Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
07/01/24 в 03:05:17

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Аббасидские байки »


   Удел Могултая
   Вавилонская Башня
   Поучительные рассказы и назидательные истории
   Аббасидские байки
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7  ...  12 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Аббасидские байки  (Прочитано 36197 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Saru
Постоянный посетитель
***




   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 104
Re: Аббасидские байки
« Ответить #60 В: 06/24/08 в 20:57:41 »
Цитировать » Править

А что за история про "трех великих обманщиков"?
Зарегистрирован

Все люди смертны. Единственное, что примиряет с этой прискорбной истиной, — то, что некоторые из них еще живы (с) И.О.
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Аббасидские байки
« Ответить #61 В: 06/24/08 в 21:09:53 »
Цитировать » Править

Это от заявления о том, что Моисей, Иисус и Мохаммед были тремя величайшими (причем сознательными) жрецами и охмурителями. Папа Григорий, если не ошибаюсь, обвинял императора Фридриха Второго в том, что тот это то ли сам сказал, то ли процитировал (а цитировал арабов Фридирих охотно, арабский знал с детства, да и, не исключено, действительно придерживался такой или схожей точки зрения), то ли даже написал целый трактат "О трех обманщиках". Потом этот ужасный богохульный трактат кому только не приписывали - вплоть до Спинозы, Кампанеллы и лорда Чербери (последний такого трактата не писал, но зато сам стал героем одноименного трактата - в компании с Гоббсом и Спинозой). Существовала ли такая книга (не про Чербери, а про пророков) в средние века на самом деле - кажется, большой вопрос...
« Изменён в : 06/24/08 в 21:10:04 пользователем: Kell » Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Аббасидские байки
« Ответить #62 В: 06/25/08 в 01:50:40 »
Цитировать » Править

2 Kell
 
Quote:
"Ни за что", в смысле, "я государь - что хочу, то и ворочу" - этого у аль-Мамуна, кажется, все-таки не было (по  
крайней мере, меньше, чем у Харуна). Так что для того, чтобы гробить подданных, резоны у него обычно находились - но, опять же в отличие от многих коллег, он это за благо уже только потому, что "так правильно" он не считал и к людям относился счетно etc.

 
Очень рад, на самом деле. Значит, первое впечатление не подвело. Альтернативку даже сочинял, как он Византию вынес.
 
Quote:
Впрочем, это внимание к современникам отчасти уравновешивалось очень откровенным равнодушием к предшественникам: и ограбление пирамид (скорее всего, баснословное), и "переписывание на себя" строительства омейадской мечети (вполне документированное) - это совершенно в его духе: за предшествеников он ответа нести не хотел ни в какой области.  

 
Это я решительно могу только поставить ему в заслугу. И полностью отвечает моему любимому типу исторических деятелей - приходят как кошки в стаю собак или волков, отыгрывают - и отлично отыгрывают - главного волка, оставаясь совершенно сознательно кошками - и уходят в рай для кошек, отделываясь раз и навсегда. Что Цезарь, что Брежнев, что Екатерина Вторая, что Сяо Вэнь-ди.
А тут еще и предшественники были такие, что относиться к ним иначе совесть не позволяла.
 
Про трех обманщиков - была статья Sadek V. Ateisticky proud "De tribus impostoribus" a arabska filosofie. - Novy Orient (Praha), 1962, но иди ее ищи...
А я сообразил, почему мне это показалось.
Это на основе эпизода с ближайшим Мамуновским сотрудником Сумамой ан-Нумайри:
 
«Глава этих схоластов [мутазилитов] Сумама увидел как-то в пятницу людей, бегущих наперегонки в мечеть, чтобы не опоздать на молитву. “Смотрите, - вскричал он, – вот скоты, вот ослы!” И, обратившись к одному из своих друзей, произнес: “Вот что сделал этот араб (имеется в виду Мухаммед) из людей!”».
 
