Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
06/29/24 в 05:56:53

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Княжны и королевы, браки и скандалы »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Княжны и королевы, браки и скандалы
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2 3 4 5 6  7 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Княжны и королевы, браки и скандалы  (Прочитано 12626 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #45 В: 05/19/06 в 12:01:09 »
Цитировать » Править

Можно ли повторить вопрос к монголоведам (если неправильно называю эту науку, то прошу прощения  Embarassed) Нередко писали о веротерпимости монголов. Что же стало причиной гибели князя Михаила Черниговского? И заставляли ли других князей, ездивших в Орду, проходить какие-то унизительные обряды? Прошу прощения за навязчивость  Embarassed
А теперь - обещанная Анастасия Ярославна.
 
Анастасия, королева Венгерская
По своей насыщенности интересными и даже драматическими мотивами история жизни Анастасии Ярославовны нисколько не уступает историям ее сестер. Уже само появление в Киеве при дворе Ярослава будущего мужа Анастасии, звавшегося в то время Эндре, похоже на эпизод авантюрного романа.
Двое изможденных оборванцев пришли в Киев едва ли не пешком, удивляя любопытствующих рассказами на ломанном языке о том, что они – представители венгерского королевского рода и добираются к своему родичу, князю киевскому, с просьбой о защите и приюте. И это было истинной правдой, звали братьев Эндре и Левенте, они были сыновьями двоюродного брата венгерского короля, а родной брат их отца Ласло, прозванный Саром (Лысым, но не плохим) был женат на киевской княжне, сестре Ярослава. Из родины братья были вынуждены бежать после весьма кровавых, хоть и нередких, к сожалению, событий.  
После смерти единственного сына короля Иштвана (Стефана, первого короля Венгрии, окрестившего страну) наследником престола стал старший из династии, Вазул, отец братьев-принцев. Но, по-видимому, у него оказались очень могущественные враги. Чтобы погубить Вазула, они придрались к тому, что сыновья его были рождены не от христианского брака – мать принцев, имени которой мы не знаем, даже называют наложницей, но, возможно, это лишь свидетельствует об отсутствии обряда венчания – и воспитаны в язычництве. Не знаю, так ли уж это важно было для едва крестившейся страны в начале 11-го века, но события обернулись очень круто: Вазула, чтобы он не мог даже претендовать на трон, ослепили, а его сыновья, довольно основательно опасаясь подобной судьбы для себя, бежали.
Впоследствии венгерские хронисты весьма извратили произошедшее, во-первых, свалив вину за такую жестокую расправу на королеву Гизеллу, немку, во-вторых, объявив братьев-беглецов сыновьями как раз той киевской княжны и Ласло.
Некоторое время трое братьев скитались по Европе – Чехии, Польше. Младший, Бела, остался в Польше и впоследствии женился на сестре короля Казимира. Старшие же направились на восток, сначала в Володимир Волынский, потом еще дальше. По дороге они случайно попали в плен к печенегам, но те их отпустили (возможно, признав родственниками).
И вот братья оказались в Киеве. Мудрый Ярослав действительно приютил их – он ведь был очень предусмотрительным, - они же отплатили родственнику 12-летней верной службой. Им приходилось сражаться против печенегов, ятвягов, чуди, принимать участие в многочисленных походах. На их глазах Киев вступал в свой высший расцвет как политический центр огромных территорий и прекрасный город, место, куда сходились дороги Европы и многочисленные путешественники, так что, как выразился Илларион, весь мир видел и слышал Русь. Строилась Святая София, возводились Золотые Ворота.  Не удивительно, что, впечатленный увиденным, Эндре крестился. Возможно, по созвучию, он получил имя очень почитаемого святого и покровителя Руси – Андрея. После этого киевский князь не отказал венгерскому родственнику в руке одной из своих дочерей – Анастасии. Ее дата рождения неизвестна, о годе же заключения брака можно строить предположения исходя из того, что в венгерской литературе упоминается дочь Анастасии и Андрея, Адельгейда, рожденная не позднее 1040-41 г.г., так что годом брака предполагается 1039-1040г.г.  
