Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
10/06/24 в 22:43:06

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Информация по ситуации в Чечне »


   Удел Могултая
   Гехаймполитик
   Унд унгехайм аух
   Информация по ситуации в Чечне
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Информация по ситуации в Чечне  (Прочитано 3317 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Bobo
Живет здесь
*****


ЖПИУ

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 601
Информация по ситуации в Чечне
« В: 05/18/07 в 07:26:41 »
Цитировать » Править

Хотелось бы собрать в одном месте ссылки и информацию по сиутации в Чечне - настоящей и прошлой. В сети я пока такого места не нашел, поэтому если никто не против - можно собирать тут. Было бы, наверное, оптимально, если бы обсуждение этой информации выносилось бы в отдельные темы, чтобы не перегружать этот тред.
 
-----------------------
Для начала - те ссылки, которые уже приводились на форуме:
 
on 03/15/05 в 00:27:50, Mrs.Underhill wrote:

1) The article in American Enterprise Institute (About: Founded in 1943 and located in Washington, D.C., the American Enterprise Institute for Public Policy Research (AEI) is one of America's largest and most respected "think tanks.")  
"Chechnya: New Dimensions of the Old Crisis" by Leon Aron: http://www.aei.org/publications/pubID.15848/pub_detail.asp  
 
Превосходный, детальный анализ всего конфликта с 1991 по 2003.  
 
О Дудаеве и его режиме:  
 
"Летом и весной 1993 Дудаев распустил парламент и расстрелял демонстрации протеста в Грозном, убив десятки людей. С тех пор он правил как жестокий, иррациональный, параноидальный диктатор. Он доверял только небольшой армии своих телохранителей, которые убивали его реальных и вымышленных врагов. "
 
О режиме Масхадова:  
 
"В 1996 Чечня скатилась в кровавую анархию. Главари боевиков и их вооруженные до зубов банды превратили страну в кавказский Сомали. Чечня расширила свою роль в российской и международной организованной преступности, и вдобавок, превратила похищение людей в индустрию.  
 
по крайней мере 1100 человек были похищены за пределами Чечни, вблизи ее границ. Жертвы включали в себя работников международного Красного Креста, русских и зарубежных журналистов, работников русских и зарубежных компаний, богатых чеченцев и простых людей. Чтобы ускорить получение выкупа, родственникам нередко посылали отрубленные части тела заложников, и заложников часто пытали до смерти или замаривали голодом. В 1998 так были захвачены и обезглавлены трое британцев и новозеландец, работавших в частной телелкомпании.  
 
2) Еще один превосходный анализ из первых рук о событиях 1991-1994, автор - бывший член президентского совета Ельцина, делающий анализ для Америки. Т.е. источник одновременно информированный и независимый - редкое сочетание:  
 
Reports by RAND (1996) - California-based center of political studies for Russia and Eurasia: http://www.rand.org/publications/CF/CF129/index.html.  
 
And there's an excellent analysis of Chechen developments in 1990-1994: http://www.rand.org/publications/CF/CF129/CF-129.chapter2.html.  
 
Анализ демонстрирует несколько вещей: во-первых, режим Дудаева был полным провалом для Чечни. Во-вторых, его режим висел на волоске в 1994, оппозиция у него была очень сильная, включая вооруженную оппозицию, и он буквально всех там достал (чеченов, естестевенно, т.к. русские, в количестве примерно 400000 штук, оттуда вынуждены были бежать). В-третьих, вмешательство России в конфликт сплотило всех вокруг Дудаева и гальванизировало этот политический труп. В четвертых, инициатива идиотского и трагического решения России вмешаться путем ввода войск исходила из круга собутыльников Ельцина, в т.ч. Коржакова, и именно Ельцин несет ответственность за то, каким путем все пошло (и Дудаев, естественно - но с него спсрос маленький, см. первую статью).  
 
Но на Западе и на этом форуме почему-то принято винить в первую очередь Путина, хотя он только унаследовал проблему.  
 
3) Еще интересные отчеты из первых рук о чеченских лидерах, от независимых журналистов, чеченца и ингуша, пишуших для "Свободной Европы" и лондонского "Института войны и мира":  
 
Interesting first-hand accounts about Chechen politicians and warlords and how they ruled Chechnya, prepared for Institute for War and Peace Reporting, based in London:  
"Maskhadov And Basaev - United In The Face Of A Common Enemy" by freelance Chechen journalist Ruslan Isaev, reporting for Radio Free Europe: http://www.iwpr.net/index.pl?archive/cau/cau_199912_10_04_eng.txt  
 
"Trouble at the Top", by freelance Ingush journalist Erik Bataev, a regular IWPR contributor: http://www.iwpr.net/index.pl?archive/cau/cau_200001_15_02_eng.txt  
 
Второй отчет содержит интересную оценку Кадырова, это первое место, где я прочла какие-то факты об этом человеке, убитом в теракте в мае 2004, а не дежурные фразы о "московкой марионетке":  
 
"Чеченский муфтий Ахмед Кадыров резко осудил налет на Дагестан в августе (1999) - за что его сразу полюбило правительство Путина. Чеченские повстанцы же во главе с Асланом Мосхадовым заклеймили его за это как предателя и приговорили к смерти. Однако для 48-летнего Кадырова угрозы не новость. Выпускник исламской школы в Бухаре, он основатель и ректор Мусульманского Института в Чечне.  
 
В первую чеченскую войну Кадыров, член влиятельного клана беной, завоевал огромную популярность в республике, отказавшись покидать ее даже в разгар жестоких боев.  
 
Но Кадыров остается несгибаемым противником ваххабизма (проповедуемого Басаевым), т.к. это, по его словам, течение, диаметрально противоположное чеченскому образу жизни. Муфтий выступает за то, чтобы экстремистов, развязавших вторую войну с Россией, отдать под суд, и из-за этого он оказался важной пешкой в пропагандисткой игре России в Чечне.  
 
Его открытый критицизм лидеров Чечни спровоцировал несколько покушений на его жизнь, в результате которых были убиты несколько из его близких соратников. "
 
А вот пример дежурной оценки Кадырова как московской марионетки:  
 
"What Lies Ahead in Chechnya", by Elizabeth Fuller, Radio Free Europe:  
http://www.inthenationalinterest.com/Articles/Vol3Issue2/Vol3Issue2Fuller.html  
 
Вот еще интересный линк: лекция Ильяса Ахмадова, бывшего министра иностранных дел Чечни, в Гарвардском Университе в Бостоне, где он сейчас проживает:  
 
Ilyas Akhmadov, Foreign Minister, Chechnya "The View from Grozny" - question/answer session in Harvard University.  
http://daviscenter.fas.harvard.edu/seminars_conferences/akhmadov_01_25_00.pdf  
 
И еще:  
Another good source of independent, in-depth information on Chechnya from United States Institute for Peace:  
http://www.usip.org/library/regions/chechnya.html  
For example: "Chechnya's Referendum: Towards Dialogue or Dead End?", May 7, 2003, http://www.usip.org/events/2003/0507_ESchechnya.html  
 
А полный текст вот здесь, это я пыталась понять Беслан в контексте и тогда и накопала всех этих ссылок.
http://forums.tolkienonline.com/viewtopic.php?t=83105&postdays=0&postorder=asc&start=90

 
-------------
 
ЖЖ Тимура Алиева, одного из учредителей Независимой общественно-политической газеты "Чеченское общество"
 
http://timur-aliev.livejournal.com/
 
--------------
 
И наконец, найденный через ЖЖ Тимура замечательный рассказ о недавней поездке в Чечню.
http://kunstkamera.livejournal.com/160125.html
 
"За четыре дня мы посмотрели 22 школы в четырех горных районах. Это очень много. Почти все школы в итоге слились у меня в голове в одно холодное помещение с сине-белыми стенами, украшенными многочисленными портретами Кадырова и его же афоризмами. Кто это все вешает? "А попробуй не повесь!" - отвечают директора."
 
