Автор |
Тема: Алексей Иванов о страхе в литературе (Прочитано 5562 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
radius_lucis
Живет здесь
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 279
|
Сегодня нашла интересное интервью: http://www.kp.ru/daily/23720.3/53634/ "У русского народа особая природа страха, отличная от западной. Лишь в лучших образцах жанра европейцы и американцы поднимаются до вызывания у зрителя животного, подсознательного страха." И далее о наших, русских ужасах.
|
|
Зарегистрирован |
Все то, что вообще может быть мыслимо, должно быть ясно мыслимо. Все то, что может быть сказано, должно быть ясно сказано. Л.Витгенштейн
|
|
|
rip
Гость
email
|
Граждане, а может, эту статью можно использовать как тест? Боишься домового - значит, русский, а нет - не обессудь, нерусь. В первый раз услышал, что домового положено бояться, потому что его увидеть можно только с седьмой ступеньки под коленкой. Всегда его вроде любили, с собой в новый дом приглашали. Лично мне стало страшно только от мочалки-Обдерихи - она у меня сассоциировалась со сном Руиза Ава из "Освободителя" Олдриджа, которого бояться - не перебояться.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Isaac_Vasin
Гость
email
|
По поводу домовых и страхов. Читал в мемуарах одного диссидента, татарина, как в их деревне у какого-то мужика завелся жуткий полтергейст, как он с ним разнообразно боролся и в итоге погиб, удушенный во сне, и вспомнил аналогичную историю, произошедшую по рассказам двоюродной тети в деревне, из которой моя мать родом. Интересно, это такая татарская народная традиция - если в доме завелась нечисть, ни за что не сдаваться и не переезжать(а возможности были, ибо деревни с 1960-х начали пустеть не только в центральной России), а всячески с ней воевать до победного или трагического конца?.. Интересно, как с отношением к пакостной нечисти у других народов. У кого что считается правильным? Какие вообще есть варианты?
|
« Изменён в : 06/08/06 в 20:49:29 пользователем: Isaac_Vasin » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Nadia Yar
Живет здесь
Catilinarische Existenz
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 4759
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #3 В: 06/08/06 в 21:16:13 » |
Цитировать » Править
|
on 06/08/06 в 05:29:46, radius_lucis wrote:"У русского народа особая природа страха, отличная от западной. Лишь в лучших образцах жанра европейцы и американцы поднимаются до вызывания у зрителя животного, подсознательного страха." |
| Если он о жанровой литературе, то он неправ: меня больше всех напугал... да-да, банально, но факт: Стивен Кинг с "Кладбищем домашних животных". А вот если он не о жанровой литературе, а вообще, то да. Самая страшная из прочитанных мною книг - "Бабий Яр" Кузнецова.
|
|
Зарегистрирован |
Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)
Мой ЖЖ.
|
|
|
rip
Гость
email
|
on 06/08/06 в 21:16:13, Лапочка wrote:да-да, банально, но факт: Стивен Кинг с "Кладбищем домашних животных". |
| Так это и есть один из лучших образцов жанра. Другое дело, что в русскоязычной литературе я не припомню подобного вообще. Кроме Гоголя, пожалуй. У самого Иванова получается убедительно, но не страшно. Я верю, что оно так и было и будь я "тама", я бы тоже улепетывал или в драку лез, но чтоб напугаться, сидя дома - не получается. В отличие от Кинга и Гоголя. Кстати, зомби боятся не потому, что у них неавантажная внешность. А потому, что могут съесть, а что не съедят, то понадкусывают с экспериментально подтвержденным результатом - надкусанный станет зомби сам. Что никак не может привлекать сердца к. Вот у Кинга в "Кладбище", да и в других вещах страх, я бы сказал, более высокого уровня. Ведь читая, я боюсь не умереть от топора в руках воскрешенного ребенка или еще чего - боюсь того, что во мне тоже есть что-то, что заставило человека переться на это самое кладбище. Точно так же в этой книге, с библиотекаршей, боюсь не самой библиотекарши, а того, что можно стать рабом чудовища, неважно какого. У Иванова подобные коллизии есть - но они никак не связаны с хоррором. Он отдельно, а этика отдельно.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Nadia Yar
Живет здесь
Catilinarische Existenz
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 4759
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #5 В: 06/09/06 в 01:47:12 » |
Цитировать » Править
|
У Иванова страшно другое. Он так описывает жизнь, что становится страшно. Замечательный магический реалист. on 06/08/06 в 21:59:46, rip wrote:Вот у Кинга в "Кладбище", да и в других вещах страх, я бы сказал, более высокого уровня. Ведь читая, я боюсь не умереть от топора в руках воскрешенного ребенка или еще чего - боюсь того, что во мне тоже есть что-то, что заставило человека переться на это самое кладбище. |
| Меня напугал Вендиго. Это явно дьявол, и он наводит ужас. Конкретное описание пути на кладбище, того, что встречается по пути, и тех, кто оттуда возвращается, наводит ужас.