При дворе Ярослава Андрей получил неплохое политическое и дипломатическое образование, как оказалось, очень ему пригодившееся. В отсутствие братьев наследником венгерского престола, а позже королем, стал сын сестры короля и венецианского дожа, Петер Орсеоло. Но он быстро нажил себе врагов и среди простонародья, и среди знати, и в 1046  против него вспыхнуло восстание. Вот тут и вспомнили о Андрее – по словам венгерских хронистов, народ, не в силах терпеть угнетения и несчастий, обратился к братьям-беглецам. Вполне возможно, что контакты с оппозицией были установлены куда раньше и даже стали причиной для Ярослава породниться с вероятным претендентом на королевский престол. И Андрей таки стал венгерским королем, хотя и не сразу, а после целой серии драматических событий. Защищаясь, Петер Орсеоло приказал схватить и казнить вожаков партии, пригласившей Андрея, хотя это были его двоюродные братья. Самому же Андрею, хоть и крестившемуся, пришлось пойти на политический союз с еще влиятельными язычниками, он даже объявил себя чем-то вроде наследника Аттилы. Под шумок произошла физическая расправа над представителями церковной иерархии  - немцами и итальянцами, наконец Петера схватили и, по обыкновению, ослепили. В 1047 г. Андрей короновался в городе Секеш-Фегерваре, «получив венец из рук троих уцелевших епископов» (пожалуй, у бедняг не было выбора) – и тут же издал декрет о немедленном возвращении всей страны в христианство. Появление же в Венгрии Анастасии было дружно воспринято как Божье благословенье, простолюдины-язычники радовались, что королева прибыла из страны, где когда-то жили их предки, христиане же видели в киевской княжне живую гарантию сохранения их религии и прекращения бесчинств и беспорядков. Ничего удивительного нет и в том, что умная и образованная королева стала помощницей, советчицей, а вскоре и фактической соправительницей короля. А потребность в такой помощи у короля была и очень настоятельная – он тяжело заболел прогрессирующим параличом и едва мог ходить. Положение страны все еще оставалось очень неспокойным – под предлогом  мести за Петера против Венгрии выступил император Генрих III. Королю пришлось обратиться за помощью к «польскому» брату Беле (что дало позже Беле возможность выдвигать претензии на венгерский престол), но по-настоящему ему помог могущественный тесть, пославший сильное войско, которое и разбило полчища Генриха. После этого у королевства начался счастливый период – авторитет государства признала Византия, прислав корону для Андрея. Поскольку присылание короны совпало по времени с улучшением отношений между Русью и Византией, в частности, браком  Всеволода Ярославича и византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, то считается, что и тут не обошлось без помощи восточных соседей и родичей. В благодарность за это, Анастасия и Андрей устраивают брак между Анной Ярославовной и Генрихом, королем Франции.
Но, думаю, не меньшую радость, чем получение короны, королевской чете и всему венгерскому народу принесло рождение двух сыновей Анастасии и Андрея – Шаламона (Соломона) и Давыда. Эти имена нетрадиционны ни для Венгрии, ни для католической Европы вообще, зато на Руси именем Давыд очень часто называли княжеских сыновей, так что предполагается, что имена выбирала Анастасия. (С Давидом Иларион сравнивал Володимира, Ярослава же – с Соломоном).  
Остались и другие материальные следы того, что венгерская королева никогда не забывала родину. Посреди Балатона возле северного берега глубоко выступает в озеро Тиханский полуостров. Здесь находится овеянное историческими легендами аббатство, сооруженное мужем Анастасии. И местность, и архитектура весьма напоминают Киев – родину Анастасии и город молодости Андрея. Аббатство было построено византийскими мастерами, возможно, прибывшими из Киева. Поблизости от монастыря остались следы скита с печерными кельями, в литературе именуемого Тиханской Печерской Лаврой. Исследователи предполагают, что скит подчинялся основанной в 1051 г. Киевской Лавре. А местность и по сегодняшний день именуется Ороскев (Руський камень).  
В честь же святого покровителя короля был основан православный монастырь Св.Андрея, где поселились киевские монахи. Его возвели вблизи летней королевской резиденции в Демеше (между Эстергомом и Будой). В литературе встречается также упоминание о строительстве Анастасией еще одного монастыря – в Тормове, где королева дала приют монахам православного Сазавского монастыря, вынужденным оставить Чехию после разделения церквей в 1054г. (воистину, черная дата!).
Сильнейше влияние Русь оказывала и на культуру Венгрии, в частности, на формирование традиции летописания.