"Кое-где остаются проблемы с электричеством: жители села Кенхи гордятся тем, что провели его уже в 1987 году. Этого они добились, лишь написав письмо на адрес мавзолея Ленина. В соседних же селах электричество появилось всего пару лет назад."
 
"Директор школы, пожилая усталая женщина с потухшим взглядом, рассказывает, как ученица школы погибла от осколка, как они занимались в армейских палатках, как ее, директора, водили на расстрел, а дети увязались за ней - «Они плакали, цеплялись за юбку, а я говорю: не бойтесь, сейчас дядя салют покажет». Только по доброй воле какого-то командующего всех отпустили. Я вспоминаю последнюю фразу изложения, которое видела в тетрадке одной чеченской девочки: "И Пугачев оставил Гринева в покое". Мы пытаемся выяснить у директора, чем можно помочь этой школе. "Да ничего не нужно. Загородку поставьте железную, а то нашу изгородь из дерева коровы опрокидывают"."
 
"В то же время в горах жить страшно, особенно молодым мужчинам. Почти в каждом селе можно услышать, как люди в масках ночью забрали того или иного жителя и увезли в неизвестном направлении. Кого-то убивают, кого-то долго допрашивают и отпускают полуживого, кто-то пропадает совсем. Почти все проходят через унижения. Логика этих арестов произвольная - доносы, признания под пытками - любая информация, так или иначе попавшая в кадыровскую базу данных. Мотивом может быть и личная месть. Ситуация осложняется еще тем, что огромная часть кадыровцев - это легализовавшиеся боевики. "Это логика 37 года, - говорит Лена Буртина из гуманитарной программы, - может быть, и есть какие-то рациональные объяснения каждого ареста, но главное - поддерживать атмосферу страха. Сейчас можно многое: судиться с федеральными войсками, жаловаться на администрацию - но сказать хотя бы слово против Кадырова опасно для жизни"."
 
 
"Наш шофер случайно оказался уроженцем этого села и двоюродным братом похищенного. "Он вообще в Кири уже давно не жил, работал в городе, в ГРУ, а сюда приехал уже как бы в гости. Тут пришли за его племянником, он решил вступиться, давайте, говорит, разберемся, я тоже военный. В конце концов его забрали, а племянника оставили". По словам Аюба, такие истории стали случаться сплошь и рядом после окончания войны. "Во время войны было спокойнее - здесь стояла военная часть, мы помогали друг другу, нас не бомбили. А когда федералы ушли, начались вот эти аресты. Допрашивают, что знаешь про боевиков, кого можешь назвать. Хуже всего, когда человек совсем пропадает и его даже нельзя похоронить. Я хоть и отсюда, но буду жить в городе, там этого почти нет"."
« Изменён в : 05/18/07 в 07:39:52 пользователем: Bobo » Зарегистрирован

С уважением,

Бобо.
Bobo
Живет здесь
*****


ЖПИУ

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 601
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #1 В: 06/26/07 в 06:55:26 »
Цитировать » Править

Старое, но интересно написано (очевидец о бомбёжках Грозного).
http://grozny-virtual.ru/modules.php?name=Manual&op=ViewingManual&manfile=man-stikni.htm
Зарегистрирован

С уважением,

Бобо.
zverek4
Новичок
*


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 5
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #2 В: 06/26/07 в 22:41:06 »
Цитировать » Править

задумайтесь:   экономика Чечни
          эемля, природа и природные ресурсы
          люди:чем, как, где и в чем живут
          история, не последних 10 лет, а история народа. откуда они пришли и что из себя представляют
Зарегистрирован
Lee
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1668
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #3 В: 06/27/07 в 00:56:39 »
Цитировать » Править

Вот с того же сайта
 
http://www.grozny-virtual.ru/modules.php?name=Manual&op=ViewingManual&manfile=man-dok2.htm&viewright=1
Горько... А хуже --что это, боюсь,  еще не конец.
Зарегистрирован
Isaac_Vasin
Гость

email

Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #4 В: 06/27/07 в 16:29:08 »
Цитировать » Править » Удалить

"избранные стихи. написанные в 1999-2002 годах..."
 
Весьма показательно, что ссылка на них дается в описании современной ситуации. Причем этот стих написан и вовсе в 2000-м. Ностальгия по славному времени бомбежек?  Roll Eyes
Зарегистрирован
Bobo
Живет здесь
*****


ЖПИУ

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 601
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #5 В: 07/31/07 в 06:46:10 »
Цитировать » Править

ЧЕЧНЯ: МЕЖДУ ДВУМЯ СЕПАРАТИЗМАМИ
Сергей Маркедонов  
 
http://www.politcom.ru/article.php?id=4893
Зарегистрирован

С уважением,

Бобо.
Bobo
Живет здесь
*****


ЖПИУ

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 601
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #6 В: 02/12/08 в 12:13:28 »
Цитировать » Править

Тимур Алиев: "Об исходе населения из Чечни". Утверждается, что никакого геноцида русских в Чечне не было.
http://timur-aliev.livejournal.com/207624.html
Зарегистрирован

С уважением,

Бобо.
E.R.Molov
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 670
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #7 В: 02/13/08 в 00:41:38 »
Цитировать » Править

Наглядно:
 
 http://youtube.com/watch?v=1RCeNIquTZo
 http://rusmolot.livejournal.com/2944.html
Зарегистрирован
E.R.Molov
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 670
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #8 В: 02/20/08 в 14:57:21 »
Цитировать » Править

Показательно:
 http://coloniser.livejournal.com/3833.html
Зарегистрирован
Ursus
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1156
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #9 В: 02/20/08 в 16:00:25 »
Цитировать » Править

on 02/20/08 в 14:57:21, E.R.Molov wrote:
Показательно:
 http://coloniser.livejournal.com/3833.html

 
Особенно комментарии показательны. И их распределение по группам.
 
А что до самого материала -- первый же клип, примерно 130-150 секунды. Очень точно характеризует то, что именно там было.
 
