Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
06/29/24 в 06:59:30

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Катынь" »


   Удел Могултая
   Бель-летр
   Спойлеры и Дисклэймеры
   Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Катынь"
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 ... 7 8 9 10 11  ...  14 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Катынь"  (Прочитано 24515 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #120 В: 03/27/08 в 10:27:23 »
Цитировать » Править

Я хоть и не совсем польскоязычная   Smiley, но вот перевод той цитаты:
 
Гж.Войтович. Вы снимали «Землю обетованную» при коммунистической действительности. Новая версия появляется после десятилетия нашего капиталистического опыта. Вы не боитесь, что она будет восприниматься как обвинение этому строю?
 
Ан.Вайда.  Капитализм сам себя обвиняет и в этом состоит его большая сила, давшая ему возможность выжить. Наоборот, коммунистическая система, боящаяся критики, должна была отойти. Капитализм не боится критики, и я не боюсь, что кто-то сочтет «Землю обетованную» фильмом, критикующим этот строй. «Земля обетованная» - прежде всего исторический фильм, показывающий образ и действительность определенной эпохи и так его нужно воспринимать – это не аллегория, а историческая правда. Конечно, в то время, когда мы его снимали, было несколько иначе. Когда в фильме Боровецкий приказал стрелять в толпу, та аудитория 25-летней давности воспринимала это весьма живо сквозь призму трагических событий, произошедших в 1970-м году на Побережье (Гданьском –А.), когда коммунистические власти в самом деле стреляли в рабочих. Тогда это было не метафорой, а действительностью. Аудитория, пришедшая в кино, увидела, что поляки стреляют в поляков.
 
Содержание всего интервью – современность и перспективы польского и вообще европейского кино.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #121 В: 03/27/08 в 13:27:20 »
Цитировать » Править

Quote:

3. Я считаю, что разжигающая межнациональную рознь клевета - это уголовное дело, а стояние на международной паперти с трупами наперевес недостойно человека и позорит память мёртвых.

 
Почему  и где Вы видите клевету,ув.Надя,я понять не могу.Концепция фильма Вайды,ИМХО,объединяющая и примиряющая.Вот его собственные слова: Я не хочу, чтобы мой фильм участвовал в политических играх. Это слишком болезненная тема, слишком трагическое событие, чтобы им манипулировать. Я хотел бы, чтобы в России этот фильм увидели не как политагитацию, а как элегию, как наш плач, как память о трагедии в польской истории. Это не политическое кино.Одна из важнейших миссий искусства - облачить факты истории в такую форму, чтобы они долго жили в сознании людей как образы и картины.
Где Вы здесь видите клевету,а тем более заявления мэтра,разжигающие межнациональную рознь?Вы просто не хотите замечать изначально примирительных настроений режиссера.Эта ситуация мне лично напоминает поиск черной кошки в темной комнате,причем при тех обстоятельствах,что изначально искомого существа там и не было.  
 
Quote:
Я не понимаю, что Вы хотите сказать. Вы считаете, что политика РИ оправдывает клевету польского правительства в данном конкретном случае? Каким образом тот факт, что РИ когда-то захватила Польшу, даёт полякам право навешивать на СССР катынское дело?

 
Поляки просто хотят знать правду о Катыни или Вы считаете,что в этом святом праве им надо отказать?
 
Quote:
Но мы же говорим о Польше. Что касается СССР, то у нас и своих трагедий выше крыши. Я Вам скажу откровенно, что убиенные поляки заботят меня несравненно меньше уморенных большевиками украинцев и русских.

 
Ув.Надя!У меня все время возникает желание задать Вам несколько провокационный вопрос:Давайте допустим,что начались военные действия (что не дай Бог,конечно) между традиционными противниками-Россией и Германией.Как Вы распределите свои чувства между воюющими сторонами:с одной строны как гражданка страны-противника,а с другой как горячая патриотка своей Родины?  
 
Quote:
Я вообще не понимаю, почему Вы и Ваши единомышленники считаете Катынь преступлением. Кто бы ни расстрелял там поляков - наши или немцы - это было точно такое же дело, какое во множестве совершали сами поляки, в частности, во время Руины. Если Вы хотите осудить ну пусть будет большевиков за расстрел польских офицеров, то придётся и героев Речи Посполитой точно так же осудить за аналогичные убийства, причём совершённые с гораздо большей изуверской жестокостью.