Но такое благополучие продлилось лишь до 1060 г. Хотя Венгрия уже имела законных наследников престола, против брата с войском выступил Бела. Больной король во время битвы не удержался на коне, упал и был затоптан лошадьми. Жену и сыновей он еще раньше отправил в Германию. Так что на три года королем стал узурпатор Бела. Но неправедно добытый королевский титул не пошел ему впрок – он тоже тяжело заболел. Тем временем Анастасия и не думала мириться с изгнанием, добилась поддержки германского императора (будущего мужа Евпраксии) и во главе войска вернулась в страну. В 1063 г. Бела был вынужден уступить престол племяннику – с условием сохранения за его сыновьями части Венгрии на правах герцогства.
Анастасия была правительницей при малолетнем сыне. Она вторично вышла замуж за немецкого графа Пото, давнего союзника и помощника ее первого мужа.
С совершеннолетием Шаламона отношения в королевской семье опять обострились – на сей раз поссорились двоюродные братья. Должно быть, правы были все-таки сыновья Белы, потому что даже королева-мать стала на их сторону. Как с ужасом рассказывают хронисты (хроника Туроци), Шаламон даже попытался поднять руку на мать, но был удержан женой. Этот год и считается годом смерти Анастасии, хотя похоже, что умерла она несколько позже. Конец ее жизненного пути неизвестный, в документе за 1094 г. она упоминается как покойница.
Междоусобица в стране продлилась еще долго, Шаламон окончательно потерял престол, в 1074 г. королем стал сын Белы Геза, а после его смерти – Ласло I. Неблагодарный Шаламон умер  в 1084 г. Однако отношения между Русью и Венгрией оставались дружественными – об этом свидетельствует то, что старшая дочь Ласло вышла за внука Ярослава Мудрого, Ярослава Святославовича.  При дворе сына Ласло, Кальмана, нашла приют Евпраксия после всех своих перипетий, в 1097 г.
Как я уже писала, представление о венгерском имени Анастасии – Асмунда – вследствие синтаксической ошибки образовалось из названия монастыря, где она якобы похоронена (Адмунт). Но что до этого места захоронения существуют сомнения, потому что монастырь был мужским. Более обоснованным кажется предположение о том, что Анастасия похоронена в той же Тихани, и там же – ее муж и младший сын.
В венгерской литературе Анастасия запечатлена в поэме Кароя Саса «Шаламон» (печальная королева Несте) и в историческом романе Гезы Гедигюша «Единый путь» (здесь она – молодая и умная киевская княжна).
А еще след нелегкой жизни Анастасии остался в исторических легендах и литературе украинского населения Закарпатья, где кое-что о ней помнят до сих пор.
На северо-востоке Венгрии на берегу реки Бодрог, недалеко от места ее впадения в Тису, близ Токая, находится город Шарошпатак. Здесь муж Анастасии, Андрей, когда-то построил крепость, сохранившуюся до нашего времени. Автор хроники конца 12-го века рассказывает, что король выменял эти владения, потому что его жене полюбилось местность, как близкая к ее родине, а также красивая и  безопасная. Город позже стал центром комитата Земплин. Археологические раскопки нашли здесь остатки церкви, когда-то построенной для королевы. Здесь же проходил один из оживленнейших трактов из Венгрии на Русь – через Эстергом, Токай, Дуклянский перевал, а дальше – через Краков на Киев. Другая дорога ответвлялась близ Токая на Мукачево, а потом – на Стрый, Галич и Киев. Для читавших «Захара Беркута» Ив.Франко – согласно повести, именно на том втором пути были остановлены монголы. Ну, а первый путь, перевал и Дукля – помните «Народився Бог на санях В лемківськім містечку Дуклі» (Антонич).
Одна из сохранившихся легенд связывает происхождение Чернечой (монашьей) горы, на которой сооружен Мукачевский монастырь, с киевскими иноками, сопровождавшими Анастасию. Но сейчас большинство исследователей считает, что это были чешские монахи, из тех, которым дала приют Анастасия.
Тут немного отступлю – в литературе довольно часто встречаются упоминания о той славянской ветви христианства, напрямую связанной с Кириллом и Мефодием, но отличить тут историческую правду от вымысла довольно трудно. Не знаю, не могло ли оно как-то повлиять на последующих гуситов?
Вероятно, королева-киевлянка сама жила некоторое время на территории Закарпатья. Как память об этом, на берегу Тисы осталось село Соломонове, название которого исследователи связывают со старшим сыном Анастасии. Также этнографы зафиксировали местные предания о том, что сброшенный Белой с престола Андрей вместе с сыновьями спрятался на Закарпатье, а также о белом князе и белой княжне Несте, которые шли с большим руським войском на венгерский престол (записал Григорий Деволлан).
« Изменён в : 05/23/06 в 14:03:41 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Nick_Sakva
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2660
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #46 В: 05/19/06 в 12:36:39 »
Цитировать » Править