Это не геноцид, на мой взгляд. Это иначе называется. Хотя по последствиям ничуть не лучше.
Зарегистрирован

Когда придёт Излом --
Не прячься пацталом!
E.R.Molov
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 670
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #10 В: 02/22/08 в 05:38:30 »
Цитировать » Править

on 02/20/08 в 16:00:25, Ursus wrote:

 
Особенно комментарии показательны. И их распределение по группам.

 Да, от официозной картины "дружбы народов" они довольно далеки. А если еще чеченские форумы почитать...
  Quote:
Это не геноцид, на мой взгляд. Это иначе называется. Хотя по последствиям ничуть не лучше.

 Порой складывается впечатление, что на многих термин "геноцид" производит большее впечатление, чем то, что за этим термином стоит - изгнание из родных домов, убийства, грабежи, изнасилования...
Зарегистрирован
E.R.Molov
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 670
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #11 В: 02/22/08 в 06:11:24 »
Цитировать » Править

Монца за хонсом (о чеченском фольклоре):
 http://botter.livejournal.com/54183.html
 
 Он схватил курчавого мальчугана – везет его...
 http://botter.livejournal.com/45930.html
 
 Чечня – родина скинов:
 http://botter.livejournal.com/89110.html
 
 Три кита ичкерийской демократии:
 http://botter.livejournal.com/93423.html
 
 8 июня 1991 года:
 http://botter.livejournal.com/51188.html
 
 У Вечного Огня в Грозном:
 http://botter.livejournal.com/55519.html
 
 О преступлениях против русских в Чечне:
 http://botter.livejournal.com/38909.html
 
 История одного портрета:
 http://botter.livejournal.com/46924.html
 
 Встреча без галстуков...
 http://botter.livejournal.com/40687.html
 
 План «Лассо»:
 http://botter.livejournal.com/62405.html
 
 Опупение и охренение:
 http://botter.livejournal.com/48677.html
 
 Девчёнки:
 http://botter.livejournal.com/44793.html
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #12 В: 02/22/08 в 06:16:04 »
Цитировать » Править

on 02/22/08 в 05:38:30, E.R.Molov wrote:

 Порой складывается впечатление, что на многих термин "геноцид" производит большее впечатление, чем то, что за этим термином стоит - изгнание из родных домов, убийства, грабежи, изнасилования...

Все очень просто - не стоит называть вещи не своими именами.  Там не было геноцида, там даже непонятно, имела ли место этническая чистка.  Там, по-моему, просто исчезновение порядка ударило по самым незащищенным - тем, кто не был включен в тейповую структуру (*).  То бишь, имели место быть массовые преступления и системное предательство - но вот "геноцидом" это дело называют обычно в политических интересах.(**)  И в достаточно нехороших.  
 
(*) _чеченские_ беженцы из Чечни стали появляться начиная с примерно 89.
(**) на всякий случай, с моей точки зрения те, кто участвовал в этих делах должны сидеть или лежать, сообразно закону, а те, кто это санкционировал на обеих сторонах гриба, предпочтительно лежать.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
E.R.Molov
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 670
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #13 В: 02/22/08 в 06:48:53 »
Цитировать » Править

on 02/22/08 в 06:16:04, Antrekot wrote:

(*) _чеченские_ беженцы из Чечни стали появляться начиная с примерно 89.

 Достаточно компетентный очевидец "с той стороны"говорит об этом так, уважаемый Антрекот:
 