 
Так ведь это Вам может быть без разницы,кто там расстреливал польских офицеров-немцы или большевики.Для поляк этот вопрос очень принципиальный.Преступления фашизма были осуждены Нюрнбергом,а вот сталинские (НКВДешные и ГУЛАГовские) пока еще ждут своего международного осуждения (Да и на уровне России их пока серьезно никто не признавал за таковые и не разбирал).Руина-это наши украинские дела с поляками.Сами разберемся. Smiley.Катынь же лежит в плоскости российско-польских взаимоотношений.Вот в чем проблема.
 
 
Quote:
Почему в таком случае польское правительство не считает нужным её придерживаться? Почему оно продвигает в прока явственно клеветнический и разжигающий межнациональную рознь фильм?

 
Вы упорно не хотите замечать совместной работы над фильмом Вайды российского "Мемориала".
 
 
Quote:
Простите, как это может быть? Вы написали, цитирую: Да что там говорить:старику Пиночету не дали спокойно умереть,а тягали в конце жизни по допросам,инкриминируя преступления против своего народа.(Хотя надо сказать,что в Чили при хунте был необычайный экономический подъем и этот феномен до сих пор изучается экономистами). Что это должно было означать, если не оправдание массовых убийств экономическим успехом? И какие вв таком случае претензии могут быть к убийцам поляков (кем бы те ни были)? Если Пиночету можно истреблять социал-демократов и прочих левых и вообще всех, кто случайно ему попался в зубы, то почему тогда Сталину или Гитлеру нельзя истребить польское офицерство? Или убивать можно только левых, а офицеров - нельзя?

 
Понимаете,ув.Надя,когда кто-то пытается рассправиться 90-летним  стариком,если ранее  это сделать никто никому не мешал(здесь и Нюрнберга не надо было,чтобы человека надолго "упечь" в тюрьму с учетом его "подвигов"),то это напоминает мне кем-то заказаный фарс или кто-то хотел записать в свою предвыборную кампанию несколько пунктов.Тут не обошлось без лукавства.А фигура старика Пиночета стала разменной монетой.Только боже упаси Вас подозревать меня в симпатиях к нему.
Насчет так называемого "экономического чуда" в Чили:Пиночету удалось удачно воспользоваться допущенными ошибками предыдущим президентом С.Альенде,которые состояли в следующем:
В своей экономической программе Альенде заявил о проведении аграрной реформы и национализации крупнейших частных компаний и банков. Новая система предусматривала самоуправление компаний под контролем государства. Правительство ускорило проведение аграрной реформы и к середине 1972 года практически все крупные земельные владения были ликвидированы.В 1972 году произошло резкое повышение цен. Экономическое положение еще больше ухудшилось, когда упали цены на медь на мировом рынке.
Недовольство среднего класса правлением Альенде вылилось в массовые демонстрации и забастовки в 1972 и 1973 годах.На этой волне пришла хунта,возглавляемая Пиночетом и навела порядок в стране,стабилизировав экономику.(Не без поддержки США,разумеется Smiley).
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #122 В: 03/27/08 в 13:30:39 »
Цитировать » Править

Quote:

 Остаётся выяснить, что Вайда говорил о "Земле обетованной" во времена Польши социалистической. И почему он не начал снимать "Катынь" уже тогда, раз он всегда был такой свободо- и правдоискатель. Зачем было ждать с этим памятником покойному отцу до тех пор, пока ставить его станет не только совершенно безопасно, но и почётно? Разве свободолюбцы поступают таким образом? И главное, зачем при этом клеветать на СССР?

 
- Почему подготовка к съемкам затянулась почти на десять лет?  
 
- Это было очень трудное для меня решение — начать снимать фильм. Были моменты, когда я даже думал, что не смогу вынести этот крест, и пусть это кино делает кто-то другой.
 
Но потом я понял, что снять такой фильм - мой долг. Я решил, что сделаю кино таким, каким я его вижу, какое кино я умею делать.

