Автор |
Тема: "Японский оксюморон" и гайджинско-самурайский юмор (Прочитано 11555 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
Ur
Живет здесь
Castigare ridendo mores
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 418
|
|
"Японский оксюморон" и гайджинско-самурайский юмор
« В: 01/24/08 в 08:03:51 » |
Цитировать » Править
|
Немножко юмора в костёр дискуссии я, недостойный, подбросить решил... Еськов- сан прекрасную пародию написал: Как это делалось в Японии (пьеса в одном акте) На сцене - куча народу в японских прикидах: кимоно, халаты-хитатарэ, ками-симо - костюмы из "верха"-катагину (куртка с жесткими плечами) и "низа"-хакама (штаны, похожие на юбку, с очень низким швом посредине и разрезами по бокам) или нага-бакама (церемониальные штаны для особо торжественных случаев, волочащиеся по полу как шлейф), хаори - костюмы для верховой езды, вместо куртки с плечами, по покрою как кимоно; у всех - самурайские прически-пучки. Поскольку различать японцев в лицо европеец все равно не способен, мы будем обозначать действующих лиц по деталям их туалета. На стенах - картины Акэти Мицухидэ (но не того, что отравился рыбой фугу, а того, что зарубил Ода Набунагу); в углу столик с типа-икэбаной - цветы сливы в золотой вазе, и громоздящиеся едва ли не до потолка стопки книг - от фолиантов в телячьей коже до бульварных покет-буков в мягкой обложке. В центре сцены - средних лет джентльмен в простом стального цвета хаори с вышитым моном (родовым гербом) - змеей. Остальные образуют почтительный полукруг. Человек в хаори со змеей. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет гонец. Из Пизы. Человек в синем хитатарэ. А где это - Пи-за? Человек в хаори со змеей. В Европе. Сей гонец-из-Пизы уже объездил кучу азиатских стран - Индию, Филиппины, Индонезию, Вьетнам. Сейчас он в Китае. На очереди - мы. Чем кончались те визиты - подробно объяснять надо? Человек в синем хитатарэ. Скорее нет, чем да... Человек в хаори со змеей. Анализ сценариев будущего (а мы, как вы знаете, обладаем по этой части определенными возможностями) неутешителен. Страна Ямато может остаться страной Ямато в одном-единственном случае: если мы научимся всему, что умеют белые варвары, и превзойдем их в этих уменьях. Во всех иных вариантах они обойдутся с нами ровно так же, как мы в свое время обошлись с дикарями-айнами... Человек в лиловых нага-бакама (взмахивая белым ритуальным веером, дабы привлечь к себе внимание). Мне ведомо, к чему вы клоните, молящиеся на Закат демоны Кио-ку-мицу! Дай вам волю, и вы затянете все японское небо железной сетью вашего теле-графу! А лепестки цветущей сакуры навеки перемажет мерзкая копоть ваших фабрик!.. Человек в хаори со змеей (он, несомненно, железный человек: просто-таки видно, как он загоняет свое бешенство в желчный пузырь). Да, перемажет. Потому что в противном случае вы будете любоваться этим самым цветением сакуры лишь по письменному разрешению иностранной военной комендатуры. Человек с белым веером. О нет, никогда! Если нога белого варвара ступит на землю Ямато, мы обнажим мечи и падем со славой и доблестью! Что может быть прекраснее!.. Человек в хаори со змеей. Дык не поймут ведь! Дикари-с, Европа-с... Человек с белым веером. Нет уж, пусть лепестки сакуры остаются незапятнанными! И как один умрем в борьбе за ЭТО! Человек в хаори со змеей (безнадежно махнувши рукою). Ладно, ребята, умирайте - флаг вам в руки. А мы вот попробуем победить - хотя это будет потруднее... Человек с белым веером гордо удаляется, метя по полу своими нага-бакама. Человек в хаори со змеей (обводя взором собравшихся). Ну так как? С кем вы, мастера культуры? Несколько кимоно торопливо покидают залу вслед за человеком с белым веером. Остальные теснее смыкаются вокруг человека в хаори со змеей. Вперед выступает человек в синем хитатарэ. Человек в синем хитатарэ. Мы с вами, сенсэй. Только вот... Вам нужны воины, инженеры, финансисты - это понятно, но чем можем помочь мы, литераторы? Человек в хаори со змеей. Воины, инженеры, финансисты, литераторы - каждый будет делать свое