Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
06/26/24 в 00:04:16

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Переписка св. Иосафата Кунцевича »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Крывия, Литва, Беларусь
   Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Переписка св. Иосафата Кунцевича  (Прочитано 1909 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Kurt
Beholder
Живет здесь
*****


Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3164
Переписка св. Иосафата Кунцевича
« В: 07/22/06 в 00:31:03 »
Цитировать » Править

и канцлера Льва Сапеги.
 
Подробно про это можно прочитать в книге В Пануцэвіча “ Сьвяты Язафат Кунцэвіч, арцыбіскуп Полацкій”  
 
Чаще всего цитируют различные «письма» Льва Сапеги, многие из которых очевидно поддельны. Напр. тот вариант, где есть пассаж про «рубить головы православным». К сожалению большинство светских историков ссылаются на российские императорские архивы. Однако старательно (аж до трех раз) сфальсифицировав письма канцлера Сапеги Полоцкому архиепископу, не очень озаботились внести изменения в письма самого св. Иосафата к канцлеру. Один из вариантов из российского издания 19 века:  
 
“Могилевцам, церкви давно открыты, пусть в них Богу и молятся, они имеют священников- добрых католиков, особую церковь же для их самочиния уступить согласно с моей властью не могу. Может если бы мне приказал Верховный пастырь Папа Римский или его легат, а иначе бы я был виноват перед Богом и своей совестью”  
 
Из самого текста очевидно, что св. Иосафат отвечает канцлеру на требование открыть особую церковь для “схизматиков” (к стати не вполне законное, по Конституции 1621г. Православных в Речи Посполитой просто нет). Ни о каких репрессиях в адрес православных речи нет. То, что он рассматривает “схизматиков” как своих чад, но бунтующих, говорит только о его пастырской рачительности. С другой стороны это письмо мне не кажется особо достоверным, поскольку в Могилеве не была закрыта ни одна православная церковь. Наоборот имеем многичесленные “скарги” (жалобы) от униатских священников которых горожане не допускали в храмы и даже били.  
 
Вообще тема фальсификации “отделенными братьями” доказательств “изуверства” св. Иосафата, вешь весьма интересная.  
Для примера можно разобрать случай наиболее часто приводимый представителями “отделенных общин”.  
 
“Иосафат приказывал вырывать тела погребенных православных и бросать их псам.” (с сайта antipapism.ua)  
 
Более менее серьезные церковные историки про это просто не упоминают. Ранее я считал, что такие высказывания являются следствием того, что св. Иосафат начал свое служение с наведения порядка. Велел в церквях вычистить пыль и грязь, отмыть и обновить образа. Кроме того, установил порядки на кладбищах и велел следить за соблюдением правил похорон. Но эти действия не послужили поводом к бунту:  
 
«Народ у вёсках, — таксама быў задаволены новым парадкам: з аднаго боку, ён не бачыў ніякай перамены ў абрадах і старых царкоўных звычаях, да якіх быў прывязаны, а з другога боку — яму падабаўся парадак, уведзены архіепіска пам, як у прыходах, так і ў набажэнствах, і большае дбанне духавенства пра катэхізацыю і навучанне з амбону. (Э Лисковский).  
 
При более близком знакомстве с вопросом выяснилось, что непринявшие унию горожане, часто сами совершали «погреб» покойников. (т.е. совершали отпевание беспоповским чином). Тогда архиепископ посылал священников «на могилки» для «перепогребу». То есть для «переотпевания». Поскольку в православных Требниках используемых в ВКЛ, чин «погребения мирскаго человека» назывался просто «чин погребу».  
Так же об этом говорит и такой пассаж  
 
«Не смогши уговорить православного священника, православные жители Полоцка сами совершили погребение некого юноши, узнав об этом, Кунцевич послал священника (не могильщиков), да «належное апякавание учинит погребом» (т.е отпоет –прим и. К. М.). Православные же даже не подпустили священника к могиле, и продолжали до темноты петь над могилой».  
 