 ПХ] Расскажите о каком-нибудь ярком моменте в ва­шей бандитской деятельности, когда вам удалось проявить силу своего характера и выйти победи­телем из очень трудного положения.
   [Х-АН]Я могу много рассказать: где приходилось пер­вым применить оружие, несмотря на то что про­тивников было много. Или в другом месте, когда пришла толпа с лидером впереди... и ты одним разговором ставишь так, чтобы чисто психологи­чески взять верх – ты берешь и переводишь раз­говор на личности, на достоинство того или дру­гого: он и ты.
   Ты ему: хочешь не хочешь – надо выяснять здесь достоинство. Человек перед тобой стоит. Ты знаешь, что через него армия может потерять дух. Ты ему показываешь, что ты сейчас на это перейдешь... и ему придется или опозориться пе­ред своими, или перейти на другую плоскость. Тогда он разводит все стрелки, и ты побежда­ешь1.
   [ПХ]Как это случалось в конкретных случаях?  
   [Х-АН](смеется). Ну с тем же Отари, допустим.
   ........
   [Х-АН]Первая моя встреча с Отари получилась, когда я только что освободился (из тюрьмы в 1987 г. – П.Х.) и случайно оказался в одной (чеченской. – П.Х.) группе, которая с Отари на разговор шла. А я еще не понимал положения в Москве. Две неде­ли, может быть, прошло с тех пор, что я освобо­дился.
   Там дело касалось одного человека, еврея, ко­торый был директором сети гастрономов. Одна группа хотела заставить его дань платить, а он уже имел своих друзей (чеченцев. – П.Х.). Ну, как я узнал потом, он своим друзьям тоже не платил. Но, когда вот такая опасность пришла, он обра­тился к ним, так как он их считал авторитетами. Но эти «авторитеты» сами по себе были люди, ко­торые еле-еле разбирались в этих делах. Ну, они ко мне подъезжают и говорят:
   – Вместе давай поедем посмотреть, что тво­рится в Москве.
   И я поехал с ними посмотреть, что будет.
   Собираемся на улице, недалеко от центра. Подъезжают такие серьезные спортсмены, качки, чемпионы мира и всякие. Приехало очень много машин, подъезжают и авторитеты разные. Ну, я смотрю и вижу, что те, с которыми я приехал, – у них какое-то замешательство, они как-то прижа­то себя держат, не наверху находятся. Они не ожидали, что за кого-то придут такие авторитеты.
   И в этот момент подъезжает Отари. И сразу слухи: «Отари подъехал, Отари». И он здоровый такой, огромный – ну, имя его уже все слышали. Он подходит к человеку, за которого мы пришли заступаться, и ему так небрежно:
   —А ну, иди сюда.
   И его в сторону отводит и начинает что-то ему объяснять, что ему нужно делать. А остальных, нашей группы, как будто и нету здесь. Всех при­гласили, все вроде бы так и должно быть, но нас как будто вообще нету здесь.
   И, естественно, я пожалел, что я пришел с этими людьми. Я их особенно-то и не знал. Про­сто в группе был один человек, который со мной учился в университете. Я их не знал, но тем не менее я с ними пришел. И я вижу, что я с ними вместе опущен. И поэтому, хотя я случайный был там человек, я этого не выдержал и говорю этому Отари:
   —А ну остановись.
   Я на него перевел разговор. А он не понял, по­вернулся и рукой махнул. Я говорю:
   —Я тебе эти руки поотрубаю.
   Оскорбление. И я – руку в карман. А у меня в кармане – нож. Больше у меня ничего нету. Столько людей, но он на сто процентов был уве­рен, что сейчас будет выстрел. А в то время с вы стрелами еще так особо не баловались. И естест­венно, напряжение: если человек так дерзко взял и сказал такому авторитету... у всех момент ужаса. Ну, получается так, что я подхожу к нему близко... Здесь человек ко мне приближается, здоровый такой, вроде хочет заступиться за Отари. А у меня буквально дня за два до этого было столкновение у магазина «Березка», где нас всего двое было, а тех, которые держали ту «Березку», – большая группа. Там мне пришлось орудовать ножом. По­сле этого я сбрил усы, немного изменил свою внешность. И этому человеку, который подошел, я грубо говорю:
   —Заепались, как позавчера у «Березки»...
   То есть ему дал понять, кто я такой. А этот че­ловек тоже там находился. Он говорит:
   —А, это ты?
   И остановился. Чисто психологический мо­мент. Они все испугались и дали задний ход. Ведь у них уже два человека в крови. Отари тоже это видит: замешательство, люди остановились и не­понятно что. И Отари сразу переводит тогда на разговор:
   Ну что ты горячишься? Давай поговорим.
   Я в ответ:
   Человека этого отпусти.
   Он его отпускает.
   Я обращаюсь к этому человеку:
   —Уходи отсюда. Вообще уходи.
   Я его знать не знаю. Но этот человек был с этими людьми, которые меня привели. И после этого Отари спрашивает:
   Ты чеченец? Я говорю:– Ты чеченец? Я говорю:
   – Чеченец.
   Он тогда начинает перечислять больших спортсменов наших, чемпиона мира по борьбе, других. Он говорит, что он много чеченцев знает по спорту и что он их уважает, что знает, что это за люди. Потом он начинает перечислять больших людей в милиции и так далее. Он хотел посмот­реть, как я отреагирую. Вот он называет эти авто­ритеты чеченские, а я говорю:
   —Ты что мне про все эти отброски рассказы­ваешь? Что ты мне этим хочешь показать? Для меня они никто, так же как и ты.
   Это я ему специально сказал, чтобы он вооб­ще не подумал, что на меня это может играть. И я ему говорю:
   —Конкретно, мне ответ нужен. Ты этого че­ловека, который с нами пришел, оставь. Ты нас должен оставить в покое.
   Он отвел меня в сторону.
   —Ну давай пройдемся, – говорит, – все эти дела – это вообще ничего, мелочи...
   А я даже не знал, о чем там разговор идет, за какие деньги. Я знал только, что мы пришли за­ступаться за человека. И Отари начинает мне вну­шать:
   —Ты себя неправильно ведешь. Ты же здесь в гостях.
   А я спрашиваю:
   —У кого я в гостях?
   Он говорит:  
   —Ну здесь ты где? В Москве ты же у нас в гостях.
   Я в ответ:
   —Ты знаешь, я здесь с тобой буду разговари­вать так же, как и в Грозном. Я с тобой здесь так буду разговаривать. Если ты здесь или в Грозном – все равно. Ты здесь со мной. И ты не будешь так разговаривать.
   Вот такой базар у нас идет. Затем он говорит:
   —Ну, если тебе что-то нужно здесь, в Москве, я буду рад...
   То есть чисто психологический момент срабо­тал. Так и началась наша дружба.
...............
ПХ]А какое отношение это имеет к нашему вопросу?
   [Х-АН]Ну если это враг твой, тот, который не хочет чис­тоты, не хочет себя чисто вести, он все равно при­дет тебя убивать. Тогда зачем тебе ждать? Если ты будешь ждать, ты обязательно спину подставишь.
   [ПХ]Так что, всех иноверцев убивать нужно?
   [Х-АН]Ты должен жить по исламской идеологии. Если ты живешь по-другому, я должен знать, что ты ме­ня убьешь.
   [ПХ]Даже так?
   [Х-АН]Ну нет. Если между нами есть договор, где мы до­говариваемся, что мы не воюем, скажем, столько– то времени... Хорошо, мы не воюем. Но только срок закончился, я сразу должен начинать вое­вать. Потому что, если я не буду воевать, ты все равно будешь со мной воевать.
   [ПХ]Недаром многие сомневаются, что ислам пропо­ведует мирные отношения между людьми...
   [Х-АН]Позволено убивать, когда непосредственно каса­ется твоей жизни, твоего обряда, твоей религии, твоей семьи. Другие моменты не оправданны. Всевышний говорит, что Он вообще никогда не простит, если ты убьешь мусульманина. Никогда не будет прощения.
.....................
  Единственное, что у меня было с самого нача­ла, —• это чувство собственного достоинства, ког­да везде были русские и получалось, что чуть ли говорить на чеченском языке они считали идио­тизмом. Приходилось за выживание бороться. И везде, по городу, я каждый день выходил специ­ально драться. Драться, и самому завоевывать территории, и говорить, что «там» я.
   [ПХ]А зачем драться?
   [Х-АН]Надо было утверждаться. Потому что чеченцы на второстепенном положении были. С первого же раза меня повели в милицию и... виноват ты, не виноват – ты чеченец. Здесь, если даже русский виноват, – ты будешь виноват. И никто не разби­рается. Поэтому я даже метод выдумал: одних русских защищал против других русских. Потом мог тех защищать против этих. Но всех подчинить надо было. Ну когда ты защищаешь одних, за тебя заступаются другие. Милиция заступается и так далее.
   Сразу скажу: я не был ангелом. Жизнь раз­гульную вел. А те товарищи, которые более идей­ные были, – они больше по политической линии работали. Мы комитет по освобождению Чечни создали, а в комитете на меня возлагались задачи, которые... Ну каждый день там ходить, заседать – все такие организационные моменты я не особо любил. Они мне поручали деньги добывать, одеж­ду – такого рода задания.
   [ПХ]Как вы их добывали?
   [Х-АН]По-разному. Естественно, противозаконно. Ну и другие поручения я тоже выполнял, когда нужно было дома коммунистов терроризировать. Тех, ко­торые чрезмерно пытались чеченцев придавливать. Я буквально врывался к ним в дом и... Ну очень много методов было. То есть здесь рамки никто и не ставил – что этого нельзя было делать. Нам нужно было освобождаться. Задача так стояла.
   [ПХ]Вы занимались вытеснением русских из квартир?  
   [Х-АН]Нет, я не делал этого. Из квартир вытеснять невоз­можно было в тех условиях. Делалось вытеснение другое. То есть когда нужно было надавить на че­ловека, который стал очень серьезной проблемой в Чечне, который чеченцев с работы выгонял. Или же, наоборот, когда нужно было его подчинить или с него материально взять. Если нужно было тряхануть, так и трясли его – то есть с него деньги брали. Это и в Чечне, и в Москве делалось, это везде делалось. Но когда вы говорите вытеснять: вытесняли мы чисто в Чечне. А в других местах в основном задача стояла больше подчинить...
   [ПХ]Итак, в Чечне вы не занимались вытеснением русского населения из Грозного?
   [Х-АН] Нет, нет. Этого нельзя было делать, и я этого не делал. Я говорю про коммунистов, тех, которые были на ответственных постах.
   [ПХ] Если вам нужно было прижать какого-то комму­ниста на ответственном посту, что вы делали?
   [Х-АН]Ну, во-первых, они часто выезжали в Москву гу­лять. И к нам доходила информация... Ну разные пути бывали, как оказаться в одной компании с ним.
   [ПХ]И что потом? Избивали?
   [Х-АН] И такое могло быть. По-русски, вернее, по-аме­рикански называется рэкет. А по-исламски газа­ват. Скажем так. (Смеется.)
   [ПХ]В результате вы хотели, чтобы этот начальник не только подчинился, но и что-то вашей группе от­стегивал?
   [Х-АН]Или отстегивал, или кого-то там освободил, или кого-то на работу поставил. Ну тысяча разных во­просов. Надо было выживать. Потому что когда вернулись чеченцы из ссылки, им было очень трудно жить.
   Только не надо идеализировать историю. В депортации и даже по возвращении из ссылки, в 1950-е и 1960-е годы, че­ченцы действительно испытывали огромные трудности. Но позднее речь шла уже не о выживании чеченцев, а о выжи­вании русского населения Чечни. Освободительная борьба превратилась в бандитский разгул. То же происходило в Ко­сово, когда мусульмане вытесняли сербов с их потомствен­ных земель, – примитивная этническая чистка, сопровож­дающаяся самым обычным бандитизмом.
   Так и началось гонение на русских. В Чечне, еще до во­енных действий, которые развернулись в 1994 году, шла кровавая война против мирного населения – русского – так называемая принудительная чеченизация. В 1980-е годы в Чечне проживало более 400 000 русских, больше всего в Грозном – городе, который был русскими основан еще в XIX веке, В начале 90-х, когда Чечня находилась под Дудаевым, русских целенаправленно истребляли: мужчин убивали, женщин насиловали, стариков выдворяли. К 1994 году уси­лиями чеченских бандитов от полумиллионного русского на­селения почти никого уже не осталось – или погибли, или бежали, или пропали без вести.
   Сегодня вытеснение русских идет не только на Кавказе, но и в Казахстане, и в Крыму, и в Татарстане, и даже в серд­це Руси, в Москве: путь успешно проторен.