Этот оборот, в общем, может подразумевать концепцию трех обманщиков, поскольку если уж Мухаммеда так , то Моисея и Христа тем более.
 
Про другого ближайшего сотрудника, аль-Джахиза, ортдоксы потом писали, что  он сочинил "книгу, в которой приводит доводы, выдвигаемые христианами против мусульман, а когда доходит до места, где должен был бы их опровергнуть, вдруг перестает приводить доказательства, так что создается впечатление, будто он хотел всего лишь натолкнуть мусульман на то, что они не знают, а слабых в вере – довести до сомнений... он издевается над хадисами»
 
(Вольф, http://www.nsu.ru/classics/Wolf/kalam.htm )
 
Отсюда я и подумал, что говорить-то такого Мамун не говорил, но идею такую одобрял. Сумама уж очень ярко высказался.
 
 
 
Quote:
И были ли у него определенные религиозные убеждения вообще? Догматических, по-видимому, точно не было?  
 
Догматических - явно не было, и он это тщательно подчеркивал; сохранились описания диспутов при его дворе - при том, что формально он так открыто поддерживает тех, кто ему лично симпатичен, потешается он при этом, похоже, над обеими сторонами. Но лично ему симпатичны были в основном мутазилиты, покровительствовал он им деятельно

 
Да. Помню, при первом знакомстве с предметом поразился тому, что мутазилиты совершенно четко указывали, что добро от зла отличает человек по своему усмотрению, а не Господь это ему устанавливает (что сочеталось с их номинальным объективированим). Кто-то в гневе возражал, что тогда "Аллах не ниспосылал людям своей книги, не разрешал  людям того, что разрешил, и не запрещал того, что запретил,  не связывал бы долгом и не развязывал бы от долга".
Мутазилиты, если я правильно понял, считали, что Аллах и в самом деле ничего такого не делалSmiley.
"Вавилонский" клон ислама. Как обычно, ничего из этого не вышло...
 
 
"О трех обманщиках" вроде бы по крайней мере в 1598 вышла по-латыни (я уточню)
« Изменён в : 06/25/08 в 01:51:35 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Аббасидские байки
« Ответить #63 В: 06/25/08 в 10:12:50 »
Цитировать » Править

И мутазилитов, и этого язва тоже, пожалуйста.  Smiley Пусть и в разведенном виде.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Аббасидские байки
« Ответить #64 В: 06/25/08 в 11:43:43 »
Цитировать » Править

on 06/25/08 в 01:50:40, Mogultaj wrote:
Это я решительно могу только поставить ему в заслугу.

Беда в том, что с "отличным отыгрышем" у аль-Мамуна не всегда получалось. Он очень хорошо (лучше всех своих аббасидских и большинства омейадских предшественников) понимал, что раз он - государь имперский, то ему надлежит показать себя во всех концах и всем народам державы, объехать ее всю и везде стать своим или вызвать восхищение; но те же Египет или Сирию он представлял явно недостаточно (в отличие от Персии, скажем), и иногда выдавал нечто, что выглядело для местных отчаянным диссонансом с тем образом, который он пытался создать - как в случае с омейадской мечетью. Зато в Египте все прошло, кажется, удачно - у него даже египетская часть в войске завелась, и ей можно оказалось доверять.
 
