Автор |
Тема: История Самийла Немирича (Прочитано 4281 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
1. Предистория На свет Божий малопочтенного героя сего незатейливого рассказа извлек один из братьев Лозинских. Оба брата жили во Львове лет сто тому назад, один (младший) был историком и коллекционером, второй – писателем на исторические же темы и журналистом; первый, наверное, был спокойным и законопослушным гражданином (т.к. в хронике скандалов львовских не отмечен), второй же, совершенно наоборот, - скандалистом, дуэлянтом и соблазнителем чужих невест. На дуэли он вызывал как австрийских офицеров, так и своих коллег по писательскому ремеслу (на почве борьбы за авторские права и по причинам романтическим); если обмен выстрелами не определял победителя, переходил к бою на саблях. И все это – несмотря на сильную близорукость и маленький рост. Соответственно даты жизни первого - 1843-1913, второго – 1837-1861. Умер старший брат вследствие дуэли же, то есть, не то, чтобы его убили или очень опасно ранили, но он не соблюдал режима лечения и заболел воспалением мозга. И вот незадача – во всей доступной мне библиографии автором интересующего нас сочинения «Prawem i lewem. Obyczaje na Czerwonej Rusi», где Самийло Немирич впервые появился в литературе, значится попросту W.Lozinski. Как на беду, братьев звали Владислав (младшего) и Валери (именно так, потому что братья, конечно же, поляки). Можно ориентироваться на год издания (1903), но какое по счету это издание – неизвестно. (Я этой книги не видала, попробую порыться в польском нете). С позиций здравого смысла, автор, наверное, Владислав, по соответствию персонажу – Валери. Поэтому я предлагаю, следуя традиции, объединившей двух евангельских Марий в одну, объединить братьев Лозинских в одного автора. В спокойные периоды жизни он коллекционирует различные древности и пишет исторические труды, в бурные – и ведет себя соответственно. Antonina
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #1 В: 06/10/05 в 16:22:27 » |
Цитировать » Править
|
2.И вот что было на самом деле (Излагаю по книге «Кримінальний світ старого Львова» Андрія Козицького і Степана Білостоцького, кстати, настоящее сокровище для любителей исторических анекдотов). Начало 17 века, неспокойный для Львова период, впрочем, как и любой другой, от основания и по настоящий день. Если кто-то интересуется историями польско-турецких и т.д. воен, то знает, что все они происходили по одной схеме: кварцяное войско, которому годами никто не платил, собиралось во Львове, причем страшно долго, а в ожидании похода – грабило горожан и пригородные села. Всегда актуальными были и внутригородские столкновения – как по национально-классово-религиозному признаку (реже), так и просто по широте души участников. И вот – (дальше – цитата в переводе, необходимые объяснения – курсивом) «Самуэль/Самийло Немирич, который проживал на Галицком предместье (не умею точно перевести, это не совсем то же, что и пригород) Львова в начале 17 века, прославился постоянными бурдами (тоже почти непереводимое понятие, ну, скажем, дебошами), хулиганством и ограблениями. Шляхтич задирал соседей, стрелял в них, и наконец изнасиловал девушку, продающую пляцки (и вот здесь начинается легенда. Пляцки для любого обитателя Западной Украины, которая вообще-то называет себя Галичиной, как и для большей части миттельевропейцев, понятие сакральное в куда большей степени, чем пресловутое сало .