Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
06/26/24 в 09:18:32

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Дэн Симмонс: "Террор" »


   Удел Могултая
   Бель-летр
   Спойлеры и Дисклэймеры
   Дэн Симмонс: "Террор"
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Дэн Симмонс: "Террор"  (Прочитано 6126 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Дэн Симмонс: "Террор"
« В: 08/21/08 в 02:40:22 »
Цитировать » Править

Пару месяцев назад мне дали наводку на эту книгу. Книга оказалась хоть куда, и я передаю наводку дальше:
 
http://barros.livejournal.com/934229.html
http://www.mirf.ru/Reviews/review2463.htm
 
И мои пять копеек:
 
http://users.livejournal.com/_lapochka/515118.html
http://users.livejournal.com/_lapochka/516283.html
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #1 В: 03/06/09 в 09:50:14 »
Цитировать » Править

Могултай тоже написал отзыв:
 
http://wyradhe.livejournal.com/30192.html
 
Ответ: http://users.livejournal.com/_lapochka/566509.html
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #2 В: 03/07/09 в 00:13:11 »
Цитировать » Править

Имхо, и то, и то, и это лучше все-таки полным текстом. Тем более, что он апдейтед (добавлены, в частности, пункты о псевдовыпивании Медведом души злодея К. Хики, и о кончине Медведа от туберкулеза).
 
Ловушка для читателя, или Ursus Maritimus Tyrannus Simmonsi, или ПреведМедвед. Роман Дэна Симмонса "Террор"
 
Восхищает меня Симмонс - в "Терроре" он, на мой взгляд, превзошел все мыслимые ограничения, расставив ловушку читателю, в которую тот легко и попадается.
 
Рецепт ловушки.  
 
 
Шаг 1.
 
Берем плейстоценового белого медведя ursus maritimus tyrannus, предка нынешних белых медведей. Кость случайного - единственного найденного (найденного в районе Лондона, кстати!) - ископаемого представителя этого вида примерно на 15 процентов больше соответствующей кости самого большого из известных белых медведей (а рекорд белого медведя - 1,5 м в холке, 3,4 м длины от носа до хвоста и почти 3,6 м в высоту, стоя на задних лапах); это значит, что среднего крупного самца белого медведя (2,5 м длины от носа до хвоста) лондонский тираннус превосходил в полтора раза. Поскольку нет никаких оснований думать, что лондонский тираннус был именно рекордным, а не средним для тираннусов, остается считать, что тираннус был зверем истинно страхолюдным - от 170 до 200-220 см в холке, а стоя на задних лапах - от 4 до 5 с половиной метров в высоту.
 
В реальности тираннусы измельчали, и их измельчавшие потомки (в чьем генезисе принимали участие и другие подвиды ранних белых медведей) - это и есть современные белые медведи; параллельно измельчанию у них, за счет адаптации к водной среде, удлиннились шеи и морды; морды еще и подтреуголились и стали обтекаемее и грацильнее. Случилось это измельчание по случаю немалого сокращения мясных ресурсов питания этих медведей; с вымиранием мегафауны им остались почти исключительно тюлени (рыба для них далеко не главный ресурс питания).
 
Однако допустим, что мы не хотим измельчания всех тираннусов, а хотим в романе вывести какого-то тираннуса уцелевшего до наших дней во всем своем величии. Поскольку в своем величии уцелеть он мог только при сохранении прежего объема ресурсов питания, а мясные ресурсы уменьшились, остается считать, что тираннусы, "не желающие мельчать" , должны были бы компенсироваться либо рыбой, - то есть вести еще более водный образ жизни, чем нынешние белые медведи, - либо ДРУГИМИ (мелкими, обычными) белыми медведями, для чего опять же потребовалось бы тираннусам вести более водный образ жизни и атаковать белых медведей предпочтительно внезапными ударами из водного проема вверх (когда обычные белые медведи подстерегают тюленя, чтобы нанести ему такой же удар от края льда вниз); при этом переходе к "еще более водному" образу жизни, чем у обычных белых медведей, у тираннусов, соответственно, еще больше удлинились бы шеи и головы, и головы стали бы еще более подтреугольными, чем у нынешних белых медведей. Получился бы зверь 4,5-5,5 метровой высоты (14-17 футов) при стойке на задних лапах, при этом более грациозный, длинношеий и грацильно-обтекаемоголовый по пропорциям, чем белый медведь.
 
Охотится белый медведь из засады: он сливается с местностью благодаря цвету шкуры, а затем наносит внезапный удар. Нашего выжившего тираннуса с белой шкурой будет трудно разглядеть на белом фоне в поземке, в сумерках, при плохой видимости и т.д. - тут только его глаза будут выделяться как черные кружочки на белом фоне; но в ясную погоду при определенном падении теней, или на фоне существенно иного цвета силуэт его будет виден. Ср. цитату: "Несмотря на то, что шерсть белого медведя кажется белой, на самом деле его шерстинки прозрачные. Медведи кажутся белыми из-за отражения видимого света на границах вещества разной плотности (подобно снегу или пене)" (!).
 
Да - в Арктике у таких огромных зверей кормовые территории тоже могут быть огромными - в сотни километров. Один из нынешних, обычных белых медведей имел территорию, в 45 раз превосходящую по площади национальный парк, где жили 400 черных медведей. Белый медведь может пройти 1000 км, отыскивая свободную территорию, а сама она будет в поперечнике до нескольких сот км. Иными словами, если вы где-то встретите тираннуса, то можете рассчитывать на то, что в радиусе нескольких сот км он будет _единственным_ тираннусом (исключая время спаривания, но тут они перед вами не засветятся).
 
Процитирую еще одно замечание об обычных белых медведях: "Ученые считают, что белые медведи близки по интеллекту к обезьянам. Без хороших умственных способностей была бы невозможна охота и выживание в полярных условиях".  
 
Шаг первый закончен. Заставляем часть тираннусов выжить в их традиционном размере и доводим их до настоящего времени. С интеллектом, как у обезьяны, удлинненной шеей, более водным образом жизни, чем у обычных белых медведей, с рыбо- и/или медведеедением, с 15 футами высоты на задних лапах и бело-прозрачной шерстью, которая его на белом фоне делает почти невидимым. По штуке на каждые несколько сот км или еще реже (для поддержания популяции нужно - сколько бы вы думали? - от 30 особей. Всего-то).
 
 
Шаг 2.
Делаем второй шаг в совершенно другом направлении. Допустим, имеется род эскимосских шаманов - наследственных телепатов. Телепатия в романе - это, конечно, уже не совсем критический реализм, но и никакая не "мистика". Создаем (про себя - читателю это будет доведено только частично, и только в самом конце, и только в "мифологической" части, а не в части реального механизма происходящего) следующий сюжет:  эскимосы восприняли нашего реликтового тираннуса как ужасную креатуру эскимосской подводной богини (и вестимо: тираннус же у нас связан с водой еще больше, чем белые медведи), демонического голема, и желают с ним связаться, чтобы упасти от него свои племена - ведь на людей он тоже охотится. Для этого эскимосы приспособили своих шаманов-телепатов - чтобы воздействовать на тираннусов и "договариваться" с ними (обычные шаманы, нетелепаты, на это не годятся) - то есть телепатически транслировать тираннусу предложения "мира в обмен на  почитание и жертвы" .  
 
Понятно, что при этом с исключительной вероятностью произойдет следующее: при попытках вступать в контакт с тираннусом эти шаманы-телепаты будут автоматически транслировать телепатически свои _ожидания_ относительно поведения тираннуса (сами того не зная), а тираннус будет своим высоким "обезьяньим" интеллектом ловить эти телепатемы и не исключено, что они просто сработают в его мозгу как команды. В итоге он будет ограниченно делать именно то, на что надеются и чего ждут от него шаманы, только шаманы будут полагать, что тираннус действует по своей собственной инициативе, и своими действиями подтверждает или обсулавливает их, шаманов, представления о себе; а на самом деле, наоборот, это их предпочтения обуславливают, благодаря своей телепатической трансляции, поведение тираннуса при контактах с ними. Если, например, шаманы-телепаты будут ожидать, что они должны заключать с тираннусом некий Завет, в скрепление которого отдавать тираннусу на выгрызание часть тела - то он и будет исполнять эти ожидания, после чего все, включая самих шаманов, перепутают причину и следствие и будут думать, что инициатива тут была как раз за тираннусом, а люди просто поняли ЕГО намерения.
 