Вот так из пастырского рвения Иосафата, делается вывод об его «изуверстве» и спешно фальсифицируются «факты».  
 
http://forum.zagloba.net/viewtopic.php?t=885
Зарегистрирован

З павагаю,
Kurt/Lenwe the Green Elf

"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R)
"There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
Kurt
Beholder
Живет здесь
*****


Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3164
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #1 В: 08/03/06 в 22:06:24 »
Цитировать » Править

Кунцевич отвечал (Л.Сапеге) спокойно и достойно. 22 апреля 1622 г. писал в письме:  
 
"Перед Богом, который знает мое сердце и дела, свидетельствую, что я никаким недостойным деянием не отталкивал от себя жителей Полоцка и других моих прихожан. Не найдете ни малейшего признака моей жестокости, которая мог бы стать приводом к разжиганию враждебных настроений у людей. Мою власть и пастырскую любовь я всегда старался и стараюсь согласовывать с Божьей волей...  
Это засвидетельствуют многие люди, не только католики, но и еретики, честные граждане моей епархии. Это касается и священников, что мне подчинены...  
Никогда такого не было, чтобы я силой кого-то обращал в Унию. Защищать по закону мои церковные права, когда стремительно наступают на меня, обязывает меня обычная моя присяга. И это я тоже делаю скромно и чутко по примеру св. Амвросия и св. Златоуста, которые вели борьбу в защиту истины Божьей...  
Какой это будет мир, если он заключен, но при этом оскорблен Бог? На какую безопасность может надеяться отчизна, если вопреки справедливости разрешает казакам и псевдовладыкам то, чего они хотят, то есть завладеть нашими столицами, подчиняться цареградскому пастуху, да еще и поддерживать связь с таким могущественным вражеским государством, как Турция?  
Откроются ворота перед шпионами и предателями из государства турецкого в государство короля нашего".
 
http://byzcath.ru/library/books/218/
 
http://griekukatoli.narod.ru/index156.html
« Изменён в : 11/12/07 в 22:42:38 пользователем: Kurt » Зарегистрирован

З павагаю,
Kurt/Lenwe the Green Elf

"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R)
"There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #2 В: 08/04/06 в 02:44:01 »
Цитировать » Править

Cкромно и чутко по примеру Златоуста...  нет ли тут некоего оксюморона?
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Kurt
Beholder
Живет здесь
*****


Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3164
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #3 В: 08/04/06 в 13:48:48 »
Цитировать » Править

Это зависит от того, какой информацией о св. Иоанне Златоусте располагали в н. 17 в.
 
/А почему вы подозреваете тут оксюморон?
 
http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/
« Изменён в : 08/04/06 в 13:50:55 пользователем: Kurt » Зарегистрирован

З павагаю,
Kurt/Lenwe the Green Elf

"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R)
"There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #4 В: 08/04/06 в 14:14:00 »
Цитировать » Править

Да вот поэтому.  Приведу полностью.
 
Св. Иоанн Златоуст
"О том, как надлежит поступать с кощунниками
 
Раз у нас зашла речь о хуле, то я хочу просить вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, — ударь его по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд — иди. И если судья потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того. Преступление одного рода — оскорбление. Обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане — хранители и защитники Города. Пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться слуг Божиих...  
 
Исправляй, по крайней мере, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством... До смерти борись за Истину и Господь будет сражаться за тебя...
 
И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться о богохульнике? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем весьма много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили один и тот же естественный закон, призываются к тому же самому добру, что и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому, что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость...
 
Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. Не по чему иному, как по нашей лишь безпечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом! Не безрассудно ли, в самом деле, что если мы увидим драку, то бежим на площадь и мирим дерущихся? Да что я говорю — дерущихся?! Если увидим, что упал осел, то все спешим подать руку и поставить его на ноги! А о гибнущих братьях не заботимся. Богохульник — тот же осел, не вынесший тяжести своего гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой. Пусть разнообразно будет лекарство. И если мы так устроим свои дела, что будем искать спасения ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И насладимся будущими благами, которых все мы да достигнем благодатию и человеколюбием."
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Kurt
Beholder
Живет здесь
*****


Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3164
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #5 В: 08/04/06 в 15:25:57 »
Цитировать » Править

Ну, если православные богохульствовали, то они могли одинакового и от самих православных получить.
Ровно по этим самым рекомендациям.
 