Девушка с пляцками может восприниматься как воплощение Богини, а безусловно преступное деяние Немирича - как осквернение священного брака, конечно же, только в терминах глубоких архетипов. С большой степенью приблизительности и огрубления можно сказать, что пляцками галичане называют то, что в остальной Украине и в России называется пирогами, а пирогами они называют то, что в остальной Украине именуют варениками, а то, что в России зовется блинами, здесь называется налисниками). Бурмистр Бартоломей Уберович послал за преступником ципаков (городская стража), которые поймали Немирича и посадили в тюрьму ратуши. Суд, состоящий наполовину из шляхты и наполовину из мищан (горожане нешляхетского сословия) приговорил насильника к смертной казни, но, благодаря коллективной просьбе шляхты, высшую меру заменили на заключение в веже (башне) и денежный штраф. Отпущенный из тюрьмы Немирич затаил обиду на магистрат и решил отомстить. В своем имении он собрал банду из нескольких сорвиголов и вместе со своим другом Ежи Лясоцким возвратился во Львов. Харцизяки (преступники?) остановились под городом и напали на бурмистра, когда он выехал в свое имение в Скниливок (теперь часть города, прилегающая к печально известному Скнилову). 23 июля 1619г., в полночь, бандиты приехали в дом, где ночевал Уберович. Он уже спал, но услышав, что переночевать просится земский писарь Свошовский (а так представился Немирич), отпер дверь. Его немедленно схватили, и, как был, в ночной рубашке, привязали к лошади. Кроме того, Немирич сорвал с шеи бурмистра аксамитную сакву (сумочку), в которой лежало 47 дукатов. Похитители погнали коней, не разбирая дороги, поэтому Уборевич, лежащий животом поперек седла, очень пострадал и уже просил, чтобы его убили, потому что дальше таких мучений не выдержит. В то время во Львове организовали погоню. Райця (член магистрата) Ян Юлиан Лоренцович, узнав об похищении председателя магистрата, поспешил на выручку, заручившись также помощью князя Заславского, военное подразделение которого как раз проезжало через Львов. Немирича догнали только на Волыни. Уберовича отбили, но сам похититель сбежал. Позже город добился от гетьмана Станислава Жолкевского специального универсала, которым Немиричу объявили заочную баницию. Чудесное спасение львовского бурмистра увековечили благодарственной надписью на табличке, закрепленной на щите, который держал каменной левик перед Львовским магистратом. Сейчас эта скульптура, получившая название «левик Лоренцовичей», находится на Высоком Замке (совершенная правда, там она находится и до сих пор, если кто-то знает, немного в стороне от главной дорожки подъема на Замковую гору). Antonina
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #2 В: 06/10/05 в 16:24:45 » |
Цитировать » Править
|
3.И вот что из этого сделал Андрухович Необходимое пояснение: Юрий Андрухович (родился 13.03.1960 в Станиславе / Ивано-Франковск / Сан-Франциско), патриарх литературного объединения Бу-Ба-Бу (бурлеск – балаган- буффонада), претендующий на титул самого известного за рубежом украинского писателя. Автор книг «Небо і площі», «Середмістя», «Екзотичні птахи і рослини», (это все поэзия), «Рекреації», «Московіада», «Перверзія», «Дванадцять обручів». Соавтор (всесте с Ан.Стасюком) книги «Моя Європа». Далее приведенный текст сильно сокращен. Пропущенные отрывки, в меру моих скромных сил, заменяю пересказом (курсив, как и примечания и объяснения). Antonina
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #3 В: 06/10/05 в 16:28:42 » |
Цитировать » Править
|
Автором (прекрасный пассаж про Марий) был, увы, Владислав. А вот саму книгу я в сети пока найти не могу. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #4 В: 06/10/05 в 16:39:54 » |
Цитировать » Править
|