« Изменён в : 03/27/08 в 13:30:58 пользователем: olegin » Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #123 В: 03/27/08 в 13:50:47 »
Цитировать » Править

После некоторых исследований в польском интернете, обнаружился автор цитированной ранее рецензии, левый интеллектуал и кинокритик Ярослав Петшак. Расправившись с Вайдой, он взялся за польские теленовеллы (как то "Клан", "Плебания", "М")- ну, в этом определенный смысл есть, я бы только для "Застенпчей родзины" сделала исключение.  Smiley
Очередные виноватые
 
Quote:
Nacjonalistyczne bzdury w rodzaju „Pana Tadeusza” i „Ogniem i mieczem”

 
Думаю, понятно: националистический вздор типа "Пана Тадеуша" и "Огнем и мечом".
Обсуждение рецензии на "Катынь"
здесь
 
и здесь
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #124 В: 03/27/08 в 14:19:51 »
Цитировать » Править

Quote:

Интересно то, что эта оценкаа ну совершенно ничем не подкреплена, тогда как противоположная, приведённая Ur'ом здесь, очень неплохо аргументирована. Цитирую:
 
[i]В те времена, когда это приветствовалось властями, Вайда был марксистом, свято верующим в то, что мир состоит не из народов и религий, а из социальных классов ('Земля обетованная'). Когда запахло сменой системы, Вайда начал изображать из себя оппозиционера, чтобы получше устроиться после возможного 'перелома' ('Человек из железа'). После реставрации капитализма в Польше Вайда полностью перестроился и заявил, что 'Земля обетованная', ранее воспринимавшаяся как самый марксистский фильм в истории польского кино, интерпретировалась ошибочно.  Теперь пришло время Катыни: нужно показать, что система, взрастившая Вайду, на самом деле была хуже, чем фашизм.  

 
Однако я не перестаю удивляться Вашему умению манипулировать информацией,ув.Надя. Smiley.Почему статья,помещенная Уром,наделала столько шума.Попробую логически объяснить.Если Вы обратили внимание,эта переводная статья из французской буржуазной газеты "Ля Монд",которая обвинила фильм Вайды "Земля обетованная" в критике капитализма,а чтобы Вы сказали,если бы в статье,размещенной в коммунистической "Юманите" мэтр обвинялся в антикоммунистической пропаганде или наоборот в сотрудничестве с ПОРП(с Гомулкой или Гереком).Но дело не в этом.А в том,что статья в "Ле Монд" заказная.Попробую Вам это доказать.
 В 1982 г. по пьесе Станиславы Пшебышевской «Дело Дантона» Вайда снимает одноименный фильм.Речь в нем идет,как Вы понимаете,о святая святых для французов-их Революции.И тут начинается самое интересное:интерпретация истории французской революции польским режиссером не всем во французском бомонде пришлась по вкусу.
Фильм«Дантон» - о границах дозволенного и ростках безнаказанности, о возможности говорить и быть услышанным, о корнях порока и крушения ценностей, о грехе революции и человеческой низости, возможности манипулировать и радости подчиниться. Он – о драматическом пересечении поля политики с полем права… «Чего именно хочет народ? Кто имеет право говорить от его имени?», - восклицают герои. Благие стремления, выраженные в Декларации прав человека и гражданина, озвученные маленьким мальчиком на символическом смертном одре Робеспьера (в реальности Робеспьера, как и Дантона, ждет гильотина), уже двести лет как столпы актуального либерализма, скорректированного двумя мировыми войнами и глобальными изменениями.
 
Тем не менее, человек, постоянно кричащий о свободе, на поверку оказывается тираном. Человек, для которого «народ» - предлог, а предмет, становится популистом, диктатором, платным учителем мудрости. Дантон из такого же теста, что и Робеспьер, и поэтому его не жалко. Жалко саму справедливость. «Дантон» - в высшей степени политическая лента. Не идеологическая, не пропагандистская, а именно что политическая: она никого не облагораживает. Все таковы – со всеми пороками – ни отнять, ни понизить. Политика апеллирует не добродетелью, а эффективностью действия. Главное, что сделал Вайда, он приблизил картину не к современности, не к тем польским реалиям борьбы «Солидарности» и Советов, он толкнул ее к вечности, временной бесконечности.
Суд и права человека, презумпция невиновности, справедливость процесса и приговора – все это отходит на второй план. На первом же – вовсе не ницшеанство за сто лет до Ницше, не сила и воля. На первом плане – вневременное столкновение политического и правового, исторического и символического, власти и нормы. Картина – о справедливости, которую топчут и судьи, и обвинители, и обвиняемые. В несправедливом кругу все они – соучастники. Но, несмотря на то, что попирание справедливости – явление ежедневное, справедливость, как голова Дантона, стоит того, что показать ее окружающим. Она, как тяжелый груз, словно то, что у нас на плечах, в минуты мигрени, тяготит и мучает. И этот груз настолько тяжел, что с трудом держишь голову прямо. Но сохранить лицо, соблюдать и хранить справедливость – единственное, что остается. Иначе Дамоклов меч, нависший над нами, сорвется вниз гильотиной.
Демонстрация фильма в Каннах произвела эффект разорвавшейся бомбы.Критики обвинили режиссера в фривольной трактовке французской истории,а также не все разделяли выводы,сделанные режиссером из уроков революции.Короче,у французских кинокритиков после этого были все основания "заклеймить" зарвавшегося поляка,ничего не понимающего во французской истории и посягающего на ее святыни.Благо очень скоро после "Катыни" им представилась такая возможность и они умело ею воспользовались,не пощадив престарелого заслуженного мэтра.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #125 В: 03/27/08 в 14:50:24 »
Цитировать » Править