Так что тут святой Иосафат не выходит за нормы своего времени (соответствовашие советам общего для неразделенной Церкви святого Иоанна).
« Изменён в : 08/04/06 в 15:44:55 пользователем: Kurt » Зарегистрирован

З павагаю,
Kurt/Lenwe the Green Elf

"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R)
"There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #6 В: 08/04/06 в 15:30:50 »
Цитировать » Править

Но по вопросу о скромности и чуткости выходит, как уже было сказано, оксюморон.  Хотя и не его персональный, конечно.
Мордобитием "для твоей собственной пользы" (с) там все увлекались.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Kurt
Beholder
Живет здесь
*****


Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3164
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #7 В: 08/04/06 в 15:40:51 »
Цитировать » Править

О мордобитии у св. Иоанна как раз немного.
Там это у него как самое крайнее средство упомянуто.
Зарегистрирован

З павагаю,
Kurt/Lenwe the Green Elf

"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R)
"There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
Kurt
Beholder
Живет здесь
*****


Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3164
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #8 В: 08/04/06 в 15:44:13 »
Цитировать » Править

Мне более интересной показалась формулировка "еретики, честные граждане моей епархии"  Smiley
Зарегистрирован

З павагаю,
Kurt/Lenwe the Green Elf

"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R)
"There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
Kurt
Beholder
Живет здесь
*****


Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3164
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #9 В: 08/19/07 в 02:41:48 »
Цитировать » Править

Ответ архиепископа Полацкого Иосафата Кунцевича на письмо Льва Сапеги.
 
 
Ваша светлость, ясновельможный Пан Канцлер, мой всегда уважаемый господин и постоянный благодетель.
 
Письмо, или скорее напоминание переданное мне от вашего имени, которое , как я понимаю, в значительной части написано с подачи разных людей про меня и моих священников, и про достославную святую Церковную Унию (в единстве с святой Римской католической Церковью, которая посетила эти края более шестисот лет назад[ii], и двадцать с лишним лет назад возобновленная[iii].  
 
С уважением это письмо принявши , мне остаётся надеяться на дальновидность ясновельможного Пана, и как Господу будет угодно.
 
Во первых, что касается моей особы. Богом моим свидетельствую, иже зрит в сердце мое и на дела мои, что ни одним поступком или суровым деянием я не отгонял от себя жителей Полоцка или других моих прихожан. Потому наименьший знак моей суровости не покажет чем бы я мог дать пример для подбивания бунташных людей которые вредят Речи Посполитой. Словом, мою власть и пастырскую мудрость, я всегда надеюсь соотносить с Волей Божией, волей Его Королевского Величества, и пользой Речи Посполитой. Это подтвердят множество людей принадлежащих не только к католической вере, но и еретиков[iv], добрых граждан моей епархии, это так и не иначе. Ссылаться на схизматиков я не могу, поскольку они после появления проклятого Смотрицкого[v], поганят для себя святую Правду, а нас, которые для умножения ея прилагаем все силы, выставляют как весьма злых людей.
 
Тоже самое и про моих священников, что мне послушны. Если бы они были послушны воле схизматиков, то считались бы у раскольников добрыми и учеными.
 
Если уж есть некоторые грубияны, то они порождение раскола (схизмы), а не Единства Церкви. пусть же нарекают на раскол, а не на Единство Церкви (Унию).
 
Я же никогда никого к Унии насилием не принуждал, такого никогда такого не было. Защищать же мне мои церковные права, (если на меня наступают насилием), меня принуждает обычная епископская присяга. Я делаю это внимательно и терпеливо, не отступая от примера св. Амвросия и Златоуста, которые протестуя или нет, мужественно действовали ради правды Божией. Амвросий с императором Феодосием, который в католическом Милане дозволял иметь церкви еретикам.
 
Златоуст имел столкновение с императрицей Евдоксией, желавшей отобрать виноградник вдовы, и с императором Аркадием, которого убеждал присоединить отщепенку к Церкви или же изгнать её из города, что император и устроил.
 
Если бы те святые в своем житии зрели ту великую несправедливость в отношении к Богу, какую я вижу сейчас в Полоцке, когда грубые мужики оставляют детей без крещения, а взрослых без исповеди и причастия отправляют в ад. Множество людей, будучи при смерти, ради Бога, просили позвать себе священника. Бунтари же на них кричали и стерегли их до смерти, что бы они умерли без исповеди. Бунтари творили бы тоже и дальше, если бы не я.  
 