on 05/19/06 в 12:01:09, antonina wrote:
Нередко писали о веротерпимости монголов. Что же стало причиной гибели князя Михаила Черниговского? И заставляли ли других князей, ездивших в Орду, проходить какие-то унизительные обряды?

Не считаю себя "ведом", но насколько помню, обряд прохождения через огонь был совершенно штатным.  
 
http://www.krotov.info/history/09/solo199b.html
"Обряд представления хану проходил в несколько стадий, каждая из которых имело самостоятельное значение....
Стадия ритуальная. На Руси она получила название "поклонение кусту".  Обряд состоял из двух церемоний. Первая - очищение огнем. "Они веруют, - писал Плано Карпини, - что огнем все очищается; отсюда, когда к ним приходят послы или вельможи, или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым им дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла". О том же сообщается и в Первой Новгородской летописи: "Обычаи же имяше Батыи кановъ: аще кто приидет поклонится ему, не повеле перед ся вести, нь приказано бяше волхвомъ вести я сквозе огнь и поклонитеся кусту и огневи; а иже что съ собою принесоша цесареви, от всего того взимающе волхвы, въметают е въ огнь; тоже пред цесаря пущаху с дары". Вторая - поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. При том первая церемония имела всеобщий "охранительный" характер и применялась ко всем без разбора, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы."
 
Так что это всего лишь некий аналог современного обряда прохождения через рамку металлоискателя. Wink
 
А причина гибели Михаила Черниговского прописана в летописи совершенно ясно, и к вере имеет очень косвенное отношение.
 
"Елдега, приехав к Михаилу, сказал ему: «Так говорит царь: «Как посмел повелением моим пренебречь — почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь».
 
Для Батыя проблема была не в вере - в демонстративном своеволии.  Вот к этому монгольская традиция по-моему действительно была нетерпима.
Зарегистрирован

Перед любыми категоричными утверждениями, автор которых явно не указан, подразумевается наличие слов "по-моему мнению", которые опускаются ради экономии места. Никакие слова и термины в моих текстах НЕ несут оценочной нагрузки. 尼珂
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #47 В: 05/23/06 в 14:11:56 »
Цитировать » Править