дело. И должен предупредить сразу: ваша задача - самая сложная из всех. А главное - если неудача постигнет вас, то все усилия воинов, инженеров и финансистов тоже пойдут прахом: мы не сумеем отстоять страну... Фишка в том, что для европейцев мы - сколько европейских технологий ни освой! - все равно останемся "желтыми макаками"; очень хитрыми макаками, освоившими кучу цирковых трюков. А по отношению к макакам, как вы понимаете, позволено все... Так вот, ваша задача - сделать так, чтобы мы стали в глазах европейцев БЕЛЫМИ ЛЮДЬМИ. И более важной задачи сейчас нет. Человек в синем хитатарэ. Как же это можно?.. Человек в хаори со змеей. Для этого Японии нужна новая история, такая, чтоб была близка и понятна европейцу. Чтобы, глядя на нас, они думали примерно так: "Ну, всякие там китайцы с ихним муравьиным коллективизмом, индусы, что из нирваны не вылазят - эти-то, конечно, отрезанный ломоть, не люди, но вот японы... гм... У этих-то все, почитай, как у нас, только что короля называют микадо, а рыцарей - самураями... даже вон и об чести понятие имеют - даром что кличут ее на свой манер, гири..." Человек в зеленых хакама. Извините, но у них-то короли правят, а у нас микадо... того-с... Человек в хаори со змеей. Микадо тоже будет править, но это - не ваша задача... (Гул изумленных голосов вокруг). Ваше дело - написать новую историю Японии, такую, чтоб читалась как рыцарский роман. Европейцы любят сказки про рыцарей - вот и пускай себе читают на здоровье. Вон книги, особо любимые европейцами (указывает на стопки у стены) - извольте ориентироваться на этот стандарт: Вальтер Скотт, Дюма, Фенимор Купер... Человек в зеленых хакама (содрогнувшись). Но ведь это же все полнейшая безвкусица! Как можно... Человек в хаори со змеей (неприятным голосом). Вы, любезный, собираетесь родину спасать или свой художественный вкус демонстрировать? Ежели вы насчет вкуса - так вам направо (кивает подбородком в сторону, куда удалился человек с белым веером сотоварищи). А если насчет родины - то извольте работать в соответствии... Воспитывать вкус белых варваров поздно - надо ориентироваться на тот, что есть. Человек в синем хитатарэ. Простите, сенсэй, я не понял: мы что, должны переписать под этот самый европейский вкус все наши древние рукописи? Человек в хаори со змеей. Нет, конечно! Нахрен они кому сдались, те рукописи? Запомните: никакой истории, помимо той, что описана в художественной литературе, попросту не существует! Так что вы перепИшете не японскую историю, а японскую литературу - так проще, - а уж история помаленьку придет ей в соответствие сама собою. Между прочим, эту технологию тоже открыли европейцы. (Подходит к стопе книг, раскрывает по закладке одну из них.) Вот, извольте ли видеть: король Артур и его рыцари Круглого стола; все ознакомились?.. (Согласные кивки.) Так вот... "Нарисованная Мэллори в "Смерти Артура" картина закрепилась как обязательная; литература полностью вытеснила историю и реальность - если, конечно, принять, что Артур - лицо реальное. Рассуждения "историков" и "реалистов" мы слушаем без удовольствия либо с ходу отметаем. А, пусть себе болтают, что, мол, у Камелота, если он вообще существовал, не могло быть высоких стен и стрельчатых, расцвеченных знаменами башен, а напоминал он скорее всего холм, на вершине которого за деревянным частоколом стояла крытая соломой хибара. Пусть говорят, что Артур, Ланселот и Гавейн не могли в V-VI веках носить полных пластинчатых лат и шлемов с подвижными забралами, что носили они в лучшем случае примитивные кольчуги, либо римские лорики, надетые на бараньи кожушки и шерстяные тартаны; что "рыцарский турнир" был для них понятием абсолютно неизвестным, а ни один из принимаемых нами сегодня за добрую монету рыцарских обычаев и церемониалов (например, посвящение) не существовал даже в зародыше. Что состязание на пиках, этот столь любимый нами вид рыцарского поединка, был во времена Артура совершенно невозможен - в Европе в те времена еще не знали стремян, без которых такая борьба неосуществима, и еще не изобрели пустотелых