Сама идея Завета с жертвой частью тела не совсем эскимосская, это да. Ну пусть в эскимосском случае этой частью тела будет, гм, язык. А зачем бы такой Завет, с жертвой языком? А, ясно: тираннус (по представлениям шаманов) ревнивый бог, ему надо, чтобы те, кто общается с ним (телепатически), больше уж не общались ни с кем (никак). Поэтому тираннус отгрызает своим жрецам-адептам из клана шаманов-телепатов языки. Идея ревнивого Бога, требующего, чтоб если с ним, то уж больше ни с кем, приехала оттуда же, откуда и сам Завет с жертвой; то и другое Симмонс и придал своим телепатам-шаманам из эскимосов, причем при первом введении этой детали как бы ненароком в косвенном обороте припомнил именно иудаизм.
 
На выходе имеем: шаманы-телепаты, _полагая, что этого от них хочет великий демон тираннус_, вызывают его телепатически на контакт, - и тираннус выходит. После чего в рамках этого контакта делает то, чего от него ждут (=телепатически ему внушают): отгрызает при инициации шаманов им языки, преломляет с ними свою добычу (делится с ними мясом), принимает поклонение и мясную добычу от самих шаманов и даже смешивает по эскимосскому ритуалу свое дыхание ртом ко рту с их дыханием. Шаманы думают, что он всего этого хочет сам, а на самом деле именно эти мысли шаманов (плюс осознание того, что ему эти шаманы подносят мясо) тираннуса и заставляют все это делать, что является для шаманов исчерпывающим доказательством того, что он этого и хочет и они его желания понимают правильно - и машинка вертится. Возникает некий симбиоз тираннусов и его жрецов-телепатов.
 
Читателю будут из всего этого доведены только сами представления наших шаманов-телепатов о демоне-медведе. И то в самом конце. До того читатель будет только наблюдать за случаями общения шаманки-телепатки с Великим Медведем, ничего о механизме этого общения не зная.
 
 
Шаг третий - запустить в угодья одного конкретного тираннуса, обосновавшегося при острове Кинг Уильям, полярную экспедицию сэра Джона Франклина (1845-1848). И одновременно резко ухудшить на два года ситуацию с пищевыми ресурсами в этом районе - мол, тут почти исчезли разом и тюлени, и птицы, и пр., и лед летом не тает два года подряд (чистая правда, кстати - в эти годы климат именно так и лихорадило),  и лед стал таким толстым (и держится два года), что и тираннус под воду полезет только в крайнем случае (лед толщиной более 4 метров!).
 
Экспедиция сэра Джона застряла во льдах у острова Кинг Уильям, на территории нашего тираннуса. Тираннус, и без того недовольный пришельцами, теперь толкаем голодом к тому, чтобы на них охотиться. Он и начинает на них охотиться.  
 
К  экспедиции сэра Джона меж тем прибилась эскимосская жрица-телепатка из клана жрецов тираннуса. Живя на корабле, она тайно контактирует с этим самым Кинг-Уильямсским тираннусом параллельно тому, как он добывает и кушает разных моряков. Не исключено, впрочем, что ее телепатические контакты с тираннусом тоже как-то его ориентируют относительно экспедиции. Он при встречах и телепатическом контакте приносит ей часть добычи.
 
ВОТ В ЭТОТ МОМЕНТ И ПОДПУСТИТЬ К ДЕЛУ ЧИТАТЕЛЯ, причем ничего ему не говорить ни о тираннусах, ни и механизме контактов с ними, а показывать читателю ситуацию только такой, какой ее видят английские моряки.  
 
Шаг четвертый - живописать реакцию простых честных английских моряков на действия тираннуса. Они его склонны считать не зверем, а демоном из глубин в облике зверя. Почему? А вот почему:
 
- Он слишком умный длля зверя (вестимо - и у обычных белых медведей интеллект ранга обезьяньего, а тираннус может быть немного поумнее);
 
- Он при атаке появляется как бы из ниоткуда, а потом так же растворяется. Только иногда жертвы успевают заметить черные кружочки глаз (вестимо - любой тюлень сказал бы то же самое об обычном белом медведе, если бы умел говорить). Когда он напал при одном моряке на другого (в сильнейший туман), то первый моряк вообще не понял , что произошло - просто вдруг какие-то части тела его товарища перестали быть видны (естественно: дело было в тумане, и тираннус, облапивший товарища, не выделялся ясно на фоне тумана), а потом от товарища остались рожки да ножки.  
Потом, через год, при солнце (и даже в сумерках, но на контрастном фоне и при ясной погоде) силуэт нашего зверя ясно видят, но это уже ничего не меняет: часть команды убеждена в том, что это призрак, который материализуется, когда хочет, и уходит в какие-то иные измерения, когда не хочет.
 
- Пахнет у него из пасти не так, как у белого медведя! А именно, мясом переваривающимся! А у белых медведей, которых экспедиция подстреливала - пахло рыбой!  
Тут вообще замечательный трюк автора. Дело в том, что белые медведи как раз питаются в основном НЕ рыбой (она на периферии их кормовых ресурсов). Они питаются в основном тюленями. И из пасти у них и должно пахнуть мясом, а не рыбой.
Но в описываемое в романе время тюлени и прочая дичь из-за толщины ледяного покрова из этих мест ушли вообще. На десятки миль вокруг тюленей практически нет - им-то не пробить снизу четырехметровый и более лед! Следовательно, бедные белые медведи (обычные) должны были либо уйти, либо перейти преимущественно на рыбу. Вот от них и пахнет рыбой. Ведь наши моряки - не специалисты по белым медведям, они знакомы только с теми белыми медведями, которые им попадались в месте их зимовок.
А тираннус может охотиться на САМИХ белых медведей, да и добывать остатних тюленей (и моржей) ему легче. Плюс он матросов подъедает. Поэтому от него и пахнет мясом, а не рыбой - как и должно пахнуть от уважающего себя белого медведя (любого) в благоприятных условиях).
 
- Он, ВОЗМОЖНО (так это представляется поначалу!), не столько ест, сколько рвет на части добытых моряков.  Демон! (Но если и вправду ест лишь частично, то вестимо: они ему могут не нравиться. Симмонс тут же и несколько раз ненавязчиво поминает, что вот и мясо белых медведей ЛЮДЯМ не нравится: есть едят, но только при необходимости, а самые лучшие части тела не едят вообще - сердце и мозг. А в другом месте боцман приговаривает, что люди Зверю невкусны. В конце книги Симмонс ненавязчиво помянет, что есть существа, предпочитающие мясо одних видов живых существ, а есть - предпочитающие мясо других видов; только он это различие проведет на примере людей из разных эскимосских кланов, а не медведей. А чем дальше развивается действие, тем больше выясняется, что Зверь именно что ест моряков, причем до косточек. Единственно, не съел он умершего непосредственно при его приближении злодея-конопатчика Корнелиуса Хики; но прямо перед этим он съел ряд товарищей Корнелиуса Хики и, весьма вероятно, есть уже не хотел, а конекретно труп Хики ему чем-то не понравился.
 
- Он разом и похож на белого медведя, и отличается от него в сторону гигантизма и некоей змеиношеести и земееголовости в формах шеи и головы (и вестимо: ровно так и должен выглядеть наш тираннус. Кстати, чудище у Симмонса около 15 футов высотой на задних лапах и свыше 6 футов в холке. Тираннус - очень крупный - чистой воды. Более того, один из участников экспедиции прямым текстом говорит, что считает Зверя реликтовым древнейшим белым медведем из предкового по отношению к современным виду, и прибавляет, что нынешние медведи - измельчавшие потомки этого предкового вида! Но никто этого участника не слышит, кроме собеседника, а тому нет до этого дела. И вестимо: тираннуса откроют только в Лондоне в 1960-х, и тогда же поймут упомянутую эволюцию белых медведей, с их измельчанием).
 
- Однажды он задрал двоих матросов, после чего подкинул к кораблю верхнюю половину одного и нижнюю - другого, причем они еще и оказались приставлены одна к другой. Напомним, однако, что на корабле имеется шаманка, с которой наш тираннус вообще делится своей добычей (это прописано подробно), так что доставить половины тел к кораблю он мог для нее. Да и она сама могла. Составить половины друг к дружке тоже мог и сам тираннус, и шаманка. Собственно, никто не видел, КТО приставлял друг к другу эти половины.
 