Кошмар! При переносе в форум я потеряла середину текста об Анастасии - от ослепления Вазула до призвания Андрея.  Embarassed Аффтар удаляецца выпить йаду.  Embarassed
К Nick_Sakva - благодарю. Можно ли обращаться к Вам за "монгольскими" консультациями? Дополнительная причина антипатии Батыя к князю Михаилу, как мне сообщили, - то, что он раньше приказал убить монгольских послов, требовавших капитуляции. Конечно, убивать послов нехорошо, но, кажется, они часто вели себя провокационно?
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #48 В: 05/23/06 в 18:25:25 »
Цитировать » Править

Ну, насколько я помню, у русских князей и у чингисидов убивать послов было, конечно, нехорошо - но в очень разной степени нехорошо. У монголов это считалось как бы _совсем нельзя_ - ну, а у нас, вспомним ту же княгиню Ольгу...  Smiley
Но Михаила Черниговского, судя по всему, всяко погубил излишний, как выяснилось, гонор. Sad
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
Nick_Sakva
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2660
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #49 В: 05/24/06 в 11:31:48 »
Цитировать » Править

on 05/23/06 в 14:11:56, antonina wrote:
Можно ли обращаться к Вам за "монгольскими" консультациями
Ой! Разве что   как к проводнику-посреднику в сетевом поиске. Ну и к нахальному интерпретатору найденного. Smiley  
on 05/23/06 в 14:11:56, antonina wrote:
Дополнительная причина антипатии Батыя к князю Михаилу, как мне сообщили, - то, что он раньше приказал убить монгольских послов, требовавших капитуляции.
Вот немного нарыл в сети и хрестоматиях по поводу Михаила.  
 
С послами ситуация по-моему не совсем очевидная.
 
В конце 1230-х годов на Юге шла ожесточенная борьба , в том числе и за Киев, между Даниилом Галицким и Михаилом Черниговским, выступавшем в тесном союзе с Венграми.  В результате Киев оказался в руках Ярослава, бывшего до того новгородским князем.  
 
Но тут как раз благодаря Батыю открылась вакансия во Владимире. Ярослав убыл туда, под монгольскую руку, а Киев достался Михаилу.  На следующий год монголы разорили Чернигов, а передовой монгольский отряд подошел к Киеву. Вот тогда-то к Михаилу и пришли упомянутые послы.   По позднему свидетельству летописца Михаил "повеле избыть" их, а сам со всей семьей и двором сбежал в Венгрию! Причем штурма Киева в этот раз не было.  Киев в итоге достался Даниилу, и Батый штурмовал уже город, который защищал посадник Даниила - Дмитрий.  
 
В общем, у меня лично возникают некоторые сомнения, что Михаил повелел именно убить послов перед своим бегством.  Или, ежели даже повелел, что повеление беглого князя было выполнено.
 
Видимо, как бы то ни было, убийство послов в вину Михаилу не вменялось.  Ну а насчет веротерпимости - вполне сочувствующий Михаилу летописец не говорит о том, что от него требовали сменить веру.  Требовали всего лишь продемонстрировать уважение к власти, причем не задаром ведь!  
 
И напоследок еще одна "безумная гипотеза".
Не могло ли  прохождение через горячий воздух костров действительно служить для дезинфекции одежды?  С чумой-то степняки были знакомы не понаслышке.  И даже применяли это биологическое оружие позже в Крыму.  
Зарегистрирован

Перед любыми категоричными утверждениями, автор которых явно не указан, подразумевается наличие слов "по-моему мнению", которые опускаются ради экономии места. Никакие слова и термины в моих текстах НЕ несут оценочной нагрузки. 尼珂
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #50 В: 05/24/06 в 11:47:52 »
Цитировать » Править

Для реальной дезинфекции - боюсь, не помогло бы. А вот злые (в том числе болезнетворные) духи, может, и напугались бы...
 
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #51 В: 05/24/06 в 13:50:37 »
Цитировать » Править

on 05/24/06 в 11:31:48, Nick_Sakva wrote:

  С чумой-то степняки были знакомы не понаслышке.  И даже применяли это биологическое оружие позже в Крыму.  