Сумайма и особенно аль-Джахиз Пучеглазый действительно позволяли себе очень многое - Сумайма резко, а Джахиз - весело, балагурно и в таком новом темпе и стиле, что к нему даже придраться как-то не получалось. Софистом он был блестящим (и прославился, собственно, прежде всего этим: умением доказывать противоположные вещи, иногда небезопасные в устах любого другого, например, попеременное доказательство превосходства суннитов над шиитами и наоборот) и делать это увлекательно. Приводить в качестве аргумента божественное откровение о том, как правильно проводить вскармливание младенцев, с указанием, что свиток с записью этого откровения лежал под лавкой у Айши (которая едва ли могла его прочесть, кстати), но его, увы, сжевала овца, или на полном серьезе доказывать преимущества негров перед белыми - такого из его современников не умел, кажется, никто. Даже Черный камень Мекки, по словам аль-Джахиза, был когда-то белым, и это язычники заставили его почернеть; если бы мусульмане были настоящими мусульманами, он давно побелел бы, но увы... А его загадочную историю о том, как "удод похоронил свою мать в собственной голове" мне очень хочется найти... В общем, мастер " сделать великое малым, а малое великим". Герои последних историй им восхищались, включая везира ибн аль-Зейата и главного судью ибн Аби Дувада; при благочестивом государе Мутаваккиле аль-Джахиз все же успел посидеть - и в то же время его книга с опровержением христианства так халифу понравилась, что аль-Джахизу и пенсион назначили, и все его долги из казны заплатили, а главный государев фаворит Фас ибн Хакан считал себя задушевным другом Джахиза и всячески за него хлопотал. Умер аль-Джахиз в родной Басре в глубокой старости - он один из первых книжников, про кого рассказывали, что его убило завалившимися пирамидами книг...
 
Quote:

Да. Помню, при первом знакомстве с предметом поразился тому, что мутазилиты совершенно четко указывали, что добро от зла отличает человек по своему усмотрению, а не Господь это ему устанавливает (что сочеталось с их номинальным объективированим). Кто-то в гневе возражал, что тогда "Аллах не ниспосылал людям своей книги, не разрешал  людям того, что разрешил, и не запрещал того, что запретил,  не связывал бы долгом и не развязывал бы от долга".
Мутазилиты, если я правильно понял, считали, что Аллах и в самом деле ничего такого не делалSmiley.

Ну, у мутазилитов Аллах, конечно, очень даже указывает, что хорошо, а что плохо - ибо иначе бы сыпался один из важнейших их тезисов "аль-ваад ва аль-ваид", "обещание и угроза", по которому Бог за хорошие поступки вознаграждает, а за плохие - наказывает, и за очень плохие поступки помиловать может только раскаявшегося (а не любого, кого захочет по своему усмотрению, как правоверные сунниты считали). И указания на эти хорошо и плохо Коран напрямую содержит. Но вот что эти божественные указания - совет и предупреждение, а не приказ, которого не исполнить невозможно - на этом мутазилиты стояли прочно: иначе бы получалось, что злодеям всеблагой Аллах повелел творить зло, а это противоречие, недопустимое для совершенного Бога, который "не любит порчи" - за все плохое человек полностью сам в ответе и на Аллаха вину переваливать не должен. Так что "самого короткого хадиса"* они не признавали.
 
* Некий человек спросил Посланника Божия: "Неужели Аллах может заставить меня совершить зло, чтобы потом наказать меня же за это?"
Мухаммед ответил: "Да". Хадис не вполне признанный (из-за изъянов в цепочке передатчиков), но популярный в то время.
« Изменён в : 06/25/08 в 11:47:54 пользователем: Kell » Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
Бенни
Administrator
*****


б. Бенедикт

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2542
Re: Аббасидские байки
« Ответить #65 В: 06/25/08 в 19:54:35 »
Цитировать » Править

В таком изложении, имхо, это не более вавилонская точка зрения, чем в христианском мэйнстриме (исключая ту линию, что началась с Рим. 9 и привела к кальвинизму).
« Изменён в : 06/25/08 в 20:05:17 пользователем: Бенни » Зарегистрирован
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Аббасидские байки
« Ответить #66 В: 06/25/08 в 21:35:07 »
Цитировать » Править

Не совсем - у мутазилитов именно человек по наведению от своих базовых  самоочевидных ценностей (дословно - "разумом")  распознает, что есть добро, а что зло. Отдельно считается, что Аллах никогда зла не творит и не предписывает, а добра не запрещает.
 
