Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
01/03/25 в 06:03:26

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Прав ли был Экклесиаст? »


   Удел Могултая
   Вавилонская Башня
   Поучительные рассказы и назидательные истории
   Прав ли был Экклесиаст?
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Прав ли был Экклесиаст?  (Прочитано 3420 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Bark
Редкий гость
**


Белый Ворон

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 35
Прав ли был Экклесиаст?
« В: 11/21/03 в 14:28:20 »
Цитировать » Править

Приветствую посетителей Удела и его хозяина!
 
Правильно ли я выбрал раздел? Хочу подарить Уделу один текст, который мне кажется занятным. Он заимствован из книги "Китайская классическая проза в переводах акад. В.М. Алексеева". Когда-то у меня эта книга была, но после всяких кочевий по квартирам от нее сохранилось лишь несколько страниц, на которых этот текст и расположен. Однако имя автора - забыто. Я попросил уважаемого Павла Иосада (Эдриксона) помочь мне его восстановить. Или, быть может, кто-то из посетителей Удела знает его?
____________________________________________
 
Как он вошел в свой класс.
 
Учитель государственных питомцев вошел поутру в старший класс, созвал своих учеников, велел им встать к порогу у директорских палат и им прочел такое наставленье:  
 
"Учебное дело отлично идет, когда ученик усерден, и погибает от несерьезности. Его поведение - в его уме, слагается там в совершенстве и разрушается от рутины. Вот в наши дни как раз наш совершенный государь и превосходнейший министр нашли друг друга, и теперь правительственный аппарат, конечно, развернется во всю ширь. Все злое, приносящее беду, мы выкорчевываем вон и возвышаем в чин и ранг достойных и порядочных людей. Всех тех, за кем хорошее, хоть малое, мы числим, мы зачисляем в штат, и тех, за кем какой-нибудь талант, - хотя б один, - мы замечаем, мы обязательно берем. Мы забираем все, все ловим в свою сеть, выскребываем все углы и, отыскав талант, его от грязи очищаем и полируем так, чтоб он сверкал. Есть, правда, среди нас такие, что избраны протекцией, фавором, но кто, скажите, не прошел из-за переполненья штатов?  
 
И вот всем вам, ученики, с тревогой думать я рекомендую лишь о том, что вы не можете усердие свое, как это следует, вполне сосредоточить, и нечего тревожиться о том, что власти, мол, безмозглы и темны. Пусть вас заботит лишь, что ваше поведенье не может безупречным стать. Не бойтесь никогда, что власти нечестны!"  
 
Учитель речь свою еще не кончил, как кто-то в ученических радах вдруг засмеялся и сказал:  
 
"Учитель, вы нас обманули! Мы как ученики здесь служим вам, учителю, уже довольно много лет. Вот вы, учитель, нам, не закрывая рта, цитируете сплошь слова шести канонов, рукой своей не прекращаете листать вы книги ста писателей больших. Из книг, где факты и рассказ, вы обязательно для нас все извлекаете, что важного найдете, а там, где речи и слова, вы обязательно подденете на крюк все темное, что есть. И ищете всех этих мест вы с жадностью особой, стремясь, чтоб было их как можно больше, ни малых, ни значительных отнюдь не отвергая. Вы жжете масло или жир, чтобы продолжить свою работу дневных часов. За ней всегда прилежнейше сидите весь круглый год. Работу вашу, о учитель, нам следует назвать сплошным терпеньем и усердьем.  
 