   [ПХ] В тот период, в 1970-е, не было такого ощущения, что в ваш комитет проникли сотрудники КГБ, что они действуют среди вас, направляют работу?
   [Х-АН] Это невозможно. Вообще в чеченскую среду вой­ти очень сложно. Можно быть все время вместе, но войти в среду – это очень трудно. Здесь, кроме родственных, родовых тонкостей, есть увязки, ко­торые никогда не будут прослеживаться другим человеком, который не имеет этого мышления.
 
   СОТРУДНИК РУБОПа. Действительно, очень тяжело ве­сти среди чеченцев поиск агентуры. Скольких трудов мне стоило найти агентов-чеченцев! Конечно, эту легенду, что чеченцы не вербуются, – создали они сами. На самом деле они вербуются, но не на «компре». На компромате с чеченцем бесполезно работать. Он упрется рогом, как бык. Все должно быть основано либо на дружеских отношениях, либо на ува­жении младшего к старшему.
   Дело в том, что для меня в 1987 году национальность «че­ченец» ничего не означала. Я не знал, кто это такие: черке­сы, чечены... Они для меня все были грузины, раз жили на юге и были черными. Когда мы впервые открыли чеченскую линию в МУРе, мы специально ездили в библиотеку Ленина выяснить, кто такие чеченцы, что у них за тейповые и родо­вые отношения. У меня теперь составлена полностью тейпо-родовая схема Чечни, от начала до конца. Но тогда мы даже не знали, какие существовали разногласия между тейпами. Не подозревали, что есть горные чеченцы и есть равнинные чеченцы, которые на самом деле полуказаки или полурус­ские, и они всю жизнь враждуют.
 
   Пойдем по следам этого сотрудника РУБОПа, заглянем в библиотеку и посмотрим, что известно о чеченцах. В энцик­лопедии Брокгауза и Ефрона 1903 года, например, можно найти вот такую историко-антропологическую заметку:
   «Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными – „французы Кавказа“, – впечатлительными, но пользуются мень шими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкос\пь, выносливость, спокойствие в борьбе – черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами.
   В обыкновенное время идеал чеченцев – грабеж. Угнать скот, увести женщин и детей, хотя бы для этого пришлось ползти по земле десятки верст и при нападении рисковать своей жизнью, – любимое дело чеченца. Самый ужасный упрек, который может сде­лать девушка молодому человеку, это сказать ему: «Убирайся, ты даже не способен угнать барана1.»
   Чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особенной сен­тиментальности, а из страха сделать их трусами».
   В Большой советской энциклопедии 1957 года, еще ста­линского разлива, такие понятия, как «чеченцы» или «Чеч­ня», вообще не упоминаются. (Жутко, не правда ли? Попыт­ка стереть историю целого народа...) Однако в дополни­тельном издании следующего года (1958) уже появляется длинная статья о Чечено-Ингушской АССР. Среди всего про­чего в этой статье говорится, что чеченский народ приобрел письменность всего лишь полтора – два века тому назад. Благодаря археологическим раскопкам и русским этногра­фам XIX века, которые тщательно записывали народные сказки и изучали быт чеченцев, удалось хоть как-то воссоз­дать историю региона. Вот что написано в Большой совет­ской энциклопедии 1958 года:
   «Имеется очень мало сведений по истории чеченцев и ингушей до XVII в. Они занимались скотоводством, охотой и земледели­ем... Ремесло было развито слабо. Хозяйство чеченцев и ингушей вплоть до начала XIX в. сохраняло натуральный характер.
   Низкий уровень развития производительных сил способство­вал сохранению в продолжение длительного времени патриар­хально-родового строя, а также патриархального рабства (вплоть до XIX в.).
   На территории Чечено-Ингушетии существовали отдельные роды (тейпы) и общины (кланы), иногда объединявшие несколько родов, постоянно враждовавшие между собой.
   Пахотные земли у чеченцев и ингушей находились во владении или всего рода, или больших семей («вяра»)... Более сильные эко­номически тейпы угнетали слабые роды... Вплоть до начала XX в. существовала кровная месть...
   После X в. в Чечено-Ингушетию начало проникать христиан­ство; позже, в конце XVII в., из Дагестана был занесен ислам, ко­торый к середине XIX в. стал господствующей религией.
   На протяжении веков чеченцы и ингуши вели упорную борьбу с кабардинскими, кумыкскими, дагестанскими и другими феодалами за свою землю...»
   А вот что сказано у Брокгауза и Ефрона о религии чеченцев:
   «В конце XII или начале XIII в. между чеченцами стало рас­пространяться христианство. Следы его и теперь видны в раз­валинах храмов, в праздниках: Новый год, день пророка се. Ильи и Троицын день. Во многих местах они приносят в жертву баранов в честь св. Девы, св. Георгия и св. Марины.
   В начале XVIII в. чеченцы приняли ислам по суннитскому тол­ку. В своих религиозных обычаях, кроме элементов христианских и магометанских, чеченцы сохранили много элементов перво­бытного язычества, между прочим и фаллического культа. Нахо­димые часто в стране маленькие бронзовые голые приапические статуэтки пользуются поклонением мужчин как охранители стад и женщин, которые их обнимают, вымаливая детей муж­ского пола».
 