- Он НЕУЯЗВИМ! Стреляют в него вроде бы, стреляют, а ему хоть бы хны, и ни капли крови его не обнаружено.
При внимательном рассмотрении оказывается, что впечатление этой неуязвимости насквозь искусственное и ложное. Оказывается, что в Зверя просто не то вообще ни разу никто не попал из огнестрельного оружия (первая жертва выпалила из пистолета рефлекторно, не целясь, уже в объятиях медведя, и выстрел ушел в лед, а остальные обычно вообще не успевали выстрелить), не то попали один-единственный раз - из дробовика (выстрелили не целясь в темноте с близкого расстояния, попали или нет - непонятно). Но из дробовика такого зверя, учитывая шкуру и жир, стреляя наобум, даже если куда-то попали, не убьешь. Сам "Туунбак" нападает только внезапными атаками на одиночек или малые чем-то занятые группы, не готовые к стрельбе, а к большим вооруженным группам людей при ясной погоде не рискует подходить и на километр. Так что неуязвимость его подобна неуловимости ковбоя Джо, ибо:
 
  а) в него стреляли  ОЧЕНЬ редко. А когда стреляли - то в ситуациях, когда попасть очень трудно. Перечислим эпизоды (для тех. кто читал "Террор").  Стрелял Гор (первая жертва) - рефлекторно, в лед, уже находясь у медведя в лапах. Засаду устроил Франклин - там вообще выстрелил только один человек, в хаосе, когда зверь уже их всех крушил, и попал этим выстрелом только в другого морпеха. В истории с атакой на Блэнки в  Зверя стрелял только сам же Блэнки (из дробовика, неприцельно, в темноте). Во время празднества по Эдгару По в Медведя вообще никто не стрелял: тогда морпехи в шоке палили  по людям, выбегавшим из огня, думая, что ттуда ринется Медведь, но он оттуда на них не ринулся,  а спокойно убыл в противоположном  направлении.  
 
б) при этом автор многократно повторяет, что в этой экспедиции стрелять и охотиться толком никто не умеет (и сами герои это признают). Мажут они по кому угодно, вовсе не только по Медведю. Поголовное неумение охотиться / метко стрелять по зверю - постоянно подчеркиваемая самими героями беда их экспедиции.  
 
в) Стреляют они обычно из дробовиков. Причем герои неоднократно подчеркивают, что даже обычного белого медведя из мушкетов И дробовиков вместе завалить можно только после нескольких удачных попаданий, и что это дело очень трудное.  
 
Таким образом, ничего сверхъестественного в том, что Медведя не застрелили, нет. Вот если бы застрелили при таких условиях, это действительно  было бы сверхъестественно..
 
***
 
Всем этим, однако, читатель достаточно подготовлен к тому, чтобы считать Зверя демоном, а никаким не тираннусом. Тем более, что про демонов читатель знает, а про тираннуса - нет.
 
Шаг пятый. Подталкивание от автора.  
 
Злодей Корнелиус Хики, каннибал, сошедший с ума, сидит один-одинешенек в добытом им баркасе, умирая от голода и холода (но не сознавая этого) и находится при последнем издыхании. Тут появляется ПреведМедвед. При виде его Хикки окончательно помирает, и в некоторый момент осознает, что испускает последний выдох - с которым его душа (по его мнению) покидает его тело. Осознавая это, он, естественно, еще жив. Последняя фраза абзаца: "В следующий миг он понял, что это не дыхание навек покидает его, а дух, душа".
 
Следующие фразы такие:  
 
"Чудовищное существо вдохнуло в себя душу Хики.  
 
Но потом оно отшатнулось, потрясло огромной головой, раздраженно  фыркнуло, словно отплевываясь от какой-то мерзости. Оно опустилось на все четыре лапы и навсегда покинуло поле зрения Хики.  
 
Все навсегда покинуло поле зрения Хики. Звезды... застыли... на его широко раскрытых глазах. Ворон [эскимосское обозначение Тьмы-Смерти] опустился на него, как тьма, и пожрал то, до  чего не соизволил дотронуться Туунбак  [Медвед]. В конце концов незрячие глаза Хики растрескались от мороза, но он не моргнул
".
 
Вопрос: В КАКОЙ МОМЕНТ УМЕР = ПРЕКРАТИЛ ДУМАТЬ И ВОСПРИНИМАТЬ ХИКИ?
 
Ответ может быть при внимательном чтении только один: этот момент был передан фразой "Ворон  опустился на него, как тьма, и пожрал то, до  чего не соизволил дотронуться Туунбак" (вкупе с предшествующими фразами о том, как  все покинуло поле зрения Хики, относящимися к ТОМУ ЖЕ моменту, что и фраза про Ворона).
 
Что тут и кто пожрал? Никакого реального ворона не было (глаза остались при злодее). Никто физически никого и ничего не пожрал - тело потом остается разлагаться . Остается считать, что смысл фразы такой: "Смерть опустилась на него и лишила его жизни, на которую не посягнул Медведь".
 
Но построен весь абзац так, что моментом смерти Хики читателю  кажется вовсе не это, а фраза про  осознание того, что душа из Хики  вылетает.
 
Здесь эквилибристика автора доходит до совершенства. Дело в том, что МЕЖДУ фразой о том, как Хики понял, что его покидает душа (1),  и фразами о поле зрения и Вороне, пожравшем то, что не пожрал Медведь (2), стоит  фраза: "Чудовищное существо вдохнуло в себя душу Хики".
 
Если считать, что Хики умер в момент (2), то эта фраза, вполне возможно,передает ЕГО угасающее восприятие, ПОСЛЕДНЕЕ впечатление, которое получил _его мозг_. В предыдущей фразе ему казалось, что его душа истекает из тела, в этой - что Медведь вдохнул эту самую душу и выплюнул ее. Все, на этом его мозг прекратил работу = наступил момент (2).  
 
Итак, если считать, что Хики умер в момент (2), то вполне вероятно, что фраза про вдыхание его души Медведем точно так же передает ЕГО угасающие  представления о том, что происходит, как передавала их предыдущая фраза (о том, как из него выходит его душа).
 
Но если считать, что Хики умер = прекратил всякие восприятия ЕЩЕ ВО ФРАЗЕ (1), ТО ЕСТЬ ДО фразы "Чудовищное существо вдохнуло в себя душу Хики" -  
то однозначно окажется, что эта фраза идет прямо от автора! Восприятия Хики она передавать уже не сможет по определению: тот перестал что-то воспринимать  еще до того. Значит, это САМ АВТОР сообщает ОТ СВОЕГО ЛИЦА как факт читателю, что Медведь вдохнул в себя душу Хики. То есть, выходит, сам автор наконец-то ВЫСКАЗАЛСЯ о том, демон это или зверь - и высказался  определенно в пользу демонической сущности Медведа. Звери не вдыхают душ.
 
Все. Читатель купился полностью.
 
И только перечитывание позволяет заметить эту игру и понять, что на самом деле пресловутая  фраза о вдыхании души продолжает передавать угасающие  мысли Хики о том, что происходит с его душой - вот она покидает его тело, а вот ее вдыхает Медвед.  А помер Хики мигом позже.
 
 
(А) "Хики понял, что душа его вылетает из тела".  
 
(Б) "Медведь вдохнул душу Хики"  
 
(В) "Медведь  опустился на все четыре лапы и навсегда покинул поле зрения Хики".  
 
(Г) "Все навсегда покинуло поле зрения Хики" + далее про Ворона и Туунбака.  
 
 
 Здесь есть четыре пункта, ПЕРВЫЙ из которых (А) заведомо написан "от Хики" (передает восприятие Хики), а последний (Г) - от автора (передает описание ситуации автором в "высоком" стиле, приноровленном к месту действия. Как исчерпывающе указала Надя Яр, вот это-то описание может идти ТОЛЬКО  от лица самого автора, цитирую ее: "сам Хикки не знаком с эскимосской мифологией, и "образы, посещающие его мозг" в момент смерти, никак не могут содержать отсылки к Ворону и т. д. Хикки не знает даже имени "Туунбак" - для него Медвед только Террор").
 
Ная Яр так же справедливо указывает, что тут "нет границы, маркирующей чёткий переход от восприятия персонажа к авторской речи". Этот переход осуществился где-то ПОСЛЕ фразы (А), но ДО фразы (Г).  
 
