Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
11/14/24 в 16:54:31

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойлеры) »


   Удел Могултая
   Бель-летр
   Спойлеры и Дисклэймеры
   Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойлеры)
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойлеры)  (Прочитано 1809 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Гильрас
Живет здесь
*****


мифическое существо

   
Просмотреть Профиль » WWW » email

Сообщений: 972
Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойлеры)
« В: 11/15/05 в 01:09:39 »
Цитировать » Править

Первый раз проза Юкио Мисимы попалась мне лет 7 назад, а может и ранее. Это была  
небольшая новелла «Патриотизм». Сюжет ее прост - после неудачного военного  
мятежа молодой полковник делает себе харакири. Вместе с ним уходит из жизни и  
его молодая жена. Рассказчик вместе со своим героем явно полагает несостоявшийся  
военный переворот делом высоким и благородным, и с ним никак не хочется спорить  
- в конце концов, это художественное произведение, а не политический трактат.  
Но почему –то весь пафос величия и красоты духа выражен в одном - в величии и  
красоте смерти. Передать это трудно, надо читать.  
Из предисловия к новелле ( написанного, кстати, если мне не изменяет память,  
неким Чхатишвили, в настоящее время более известного как - Акунин) я узнала, что  
псевдоним автора – Мисима - переводится как «завороженный смертью дьявол», что  
его ( Мисиму) всю жизнь тянуло к смерти, что, впрочем, не помешало прожить очень  
насыщенную жизнь – сниматься в кино, писать книжки, заниматься боевым искусством и  
при том достичь в нем немалого успеха, несмотря на достаточно поздний возраст в  
котором он тем искусством начал заниматься (ему было уже за 25).  
Мисима погиб в 45 лет, от своего меча, сделав харакири, после неудачной попытки  
военного переворота (впрочем, условия реализации этой попытки были такими, что  
предсказать ее конец было не трудно).  
Поскольку, как я уже сказала, новелла произвела на меня сильное впечатление, то  
все это вместе возбудило во мне сильное желание почитать что - либо еще этого  
писателя.  
Через какое –то время данное желание осуществилось - мне в руки попал роман  
Мисимы «Золотой храм». Я его, естественно, прочла, но этот текст меня  
разочаровал.  
Очевидно, что это значительное художественное произведение, и дело никак не в  
нем, а во мне, но как –то меня в этом романе ничего особо не заинтересовало.  
Я знаю, что в него вкладывался совершенно другой смысл, но месседж, который я из  
него вычитала, был примерно таким - «ежели ты такой придурок, как главный герой  
книжки, то, естественно, в конце концов, ты либо храм сожжешь, либо в канаву  
свалишься». Возможно, конечно, я была еще слишком молода для понимания этой  
книжки, но мне и сейчас больше нравится прочитанный несколько позднее Кавабата.  
Тонкие переплетения чувств, эмоций, настолько тонкие, что происходящее  
напоминает гнездо экзотичных насекомых; по японски изящно –тонкая чувственность  
- все это совершенно естественно выливается в малопонятные на первый ( да и на  
второй) взгляд поступки.  
Еще через какое –то время мне в руки попал еще один текст Мисимы – «Смерть в середине лета». Вот эта штука мне понравилась. Точнее - она произвела впечатление. Текст представляет из себя математически точный отчет об истории и о чувствах женщины, которая потеряла сразу обоих своих детей. Именно отчет. Точный отчет обо всех извивах горя, и о том как оно постепенно уходит. Смерть и горе – то, на чем специализируется Мисима и тут он не прогрешил против своей репутации. Видимо, в природе человека есть что -то такое, что делает хорошо написанные ужастики привлекательными, а здесь еще и был очень хорошо прописанный психологизм; в общем, мне эта штука понравилась. Но все таки я не понимала, что делает Мисиму культовым писателем. Единственное, что, по моему мнению, отвечало такому статусу - было его новеллой «Патриотизм». Но одна новелла, даже классная, все таки, кажется, не делает писателя культовым... «Смерть в середине лета», по моему восприятию, почти дотягивала до этой планки, но все же именно почти.  
И вот, где –то с год назад, мне взбрело в голову почитать его книжки из серии «Море изобилия». То, что уже вышло в России, в смысле.  
Возможно, уже «Весенний снег» мог бы переломить мое восприятие культовости Мисимы. Но не переломил. Не исключено, что в частности потому, что я выбрала не очень удачное время для прочтения - все - таки когда у тебя проблемы, то следует читать что –то менее мрачное.  
Но все же что –то меня в этом «Снеге» зацепило.  
Во первых, там выражена та же идея, что и в «Золотом храме»; выражена, в отличие от «Храма» мельком, пунктиром, но, как мне показалось, гораздо лучше. Храм, который видется одному из сиамских принцев, пояснение, что «в отличие от мечты, реальность - материал, которому недостает пластичности», это все пунктир, но, имхо, он выглядит гораздо лучше и внятнее, чем золотой гвоздь при помощи которой вкалачивается эта мысль в голову читателя в «Золотом храме».  
 