Что же делать, возникает тут естественный вопрос, если Аллах нечто запретил, а между тем по наведению от своих базовых самоочевидных ценностей человек опознает это "что-то" как добро?
 
По мутазилитской логике остается решить, что Аллах ничего такого и не запрещал.
 
А если оно в тексте священном написано, что запретил?
Ну так мы помним, что про Мухаммеда сказал Сумама ан-Нумайри... Что они там устами бы вслух произнесли публично - это один вопрос, а про себя бы точно подумали, что в тексте написан вздор.
Все примерно как у ген. Драгомирова.
 
2 Kell - правильно ли я излагаю дело?
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Аббасидские байки
« Ответить #67 В: 06/26/08 в 00:03:27 »
Цитировать » Править

Примерно так - во всяком случае, у "крайних" мутазилитов. Сам их основатель Васил Коран все же признавал (в отличие от сунны), хотя и не признавал его предвечности, да и большинство последующих мутазилитов расхождения своего "чутья на добро" с Кораном (а таких расхождений, в общем, зафиксировано было не шибко много - в Коране преобладают вещи здравые) обходили окольными толкованиями коранического текста, подгоняя смыл Корана к собственному здравому смыслу и "чутью". При этом они, конечно, вполне себе подчеркивали, что это человеческое чутье - не безошибочно ни разу (безошибочно распознает добро и зло только Аллах), так что награды и наказания вполне остаются реальными. И еще - что это чутье можно совершенствовать: отсюда их положение о том, что человек может находится между "правоверием и нечестием"\"верой и неверием" (аль-манзиляту байн аль-манзилятайн). По изложению аш-Шахрастани, Quote:
Вера представляет собой совокупность свойств добра. Когда они соединены, человек называется верующим, и это похвальное звание. Нечестивый не соединяет в себе свойств добра и не заслуживает похвального звания, вследствие чего его не называют верующим. Но он не является также безусловно неверующим, потому что с ним остаются слова исповедания веры и все прочие добрые дела, — нет основания отвергать их. Однако, если он ушел из этого мира с тяжелым грехом, без раскаяния, то он будет в числе вечно пребывающих в аду, поскольку в загробной жизни есть только две категории людей: одна категория — раю, другая в аду. Но тяжесть наказания будет ему приуменьшена, и его ступень будет выше ступени неверующих.
А как быть с теми, кто (вроде суннитов) как раз в это промежуточное состояние не верит? По=хорошему, как с добрым мусульманином - ведь пока человек жив, у него всегда есть надежда от заблуждений избавиться.
 
"Мы - язычники"
Вдогонку, чтобы от баек далеко не уходить – нравящаяся мне история об основоположнике мутазилизма, Василе ибн Ате. Путешествует он с учениками, а навстречу – вооруженный отряд хариджитов, а представители этого толка мутазилитов считали страшными еретиками и порою резали. Ученики перепугались, Васил говорит им: «Вы помалкивайте, а я с ними объяснюсь». Хариджиты уже копья наклонили – Васил спрашивает: «Почему вы хотите напасть на людей, не узнав, кто они и зачем тут оказались?» - «Ладно, - говорит главный хариджит, - и кто же вы такие?» _ «Мы язычники, и приехали просить вас наставить нас в учении Аллаха». Тогда хариджиты оружие отложили, и один из них стал читать пришельцам Коран наизусть. Когда он умолк, Васил ему говорит: «Слово Аллаха мы услышали – теперь проводите нас в спокойное место, где мы могли бы его обдумать». – «Верно!» - говорят хариджиты. И отправились они в путь,а хариджиты их сопровождали и защищали, пока не достигли путники города, где власть была не у хариджитов. «А здесь вы в безопасности?» - спросил их вожак. «Мы – да, а вы – нет; спасибо вам и ступайте», - отвечает Васил; что те и сделали. Спрашивают Васила: «А почему ты был так уверен, что нас, назвавшихся язычниками, не перережут?» От в ответ: «Хариджиты – тоже люди благочестивые, и Коран толкуют буквально, а сказано в нем: «Если кто-либо из многобожников просил у тебя убежища, приюти его, пока не услышит он слова Аллаха; потом же доставь его в безопасное для него место» (Коран 9:6)
« Изменён в : 06/26/08 в 00:04:30 пользователем: Kell » Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Аббасидские байки
« Ответить #68 В: 06/26/08 в 10:53:42 »
Цитировать » Править