Затем вы яростно обрушились на все различные неправильные толки и ереси громили, порицали приверженцев и Лао-цзы и Будды. Вы взяли на себя чинить прорехи наши, заделывать, где течь. Вы возвеличили в размерах грандиозных доктрину, загнанную в угол и захиревшую совсем. И вы пошли на поиски великого, безмерного, но падающего вниз наследия веков. Один, как есть один, вы шарили по всем углам и сторонам и где-то там вдали нашли ту нить, великую, живую, ее соединив с клубком культуры всей. Вы преградили сотни рек, заставив течь их только на восток, и повернули бешеные волны как раз тогда, когда они переливались через край. Заслуги ваши, о учитель, перед ученьем Кунцзы считаться могут ведь солидными весьма.
« Изменён в : 11/22/03 в 20:22:26 пользователем: Bark » Зарегистрирован
Bark
Редкий гость
**


Белый Ворон

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 35
Re: Прав ли был Экклесиаст?
« Ответить #1 В: 11/21/03 в 14:36:07 »
Цитировать » Править

И далее, вы погрузились вглубь, всочились в мощный слой густейшего, прекрасного вина, в устах у вас - все лучший цвет и на зубах - роскошный вкус. Все это вы переварили в стиль, в свои творенья лучшей красоты. И этих книг ваш полон дом. Вы подымались вдаль веков и брали в образец себе героев Яо или Сы. Предвечной, мощной полноты безбрежных вод достигли вы. Ваш стиль напоминает нам тот лапидарный стиль, что мы находим в "Шу", где Чжоу объявляет Шан войну, где иньский Пань громит врагов - все это там кружит и вьется, сидит в зубах, не выходя:
читается с трудом, но величаво. Ваш стиль - то хроника "Чуньцю" с великой точностью своей и строгим тоном прямоты, то Цзо, историк, со своею текучей говорливостью речей; то книга "И", метаморфоз великих, в своей причудливости дивной являющая нам уставный образец; то "Ши", стихи и оды, песни царств, в строжайшей правоте цветущие красой. И далее идете вы до мистика-поэта Чжуан-цзы и до того, кто "Сао" написал - поэта Цюй Юаня. Затем у вас все то, что написал великий астролог Сыма, поэты Ян Цзы-юнь, Сыма Сян-жу - все это и у вас не менее искусно, хотя поете не о том. Итак, учитель, вы в литературе, в изящном стиле прозы и стихов считаться можете гигантом, по размерам того нутра, что видно в них, а внешней красоте литературной не знаете границ.  
 
Затем, вы смолоду засели за науку. Вы были смелы и решительны во всем. Вы с возрастом проникли в строгий метод, и все от вас, налево и направо, пришло в свой должный вид. Итак, учитель, вы как человек назваться можете по праву совершенным.  
 
И тем не менее в кругах официальных ведь вы не видели доверия к себе. И в частной жизни тоже ведь не видели друзей, которые пришли б на помощь к вам. И вот мотало вас взад и вперед, что б вы ни делали, сейчас же попадали под обвинение и суд. Имперским цензором вы стали как-то раз, и что ж? Сейчас же вас упрятали на юг, где варвары живут - народы и. Три раза были вы затем верховным доктором наук, но всякий раз сидели зря, без всяких поручений и в государственных делах ни в чем себя не проявив. Судьбу свою пришлось вам обсуждать с врагами вместе, и сколько раз случалось вам терпеть крушенье всех надежд?! Бывало с вами так, что зимнею порой еще тепло, а ваш сынок заплачет: холодно ему. Иль вот еще: поднялся год на урожай, а все ж от голода жена у вас горюет, вся в слезах... И голова у вас, что у младенца: волос уж нет, в зубах - прогалины, просветы. Умрете вы - и все. Какая  польза вам? А между тем вы, не умея сами об этом всем подумать и поскорбеть, совсем наоборот и неожиданно собрались других учить, как в жизни поступать."  
« Изменён в : 11/22/03 в 20:20:22 пользователем: Bark » Зарегистрирован
Bark
Редкий гость
**


Белый Ворон

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 35
Re: Прав ли был Экклесиаст? - 3
« Ответить #2 В: 11/21/03 в 14:38:56 »
Цитировать » Править