Где же он осуществился? Если между А и Б - то вдыхание души констатируется автором. Если между Б и В, в пункте В или между В и Г, или в начале Г - то вдыхание души есть передача последнего впечатления Хики.  
 
Таким образом, одно  точно: автор НЕ ВЗЯЛ на себя ответственности за ясную констатацию от своего лица вдыхания души Медведем. Он построил пассаж так, что принципиально нельзя понять точно, говорится об этом вдыхании как о факте от лица автора или как о впечатлении Хики  "за Хики".  
 
При этом вероятнее считать все же, что тут речь идет именно "за Хики", потому что предыдущая фраза о душе (о движении ее из Хики вон) передавала именно его восприятие, и к концу этой фразы он был еще жив и продолжал воспринимать.  Тогда, вероятно, и следующая фраза о душе (=фраза о ее вдыхании) передает его же восприятие (окончательное завершение его восприятий). В той он представлял, как душа его выходит из него, в следующей представил, КУДА она уходит - и на этом перестал что-то представлять вообще: "Все навсегда покинуло поле зрения Хики".  
 
Ну а образы, посещающие угасающий  мозг Хики  в последний момент его угасания, ясное дело, читателя ни к чему не обязывают. В отличие от прямого заявления АВТОРА, что, мол, да, Медвед вдохнул Хикину душу. Какового заявления здесь на самом деле и нет - а кажется, что есть.
 
 
Шаг 6. Добивание. Ударная тяжелая эскимосская артиллерия.
 
А пусть-ка в команде будет свой стихийный телепат - капитан Крозье. И пусть его спасет - одного из всех - наша эксимосская шаманка-телепатка, почуяв в нем телепата. И "развяжет " его, установив с ним полноценный телепатический контакт. И призовет его войти в клан и инициироваться в служении Зверю. И расскажет ему весь миф о том, что этот Зверь - голем от подводной богини, и звать его Туунбак. И пойдут они инициировать капитана, и выйдет Зверь из моря, и вырвет зубами грешный капитанов язык, благо оба телепата именно этого от него и ждут всеми силами.
 
Вот это единственное, что, казалось бы, Симмонс не додумал. Это как же надо извернуться тираннусу, чтобы откусить человеу язык, учитывая сравнительные размеры человеческого рта и пасти тираннуса?! Но и тут Симмонс оставил указание: он неоднократно поминает и предупреждает, что при инициации человек предельно _высовывает_ язык навстречу тираннусу сам. Тот и отгрызает. Но при первом чтении романа эти упоминания вообще долго не привлекают внимания читателя..
 
 
Ну уж после этих пятого и шестого шага у читателя окончательно не останется сомнений, что и вправду оный зверь - демон-голем Туунбак. И роман, стало быть, реалистико-мистический, вроде романов Стивена Кинга.
 
А на самом деле читателя долго, кропотливо, тщательно покупали и купили. Потому что роман не мистический, он реалистически-научно-фантастический, с двумя любимыми игрушками классической НФ - телепатией и реликтовыми гигантами былых эпох, живыми ископаемыми. И нет там никаких подводных богинь и ледовых демонов в облике медведеобразном - там есть медведь и ГЕРОИ, считающие его демоном. Но изображено все это так, что читатель сам с ними солидаризируется - хотя и напрасно.
 
 
 
P.S. Птичку жалко.
 
Заодно Симмонс ненавязчиво успел объяснить, почему же тираннусы с тех пор не были обнаружены. Оказывается, жрецы-телепаты (а они и отдельные будущие события улавливают) давно еще углядели, что после прихода белых "Туунбак" (тираннус) подхватит от них какую-то заразу, ослабеет и помрет. И в самом деле: в последней сцене тираннус-Туунбак появляется из глуби вод перед жрицей и Крозье с какими-то свежими багровыми следами на теле ("свежие багровые ожоги на белом"), и это явно не кровь какой-то добычи. Как видно, съеденные белые люди ему впрок не пошли, и какая-то их их болезней начала его убивать. В таком случае понятно, куда делась популяция тираннусов к 20-му веку.
 
 
Можно даже понять, ЧТО это была за болезнь. И медведи, и люди болеют туберкулезом. А в экспедиции Франклина туберкулезом как раз болели и даже умерли от него несколько человек! А туберкулез принесли в края эскимосов именно европейцы. Иммунитета к нему не было ни у местных зверей, ни у местных людей.
Так что подхватил наш Медвед, наевшись европейцев, туберкулез, приобретший у Медведа, в частности, видимо, и кожную форму (откуда багровые следы = кровоизлияния накожные). От того и вымрет.
« Изменён в : 03/07/09 в 01:05:41 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #3 В: 03/07/09 в 00:24:32 »
Цитировать » Править

Надо сказать, что  
 
Quote:
Оказывается, что в Зверя просто не то вообще ни разу никто не попал из огнестрельного оружия (первая жертва выпалила из пистолета рефлекторно, не целясь, уже в объятиях медведя, и выстрел ушел в лед, а остальные обычно вообще не успевали выстрелить), не то попали один-единственный раз - из дробовика (выстрелили не целясь в темноте с близкого расстояния, попали или нет - непонятно).

 
- вот это само по себе возможно, только если зверь сверхъестественный. Потому что настоящих живых зверей европейцы 19 века убивали за милую душу при любом их, зверей, размере и в любых условиях - ну разве что пришлось бы поохотиться упорней, чем обычно. В Террора стреляли, конечно, много раз, но вреда не нанесли. Любого естественного хищника в такой ситуации убили бы не сразу, так через месяц (и то много), и его шкура украсила бы каюту капитана.
 
Quote:
Сам "Туунбак" нападает только внезапными атаками на одиночек или малые чем-то занятые группы, не готовые к стрельбе

 
С того момента, как он появился, люди всегда были готовы к стрельбе и стреляли, но это не помогало.  
 
Quote:
Ну а образы, посещающие угасающий  мозг Хики  в последний момент его угасания, ясное дело, читателя ни к чему не обязывают. В отличие от прямого заявления АВТОРА, что, мол, да, Медвед вдохнул Хикину душу. Какового заявления здесь на самом деле и нет - а кажется, что есть.

 
Оно есть. То есть его можно и не принимать в расчёт, списывая на то, что это якобы точка зрения Хикки, но это не обязательно; более того, автор в этом пассаже присутствует более чем явно, потому что сам Хикки не знаком с эскимосской мифологией, и "образы, посещающие его мозг" в момент смерти, никак не могут содержать отсылки к Ворону и т. д. Хикки не знает даже имени "Туунбак" - для него Медвед только Террор. Так весь этот пассаж таки да, написан от автора, это про вдыхание души - авторское сообщение. Между  
 
Оно опустилось на все четыре лапы и навсегда покинуло поле зрения Хики.
 
и  
 
Все навсегда покинуло поле зрения Хики.
 
нет границы, маркирующей чёткий переход от восприятия персонажа к авторской речи, речи всезнающего рассказчика. (Каковой рассказчик тут же от себя именует зверя Туунбаком, то есть признаёт хотя бы частичную правоту эскимосов.)
« Изменён в : 03/07/09 в 00:34:28 пользователем: Nadia Yar » Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #4 В: 03/07/09 в 00:37:38 »
Цитировать » Править

Не соглашусь.  
 
1. При внимательном чтении оказывается,  что и стрелять в него стреляли  ОЧЕНЬ редко. А когда стреляли - то в ситуациях, когда попасть очень трудно. Где там ". В Террора стреляли, конечно, много раз"?  
 
Стрелял Гор - рефлекторно, в лед, уже находясь у медведя в лапах. Засада Франклина - там выстрелил только один человек, в хаосе, когда зверь уже их всех крушил, и попал в другого морпеха. В истории с атакой на Блэнки в  Зверя стрелял только сам же Блэнки (из дробовика, неприцельно, в темноте). Во время празднества по Эдгару По в Медведя вообще никто не стрелял. Морпехи в шоке палили  по людям, выбегавшим из огня, думая, что ттуда ринется Медведь, но он оттуда на них не ринулся,  а спокойно убыл в противоположном  направлении.
 
2. Там автор многократно повторяет, что в этой экспедиции стрелять и охотиться толком никто не умеет (и сами герои это признают). Мажут они по кому угодно, вовсе не только по Медведю. Поголовное неумение охотиться и метко стрелять по зверю - постоянно подчеркиваемая самими героями беда их экспедиции.
 