Quote:
Если кто-либо из многобожников просил у тебя убежища, приюти его, пока не услышит он слова Аллаха; потом же доставь его в безопасное для него место»

 
Стоит запомнить, вдруг придодится...
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Аббасидские байки
« Ответить #69 В: 06/26/08 в 20:40:12 »
Цитировать » Править

Едва ли - хариджитов давно на свете нет...
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Аббасидские байки
« Ответить #70 В: 06/27/08 в 18:29:34 »
Цитировать » Править

Кстати, я встречал утверждение, будто аж Башшар ибн Бурд был последователем Василя. Судя по очень многим историям о
нем, очень похоже на то.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Аббасидские байки
« Ответить #71 В: 06/27/08 в 18:48:34 »
Цитировать » Править

Quote:
Едва ли - хариджитов давно на свете нет...

 
Но ведь Коран, слава Аллаху, остался  Smiley
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Аббасидские байки
« Ответить #72 В: 06/27/08 в 18:55:00 »
Цитировать » Править

Коран - это такая штука, что как его толковать - вопрос туманный, а как толкования применять - еще туманнее. Не случайно герой байки все упования связывал не с самим знанием хариджитами Корана, а именно с тем, что они его толкуют и применяют буквально.
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Аббасидские байки
« Ответить #73 В: 07/08/08 в 08:45:40 »
Цитировать » Править

У халифа была надежная опора — блестящий богослов-суннит Ахмад ибн Ханбал. Он был лучшим знатоком хадисов своего времени (в его собственном собрании было тридцать тысяч хадисов!), он славился скромным и даже бедным образом жизни, что не могло не привлекать к нему бедняков, наконец, он был мучеником — предыдущие государи предпочитали ему мутазилитов, и при аль-Мутасиме ибн Ханбал побывал и под поркой, и в тюремных кандалах. Теперь, когда аль-Мутаваккиль обратился против мутазилитов, семидесятипятилетний Ахмад вошел в силу — и оказался не мягче своих противников. Это он говорил: «Всякий, кто отвергает какой бы то ни было достоверный хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот — на грани уничтожения». В то же время в мирских делах он был верноподданным из верноподданных: «Повиновение и подчинение обладателю власти, как праведному, так и нечестивому, является обязанностью мусульман. Халифу, который пришёл к власти, и народ признал его, или же халифу ставшему правителем насильственным путём, захватив власть, повиноваться нужно обязательно». С таким советником аль-Мутаваккиль мог быть уверен в своей правоте, и на мутазилитов обрушились уже не ссылки, порки и тюремное заключение, как бывало при его предшественниках, а казни: уж если пороть – то до смерти, и в погребении отказывать. Проверочным вопросом для испытания правоверия стал вопрос о том, сотворен Коран или предвечен и существовал всегда. Сунниты, с их почитанием канона, признавали несотворенность писания; мутазилиты таковую отрицали – во-первых, потому, что только Бог может быть предвечен, а во-вторых, потому, что в Коране описывается много событий священной истории и человеческих судеб, и если текст этот существовал всегда – значит, никакой свободы воли нет и все предопределено, а это было для последователей Васила совершенно неприемлемо.  
Ответом на столь люто благочестивое правление стали мятежи — на юге в Йемене, на севере в Армении (где местным князьям было жестко поставлено условие принимать ислам — либо лишаться и власти, и головы). Мятежи подавили — в Армении главным усмирителем был тюрок Буга, действовал он со всем размахом и беспощадностью, и мои тамошние родичи еще при моей жизни его имя как ругательство употребляли.
 