Что же, они отобрали у американцев сомнительные лавры - ну, с индейцами и виспой (болезни не помню)? А как же это происходило?
Относительно же проводника и интерпретатора - прекрасно!  Smiley
Возможно, князь Михаил сам искал мученической кончины, а такие желания часто удовлетворяются. Сын его точно был какой-то неприкаянный.
А упомянутая молитва Кунгуты (Кунегунды) никому случайно не попадалась?
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Nick_Sakva
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2660
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #52 В: 05/24/06 в 14:50:07 »
Цитировать » Править

on 05/24/06 в 13:50:37, antonina wrote:
А как же это происходило?
Ну, это очень известная история.  В 1347 году Джанибек осадил генуэзскую крепость Каффа, но взять ее так и не смог.  В его войске началась чума, он снял осаду, но перед этим забросал крепость из катапульт телами умерших от болезни.  Чума началась в крепости.  Опасаясь заразы, из гавани ушли несколько кораблей, но чума уже была на борту. С этого и началась в Европе Черная Смерть, убившая то ли четверть, то ли треть населения.  
Зарегистрирован

Перед любыми категоричными утверждениями, автор которых явно не указан, подразумевается наличие слов "по-моему мнению", которые опускаются ради экономии места. Никакие слова и термины в моих текстах НЕ несут оценочной нагрузки. 尼珂
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #53 В: 05/24/06 в 18:01:30 »
Цитировать » Править

Спасибо. Я вдруг вспомнила другую - то ли историю, то ли легенду, словом, написанное Мицкевичем в "Конраде Валенроде" - как там один из гранадских принцев во время осады города специально заражается чумой и сдается в плен. Тоже биологическое оружие  Smiley. А по времени - кажется, тот же период Huh
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #54 В: 05/25/06 в 04:26:57 »
Цитировать » Править

А как же.
 
Альпухарра.  
 
Бегут разбитые мавров отряды,
Народ их — скован и связан;
Еще стоит твердыня Гренады,
Но косит Гренаду зараза.
Еще в Альпухаре последние силы
Сплотились вокруг Альманзора:
Испанцы город кругом обложили
И штурмом ударят скоро.
Рев пушечный прокатился с рассветом,
И — стены в провалах и ямах,  
Уж крест утверждается над минаретом,
Вломились испанцы в замок.
Один Альманзор, в разгаре сраженья,  
Узнав об огромном уроне,
Из вражьего выскользнув окруженья,  
Спасается от погони.
Испанцы на свежих замка руинах,
Средь трупов, застывших на стенах,  
Устроили пир, купаются в винах,
Добычу делят и пленных.
Как вдруг часовые испанцев доносят,
Явясь пред своими вождями,  
Что рыцарь из дальнего края просит
Принять его с новостями.
То был Альманзор, король мусульманский,
Он больше свой сан не скрывает,  
Он сдался, он просит испанской ласки,
Он жизнь сохранить желает.
«Испанцы, — молвит он, став у порога,
Склоняясь в смиренье глубоком, —  
Пришел признать я вашего бога,
Поверить вашим пророкам.
Пускай молва прогремит перекатом
О том, что арабов владыка  
Своих победителей младшим братом
Становится с этого мига».
Испанцы умеют ценить отвагу;
Пленясь Альманзора речью,  
В ответ его смиренному шагу
Объятья открыли навстречу.
По очереди Альманзор обнимает
Испанцев, старших местами,  
А главного их к груди прижимает,
В уста впиваясь устами.
И вдруг, ослабев, упал на колена,  
И руки забились дрожью,
Тюрбан с головы он срывает мгновенно,  
Обвив им трона подножье.
Вокруг он глянул, и все поразились:
Бледны помертвелые щеки,  
И страшной усмешкой уста исказились,
И взгляд западает глубокий...
«Смотрите, гяуры, на вид мой ужасный, —
Он вам не доставит услады!  
В ряды к вам проникнул посланец опасный,
Чуму вам принес из Гренады.
Я вам запятнал поцелуями губы,
И яд был в речей позолоте...  
Глядите, вам стоны предсмертные любы:
Вы в муках таких же умрете!»
Он мечется, зубы, крича, обнажает,
Смеясь торжествующим смехом,  
Объятьем смертельным испанцев желает
К груди приковать своей всех он.
Вот так он и умер, смеясь. Уже веки
И губы его не дрожали,  
А смех этот адский, застывший навеки,
Черты его выражали.
Испанцы от гор Альпухарры в тревоге
бежали, но войска их тьма
дойти не успела, пропав по дороге:
их всех доконала чума.
 