Во вторых ... во вторых, там гораздо красивее, тоньше и внятнее проведена линия человека, погруженого в свои сложно - утонченные чувства и переживания.  
Сложно – утонченные и довольно бестолковые - впрочем, последней характеристики нет и следа в авторской позиции что в «Золотом храме», что «Весеннем снеге». И очень хорошо что нет. В противном случае было бы не интересно. А так – интересно и красиво.
 
***Для родителей Киеаки был загадкой, они и не пытались постичь его чувства, так отличавшиеся от их собственных эмоций, потому что при каждой своей попытке попадали в тупик. Теперь родители  в определенной степени были даже раздосадованы воспитанием в семье Аякуры, которой они поручили своего сына. Может быть, утонченность знати, которой они постоянно восхищались, означает всего лишь неопределенность устремлений. Издали это красиво, но видеть результаты такого воспитания в собственном сыне, который тут рядом, оказалось все равно, что очутиться перед горой загадок. Чувства, движения души у родителей были окрашены одним ярким знойным цветом, а душа Киёаки напоминала многослойный наряд придворной дамы минувших веков: цвет опавших листьев растворялся в алом, алый – в зелени бамбука, и невозможно было определить, где какой; маркиза ужасала одна мысль об этом. Его утомляло само созерцание холодной, сдержанной красоты сына, который казался ко всему равнодушным. Маркиз не мог припомнить, чтобы его самого в отрочестве когда – нибудь мучали неясные, словно подернутые рябью, таившиеся в глубине души, зыбкие чувства. ***  
 
Киёаки испытывает определенные чувства к Сатоко. Именно «испытывает чувства», любовью я их назвать никак не могу; и чувства эти , по его обыкновению, весьма утонченные и сложные. А вот Сатоко любит Киёаки. Неповезло ( Сатоко, в смысле). Сложные, запутанные отношения ( вполне в духе Киёаки) оканчиваются разрывом. Сатоко должна выйти за другого, за члена императорского дома. Теперь какие либо любовные отношения с ней невозможны. То есть совсем. Абсолютно. Это уже государственная измена. И Киёаки, которому только что Сатоко была совсем ненужна и неинтересна, вдруг  Сатоко становится очень нужна и интересна. Ведь что может быть интереснее невозможного? Сатоко и Киёаки становятся любовниками, хотя это невозможно.Эротическая сцена написано удивительно красиво, по японски утонченно и сдержанно и в тоже время с явным привкусом запретности и порочности. Но когда Сатоко беременеет и ее родные заставляют ее сделать аборт, Киёаки не предпринимает ничего.Он обнаруживает в себе странную пассивность. Невозможное перестало быть невозможным, оно перешло в сферу реальности, а следовательно перестало быть столь интересным.  
А вот когда Сатоко ( неожиданно для всех и против воли родных) уходит в монастырь ( буддисткий, само собой), для Киёаки ситуация очередной раз меняет свою окраску. Возможное опять становится невозможным ... и теперь ради него не жаль заплатить жизнью. Во время своих бесплодных попыток увидеть Сатоко Киёаки подхватывает пневманию и умирает. Красиво умирает. По анимешнному красиво. Сложные и утонченно - красивые переплетения чувств выливаются наконец в красивое, хотя и бессмысленое, действие и красивую смерть. Я отдаю предпочтение этой книжке перед «Золотым храмом» того же автора и даже перед Кавабатой потому, что бесмысленно – красивые и сложные чувства и устремления обрели здесь форму, сюжет и развязку. Причем, в отличие от «Золотого храма» осмысленную форму, сюжет и развязку. Отвечающие содержанию.  
Но по настоящему я поняла зачем и почему культовый писатель Мисима только прочитав «Несущие кони». Потом была еще «Исповедь маски», тоже показавшаяся мне не бессмысленой и, так же как и «Весений снег» и  
( особенно) «Несущие кони» , безнадежной, не содержащей ни капли эстель. Но «Исповедь маски» штука особенная. О ней я пожалуй не буду ничего говорить кроме того что в ней нет ни капли эстель ( так же как «северного мужества) и это весьма значимо.  
Я остановлюсь только на «Несущих конях».  
«Несущие кони» - это продолжение «Весеннего снега» и главный герой книжки - реинкарнация Киёаки. Реинкарнация, которая, очень грубо говоря, «исправляет ошибки» прежней жизни, а говоря более точно, выбирает совершенно иной жизненный путь, противоположный старому, уже изведаному. Правильно, ведь следует прожить то, что еще не прожито, не так ли? Киеаки жил тонкостью сложных чувств и чурался грубости спортивной молодежи. Исао Иинума занимается кендо и у него уже третий  дан. Но этого ему мало.  
Прочитав книжку я кажется поняла что такое «сверхценник». – термин, введенный Могултаем и его последователем Антрекотом, и вряд ли имеющий особый смысл в виду его сильной запутанности. Но если уж говорить о сверхценниках, то в том аспекте который раскрывается из романов Мисимы. Исао и его товарищи хочет убить Курахара чья политика ведет к обнищанию народа ( Курахара же полагает свои действия меньшим злом и, во всяком случае, явно знает и то о чем говорит и то, что делает). Но Исао не делает даже малейшей попытки уверить самого себя, что его  главной ( или хотя бы побочной ) целью является благо народа. В сущности люди, для благо которых он хочет убить Курхару ему так же безразличны, как и Киёаки была безразлична Сатоко, которую он якобы любил.  
Исао хочет прожить жизнь исполненную чистоты. Такой же чистоты, какой исполнен первый снег, еще не тронутый ничьми ногами.  
 