 
Аль-Мутаваккиль не любил своих предшественников – и не любил их столицу: в Самарре было много вольнодумцев и, что еще важнее, слишком много тюркских военных: обходиться без них халиф не мог, но и доверять им тоже не решался, тем более что и твердость их в вере была под большим сомнением, как мы видели; он начал набирать войска в Северной Африке и в Закавказье, чтобы разбавить тюрок. Сперва аль-Мутаваккиль даже собрался было перебраться с двором в старую омейадскую столицу, в Дамаск; это вызвало, однако, такую бурю и в народе, и в войсках, что аль-Мутаваккиль уступил и остался в Самарре. Но уступил не вполне: вместо древней столицы, куда его не пустили, и новой столицы, которую он не любил, он решил возвести новейшую, Мутаваккилию, чуть к северу от Самарры. Все пошло по плану: пригородные крестьяне высылались, место под строительство расчищалось, от Тигра отводился канал (правда, дельных инженеров не хватало, и благочестивому халифу скрепя сердце пришлось назначить главным инженером христианина!) Строительным рабочим платили щедро, и как только был возведен дворец и чиновничий квартал, халиф перебрался туда.  
 
Ему было 38 лет, он был крепок и здоров, но решил загодя решить больной для Аббасидов вопрос престолонаследия. Трех своих сыновей он уже при своей жизни назначил правителями огромных областей, разделив державу натрое, и дал детям новые, царские имена: старший, аль-Мунтасир, получил Ирак, Аравию и Египет, второй, аль-Мутазз — Иран и Закавказье, третий, аль-Муайад — Сирию и Палестину. Наследником престола был назначен аль-Мунтасир, сын византийки — и, разумеется, вскоре пошли слухи, что ему не терпится свое наследство принять. Распускала их, судя по всему, Кабиха, мать аль-Мутазза и самая любимая из жен и наложниц аль-Мутаваккиля. Имя ее значит «Безобразная» и дано было, разумеется, от противного: она была красавицей и обладала даже для своего времени и круга исключительным талантом добывания богатств — так усердствуя, что даже ее мужу порою было неудобно. И вскоре получилось так, что аль-Мутазз уже начал чеканить деньги со своим именем и заменять отца на торжественных приемах и во время халифских проповедей; аль-Мунтасир мрачнел, обижался и подумывал о том, чтобы и впрямь устроить какой-нибудь заговор…
 
Скорее всего, заговора он бы не устроил, если бы обижен оказался он один; но у халифа хватало недоброжелателей. Аль-Мутаваккиль последовательно избавлялся от выдвиженцев своих предшественников, большинство из них были уже мартвы, из стариков-воевод аль-Мутасима остался один Васиф. Он был менее честолюбив, чем Ашинас, Афшин или Итах, и всех их пережил; в богословские споры не мешался, управлял своими огромными поместьями и рассчитывал передать их вместе с должностью сыну Салиху. Не тут-то было: верные люди в новой столице сообщили ему, что земли Васифа халиф собирается конфисковать — в виде исключения, не для себя, а для своего любимого приближенного Фаса ибн Хакана (покровителя Джахиза, кстати).
 