   Начиная с университета вы часто сталкивались с советскими властями. Вас арестовывали?
   [Х-ан]Арестовывали, со школьной скамьи, постоянно. В университете тоже постоянно... Потом выку­пался. То есть мои друзья меня выкупали, улажи­вали. Но когда не получалось выкупить, тогда срок давали, сажали.
   [ПХ]За что, например?
   [Х-АН] За тот же разбой, за тот же грабеж. На самом деле бывали такие моменты, когда не могли доказать и брали, как хотели, по закону контрабанды напри­мер.
   [ПХ]Сколько вам было лет, когда вас впервые осудили?
   [Х-АН]Мне было где-то двадцать пять. Вначале шла статья – разбой. Потом в конце концов, когда уже договоренность была, более мягкие сроки дали и все подвели под мошенничество и кон­трабанду. То есть обычная сделка была: ты даешь деньги заранее, чтобы товар привозили. Были случаи, когда товар завозят и проблем. Нет, за­платил – забрал. А здесь по-другому получи­лось. Мои партнеры – иностранцы – обрати­лись в милицию, и чисто со стороны их застави­ли написать, что на них разбойничали, хотя они только вернули то, что они должны были вер­нуть... Ну их потом тоже выдворили за контра­банду.
   [ПХ]Это 1980 год. А что было в 83-м?
   [Х-АН]Мне все время одно и то же шло – контрабанда. В 83-м – то же самое. Тогда такие оптовые завозы делались. И тогда тоже мои партнеры неправиль­но поступили...
   [ПХ]Сколько раз вас сажали?
   [Х-ан]Три. 1980 год, 83-й и 90-й.
   [ПХ]Сколько лет в обшей сложности вы сидели?
   [Х-АН]Где-то семь лет или чуть больше.
   [ПХ]В Москве тогда была широко развита подпольная экономика: всякие фарцовщики, коррумпирован­ные чиновники, контрабандисты и так далее. Именно таких подпольных предпринимателей вы подчиняли себе?
   [Х-АН]В принципе, если мы что-то государственное мог­ли брать, это было самое приятное. Потому что ты знаешь на сто процентов, что ты делаешь пра­вильно, что и для тебя, и для твоего народа, и для твоей религии – это враг. Ты знаешь, что твой на­род оккупирован и что ты с государством в враж­дебном состоянии находишься. В принципе тогда многие действия были позволительны. Ну тогда мы были молодые...
   То есть опять-таки я не был ангелом. Если нужно было, я рэкет делал, все что угодно делал. У меня задача стоит, я ее выполняю. Я с законами абсолютно не считался. У меня единственный за­кон – чисто перед Богом: что ты можешь, а что не можешь. Я не был настолько сильно религиоз­ным, как сегодня, но религиозным я всегда был. Я всегда с детских лет молюсь. Даже в универси­тете, я не скажу, что очень строго выполнял все, но молился.
   [ПХ]Наверно, молиться было не очень удобно при ате­истическом режиме.
   [Х-АН]Во-первых, это не делалось открыто, конечно.
   Когда мы молились, мы это не демонстрировали. Скажем, когда ты молишься, ты закрываешь дверь. Потому что всем казалось, что это непо­нятное дело, глупость какая-то, это не поощря­лось.
   А так я себе позволял и гулять, и пить, и жен­щин иметь. То есть все это я не воспринимал как преступление против Бога. Потому что все же в Чечне, хоть мы и были религиозными, религия сильно зажата была, никто не ссылался на Ко­ран. Я и не знал, как человек должен себя вести. Все, что я делал, мне казалось какими-то шалос­тями перед Богом, я был уверен, что за эти ша­лости буду прощен. Главное – я Его люблю, я верю, я молюсь. А остальное все казалось незна-
   чительным. Это только потом осознание при­шло.
   [ПХ]Вы окончательно посвятили себя Богу в 1995 году, когда были ранены?
   [Х-ан]Вы знаете, у меня очень много оснований, о кото­рых я не хочу сегодня говорить, но Бог действи­тельно выводит человека на прямой путь.
   Кстати, я и тогда думал, в молодые годы, что лет в сорок брошу плохое и только на чистое пе­рейду – как Бог каждый шаг приказывает. Ну я не скажу, что именно так и получилось. В сорок лет я не все сразу бросил. Но здесь как раз полу­чилось, что в сорок лет меня ранили и я костыль взял, а говорят, что мусульманин должен брать в сорок лет костыль, чтоб думать о смерти.
 