Самийло Немирич, прекрасный разбойник Самийло (Самуель) Немирич, этот незаслуженно забытый и преждевременно угасший росток на дереве нашего национального бандитизма, обращает на себя внимание, прежде всего, стилистически. Стилистика его преступлений базируется на абсолютной свободе. Поэтому даже о самых ужасных его убийствах и ограблениях можно смело сказать, что они выполнены с недюжинным эстетическим чутьем и оставляют впечатление свободного вдохновенного творчества. До сих пор жизнь этого подильского шляхтича, который самую блестящую часть своих дней земных убил (в оригинале – промарнував) во Львове 1610-х годов, почти не описано нашими, уже однажды расстрелянными, историографами. В то же время, то, что встречаем у В.Лозинского в «Правем и левем» (или, в переводе, «Саблей и грамотой (скорее «С законом и без закона»)) написано слишком тенденциозно и с польским уклоном: Немирич неприятен автору уже хотя бы тем, что некатолик и неполяк. Кроме того, происходит из тех же Немиричей, с которых и будущий полковник Войска Низового Немирич Юрко – безжалостный герой кампании 1648-49 г.г., поэт, философ, еретик (Немиричи вообще достаточно охотно переходили в арианство, что, вообще-то, присуще не только им, но и таким старинным украинским семействам, как Потоцкие, Вишневецкие или Татомыры.) (Уже здесь автор вволю поиздевался над слишком доверчивым читателем). Что касается стихотворения, написанного вроде бы про Самийла Немирича и от его имени и напечатанного в книге «Екзотичні птахи і рослини» Ю.Андруховичем, то следует признать, что автор не задал себе труда хоть сколько-нибудь погрузиться в прошлое и вывести какой-то неоднозначный и поучительный исторический тип (дальше автор под маской критики делает себе рекламу и еще раз рассказывает об изнасиловании с пляцками, которое вроде бы происходило одновременно со сражением против 12 ципаков и оставило у потерпевшей самые приятные воспоминания). Считаем сегодня необходимым сказать всю правду об этой мало известной потомкам выдающейся личности, ликвидировав тем самым еще одно «белое пятно» в океане национальной истории и борьбы за освобождение. Самийло Немирич поселяется на Краковском предместье Львова в 1610 г. Остается неизвестной точная дата его рождения, но совершенно точно знаем, что во время прибытия во Львов ему немногим больше двадцати. Он прекрасно фехтует и ездит верхом, со вкусом одевается, покупая дорогие ткани и сукна исключительно у венецианских и генуэзских купцов, любит херес, мальвазию, хорошую музыку и мадеру. Его дом быстро превращается в пристанище для оригинальных изгнанников из всех закоулков Старого Мира: это преимущественно известные инфамисы и извращенцы, убийцы, философы, оккультисты, алхимики, протестанты, огнепоклонники и грабители (отчего бы и не Калиостро с Казановой, тоже посещавшие Львов, хоть и гораздо позже). Свободное время проходит за банкетами, песнями и религиозными диспутами. (Дальше описаны обычные развлечения всей этой милой компании, включая утопление райци Щепюрского в котле с кавой – еще одно непереводимое и сакральное понятие, которое Боже упаси заменять банальным кофе. Все львовяне свято убеждены, что Европа обязана кавой именно их земляку, во всяком случае, галичанину. Конечно, это происходило через много лет после описанных событий). Современный читатель с некоторым недоумением и даже осуждением отзовется о таких проявлениях жизненной силы и здоровой духовной энергии, поэтому стоит сказать несколько слов о нравах того времени. Убийство или любое насилие по действующей тогда Конституции 1577 г (?) не считалось чем-то необычным и противоправным. Юристы тех лет относились к рассматриваемым нами злодеяниям скорее по-философски, чем с точки зрения закона, с большой примесью юмора, иронии и христианского милосердия к нарушителям. Сроки заключений были весьма краткими и преимущественно условными (конечно, краткими, но при тех условиях заключения можно было околеть и задолго до окончания срока). Так, за убийство шляхтичем равного ему шляхтича (а шляхтичи в то время составляли едва ли не три четверти всего населения Рес Публики (не больше половины)) следовало год и три недели отсидеть в замковой веже, уплатив при этом две тысячи золотых в казну; за то же убийство, но с задержанием убийцы «in ricenti» (на месте преступления) – наказание удваивалось: два года и шесть месяцев вежи и четыре тысячи деньгами. (Отчего-то задержание на месте преступления считалось фактором усугубляющим, мол, не