Во времена Нерона и Диоклетиана мы бы творили все тоже самое, что и все верующие Божии, но сейчас мы живем при благочестивом государе, добром католике (дай ему Боже многих лет царствования), а жизнь и свободы наши охраняются общественным правом, как и всех жителей нашей отчизны.
 
Почему же мы не можем, как и другие это делают, использовать законные средства охраны наших прав и свобод, особенно если иначе невозможно? Больше есть протестов схизматиков в трибуналах, ратушах и земствах на нас, ни в чем не винных, и их за это не осуждают.
 
Словом им «благоволит фортуна», что их обманным голосам повсюду верят, а нас, святое исконное Единство Церкви, без вызова к ответу, без суда и закона, без доказательств силятся обвинить, притеснять, оглашая, что все внутренние невзгоды и ругань в собраниях происходят от нас, от Унии, а доказать ничего не могут. Наша терпеливость всем известна, но раскольники от этого шалеют: они не имеют тех исконных прав как мы, и силятся заменить их насилием, тем более что им помогают.
 
От надежных людей знаю, что казаки после набега турок поначалу и не собирались поддерживать раскола. Но их псевдовладыки, особенно Смотрицкий, видя значительное внимание ясновельможных панов сенаторов к расколу, еще будучи у некоторых из них писарем, подговаривал писать петиции Его Величеству -королю относительно раскола. Тем самым их амбиция принесла плод. Да не найдется никакой причины с нашей стороны такого их поведения, если бы только не одно, все мы в одной лодке Христовой, под управлением Его Наместника. Никогда эта лодка не была в штиле, да и быть не может, ни при нас ни без нас. Если кому то кажется, что волны восстают из за эксцессов нашей деятельности, то пусть попробуют выкинуть нас как Иону. Однако и тарсийские мореходы не сразу Иону выбросили за борт, но жребием искали виновника шторма. Схизматики же, то дерутся то рыдают, то окриком то плачем всю вину переводят на нас. Некоторые католики тоже, ссылаясь на их плачь помогают нас оскорблять.
 
Неужели это не противоречит любви к ближнему которую нам заповедал Христос? Хорош тот общественный мир, про который Господь сказал: «Мир мой даю вам», а не такой про который Он сказал: «Не мир пришел я принести (политический), но меч». Что за дружба может быть света с тьмою? Какое согласие Христа с Веельзевулом, католиков со схизматиками или еретиками, Церкви с блажью раскольнической. Что это за мир будет, если он устроен за счет оскорбления Бога, если привилегии св Петра и его преемников будут нарушать, а власть юрисдикции высшего пастыря, от Христа принятой, раскольники будут себе незаконно присваивать?
 
Св. Петр и его преемники – епископы римские, за это нарушение своих прав будут взывать к Божьему правосудию. Не будут молчать ни Владимир, ни Ярослав, ни Ягелло, ни Скиргайло ни другие основатели митрополии и епархий, если их труд будет уничтожен насилием. Ибо они как добрые католики, не для раскольников, но для католических владык своей столицы установили русское богослужение и благочестие.
 
Во всяком случае имеем оригиналы их грамот есть то же самое , что и их живой голос.
 
Свидригайло некого псевдомитрополита и раскольника Борецкого, прозванного Герасимом, поймал в Витебске и даже хотел сжечь во гневе на схизму[vi].
 
Осуждать будут и те, кто в благочестии и исповедничестве отошли с сего света и завещали предать свои тела погребению около католических и униатских церквей, указывая на то, что они до конца дней своих твердо держатся святой Веры.
 
Неужто Бог на этот «мир» не будет гневаться и будет его благословлять? Может ли отечество наше надеяться на безопасность, если казакам и их псевдоархиереям дозволяется делать то, чего они домагаются? Это значит , что столица наша бесправна если допускает, что они царьградскому пастуху подчиняются, а после может и с могущественной неприятельской державой имели бы сговор.
 
