.gif)
Быть должен и у кротости предел
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 54
|
Также нашел о разделении сумо на "рыцарское" и "народное" и о влиянии этой борьбы на культуру. В эпоху Камакура (1185-1333 гг.) сумо являлось средством укрепелния боевого духа и физической силы воинов. С силой все понятно, а вот про боевой дух следует уточнить. Первая фаза поединка (название фазы я запамятовал) заключается в том, что бойцы становятся напротив друг друга, касаясь земли кулаками. Сверля друг друга взглядом, они мысленно сокрушают противника. Подобное противостояние могло продолжаться до 20-30 минут в древности. По современным правилам бойцы могут проводить мысленный поединок лишь 3 минуты. Но даже "благородное" сумо было зрелищем. На изображениях поединков того времени художник тщательно изображает и зрителей. Бойцы, именуемые "сумотори" или "рикиси" были очень уважаемы. Немудренно, что вскоре появилось и "народное сумо". Поначалу "народное сумо" было продолжением ритуальных поединков в праздники, но позже превратилось в увлекательное зрелище. Настолько увлекательное, что между зрителями периодически вспыхивали драки и потасовки, вызванные интересным способом выявления победителя. В "народном" сумо не было судьи, а победителя выявляли зрители, криком поддерживая своего бойца. В общем, очень спорные были поединки. Эпоха Эдо стала золотым веком сумо. Сумотори приравняли к беспоместным самураям, а в самой борьбе появились и судьи, и специальная площадка "дохё" (кстати, весьма опасная штука. Рикиси сражаются на возвышении, и периодически вылетают с платформы вниз, ломая руки-ноги и себе и зрителям) А насчет влияния на культуру... В то же время в укиёэ, исскустве цветной гравюры, сложился целый жанр, посвященный сумо - сумоэ. На подобных гравюрах изображались как бойцы, так и жаркие поединки. Надо ли говорить, что жанр был популярен?
|
|
Зарегистрирован |
На острие копья мой замешан хлеб, Пью, опершись на копье
|
|
|
|