3. Стреляют они обычно из дробовиков. Причем автор и герои подчеркивают, что даже обычного белого медведя из мушкетов И дробовиков вместе завалить можно только после нескольких удачных попаданий, и что это дело очень трудное.
 
Таким образом, ничего сверхъестественного в том, что Медведя не застрелили, нет. Вот если бы застрелили при таких условиях, это действительно  было бы сверхъестественно...
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #5 В: 03/07/09 в 00:40:27 »
Цитировать » Править

По Хики.
 
Фраза про Ворона - она-то от автора, я это и писал. Восприятие Хики передают более ранние фразы - про душу (первая, про выхождение души  - точно, вторая, про ее вдыхание Медведем  - допустимо, и даже вероятно, поскольку тематически продолжает первую).  
А дальше констатируется смерть Хики, упоминается Ворон, и это все может быть, действительно, только от автора.  
 
Напомню структуру отрывка:
 
 
(А) "Хики понял, что душа его вылетает из тела".
 
(Б) "Медведь вдохнул душу Хики"
 
(В) "Медведь  опустился на все четыре лапы и навсегда покинул поле зрения Хики".  
 
(Г) "Все навсегда покинуло поле зрения Хики" + далее про Ворона и Туунбака.
 
 
Quote:
автор в этом пассаже присутствует более чем явно, потому что сам Хикки не знаком с эскимосской мифологией, и "образы, посещающие его мозг" в момент смерти, никак не могут содержать отсылки к Ворону и т. д. Хикки не знает даже имени "Туунбак" - для него Медвед только Террор. Так весь этот пассаж таки да, написан от автора, это про вдыхание души - авторское сообщение.  
 

 
Здесь нет "всего пассажа". Здесь есть четыре пункта, ПЕРВЫЙ из которых (А) заведомо написан "от Хики" (передает восприятие Хики), а последний (Г) - от автора (передает описание ситуации автором в "высоком" стиле, приноровленном к месту действия). Именно в (Г) имеются все детали, ниже определяемые тобой как могущие исходить только от автора - но я это мнение всецело разделяю сам.
 
И   именно что нет (cпециально прописанной) границы, маркирующей чёткий переход от восприятия персонажа к авторской речи, речи всезнающего рассказчика .  Этот переход осуществился где-то ПОСЛЕ фразы (А), но ДО фразы (Г).
 
Где же он осуществился? Если между А и Б - то вдыхание души констатируется автором. Если между Б и В, в пункте В или между В и Г, или в начале Г - то вдыхание души есть передача последнего впечатления Хики.
 
Таким образом, одно  точно: автор НЕ ВЗЯЛ на себя ответственности за ясную констатацию от своего лица вдыхания души Медведем. Он построил пассаж так, что принципиально нельзя понять точно, говорится об этом вдыхании как о факте от лица автора или как о впечатлении Хики  "за Хики".
 
При этом вероятнее считать все же, что тут речь идет именно "за Хики", потому что предыдущая фраза о душе (о движении ее из Хики вон) передавала именно его восприятие, и к концу этой фразы он был еще жив и продолжал воспринимать.  Тогда, вероятно, и следующая фраза о душе (=фраза о ее вдыхании) передает его же восприятие (окончательное завершение его восприятий). В той он представлял, как душа его выходит из него, в следующей представил, КУДА она уходит - и на этом перестал что-то представлять вообще: "Все навсегда покинуло поле зрения Хики".
 
Quote:
Каковой рассказчик тут же от себя именует зверя Туунбаком, то есть признаёт хотя бы частичную правоту эскимосов

 
Так они его действительно зовут Туунбаком. Этот факт автор и признает, а больше он тут ничего не признает.
« Изменён в : 03/07/09 в 00:55:31 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #6 В: 03/07/09 в 16:34:34 »
Цитировать » Править

Вот, кстати, сравнительная схема рекордного  белого медведя,  реального тираннуса и симмонсовского нео-тираннуса.
 
 
« Изменён в : 03/09/09 в 15:24:20 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #7 В: 03/07/09 в 16:45:15 »
Цитировать » Править

Да, зверюга что надо. Не Ктулху, конечно, но тоже ничего. Хотя Левиафана вряд ли заборет, даже если налезет.Smiley
Зарегистрирован
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #8 В: 03/07/09 в 23:50:08 »
Цитировать » Править

Addenda + 2 Надя Яр:
 
Ты ранее писала, что я упускаю из вида "те места текста, которые взрывают рамки его версии.
 
 Он [Могултай], например, упорно игнорирует тот факт, что Террор не просто убивает людей, а _издевается_ над ними, причём отнюдь не так, как могла бы делать обезьяна".

 
Сразу замечу, что было бы странно, если бы медведь издевался над кем-то именно так, как это делает обезьяна, и добавлю, что не будучи этологами, мы не знаем,  КАК может издеваться над кем-то обезьяна или медведь.
 
Однако дело обостоит еще проще: ни из чего не видно, что Медведь "Террор" как-то над своими жертвами издевается.
 
Примеров, дающих повод для такой мысли,  сколько я понимаю, ровно два: на корабль возвратили половину одного моряка и половину другого, составив их при этом вместе (или во всяком случае положив таким образом их половины), а потом так же вернули голову еще одной жертвы.
 
Моряки и решили, что это Медведь над ними издевается.
Но мы знаем, что:
 
а)  Медведь резеривирует для жрицы-телепатке,  живущей на корабле, часть своей добычи, и приносит ей эту часть;
б) она поддерживает с Медведем при встречах телепатический контакт, как-то на него воздействуя и что-то ему внушая на расстоянии;
в) она тайно ходит на встречи с Медведем и тайно же возвращается на корабль.
г) что она думает об экспедиции - неизвестно. Полагает ли она, что лучше, чтоб экспедиция погибла, или нет  - прямо не говорится, но на самом деле ясно: она полагает, что да, лучше, чтоб погибла:  . Потому что иначе она давно помогала бы экспедиции спастись - она-то знает, что где находится, и знает все местные расклады,  и при этом может общаться мыслями и образами, да и за время пребывания на корабле выучила (как потом выясняется) на каком-то уровне английский. Однако она делает вид, что ничего не понимает, даже когда любимый ей Ирвинг просит ее объяснить, как добывать тут мясо, и при этом употребляет элементарные знаки, а уж мысли и образы транслирует со страшной силой (хоть и не специально).
Почему она желает экспедиции гибели - понятно: ее клан, согласно Симмонсу, давно предвидел, что освоение Арктики белыми будет означать для эскимосов Конец Света, распад всего порядка их жизни.  Так  что чем бесследнее эта экспедиция сгинет, тем больше шансов на то, что Конец Света  случится попозже (что он слкучится вообще, это они знают заранее).
д) на экспедицию она вышла вместе с Медведем. Следовала ли она при этом за ним, или сама его вела - неизвестно.
 
Все это не значит, конечно, что она специально ускоряет гибель экспедиции и наводит на нее Медведя. Она вполне может воздерживаться от причинения этим людям активного вреда. Но что она может крайне существенно помочь их спасению, и ничего такого не делает, и может с ними активно контактировать, но делает вид, что ничего не понимает, означает, что если активно вредить этим людям она и не хочет, то вот того, чтоб они все сгинули, она как раз хочет, и весьма. Единственный, кого она хочет вытащить - это Крозье, ибо она еще на корабле почуяла, что он телепат, и захотела его для себя. Уже Ирвингу она симпатизирует и его жалеет, но при этом, когда он ее просит объяснить, как добыть здесь мясо,  жестко  делает вид, что ничего не понимает.
 
На этом фоне нет никакой надобности объяснять появление соположенных половин тел двух жертв и головы третьей на корабле тем, что Медведь издевается над людьми по своей демонической воле. Ибо:
 
Это все вообще мог делать не он, а шаманка. Выйти к Медведю, забрать у него отложенную для нее часть добычи - те самые половины и голову плюс  еще что-то, принести и разложить.
 
Это все мог делать Медведь, но по внушению шаманки, а отнюдь не по самочинному желанию таким манером издеваться.
 
Ну и промежуточные варианты: скажем, Медведь принес половины тел, шаманка их сложила друг к другу.  
 