 
КАК СОЗДАВАЛАСЬ ЧЕЧЕНСКАЯ МАФИЯ
   [ПХ]Расскажите о чеченской общине, о чеченской ма­фии.
   [Х-АН]Ну ее назвали мафией. Но та организация, о кото­рой я вам рассказывал, это она и есть. А дальше там, естественно, ты всех не проконтролируешь, кто чем занимался.
   [ПХ]Я слышал, что чеченскую мафию создал Николай (Хоза) Сулейманов – тот, что Южный порт в Москве держал и которого потом застрелили.
   [Х-АН]Хоза. Да.
   СОТРУДНИК РУБОПа. Как образовалась чеченская об­щина? Есть такой ресторан в Москве – «Узбекистан». Там всю жизнь торговали платками, коврами и тому подобным выход­цы из Узбекистана. Где-то в 1981 году такие люди, как Алтимиров (кличка «Лечи Лысый») и Атлангериев (кличка «Руслан») под себя подобрали этих спекулянтов. Они получали с них деньги, и «Узбекистан» стал их лежбищем в Москве.
   Потом в Южном порту некий мошенник по фамилии Кра­пивин познакомился с Николаем Сулеймановым (кличка «Хо­за», в переводе с чеченского – «воробей»), Крапивин научил его кидать на машинах.
   Как это происходило? Б то время продавец подержанной машины обязан был провести автомобиль через комиссион­ный магазин и заплатить государству процент от сделки. На самом деле покупатель и продавец договаривались: допустим, продавец отдает «жигули» за три тысячи долларов, а в комис­сионном магазине они с покупателем объявляют, что машина покупается за триста рублей. Оценщик магазина подтвержда­ет цены – естественно, он имеет какую-то свою долю со сдел­ки. Через кассу проходят триста рублей. Фактически покупа­тель приобретает машину за триста рублей. Теперь продавцу остается получить оставшуюся от трех тысяч долларов сумму. Эта часть сделки происходит уже на улице. Тут подходит Коля Сулейманов, дает продавцу, как говорится, пинка под задницу, садится в машину и уезжает. У милиции нет законных основа­ний считать, что этот автомобиль в угоне, так как машина про­шла комиссионный магазин и официально оформлена. Вот та­кие элементарные кидалы.
   Коля Сулейманов привел на этот рынок своих дядьев, бра­тьев, всех подряд... и вытеснил гордобанскую преступную группировку. Гордобанцы – это азербайджанцы, выходцы из Грузии. Таким образом Сулейманов овладел рынком подер­жанных машин и иномарок. Южный порт стал полностью че­ченским. Именно оттуда пошла чеченская община.
   Коля Сулейманов был авторитетом для всех чеченцев, проживающих в Москве. Под Колей Сулеймановым одно вре­мя почти вся Москва находилась. Не было ни одной палатки которая бы не платила чеченам. Община была сильная, и со­биралась она моментально.
   [Х-АН]Меня в Москве еще не знали. А Хоза уже в Юж­ном порту долго находился. Его даже арестовыва­ли за меня. Перестрелка была. Я скрылся, а его потом забирают. Те слышат – «Хожа», и все счи­тают – это «Хоза». Потому что меня не знают, а его знают.
   [ПХ]По-моему, милиция вообще плохо разбиралась в чеченском вопросе.
   [Х-АН]А не только милиция, вообще все в городе плохо разбирались. Хоза столько лет – где-то с 80-го го­да—в Москве занимается этими машинами. Он начал с того, что машины в Москве покупал, а в Грозном продавал. Ну и потихонечку осел в Юж­ном порту. У него было уже имя. То есть его знали.
   СОТРУДНИК РУБОПа. Где-то в 1987 году Алтимиров, Атлангериев и некий Макс Лазовский открыли на Пятницкой улице кафе «Лазания» и подтянули туда Хожу Нухаева, как рядового боевика. Авторитеты засели в этом кафе, ну прямо как офицерская команда, к ним приходили боевики, и они да­вали им поручения – ехать к этой палатке, к этой... В общем, занимались обыкновенным рэкетом.
   Потом, в 1988 году, эта группа – Нухаев, Атлангериев, Геннадий Лобжанидзе (кличка «Гена Шрам») и Гелани Ахма­дов – совершила одно преступление. Они вывезли двух ком­мерсантов в лес, Нухаев со своей командой выкопали яму и одного закопали с головой, а второму говорят: «Если выкопаешь его живым – будете платить вдвоем, а выкопаешь его мертвым – значит, будешь платить один за двоих». Вот такое издевательство... «Копай получше, чтоб тот живой был». Ну выкопал он его живым, конечно.
   Я хорошо помню, как нагло держали себя чеченцы. В ка­фе и ресторанах, на улицах Москвы, в только что открывшем­ся казино – всюду они показывали, что никого не боятся. Щеголяли. Сегодня-то каждый второй воришка что-то из се­бя изображает, но в те времена – это было зрелище.
   [Х-АН] К концу 1980-х годов, скажем, власть почувство­вала неуверенность в себе, она была потеряна, она не знала, что ей делать. Милиционеры боя­лись, потому что появились крепкие ребята с та­кими мышцами, которые качаются целыми дня­ми... Люберцы первые появились. Потом другие. Действительно, они всех запугали. И, естествен­но, они нападали на любых, кто делает деньги, тут же заставляли платить им дань. Они очень быстро все захватили.
   Как раз в этот момент, в 87-м году, я освобо­дился. Я посмотрел на всю эту картину и увидел вакуум. Люди бизнеса нуждались в защите, они хотели больше сделать, больше иметь возможнос­тей. Но постоянно боялись бандитов. А милиция свое дело не делала. Вакуум. Ну я решил этот ва­куум заполнить. То есть мы, чеченцы, в состоя­нии были оказать защиту. Мышцы – это не дух. Дух может остановить эти мышцы.
   Когда ко мне люди приходили, они понимали, что приходят к человеку, у которого каждое слово, которое сказано, сильнее любого закона. Вначале все были убеждены, что закон нельзя нарушать. К законам относились чуть ли не как к Библии, как к Корану. То есть совершать преступление нельзя. А я им говорил: «Что же власть может нарушать закон, а вы не можете? Нет, делайте! Нарушайте закон. Потому что если вы будете считаться с законом, с вами не будут считаться. Поэтому вы должны нару­шать. Только тогда вы будете утверждаться, только тогда вы сможете встать». Вот такие призывы дела­лись: давайте нарушайте, нарушайте, как угодно.
   Другими словами, Нухаев предлагал свои услуги в качест­ве судьи, имея при этом собственный карательный аппарат. Беда русских людей в том, что столь большое количество предпринимателей вынуждены были обратиться к таким вот судьям – ворам в законе, чеченским авторитетам, бандитам.
   СОТРУДНИКРУБОПа. Чеченцы были одними из пер­вых, кто освоил технику вымогательства и бандитизма. Когда в 1987 году появились кооперативы (частные предприятия), чеченцы сразу сумели обложить их бандитским «налогом». Обычно они приходили и коммерсанту и говорили:
   Ты кому платишь?
   Он отвечал:
   – Никому.
   – Будешь платить нам. Мы чеченцы. Мы вот такие злые и жестокие, мы тебя завтра повесим, зарежем...
   Как правило, если коммерсант отказывался, они к нему больше не приставали. В этом суть техники вымогательства по-чеченски: получится первый наезд – дело пойдет и даль­ше. Не получится – значит, не получится и в дальнейшем.
   Иногда поступали по-другому. Готовили в Чечне русских ребят, тех, которые по духу почти чеченцы. Они наезжали на какого-то коммерсанта, запугивали его:
   —Мы у тебя все заберем.
   Затем появлялся добрый чеченец и говорил:
   —Слушай, у вас проблем нет? Есть? Ну так мы сейчас все сделаем, все решим.
   В МУР тогда никто не шел, потому что боялись. Что хорошо получалось у чеченцев – это пугать:
   —Мы вас грохнем и уедем. Милиции мы не боимся. В пра­вительстве, в милиции у нас все свои.
   Раньше с такими вещами не сталкивались. Приезжают страшные люди с ножами и угрожают:
   —Мы здесь всех зарежем.
   С участковыми они при всех здоровались за руку, потому что платили им. Если чеченцев и задерживали, то всегда быс­тро отпускали. А они потом приходили к потерпевшему:
   —Слышишь, ты кого позвал? За это будешь платить еще больше.
   Коммерсанты поняли, что лучше жить под чеченцами, чем сопротивляться.
   [Х-АН]Та же организация, которая была у нас (объедине­ния чеченских студентов. – П.Х.), она осталась. Оттуда работа и пошла. Как только я освободился (в 1987 году. – П.Х.), я сказал, что буду продол­жать добывать деньги. Ну я давал деньги некото­рым организациям – на газеты или на другие проекты, но я должен был сделать свое состояние.
   У меня хорошо получалось. У меня была не большая команда – человек десять-двенадцать. Больше и не нужно было людей. Я не имел своих точек. Просто создавал благоприятные условия для чеченце.в. То есть любым коммерсантам, ко­торые нуждались в защите, я предлагал защиту. Им я говорил: только берите любого чеченца, ко­торого вы знаете, а остальное – это наше дело. Хотите, я вам буду давать чеченцев.
   А тем чеченцам я говорил: вы мне ничего не должны. Вы что должны делать? Суметь себя за­щитить от разных там хулиганов, кто будет прихо­дить. Приглашайте своего брата, свата, там родст­венников, садитесь вместе, этому бизнесу помо­гайте, будьте верными друг другу.
   И здесь момент защиты. Если же целенаправ­ленно на вас будет идти атака от тех же больших организаций, люберцев или других, это моя голов­ная боль. Там я буду выяснять. А вы ведите свое повседневное дело. И вот таких моментов я очень много сразу создал. В принципе это была армия. И когда они говорили, что «у нас проблемы», что на нас наезжают Люберцы или еще кто-то, я всех поднимал.
   [ПХ]Взаимная защита.
   [Х-АН]Да. Я их просто организовывал, чтобы они друг друга защищали.
   Вначале чеченцев было не много. Все работа­ли, как одна община, но в то же время каждый от­дельно своей жизнью жил, своей работой зани­мался. А я от них денег не требовал, ничего не требовал. Когда кому-то нужна была помощь, моя задача была остальных известить и сказать: нужна помощь. И все поехали. Все. То есть каждый жил своей жизнью, но знал, что всегда на помощь придут такие же, как он. Это была очень простая система. Не нужно было специально засылать всем оружие или оборудовать транспорт. Каждый имел свои ресурсы.
   [ПХ]Получается так: если некая коммерческая струк­тура пользуется услугами чеченца, то вся чечен­ская община стоит за этой структурой. И, если нужно, вся община поднимется в защиту этой структуры.
   [Х-АН]Да. Они сами могли выбрать любого чеченца; ес­ли нет, то мы предлагали собственных чеченцев. Если у него чеченцы находятся, мы можем ему доверять и беспроцентные деньги дать, чтобы раскрутиться, и поддержать против преступни­ков, когда на него наезжали. Где у нас были воз­можности управлять – мы это тоже делали.
   [ПХ]Когда вы говорите о чеченце, как о партнере, что вы имеете в виду? Этот чеченец мог быть просто служащим или он должен был владеть определен­ной долей компании?
   [Х-АН]По-разному. Здесь ничего принципиального не было. Договаривались. Если в охрану, то там все объединяются. Если бизнесмен хотел более серь­езно раскрутиться, то брал себе партнера. Мы по­казывали, что мы в состоянии их бизнесу помо­гать, что мы в состоянии решать многие вопросы.
   Тогда они были заинтересованы в том, чтобы че­ченцы были подпорой, и мы им помогали где-то двигаться.
   Ведь в других городах, где находились чеченцы, у нас была сеть. То есть в любом городе, где нала­жена система была, мы могли очень быстро ре­шить вопросы. Связываются и говорят: нам нужно то-то и то-то. И мы знали, что смело можем по­слать деньги туда или смело можем послать чело­века. То есть был гарант того, что будет все идти честно. То есть все решалось одним словом, и сло­во – это все.
   Когда мы начали эту машину заводить, чтобы все брали себе чеченцев в бизнес, и когда в не­скольких случаях нам удалось сломать воровские какие-то моменты (Люберцы – сломлены, в Замо­скворечье несколько группировок – сломлены), после этого уже пошел буквально штат. Все начали набирать себе чеченцев. Они могут быть хороши­ми партнерами, они могут быть хорошей защитой. И не нужно тебе армию содержать. Достаточно од­ного чеченца иметь, а вместе с ним, если нужно, могут еще подъехать и помочь.
   Через некоторое время чеченцев очень много стало, а когда много, общество имеет свойство де­литься. Так появилось несколько чеченских груп­пировок, потому что чисто физически связаться проще, когда люди друг друга знают по родствен­ным или региональным моментам. Мы перенесли все это в Москву. Локальная защита. Вначале бы­ла одна организация, потом появилось несколько организаций и несколько людей, как я, чтобы ко ординировать. Те же, которые были со мной, они тоже создали как бы свои группировки. И я это стимулировал, я это поддерживал. Я многих и не знал. Раз машина завелась, все пошло стихийно, независимо. Та машина, которую мы завели, по­могла чеченцам очень быстро обогатиться, очень быстро встать на ноги. То есть чеченцы научи­лись, увидели и мир, и бизнес, сориентировались и очень быстро поднялись.
   В рассказе Нухаева все так героично, прямо эпическая поэма. Продвижение чеченцев в русском обществе напо­минает победоносное шествие какого-то воинственного племени в туманной древности. Помните по урокам исто­рии, как ацтеки или половцы завоевывали все кругом?
   А ведь скольких русских парней чеченцы зарезали, чтобы утвердить свое превосходство!..
   Скольких русских девушек они избили и изнасиловали, чтобы затянуть их в рабство проституции!..
   Скольких русских мальчишек и девчонок они посадили на иглу, чтобы заработать деньги!..
   Чеченцы сыграли важнейшую роль в разрушении госу­дарственности и гражданственности в российском общест­ве, и русский народ до сих пор страдает от последствий.

