Автор |
Тема: Критика 1956-ого года (Прочитано 8375 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
rip
Гость
email
|
(слегка оффтоп) недавно в любительской рецензии прочитал феерическое: "Но, если не читать сказки Толкиена и не понять сказки Сапковского, эльфы станут просто одним из фольклорных образов". ТАм вообще густая перловая каша, но "просто фольклор" меня добил. У меня аж пальцы скрючились, так захотелось голосом академика Киврина сказать "Это Л-Лукьяненко у нас п-п-простой!"
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Emigrant
Administrator
Из Новой Хазарии пишут:
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2914
|
|
Re: Критика 1956-ого года
« Ответить #16 В: 04/03/06 в 23:32:11 » |
Цитировать » Править
|
Со "статичностью" было бы интересно разобраться подробнее. Мне кажется, здесь сказывается авторское предпочтение. Сердцу хотелось бы, чтобы и Шир, и Ривендел именно что оставались на своих местах; большие события в них как-то скорее не к добру, чем наоборот. И сам "квест" в LotR вынужден, мотивирован желанием сохранить существующий порядок, хотя бы для других. То есть "статичность" представляется мне чуть ли не элементом стиля -- JRRT рисует по большей части не "движение", а "пейзажи", "жанровые сценки" и т.д.
|
« Изменён в : 04/04/06 в 00:21:19 пользователем: Emigrant » |
Зарегистрирован |
Human beings were created by water to transport it uphill. (c) /usr/bin/fortune
|
|
|
Kell
Живет здесь
Дело вкуса...
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2889
|
|
Re: Критика 1956-ого года
« Ответить #17 В: 04/04/06 в 00:48:11 » |
Цитировать » Править
|
on 04/03/06 в 23:32:11, Emigrant wrote: Мне кажется, здесь сказывается авторское предпочтение. |
| Очень может быть. Но впечатление, что вот, куда наведена авторская подзорная труба, там фигуры движутся, речки текут и мельницы крутятся, а вне этой области - словно ничего и нет или все застыло, у меня действительно довольно четкое (хотя, вполне возможно, и субъективное, и неадекватное). Если это элемент стиля - исполать, но, видимо, я просто не большой любитель этого стиля - по крайней мере в сочестании с остальной "современнороманностью" повествования и кажется искусственной архаизацией. Кстати, совершенно Ариостовской (и у меня четкое ощущение, что Ариосто со своими постоянными "Но оставим нашего Икса и посмотрим, что делае в это время наш Игрек" этот эффект подзорной трубы умышленно доводит до абсурда - хотя, скорее всего, это не так ).
|
|
Зарегистрирован |
Никому не в обиду будь сказано...
|
|
|
rip
Гость
email
|
"Большие события" мне и не нужны. Хотелось бы подглядеть за Фарамиром и Эовин, за Рози и Сэмом, за Бильбо, наконец. on 04/04/06 в 00:48:11, Kell wrote:вот, куда наведена авторская подзорная труба, там фигуры движутся, речки текут и мельницы крутятся, а вне этой области - словно ничего и нет или все застыло |
| Вот! Точно. Несмотря, казалось бы, что и об истории, и о политике, и о народах нам много известно, но того эфффекта, когда кажется, что в закрытой книге герои продолжают жить, нет. В случае ПНС Стругацких я просто фундаментально убежден, что если достаточно быстро открыть книгу, можно поймать героев, когда они еще не разбежались в предписанные текстом позиции. Что там можно нарыть новый диалог Киврина и Хунты, или наконец прочитать "совсем другую историю". А в ВК - нет. За очень малым исключением - когда Арагорн шепчет "Ванаимэльде...". Вот там мне кажется, что Арвен дождется, пока я переверну страницу, и выйдет из-за мэллорна.
|
« Изменён в : 04/04/06 в 05:17:02 пользователем: rip » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Emigrant
Administrator
Из Новой Хазарии пишут:
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2914
|
|
Re: Критика 1956-ого года
« Ответить #19 В: 04/05/06 в 10:42:34 » |
Цитировать » Править
|
on 04/04/06 в 05:15:14, rip wrote: Вот! Точно. Несмотря, казалось бы, что и об истории, и о политике, и о народах нам много известно, но того эфффекта, когда кажется, что в закрытой книге герои продолжают жить, нет. В случае ПНС Стругацких я просто фундаментально убежден, что если достаточно быстро открыть книгу, можно поймать героев, когда они еще не разбежались в предписанные текстом позиции. |
| Видимо, это устроено как-то иначе, чем я думал... А у меня как раз была в запасе аналогия из иллюстраторов: John Howe рисует всякие толкиновские сущности в движении (замах руки, взмах крыльев и т.д.), а у Ted Nasmith-а и прочих скорее картины мира, из которых героев можны было бы и убрать Но нет, не получается. Rip, Ваши примеры предполагают, что у Толкина на Ваш вкус недостаточно мелких поведенческих черточек, которые создают героев. То есть их индивидуальность выражается как-то по-другому, чем у Стругацких (мне кажется, я хорошо понимаю, что Вы имеете в виду про Киврина и Хунту -- и мне кажется, что в "Хромой судьбе" это сделано еще лучше). Это вообще, как мне кажется, очень интересный вопрос -- откуда берется в каждом случае "живость" персонажей. Набоков, насколько я понимаю его лекции по литературе, относил это за счет деталей описания, мелких поступков и т.д -- "divine details". У JRRT мне кажется очень индивидуальной речь персонажей: стиль, выбор слова.
|
|
Зарегистрирован |
Human beings were created by water to transport it uphill. (c) /usr/bin/fortune
|
|
|
Choocha
Новичок
Чудо
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 22
|
|
Re: Критика 1956-ого года
« Ответить #20 В: 05/06/06 в 23:22:11 » |
Цитировать » Править
|
Опять же все сводится к особенностям восприятия. Не знаю точно, но я тут подумала, что для Толкина персонажи гуманоидного типа были важны так же, как его "персонажи-локации", если можно так сказать. В образе Treebeard это заметнее всего. Здесь такой потрясающий синтез, что я ни до, ни после ничего в литературе подобного не встречала. А Лориэн, Ривенделл,Mirkwood,Old Forest- разве не кажутся живыми существами с определенным характером, настрением? Поздние произведения мне показались более "психологичными", однако история Фродо, Голлума и Сэма все-таки самая напряженная в этом плане. Думаю , если эта история не захватила сразу, то стиль может показаться несколько архаичным. Но вроде, сам автор этого ничуть не смущался и даже как-то пошутил по этому поводу. Да и в наше время подобный стиль- большая редкость, которая может очаровать с первого раза некоторых книгочеев, которых не так уж и мало.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|