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #9 В: 03/07/09 в 23:58:36 »
Цитировать » Править


Там еще есть такой момент: Крозье в какой-то момент приходит в голову, что Медведь как будто предпочитает выбивать командный состав. Вообще говоря, по-моему, он ошибается. Если составить список всех жертв Медведя и припомнить, как они погибли, то обнаружится, что он атакует тех, кто отбился / отделился от остальных - вот и все критерии.   И был момент, когда он атаковал подчиненного Крозье (стоявшего внизу тороса), и не тронул самого Крозье (полезшего на торос), что не очень согласуется с комментируемой мыслью Крозье.
 
Но даже если эта идея Крозье верна, то, учитывая телепатическое общение шаманки с Медведем, никаого демонизма "выбивание командного состава" не требует. Это может быть и результат  сознательной наводки от шаманки, и результат того, что она, в ходе общения с Медведем думая о корабле и команде, мысленно (в т.ч. бессознательно!) выделяет на нем старших как более ценных. У Медведя  и остаются образы этих старших как более ценных. Вот он их в первую голову и  
мышкует.
 
Но, еще раз, нет никаких оснований считать, что эта идея Крозье вообще верна.
 
 
 
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Дэн Симмонс: "Террор"
« Ответить #10 В: 03/10/09 в 22:53:56 »
Цитировать » Править

Неуязвимый Медведь Джо.
 
Взаимодействие Медведя «Террора» с экспедицией сэра Джона Франклина в июне 1847 – апреле 1848 и представление о неуязвимости оного (Медведя). Можно пропустить все нижеследующее и сразу посмотреть в конец поста.
 
I. Преамбула. ПЕРСПЕКТИВЫ СТРЕЛЬБЫ ПО ОБЫЧНОМУ БЕЛОМУ МЕДВЕДЮ. Из опыта экспедиции Франклина.
 
«Чтобы завалить медведя [меньше десяти футов в длину], потребовалось произвести дюжину выстрелов из двух мушкетов и три из дробовика… Наши люди не сведущи в охоте, сэр Джон. На борту обоих кораблей нет настоящих охотников. Самые опытные из нас хорошо стреляют птицу на суше, но не крупную дичь. О, мы сумеем завалить оленя или арктического карибу, коли нам еще доведется встретить таковых, но наш белый медведь – поистине грозный враг, сэр Джон. Раньше мы убивали медведей скорее по счастливой случайности, нежели благодаря своему мастерству. У этого зверя столь толстые кости черепа, что мушкетной пулей не пробить. На теле у него так много жира и мышц, что он подобен средневековому рыцарю, закованному в латы. Он настолько могуч – даже не самые крупные особи, каких вы видели, сэр Джон, – что даже выстрел из дробовика в брюхо или винтовочный выстрел в легкие для него не смертелен. Попасть медведю в сердце очень трудно. В эту тощую самку пришлось выстрелить дюжину раз из мушкета и дробовика с близкого расстояния, и даже тогда она сумела бы убежать, когда бы не осталась, чтобы защитить своего детеныша».
 
Да и попасть очень трудно: «Для морских пехотинцев нашлось дело, ибо три огромных белых медведя, шумно сопя носом, подошли довольно близко, похожие на белых призраков среди ледяных глыб, и людям пришлось стрелять из мушкетов, чтобы отогнать зверей, одного из которых ранили в бок». Стреляли, стреляли, итог: ОДНОГО ранили в бок.  
 
А если и попали… «– Это были медведи, лейтенант, – сказал Вест. – Два зверя, громадные такие, паразиты. Они всю ночь шастали поблизости – мы видели их, прежде чем стали лагерем, примерно в полумиле отсюда, – но они подходили все ближе и ближе, двигаясь кругами, пока наконец нам с Джоном не пришлось пальнуть в них, чтобы отогнать прочь…
– Вы в них попали? – спросил Дево.
– Так точно, – ответил Бест.
– Только толку никакого, – сказал Морфин. – Простые дробовики, да с расстояния тридцать с лишним шагов. У этих чертовых медведей толстые шкуры, а кости черепа еще толще. Однако мы всадили им достаточно крепко, чтобы они убрались.
– Я их не вижу, – сказал лейтенант Гор со своего десятифутового ледяного холма над палаткой.
– Мы думаем, они выйдут вон из тех небольших проломов во льду, – сказал Бест. – Медведь, что покрупнее, бежал в ту сторону, когда Джон выстрелил. Мы думали, он убит, но прошли в том направлении достаточно далеко, чтобы убедиться, что никакой туши там нет. Он исчез».
 
«Стрелять по этим зверям дробью значит только разозлить их» (лейтенант Гор).
 
II. Амбула. Перечень эпизодов нападений и/ или стрельбы.
 
1. RIP Лейтенант Гор. 3.06.1848

А. Обстановка и диспозиция.  
СИЛЬНЕЙШИЙ ТУМАН, недалеко от палатки торосы. При палатке лейтенант Гор с пистолетом, Пилкингтон с мушкетом, Морфин, с пустыми руками, отставивший куда-то в сторону дробовик, прочие невооруженные. Медведь в тумане подошел близко к палатке и залег, став с виду неотличим от снежно-ледяной глыбы.
Б. Вступление в контакт.
Лейтенант Гор, услышав что-то, отделяется от остальных и идет на звук. Когда он подходит к тому месту, где на самом деле залег медведь, тот взметнулся почти у него из-под ног и облапил его. «Лед просто поднялся. Наподобие торосных гряд, которые вдруг вырастают в считанные секунды. Только это была не гряда… не лед… что-то просто поднялось и приняло… форму. Белая призрачная фигура... Громадного роста. Казалось, существо поднялось под лейтенантом Гором… вокруг лейтенанта Гора»
В. Дальнейший ход событий. Кто стрелял, куда попал.
Лейтенант, уже находясь в лапах медведя, стреляет наобум. «Существо… окружило [объяло, облапило, схватило в охапку] его… и мы видели только голову и плечи лейтенанта да башмаки, а потом пистолет выстрелил – он не целился, думаю, пуля ушла в лед».
Больше не стрелял никто вообще. «А в следующий миг мы все заорали дурными голосами, и Морфин бросился к дробовику, а рядовой Пилкингтон сорвался с места и побежал, на ходу целясь из мушкета, но он боялся стрелять, поскольку теперь чудовище и лейтенант слились в единое целое». Медведь раздавил лейтенанту грудную клетку лапами, бросил его и мгновенно скрылся в тумане за торосы. Морфин и Пилкингтон так и не стреляли.  
Итак: стрелял лейтенант, уже облапленный медведем, не имея места между медведем и собой, пальнул как мог, не видя куда, пуля, по-видимому, ушла в лед.
 