попадайся, дурак, а убивай с умом, чтобы никто не видел). Впрочем, ни один процесс касательно убийства попросту не мог состояться, если родственники потерпевшего не сумели притащить в суд его мертвое тело (особая юридическая процедура под названием «презентация трупа»). Поэтому главной целью для каждого, замышляющего кого-то убить, было своевременно и надежно спрятать тело убитого. (Подробности того, как Немирич спрятал тело судьи Голомбка и почему никто это тело даже не пытался «презентовать», я лучше пропущу). Убивалось легко и безмятежно – тайно и «in ricenti», на глазах у общества, ведь даже если суд все-таки состоялся и приговор выносился, то осужденный отнюдь не должен был обязательно и послушно садиться в вежу, а чаще всего шел домой или с друзьями на вино. Дело в том, что, хотя судебная и исполнительная власть были отделены, но исполнительная ничего исполнить не могла, так как ей всегда катастрофически не хватало самих исполнителей, то есть милициантов, в то время как почти каждый подсудимый приходил в таком сопровождении вооруженных до зубов саблями, мечами, цепями, палками, киями, кастетами, галабардами (алебардами?) друзяк, родственников и слуг, что лишь обезумевший фанатик правосудия осмелился бы силком привести его в место заключения – такая попытка, безусловно, имела бы печальные последствия для правосудия и его стражей. Таким образом, когда в июле 1612 г. добрые знакомцы встречают Немирича в замарстиновской (Замарстинив – раньше предместье, теперь район Львова) корчме Макольондры (эта фамилия заслуживает отдельного филологического анализа) в хорошем настроении, со стаканом хереса в руке, с толстой хвойдой ([буквально и по смыслу лучше всего подойдет «женщина легкого поведения», но это слишком официально) в одних лишь турецких чулках (лучше уточню, что это хвойда в турецких чулках, а не сам герой), то на их вопрос, а что же он здесь делает, слышат в ответ: «Ге-ге, отсиживаю вежу, панове. Убил я теперечки старшего Исаковича и получил три недели и год. Нужно сидеть, так как нет на это рады (приблизительный перевод – ничем этому не помочь, парафраз одного некогда популярного во Львове изречения). (Дальше следуют подробности похищения младшего Исаковича и убиения старшего. Поскольку там в изобилии чисто физиологические детали, то я уж лучше пропущу). В промежутке между убийством старого караима Исаковича и ограблением волошской дипломатической миссии, возглавляемой боярином Георгицей и движущейся в расположение шведского короля осенью 1615, доставляя ценные бумаги по поводу трансильванского наследия, Самийло Немирич посвятил себя науке и искусству. 1614 г. он издал в Дрездене стихотворный латинский трактат «О лечении маком и природе конопли», высоко оцененный современниками, но, к сожалению, безвозвратно потерянный нынче. Занимался музыкой и писал полемические письма против униатского епископа Ипатия Потия. Ограбление волошских послов оказалось самым громким делом Немирича. (Вообще волошско-львовские связи настолько глубокие и изобилуют такими интереснейшими подробностями, что на этом фоне как-то затерялся даже Дракула. Волошские миссии во множестве прибывали в город, здесь отсиживались и отсюда отправлялись многочисленные претенденты на престол господаря, одного господаря и одного претендента (Ивана Пидкову) во Львове даже казнили). Тайные дипломатические бумаги Немирич удачно возвратил трансильванскому двору, требуя за них 20000 швейцарских франков (!), но князь Ракоций (интересно, который из Ракочи имеется в виду) не проявил особого энтузиазма, и пришлось соглашаться только на восемь с половиной тысяч. К этому моменту король и сейм Рес Публики уже трижды объявляли Немирича инфамисом (лишенным гражданской чести и шляхетства) и дважды – банитом (лишенным любых прав и защиты со стороны государства и общества). Это значило, что кто угодно и когда угодно мог его убить (в оригинале – закатрупити) и не понес бы за это никакой ответственности, а даже заслужил бы благодарность Его Королевской Милости. Однако охотников к такой благодарности отчего-то было не видать, и Немирич предерзко разгуливал себе площей Ринок (центр Львова). (Дальше следует довольно большой пропуск. Сущность дела в том, что, несмотря на бурные приключения, жизнь героя покатилась под уклон, он задепрессировал и подсел на иглу, причиной чему была несчастливая и неразделенная любовь – подходящее возмездие за упомянутый инцидент с пляцками. Героиня - тринадцатилетняя Амалька, дочь городского палача Стефана Небораки, которую Немирич увидел, отсиживая очередную вежу). Юная панна Амалия отвергла его чувства. Освободившись, Немирич письменно признался ей в любви и предложил стать законной женой. К письму он приложил свой шедевральный акросонет «Амалия Неборака». Но девочка в довольно резкой форме ответила, что она и не подумает выходить замуж за такого разбойника и развратника, что она происходит из почтенной порядочной семьи, репутация которой весьма упала бы в глазах всего Львова от такого позорного альянса, к тому же она давно и преданно любит своего жениха Пйотруся за то, что он кудрявый, веселого нрава и, как никто, умеет фаршировать кашей кровяные кишки (третий сакральный символ, для неосведомленных скажу лишь, что это очень вкусно). Следующего же вечера Самийло встретил в Кульпаркове (район города, известный своей лечебницей для сумасшедших) Пйотруся и выпустил из него кишки, но это не помогло, до конца своих дней Амалия ходила в трауре, сохраняя верность жениху и оставшись в его честь девицей до конца жизни. Постепенно приходя к выводу о тщете всех усилий и попыток что-то исправить в этом безумном мире, Самийло Немирич стал пассивным и замкнутым. Ему пришлось без остатка выпить горькую чашу трагизма всех великих: несоответствие тому времени, в которое забросило их Провидение (отчего бы, соответствует и как нельзя лучше). Но горечь чаши Немирича двойная: не только время, но и место. Он имел несчастье быть украинцем и жить в Украине – лишенной собственной государственности, юриспруденции, собственной истории и собственного национального преступного мира (пародия на типичные иеремиады и национальный мазохизм). В Америке он мог бы стать президентом, в Риме – папой или, самое меньшее, кардиналом, в Англии – Робин Гудом, в Германии – Бисмарком. А в Украине он смог быть лишь бандитом и погромщиком. Воистину, святая правда в польской пословице тех времен: «На Руси (нужно ли уточнять это географическое название?) хоть иезуитов посей, то все-таки злодеи уродятся». (Не знаю, что тут до сих пор было нравоучительного. Зато конец нравоучителен весьма). Самийло Немирич постригся в иноки 18 октября 1619 года и под именем брата Теодозия незаметно провел жизнь в келье Почаивской лавры. После смерти, наступившей в январе 1632г. от неизвестной ночной болезни, тело его не разложилось и на пятый день, сохраняя упругость и теплоту, начало пахнуть мальвами. Однако его не канонизировали, поскольку так и не было найдено его свидетельство о рождении. Постепенно перестали верить в сам факт его существования.
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #5 В: 06/13/05 в 15:52:22 » |
Цитировать » Править
|
И, наконец, уже поминаемые стихи 1.Акросонет (модернизация Андруховича) Ангели Божі – й ті не знають птаха Моїх безодень. Ти забрала кров, Амур мене, як шмаркача, зборов. Ликуй, мала! Я в серці маю цвяха. Іти війною на татар чи ляха – Яке це щастя супроти оков Нудьги і туги. Я шалію, мов Ефйоп скажений. Тоскно мені, бляха! Бодай ти стала бабою старою, Огидною, без носа і зубів, Рахубо моя, згубо біснувата! А все, що маєш, - є лишень дірою, Котру я, грішний дурень, полюбив. Ану тебе до ката – твого тата! Если возможному переводчику покажется интересным, то: -птах безодень (птица пропастей), возможно, связан со сленговым выражением «мати птаха», обозначающим навязчивую идею; -гвоздь в сердце в конце первой строфы, как я полагаю, намек на строку Шевченко (поэма «Марина» - Неначе цвяшок, в серце вбитий...); -рахуба (уст.) – весьма многозначительное слово, обозначающее в зависимости от контекста зазнобу, проклятие, рок, что-то запутанное, счет вообще. (Кстати или не кстати – какое загадочное слово – «зазноба». Напоминает и зной, и занозу, и глагол «знобить»); -до ката – употребляется до сих пор и обозначает "к черту"