пик, которые можно было бы крушить. Наконец, что "сэр Ланселот" и "сэр Гавейн" не могли быть никакими "сэрами", ибо титул этот (равно как и саму идею рыцарственности) принесли в Англию лишь норманны Вильгельма Завоевателя... Пусть "реалисты" твердят что хотят, и сколько хотят - мы-то знаем лучше! Литература - всегда права!" (Захлопывает книгу.) Вот как надо работать! И помните: ваша задача будет считаться исполненной тогда, когда в европейских странах эту сочиненную вами "японскую историю" будут знать - и почитать! - больше своей собственной. Да, это тяжелая задача, почти невыполнимая - но вы, ядрена мать, самураи или кто?! Самураи медленно расходятся, унося под мышками охапки книжек. В зале остаются двое - человек в хаори со змеей и человек в лимонном ками-симо. Зал между тем помаленьку начинает наполняться другой публикой - судя по пошлой роскоши одежд и жуликоватым рожам, олигархи-дзайбацу: вторая смена. Человек в хаори со змеей. Руководителем литературного проекта назначаетесь вы. Сроку - год. Об исполнении доложить. Человек в лимонном ками-симо. Сенсэй, но это же совершенно нереально! Во-первых, они все просто слабые литераторы. Вот если б у нас был Сайкаку, или Керай... Человек в хаори со змеей (с характерным акцентом). У меня нэт для вас других литэраторов. Работайте с тэми кадрами, что есть. ЗАНАВЕС
|
|
Зарегистрирован |
...Держит в руце копие, тычет змея в жопие... (кажется из Олдей)
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #1 В: 01/24/08 в 20:05:41 » |
Цитировать » Править
|
Нда... Беда, коль пиронги начнет печи сапожник... И вот что характерно - ни Долин, ни там Чхартишвили или Мещеряков не учат Еськова палеонтологии. Вопрос: зачем этот парень лезет в японистику?
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
serger
Beholder Живет здесь
Како сия мерзость на палубу забредохом?
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2215
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #2 В: 01/24/08 в 20:08:42 » |
Цитировать » Править
|
Ольга, Вы что - действительно считает что юмористическая сценка, высмеивающая отношение к реалиям, должна как-то соотвествовать этим реалиям?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Zamkompomorde
Administrator
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 2640
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #3 В: 01/24/08 в 22:13:28 » |
Цитировать » Править
|
Это не совсем пародия,это часть большой развеселой статьи Еськова,этакая игра. Саму статью можно найти у Мошкова : http://fan.lib.ru/e/eskov/text_0110.shtml
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Ur
Живет здесь
Castigare ridendo mores
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 418
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #4 В: 01/25/08 в 07:10:26 » |
Цитировать » Править
|
Ну, собственно эту статью я в виду и имел. Не нравится Еськов-сан если - Рут Бенедикт-сан процитировать мог бы я. Книгу знатную в прошлого века середине написала она - "The Chrisantemum and the Sword". К сожалению, будучи прикован к галерной банке, не могу привести выходные данные книги, тем не менее, вот цитата (в моём недостойном переводе и приблизительно, ибо по памяти): "...некий японский лётчик, получив полётное задание отправился на боевой вылет. Через должное количество времени, сильно потрёпанный американскими стервятниками самолёт его совершил посадку на родном аэродроме. Лётчик выбрался из кабины и парадным шагом направился в кабинет своего командира. Там он, стоя во фрунт, отдал рапорт, доложив о сбитии значительного количества вражеских самолётов. После чего отважный лётчик упал без признаков жизни. Из остальных признаков на теле героя было обнаружено пулевое отверстие напротив сердца - согласно утверждению врача, лётчик был убит не менее получаса назад. И движимое лишь силою самурррайского духа тело его совершило возвращение и посадку самолёта, марширование к командиру и последний рапорт! Так же и все мы, японцы, как один человек, в несокрушимом порыве... ". А книга - очень интересная, правда-правда.