Учитель тут сказал: "Вот как! Поди-ка ты сюда и встань передо мной. Вот, видишь ли, большие бревна идут всегда на основные балки, а бревна малые идут на перкладины меж них. Столбы-колонны, длинные, короткие столбы, канизы, притолки, наддверья, косяки - все это каждый раз нуждается в таком материале, который полагается иметь для завершения стройки дома. И в этом вся работа, назначенье строителя домов. И далее, возьмем толченый порошок из яшм иль киновари, иль "красную стрелу", иль "синий гриб", мочу коровы, конский гриб иль кожу рваных барабанов - все это раздобыть и сохранить как следует, да так, чтоб не было потерь, когда придет нужда, - вот это честное искусство умелого врача. Теперь, возвысить тех, кто посветлей умом, тех выбирать, кто бескорыстен, и продвигать вперед как тех, кто ловок и проворен, так и таких, кто погрубей, причем считать прекрасным тот талант, который сам в себе довлеет и живет, а гением - того, кто выдается резко из всех других, определить чужие недостатки, измерить все достоинства служащих с тем, чтоб лишь талант нашел себе признанье - вот в чем секрет великого министра.  
 
Во время оно жил Мэн Кэ, любивший спорить, возражать, тот самый Мэн, чьим словом дао - правда Конфуция светилась средь людей. Ведь колея его повозки кружилась без конца по всей стране под небом нашим, и он состарился в пути. Другой Мудрец, министр Сюнь, хранил в себе прямую неуклонность, возвысился великими речами... Бежал от клеветы он в Чу и был в Ланьлине выброшен на казнь. Вот эти два ученых жу, приверженцы учения Кунцзы, когда какое-нибудь слово изрекали, то это было цзин - из классиков великого канона; как только лишь приподнимали ногу, то в этом был уж фа - закон и образец. Они так резко выделялись из тех других, себе подобных лиц, так отпадали от своих! И полноправно шли они в обители идей - удел сверхмудреца!... А какою же была их встреча с этим миром им современных лиц? Теперь скажу я про учителя, что он, при всем своем усердии к науке, не шествует ее преемственной стезей. Слова его хотя и очень изобильны, но не стремятся подойти и в центр попасть. И стиль его, хоть и причудлив он, и так своеобразен, но не поможет в жизни ничему. А поведением своим хоть и воспитан он в морали очень строго, но не показан он как следует толпе. Еще скажу, что ежемесячно он тратит свой оклад и каждый год расходует зерно, что выдают ему казенные амбары. И сын его не знает пахоты, да и жена не знает ткацких дел. На лошадь он садится со слугою и вообще, спокойно сидя, ест. Идет он сплошь рутинною дорогой, засматривает все в старинные тетради и все берет из них. А августейший наш владыка к нему не применяет мер наказания за это! Премьер-министр его совсем не порицает. Все это разве ж не фавор и незаслуженное счастье? Он, правда, постоянно в клевете, и имя его вслед идет за казнью! Но это ведь его удел: судьбе вот так благоугодно - и все... А если рассуждать о том, есть деньги у него иль нет, высчитывать в чинах и должностях, высок он или нет, то, забывая здесь свой вес, свое значенье, он будет пальцем тыкать лишь в сплошные недостатки своих предшественников всех, а это ведь не отличается ничем от тех вопросов к строителю домов, как и зачем-де он не заменил столбы каким-нибудь карнизом, или бранить врача за то, что он траву чанъян назначил мне, чтоб жизнь продлить, а надо заменить ее другой травой - силин!"
« Изменён в : 11/22/03 в 20:18:46 пользователем: Bark » Зарегистрирован
Бенни
Administrator
*****


б. Бенедикт

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2542
Re: Прав ли был Экклесиаст?
« Ответить #3 В: 11/21/03 в 15:08:59 »
Цитировать » Править

Спасибо, Барк.  Smiley Только этот раздел - для текстов и дискуссий об Арде. Переношу в "ПРиНИ".
Зарегистрирован
Ципор
Гость

email

Re: Прав ли был Экклесиаст?
« Ответить #4 В: 11/22/03 в 12:36:43 »
Цитировать » Править » Удалить

Интересное мнение. Smiley Но Экклесиаст мне больше по душе. Smiley
« Изменён в : 11/22/03 в 12:37:36 пользователем: zipor » Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.