|
« Изменён в : 06/16/05 в 13:43:29 пользователем: antonina » |
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #6 В: 06/16/05 в 13:45:54 » |
Цитировать » Править
|
2.Юрій АНДРУХОВИЧ САМІЙЛО НЕМИРИЧ, АВАНТУРНИК, посаджений за гвалт у вежу, самому собі вчора був ти герой одягався у плащ їздив кіньми і саньми співав пияцьки нині сівши у вежу ридай пропащ згвалтувавши дівча що розносило пляцки може сп'яну а може скосив тебе шиз я не бачу причин для такого лайдацтва тож лежи в ланцюгах лунко кинутий вниз ти що пив і гуляв і мав купу багацтва мав півміста друзяк і півміста курвів розважався магнацьки цицьки мав і цяцьки та знеславив себе і родину і львів і дівча і курвів і вітчизну і пляцки ти тепер найостанніший князь волоцюг за невинне дівча що не з'їло б і муху цокоти у пітьмі і лижи свій ланцюг і лежи мов лантух окаянний свинтуху недостоєн єси щоб кишки твої псам запитає суддя та не в янка чи в яцка а у тебе хоча ти не відаєш сам чи дівчини хотів чи хотів її пляцка чи кохання хотів що неторкане ще пропливає над ринком де рила і туші ну бо що це за світ і куди він тече коли в ньому лиш тюрми і вежі й катуші якось так воно все у глибокій дірі і на Бога на чорта те личенько біле от хіба що лишень упирі і щурі і на цьому амінь Бідолашний Дебіле
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #7 В: 06/23/05 в 15:24:44 » |
Цитировать » Править
|
Заключение 1 (Андрухович) Адрес сайта Андруховича vitaly.rivne.com/andrukhovych/index.htm Стихи Андруховича poetyka.uazone.net/andrukhovych/index.phtml В одной из последних своих книг (12 обручів) Андрухович решил, что у самого романтичного украинского поэта 20-го века не только слишком короткая, но и слишком скучная биография, и присочинил ему другую, тайную, да и еще каким-то боком вставил туда еще одну культовую личность того же периода, из города, в котором нет больше улицы Крокодилов. Antonina
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #8 В: 06/29/05 в 15:32:00 » |
Цитировать » Править
|
Заключение 2 (о Немиричах) – по статье Сергея Махуна, «Зеркало недели» №21 за 2004 г. Немиричи происходили из новгородского боярства и в 15 веке переселились в Великое Княжество Литовское. Получив огромные имения, они постепенно становятся одним из самых могущественных семейств Речи Посполитой. Немиричи были преданными сторонниками православия, пока Андрей Немирич не перешел в арианство (антитринитаризм). Антитринитарии отрицали догмат Троицы и догмат верховенства Римского Папы, а главное - божественную природу Христа и настаивали на его человеческой природе. В условиях Украины, где шла напряженная религиозная борьба, антитринитарии нашли немало последователей среди более зажиточных слоев населения. Секту также называли социанами (по имени основателя Фауста Социна). К социанам-шляхтичам принадлежали Немиричи, Чаплычи, Гойские, Сенюты, Войнаровские. В настоящую историю вошел другой Немирич, из которого и начался разговор. Юрий Стефанович Немирич (1612-1659) родился в селе Черняхове близ Житомира, обучался в Раковской арианской академии, а позже – в голландских университетах Лейдена и Амстердама, в Базеле, Париже, Оксфорде, в итальянской Падуе. В Сорбонне прослушал лекции Гуго Гроция. После этих путешествий молодой магнат стал последовательным сторонником республиканской формы правления и федеративного устройства государства по примеру Швейцарии или Голландии. Такие взгляды он изложил в самом известном своем сочинении – трактате «Discurs de bello Moscovitico» (Размышления о войне с московитами), написанном, когда автору было 20 лет. В 1634 г. Немирич возвратился на родину и принял участие в Смоленской войне. В 1636 г. избран депутатом Люблинского трибунала. Весьма близко сошелся с королем Владиславом IV Вазой, человеком очень толерантным и умеренных взглядов. С 1641 г. Юрий Немирич – киевский пидкоморий. 