 http://fictionbook.ru/author/hlebnikov_pavel/razgovor_s_varvarom/hlebnikov_razgovor_s_varvarom.html#TOC_id2486672

 
 Отмечу также, что Пола Хлебникова, по версии следствия, за эту книгу и убили.
Зарегистрирован
Ursus
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1156
Re: Информация по ситуации в Чечне
« Ответить #14 В: 02/22/08 в 09:38:27 »
Цитировать » Править

on 02/22/08 в 05:38:30, E.R.Molov wrote:
Порой складывается впечатление, что на многих термин "геноцид" производит большее впечатление, чем то, что за этим термином стоит - изгнание из родных домов, убийства, грабежи, изнасилования...

 
Отнюдь. Просто, КМК, имеет смысл точно определить, с чем мы имеем дело. Например, по степени организованности процесса, а также массовости и последовательности участия в нем чеченского населения.
 
Либо тогда уж отказаться от всякого конструктивного анализа причин явления и путей решения проблемы, отдаться эмоциям и с легкой душой кричать, что все чеченцы -- овце...бы и людоеды, что их всех надо перерезать и утопить в нужнике, а территорию залить напалмом и бетоном. Тоже метод...
 
Quote:
Достаточно компетентный очевидец "с той стороны"

 
Это очень своеобразный выбор очевидца, уважаемый Ермолов.
 
ЗЫ Антрекот, простите, я не заметил Вашего комментария. Полностью согласен.
« Изменён в : 02/22/08 в 09:55:46 пользователем: Ursus » Зарегистрирован

Когда придёт Излом --
Не прячься пацталом!
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.