|
|
Зарегистрирован |
Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)
Мой ЖЖ.
|
|
|
Anchan
Живет здесь
дежурный по апрелю
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 484
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #6 В: 06/09/06 в 02:22:17 » |
Цитировать » Править
|
Интервью совсем не понравилось. Мысль правильная, но далеко не новая. ИМХО у русских людей страх вызывает еще и толпа - в том же Вие там целый хоровод кружит, а взгляд Вия - климакс, когда положено просыпаться или петь петухам. Еще страшно у Толкиена. Днем по дороге - увидят и догонят, ночью в лесу - учуют и найдут. А идти надо, путь один - в Мордор. А там до того жутко, что аж ножницы у Сэма щелкать перестали, стоило Гэндальфу начать гнать пургу про Огненную Гору. Оказалось, что и Мордор не весь одинаково страшен. Ворота наводят священный трепет да и только, а вот Кирит-Унгол даже Гэндальфа заставляет вцепиться в кресло побелевшими пальцами... что характерно, на самом перевале для русскоязычного читателя наступает антиклимакс. Ибо мы, в отличие от англичан, пауков как правило не боимся. А здесь это чуть ли не повальная фобия. Возможно, что не только у англичан. Новозеландец Джексон вон тоже их боялся, даже растолковал КАК ИМЕННО. Это резкая смена ме-едленного движения на резкий рывок. Не знаю как где, а в английских залах в итоге стоял визг. Кинга там уже выше по треду поминали. Жутенько. Ну, ИМХО из всех ныне пишущих это единственный по-настоящему талантливый ученик Толкиена. Местами, как например, в Инсомнии, Кинг натурально раскланивается с Толкиеном, приятно смотреть. Кроме того, ИМХО, оба пишут в одной манере. Пока канает, идет реализм. Когда надо, он плавненько переходит в сюрреализм и назад. Именно реалистическая основа дает плотность повествованию. Только я не осознавала, до чего они оба реалисты, пока не побывала сперва в Лос-Анжелесе, потом в Англии... Из советских жутиков припоминаю фантастические рассказы Шалимова. Про хитрый лабиринт под ледяной шапкой, про суперпрочный спасательный конец, который был не перерезан, а перекушен. Ну и конечно история про огромный зал, полный алмазных акумуляторов, под плато неподалеку от пустыни Гоби... Однако самое жуткое место из всей прочитанной мною литературы - это рассказ Вепря из "Обитаемого Острова", как ему руку пилили. В четыре приема, причем каждый сопровождался активной бюрократической переписки. Пилили, скучали, ругали маленькие оклады...
|
« Изменён в : 06/09/06 в 02:24:08 пользователем: Anchan » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Гильрас
Живет здесь
мифическое существо
Просмотреть Профиль » WWW » email
Сообщений: 972
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #7 В: 06/09/06 в 02:55:06 » |
Цитировать » Править
|
on 06/09/06 в 02:22:17, Anchan wrote:что характерно, на самом перевале для русскоязычного читателя наступает антиклимакс. Ибо мы, в отличие от англичан, пауков как правило не боимся. А здесь это чуть ли не повальная фобия. Возможно, что не только у англичан. Новозеландец Джексон вон тоже их боялся, даже растолковал КАК ИМЕННО. Это резкая смена ме-едленного движения на резкий рывок. Не знаю как где, а в английских залах в итоге стоял визг. |
| Интересно. Анчан, сори за оффтоп, а как в таком случае англичанами воспринимается Человек - Паук? И американцами тоже, я так понимаю, что такое восприятие, наверно, характерно вообще для англоязычной культуры? А ведь Спайдермен это положительный герой Тут есть какие -то нюансы, которые не улавливают рускоязычные?
|
|
Зарегистрирован |
Самурай наступает и отступает, смотря по обстоятельствам.