1648 г. стал судьбоносным для Речи Посполитой – и не только из-за начала восстания Хмельницкого. На элекцинном съезде в Варшаве были приняты дополнительные постановления к закону о вероисповедовании, которые фактически поставили протестантов и православных вне закона. Некоторое время Немирич остается лояльным и даже выступает против Б.Хмельницкого (в битве под Зборовом). Но умеренная позиция относительно козачества (по какой-то исторической легенде, Немирич выступал посредником между кандидатом в короли Яном Казимиром и Б.Хмельницким) привела Немирича к разрыву с Варшавой. В 1655 г. он переходит на сторону шведского короля, Карла Густава. Но и здесь он оставался недолго. В 1657 г. Немирич уже в Чигирине, принимает православие и готовит договор со Швецией и Трансильванией о союзе и признании Украины независимым государством. После смерти Б.Хмельницкого Немирич поддержал Ив.Выговского и стал его первым помощником. Немирич, вместе с П.Тетерей, стоял у истоков Гадяцкого договора 1658 г. о федерации Короны Польской, Великого Княжества Литовского и Княжества Руського. Украинские земли получили бы собственное правительство, гетьмана, канцлера (приблизительно премьер-министра, Немирич был первым претендентом на этот пост), судебную власть, армию, отменялось действие Берестейской унии. Предусматривалась также обширная «культурная программа». В своей речи на сейме 1659 г, произнесенной по поводу одобрения Гадяцкой унии, Немирич сказал (перевод с перевода Н.Яковенко): «То было нашим поводом, эта почва, которую не разорвали ни различие в языках, ни даже религия, которой вечно придерживаться будем не только мы, но и наши потомки, когда равенство в вольности будет незыблемо между нами сохранено, как и прилично между братьями». Увы, из всех этих планов ничего не вышло – по причинам как внешним, так и внутренним. В 1659 г. Ю.Немирич погиб, при каких-то таинственных обстоятельствах. Понятно, что человек с такими неординарными взглядами весьма мало вписывался в исторические схемы – как польские, так и русские. Из украинских историков им занимался только Игорь Лоський. Еще одна смутная, но очень упорная легенда связывает Юрия Немирича с масонством, основоположником которого в Украине он вроде бы был. Странно, но такой весьма необычный герой почти не заинтересовал и беллетристов, пишущих на исторические темы. В частности, украинские писатели, упорно ищущие шотландское происхождение у Кривоноса и следы пребывания Ив.Сулымы в Париже, бесспорного европейца Немирича не замечали в упор. В трилогии Старицкого Немирич появляется раз или два, именно как посредник между Б.Хмельницким и Яном Казимиром. Между прочим, описывая портрет Немирича, Старицкий все время подчеркивает «тщедушное сложение», «необычную худощавость», «всегда темную одежду» - не знаю, на основании ли реального портрета или из убеждения, что сторонник такой сухотелой религии иначе выглядеть и не может. Antonina
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #9 В: 04/07/06 в 15:25:00 » |
Цитировать » Править
|
Запоздавшее примечание. Из "Хронiки мiста Львова" выяснился истинный порядок приключений Самийла Немирича. Вначале случился инцидент с пляцками, потом Уберович настоял на заключении виновного. Немирич вежу отсидел, но затаил злобу на Уберовича и попытался его выкрасть. Когда Уберовича освободили, то преступника всего лишь спугнули. Окончил же он жизнь (Немирич) в драке с соседями. Do przewidzenia.