Quote:
переводная статья из французской буржуазной газеты "Ля Монд",

 
Уточню: из ее польского филиала  "Le Monde Diplomatique - edycja polska".  Автор принадлежит к лагерю "польской левицы".  
 
Если никто не возражает  Smiley, то все-таки некоторые пассажи из этой статьи (вот ее полный текст
http://www.inosmi.ru/stories/05/08/08/3450/239888.html) прокомментирую.
Итак, в оригинале она называлась "Рыбка по имени Вайда", что скорее вызывает в памяти забавную комедию "Рыбка по имени Ванда", чем золотую рыбку. (UPD - заглянула еще в несколько публикаций этой статьи - нет, есть и "Золотая". Но все рецензенты эту "золотую" теряют, кажется, аналогичной польской сказочной героини вообще нет. Да и откуда ей взяться, она ведь пушкинская)
Пассаж 1:
Quote:
Мир состоит из народов, а классовые и идеологические конфликты, которые для каждого здравомыслящего человека лежат у истоков Второй мировой войны, просто не существуют.

 
Абсолютно не понимаю, что можно возразить на утверждение "мир состоит из народов". Я понятия на имею, какие классовые и идеологические конфликты вызвали 1-ю мировую войну. 2 мировой можно еще вменить идеологические, но какие классовые, кто мог бы это объяснить? Народы столетиями долбили и лупасили друг друга, даже не догадываясь о классовых и идеологических конфликтах.
 
Quote:
Наихудшая форма реакции, фашизм - то же самое, что коммунизм

 
(Это утверждение, вменяющееся Вайде в вину). Отчего бы и не придраться, фашист Муссолини все-таки нахулиганил гораздо меньше, чем его современники-коммунисты.
 
Quote:
С нескрываемым отвращением он показывает послевоенное продвижение по социальной лестнице служанки, которая вследствие ереси коммуняк забыла, где ее Богом предназначенное место: подавать к столу генеральше.

 
Хорошо бы заодно всыпать Булгакову, который "с нескрываемым отвращением показывает продвижение по социальной лестнице" Шарикова, забывшего свое Богом определенное место и обязанность лаять под дверью профессора Преображенского...
 
Quote:
В Катыни все 'наши' - католики, перебирают четки и шепчут молитвы. Нет ни одного еврея или православного - и это в такой многокультурной стране, как тогдашняя Польша!

 
Естественно, есть, но многие ли из них были офицерами? Кстати, обидно, почему уж не упомянуты и греко-католики до кучи?  Smiley  
 
Quote:
В лагере офицеры молятся и рассуждают лишь об Отчизне. Они не бегут, даже если нет стражи.

 
А куда бы они сбежали? В чужой стране, далеко от Родины, не зная языка. без поддержки местного населения - особенно ли сбежишь? А что молятся ... ну, так свойственно человеческой природе в беде к Богу обращаться.
 
Quote:
Тем самым он непреднамеренно подтвердил правоту многих антиинтеллигентских пропагандистских лозунгов, которыми Сталин обосновывал уничтожение таких 'элит'.