Только это не 14 век. В Гранадском эмирате не правил ни один аль-Мансур (Альманзор).  
По указанию испанских специалистов, сюжет от начала до конца выдуман Мицкевичем
( http://www.ucm.es/BUCM/tesis/fll/ucm-t26299.pdf )
« Изменён в : 05/25/06 в 04:51:31 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
radius_lucis
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 279
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #55 В: 05/25/06 в 09:42:54 »
Цитировать » Править

Еще статья в Известиях на тему Евпраксии:
http://www.inauka.ru/history/article64348.html
Зарегистрирован

Все то, что вообще может быть мыслимо, должно быть ясно мыслимо.
Все то, что может быть сказано, должно быть ясно сказано.
Л.Витгенштейн
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #56 В: 05/25/06 в 15:53:07 »
Цитировать » Править

Спасибо, а то за всеми перипетиями потерялись и Евпраксия, и Матильда, и черные мессы. Что это за николаиты, кстати?
Относительно же Гранады - значит, все полностью выдумано? 14-й век я предположила, потому что куда же еще упихнуть ее осаду, язычников-литвинов и раз или два упомянутых татар. Ну, автору виднее. А старания с той чумой были напрасные - я думаю, крысы справились лучше.  Sad Или это была другая форма?
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #57 В: 05/25/06 в 19:55:03 »
Цитировать » Править

Не четырнадцатый век - точно. Не исключаю, что на аль-Мансура здесь перенесен один из сюжетов про Боабдиля (Абу Абдаллаха Мохаммеда XIV), про которого тоже романсов много - благо при нем и Гранаду осаждали (и очень даже с артиллерией!) с переменным успехом (кончилось все, как известно, скверно для Гранады), и в плен он попадал (при Аусене), и мор какой-то в первой половине 1480-х, кажется, был. Но это только мое предположение, я романсеро плохо знаю.
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #58 В: 05/26/06 в 11:20:43 »
Цитировать » Править

Это тот самый, что не сражался как мужчина?  
Если возвратиться к романтическим темам, на которые я все время сбиваюсь Smiley, то, кажется, главная тема этих романсов - любовь гранадских эмиров - отца и сына - к прекрасной испанской пленнице, получившей имя Зюлейка, и возникшая из-за этого вражда, крайне ослабившая государство. Жаль, я чувствую сильнейшую симпатию ко всяким нетипичным, остаточным и исчезающим образованиям типа мусульманской Гранады в христианской Испании или там республиканского Новгорода в московские времена...  
Но, думаю, идея с чумой как биооружием никому из испанцев - мусульман ли, христиан ли - не приходила в голову. Уж слишком широкое действие у такого средства.
И, чтобы переместиться поближе к нашим дням - Ив.Франко считал такой метод борьбы, как у Валленрода, крайне подлым и неприменимым  к злейшему врагу, а воспевание его - последним делом и прославлением предательства. За что и вызвал против себя вражду поляков. Даже мало сказать - вражду.
Но, думаю, и Валленрод Мицкевича далек от настоящего.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #59 В: 05/26/06 в 11:48:16 »
Цитировать » Править

Ну там и наоборот бывало.  Там прекрасная мавританка могла влюбиться в старика-испанца и родить ему сына-мстителя.
Как в цикле об инфантах Лара.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Страниц: 1 2 3 4 5 6  7 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.