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
olegin
Живет здесь
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #10 В: 10/09/07 в 13:17:47 » |
Цитировать » Править
|
Насчет легенд о Самийле Немириче хотел бы дополнить повествование о нем еще одной пикантной историей: Последнюю баницию Немиричу провозгласили за т. наз. "дело зверинца". История эта имеет весьма колоритный экзотический привкус. В 1616 г., в мае-июне, на горе Погулянке остановился странствующий бестиарий некоего Микельаньоло Романо (под этим именем скрывался от инквизиции известный фальшивомонетчик и отравитель Густав Зуппе, кстати, выходец из Тюрингии): четырнадцать клеток со всяческой индусской живностию, суть львами, пантерами, лемурами, носо- и единорогами, жирафами, антилопами, речными лошадьми гиппопотамами, павианами, зебрами, ехиднами, вампирами, инкубами и др. Ежедневно, в особенности в воскресенье, отборнейшее львовское панство сходилось на зеленую Погулянку, где имелась возможность за сравнительно невысокую плату порассмотреть всю эту диковинную фауну, от которой, правду говоря, сильно пованивало. В один из дней воскресных Немирич и его друзья, вихрем налетя на бестиарий, распахнули все клетки и выпустили некормленных зверей на волю. Испуганные, едва живые граждане "наиболее верного из городов коронных Леополиса" бросились врассыпную, а выпущенные животные, загрызя некоторых и утолив первый голод, помчались по улице Ленина (ныне Лычаковская) вниз, к центру, и вскорости всецело оккупировали обезлюдневший город, забавляясь в клумбах, фонтанах и монастырских садах и лакомясь отдельными прохожими. Владелец зверинца Микельаньоло (он же Густав Зуппе) сходил с ума от отчаяния, и тут Немирич запросил с него тысячу сицилийских дукатов, чтобы звери вновь возвратились в клетки. Зуппе радостно согласился и тут же выплатил триста дукатов задатку. На следующий день весь бестиарий на самом деле вернулся в клетки. Используя бразильский яд кураре, купленный накануне в аптеке ван дер Вандена на Гетманских валах, Немирич и его команда усыпили всех до единого монстров меткими выстрелами из луков и привезли спящих на Погулянку. Это одна из версий, но есть еще одна, согласно которой твари сами возвратились в клетки, покорившись ласково и грустно музыке, кою Немирич исполнил для них на продольной флейте. Как бы там ни было, но Зуппе все-таки выплатил остаток дукатов Немиричу и в тот же день вместе со всем караваном поспешно выехал из Львова. Дукаты оказались все до единого фальшивы, и в ночь на 22 июня Немирич и его ребята догнали мошенника с обозом на Большом Шелковичном пути, где изрубили всех, а животных вместе с клетками сожгли. Упоминавшийся выше аптекарь Ван дер Ванден был в довольно тесных сношениях с Немиричем, поелику изготавливал для него наркотические зелия и колёса. Будучи генеральным поставщиком опиума для двора турецкого падишаха и кокаина для багдадского халифа, умелый голландец весьма тонко разбирался во всех разнообразиях кайфа. По его совету Немирич подсел на иглу и ширялся на протяжении нескольких лет, в то же время изгнав из дому приятелей и наперсниц и грустно уединившись. Целыми днями не вставая с кровати, он заметно похудел и как бы высох, вену тем не менее у себя находил безошибочно. Смотрел без конца цветные сны-мистерии и почитывал новейший труд известного саксонского теолога Абрагама фон Ашенбаха "Божественное Яйцо, или Приспособления для Пыток Греховных", намеренно выписанную им из Сорбонны. Заметки на полях данной книги, его замечания и подчеркивания свидетельствуют о недюжинном овладении предметом и о возможном намерении писать полемический труд. Валерий Лозинский(1837-1861) в поединке на саблях с Каролем Цижевским-своим коллегой по редакции "Читальня Академическая"-получил тяжелые раны в голову.Поединок состоялся из-за девушки,работающей в той же редакции--Аньелы Пшиленцкой.Валерий скончался через несколько недель после поединка от воспаления мозга и заражения крови:http://pl.wikipedia.org/wiki/Walery_%C5%81ozi%C5%84ski
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #11 В: 10/09/07 в 13:21:42 » |
Цитировать » Править
|
То есть это, конечно, интерпретация Андруховича. На самом деле, боюсь, он таким уж романтиком не был.
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
olegin
Живет здесь
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #12 В: 10/09/07 в 14:16:50 » |
Цитировать » Править
|
Наверное,Вы правы:ведь средние века были временами мракобесия.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #13 В: 10/10/07 в 12:51:16 » |
Цитировать » Править
|
Это, должно быть, такой юмор? Неужели кто-нибудь считает 17-й век Средними веками? Это, в любом случае, ранний модерн. Просто приведенная Вами цитата - это дословный русский перевод отрывка из "Cамійла Немирича, прекрасного розбишаки" Андруховича.
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
olegin
Живет здесь
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
|
Re: История Самийла Немирича
« Ответить #14 В: 10/10/07 в 13:39:29 » |
Цитировать » Править
|
То время разительно отличалось от нашего-цивилизованного:вот ,к примеру,у нас за убийство дают пожизненный срок,а что за это преступление давалось в 17 веке- сами знаете из истории Самийло из Немирова.С уважением
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|