 
При всех подвигах Иосифа Виссарионовича, этот ему приписывать не стоит. Заявлять о необходимости уничтожения интеллигентских элит могли бы очень ранние большевики. Но и они очень быстро обнаружили, что без этой паразитарной прослойки не удается ничего: ни командование армией, ни организация более-менее сносной жизнедеятельности, не говоря уж о науке, культуре и прочих изысках. Естественно, эти самые несчастные "элиты" не раз выкашивались под корень, но всегда под предлогом неустанной заботы о них.
Так что автор даже на сознательного большевика не тянет. Так себе, попутчик.  
« Изменён в : 03/27/08 в 18:40:17 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #126 В: 03/27/08 в 18:48:40 »
Цитировать » Править

Спасибо,Антонина,за поддержку и Вайды,и меня. Smiley.Термин "гнилая" интеллигенция,ИМХО,ввел в обиход Ленин или Сталин?Не припомню.Да,и еще.Поляки очень верующая нация,можно сказать даже,что их вера граничит с фанатизмом.В Европе такие "ортодоксы"-католики разве что итальянцы.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #127 В: 03/27/08 в 18:57:40 »
Цитировать » Править

Еще одно любопытное расхождение между оригиналом и переводом статьи
 
Перевод
 
Quote:
А ведь прижмись он от этого холода к другому заключенному - может, от одиночества и отчаяния они бы разговорились и эта тоска, по крайней мере, была бы разбавлена интересной сценой!

 
Оригинал
 
Quote:
A niechby sie z tego zimna przytulil do jakiegos wspołwieznia, moze z samotnosci i frustracji by ich ponioslo – przynajmniej zobaczylibysmy w tym gniocie ciekawa scene

 
Дословный перевод
 
А если бы он из-за этого холода прижался бы к другому заключенному, возможно, они бы из-за этого одиночества и фрустрации увлеклись, и мы бы увидели в этом нагромаждении интересную сцену.
 
Конечно, фрустрацию можно с натяжкой перевести как отчаяние. Но можно и так:
 
Quote:
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

 
http://www.mtu-net.ru/psi/st/119500.htm
 
Что имелось в виду - тайна, покрытая мраком.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #128 В: 03/27/08 в 19:06:04 »
Цитировать » Править

Ну, мы знаем известное высказывание Ленина на сей счет. "Не мозг нации, а..." Все позднейшее делалось под трескучую риторику неусыпной заботы об интеллигенции.
Еще милые перлы из обсуждаемой статьи
 
Quote:
Вайда, по сути, разделяет элитистское презрение, которое позволило нацистам создать идеологический конструкт Untermenschen

 
Вранье. "Der Untermensch" - категория расовая, а не социальная.
 
Quote:
вся страна из-за этих элит пала жертвой жуткой эксплуатации, главным образом, иностранным капиталом, в рамках этого видения полностью вытесняется и покрывается молчанием

 
И зачем же так убиваться из-за расстрелянных во Львове профессоров? По логике автора, так им и надо.
« Изменён в : 03/27/08 в 19:24:52 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #129 В: 03/27/08 в 20:31:27 »
Цитировать » Править

on 03/27/08 в 18:57:40, antonina wrote:

 
А если бы он из-за этого холода прижался бы к другому заключенному, возможно, они бы из-за этого одиночества и фрустрации увлеклись, и мы бы увидели в этом нагромаждении интересную сцену.

Антонина,в предложении przynajmniej zobaczylibysmy w tym gniocie ciekawa scene слово gniocie переводится,ИМХО,просто как гнет.Поэтому данная фраза,по моему,должна звучать как "...и мы бы увидели в этом угнетении интересную сцену.Или не так?
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #130 В: 03/27/08 в 21:33:02 »
Цитировать » Править

Хочу здесь разместить очерк известного польского общественного деятеля(кстати записного антикоммуниста,отсидевшего за свои взгляды и критику соврежимов в тюрьмах не один год), редактора популярной “Газеты Выборчей” Адама Михника, посвященный крупнейшему режиссеру современного мирового кино Анджею Вайде.Здесь,ИМХО,лично я увидел жесткий и беспристрастный "разбор полетов" по творчеству мэтра.Автор смело говорит и о слабых сторонах некоторых картин,и о достоинствах других.Критически подходит к оценке личности режиссера.Смело разоблачает специфику ментальности "польскости":этой своеобразной мешанины достоинства с пороком, героизма с бездумностью, патриотизма с трескучим пустословием...
 
Анджей Вайда провоцирует вопрос: кем, собственно, является этот художник, которого в эпоху ПНР награждали и жестко критиковали, осуждали за польский национализм и национальный нигилизм? Великим Соотечественником, прославившим имя Польши в мире? Или Милусиньским нового времени, который укреплял польское национальное чувство под звуки полонеза и звон уланской пики? Или все же космополитическим Европейцем, нигилистичным насмешником, вслед за Выспяньским и Жеромским посыпавшим солью польские раны? А, может быть, он мудрец или, скорее, обладатель гениальный интуиции, которого ведут чувство и вера в польскую традицию?
 