Насколько безопасной будет такая политика легко себе представить. Откроются ворота всем шпионам и предателям со стороны турецкого государства а страну Его Королевского Величества, нашего милостивого государя. Легко будет патриарху, митрополиту, владыке или вообще грекам, а то и самому турецкому «баши» нарядившись монахом и назвавшись «экзархом» приехать с тысячей или более янычар, и под видом духовной визитации устроить шпионаж и подстрекать к предательству[vii]. А запретить им этого будет нельзя, ведь казаки будут гневаться. Нечего ссылаться на пример, все мы помним, как это было.
 
Достойные польские короли Казимир и Александр, когда турки захватили Константинополь, не желали никакого митрополита кроме поставленного Папой. Это был митрополит Григорий (Цамбалак), которого рукоположил святой папа Пий. После него был митрополит Мисаил Чарейский, потом Макарий, потом Иосиф Солтан, даже Елена (Глинская) царица Московская[viii], будучи вдовой требовала от доброй памяти короля Сигизмунда Старого, что бы он разрешил ей выслать за поставлением в Константинополь Иону, которого она хотела сделать митрополитом.
 
С того времени до обновления Единства Церкви, существовал этот обычай. Все тот же достойнейший король и сын его Август пристально наблюдали за светскими и духовными лицами раскольников. Не допускали пришлым грекам их судить, но сами решали все их дела, не допускали даже строить новые и ремонтировать старые раскольничьи церкви, кроме особых случаев с разрешения короля. Ведал то и московский государь, что подчиненность его клира Константинополю не полезна его державе, потому тридцать лет назад угрозами просьбами добился у патриарха Иеремии поставления отдельного патриарха для Москвы, что бы более не посылать первосвятителей за поставлением в Константинополь, но поставлять их в Москве, что до сих пор и делается[ix].
 
После несчастливого союза раскольников и еретиков, как они начали между собой брататься и задумывать беспорядки в нашем отчестве, а пришлые греки им в этом помогали и помогают и помогать еще будут, если только Речь Посполитая не опомнится.  
 
Вспомните еще ясновельможный Пане, что монах Никифор[x] грек, еще до обновления Единства был в Валахии и тут, в державе Его Королевского Величества, прибыв делал вред, собирал конфедерации с еретиками и раскольниками. Какие съезды были в Остроге и Луцке, Бресте с приглашения панов которые считали его за пророка.
 
Помогали ему и другие греки которые имели свободный въезд и выезд. Тогда на это дело и обратил внимание Его Величество король и велел рассылать универсалы , что бы их не пускали в пределы державы Его Величества. Эти универсалы мы имеем до нашего времени. Из этой же проклятой кузницы происходит и гетман Наливайко, учинивший великий вред Речи Посполитой. Это все было при доброй памяти Вашего сиятельства и всех нас. Дошло до того, что схизматики, списавшись с еретиками, под присягой дали обещание стоять друг за друга.
 
Еретики выслали свои условия патриарху Иеремии Константинопольскому, желая от него союза в обмен на подчинение ему, и тем самым вовлечь Русь в союз с собою[xi].
 
Все это точно было не для блага Речи Посполитой, хотя Единство Церкви еще не было не провозглашено, не обновлено. Позднее Уния, в 1596 г. задержала все это. Уния уничтожила и эти планы, и тиранию гетмана Наливайки. Бог благословил ее начаток и все быстро успокоилось, как только наши старейшие владыки вернулись из Рима. Казаки бежали со своим Наливайкой к татарам, где под Лубнами и потерпели чудесное поражение от наших воинств. Наливайка был взят живым в плен , потом поймали и Никифора, автора всех нестроений, и обоих соответственно покарали.
 
Благословил Господь деяния Унии и через несколько дней после ея обновления.
 
С подстрекательства Стефана Зизания, министра схизматиков, Михаил государь Валахии поднялся против отечества нашего, но напрасно и быстро погиб. Восстало много Вашей светлости хорошо знакомых и известных магнатов схизматических и еретиков против Божьего дела, иже сотвори Бог в те дни, но ничего не доказавши были призваны на Суд Божий. Желали они бунташной громадой подстрекать других для уничтожения святого дела, но их замысел окончился позором.
 
Мы же, уверенные яко всемогущий Бог, до конца будет благословлять всякое Свое дело, и все препятствия не только казачью деятельность, но и диавольскую победит без всякого урона, но тем умножит духовную радость.
 