 
2. RIP капитан сэр Джон Франклин, сержант Брайант; несколько раненых. 11 июня 1847 г.
А. Обстановка и диспозиция.
Весь экипаж на корабле. Далеко от корабля «замаскированная» палатка, где сидят 7 морпехов с мушкетами, лейтенант Левеконт и сэр Джон Франклин. Они сидят и ждут, когда медведь по открытому месту подойдет к приманке в секторе обстрела. Вокруг поземка – «ТУСКЛЫЙ ЗЫБКИЙ СВЕТ СНЕЖНЫХ ВИХРЕЙ».
Маскировка палатки состоит в том, что она накрыта белой парусиной и для людей «даже с расстояния тридцати футов палатка практически невидима, встроенная в низкую ледяную гряду…. Белая парусина почти полностью сливалась со снегом». Однако «в тесной палатке пахло свежим деревом, мокрой шерстью и ружейным маслом», так что для белого медведя маскировки тут не больше, чем если бы в этой палатке громогласно играла радиола.  
В 7 метрах сбоку от палатки воронка в снегу, выводящая в прорубь, сквозь которую под лед спускали гроб с телом лейтенанта Гора. Предполагается, что ее затянуло: «Прорубь давно замерзла, и сама воронка почти доверху наполнилась снегом со дня похорон». На самом деле медведь снизу ее поддерживает «в рабочем состоянии», и ее только припорошило. В этой воронке, которую якобы завалило донизу снегом, на самом деле и сидит медведь (он туда залез снизу, из воды, выгребая снег вниз, в воду), сверху его прикрывает тонкий свод из снега. Воронка сбоку от палатки, из палатки почти не простреливается.
Б. Вступление в контакт.
В некоторый момент медведь решает атаковать. Он продвигает морду сквозь снег, так что бедный сэр Джон даже видит внизу воронки его глаза: «Сэр Джон заметил два черных предмета, лежащих рядом на самом дне неглубокой ямы, – темные камушки, вероятно, пуговицы или монеты, оставленные здесь в память о лейтенанте Горе одним из матросов, проходившим мимо места погребения ровно неделю назад? – и в тусклом зыбком свете снежных вихрей крохотные черные кружочки, почти невидимые, если не знаешь точно, где искать, казалось, пристально смотрели на сэра Джона с печальным укором. Он задался вопросом, не остались ли там, в силу неких причудливых погодных условий, два крохотных отверстия в ледяной толще, которые не замерзли во время холодов и снегопадов и теперь являют взору два крохотных кружочка черной воды на фоне серого льда».
Нет, не остались. Медведь прыгает из воронки, мгновенно оказывается за палаткой, врывается в нее с тыла и начинает всех крушить:
«Все дно погребальной ямы вдруг резко вздыбилось. Что-то огромное, бело-серое, могучее стремительно выпрыгнуло из воронки, бросилось к маскировочной палатке, вихрем пронеслось мимо и скрылось за пределами поля зрения, ограниченного амбразурой. Морские пехотинцы, явно ничего толком не разглядевшие и не понявшие, не успели отреагировать. Мощный удар обрушился на южную сторону палатки в трех футах от Левеконта и сэра Джона, сокрушая железный каркас и разрывая парусину».
В. Дальнейший ход событий. Кто стрелял, куда попал.
«Морские пехотинцы и сэр Джон повскакали на ноги; толстая парусина над ними, позади них и сбоку от них с треском рвалась, раздираемая черными когтями длиной с охотничьи ножи. Все заорали хором… Сержант Брайант вскинул мушкет – существо находилось внутри, с ними, среди них, смыкая вокруг них кольцо лап, – но, прежде чем он успел выстрелить, на них накатила зловонная волна дыхания жуткого хищника. Голова сержанта отскочила от плеч, вылетела в амбразуру и покатилась по льду. Левеконт завопил, кто-то выстрелил из мушкета, попав лишь в морского пехотинца рядом, а в следующий миг парусиновый потолок с треском разошелся в стороны, и что-то громадное нависло над ними, заслоняя небо; и в тот момент, когда сэр Джон повернулся, чтобы броситься прочь из разодранной палатки, страшная боль пронзила ему ноги под самыми коленями. Потом все поплыло у него перед глазами и стало похоже на дурной сон. Казалось, он висел головой вниз, глядя на людей, которые кубарем катились по льду в разные стороны, точно кегли, на людей, выброшенных из растерзанной палатки. Выстрелил еще один мушкет, но оттого лишь, что морской пехотинец швырнул оружие на лед и попытался убежать на четвереньках. Сэр Джон видел все это, болтаясь вверх тормашками, самым немыслимым, самым нелепым образом. Боль в ногах стала невыносимой, потом раздался треск, подобный треску ломаемых молодых деревец [это медведь оторвал ему ноги], а в следующий миг он полетел в погребальную воронку, к черному пролому во льду, приготовленному для него. Он пробил головой тонкую ледяную корку, точно новорожденный младенец, прорывающий околоплодный пузырь».
Медведь немедленно ныряет в ту же прорубь за ним и там, под водой, его кушает.
Итог: прицельно по медведю не стерял никто, один человек выстрелил из мушкета в толчее наобум лазаря и попал в другого морского пехотинца. Все.  
 
3. RIP Уокер. Октябрь 1848 г.
А. Обстановка и диспозиция.  
ТЕМНОТА. «Уокер и два его товарища отправились в темноте [с корабля] вскрывать одну такую старую лунку [во льду неподалеку от корабля]». Они безоружны. На палубе корабля стоят вооруженные ДРОБОВИКАМИ часовые.  
Б. Вступление в контакт.
 «Белое чудовище, внезапно появившееся из-за торосной гряды, в считанные секунды оторвало матросу [Уокеру] руку и раздробило грудную клетку – ...»
В. Дальнейший ход событий. Кто стрелял, куда попал.
 «…и раздробило грудную клетку –  и исчезло прежде, чем вооруженные часовые на палубе успели вскинуть дробовики».
Итак: никто не стрелял. А стрелял бы  - в темноте бы не попал, а попал бы – без толку, потому что из дробовика…
 
4. RIP Стронг, Эванс; тяжело ранен Хизер. 9 ноября 1847 года.
А. Обстановка и диспозиция.  
ПОЛНАЯ ТЬМА, НЕИСТОВЫЙ ВЕТЕР, СНЕЖНАЯ МЕТЕЛЬ: «Снаружи темно, как у кита в брюхе: ни звезд, ни северного сияния, ни луны… неистовый ветер с воем проносится… заметая все вокруг густым снегом». На палубе двое человек – вахтенные Стронг и Хизер (поодиночке в разных концах корабля), оба при ДРОБОВИКАХ. Все остальные – глубоко в корабле. Медведь подбирается к палубе по пологой снежно-ледяной горе, доходящей до борта. Когда у этого самого места оказывается Хизер, медведь атакует.
Б. Вступление в контакт.
Медведь ударом лапы по голове без звука сшибает Хизера. Хизер не мог успеть и понять, что происходит, не то что стрелять. «В такую метель рядовой Хизер не мог увидеть зверя, пока тот не набросился на него». После этого, не трогая Хизера, медведь движется к Стронгу.
В. Дальнейший ход событий. Кто стрелял, куда попал.
Стронг стреляет из своего дробовика. При каких обстоятельствах (на силуэт, на звук, еще как – неизвестно). Попал, не попал, если попал, то куда – неизвестно. Медведь добрался до него, разодрал и уволок тело с собой. На месте и по маршруту остались потеки крови: «Обледенелый планширь – там, где матрос [Стронг], вероятно, стоял, когда увидел огромную тень, надвигающуюся на него из снежного морока, – измазан кровью». Принадлежит ли эта кровь только Стронгу, или и Стронгу и медведю – неизвестно. Несколько человек уходит в пургу и ночь его искать, на одного из них – Эванса (тот стоял у айсберга в торосах вне поля зрения и досягаемости остальных) нападает медведь и уносит его. Стрелять Эванс и не мог успеть.
 
Итак: стреляли по медведю один раз (Стронг на палубе), в темноте и метели, из дробовика. Эффект неизвестен.  
 
 
5. RIP Рид. 10 ноября 1847 г.
А. Обстановка и диспозиция.  
«КРОМЕШНАЯ НОЧНАЯ ТЬМА»
Б. Вступление в контакт.
Рид идет в одиночку в этой тьме с одного корабля на другой по снегам и льду на расстояние больше 2 км. Не доходит. Видимо, по дороге его похищает медведь (вероятно, наш). А может, сбился с пути и замерз. «Наши посыльные и прежде не раз терялись во льдах и приходили через пять-шесть часов, дрожа от холода и ругаясь последними словами». Кто-то мог и не прийти.
В. Дальнейший ход событий. Кто стрелял, куда попал.
Никто, никуда. У Рида вообще в июне были сломаны пальцы на руке, если на правой, то он вообще не мог бы стрелять.
 
6. RIP Терри, середина ноября 1847 г.
А-В. Полярная ночь. Медведь утащил с кормы корабля одного из вахтенных боцмана Терри. Никто не стрелял (не успел). «На месте, где Терри стоял вахту, не осталось ни капли крови: ни на обледенелой палубе, ни на обшивке корпуса. Все пришли к заключению, что существо схватило Терри, утащило на сотни ярдов в темноту, где сераки вздымались подобием ледяных деревьев в густом белом лесу, и там убило и разорвало на части несчастного».
 