Вследствие ведения острополемических споров вокруг сюжета "Земли обетованной",знаковой является,ИМХО,позиция автора статьи по этому вопросу:
 
В “Земле обетованной” (по роману Владислава Реймонта, 1974) роль крестьянских кос выполняет камень, брошенный в окно дома фабриканта кем-то из бунтующей рабочей толпы. Обращаясь к роману Реймонта, Вайда вторгся на территорию слабо исследованную в кино: речь идет об эпохе сколачивания больших состояний в промышленной Лодзи, когда кипели страсти и росло общественное напряжение. Польский шляхтич, герой проигранных восстаний и войн, становится капиталистом.
 
В кадрах “Земли обетованной” уходит в небытие, распадается рыцарский эпос о старой родовитой Польше, этот прекрасный мир шляхетской усадьбы, средоточие извечных польских ценностей: верности традициям и религии, уважения к патриотическому мужеству, сочувствия бедным и униженным. Этот мир уходит вместе с отцом Кароля Боровецкого и его белокурой нареченной, с усадьбой, проданной хаму-нуворишу. На смену приходят цинизм, жестокая алчность, полное пренебрежение христианскими принципами.
 
Люди, делающие большие деньги, презирают исторические традиции и ценности, которых придерживались отцы. Это презрение демонстрируют и польский шляхтич Кароль Боровецкий, который после кратких колебаний грабит близких и лжесвидетельствует перед образом Божьй Матери, и немец Макс Баум, который разоряет своего отца, и еврей Мориц Вельт, который хладнокровно обманывает друга семьи.
 
Этот своеобразный интернационал капиталистических хищников в очередной раз дезориентировал критиков Вайды. Вместе с тем следует иметь в виду, что “Земля обетованная”, замечательно воплотившая образ хищного лодзкого капитализма, имела свои разные контексты.
 
Это было время, когда руководство ПОРП бросило лозунг: “Обогащайтесь!” И художник обратился к истории, чтобы показать другой лик нарождающегося богатства. Это было время, когда в культурных элитах возрождался прекрасный миф Польши – Речи Посполитой многих народов. Возвращалась потребность нового освоения традиции. И художник отозвался на это требование времени – изображением совсем иного облика польской многоэтнической традиции. Он показал мир нищеты, несчастий, несправедливости – польской, еврейской, немецкой. Несправедливости, являющейся зерном будущего бунта. Первой реакцией на “Землю обетованную” – естественно – стали обвинения в антиполонизме. На этот раз им впервые сопутствовали раздавшиеся за границей обвинения в антисемитизме. Для польских националистов решающим было то, что Вайда показал цинизм и подлость Боровецкого, польского шляхтича, обделывающего свои дела вместе с Морицем Вельтом. Для еврейских националистов совершенно неприемлемым оказалось изображение подлинного облика еврейской общины в Лодзи: соседство богатства и алчности с нищетой и несправедливостью.
 
Нет смысла доказывать, что этот прекрасный фильм не был ни антипольским, ни антисемитским. Критиков и обвинителей, использующих подобные аргументы, никто и никогда не переубедит. “Земля обетованная” – это роман и притча. Роман о неизвестном генезисе польской современности; притча о об ином облике польскости и ее возможных воплощениях: хищном и беспощадном потомке рыцарского рода, немецком и еврейском дельцах, которые рвут с устоями собственных религий и культур...
 
Кое-кто в треде пытался обвинить Вайду в конформизме,заигрывании с властями,лояльности к ПОРП.Отвечу словами автора этой же статьи:
 
Вайда вел с властью тонкую и рискованную игру. В чем была ее суть? Кино было в Польше государственное, целиком зависимое от спонсора, которым был коммунистический режим. Можно было писать в стол книги, писать на чердаке картины, пренебрегая официальными издательствами и галереями. Можно было даже организовать неофициальный театр, как это сделал Мирон Бялошевский.
 
Но нельзя было быть кинорежиссером и творить в стол. У спонсора же были свои требования. Он ожидал от художника вполне определенного содержания и направления его творений. Тоталитарному спонсору нужен был талантливый художник, поскольку сотрудничество с ним придавало ему больший авторитет. Соответственно, и художнику нужен был спонсор, чтобы иметь возможность творить.
 