|
|
Зарегистрирован |
...Держит в руце копие, тычет змея в жопие... (кажется из Олдей)
|
|
|
Ur
Живет здесь
Castigare ridendo mores
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 418
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #5 В: 01/25/08 в 07:15:28 » |
Цитировать » Править
|
on 01/24/08 в 20:05:41, Olga wrote:Нда... Беда, коль пиронги начнет печи сапожник... И вот что характерно - ни Долин, ни там Чхартишвили или Мещеряков не учат Еськова палеонтологии. Вопрос: зачем этот парень лезет в японистику? |
| Не то беда, коли пироги - беда, коли невкусные . А что, для залезания в японистику отныне следует предъявлять какие-то документы, подтверждающие права залезанта?
|
|
Зарегистрирован |
...Держит в руце копие, тычет змея в жопие... (кажется из Олдей)
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #6 В: 01/25/08 в 07:18:46 » |
Цитировать » Править
|
Беда, скорее, когда такие игры начинают воспринимать всерьез. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #7 В: 01/25/08 в 07:56:14 » |
Цитировать » Править
|
on 01/25/08 в 07:15:28, Ur wrote: Не то беда, коли пироги - беда, коли невкусные . А что, для залезания в японистику отныне следует предъявлять какие-то документы, подтверждающие права залезанта? |
| Так ведь пироги же невкусные. Ну объясните мне, что в этом отрывке СМЕШНО? То, что Еськов везде видит направляющую руку спецслужб? Так это было смешно во времена "Афрания". Один раз.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
Ur
Живет здесь
Castigare ridendo mores
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 418
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #8 В: 01/25/08 в 08:15:08 » |
Цитировать » Править
|
on 01/25/08 в 07:56:14, Olga wrote: Так ведь пироги же невкусные. |
| Ну, кому как... Не все же могут похвастаться безукоризненным чувством вкуса и с презрением отвергнуть плошку чёрного риса в пользу ухи-плясуньи из Ямакути. Некоторым и пресловутого риса довольно. А если с пивом... Quote:Ну объясните мне, что в этом отрывке СМЕШНО? То, что Еськов везде видит направляющую руку спецслужб? Так это было смешно во времена "Афрания". Один раз. |
| Ну, положим, не везде. И положим, не везде оная рука и отсутствует... На мой непросвещённый взгляд, это была, кстати, не рука спецслужб, но рука власти - полагаю, здесь имеется некоторая разница. Смешным же является то, что власть в Японии (в этой конкретной пиеске) озабочена отнюдь не реальными насущными проблемами окормляемого народишки, но идёт на всеразличнейшие ухищрения для создания и поддержки некоего гранфаллонического имиджа своей страны. Идя при этом на заведомый подлог и фальсификацию - как впрочем, ей, власти (любой!) и положено...
|
|
Зарегистрирован |
...Держит в руце копие, тычет змея в жопие... (кажется из Олдей)
|
|
|
Nick_Sakva
Живет здесь
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2660
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #9 В: 01/25/08 в 08:16:03 » |
Цитировать » Править
|
on 01/24/08 в 20:05:41, Olga wrote: Вопрос: зачем этот парень лезет в японистику? |
| А когда А.К.Толстой пишет "Сидит под балдахином китаец Цу-Кин-Цын", он "лезет в китаистику"? По-моему вся эта басня не столько про Японию, сколько про Россию вообще и нынешнюю в частности. А также о роли литературы в формировании видения истории.
|
« Изменён в : 01/25/08 в 08:20:51 пользователем: Nick_Sakva » |
Зарегистрирован |
Перед любыми категоричными утверждениями, автор которых явно не указан, подразумевается наличие слов "по-моему мнению", которые опускаются ради экономии места. Никакие слова и термины в моих текстах НЕ несут оценочной нагрузки. 尼珂
|
|
|
Ur
Живет здесь
Castigare ridendo mores
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 418
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #10 В: 01/25/08 в 08:44:21 » |
Цитировать » Править
|
on 01/25/08 в 08:16:03, Nick_Sakva wrote: А как же, конечно лезет. И что характерно, безо вяких на то прав и оснований. И даже искажает имя главного героя (на самом дел, как мы все знаем, его звали Вынь Су Хим)!