Если бы с этим не считались, а казачьей вольнице за их услуги дали пересилить Унию, то их волю, а не Божию должно исполнит. Впрочем не им мы обязаны, но святой Вере, благочестию и счастию Его Королевского Величества, государя нашего милостивого, мы должны все приписывать.
 
Бояться надо, что бы справедливый Бог, не покарал нашего милого отечества, через тех же казаков, как некогда покарал Он избранный народ через хананеев, за благосклонность израильтян к хананеям.
 
И вот текущие проблемы с турками, не казацкая ли вольница навела?  
 
Весьма возможно что они могут возобновить тот первый союз раскольников с разными сектами , начатый еще до Унии, и что бы не было того, что творится в Силезии даже до настоящего времени.
 
Казачья вольница этим не успокоится, но еще более распояшется, поскольку они не имеют Бога в сердце, не уважают Его помазанника, и в своей совести будут руководствоваться тем, чем руководствовался Наливайка.
 
Обратите внимание ясновельможный пане, что еще не имея просимых свобод, они еще до обновления Единства, с допущения короны, сговорившись с монахами захватили четыре главные монастыря в Киеве. Особенно Михайлов златоверхий монастырь, св Николая, св. Кирилла и Межыгорский монастырь. Завладели они ими хищнически, с допущения архимандрита Печерского. Теперь еще и псевдопатриарха привезли себе из Греции, без уведомления и разрешения законных властей и Его Королевского Величества. Поставили без дозволения законной власти параллельную иерархию, при действующих архиереях законно поставленных королем, тем самым явно нарушив права Его Величества.
 
Чего же потом они начнут творить, если террором всего желаемого достигают? Разговоров их мужицких на тему: «Желаем жить под турками», уничтожением Унии не заглушить, но только усилить. В самой натуре раскола заложено желание более брататься с еретиками и мусульманами, нежели с католиками.
 
Император Константинопольский Мануил Комнин, еще в начале схизмы заключил союз с турками. Французские католические войска, желавшие ему вернуть власть над Святой Землей, были им же уничтожены посредством поставок отравленной муки. Он желал уничтожения войска латинян, дабы силой своей они не вернули Палестины, находившейся тогда во власти турок. Про это событие пишет хронист Никита Грек , и сильно осуждает н императора Мануила за этот поступок.[xii]
 
Это и не удивительно, что схизматики чувствуют больше приязни к туркам, чем к Его величеству королю. Строгой карой можно заставить замолчать те голоса, а не дарованием свобод. Московиты, в своих письмах к коронному совету Великого Княжества Литовского обвиняют нас, будто мы их принудили к нарушению присяги Его Величеству королю, чем великое напрасное оскорбление на нас возводят[xiii].
 
Это никаким образом к нам не относится, скорее это дело схизматиков чем нас.
 
Могилевцам на примере Плутарха по получении декрета от Его Величества короля, только на полгода я дозволил отправлять свои (раскольничьи) богослужения, надеясь расположить их к добру. Но увидел я, что этот мой поступок только утверждает их в расколе. Потому я передал их добрым священникам – католикам. Имеют хороших священников потому пусть при них и молятся. Церкви стоят все время закрытые и открываются только на богослужение[xiv]. Если желают, то могут быть благочестивыми. Дозволять же им оскорблять Бога в этих церквях мне совесть не позволяет. Если же они захотят их у меня насилием и беззаконием отобрать, то я буду защищать свои права, вплоть до отдачи сего на последний Суд Божий.
 
Все это, как недостойный слуга моего отечества, вашей, Ясновельможный Пане, заботе передаю, ибо вы и ранее были мне опекуном, и вашей милости я привычно предаюсь.
 
Из Полоцка 22 апреля 1622 г.
 
Моего милостивого господина и благодетеля послушник и молитвенник.
 
Иосафат Кунцевич архиепископ Полоцкий.
 
 
Перевод с беларуского иером Кирилл.
 
 
 
 
 
 
Комментарии.
 
 
 
------------------------------------------------------------------------ --------
 
[i] Канцлер Великого Княжества Литовского, Лев Сапега, был политиком чрезвычайно острого ума и большим дипломатом. Будучи весьма пожилым он однако не был глубоко религиозен, и в Унии видел скорее политический союз народов единого государства – Речи Посполитой нежели чисто богословский союз. Именно по этому св. Иосафат аргументирует мысль в защиту Унии политическими доводами, а не богословскими.
 