Эта система взаимозависимости создавала вполне определенное поле напряжения, в котором функционировала польская культура. В особенности – польское кино. Быть кинорежиссером в ПНР означало не только делать фильмы, но и получать согласие спонсора на их создание. И это согласие имело свою цену.
 
В сталинские годы это было тотальное воспевание коммунистической доктрины и поэтики социализма. Позже образовалась достаточно широкая теневая зона между тем, что запрещено и тем, что обязательно. В этом промежутке и разместилась “польская школа” кино, знаменитые фильмы Анджея Вайды, а также нашла свое место гражданская позиция художника.

 
Полностью текст великолепной,ИМХО,статьи о месте творчества Вайды в польской культуре и истории:ТУТ
Зарегистрирован
Ur
Живет здесь
*****


Castigare ridendo mores

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 418
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #131 В: 03/28/08 в 07:11:09 »
Цитировать » Править

on 03/25/08 в 21:51:55, olegin wrote:

Я этого не утверждал.Но тогда и Вам контрвопрос:а расстрел рабочих в 1961 г. в Новороссийске можно тогда оправдать стремлением к идеалам коммунистического завтра?Или как?

 
 
Олегин! Grin Grin Grin Не в Новороссийске -  в Новочеркасске! Grin Grin Grin
 
Зарегистрирован

...Держит в руце копие, тычет змея в жопие... (кажется из Олдей)
Ur
Живет здесь
*****


Castigare ridendo mores

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 418
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #132 В: 03/28/08 в 08:50:23 »
Цитировать » Править

on 03/27/08 в 19:06:04, antonina wrote:
Ну, мы знаем известное высказывание Ленина на сей счет. "Не мозг нации, а..." Все позднейшее делалось под трескучую риторику неусыпной заботы об интеллигенции.

 
Вообще-то, старик Крупский этот свой перл употребил в переписке. И известен-то он был до поры весьма ограниченному кругу лиц - ПСС Ленина с "Моей Борьбой" душки-Адольфа по объёму не сравнить - а ведь и её даже близкие дружки-партайгеноссе не все прочли.
 
 
Quote:
Вранье. "Der Untermensch" - категория расовая, а не социальная.

 
Правда состоит в том, что расово категоризуемые унтерменши автоматом получали социальное поражение в правах. Или просто автоматом. По башке. Также, правда состоит и в том, что в нерасово стратированном обществе, особенно в "странах мирового капиталу" разновеликие социальные слои преимущественно между собой не смешивались - разумеется, случаи "байстрюков" имели место, не говоря уже о панночках, забеременевших от... гм, ну, скажем, кучера. Что, тем не менее, общей картинки маслом никоим образом не меняет. Не было, короче говоря, полного единства всех индивидуумов общества, как народа.  
 
 
Quote:
И зачем же так убиваться из-за расстрелянных во Львове профессоров? По логике автора, так им и надо.

 
А почему "так и надо"? Потому, что поляки?  
Зарегистрирован

...Держит в руце копие, тычет змея в жопие... (кажется из Олдей)
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #133 В: 03/28/08 в 09:37:36 »
Цитировать » Править

Quote:
gniocie

 
Это "ложные друзья переводчика". Русский "гнет" по-польски скорее "уциск". А польский "гнет" - не особо оформленный груз, хаотическое нагромаждение чего-то.  
 
Quote:
А почему "так и надо"? Потому, что поляки?  

 
Конечно, нет. А потому, что жили в раскошных квартирах, владели коллекциями антиквариата, имели слуг или служанок. Словом, этакие профессоры Преображенские, только в польском издании. Напомню, что это мысли отнюдь не мои (впрочем, я никогда в таких квартирах и не жила  Smiley ), а автора статьи. А какие перлы там попадаются в обсуждении! Тянет на альтеристорию.  Smiley
« Изменён в : 03/28/08 в 10:24:40 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Цидас
Живет здесь
*****


Привидение Ципор

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2090
Re: Вайда и его фильм-номинант на Оскара "Кат
« Ответить #134 В: 03/28/08 в 10:26:31 »
Цитировать » Править

С нескрываемым отвращением он показывает послевоенное продвижение по социальной лестнице служанки, которая вследствие ереси коммуняк забыла, где ее Богом предназначенное место: подавать к столу генеральше.  
 
А что там было в реальности?  Smiley
Зарегистрирован

"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
Страниц: 1 ... 7 8 9 10 11  ...  14 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.