|
|
Зарегистрирован |
...Держит в руце копие, тычет змея в жопие... (кажется из Олдей)
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #11 В: 01/25/08 в 10:19:58 » |
Цитировать » Править
|
on 01/25/08 в 08:16:03, Nick_Sakva wrote: А когда А.К.Толстой пишет "Сидит под балдахином китаец Цу-Кин-Цын", он "лезет в китаистику"? По-моему вся эта басня не столько про Японию, сколько про Россию вообще и нынешнюю в частности. А также о роли литературы в формировании видения истории. |
| Нет. Это ситуация "человек пишет про опереточных китайцев для тех, кто видел только опереточных китайцев". А роль литературы в формировании видения истории парень тоже видит изумительно примитивно.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #12 В: 01/25/08 в 10:22:09 » |
Цитировать » Править
|
on 01/25/08 в 08:15:08, Ur wrote: Ну, положим, не везде. И положим, не везде оная рука и отсутствует... На мой непросвещённый взгляд, это была, кстати, не рука спецслужб, но рука власти - полагаю, здесь имеется некоторая разница. Смешным же является то, что власть в Японии (в этой конкретной пиеске) озабочена отнюдь не реальными насущными проблемами окормляемого народишки, но идёт на всеразличнейшие ухищрения для создания и поддержки некоего гранфаллонического имиджа своей страны. Идя при этом на заведомый подлог и фальсификацию - как впрочем, ей, власти (любой!) и положено... |
| Блин... Люди, где лежат миниатюры Слава макарова из жизни Синсэнгуми? Я хочу показать человеку, что такое смешная штука, сделанная со знанием вопроса. И почему она смешна.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
Nick_Sakva
Живет здесь
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2660
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #13 В: 01/25/08 в 10:33:31 » |
Цитировать » Править
|
on 01/25/08 в 10:19:58, Olga wrote:Нет. Это ситуация "человек пишет про опереточных китайцев для тех, кто видел только опереточных китайцев". |
| Оно! Тот самый случай. Причем об этом прямым текстом disclaimer в конце статьи: "Так что на всякий случай - для тех, кто в танке: Все упомянутые страны, события и люди есть плоды авторского воображения, и за их совпадение с одноименным людьми, событиями и странами из текущей реальности администрация ответственности не несет." Olga, кроме всего прочего возможно тут целый ряд аллюзий срабатывает по-разному по разные стороны российско-украинской границы.
|
« Изменён в : 01/25/08 в 10:38:31 пользователем: Nick_Sakva » |
Зарегистрирован |
Перед любыми категоричными утверждениями, автор которых явно не указан, подразумевается наличие слов "по-моему мнению", которые опускаются ради экономии места. Никакие слова и термины в моих текстах НЕ несут оценочной нагрузки. 尼珂
|
|
|
Saru
Постоянный посетитель
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 104
|
|
Re: Средневековая Япония - бароны, присоединяйтесь
« Ответить #14 В: 01/25/08 в 10:35:29 » |
Цитировать » Править
|
Я в пародии Еськова, как и в его статье, вижу нечто другое. "Вот какие хитрые японцы, нарочно обустроили свою словесность именно так, чтобы европеец в ней видел побольше сходства с европейской литературой". Просчитали, со свойственной им проницательностью, как угодить на европейский вкус, да еще и с опрережением оного вкуса на несколько веков... Мнение, и вправду, забавное. Вообще же любопытная вещь - образ Японии в целом как Страны-Пародии. Самураи - пародия на рыцарей, государственная сеть храмов - пародия на Церковь... А сёгунат - почему-то на Разделение Властей Пародия, не знавшая, что именно она пародирует. Что до "пропуска япониста", то его Еськов предъявил - в виде экскурса в историю костюма в самом начале пьесы... Тоже забавная вещь: японский материал всё еще воспринимается как ЭКЗОТИКА. "Хакама" требуют комментария даже внутри нарочито-макаронического текста. Тартаны не требуют, а хакама - непременно.
|
|
Зарегистрирован |
Все люди смертны. Единственное, что примиряет с этой прискорбной истиной, — то, что некоторые из них еще живы (с) И.О.
|
|
|
|