[ii] . Кунцевич имеет в виду Крещение Руси 989 г. при кн Киевском Владимире. Св. Иосафат не рассматривал Киевскую Церковь как отделившуюся от Рима, но лишь по временам обновлявшую общение с Римом
 
 
[iii] Имеется в виду Брестский собор 1596 г.
 
 
[iv] с некоторыми протестантами у св. архиепископа Иосафата были хорошие отношения. Хорошими отношения были и с еврейской общиной г. Витебска, о чем есть упоминание в актах канонизации св. Иосафата.
 
 
[v] Кунцевич ссылается на королевский универсал, обвиняющий Смотрицкого в шпионаже и требующий его немедленного ареста.
 
 
В последствии, после убийства Кунцевича, Смотрицкий сбежит в Константинополь к двору патриарха Кирилла II Лукариса, где разочаруется в православии и примет католичество. Станет самым активным участником прославления в лике святых Иосафата Кунцевича. Отказавшись от предложения митрополита Руцкого, стать католическим епископом, уйдет в затвор в свято Духовом Виленском монастыре, где напишет «Апологию»- книгу об истинности католической веры.
 
 
[vi] Иосафат ошибается комментируя данное событие.
 
 
[vii] ссылка на многочисленные случаи выманивания денег у казачьих старшин и православной шляхты греческими аферистами представлявшимися «экзархами» и «патриаршьими эмиссарами». Известны случаи и шпионажа.
 
 
[viii] жена князя Василия Васильевича, Елена Глинская не была царицей. Московским государством она управляла как регентша при малолетнем Иване IV Грозном
 
 
[ix] Московские государи действительно не желали подчинения клира Московской церкви Константинополю, но скорее из внутри политических причин, чем внешне политических.
 
[x] Никифор Кантакузен, экзарх Константинопольского патриарха Матфея .
 
 
[xi] Тут Кунцевич ссылается на переписку александрийского и константинопольского патриархов с литовскими лютеранами и кальвинистами, Которая хотя и была официально тайной, но была широко известна. Попытка создать из союза кальвинистов и православных единый «фронт» против католической короны Польской, потерпела крах из за разногласий по догматическим вопросам. Надежду на «протестантскость» Кп-ля в литовских протестантов посеял иеромонах Кирилл Лукарис (будущий патриарх Кирилл II), секретарь патриарха Мелетия Пигаса, и убежденный кальвинист. Патриархи Матфей и Мелетий естественно не могли пойти на «унию» с кальвинистами и лютеранами, потому их религиозный и политический союз развалился едва начавшись. Аналогичные переговоры от имени патриарха Иеремии велись и с германскими лютеранами, которые тоже не увенчались успехом. Переписка патриархов с Виттенбергскими богословами попала в руки иезуита Соколовского, который издал её в Вильне в 1582 г. Кунцевич проживал в Вильне и потому видимо был знаком с этим изданием. Идея союза протестантов с православными провалилась так же и по ряду политических причин.
 
Кунцевич ошибочно полагает, что этот союз был разрушен извне введением Унии в 1596
 
 
[xii] Иосафат упоминает факт действительно бывший в истории Крестовых походов и описанный Никитой Хониатом
 
 
[xiii] Иосафат повторяет расхожий в Речи Посполитой миф, будто московские бояре отвергли королевича Владислава , которого сами же призывали на Москву в качестве царя, исключительно по причине Унии.
 
 
[xiv] Такое положение было нехарактерным для Литовской руси 17 века, где церкви, как правило все время стояли открытыми.
http://forum.catholiconline.ru/index.php?showtopic=2398&hl=
Зарегистрирован

З павагаю,
Kurt/Lenwe the Green Elf

"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R)
"There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Переписка св. Иосафата Кунцевича
« Ответить #10 В: 08/20/07 в 12:23:58 »
Цитировать » Править

Quote:
иеромонах Кирилл Лукарис (будущий патриарх Кирилл II), секретарь патриарха Мелетия Пигаса, и убежденный кальвинист

Не из-за сотрудничества ли с ним князя Константина Острожского подозревали в протестанстве?
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.