***
- Во что ты веришь?  
- В меч.  
- Чего ты больше всего хочешь в жизни?
- Солнечным… На крутом обрыве при восходе солнца, молясь на встающий сияющий  
круг … глядя на блистающее внизу море, у корней благородной сосны …  
Умереть от своего меча.  
***
 
На самом деле это не воинская позиция. Совсем не воинская, глубоко не воинская. Воин не стремится к смерти. Напротив, он, как правило, стремится ее избежать, если, конечно, обстановка позволяет. Воин относится к смерти спокойно, это да, но все же он предпочитает жизнь.  
Интересно, мне это кажется или это все таки не случайно - то, что увлекшись политикой и заговором Исао почти забросил тренировки?  
Тренировки, совершенствование в боевом искусстве - это жизнь, жизнь, которая течет и продолжается. Это еще не полет смертельно опасной стрелы, который заканчивается так быстро.  
Но я кажется понимаю Исао. Смерть - это точка в художественном произведении, в которое  можно превратить жизнь. И точно поставленная точка может придать всему произведению совершенство и законченность. А если эта точка будет поставлена не только точно, но и быстро, то произведение получит цельность и чистоту. Да, тогда ты туда уже многое не засунешь. Не засунешь любовь, книги, тренировки и травмы, встречи и разлуки. Но твоя жизнь обретет чистоту, которой обладает свежевыпавший снег. Так может быть лучше все таки утром, на восходе солнца, от своего меча?  
Хотя уж очень многое выкидывается из такой жизни. Настолько многое, что иногда кажется, что выкидывается сама жизнь.  
Интересно, что та, другая сторона жизни предстоит перед Исао в образе женщины. Нежданнно – негадано, но предстоит.  
 
*** Макико не задавала никаких вопросов, не сообщала каких –то последних  
новостей, она писала о вещах, которые привлекали ее внимание при смене времен  
года, разные забавные вещи, непритязательные милые глупости: о фазане, который,  
как и прошлой весной, прилетел к ним во двор из ботанического сада, о  
пластинках, которые недавно купила, о том, что и теперь, вспоминая ту ночь,  
часто ходит гулять в сад Хакусан, там лепестки сакуры, сбитые дождем, облепили  
спортивное бревно - оно тихонько качалось под ночным фонарем, казалось, только  
что кто –то по нему прошел и оно не успело остановиться, у храмового помоста для  
танцев ночная тьма заметно глубже, а там пробежала белая кошка, о рано  
распустившихся цветах персика, о цветочках фрезии, которые она взяла с собой на  
занятия икебаной, о том, что у храма Гококудзи она увидела астры, принялась их  
рвать - и у нее даже намокли рукава кимоно … эти описания сопровождали стихи, и  
Исао, читающему письмо, порой казалось, что они вместе. ***
 