(Тайра моногатари)
|
|
|
UncleLex
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 247
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #8 В: 06/09/06 в 03:05:57 » |
Цитировать » Править
|
on 06/09/06 в 02:55:06, Гильрас wrote: Интересно. Анчан, сори за оффтоп, а как в таком случае англичанами воспринимается Человек - Паук? И американцами тоже, я так понимаю, что такое восприятие, наверно, характерно вообще для англоязычной культуры? А ведь Спайдермен это положительный герой Тут есть какие -то нюансы, которые не улавливают рускоязычные? |
| Преодоление страха через слияние с ним? А так-то - ну что в нем от паука кроме паутины и бегания по стенам? _Человек_- паук. А вот кабы Человекопаук...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #9 В: 06/09/06 в 03:46:39 » |
Цитировать » Править
|
А есть такой фильм. "Муха". С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Anchan
Живет здесь
дежурный по апрелю
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 484
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #10 В: 06/09/06 в 04:00:15 » |
Цитировать » Править
|
Мужик, который тот комикс лепил, он как бы грамотный. Между прочим, Sin City - его же произведение, а там есть над чем поурчать. Только, в отличие от Sin City, Spiderman-у не повезло, фильм на редкость беспомощный. Только и осталось, что беготня по стенам. А страх там в начале, да еще какой!.. Не знаю, как у некоторых, а у американов по-моему есть фобия подцепить что-то дикое в Секретной Научной Лаборатории. Нечаянно или намеренно, неважно как. Правда, в какой-то момент это стало стандартным приемом начала комиксов, но данного автора в этом обвинять не стоит. Как правило, копирует не он, копируют его. По-моему, Alien работает на том же принципе. Не то страшно, что они там неожиданно выскакивают из-за угла, а то что потом с людьми происходит. Так же фишка, что выше по треду насчет зомби сказали. Что интересно, с Человеком-Пауком катарсис наступает не в конце фильма, а на первой трети, по окончанию вводной. Катарсис классный - Сэмчик у нас Шелоб булавкой колол и склянкой пугал. А слабО самому в Шелоб обратиться?.. После чего у товарища начинается забавное существование по ту сторону добра и зла, по сути дела герой уже помер, вернее прошел трансмутацию (ну натурально!..) и, вместо того, чтобы проснуться и вздохнуть с облегчением, отрывается по полной. А Sin Sity - ходячее доказательство, чего стоит Фрэнк Миллер в полный рост. Это, ребята, силища!.. А все почему?.. Родригес ушел в тень, постаравшись по мере возможности перенести комикс на экран, использовав оригинальные картинки в качестве story-board. И снимал один в один. А какие там диалоги, мама дорогая!.. Что там вытащил из себя на свет наш милашка Фродо - это ж песня!.. Про Мики Рурка уже молчу... А почему там не страшно, спросите вы меня?.. А я вам отвечу - Миллер идет по лезвию бритвы, разбавляя действо по ходу дела веселушками для зала. И хоть юмор там совершенно висельнический, но вполне работает.
|
« Изменён в : 06/09/06 в 04:10:06 пользователем: Anchan » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Anchan
Живет здесь
дежурный по апрелю
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 484
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #11 В: 06/09/06 в 04:07:55 » |
Цитировать » Править
|
А вот кабы Человекопаук... И такое было. Только там лишние лапы не отрастают. Но уж лучше бы отрастали... а паутина присутствует. В количествах. Я имею в виду "Паука" Кроненберга. http://www.spiderthemovie.com/
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Kell
Живет здесь
Дело вкуса...
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2889
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #12 В: 06/09/06 в 04:30:59 » |
Цитировать » Править
|
Из отечественного и современного едва ли не самая жуткая, на мой вкус, вещь, которую я читал - "Яблочко от яблоньки" С.Логинова http://www.polkaknig.ru/comment.php?text=6121 . У Кинга действительно несколько вещей на меня крепко действуют. Ну, а с Толкином - как всегда, у меня не сложилось: не страшно...
|
« Изменён в : 06/09/06 в 20:36:06 пользователем: Kell » |
Зарегистрирован |
Никому не в обиду будь сказано...
|
|
|
radius_lucis
Живет здесь
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 279
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #13 В: 06/09/06 в 04:49:00 » |
Цитировать » Править
|
Самые лучшие кинематографические ужасы- японские. Типа оригинального"Звонка".
|
|
Зарегистрирован |
Все то, что вообще может быть мыслимо, должно быть ясно мыслимо. Все то, что может быть сказано, должно быть ясно сказано. Л.Витгенштейн
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: Алексей Иванов о страхе в литературе
« Ответить #14 В: 06/09/06 в 04:55:58 » |
Цитировать » Править
|
Надо сказать, меня когда-то основательно пронял фильм "Готика". Причем, как раз по механизму, описанному Ивановым. Не в опасности было дело. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
|