7. Никто не RIP. 5 декабря 1847 г.
А-Б. На палубе четыре вахтенных, Берри, Лейс, Хэндфорд и боцман Блэнки. Все с дробовиками и фонарями. Мрак, пурга; видимость такая, что фонари то видны, то нет как пятна тусклого света, а кроме самих пятен не видно ничего.  
Медведь нападает на них по одному. Видимость такая: «Краем глаза он заметил какое-то движение во вьюжном мраке – неясная тень, много превосходящая размерами человеческую фигуру»; «Громадная фигура, мутно-белая в метельном мраке, выросла над грудой парусины и преградила Блэнки путь. В такой темноте ледовый лоцман не видел, является ли существо белым медведем или демоном и находится ли оно в десяти футах от него или в тридцати, но он ясно видел, что оно полностью преградило путь к носу. Потом оно встало на задние лапы. Блэнки видел только расплывчатый серый силуэт существа, о размерах которого мог судить лишь по тому, что оно заслонило его от вьюжного ветра».
В общем, по мере нападений мелведя на каждого, происходит следующее: медведь нападает сначала на Берри, тот стреляет, но безрезультатно, медведь ломает рей и обрушивает накрывающую палубу палатку, Берри оглушен падаюшими конструкциями и валится замертво, потом пытается стрелять Хэндфорд – осечка, потом стреляет Лейс наобум, потом, когда медведь идет на Блэнки, тот стреляет тоже. Эффект неизвестен, но стреляют в темноте, в пурге, толком ничего не видя, из дробовиков. Больше стрелять не из чего. О выстрелах Берри и Блэнки потом спрашивает капитан Крозье:  
«Крозье сказал Блэнки, что они нашли дробовик матроса [Берри] и из него стреляли. Разумеется, ледовый лоцман тоже стрелял из своего дробовика, почти в упор, в громадную фигуру, нависавшую над ним подобием стены, но нигде на палубе не обнаружили ни капли крови чудовищного существа.
Крозье спросил Блэнки, как такое возможно – чтобы два человека стреляли в зверя с близкого расстояния и не пустили ему кровь? – но ледовый лоцман не решился высказать свое мнение. В душе, разумеется, он знал» (до нападения на него медведя он его и считал медведем, но после – твердо решил, что демон).
Напомню, однако, то, чего не знает Крозье: что из дробовиков по белому медведю стрелять – только его злить, даже если попадешь (если попал не в глаз и не в ухо). Если заряд засел в коже или жире, крови на палубе не будет. Плюс ветер и темнота, промахнуться недолго…
 
8. RIP лейтенант Серджент. 18 декабря 1847.
А. Обстановка и диспозиция.  
ТЕМНОТА (только свет звезд). Бейтс, «Синклер и Данн, а также Абрахам Сили и Джозефус Грейтер с «Эребуса» работали.. на строительстве стены под надзором старшего помощника капитана «Эребуса» Роберта Орма Серджента». Они строят снежную стену от ветра на одном их участков длинной тропы между кораблями. На ту беду наш Медведь залег именно у тропы. И именно недалеко от этого места.
Б. Вступление в контакт.
Стало быть, они «работали на строительстве стены под надзором старшего помощника капитана «Эребуса» Роберта Орма Серджента, когда один из ледяных валунов, лежавших сразу за границей света от фонарей и факелов, вдруг ожил и обратился жутким существом».
В. Дальнейший ход событий. Кто стрелял, куда попал.
«…жутким существом.
– Оно схватило мистера Серджента за голову и подняло в воздух на добрых десять футов, – проговорил Бейтс дрожащим голосом.
– Истинная правда, – подтвердил помощник конопатчика Френсис Данн. – Секунду назад он стоял спокойно среди нас, а в следующую секунду взлетает в воздух, и мы видим лишь подошвы его башмаков. И этот ужасный звук… хруст костей…
- Я подходил к факелам, когда увидел, как мистер Серджент вдруг… просто исчез, – сказал рядовой Пилкингтон, опуская мушкет, зажатый в трясущихся руках. – Я успел выстрелить, когда громадное существо уходило обратно к серакам. Кажется, я попал в него.
– Ты с таким же успехом мог попасть в Роберта Серджента, – сказал Корнелиус Хикки. – Возможно, он был еще жив, когда ты выстрелил…
– Мистер Серджент не был жив, – сказал Данн, даже не заметив, как морской пехотинец и Хикки обменялись злобными взглядами. – Он испустил вопль, а чудовище разгрызло бедняге череп, точно грецкий орех. Я видел. Я слышал».
 
Итак, стреляли один раз из мушкета, в темноту, в ветер, попали ли – неизвестно.
 
9. RIP от медведя лейтенант Фейрхольм и помощник Хорнби. Новогоднее празднество.
А-В. Медведь из тьмы атаковал невооруженную веселящуюся толпу, находясь вне видимости и досягаемости охраны, навел панику и удалился, как только охрана начала стрелять (не по нему! она его и не видела толком – а в том направлении, откуда он по ее мнению мог появиться. Реально она стреляла по людям, выбегающим на нее). По нему вообще никто не стрелял и стрелять не мог.
 
 
10. RIP Уикс, Плейтер, инженер Грегори. 6 марта 1848 г.
А. Обстановка и диспозиция.  
Тьма. Метель и мороз. Медведь подкопался под «Эребус», проник через пролом в обшивке ниже уровня снега и пролез на нижнюю (трюмную) палубу, где нет людей, кроме четырех дежурных работников. Двое из них (Уикс и Утосон) работали над этим самым проломом, заделывая его. Двое (Грегори и Плейтер) в котельной. Все четверо не вооружены. Вообще, на корабле вооружены только трое вахтенных, все трое – на палубе, все трое – с дробовиками.
Б. Вступление в контакт.
Медведь атакует пролом…
В. Дальнейший ход событий. Кто стрелял, куда попал.
…где убивает Уикса и отрывает руку Уотсону, затем движется в котельную, где работают Грегори и Плейтер, убивает там Грегори, выпускя ему ударом кишки, а Плейтера ударом отбрасывает так, что он валится головой в топку и мгновенно погибает.
Вопли разбудили людей наверху, группа людей с пистолетами и мушкетом спускаются вниз, пытаются найти медведя. Тот тем временем проползает наверх, на среднюю палубу (где тоже людей почти нет), круша трап. На средней палубе он дает сильнейший удар лоцману Коллинзу, тот роняет фонарь, начинается пожар. В темноте, при пожаре  и панике, в толчее по медведю начинают стрелять вооружившиеся люди на средней палубе (морпехи). Сначала дают два выстрела, потом еще несколько раз стреляют из мушкетов и дробовиков, потом еще четыре мушкетных выстрела одновременно. Однако все это зря, ибо стрелябт в толчее, неприцельно, толком не видя куда, в лабиринте средней палубы: «…видели лишь неясную фигуру за стеной огня – глаза, клыки, когти, белую массу или черный силуэт. Лейтенант Левеконт приказал морским пехотинцам открыть по нему стрельбу, но никто не видел, ранен ли он. Вся палуба за кладовой плотника залита кровью, но мы не знаем, есть ли там кровь зверя».
Когда начали стрелять, медведь немедленно сбежал.
«– Надо полагать, оно ушло с корабля тем же путем, каким пришло, – сказал Фицджеймс. – Спустилось обратно через носовой люк и скрылось через какой-то пролом в корпусе. Если только не затаилось в трюме».
Нет, не затаилосью. Сбежало.
Итог: стреляли много, из мушкетов. Раз десять. Но – в темноте, на средней палубе, в тесноте и лабиринте, не видя толком куда, неприцельно. Эффект неизвестен, может быть, попали и ранили. Кровь есть, но непонятно, только ли Коллинза, или и его, и зверя.
 
ИТОГО:
 
9-10 бессистемных эпизодов нападения за 10 месяцев... (демон разнес бы всю эту экспедицию по бревну целенаправленными усилиями в две недели. Учинил бы им пожары). Исключительно на отбившихся / изолированных от прочих людей (и в одном случае - на невооруженную толпу).
 
При этом:  
 
Из дробовиков палили по нашему зверю в общей сложности четыре раза. Все четыре - в темноте и пурге на палубе, неприцельно. Один раз осталась кровь, но неясно, только ли человека (Стронга), или и человека, и медведя. Напомню, что из дробовика обычно и с простым белым медведем ничего не сделаешь.
 
Из пистолета стреляли один раз (будучи облаплены медведем), попали в лед.
 
Из мушкета стреляли: одиночным выстрелом наобум лазаря в толчее 11.06 (эффект: попали в другого морпеха); одиночным выстрелом в темноту вдогонку 18.12 (эффект неизвестен; никто не проверял, есть ли там следы крови); более десятка выстрелов в марте, но все – в темноте и хаосе средней палубы, сквозь пламя, на часть едва видного мечущегося силуэта (эффект неизвестен; следы крови там, куда стреляли, есть, но неизвестно, есть ли там кровь медведя, или только кровь его жертвы).
 
Обычную медведицу удалось завалить только десятком одновременных мушкетных попаданий и тремя из дробовика. Нашего Террора, может, и ранили в марте, кстати (а может, и Стронг ранил); кровь осталась в обоих случаях, в том числе кровь жертвы медведя - точно, а его самого - бог ведает.  
 
Ну и?...
 
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.