А вот что видится Исао во сне:  
 
 
***Жесткая стальная конструкция исчезла. Тело мгновенно пропитал свой запах,  
похожий на запах гниющих водорослей. Великие принципы, пыл, патриотизм, цель  
всей жизни - все это пропало, вместо этого он растворился в мелочах - красивых,  
деликатных вещах: одежде, посуде, подушечках для иголок, коробочках с косметикой,  
ощутил несвойственную ему привязанность. Она была почти непристойной, с  
подмигиванием, усмешечками, Исао прежде не знал такого. Ведь его единственной  
привязанностью был меч!  
Вещи липли к нему, но их высший смысл был утерян.
Получить что –то перестало быть проблемой. Желаемое само шло в руки. Здесь не  
было ни линии горизонта, ни острова. В местах, где не действовали законы  
перспективы, не было мореходства. Только одно безгранично раскинувшиеся море.
Исао никогда в жизни не хотел быть женщиной, он желал быть мужчиной, жить жизнью  
настоящего мужчины и умереть так, как подобает мужчине. Быть мужчиной … это  
непрерывно требовало от него явных доказательств того, что он мужчина: сегодня  
быть мужчиной больше чем вчера, завтра, больше чем сегодня. Быть мужчиной  
значило непрерывно взбираться к высшей точке мужества, там, на вершине, была  
сияющая девственным снегом смерть.
А быть женщиной? Наверное, это означало с рождения и до смерти быть женщиной.  
***
«Как ты думаешь, мама, может быть в следующей жизни я буду женщиной?» - говорит Исао своей матери незадолго до гибели. Похоже, что так оно и будет.  
Говорят, следующая книжка из серии уже переведена на русский язык. Интересно будет ее почитать.
« Изменён в : 11/17/05 в 18:45:28 пользователем: Гильрас » Зарегистрирован

Самурай наступает и отступает, смотря по обстоятельствам.

(Тайра моногатари)
Ципор
Гость

email

Re: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойл
« Ответить #1 В: 11/17/05 в 11:14:29 »
Цитировать » Править » Удалить

Интересно. Надо будет прочитать.
Зарегистрирован
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойл
« Ответить #2 В: 11/18/05 в 06:08:18 »
Цитировать » Править

И вот так очень часто бывает. Кто-то пишет длинную размышляловку о книге, а ему если что-то и отвечают, то "интересно, надо будет прочитать". Smiley
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойл
« Ответить #3 В: 11/18/05 в 06:12:23 »
Цитировать » Править

Quote:
Я знаю, что в него вкладывался совершенно другой смысл, но месседж, который я из него вычитала, был примерно таким - «ежели ты такой придурок, как главный герой книжки, то, естественно, в конце концов, ты либо храм сожжешь, либо в канаву свалишься».

 
Это хорошо подмечено. Я не столько о Мисиме, сколько о книгах вообще. Авторы переоценивают идейное влияние, которое они оказывают на умного читателя. У умного есть своя голова, и он не даёт приставить себе чужую. Авторы, сами, как правило. люди неглупые, прекрасно об этом знают. Это значит, что откровенная агитация в литературе рассчитана на дураков.
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
R2R
Administrator
*****


STMS

45196474 45196474    
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 5667
Re: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойл
« Ответить #4 В: 11/18/05 в 08:54:19 »
Цитировать » Править

on 11/18/05 в 06:08:18, Лапочка wrote:
И вот так очень часто бывает. Кто-то пишет длинную размышляловку о книге, а ему если что-то и отвечают, то "интересно, надо будет прочитать". Smiley

Ну так если кто-то не читал, а отзыв его заинтересовал. Roll Eyes Чем плохо? По-моему, такой фидбэк лучше, чем вовсе никакого.
 
Потом, бывает ведь и по-другому. Когда кто-то пишет размышляловку, а ему отвечают по сути дела. Wink
Зарегистрирован

"Кто играет с динамитом, тот придёт домой убитым"
Ципор
Гость

email

Re: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойл
« Ответить #5 В: 11/18/05 в 09:04:27 »
Цитировать » Править » Удалить

on 11/18/05 в 06:08:18, Лапочка wrote:
И вот так очень часто бывает. Кто-то пишет длинную размышляловку о книге, а ему если что-то и отвечают, то "интересно, надо будет прочитать". Smiley

 
Как правильно заметила выше R2R, "чем плохо?" Я бы этого Мисиму в жизни читать не стала, но тут так интересно про него расписали... Smiley
 