И вот однажды вечером халиф пирует — в верхней комнате он и Фас, с нижней, смежной — знать и придворные, все еще наследник аль-Мунтасир, брат халифа Абу Ахмед, караул несет тюркский офицер Буга Младший. За занавесом — дамы, Кабиха посылает мужу в подарок новый вышитый зеленый халат — но аль-Мутаваккиль пребывает в меланхолии: «Сердцем чую, недолго я проношу этот халат — лучше уж мне его не надевать вовсе!» Фас и прочие его успокаивают и провозглашают многолетия — но халиф мрачен и раздражен. Раздражение это обрушивается на наследника – отец опять корит его «слишком уж ты нетерпелив!», почти напрямую обвиняет в злоумышлении на свою жизнь, наконец, приказывает Фасу ударить его. «Лучше б ты велел казнить меня!» — восклицает раздосадованный царевич — и многие из присутствующих уже ждут, что отец его поймает на слове. Аль-Мунтасир встает и покидает пиршественную залу; его пытаются остановить: «Как, без дозволения государя?» — «Наш благочестивый государь слишком пьян, чтобы заметить уход такого человека, как я», — отвечает царевич. Халиф и впрямь пьян — и Буга предлагает и прочим гостям разойтись: «халиф велел мне выпроводить всех, когда он выпьет семь чаш, а он выпил уже все четырнадцать». Гости расходятся, остаются только халиф, Фас и те из прислуги, кто и оставил воспоминания об этом пире.
 
В это время брат государя Абу Ахмад, выйдя из столовой, направляется в нужник, ибо и им выпито много. Неожиданно он видит, что по дворцу идет отряд вооруженных тюрок с обнаженными мечами: он узнает сыновей Васифа, Мусу — сына Буги Старшего, усмирителя Армении, и других. «Вы чего?» — вскрикивает он; «Ничего, — отвечает Салих, поднимая меч, — шел бы ты, куда шел, и не мешал военным людям делать свое дело». — «Уже иду», — кивает Абу Ахмад и продолжает свой путь. А офицеры заходят в пиршественную залу и бросаются на халифа; аль-Мутаваккиль оборонялся чем мог, Фас пытался прикрыть его собой — обоих изрубили чуть не в куски. Буга направляется к аль-Мунтасиру и приветствует его как государя. «А что с отцом?» — спрашивает наследник. «Ну, допустим, он повздорил с Фасом, — пожимает плечами тюрок, — и Фас его зарезал; ну а ты, конечно, в гневе немедленно зарубил самого Фаса». — «Слишком неправдоподобно, — мрачно отвечает царевич, — Уж скорее люди поверят, что наш добродетельный государь захлебнулся вином».
 
Через несколько дней государь аль-Мунтасир принял присягу от войск, чиновников и собственных братьев. Первым его важным решением было объявление очередной священной войны Византии — главнокомандующим назначался старый Васиф. Затем разрешался вопрос с братьями: Мутаваккиль в свое время, назначив старшего сына наследником, назначил и ему наследниками младших братьев, теперь это не устраивало ни нового халифа, ни его окружение. Аль-Мутаззу и аль-Муайаду передали, что они должны письменно отказаться от прав наследования; аль-Мутазз возмутился: «Так у меня и мою Персию отберут? У меня есть права…» — «Эти права, болван, — оборвал его младший брат, — уже убили нашего отца — ты хочешь последовать за ним? Подписывай!» Оба подписали, и после этого их пригласили на прием к халифу. Вокруг трона стояли убийцы аль-Мутаваккиля, и старший брат простодушно заявил младшим: «Вы только не думайте, что я заставил вас отказаться потому, что считаю, что мой маленький сын лучше годится в наследники; но вас тюрки не любят, и останься у вас прежнее положение — какой-нибудь рядовой воин вас зарезал бы. Ну, я его, конечно, казнил бы — но уж лучше вы живы останетесь». Младшие братья поклонились и подтвердили свою верность.
Правил аль-Мунтасир недолго — едва полгода, а потом заболел и умер. Ходили слухи об отравлении; ходили слухи, что государь умер от стыда; ходили слухи, что войско слишком торопится вновь получить денежные пожалования, сопровождающие восшествие на престол очередного халифа. Но, кажется, это была просто лихорадка.  
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Аббасидские байки
« Ответить #74 В: 07/08/08 в 10:32:46 »
Цитировать » Править

Quote:
и мои тамошние родичи еще при моей жизни его имя как ругательство употребляли.

 
Вот это да!
Хотя Вы и предупреждали, что будет мрачно, но оно еще и страшно интересно!
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7  ...  12 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.