Автор |
Тема: О романе Олди и Валентинова "Нам здесь жить" (Прочитано 780 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
Vagram
Завсегдатай
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 181
|
|
О романе Олди и Валентинова "Нам здесь жить"
« В: 04/21/07 в 20:39:57 » |
Цитировать » Править
|
О картине мира романа "Нам здесь жить" Вообще-то я хотел написать об этом давно. Подумывал даже соорудить серьезную статью, но как-то не собрался (пока). Но вот, под действием одного разговора, я наконец-то сформулировал в письменном виде мой взгляд на вопрос, который меня, как выяснилось, давно волновал. Обсуждение приветствуется. Исходной позицией для размышления послужили три опорные точки. Первое: сюжет романа «Нам здесь жить» достаточно сложен. Если речь идет о борьбе - а о чем еще можно писать в литературе, кроме любви и войны? «Великие вещи, две, как одна: во-первых - Любовь, во-вторых – Война…» - так вот если речь в романе идет о борьбе, то противоборствующих сторон там явно не две, а больше. Уже некоторый клубок, который хочется распутать. Второй опорный пункт – это имеющая место в европейском мировосприятии, и в том числе в литературе, устойчивая тенденция к бинарному подразделению мира. Добро и зло, наши и ненаши, черные и белые… - в общем, та самая борьба двух начал, которая стала сюжетообразующим моментом в эпопее профессора Толкиена. Последнего я хоть и не слишком люблю как литератора, но весьма уважаю. Так вот у него все классически четко: вот силы Добра, вот силы Тьмы, третьей стороны нет. Всевозможные возражения против этой модели (вроде еськовского: «я скорее на стороне разноцветных») явно вторичны. И третье, важнейшее. Содержанием романа (вы еще не забыли, что я говорю о романе «Нам здесь жить»?) является рассказ о некотором изменении мира. Не удержусь, процитирую любимого Лазарчука: «Сказал же Павел: мы не умрем, а изменимся. И вот мы изменились настолько, что Страшный Суд для нас стал средой обитания...» Из этой же серии. А если мы наблюдаем противоборствующие силы на фоне совершающегося изменения мира – то предметом противоборства, как правило, является различие взглядов на способ этого изменения. Это будет сразу понятно тому, кто читал роман С. Витицкого «Бессильные мира сего». Это - роман об эволюции. И осью сюжета там служит противостояние двух героев, имеющих на ход эволюции разные взгляды. Стэн Аркадьевич, исповедующий сугубую постепенность: «Если ты хочешь, чтобы через сто лет в мире что-то изменилось, начинай прямо сейчас». И его отец – гораздо дольше живущий на свете и давно отчаявшийся в том, что хоть чего-то на этом свете можно добиться, действуя постепенно и мягко. И они становятся врагами, потому что один хочет для блага человечества произвести именно что очередную революцию, а другой полон решимости не дать ему этого сделать. Вот так, значит, комбинируются в едином сюжете два архетипа. Черное-белое и постепенность-прерывистость. Но роман «Нам здесь жить» построен сложнее. Итак, я сформулирую сразу вывод. Построение сюжета романа «Нам здесь жить» сохраняет традиционное деление расколотой борьбой реальности на «черных» и «белых», но с той разницей, что противоборствующих сторон здесь не две, а ТРИ. Что это за стороны? Первая из них – та, о которой не хочется и говорить. Сила инерции. Абсолютно эгоистичная сила, носители которой противостоят всякому изменению мира, преследуя при этом исключительно собственные интересы (витальные или корпоративные – не суть важно). Грубо говоря, это всевозможная сволочь, которая сумела в существующем мире устроиться неплохо и именно поэтому - только поэтому! - не хочет его менять. Бюрократы, карьеристы, профессиональные обманщики… Борис Штерн в «Записках динозавра» блестяще рисует портрет такого деятеля из сферы науки, о котором главный герой повести замечает: «Типичный контрэволюционер». Браво Штерну за изобретение такого термина. Умнейший был человек Борис Гедальевич, умнейший, талантливый и смелый… Изображений контрэволюционеров хватает и у Стругацких: взять хоть профессора Выбегалло или – самый яркий пример - литератора из «Хромой судьбы» по прозвищу Гнойный Прыщ (прототипом коего, по-видимому, является А. П. Казанцев). И – отвлекусь еще раз – именно человек из этой породы, по имени Владимир Петрович Ставский, написал в 1937 году донос наркому Ежову на Мандельштама. ...Так вот в конце романа «Нам здесь жить» герои объединяются с оружием в руках именно против сил контрэволюции. «Уже не “федералы”. “Противник”». Тут, видимо, все понятно. Но контрэволюции противостоит никак не единая сила. Меняющийся мир тоже расколот. В романе раскол внутри меняющегося мира обозначен через борьбу разных богов (что, замечу в скобках, выглядит довольно близким к действительности). Есть ростки нового мира, постепенно проклевывающиеся в разных точках планеты, преодолевающие сопротивление сил инерции, как трава пробивает старый асфальт. Их покровитель – молодой бог, живущий под золотым небом. И есть «тот, кто “взял сам”, как в одном старом романе». Бандит, уже почти готовый стать богом. То есть перевернуть мир усилием своей воли. Устроить революцию. А вот те, кто держат оборону в штурмуемом Городе – они как раз и есть контрреволюционеры. Третья сила: между Инерцией и Революцией. Им труднее всех. Но как раз от них зависит, чтобы мир, с одной стороны, двигался, а с другой – не сорвался в кровавую пропасть. Очень почетное звание – контрреволюционер.
|
« Изменён в : 04/21/07 в 20:40:36 пользователем: Vagram » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Zamkompomorde
Administrator
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 2640
|
|
Re: О романе Олди и Валентинова "Нам здесь жи
« Ответить #1 В: 04/22/07 в 17:49:24 » |
Цитировать » Править
|
Основной конфликт в романе возникает между теми,кто контролирует исследователей, затеявших эксперимент, и подопытными.Уголовник с его бандой-лишь мародеры,они лишь пользуются новыми возможностями,открытыми с помощью эксперимента. Отсутствие _революционеров_ и _революции_ в романе как раз налицо.В творчестве Валентинова один из основных мотивов-конспирологический.За каждым резким изменени ем общества он усматривает неких манипуляторов,зачастую несколько таких групп,ставящих эксперимент или готовящих переворот,но практически никогда-собственно революцию.Революционер в его произведениях играет незавидную роль поздно прозревшей марионетки,статиста,клоуна или просто некомпетентного человека, который не ведает,что творит.В основном конфликте у Валентинова революционер-прак тически всегда жертва.Возьмите его "Дезертира" или многотомный цикл "Око силы" -и вы в лучшем случае увидите сильную личность,которая пытается противостоять лавине событий,созданной невидимыми силами,но ни главным противником,ни даже безусловным атагонистом революционер не выступает никогда. Основную идею "Нам здесь жить" я бы сформулировал так:"Над нами очень долго ставили гадкие эксперименты.Нам и без того невесело,но пока хоть как-то можно жить.Так оставьте нас в покое,иначе будем драться и кусаться." Олди сами сформулировали,кто является их главным героем-"человек упрямый".Он мо жет быть сторонником более традиционного порядка вещей или культурным героем,его меняющим,но оппозиция революция-контрреволюция у них если и есть,то глубоко второстепенна.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|