Прочту (не ранее 20/12, к сожалению) - поделюсь впечатлениями. Smiley
Зарегистрирован
Гильрас
Живет здесь
*****


мифическое существо

   
Просмотреть Профиль » WWW » email

Сообщений: 972
Re: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойл
« Ответить #6 В: 11/18/05 в 10:25:17 »
Цитировать » Править

on 11/18/05 в 09:04:27, Ципор wrote:

Прочту (не ранее 20/12, к сожалению) - поделюсь впечатлениями. Smiley

Ага, давай, делисьWink  
Интересно, как он тебе  покажется.  
Зарегистрирован

Самурай наступает и отступает, смотря по обстоятельствам.

(Тайра моногатари)
Гильрас
Живет здесь
*****


мифическое существо

   
Просмотреть Профиль » WWW » email

Сообщений: 972
Re: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойл
« Ответить #7 В: 11/18/05 в 10:27:28 »
Цитировать » Править

on 11/18/05 в 06:12:23, Лапочка wrote:
Это хорошо подмечено. Я не столько о Мисиме, сколько о книгах вообще. Авторы переоценивают идейное влияние, которое они оказывают на умного читателя. У умного есть своя голова, и он не даёт приставить себе чужую. Авторы, сами, как правило. люди неглупые, прекрасно об этом знают. Это значит, что откровенная агитация в литературе рассчитана на дураков.

Да нет, там дело не в этом.  Это я  не о книгах вообще, а о МисимеSmiley  
Там  в «Золотом храме»,  как я  поняла,  автор хотел выразить примерно такую  идею -  истинная  Красота  не  может полноценно  существовать в материальном мире,  ибо эта Красота   идеальна  и совершенна, и потому если она все ж таки существует в  материальности,  то лучше бы ее  уничтожить,   чтобы  от нее  остался  идеальный образ.   Идея,  имхо,  интересная, и  совсем неплохо было бы выразить ее  в  художественом произведении ( при этом читателю совсем  не обяязательно  с  ней соглашаться).  Вот  только мне  показалось,  что Мисима  ее  не  смог  выразить.  Потому  что герой  у  него  слабый.  Как  личность, в смысле.  Поэтому  у  меня  и  прочиталось,  что дело не  в  совместимости или  несовместимости Красоты  и материального  мира, а  в общей  бестолковости героя.  
« Изменён в : 11/18/05 в 10:28:49 пользователем: Гильрас » Зарегистрирован

Самурай наступает и отступает, смотря по обстоятельствам.

(Тайра моногатари)
radius_lucis
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 279
Re: Субъективные расуждалки о Мисиме(и чуток спойл
« Ответить #8 В: 11/18/05 в 10:56:44 »
Цитировать » Править

on 11/18/05 в 10:27:28, Гильрас wrote:

Да нет, там дело не в этом.  Это я  не о книгах вообще, а о МисимеSmiley  
Там  в «Золотом храме»,  как я  поняла,  автор хотел выразить примерно такую  идею -  истинная  Красота  не  может полноценно  существовать в материальном мире,  ибо эта Красота   идеальна  и совершенна, и потому если она все ж таки существует в  материальности,  то лучше бы ее  уничтожить,   чтобы  от нее  остался  идеальный образ.   Идея,  имхо,  интересная, и  совсем неплохо было бы выразить ее  в  художественом произведении ( при этом читателю совсем  не обяязательно  с  ней соглашаться).  Вот  только мне  показалось,  что Мисима  ее  не  смог  выразить.  Потому  что герой  у  него  слабый.  Как  личность, в смысле.  Поэтому  у  меня  и  прочиталось,  что дело не  в  совместимости или  несовместимости Красоты  и материального  мира, а  в общей  бестолковости героя.  

Я про Мисиму слышала, что его идеи в значительной степени подпитываются и западной философией, по крайней мере, мне кажется, такова и идея его книги "Золотой храм". Мне Кавабата и Танидзаки кажется более_японскими_писателями. Мисима все таки бунтарь (лично мне из всех его книг больше всего понравилась "Шум прибоя").
А "бестолковость" героя в рамках "Золотого храма" оправдана-как воплощение  концепция общего несовершенства человека в подлунном мире . Smiley
Зарегистрирован

Все то, что вообще может быть мыслимо, должно быть ясно мыслимо.
Все то, что может быть сказано, должно быть ясно сказано.
Л.Витгенштейн
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.